Разное

Религия чехии: Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия

Содержание

Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны — это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой — это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса — 6 июля — является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул «готической и мистической столицы Европы». Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот — понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% — протестанты, около 3% — приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как «Шествие королей», пасхальные «Помлазки» (языческий обычай «охаживания» женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, «Сожжение ведьм» и «Вальпургиева ночь» (с 30 апреля на 1 мая), «Время любви» (1 мая) с украшением «майских деревьев» (по-чешски — «майки»), осенний праздник сбора урожая «Дожинок», День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и «Барборки» (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам — сами чехи свято верят в их правдивость.

Религия в Чехии в 2021 году

Первой страной, принявшей в Европе христианство, была Чехия. Здесь в своё время произносили проповеди Кирилл и Мефодий, тут осуществилось создание славянской азбуки и перевод Библии. Выходцами из чешских земель были и первые святые среди славян.

Невзирая на столь богатые христианские традиции, на сегодняшний день более 65% населения считают себя атеистами и религией не интересуются. При этом граждане Чехии к религии и верующим почти всех конфессий относятся терпимо.

Содержание материала

История религии Чехии: становление католицизма

Из Великой Моравии, в состав которой до начала XII века входила и Чехия, началось распространение христианства по всей Европе. К этому времени изначально созданная православно-католическая вера разделилась на разные течения. В этой части Европы господствующее положение занимала католическая церковь.

За всю свою историю религия оказывала большое влияние на жизнь каждого государства: не светская власть, а именно церковь управляла страной, принимала важнейшие решения, начинала войны, совершала суды и т.д. На плечи церкви легли и проблемы простых граждан – защита во время голода, эпидемий, междоусобиц. Более того, католические храмы служили надёжной защитой от совершающих набеги чужеземцев.

Церковные служители проводили и просветительскую миссию: значение церкви во времена Средневековья было важным, а сама церковь – необходимой.

Но шли времена, и всё менялось – к XV веку католические священнослужители обладали огромными богатствами. Это уже была не церковь-защитница, а церковь-вымогательница: всё дороже обходились проведённые обряды, требы. Народ обнищал и не хотел платить большие деньги.

Всеобщее недовольство народа привело к появлению реформаторского движения. Реформаторы требовали, чтобы церковь отказалась от богатства и роскоши, упразднила церковные обряды, прекратила продажи индульгенций, уменьшила платы за требы.

Основателем реформаторского движения был проповедник Ян Гус. За ним пошло много народа, считавшего, что католическая церковь отошла от истинной веры. Таким образом, Чехия стала колыбелью реформаторского движения, обладая при этом огромным влиянием католицизма.

Когда к власти пришли коммунисты, в стране только 39% населения были католиками. Коммунисты упразднили церковь, объявили её вне государства, отобрали храмы, разрушили культовые сооружения.

Реституция: особенности процесса

После возвращения Чехии независимости в девяностых годах сразу же начал обсуждаться вопрос возвращения церкви её собственности, национализированной во время коммунистического режима.

Православный храм в честь Кирилла и Мефодия в Праге

В первую очередь религиозным организациям были возвращены их монастырские постройки – около 300 сооружений. Все они к тому времени пустовали, а большая часть находилась в полуразрушенном состоянии.

Хотя костелы и другие храмы не были отобраны, сегодня они находятся не в самом лучшем виде из-за отсутствия должного количества средств на их реставрацию и содержание. Благодаря денежной компенсации, часть храмов удалось восстановить, а сохранившиеся в хорошем состоянии сооружения – отремонтировать. То же касается и святых мест – они ранее содержались только за счёт пожертвований и денег самих прихожан.

Сложнее дело обстоит с земельными участками, полями, лугами, лесами, принадлежавшими ранее церквям, приходам, монастырям, монашеским орденам. Чешский парламент хочет издать указ о том, что вместо земель религиозным организациям будет выплачена денежная компенсация. Чешское общество против такого поворота, так как считает, что церковь не имеет права на владение землей, поэтому данный закон не был утверждён.

Что касается движимого имущества – оно частично возвращено и далее продолжается передача различных церемониальных предметов, статуй, алтарных комплексов, многие из которых являются предметами искусства.

Этот процесс ещё далек от завершения, и чем он закончится, не может точно сказать никто. Скорее всего, будет возвращено только то, что необходимо для проведения службы, а то, что может помочь священнослужителям снова стать самыми богатыми гражданами страны останется в собственности государства.

Храм в честь Кирилла и Мефодия в Праге (вид изнутри)

Правовой статус чешских религиозных организаций

Согласно принятому в 2002 году закону религиозные организации страны были разделены на следующие группы:

  • Традиционная. Сюда вошло 26 организаций, признанных государством и получивших специальные права. Им из бюджета платятся средства для проведения ремонтов, производят выплаты зарплат духовенству. Примерная ежегодная сумма средств составляет около 90 млн. долларов.
  • Остальные. Это организации, в которых числится около 300 верующих. Чтобы получить статус «традиционной» такая организация должна набрать не меньше 0,1% от населения страны и иметь минимум 10-летний стаж работы с момента регистрации. Кроме того, чтобы организация была признана официально и имела возможность претендовать на льготную группу, нужно каждый год публиковать финансовый отчёт.

На заметку: государство признаёт церковные браки с 2015 года.

Численность верующих в Чехии в XXI веке

В конце девяностых годов прошлого века в Чехии верующими было 96% граждан страны. Спустя 10 лет их количество уменьшилось почти до 60%, а проведённый в 2011 году опрос показал, что только 36% чехов считают себя верующими. Остальные – атеисты, которые считают, что исполнять разные церковные обряды они не обязаны.

Читайте на нашем сайте: в каких странах запретили религию.

По количеству атеистов Чехия занимает первое место среди европейских стран.

Чтобы как-то изменить ситуацию, чешское правительство выделило огромные средства на субсидии. Деньги были направлены в 2012 году в фонды разных церквей:

  • Католической;
  • Гуситской;
  • Православной.

Изменилась ли как-то ситуация – покажет время. На сегодняшний день около 86% верующих – католики, 5% – протестанты, остальные – православные, мусульмане, члены других конфессий.

Христианство в Чехии

Основной религией в Чехии является христианство. Исследовательский центр Pew Research представил данные, согласно которым более 39% жителей страны – христиане. А это 4,2 млн. граждан.

