Разное

Религия сербов: Религиозные корни сербского этнофашизма

Религиозные корни сербского этнофашизма

  • Mнение

26 окт. 2021

В основу югославских войн в 90-е лег Косовский миф, породивший реваншистские устремления сербских националистов и политику демонизации мусульманского населения. Является ли он все еще угрозой и вызовом межнациональному миру на Балканах?

Разрушенная мечеть в Баня Лука

Распад Югославии и последовавшие за этим вооруженные конфликты между различными народами федерации продемонстрировали, какую опасность несут нерешенные национальные противоречия. В ходе этой войны боснийские мусульмане понесли максимальные потери, пережив геноцид и массовые депортации. Значительно пострадала и инфраструктура, особенно религиозная. По оценкам различных источников, в Боснии было разрушено примерно 1 000 мечетей.

Многие из этих мечетей были построены сотни лет назад. Например, мечеть Арнаудия, возведенная в 1594 году в городе Баня-Лука, была взорвана сербскими боевиками 7 мая 1993 года. Уничтожение мечети было санкционировано администрацией Республики Сербской, стремившейся избавиться от исламского наследия города. Вместе с Арнаудией была разрушена мечеть Ферхат-паши, построенная в 1579 году. Считается, что на территориях, находившихся под контролем боснийских сербов, было разрушено более 90% мечетей. Таким образом, боснийские мечети пережили коммунизм, но не смогли пережить сербский этнофашизм.

Вместе с тем конфликт в бывшей Югославии нельзя назвать религиозной войной. Все народы Югославии пережили секуляризацию и изгнание религии из публичной сферы. Коммунистическое образование должно было минимизировать религиозный фактор и по замыслу югославских социалистических лидеров воспитать нового человека. Однако религию слишком рано похоронили.

В условиях распада государства и краха коммунистических ценностей именно религия стала использоваться как маркер идентичности, позволяющий отнести человека к тому или иному народу, определить, кто есть свой, а кто чужой. В то время как югославская надрелигиозная идентичность оказалась неспособной быть цементирующим фактором, а скорее начала играть на руку сербскому националистическому проекту.

Например, известный режиссер Эмир Кустурица, который, несмотря на то, что идентифицировал себя как югослава, крестился в Сербской православной церкви. По его мнению, боснийцы – это не некий отдельный народ, а сербы, которым навязали ислам и новую идентичность. Таким образом, по мнению Кустурицы, процесс возвращения к «истокам» весьма прост: необходимо отказаться от ислама и вернуться в лоно сербского православия.

Безусловно, этнические чистки и разрушения мечетей, о которых упоминалось ранее, не имели прямого религиозного мотива и сербские священнослужители не призывали убивать мусульман или же католиков. Православие, как и ислам, за многие века выработало различные способы взаимодействия и сосуществования с иноверцами. Несмотря на это, лидеры белградских и боснийских сербов постоянно апеллировали к религиозным смыслам и символам для оправдания агрессии против боснийцев, хорватов и косовских албанцев.

В основу сербской националистической идеологии, а позднее и сербской национальной идентичности лег так называемый Косовский миф, основанный на легендах о реальных событиях, связанных с битвой на Косовом поле в 1389 году. По версии сербских националистов, Лазарь – правитель феодальной Сербии – противостоял Османскому султану Мураду I, который стремился покорить и исламизировать христианскую Европу.

Князь Лазарь, обладая недостаточными для сопротивления силами, решил бросить Мураду вызов, прекрасно осозновая, что сербы не смогут одержать победу. Его мученическая смерть продемонстрировала «небесный выбор» сербского народа, который отказался подчиниться иноземным захватчикам и выбрал смерть вместо позора. Самого Лазаря за его многочисленные страдания и жертвы многие сербские авторы даже уподобляли Иисусу Христу. Так появился миф о том, что за приверженность христианству и отказ от земных почестей сербы наследовали царство небесное, став чем-то вроде нового народа Израилева.

Интересно, что турецкие историки никогда не рассматривали Косовскую битву в качестве самого решающего события в истории Балкан или же Сербии. Война против сербского князя Лазаря воспринималась в качестве одной из успешных, но периферийных кампаний, проводившихся в последние десятилетия XIV века.
После падения сербского государства, по мнению сербских националистов, наступил длительный и позорный период «османо-мусульманской оккупации и рабства». Будучи сформированным при активном участии сербской церкви Косовский миф включает в себя множество христианских символов, а сама Сербия рисуется в качестве бастиона христианства на пути продвижения «мусульманских орд».

В этом мифе религиозное неотделимо от политического и национального, и именно в этом и кроется его сила. Борьба и реванш за поражения оказываются тесно связанными с воображаемыми событиями 600-летней давности, которые окрашиваются исключительно в религиозные тона.

Косовский миф приобретает особую актуальность в XIX веке, когда у сербских националистов возникла нужда в мобилизации народных масс для борьбы с османской администрацией. Косовский миф, поддерживаемый духовенством, оказался как нельзя кстати. После появления на политической карте мира независимой Сербии Косовский миф становится государствообразующим, а сам князь Лазарь приобретает статус самого важного исторического персонажа.

В 1889 году сербские власти широко отмечают 500-летие Косовской битвы, а сама дата битвы устанавливается в числе важнейших национальных праздников. Косовский миф ложится в основу реваншистских устремлений сербских националистов и на целое столетие определяет судьбу сербского и других народов.

Одной из попыток реализовать цели сербских этнофашистов становится идеология югославизма, которая доминировала в Югославии, образованной сразу после окончания Первой мировой войны. Югославизм стремился объединить сербов, хорватов и словенцев, рассматривая их как триединый народ, а сама Югославия для сербских националистов была инструментом для создания Великой Сербии. Католическая церковь и ислам подвергались дискриминации, а сербскому языку и Сербской православной церкви были открыты все двери.

После Второй мировой войны Югославия оказалась под властью коммунистической партии, которая заметно ослабила влияние сербских националистов на югославизм. Коммунисты под руководством хорвата Иосипа Броз Тито, проводили политику децентрализации, превратив Югославию в федерацию, что особенно раздражало сербских радикалов.

После смерти Тито в 1980 году сербы постепенно берут под контроль государственный аппарат и армию. В 1989 году, отмечая очередную годовщину битвы на Косовом поле, будущий глава Югославии, серб Слободан Милошевич заявил: «Сербия всегда была бастионом, который защищал европейскую культуру, религию и европейское общество». Его выступление стало кульминацией празднования 600-летия битвы с Османами, которое продолжалось несколько месяцев.

По примеру Милошевича, многие общественные и религиозные лидеры Сербии подхватили обсуждение Косовского мифа и ведущую роль сербов в ассамблее народов Югославии. Все эти мероприятия способствовали еще большему усилению националистических и реваншистских настроений среди сербов. Представители других республик предпочли отказаться от посещения праздника, воспринимая действия сербских властей как провокацию и потакание сербскому национализму.

В этом же году Сербская православная церковь достала останки князя Лазаря и распространила их по землям, которые сербы называют своими историческими территориями, включая территории других национальных республик, прежде всего Боснии и Хорватии. Для того, чтобы лично увидеть останки Лазаря, толпы скорбящих сербов часами выстаивали гигантские очереди, на которых они клялись никогда более не допустить поражения Сербии. Под поражением, вероятнее всего, понималась «потеря» Боснии и некоторых территорий Хорватии, именно в этих республиках будут проходить наиболее ожесточенные бои, когда в Югославии разразится гражданская война.

Позднее, в 1994 году, то есть уже после начала боевых действий на территории Боснии, лидер боснийских сербов Радован Караджич, разъясняя мотивацию сербских боевиков, заявил: «Наша вера присутствует во всех наших помыслах и решениях и подчиняется голосу Церкви как гласу высшей власти». А на одном из митингов, проходивших в Сараево, Караджич также сказал: «Сегодня даже Бог – серб!» Кровавый мясник Сребреницы генерал Ратко Младич пошел несколько дальше и заявил, что проблема Боснии будет решена только в том случае, если мусульмане обратятся в православие.

Все эта риторика всегда находила поддержку у представителей Сербской православной церкви. Митрополит Николай, предстоятель сербской церкви в Боснии, провозгласил на Пасху 1993 года, что те, кто принимают руководство Караджича и Младича, «идут трудным путем Христа». Такого рода высказывания сербского духовенства сочетались с попытками представить сербов в качестве вечно преследуемого народа, который находится под угрозой уничтожения.

Всего через два года после геноцида мусульман Сребреницы патриарх Павел заявил: «На протяжении своей истории сербы сталкивались с самыми жестокими формами геноцида и изгнания, которые ставили под угрозу их существование, но, несмотря на это, сербы всегда защищали себя, свою духовность, культуру и демократические убеждения».

Геноцид боснийских мусульман со стороны армии боснийских сербов церковь всегда отрицала. Более того, несмотря на очевидные доказательства вины руководства боснийских сербов в геноциде, патриарх Павел написал заявление в Совет Безопасности ООН, в котором потребовал приостановить производство по делу о военных преступлениях Радована Караджича в Гаагском трибунале, а также призывал власти Сербии не выдавать Ратко Младича.

Неудивительно, что во время войны Сербская православная церковь оказывала всестороннюю поддержку лидерам боснийских и хорватских сербов. Патриарх даже оправдывал действия известного уголовника и террориста Аркана (настоящее имя Желько Ражнатович), чья группировка повинна в многочисленных преступлениях против гражданского населения. Несмотря на это, Павел встречался с Арканом и даже подарил ему икону. После этой встречи Аркан стал именовать патриарха своим командиром.

Таким образом, воспринимая себя в качестве хранителя сербской идентичности православная церковь активно участвовала и продолжает участвовать в формировании религиозно-националистического мифа. Церковь не нашла в себе сил, чтобы критически переосмыслить свое отношение к мусульманам и представителям других религий, рассматривая многообразие Югославии и Сербии больше как вызов, чем преимущество. В значительной степени именно этот миф повлиял на демонизацию мусульманского населения Югославии и до сих пор является угрозой и вызовом межнациональному миру на Балканах.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском.
Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

  • Милошевич
  • Косово
  • Аркан
  • Караджич
  • балканы

Исламовед, журналист, занимается изучением Ближнего Востока, а также социо-политических процессов, связанных с исламом на постсоветском пространстве

Новости по теме

Прерванный визит Лаврова на Балканы: спутают ли карты выборы в США

Еще со времен русско-турецких войн Россия считает Балканы зоной своих геополитических интересов. Но выстроенная система точек опоры раз за разом дает заметные трещины, что требует неусыпного контроля московской дипломатии за регионом

Ада-Кале: турецкая Атлантида на Балканах

Поэтическая метафора «Османская Атлантида» сегодня часто применяется к небольшому дунайскому острову Ада-Кале, сохранявшему статус турецкого анклава на Балканском полуострове в течение десятилетий после распада Османской империи

Гаага для организаторов войны в Украине: есть ли у нее перспективы?

Что нужно, чтобы реализовать требования Гааги для организаторов войны в Украине?

Гагаузы: Между двумя мирами

Гагаузы, будучи тюрками и при этом в большинстве своем православными, вполне могут стать связующим мостом между тюрко-мусульманским и христианским мирами. Откуда же есть пошла история этого удивительного народа?

В той же категории

Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ

На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами

Миграционные потоки Израиля: с Востока на Запад

Наряду с притоком в Израиль евреев, желающих получить гражданство страны, сегодня наблюдается и активный отток успешных израильтян в более благополучные страны. Как работают «сообщающиеся сосуды» Израиля и диаспоры?