Но данные немного отличаются от сведений Дж. Г. Мелтона, который в своей энциклопедии «Религии мира», выпущенной в 2010 году, оценил количество христиан немного по-другому. Он написал, что в Чехии на тот период было почти 6 млн. верующих, что составляло 58% населения страны.

Празднование Пасхи в Чехии длится неделю

Всего в Чехии действует 4 600 мест богослужения и церквей. Принадлежат они разным христианским деноминациям – здесь насчитывается 45 разных вероисповеданий.

Кроме чехов в стране живут христиане-представители других народов:

  • украинцы;
  • цыгане;
  • поляки;
  • венгры;
  • русские;
  • португальцы;
  • немцы;
  • болгары;
  • молдаване;
  • сербы;
  • хорваты;
  • белорусы и др.

Чтобы объединить все церкви, в стране был создан Экуменический совет. В него не входят консервативные евангелисты – они создали свой альянс, как часть Всемирного евангельского объединения.

Прочие конфессии

После того, как распалась Чехословакия, в стране осталось жить около 10 000 евреев. Соответственно, здесь зарегистрированы и функционируют еврейские общины. При том, зарегистрированы как ортодоксальные иудейские организации, так и реформисты, и консерваторы.

Есть в Чехии и исламские общины. В основном они состоят из бывших жителей кавказских регионов. Всего в стране на данный момент проживает немногим более 3,5 тыс. мусульман.

Смотрите в видео: интересные факты о Православии в Чехии.

Об уровне жизни в Чехии и способах иммиграции в страну можете узнать из статей на нашем сайте.

Поделиться записью:

Автор:

Специалист в создании аналитических материалов, который требует анализа и сравнения данных по разным странам и регионам с официальных источников. Путешественник, был в 19 странах.

Загрузка…

Религия Чехии

Традиционной религией в Чехии является христианство. После разделения христианской церкви на две ветви: православную и католическую, в Чехии установилась господствующая католическая религия.

Становление католицизма

Дело в том, что до 9 века Чехия, Венгрия и Словения входили в состав одной страны под названием Великая Моравия и именно оттуда христианство и начало распространяться по всей Европе.

В  странах, где католическая религия занимает господствующее положение в общественной жизни, практически, церковь, а не светская власть управляет государством. В период раннего Средневековья именно католическая церковь защищала своих прихожан по времена междоусобиц, во время эпидемий и голода, церковь несла и просветительскую миссию, в католических храмах народ мог укрыться во время набегов чужеземных племен, поэтому трудно переоценить значение религии.

Но начиная с 15 века, когда католическая церковь, обладая и так уже огромными богатствами, требовала все большую плату за требы и совершение обрядов, в период всеобщего обнищания простого народа, появилось реформаторское движение, требующее упрощения церковных обрядов и отказа от роскоши и богатства.

Появление реформаторского движения

Поэтому довольно интересна история религии именно  в Чехии: с одной стороны  огромное влияние католицизма, с другой – Чехия – колыбель реформаторской религии и гуситского движения.  До сих пор 6 июля – является национальным праздником «День Яна Гуса».

Не только церковная десятина и платы за требы возмущали народ, более всего возмущали продажа индульгенций – грамот по отпущению грехов, которые католическая церковь продавала с огромным доходом для себя. Простые люди, конечно, не могли себе позволить приобрести такие дорогие верительные грамоты и поэтому жили в вечном страхе перед геенной огненной и вечными муками.

Поэтому появление Яна Гуса, проповедника и основателя реформаторского движения, было встречено с воодушевлением. Ян Гус в открытую критиковал  роскошь католических священников, их богатство и цитировал слова Иисуса Христа: «Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому попасть в царствие небесное».

Местное население в Чехии исправно выполняли все католические обряды, хотя число верующих уменьшалось с каждым годом и к началу ХХ века только 35% населения исповедовали католицизм, остальные же, после официального отделения гуситской церкви от католической, являлись приверженцами реформаторского движения.

Но после прихода к власти коммунистов, церковь была упразднена и объявлена вне государства и вне закона, поэтому количество верующих резко сократилось.

На сегодняшний день ведущую роль в религиозной жизни страны по-прежнему играет римско-католическая церковь, примерно одна треть всего населения страны считаются католиками, число православных в последнее время понемногу увеличивается за счет эмигрантов из  стран ближнего зарубежья, примерно такое же количество и гуситов и примкнувших к Чешской реформаторской церкви.

Религия в Чехии сегодня

Более половины всего чешского населения считают себя атеистами и не исполняют никаких церковных обрядов. Чехия занимает первое место в Европе по этом показателю.

Сегодня правительство Чехии активно поддерживает все мировые религии, в 2012 году были выделены огромные субсидии от государства в фонды и католической, и православной, и гуситской церкви, как компенсацию за гонения во времена коммунистического режима.

В Праге, столице Чехии, можно увидеть величественные  готические и католические, и православные храмы, и небольшие костелы, где совершают свои обряды гуситы. Но правительство сегодня приветствует и поддерживает постройку любых культовых сооружений и разрешает проповедовать любые религии.

Свобода вероисповедания узаконена в Конституции страны и люди вправе верить и совершать любые религиозные обряды, если они отвечают их запросам.

Что интересно, народные обычаи и традиции чехов связаны не с государственной религией, а с дохристианскими временами и культами предков, анимизма  и шаманизма. Многие реальные исторические события чехи переложили на язык легенд и преданий и свято верят в них и соблюдают праздничные ритуалы, посвященные этим датам.

Например, обряды «Сожжение черных ведьм» и «Вальпургиева ночь» проводятся с 30 апреля по 2 мая, а украшение «майского влюбленного дерева» — 1- мая. В эти дни молодой человек сажает у окна любимой девушки деревце, щедро украшенное яркими лентами.  В начале ноября обязательно проводятся дни поминовения ушедших родственников, в которых мы также можем наблюдать истоки языческой религии.

Чехия – удивительная страна с богатой духовной культурой, в которой затейливо переплетается современности и история, а чехи свято чтут своих героев и, хотя считают себя атеистами, порой впадают в языческий мистицизм.