Турция может укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества

В случае дальнейшей интеграции Турции в ШОС Организация получит новый импульс к развитию, а с учетом амбиций и способностей турецкого руководства Анкара сможет реализовать новые экономические проекты и диверсифицировать собственные внешние связи

Как страны мира сегодня соотносятся по их человеческому потенциалу

Кто в мире живет лучше всех и как военное и экономическое могущество стран соотносится с их благосостоянием

Что ещe Вы хотели бы узнать?

Милошевич

Косово

Аркан

Караджич

балканы

Статус Айя-Софии — внутреннее дело Турции

Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней

Будущее Израиля выглядит туманным

Бывший руководитель разведки считает, что подполье в Израиле стремительно растет и предсказывает будущее еврейского государства как «плохое или очень плохое»

Посол РФ впечатлен усилиями Турции по обеспечению безопасности туристов

Другим странам следует изучить систему сертификации «Безопасный туризм», используемую в Турции, — считает глава дипмиссии России в Анкаре Алексей Ерхов

Казахстанский транзит ровняет курс

Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?

Трамп, Москва и «талибы» VS Демпартия США

Дональд Трамп, Москва и «талибы» называют фейком публикацию The New York Times о заказах российской разведкой нападений на американских военных в Афганистане. Скандал вызвал большой резонанс в мире и эскалацию политического противостояния в США

«Сербы растеряны». В Косово задумали страшное

https://ria.ru/20210517/kosovo-1732365760.html

«Сербы растеряны». В Косово задумали страшное

«Сербы растеряны». В Косово задумали страшное — РИА Новости, 20.05.2021

«Сербы растеряны». В Косово задумали страшное

На Балканах — в главной «пороховой бочке Европы» — назревает очередной конфликт. Православные Косово заявляют о постоянных атаках на храмы и прихожан. Власти… РИА Новости, 20.05.2021

2021-05-17T08:00

2021-05-17T08:00

2021-05-20T12:13

религия

приштина

оон

косово

стамбул

сербская православная церковь

православная церковь украины (пцу)

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/155962/47/1559624752_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_90583eea58755e013364d6d2f0b24846.jpg

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости, Олег Налисник. На Балканах — в главной «пороховой бочке Европы» — назревает очередной конфликт. Православные Косово заявляют о постоянных атаках на храмы и прихожан. Власти самопровозглашенной республики игнорируют жалобы, разыгрывая свою «церковную карту». О причинах и вероятных последствиях гонений на верующих — в материале РИА Новости.»Давлению нет конца»Такой традиции, пожалуй, нет ни в одной церкви: патриарха Сербского возводят на престол предстоятеля дважды. Малая интронизация происходит в Белграде. Вторую часть церемонии — более торжественную — проводят в древнем храме города Печ, что в Косово. Сейчас регион отделен от Сербии.Избранный в феврале патриарх Порфирий пока прошел лишь первый этап. Когда состоится второй, неизвестно до сих пор. Эта тема для сербов очень чувствительная: патриаршья церковь находится на территории, контролируемой исповедующими ислам албанцами. В 2010-м они чуть не сорвали интронизацию предшественника Порфирия — патриарха Павла, закидав камнями несколько автобусов с паломниками.За камни взялись и сейчас. Верующих Сербской православной церкви не оставляют в покое с начала мая. На Пасху в городке Ораховац, что в 70 километрах от Приштины, в праздничную ночь разбили автомобиль местного диакона. В соседнем селе Витина забросали булыжниками дом серба Александра Ячовича, пострадала его жена.Похожие инциденты произошли и в нескольких других поселениях, а в селах Драйковец и Донья Битинья неизвестные злоумышленники ворвались в церкви и разграбили их.»Верующих в Косово никто не защищает. Поэтому нападают часто, чуть ли не каждый месяц», — говорит сербский журналист Стефан Гайич.Так продолжается уже 17 лет — с печально известного «Мартовского погрома», который в Сербии называют геноцидом. Тогда албанцы устроили беспорядки, убили 16 человек, более четырех тысяч сербов бежали из своих домов. Почти сорок церквей были разрушены. Большинство, конечно, восстановили, но многие значимые святыни так и лежат в руинах — например, Предтеченский храм в селе Самодрежа. Власти пообещали его отреставрировать, но вместо этого устроили там деревенскую свалку. «И этому нет конца, — возмущается Гайич. — Давление на верующих усиливается, а власти Косово заинтересованы в этом. Ведь Церковь — последний оплот Сербии в регионе. Да и главные храмы с монастырями находятся именно здесь». «Ручная» церковьНесмотря на гонения, православные все же остались на родной земле. По данным косовских властей, более пяти процентов граждан самопровозглашенной республики посещают храмы Сербской церкви. Эти данные явно занижены, ведь христиане бойкотировали перепись населения. А их, по разным оценкам, свыше ста тысяч.Защитником православных с момента обособления Косово от Сербии в 2007-м выступила Рашско-Призренская епархия. Все разногласия с местными властями улаживали при ее посредничестве. Однако в последнее время Приштина демонстративно игнорирует трудности сербов.»Жалобы в косовские институты власти бессмысленны. Ведь агрессия исходит с самой верхушки, которая вместо решения проблем населения, экономики и борьбы с пандемией нападает на сербов, ежедневно обзывая их ужасными словами», — заявила епархия в связи с участившимися нападениями на храмы. С каждым днем, по словам духовенства, давление лишь усиливается. И верующие боятся повторения страшных событий марта 2004-го — хотя главные храмы и монастыри охраняют бойцы KFOR из миротворческого контингента ООН. Именно для международного сообщества косовские власти годами твердят одну и ту же мантру: разные религии равны, церковь обладает всеми правами. Правда, не уточняют, какая именно. В самопровозглашенной республике с 2017-го хотят создать собственную «автокефальную церковь». Автор идеи — националистическая албанская партия «Самоопределение».»Православная церковь в Косово должна называться не Сербской, а Косовской», — заявил один из активистов движения, мэр Призрена Мютахер Хаскука.Пока все ограничивается угрозами: новой структуры нет даже на бумаге. Однако почву активно готовят, уверены в СПЦ. «Политический проект»Националисты не скрывают, по чьим стопам пошли. За основу взяли украинскую модель, где в конце 2018-го учредили «Православную церковь Украины» (ПЦУ). Правда, ту фактически склеили из двух уже действовавших раскольнических организаций, на которые в общей сложности приходилось шесть тысяч приходов. «А так называемая Косовская церковь сугубо виртуальная. У нее нет сторонников среди проживающих в Косово сербов. Это чисто политическая задумка», — рассуждает политолог Аркадий Малер.Поэтому Приштина может повторить украинский опыт: Киев отнял более пятисот храмов в пользу ПЦУ у канонической Украинской церкви. В Косово святынь тоже хватает — более 160 храмов и 14 монастырей, среди которых известные на весь мир обители Высокие Дечаны, Грачаница, Драганац и Печская патриархия.»Все это принадлежит Сербской церкви. По сути, именно она осталась нерушимым институтом после распада Югославии — замечает Малер. — Точно так же, как и Московский патриархат в границах бывшего Советского Союза. И теперь от православного Белграда хотят отколоться. То в Черногории, где автокефальный проект сейчас заглох, то в Северной Македонии». Этим, считает он, может воспользоваться Константинопольский патриархат (КПЦ), давно стремящийся ослабить крупные православные церкви — Русскую и Сербскую. Через Украину и Косово соответственно. «Фанару (район в Стамбуле, где находится административный центр КПЦ. — Прим. ред.) ничего не стоит признать косовскую псевдоцерковную организацию. Как видим, политика там построена на создании расколов в других поместных церквах», — поясняет специалист.Поэтому нынешние гонения могут быть предвестниками большого раскола. Однако, уверен эксперт, Сербская церковь будет держаться до последнего. Последние три десятилетия это наглядно показали.