Религия Чехии

Чехия

Чехия — европейское государство, в котором больше всего атеистов. Более половины населения страны не исповедуют никакой веры. По количеству атеистов Чехия занимает первое место в Европе и второе место в мире. Основная часть верующих живет в Моравии, меньше на юге и востоке страны. Больше всего атеистов живет на севере Чехии и в крупных городах. Несмотря на то, что Чехия традиционно христианская страна, в последнее время стал появляться интерес к исламу. Исламские проповедники активно продвигают ислам на востоке страны.

Наибольшее количество в Чехии католиков, они составляют 39,2 % от всего населения страны и 86,5% от количества верующих чехов. Обет безбрачия дают все католические священники, чем отличаются от других конфессий. Кроме того, католики почитают Богоматерь, признавая ее непорочное зачатие и вознесение после смерти. Второй по количеству верующих конфессией является протестантство. Протестантов — 5% от всего населения и 11,1% среди верующих. Чешская протестантская церковь состоит из большого количества  самостоятельных церквей и сект, связанных  друг с другом лишь только своим происхождением. Протестантизм появился благодаря мощному антикатолическому реформаторскому движению, которое началось в Европе в 14 веке.

Католическая церковь подверглась большим изменениям благодаря Реформации. Итогом изменений было упразднение многих таинств, остались неизменными лишь таинство причастия и крещения. Нет понятия целибата. Изменились права у духовных служителей. Протестантская церковь не разрешает отпущение грехов и исповедование прихожан священниками. Отчет делает протестантский священник лишь перед общиной. Изменились и помещения, где проводятся церковные службы. В молитвенных домах протестантов отсутствуют иконы, алтари, статуи и колокола. Нет монашества и монастырей. Для протестантов источник вероучения — только Библия. Богослужение упрощено до минимума и состоит из проповеди, молитв и пения гимнов и псалмов на родном языке.

Третьей по количеству верующих в Чехии является православная вера. Православие уходит своими корнями в Византийскую империю. Оно является самой старой религией в стране. В отличие от других христианских конфессий в православии проводятся длительные богослужения, которые включают в себя  много различных ритуалов. Главное богослужение в православии — это литургия. Основным праздником является Пасха. Богослужение может проходить как на родных языках, так и на мертвых. В православии духовенство делится на два типа: белое и черное. К белому духовенству относятся женатые приходские священники. К черному духовенству относятся монахи, давшие обет безбрачия. В православии существуют мужские и женские монастыри.

Существуют еще одна крупная христианская община в Чехии — гуситская церковь, в которой насчитывается около 700 тысяч верующих. Она выделилась в самостоятельную конфессию в 1920 году, отделившись от Ватикана. Рим осуждал Яна Гуса и его учение, это послужило причиной образования гуситской церкви после получения Чехией независимости. Многие чешские католики считают, что Гуса необходимо канонизировать, чтобы было сохранено и увеличено влияние Католической Церкви.

Чехия — европейское государство, в котором больше всего атеистов. Более половины населения страны не исповедуют никакой веры. По количеству атеистов Чехия занимает первое место в Европе и второе место в мире. Основная часть верующих живет в»/>

большая разница в дотациях и количестве прихожан / Жизнь / Иммиграция / 420on.cz Пражский городской портал


В 2012 году 33 зарегистрированные в Чехии церкви получили из государственного бюджета 1,44 миллиарда крон в качестве дотации. Больше всего досталось Римско-Католической церкви, в которой, согласно последнему подсчету, насчитывается более одного миллиона верующих. Наряду с этим в Чехии существуют и официальные церкви с менее 30 приверженцев.

 


С каждым годом в Чехии все меньше верующих

 


Однако поводов для радости у чешских церквей нет. За прошедшие десять лет значительно уменьшилось количество прихожан. Даже три главные церкви за это время потеряли около 3/5 посетителей. Согласно последней переписи населения, в Чешской Республике было 1,463 млн верующих.

 


Больше всего прихожан лишилась Римско-католическая церковь (за десять лет более 1,5 млн человек). В настоящее время ее посещает чуть больше миллиона человек. В незавидном положении оказалась и Чехословацкая гуситская церковь, которая за 10 лет потеряла 60% своих членов.

 


По направлению от запада к востоку республики количество верующих растет. Традиционно больше всего религиозных людей насчитывается на восточной границе Чехии со Словакией.

 


Больше всего верующих зарегистрировано в Злинском крае, конкретнее, в округе Угерске-Градиште. К Римско-католической церкви там относится практически каждый второй житель. А вот в Устецком, Карловарском и Либерецком краях костелы, напротив, пустуют. В этих областях атеистами являются девять из десяти чехов.

 


Неравномерное распределение между церквями дотаций

 


В дотациях из государственного бюджета на 2012 год, которые выделяет для церквей министерство культуры, наблюдается огромная разница. Парадоксально, что Римско-католическая церковь, лидирующая по количеству верующих, получила на человека вторую по меньшинству сумму: всего по 876 крон. Меньше нее выдали только Евангелистской церкви (по 285 крон на брата).

 


Зато Церковь братского единства получила на человека почти по 15 тысяч крон. После нее вторую крупнейшую дотацию выдали Апостольской церкви (по 9 819 крон), в которую в Чехии ходит неполных 5000 верующих. Крупные суммы достались также 155 чешским униатам, которые в прошлом году получили 1,4 млн крон.

 


Самые непопулярные церкви в Чехии

 


Официально к иудаизму в Чехии относится 345 граждан: на 1600 меньше, чем исламистов. Буддизм как жизненную философию признает 617 чехов, а сайентологическую церковь, невероятно популярную в США, в ЧР выбрало для себя только 374 человека.

 


Эзотерику (магию, алхимию и астрологию) в качестве религии во время переписи населения с гордостью назвало четыре человека. Движение Нового века (New Age) имеет в Чехии 22 официальных приверженца. Церковь объединения (мунисты) и Новоапостольская церковь набрали по 65 верующих каждая. Также в Чешской Республике официально действует так называемая Церковь живого Бога (371 верующий) и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (923 сторонника).

 


Кроме того, в ЧР зарегистрировано Движение Грааля (232 человека) и церковь под названием Вишва Нирмала Дхарма (1098 человек). Неожиданно много последователей (3484 человека) имеет также церковь Буддизм Бриллиантового пути линии Карма Кагью.






















Название

 

Дотации от государства 2012 год

 

Кол-во прихожан

 

Сумма на прихожанина

 

 

 

 

 

 

 

Римско-католическая церковь
Římskokatolická církev

 

 

948 709 000 Kč

 

1082463

 

876 Kč

Евангелическая церковь чешских братьев
Českobratrská církev evangelická

 

 

82 779 000 Kč

 

51 858

 

1596 Kč

Чехословацкая гуситская церковь
Církev československá husitská

 

 

114 169 000 Kč

 

39 229

 

 2910 Kč

Силезская евангелическая церковь Аугсбургского исповедания
Slezská církev evangelická a. v.

 

 

29 606 000 Kč

 

8 158

 

3629 Kč

Пражская православная церковь
Pražská pravoslavná církev

 

 

44 876 000 Kč

 

20 533

 

 2158 Kč

Апостольская церковь
Apoštolská církev

 

 

48 408 000 Kč

 

4 930

 

9819 Kč

Братская церковь
Církev bratrská

 

 

32 265 000 Kč

 

10 865

 

2970 Kč

Грекокатолическая церковь
Církev řeckokatolická

 

 

12 594 000 Kč

 

9 883

 

1274 Kč

Евангелическая церковь
Evangelická církev a. v. v ČR

 

 

5 566 000 Kč

 

1 949

 

285 Kč

Чешские братья
Jednota bratrská

 

 

31 259 000 Kč

 

2 152

 

14524 Kč

Евангелическая лютеранская церковь
Luterská evangelická církev a. v. v ČR

 

 

3 716 000 Kč

 

2 589

 

1453 Kč

Старокатолическая церковь
Starokatolická církev v ČR

 

 

12 709 000 Kč

 

1 730

 

7346 Kč

Федерация еврейских общин Чехии
Federace židovských obcí v ČR

 

 

12 059 000 Kč

 

1 515

 

7959 Kč

Чешская унитарианская церковь
Náboženská společnost českých unitářů

 

 

1 406 000 Kč

 

155

 

9070 Kč

Баптистская церковь
Bratrská jednota baptistů

 

 

14 052 000 Kč

 

3 208

 

4380 Kč

Церковь адвентистов седьмого дня
Církev adventistů sedmého dne

 

 

30 919 000 Kč

 

7 391

 

4183 Kč

Итого

 

1 440 815 000 Kč

 

 



*Источник: Годовой отчёт Министерсва культуры Чехии 2012 года

Религия, вера и боги в Чехии

Вероисповедание

Христианство распространилось на территории Чехии в 9 веке. На западе страны немецкие миссионеры прививали католическую веру, на востоке византийские посланники – православную. Восточными миссионерами были братья Константин (позже он стал Кириллом) и Мефодий, уроженцы Фессалоники (Македония).

Их пригласил в 863 году Ростислав, правитель Великой Моравии. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность, перевели на славянский язык часть Библии. В концу 9 века сюда пришли мадьяре, Великая Моравия распалась, и влияние православной церкви было ослаблено. Епископство было создано в 973 году в Праге, латинский язык стал языком литургий и все большее распространение начало приобретать католичество.

В первой половине 15 века отношения с Римом дали трещину вследствие движения Реформации, начатого Яном Гусом. Гус был сожжен на костре в Констанце в 1415 году. Его деятельность заняла свое место в национальном наследии.

В середине 16 века Фердинанд I, император Священной Римской империи и король Богемии, пытался установить власть римско-католической церкви над чешским народом. После битвы при Белой Горе в 1620 году католицизм и власть Габсбургов были приравнены к символам иностранного гнета.

Точных данных о количестве приверженцев тех или иных конфессий нет. Предположительно, католики составляют 40%, протестанты – 4-5%, православные – 1%, атеисты, агностики – 54%. Моравские католики являются более ярыми религиозными приверженцами. Религиозные настроения всегда были сильнее у сельского населения.

В послевоенный период наметилась тенденция к более светскому образу жизни. 41 год коммунистического правления (с 1948 по 1989 гг.) еще больше свел на нет религиозные практики. Регулярно посещающие мессы подвергались дискриминации в плане профессиональной карьеры. С 1989 года началось возрождение религиозных обрядов, особенно это заметно среди молодежи.

До Второй мировой войны в Чехии жило около 120 тысяч евреев. Некоторые смогли эмигрировать, но 80 тысячам было суждено погибнуть в нацистских концлагерях. Немногие из переживших Холокост вернулись обратно в Чехию.

Представители церкви

Пражская епархия Римско-католической церкви основана в 1344 году, епархия в Оломоуце (Моравия) – в 1777 году. Архиепископ Пражской архиепархии является единственным в Чехии кардиналом. Кроме того, имеются шесть епархий, возглавляемых епикоскопами – четыре в Богемии и две в Моравии.

Протестантские церкви (в чешском языке их называют термином, который можно перевести как «евангелические») обычно маленькие, менее иерархизированы. Есть религиозных учреждения баптистов, Чешских братьев, Чехословацкой гуситской церкви, Свидетелей Иеговых, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Силезской евангелической церкви. Кроме того, зарегистрированы объединения Чешской православной церкви, Старой католической, унитариев и Федерации еврейских общин в Чехии.

Ритуалы и святые места Чехии

Католические церкви или часовни построены даже в самых маленьких поселениях. Религиозные постройки других конфессий находятся только в тех местах, где довольно велика численность общины. Небольшие группы собираются на богослужения в частных домах или в арендованных помещениях.

Благочестивым верующим надлежит каждый год совершать паломничество в святые места. Некоторые из таких мест известны по всей стране. Например, начиная с 1647 года паломники ходят к Святой Горе – горе Пршибрам, расположенной в центральной Богемии.

С 1990 года проходят паломничества в восточной Моравии (Гостын и Велеград). Многие ежегодные церемония превратились в события, по своей сути напоминающие ярмарочные шествия, которые объединяют тысячи людей. Примером этому является ярмарка Матфея (matějská pout), которая проходят на окраине Праги весной.

Смерть и жизнь после смерти

Все серьезные приверженцы христианской церкви, будь то католики или протестанты, верят в загробную жизнь. Даже те, кто обычно не слишком часто ходит в церковь, в случае смерти близкого человека старается соблюсти все религиозные обряды.

Раньше всех мертвых хоронили в гробах, а над могилой ставили надгробия. В последние 50 лет кремация стала общепринятой практикой, но в сельской местности до сих пор чаще всего людей хоронят в земле.