https://ria.ru/20180413/1518519051.html

приштина

косово

стамбул

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright. html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155962/47/1559624752_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_e4433414d6637ce608bb795cbfb7ac2b.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

приштина, оон, косово, стамбул, сербская православная церковь, православная церковь украины (пцу), аналитика — религия и мировоззрение

Религия, Приштина, ООН, Косово, Стамбул, Сербская православная церковь, Православная церковь Украины (ПЦУ), Аналитика — Религия и мировоззрение

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости, Олег Налисник. На Балканах — в главной «пороховой бочке Европы» — назревает очередной конфликт. Православные Косово заявляют о постоянных атаках на храмы и прихожан. Власти самопровозглашенной республики игнорируют жалобы, разыгрывая свою «церковную карту». О причинах и вероятных последствиях гонений на верующих — в материале РИА Новости.

«Давлению нет конца»

Такой традиции, пожалуй, нет ни в одной церкви: патриарха Сербского возводят на престол предстоятеля дважды. Малая интронизация происходит в Белграде. Вторую часть церемонии — более торжественную — проводят в древнем храме города Печ, что в Косово. Сейчас регион отделен от Сербии.

Избранный в феврале патриарх Порфирий пока прошел лишь первый этап. Когда состоится второй, неизвестно до сих пор. Эта тема для сербов очень чувствительная: патриаршья церковь находится на территории, контролируемой исповедующими ислам албанцами. В 2010-м они чуть не сорвали интронизацию предшественника Порфирия — патриарха Павла, закидав камнями несколько автобусов с паломниками.

За камни взялись и сейчас. Верующих Сербской православной церкви не оставляют в покое с начала мая. На Пасху в городке Ораховац, что в 70 километрах от Приштины, в праздничную ночь разбили автомобиль местного диакона. В соседнем селе Витина забросали булыжниками дом серба Александра Ячовича, пострадала его жена.

© РИА Новости / Олег Иванов / Перейти в медиабанкНовоизбранный патриарх Сербский Порфирий (Перич) на церемонии интронизации

Новоизбранный патриарх Сербский Порфирий (Перич) на церемонии интронизации

Похожие инциденты произошли и в нескольких других поселениях, а в селах Драйковец и Донья Битинья неизвестные злоумышленники ворвались в церкви и разграбили их.

«Верующих в Косово никто не защищает. Поэтому нападают часто, чуть ли не каждый месяц», — говорит сербский журналист Стефан Гайич.

Так продолжается уже 17 лет — с печально известного «Мартовского погрома», который в Сербии называют геноцидом. Тогда албанцы устроили беспорядки, убили 16 человек, более четырех тысяч сербов бежали из своих домов. Почти сорок церквей были разрушены. Большинство, конечно, восстановили, но многие значимые святыни так и лежат в руинах — например, Предтеченский храм в селе Самодрежа. Власти пообещали его отреставрировать, но вместо этого устроили там деревенскую свалку.

«И этому нет конца, — возмущается Гайич. — Давление на верующих усиливается, а власти Косово заинтересованы в этом. Ведь Церковь — последний оплот Сербии в регионе. Да и главные храмы с монастырями находятся именно здесь».

«Ручная» церковь

Несмотря на гонения, православные все же остались на родной земле. По данным косовских властей, более пяти процентов граждан самопровозглашенной республики посещают храмы Сербской церкви. Эти данные явно занижены, ведь христиане бойкотировали перепись населения. А их, по разным оценкам, свыше ста тысяч.

Защитником православных с момента обособления Косово от Сербии в 2007-м выступила Рашско-Призренская епархия. Все разногласия с местными властями улаживали при ее посредничестве. Однако в последнее время Приштина демонстративно игнорирует трудности сербов.