все что вам нужно знать об этой стране

География

Чешская Республика находится в самом центре Европы и граничит с Германией, Польшей, Австрией и Словакией. Столица – Столица Чехии — Прага, крупнейший город страны.

Большинство населенных пунктов совсем небольшие. Самые крупные из городов Чехии – это Брно, Пльзень, Ческе-Будеевице, Оломоуц, Градец Кралове и Острав.

Климат

В Чехии умеренно континентальный климат, с четко выраженными четырьмя сезонами. Климат Чехии ровный во всей стране.Зима обычно мягкая, со средней температурой около 0 градусов.

Лето обычно умеренно жаркое. осень наступает в октябре, а весна уже в феврале.

Таблица среднемесячной температуры воздуха:



январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
+1+3+8+14+19+22+24+24+20+13+7+1

Население

В Чехии проживает около 11 000 000 человек, из которых 91% чехов. Так же в стране живут моравы, словаки, поляки, немцы, венгры, цыгане, евреи, украинцы.

Чехи уравновешенный и спокойный народ. Практически во всем чехи консервативны, сдержаны и практичны. Очень чистоплотны, любят порядок во всем. При этом, для чеха нет никакой проблемы с тем, чтобы высморкаться в общественном месте, прийти в бар вместе со своей собакой, перекусить в общественном транспорте.

Старшее поколение хорошо говорит по-русски, а вот молодежь предпочитает общаться  с туристами из России на английском языке. С путешественниками чехи вежливы и гостеприимны только в том случае, если вы первым будете им улыбаться и выражать свое дружелюбие. В противном случае наткнетесь на стену подчеркнутой вежливости и прохладного отношения.

Религия

Чехия является самым атеистическим государством в Европе. Более 50% чехов не относят себя ни к какой-либо конфессии и не верят ни в Бога, ни в какие-любо другие высшие силы.

Если говорить о верующих, то на данный момент в Чехии больше всего представителей католицизма, далее следуют протестанты и гусисты.

Чем религиозно отличаются чехи и словаки

Мальчики из алтаря готовятся к воскресной мессе в католической церкви в Стрбе, Словакия. (Джо Кламар / AFP / Getty Images)

1 января 1993 года Чехословакия мирно разделилась на Чехию и Словакию, и это событие иногда называют «бархатным разводом». Но, согласно недавнему исследованию Pew Research Center, несмотря на то, что они были одной нацией примерно 75 лет, у этих двух стран очень разные религиозные профили.

Хотя большинство католиков в Словакии (63%), около семи из десяти чехов (72%) не имеют религиозной принадлежности — это самая высокая доля неаффилированных взрослых в 34 европейских странах, опрошенных Центром.Кроме того, в Словакии гораздо больше людей, чем в Чехии, говорят, что они верят в Бога (69% и 29% соответственно).

В основном светский религиозный ландшафт Чешской Республики является результатом резкого сокращения со временем доли взрослых, считающих себя католиками. По данным опроса, проведенного в 1991 году центром Times Mirror для людей и прессы, предшественником исследовательского центра Pew, 44% говорящих на чешском языке в Чехословакии идентифицировали себя как католики. Примерно половина этого числа (21%) сегодня в Чешской Республике считают себя католиками.

Словаки не только преимущественно католики, но и более религиозны, чем чехи. Например, между двумя странами существует разница как минимум в 20 процентных пунктов в долях, которые говорят, что молятся ежедневно (31% словаков против 9% чехов) и посещают религиозные службы не реже одного раза в месяц (31% vs. 11%). А словаки чаще считают религию очень важной в своей жизни (23% против 7%).

Словаки также более восприимчивы к религиозным меньшинствам, чем чехи.Почти половина словаков (47%) говорят, что они были бы готовы принять мусульман в члены своей семьи, и почти три из четырех (73%) говорят то же самое о евреях. Для сравнения, только 12% чехов говорят, что они были бы готовы принять мусульман в члены своей семьи, и около половины (51%) говорят то же самое о евреях.

В вопросах нации и культуры чехи в целом более склонны, чем словаки, соглашаться с националистическими заявлениями. В то время как аналогичные доли в обеих странах говорят, что наличие семьи из своей страны «очень» или «в некоторой степени» важно для того, чтобы быть настоящим гражданином (т.е., чтобы быть истинным чехом), больше чехов, чем словаков, считают, что родиться в их стране важно (78% против 56%). И больше чехов, чем словаков, согласны с утверждением «Наши люди несовершенны, но наша культура превосходит другие» (55% против 44%).

В то время как словаки более терпимы к религиозным меньшинствам и менее националистичны по некоторым параметрам, чехи в некоторых областях менее консервативны в социальном плане. Существенное большинство чехов считает, что аборт должен быть легальным во всех или в большинстве случаев (84%) и что геям и лесбиянкам следует разрешить законный брак (65%).Меньшее большинство в Словакии поддерживает легальные аборты (70%), и менее половины словаков поддерживают однополые браки (47%).

Помимо разногласий по религиозным и другим вопросам, чехи и словаки отличаются этнически и культурно. Эти, а также политические, экономические и другие причины побудили словацких политических лидеров отойти от Чехословакии после краха коммунизма в 1989 году.

Келси Джо Старр — аналитик-исследователь, специализирующийся на религии в исследовательском центре Pew Research Center.

Большинство чехов не верят в Бога

Подавляющее большинство взрослых в Центральной и Восточной Европе отождествляют себя с религиозной группой и верят в Бога, согласно недавнему исследованию Pew Research Center, проведенному в 18 странах региона. Но жители одной страны являются исключением из этого правила: Чешская Республика, где большинство населения не имеет религиозной принадлежности и не верит в Бога.

Около семи из десяти чехов (72%) не идентифицируют себя с религиозной группой, в том числе 46%, которые описывают свою религию как «ничего особенного», и еще 25%, которые говорят, что «атеист» описывает свою религиозную принадлежность.Что касается религиозной веры — в отличие от религиозной идентичности — 66% чехов говорят, что они не верят в Бога, по сравнению с 29%, которые верят. (Хотя может показаться, что отсутствие аффилированности и неверия идут рука об руку, но это не всегда так. В США, например, большинство взрослых без религиозной принадлежности — 61% — говорят, что верят в Бога.)

Даже в бывшем Восточном блоке, в котором на протяжении большей части 20-го века доминировал официально атеистический Советский Союз, Чешская Республика является крупным исключением по обоим этим показателям.