Косово. Косовская Митровица. Храм Святого Димитрия

«Жалобы в косовские институты власти бессмысленны. Ведь агрессия исходит с самой верхушки, которая вместо решения проблем населения, экономики и борьбы с пандемией нападает на сербов, ежедневно обзывая их ужасными словами», — заявила епархия в связи с участившимися нападениями на храмы.

С каждым днем, по словам духовенства, давление лишь усиливается. И верующие боятся повторения страшных событий марта 2004-го — хотя главные храмы и монастыри охраняют бойцы KFOR из миротворческого контингента ООН.

Именно для международного сообщества косовские власти годами твердят одну и ту же мантру: разные религии равны, церковь обладает всеми правами. Правда, не уточняют, какая именно. В самопровозглашенной республике с 2017-го хотят создать собственную «автокефальную церковь». Автор идеи — националистическая албанская партия «Самоопределение».

«Православная церковь в Косово должна называться не Сербской, а Косовской», — заявил один из активистов движения, мэр Призрена Мютахер Хаскука.

Пока все ограничивается угрозами: новой структуры нет даже на бумаге. Однако почву активно готовят, уверены в СПЦ.

Вид города Приштина

«Политический проект»

Националисты не скрывают, по чьим стопам пошли. За основу взяли украинскую модель, где в конце 2018-го учредили «Православную церковь Украины» (ПЦУ). Правда, ту фактически склеили из двух уже действовавших раскольнических организаций, на которые в общей сложности приходилось шесть тысяч приходов.

«А так называемая Косовская церковь сугубо виртуальная. У нее нет сторонников среди проживающих в Косово сербов. Это чисто политическая задумка», — рассуждает политолог Аркадий Малер.

Поэтому Приштина может повторить украинский опыт: Киев отнял более пятисот храмов в пользу ПЦУ у канонической Украинской церкви. В Косово святынь тоже хватает — более 160 храмов и 14 монастырей, среди которых известные на весь мир обители Высокие Дечаны, Грачаница, Драганац и Печская патриархия.

Косово. Монастырь Грачаница

«Все это принадлежит Сербской церкви. По сути, именно она осталась нерушимым институтом после распада Югославии — замечает Малер. — Точно так же, как и Московский патриархат в границах бывшего Советского Союза. И теперь от православного Белграда хотят отколоться. То в Черногории, где автокефальный проект сейчас заглох, то в Северной Македонии».

Этим, считает он, может воспользоваться Константинопольский патриархат (КПЦ), давно стремящийся ослабить крупные православные церкви — Русскую и Сербскую. Через Украину и Косово соответственно.

«Фанару (район в Стамбуле, где находится административный центр КПЦ. — Прим. ред.) ничего не стоит признать косовскую псевдоцерковную организацию. Как видим, политика там построена на создании расколов в других поместных церквах», — поясняет специалист.

Поэтому нынешние гонения могут быть предвестниками большого раскола. Однако, уверен эксперт, Сербская церковь будет держаться до последнего. Последние три десятилетия это наглядно показали.

13 апреля 2018, 08:00Религия

«Мы никуда не уйдем»: к чему готовятся православные в Косово

Как боснийские мусульмане относятся к христианам через 20 лет после резни в Сребренице

Родственники скорбят над гробами в Сребренице 9 июля. 136 тел, найденных в местах массовых захоронений на востоке Боснии, будут перезахоронены в 20-ю годовщину резни в Сребренице. (Фото Димитара Дилкоффа/Agence France-Presse через Getty Images)

В эти выходные исполняется 20 лет со дня резни в Сребренице – убийства 7000-8000 мусульманских мужчин и мальчиков силами боснийских сербов в боснийском городе, который был определен Организацией Объединенных Наций. зона безопасности.

Худшее злодеяние, имевшее место в Европе со времен Второй мировой войны , произошло во время жестокой трехлетней войны после распада бывшей Югославии. Война велась в основном по этнорелигиозным мотивам, преимущественно между православными сербами, боснийцами-мусульманами и католиками-хорватами.

Резня по сей день продолжает подогревать политические страсти. В среду Россия наложила вето на резолюцию ООН, осуждающую эту акцию как «преступление геноцида»; За резолюцию проголосовали еще 10 членов Совета Безопасности.

В 2010 году мусульмане составляли около 45% населения Боснии и Герцеговины, что немного меньше, чем доля христиан (52%), согласно оценкам Pew Research Center. А опрос мусульман, проведенный Pew Research Center в конце 2011 года, выявил признаки как взаимопонимания, так и напряженности между мусульманами и христианами в Боснии и Герцеговине.

Из 38 стран, которым был задан вопрос, Босния и Герцеговина является единственной страной за пределами Африки к югу от Сахары, где по крайней мере половина мусульман (51%) говорят, что они «кое-что» или «много» знают о христианских верованиях и практики. Большинство мусульман в Боснии и Герцеговине (59%) также говорят, что у ислама и христианства много общего; Боснийские мусульмане, утверждающие, что хоть что-то знают о христианстве, гораздо чаще, чем те, у кого меньше знаний, считают, что у этих двух религий много общего.

Примерно каждый пятый мусульманин в Боснии и Герцеговине (18%) говорит, что посещает межконфессиональные встречи, которые недавно продвигал Папа Франциск во время поездки в Сараево. В других странах Южной и Восточной Европы примерно каждый десятый или меньше мусульман говорят, что посещают такие собрания, в том числе 6% в Косово и Албании и 8% в России.

Однако, несмотря на эти признаки межконфессиональной терпимости и взаимодействия, разногласия в обществе сохраняются. Относительно немногие боснийские мусульмане считают немусульман среди своих близких друзей: примерно девять из десяти боснийских мусульман (93%) говорят, что большинство, если не все, их близкие друзья разделяют их веру.

Точно так же немногие мусульмане в Боснии и Герцеговине согласны с тем, что их сын или дочь женятся на неверующих. Менее одного из пяти боснийских мусульман говорят, что им было бы комфортно, если бы сын (16%) или дочь (14%) вышли замуж за христианина. В других частях региона открытость к браку вне веры выше. Например, по меньшей мере половина мусульман в России (52%) и Албании (77%) говорят, что им было бы комфортно, если бы их сын женился на христианке.

Босния и Герцеговина имела высокий уровень социальных враждебных действий, связанных с религией, в 2013 году, последнем проанализированном году, согласно продолжающейся серии отчетов Исследовательского центра Пью. Например, по сообщениям, в августе 2013 года трое сербов напали на четырех мусульман, направлявшихся в мечеть в городе Зворник в праздник Курбан-байрам.

Исправление: более ранняя версия карты ошибочно обозначала Украину как Беларусь.

Сербы и их религия – сербские американцы и их общины Кливленда

Часть III: Сербская община Кливленда

Николай Марич

Первые годы до 1950 года

Сербы — религиозный народ, и большинство из них исповедуют восточную православную религию. В Кливленде некоторые посещают службы в других церквях, кроме восточно-православных – св. Николай Византийский, югославский адвентист седьмого дня, Кливлендский исламский центр и Апостольская христианская церковь. Однако около 90% исповедуют православную религию. Следующий отрывок из недавней проповеди отца Йована Тодоровича из Гэри, штат Индиана, выражает чувства, которые многие сербы испытывают к своей религии:

«Величие нации измеряется духовной силой, которой она обладает для преодоления жизненных препятствий. Подобно тому, как Христос является вечным источником духовного освежения, ведущим к возрождению, так и традиция боголюбивого народа. Его поколения могут пить те же живительные воды для духа, чтобы создавать новые произведения. Мало найдется на земле людей, чья история полна таких страданий за православие, как сербский народ. Так что мало наций столь же духовно великих».

Сербы приняли христианство в восьмом и девятом веках. С тех пор Сербская восточная православная церковь и сербский народ остаются неразделимыми, несмотря на попытки различных врагов уничтожить их религию и их народ. Со времен Великой Сербии царя Душана в XIV веке и до нынешнего режима Тито сербские враги пытались отделить людей от их религии, чтобы подавить их сопротивление и создать послушных подданных. В начале 19сербы снова попытались дать отпор 500-летнему турецкому владычеству. Во время этого неудачного восстания боснийских сербов против турок дьякон Авакум попал в плен к туркам в Белграде, где была заключена и его мать. Диакону Авакуму был предложен выбор: либо отречься от своего сербского православия, либо умереть на костре. Мать Авакума отчаянно пыталась уговорить сына стать мусульманином, чтобы спасти ему жизнь, но он не хотел в этом участвовать. Он сказал своим мучителям: «Вы можете делать со мной все, что хотите… Вы можете делать с моим телом все, что угодно вашему звериному нраву. Но тебе не совладать с моей душой… Серб никогда не отдаст свою душу, чтобы жить…» Впоследствии Авакум был убит и позже провозглашен святым Восточной Православной Церкви.

Его Преосвященство Епископ Мардарий (Ускокович): первый епископ Сербской Восточной Православной Епархии для США и Канады и основатель Св. Саввы монастыря, Либертивилль, Иллинойс. Церковь Савского монастыря, Либертивилль, Иллинойс: построенная в 1923 году, эта церковь является штаб-квартирой Сербской восточно-православной епархии Соединенных Штатов и Канады, а также местом захоронения внутри монастыря основателя, Его Преосвященства Епископа Мардария и Короля. Петр II, Карагеоргиевич.

На протяжении всей истории Сербии сербы подвергались подобным испытаниям со стороны различных мучителей. Во время Второй мировой войны хорватский квислинг Павелич пытался либо католицизировать, либо истребить сербов, которые по приказу Гитлера были отправлены в Хорватию. Хорватский священник Мате Мугоша в своей речи от 13 июня 19 г.41, угрожали:

До сих пор мы работали за католическую веру с помощью молитвенника и креста, а теперь пришло время использовать винтовку и револьвер. Мы выселим и истребим сербский народ в Хорватии, и я буду счастлив, что смогу раздать сербскую землю хорватам. Усташи будут беспощадно сражаться и уничтожать всех, кто не верен НОХ (так называемое независимое государство Хорватия) и ее поглавнику (лидеру) и создателю Анте Павеличу. Взгляните, люди, на тех 16 отважных усташей, у которых есть 16 000 пуль, которые убьют 16 000 сербов, после чего мы раздадим равнины Мутилицко и Крбавско… (Текст из Мемориального музея Ясеноваца, Югославия. )

Коммунистический захват Югославии после Второй мировой войны также обескуражил сербское православие и другие религии. Сегодня сербская церковь продолжает борьбу за выживание против репрессивного и атеистического правительства.

В Америке сербы могут свободно молиться, как это было, когда Сербия была свободным государством. Когда Сербия была независимой, церковь и государство не были разделены. Состоятельные благотворители строили церкви и монастыри и поддерживали духовенство. Религия процветала. Сербские иммигранты в Америке имели свободу вероисповедания, но не богатство, и они были обязаны строить свои собственные церкви. В то время как сербы, как правило, редко посещают службы ежедневно или даже еженедельно, они переполняют церковь в праздники, такие как праздник Святого Саввы, Рождество и пост. Кроме того, в каждом сербском доме есть икона святого покровителя, которому поощряются частные молитвы и преданность. Однако публичный ритуал и официальное место отправления культа имеют важное значение для сербской религиозной ориентации. Следовательно, первым делом первых сербов, сформировавших Благотворительное общество Святого Саввы в Кливленде, было купить или построить церковь.