Вера в Бога широко распространена в регионе: в среднем 86% из 18 опрошенных стран выражают эту веру, в том числе 86% в соседней Польше и 59% в Венгрии. Что касается религиозной идентичности, то единственной опрошенной страной, помимо Чехии, где более четверти людей не являются аффилированными, является Эстония (45%). В десяти странах региона православное большинство составляет примерно семь из десяти взрослых и более, а в четырех странах большинство составляют католики.

В Чешской Республике издавна проживало большое количество неаффилированных лиц, и ученые ссылаются на многовековые исторические причины этого. Фактически, 64% взрослых чехов, опрошенных Центром, говорят, что они выросли без религиозной принадлежности. В другом отчете исследовательского центра Pew Research говорится, что в обозримом будущем страна останется в значительной степени неаффилированной, что отражено в результатах опроса, согласно которым 79% чешских родителей воспитывают своих детей неаффилированными.

Кроме того, 29% взрослых чехов, которые выросли в религиозной группе (в основном католицизм), теперь не принадлежат к какой-либо группе, что намного выше, чем средний региональный показатель, равный 3%.

Как и следовало ожидать от такого количества взрослых, не принадлежащих к религии, чешская общественность склонна придерживаться менее консервативных социальных взглядов и участвовать в меньшем количестве религиозных мероприятий по сравнению со своими соседями. Например, чехи имеют один из самых высоких уровней поддержки легальных абортов (84%) и однополых браков (65%) в регионе. Точно так же они чаще всего говорят, что никогда не посещают религиозных служб (55%) или молятся (68%).

Похожая картина возникает, когда дело касается различных религиозных концепций, таких как чудеса, существование души или судьба.По большинству религиозных верований, упомянутых в опросе, Чешская Республика имеет один из самых низких уровней верований в регионе и, как правило, намного ниже регионального медианного значения. Например, 19% чехов верят в ад, по сравнению со средним региональным показателем 54%, в который входят примерно шесть из десяти взрослых в Польше (62%) и Хорватии (60%).

Но это не означает, что страна полностью лишена религиозных или сверхъестественных убеждений. Несмотря на относительно низкий уровень веры в каждую концепцию, большая часть чешской общественности (65%) верит в по крайней мере в одну из девяти концепций, включенных в опрос (вера в Бога плюс восемь пунктов в прилагаемой таблице).Даже среди не относящихся к религии чехов 52% верят по крайней мере в одну из концепций, в том числе около трети (32%) верят в судьбу (то есть в то, что течение жизни в значительной степени или полностью предопределено). И чехи в целом гораздо больше верят в существование души и судьбы, чем в Бога.

Еще один признак сложных отношений Чешской Республики с религией — это отношение к религиозным учреждениям. Несмотря на то, что они не являются членами таких организаций в большом количестве, отношение чехов к таким учреждениям не намного более негативное, чем в остальной части региона.

Например, хотя чехи реже, чем жители Центральной и Восточной Европы в целом, говорят, что религиозные институты укрепляют как социальные связи, так и нравственность в обществе, 51% чехов согласны с тем, что «религиозные институты играют важную роль в помощи бедным и нуждающимся» — почти идентична региональной медиане 50%.

В ходе опроса также задавался вопрос о некоторых потенциальных отрицательных чертах религиозных институтов, и чехи с большей вероятностью, чем другие, скажут, что религиозные учреждения слишком много внимания уделяют правилам.Но доли чешских взрослых, которые говорят, что религиозные учреждения слишком сосредоточены на деньгах и власти (55%) или слишком вовлечены в политику (42%), аналогичны региональным медианным значениям (51% и 39% соответственно).

Джонатан Эванс — научный сотрудник исследовательского центра Pew Research Center, специализирующийся на исследованиях религии.

Чехи наименее религиозны из всех? | Дана Хамплова

Часто утверждают, что Чехия — одна из самых светских стран в мире.Это утверждение обычно основывается на социологических опросах и данных переписи населения, которые показывают, что лишь небольшая часть чехов регулярно ходит в церковь и что большая часть населения Чешской Республики не сообщает даже о формальной принадлежности к какой-либо церкви

Однако идея о том, что Чехи практически безразличны к какой-либо религии, не совсем точно. Очевидное отсутствие интереса к традиционным формам христианства сопровождается огромной популярностью того, что социологи называют «невидимой» или «альтернативной» религией и того, что лучше всего можно описать как веру в магию.Чехи могут быть не очень восторженными прихожанами в церковь, но многие из них легко принимают идею о том, что гадалки могут предсказывать будущее, талисманы на удачу приносят удачу или что звезды могут влиять на их жизнь. Более того, утверждения о чешской нерелигиозности также осложняются ростом харизматических и евангелических движений в последние годы. Несмотря на то, что общее число евангелистов и харизматов невелико, некоторые из этих конфессий увеличили свое членство в несколько раз за 10 лет между двумя последними переписями.

Слабая поддержка традиционной церковной религии отчасти является наследием чешского национализма 19-го и начала 20-го веков и его интерпретации религиозной истории страны. Католицизм, который был основной религией в то время, рассматривался как австрийский импорт, который насильственно заменил «истинную» религию чешской нации — протестантизм. Обличение монархии Габсбургов, немецкого языка и культуры (хотя, как это ни парадоксально, немецкоязычная городская интеллигенция сыграла важную роль в первой волне чешского национализма), таким образом, также включает в себя отказ от католической веры.Националистические антикатолические аргументы понравились многим чехам, хотя большая часть населения формально оставалась принадлежащей к Римско-католической церкви.

Однако в 1918 году, когда Чехословакия получила независимость от монархии Габсбургов, в стране произошли масштабные религиозные изменения, не имевшие аналогов в Европе того времени. В первые три года независимости полтора миллиона католиков (в основном чешского происхождения) покинули церковь, и эта тенденция — хотя и в гораздо более слабой форме — продолжилась и в последующие годы.Поскольку от чешского протестантизма и гуситского движения до 20-го века уцелело немногое, протестантские церкви были слишком слабы, чтобы вмешаться и заполнить пробел. Некоторые бывшие католики присоединились к недавно сформированной либеральной деноминации, называемой чехословацкой (гуситской) церковью, но значительная их часть просто перестала быть аффилированной. И даже сама чехословацкая (гуситская) церковь не оказалась успешной, поскольку в последующие десятилетия она потеряла около 90% своих членов.