Сербская православная церковь Св. Саввы в Кливленде началась довольно просто в 1909 году, когда службы проводились в арендованном зале на Сент-Клер-авеню на 41-й Ист-стрит. Эта небольшая церковно-школьная община вскоре распалась из-за нехватки средств, но снова возобновила свою деятельность в 1911 году. За короткое время они приобрели два небольших каркасных дома на 33-й Восточной улице, недалеко от Сент-Клер-авеню. Одна использовалась как церковь, другая как резиденция священника. Эти инвестиции в размере 2600 долларов вскоре стали центром, вокруг которого сербы построили ту жизнь, которую они знали в Европе. Туджина (чужая земля) теперь была более сносной.

Монастырская церковь Св. Саввы, Либертивилль, Иллинойс. Построенная в 1923 году, эта церковь является штаб-квартирой Сербской восточно-православной епархии США и Канады, а также местом захоронения внутри монастыря основателя, Его Преосвященства Епископа Мардария и царя Петра II, Карагеоргиевич.

Дети Святого Саввы вскоре были обучены сербскому языку и получили основы восточного православия, сербской истории и культуры. Их первыми учителями были Мане Момчилович и отец Никодим Стоякович. Жительница Кливленда Мими Наперта вспоминает: «В те дни мы были заняты. Мы приходили домой из обычной школы, а затем спешили в сербскую школу, которая проводилась два раза в неделю с четырех до шести часов дня. А если этого было мало, то три раза в неделю проводились репетиции хора».

Не успела образоваться новая община, как в 1912 году ее призвали помочь Сербии в ее борьбе за независимость от Османской империи. Сербские организации объединились со Святым Саввой в сборе денег и товаров для отправки в Сербию. Многие кливлендские сербы записались в сербские вооруженные силы для борьбы с турками.

Вскоре стало необходимо строительство новой церкви, поскольку сербская община росла, а небольшой каркасный дом наполнялся прихожанами. Стало известно, что немецкая лютеранская церковь на Восточной 36-й улице выставлена ​​на продажу, и в 1919 она была куплена и стала новой церковью Св. Саввы. Многие сербы, которые годами жили в арендованных домах, купили дома на улицах возле церкви. Район становился преимущественно сербским.

Сербы хорошо ладили с другими национальностями, за исключением разве что хорватов. Горький опыт общения с хорватами в Европе во время Первой и Второй мировых войн омрачил их отношения с ними в этой стране и затруднил сотрудничество с ними.

После Второй мировой войны, когда стало очевидно, что коммунисты будут контролировать Югославию, тысячи сербов покинули страну, и многие сотни из них поселились в Кливленде, найдя работу и жилье поблизости от церкви Святого Саввы на Восточной 36-й улице. Тысячи сербов, выживших в немецких лагерях для военнопленных, столкнулись с проблемами: вернуться домой жить при коммунистическом режиме или стать Д.П. ИГ (перемещенные лица). Многие тысячи отправились в Англию, Новую Зеландию, Австралию, Африку, Канаду, США… Один из этих иммигрантов, Ратко Симич, вспоминает о своем опыте:

Мы прибыли в Нью-Йорк в 1950 году, и каждый получил по 5 долларов из фонда, выделенного нам американским правительством. Вскоре после этого мы приехали в Кливленд и остановились в отеле «Кроуфорд» на Проспект-авеню, где нам приходилось платить по 21 доллару в неделю каждому за проживание и питание; нас было семеро в одной комнате, а на всю комнату только две кровати и один стул… Около 100 сербов сразу же были приняты на работу в компанию «Ферро» в Кливленде.

Многим из этих новейших иммигрантов помогли добраться до Америки благодаря совместным усилиям Сербской православной епархии Америки и Канады, Сербского национального совета обороны Америки и Международной организации по делам беженцев. Кливлендские сербы приветствовали своих соотечественников, довольные силой и численностью, которые они прибавили к сообществу. Они, в свою очередь, избежав деспотического и атеистического правительства, наслаждались возможностью снова насладиться политической и религиозной свободой.

Его светлость Рт. Преподобный епископ Дионисий (Миливоевич): возглавляет Сербскую восточно-православную епархию США и Канады с 1940 года.

С 1950 г. по настоящее время

Приток иммигрантов в 1950-х годах вдохнул новую жизнь в сербскую общину. Молодые и энергичные новоприбывшие присоединились к церкви Св. Саввы и активно участвовали в религиозных, общественных и политических организациях. Особенно помогли им адаптироваться в «Кливленде» старожилы Илья Зегарак, Богдан Драгишич, Пайо Новакович и другие. Когда они не были на постоянной работе, они были заняты поиском работы и жилья для новоприбывших, а также деятельностью для удовлетворения их социальных потребностей.

Церковь Святого Саввы процветала в социальном и финансовом плане благодаря вкладу этих новых молодых иммигрантов. Высокопреподобный отец Бранко Кусонич, назначенный пастором в 1951 году, был благодарен за их помощь. Церковный долг был выплачен, сербская воскресная школа проводилась регулярно, а в 1952 году благодаря особым усилиям президента Глизо Лончара в Бродвью-Хайтс было куплено 30 акров земли для отдыха.

Однако с постоянно растущим числом членов церковь на 36-й улице уже не подходила для богослужений, и прихожане решили построить новую церковь. Избранный глава общины Триша-Том Симик внесла первоначальный взнос за выбранный участок на углу Риджвуд-драйв и Бродвью-роуд в Парме. 15 января 1961 земля была освящена.

Когда планы строительства стали реальностью, для завершения строительства церкви, школы, резиденции священника и парковки потребовалось бы гораздо больше денег, чем запланированные 600 000 долларов. Конгрегация остро ощущала возросшее финансовое бремя, и некоторые члены резко расходились с церковным советом относительно того, как удовлетворить эти потребности. Правление приняло резолюцию, согласно которой каждый член должен был платить 500 долларов в строительный фонд в дополнение к регулярным ежемесячным взносам, при условии, что если член не уплатит 163, его членские права будут утрачены. Это действие вызвало много горечи. в обществе.