Безразличие к церковной религии во второй половине 20 века еще больше усугубилось антирелигиозной пропагандой и преследованием коммунистического режима, но мы не должны интерпретировать чешскую нерелигиозность просто как наследие коммунистического прошлого.У чешского населения было довольно неоднозначное отношение к церкви еще до начала коммунизма, что объясняет, почему ни одна из других посткоммунистических стран Центральной Европы не демонстрирует столь же низкую поддержку традиционной религии, как население Чешской Республики.

Однако, как уже упоминалось, наша картина была бы неполной, если бы мы пришли к выводу, что все церкви обречены или что чехи просто безразличны к любой форме религии. Напротив, маленькие евангелические и харизматические деноминации процветают.Хотя число евангелистов по-прежнему невелико, и мы можем спорить о реальной важности их расширения, значительную популярность магии и суеверий нельзя считать тривиальной. Таким образом, рост евангелизма и постоянство интереса к сверхъестественному предполагают, что под светской поверхностью многие чехи жаждут чего-то, выходящего за пределы их повседневного материального мира.

Чехия | История, флаг, карта, столица, население и факты

Чешская Республика , также называемая Чехия , страна, расположенная в центральной Европе.Он включает исторические провинции Богемия и Моравия, а также южная оконечность Силезии, которые вместе часто называют Чешскими землями. В 2016 году страна приняла название «Чехия» как сокращенное неофициальное название Чешской Республики.

Несмотря на отсутствие выхода к морю, в средние века были короткие периоды, когда Богемия имела доступ к побережью Балтийского и Адриатического морей, что, несомненно, было в голове у Уильяма Шекспира, когда он ставил там большую часть своей пьесы Зимняя сказка .Богемия — это регион холмов и гор, где доминирует столица страны, Прага. Этот живописный город мостов и шпилей, расположенный на реке Влтава, является уникальной работой поколений художников, привезенных правителями Чехии. Возможно, только французы так же сосредоточены на своей столице, Париже, как чехи на своей; из этих двух Прага для многих обладает более волшебным качеством. Названный «самым красивым городом Европы» с 18 века, он в равной степени опьянял писателей, поэтов и музыкантов.В то время как Прага была родиной писателя Франца Кафки и поэта Райнера Марии Рильке, Брно, крупнейший город Моравии, был местом новаторских генетических экспериментов Грегора Менделя в 19 веке и родиной современного писателя Милана Кундеры. Моравцы гордятся своими виноградниками и вином так же, как богемы своими пивоварнями и пивом Pilsner, которое возникло в городе Пльзень (Пльзень), который также известен как место расположения завода Škoda — тяжелого промышленного комплекса, возникшего с Габсбургская монархия.В равной степени Моравия была наделена квалифицированной рабочей силой, что помогло превратить Брно в один из ведущих промышленных городов в текстильной и машиностроительной промышленности в 19 веке, а Остраву на севере — в крупный угледобывающий регион, благодаря обширным залежам ископаемого топлива. из Силезии.

В Чешской Республике история всегда под рукой, где великолепные замки, такие как Карлштейн (бывшая крепость королевской короны Святого Вацлава) и усадьбы усеивают ландшафт, а средневековые городские центры изобилуют.За свою 1000-летнюю историю страна изменила облик и перетасовала население. Как королевство Богемия, оно достигло зенита богатства и могущества в XIII и XIV веках. Благодаря множеству культурных, экономических, церковных и династических связей, чешские короли стали напрямую участвовать в делах немецких правителей Священной Римской империи и открыли страну для немецкой колонизации, которая принесла процветание за счет добычи серебра и быстрой урбанизации. Прага, со старейшим университетом к северу от Альп (Карлов университет, 1348 г.), функционировала как королевская и имперская столица.Однако немецкая колонизация, которая вскоре составила треть всего населения и поставила в невыгодное положение большинство чехов, принесла семена недовольства, что привело к уродливому, неразрешимому конфликту в 20 веке. В начале 15 века Богемия стала свидетелем гуситской революции — дореформационного движения, названного в честь Яна Гуса, последователя английского теолога и реформатора Джона Уиклифа. Религиозный антагонизм преобладал над этнической напряженностью, когда чехи и немцы совместно возглавили протестантское восстание, положившее начало Тридцатилетней войне (1618–1648 гг.) Против католических Габсбургов, австро-германской династии, правившей Богемией с 1526 по 1918 год.После победы Габсбургов немецкий язык заменил чешский почти на два столетия — до тех пор, пока чехи не пережили необычайное лингвистическое и культурное возрождение, совпавшее с революциями 1848 года и распространением индустриализации. В лице историка Франтишека Палацкого и таких композиторов, как Бедржих Сметана и Антонин Дворжак, чешский национализм нашел своих идеальных выразителей.

Распад Австро-Венгерской империи в конце Первой мировой войны впервые объединил чехов и словаков как «чехословаков.Чехи стали правящей этнической группой в Чехословакии, новом государстве, в котором немцы и венгры жили как противные граждане, неизбежно превратившись в нелояльные меньшинства, стремящиеся подорвать демократическую конституцию, созданную основателями страны Томашем Масариком и Эдвардом Бенешем. Многие из этого немецкого населения превратились в нацистских сторонников прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии, чей проект немецкоязычного пограничного региона Чехословакии был умиротворен Англией и Францией в Мюнхенском соглашении от сентября 1938 года.Обескровленная Чехословакия через шесть месяцев поддалась прямому немецкому вторжению. Богемия и Моравия стали протекторатом «Великой Германской империи», в то время как Словакия, венгерские районы которой были переданы Венгрии, была вынуждена Гитлером провозгласить свою независимость.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

После шести лет жестокой нацистской оккупации (с наследием Холокоста и послевоенным массовым изгнанием около трех миллионов чешских и словацких [карпатских] немцев) Чехословакия была восстановлена, на этот раз без Малороссии (Закарпатская Украина), которая была аннексирована Советский Союз.Коммунистический переворот в феврале 1948 года определил судьбу Чехословакии как члена советского блока на протяжении всей холодной войны — хотя ненадолго, пражской весной 1968 года, движение за реформы взяло верх, но в августе того же года было подавлено советским военным вторжением. год. Тем не менее, этот опыт свободы породил подпольное диссидентское движение, позднее названное Хартией 77, лидер которого, драматург Вацлав Гавел, был переведен из тюрьмы в королевский замок, став первым президентом посткоммунистической Чехословакии после падения Берлинской стены в 1989 году.

Советское вторжение в Прагу

Чехи противостоят советским войскам в Праге, 21 августа 1968 года. Советские войска вторглись в Чехословакию, чтобы подавить движение за реформы, известное как Пражская весна.

Libor Hajsky — CTK / AP Images

Последняя модификация современного чешского национального государства была открыта 1 января 1993 года, когда был распущен союз со Словакией. Как Чешская Республика, новая страна присоединилась к Организации Североатлантического договора (НАТО) в 1999 году и к Европейскому союзу (ЕС) в 2004 году.

Религия в Чешской Республике неправильно идентифицирована, и в свете пандемии она может быть пророческой для остального мира

Автор: Сэмюэл Демпси

В разговоре с чехами большинство людей говорят, что они нерелигиозны, на самом деле , 66% населения страны говорят, что они не верят в бога, а 25% считают себя атеистами.

И все же, когда вы заглядываете под поверхность и исследуете историю, одна из так называемых самых атеистических стран в мире выглядит гораздо менее атеистической.

Точнее, чехи обладают индивидуализированной нетрадиционной духовностью, не продиктованной состоянием мира.

По словам доктора Зденека Войтишека, заведующего кафедрой религиоведения гуситского теологического факультета Карлова университета, чехи не доверяют учреждениям, особенно религиозным. «Они не решаются быть членами какого-либо учреждения или церкви», — сказал он. «Такое отрицание часто выражается приговором, я атеист».

Однако Dr.Войтишек уточняет, что если атеизм — отрицание трансцендентальной реальности, то чехи — полная противоположность. Заявление об атеизме — это заявление о солидарности общества в идентификации с чехом, а не о духовном отвержении. «Чехи очень сильны в поиске различных предсказаний, пророчеств, исцеления, энергетического исцеления, естественного исцеления и позитивного мышления», — сказал он.

Более того, в отличие от большинства остального мира, доктор Войтишек не считает, что пандемия положительно повлияла на уровень духовности или религиозной веры чехов.

За последние несколько десятилетий религия пришла в упадок, но с COVID-19 многие люди начали искать уверенность в существовании. Настолько, что 30% жителей США, 16% Испании и 10% Южной Кореи укрепили свою веру с начала COVID-19. Все они являются общеизвестными религиозными обществами, в то время как Чешская Республика осталась неизменной в своем высоком уровне духовной вовлеченности.

Когда гуляли по Праге, чтобы узнать мнения чешских людей о религии и духовности в Чешской Республике, было удивительно уровень колебаний или чистого отказа участвовать в этой дискуссии, поскольку они заявили, что эта тема слишком «деликатная».’

Тем не менее, задумавшись об этом, 14 человек были достаточно любезны, чтобы обсудить религию, но все же они предпочли остаться анонимными, учитывая клеймо вокруг веры.

Неудивительно, что 57% людей ответили, что они вообще не религиозны. Они ссылались на то, что религия «ошибочна», что церкви «злы», что религия «устарела» и что слова «вера в бога» даже «вульгарны».

С другой стороны, 36% люди считали себя религиозными.Один человек оказался священником, который считал, что религия в Чешской Республике находится на подъеме. «Я был удивлен, что в церквях много людей, — сказал он. «Я встречаюсь с верующими пожилыми людьми и верующими молодыми людьми… Я видел, как у людей есть зажженная вера, страсть и радость за христианскую веру».

Одна еврейская женщина выразила чувство солидарности со стороны общины в Праге во время COVID, описав людей, помогающих больным и молящихся в Интернете; однако, по ее словам, большинство из 2000 евреев в Праге не исповедуют свою религиозную веру.«Большинство местных жителей приходят в синагогу два-три раза в год», — сказала она.

Другой неожиданный ответ заключался в том, что 50% опрошенных сказали, что они духовные или очень духовные.

Большинство, независимо от их собственных убеждений, чувствовало подъем духовности в Чешской Республике, но из тех, кто чувствовал себя духовным, у них был очень уникальный способ приближения к трансцендентному. Один человек даже сказал, что верит в нечто похожее на Валгаллу из скандинавской мифологии.

То, что было еще более уникальным для Чешской Республики, было именно таким, как предсказал доктор Войтишек: 60% тех, кто выражал какую-либо склонность к религии или духовности до пандемии, либо не изменили свою веру, либо испытали падение религиозной веры и духовности. с начала пандемии.

Доктор Войтишек прослеживает причины скептической чешской атеистической идентичности столетней давности. «Во времена Австро-Венгерской империи чехи чувствовали себя угнетенными и искали освобождения», — сказал он.«Таким образом, чехи, в надежде создать собственное государство и снова стать существующей нацией, воевали не с Австро-Венгерской империей физически, а идеологически, выступая против Римско-католической церкви».

Преподобный Томаш Халик, чешский римско-католический священник, философ, теолог и бывший коммунистический диссидент, был достаточно любезен, чтобы поделиться с Бостонским колледжем речью о состоянии религии в Чешской Республике, в которой он расшифровывает новейшую историю.

Халик описывает первый серьезный прорыв в вере во времена коммунизма, когда «многие священники обменяли свою христианскую веру на национализм, объявив веру« делом для нации ».«Народ стал их богом».

Затем он объясняет второй прорыв, когда католицизм начал свой «крестовый поход против модернизма», в ходе которого большая часть образованных слоев населения покинула церковь.

Галик охарактеризовал этот «крестовый поход против модернизма» не просто как нарушение веры в Чешской Республике, но как раскол внутри католической церкви: половина католиков, которые придерживаются строгих традиций, непоколебимы в отношении таких понятий, как однополые браки. , или аборты, а в другой половине — католицизм, открытый для перемен и разговоров с посторонними.

Чешский архиепископ кардинал Доминик Дука представляет сегодня консервативные аспекты церкви.

Агентство католических новостей процитировало его слова: «Я хотел бы сказать католическому миру, чтобы он не боялся своих традиций». Традиции отсылки к собственным утверждениям вокруг строгой гендерной идеологии.

Несмотря на то, что открытый коммунизм покинул эту страну 30 лет назад, все