Несмотря на эту турбулентность, в феврале 1963 года впервые состоялось богослужение в храме. К сожалению, до его освящения возникло еще больше проблем. Они начались с письма Патриарха Священного Синода Белграда, Югославии Германа всем общинам в Америке и Канаде, в котором сообщалось, что с 10 мая 1963 года Американо-Канадская епархия должна быть разделена на Восточно-Американскую. Канадская епархия, Средне-Западно-Американская епархия и Западно-Американская епархия. Епископ Дионисий был временно отстранен от своих обязанностей, а вновь созданные епархии должны были принять на себя три новых архиерея: преосвященный Стефан Ластавица, архимандрит Фирмилиан Оцокоич и архимандрит Григорий Удицкий соответственно.

Это было началом долгой и дорогостоящей борьбы внутри Сербской Православной Церкви в Америке и Канаде, поскольку теперь сербы стали принимать чью-либо сторону; одна группа встала на сторону Патриарха Германа, другая — на епископа Дионисия, главу Американо-Канадской епархии.

Сербская церковь Св. Саввы в Парме должна была быть освящена, и уже враждующие стороны не могли договориться, кто должен совершить хиротонию новоназначенных епископов или епископ Дионисий. Бурное собрание состоялось 1 июня, а 9 июнябыл отложен для освящения. Когда наступил день, пропатриаршие немецкие кандидаты в епископы совершили хиротонию, а пастор отец Кусоньич отказался от участия, выразив тем самым свой протест против выбора. Несколько приглушенное празднование продолжалось без дальнейших затруднений. Однако вскоре после этого, 19 июня 1963 г., представители девяти сербских организаций выступили с совместным заявлением, осуждающим решение Священного Синода в Белграде, тем самым примкнув к епископу Дионисию. Они заявили, что Священный Синод был вынужден предпринять действия, которые он предпринял, Комиссией по делам религий, правительственным учреждением коммунистической Югославии.

Группа на стороне епископа Дионисия была известна как проамерикано-канадская епархиальная группа. Противостоящая фракция, группа сторонников Матери-Церкви под руководством патриарха Германа, утверждала, что Священный Синод епископов в Белграде имел право назначать или отстранять духовенство по своему усмотрению. Проамериканско-канадская епархиальная группа утверждала, что, поскольку Православная Церковь в Югославии несвободна, она не может нормально функционировать.

Возможно, Патриархия в Белграде просчиталась с духом православных сербов за пределами Югославии; либо Коммунистическая комиссия по делам религий принудила ее действовать так, как она поступила. Какова бы ни была причина отстранения, а затем лишения сана епископа Дионисия, это привело к расколу среди православных сербов во всем мире, остановило продвижение кливлендских сербов и вызвало острую неприязнь между друзьями и в семьях.

У каждой фракции был свой правление и священник; Высокопреосвященный Бранко Кусонич был в группе сторонников Американо-Канадской епархии, а Высокопреосвященный Бранко Скайяц — в группе сторонников Матери-Церкви. Службы проходили раздельно. Обе группы претендовали на право собственности церкви Святого Саввы, и это стало вопросом, который пришлось решать в суде.

Группа сторонников Матери-Церкви утверждала, что церковная собственность принадлежала им, потому что они остались с Матери-Церковью, а их священник был назначен новыми епископами в Америке и Канаде, следуя, таким образом, канонической процедуре, главному оружию против оппозиции. Проамериканско-канадская епархиальная группа считала, что Церковь в Югославии несвободна и не имеет права игнорировать конституцию Американско-Канадской епархии и устав церкви св. Саввы в Кливленде.

После 12 лет судебных тяжб 23 марта 1975 года было достигнуто мировое соглашение о разделе имущества храма св. Саввы. Группа за Мать-Церковь получила существующие здания в Парме, включая здание церкви, с половиной участка. Группа проамерикано-канадской епархии получила половину участка на Риджвуд-драйв, площадку для пикника на Уоллингс-роуд и 215 000 долларов. Группа переехала в Бродвью-Хайтс и начала строить церковь, зал и школу на площадке для пикников Святого Саввы по адресу 2151 West Wallings Road.

Сербский восточно-православный религиозный, социальный и культурный центр Святого Саввы, 2151 West Wallings Road, Broadview Heights, Огайо. (архитектурный чертеж) (выполнено 50% работ)

Пасторы сербской общины Кливленда

Религиозные нужды первых сербских поселенцев восполнялись пастырями существующих восточных православных церквей, таких как Греческая и Русская, и, в частности, Свято-Феодосиевского Русского Православного Собора.

фр. ЯСОН КАПАНДЗЕ из св. Феодосия служил новой сербской общине еще до того, как у нее была организована собственная церковная жизнь.

В хронологическом порядке ниже приводится список пастырей Сербской Православной Церкви Святого Саввы в Кливленде, штат Огайо.

1909-1911 РЕД. фр. ЙОАКИМ БЖЕДОВ был приглашенным пастором из Mingo Jct. (Стойбенвилль, Огайо), старейшая сербская православная община в Огайо. Службы сначала проводились в доме St. Sava Lodge на Гамильтон-авеню, а затем в бывшем отреставрированном здании салона на St. Clair Avenue между 40-й и 41-й восточной улицами. Первым президентом общины был Гайо Германович.
1911-1912 РЕД. фр. НЕСТОР ВУКИЧЕВИЧ
1913 РЕД. фр. МИЛАН ЮГОВИЧ
1913-1916 РЕД. фр. ЙОАКИМ БЖЕДОВ
1916-1918 РЕД. фр. НИКОДИМ СТОЯКОВИЧ — в его время особыми усилиями президента Гио Кукича и Дэйна Зегарака было приобретено здание немецкой протестантской церкви на Восточной 36-й улице.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *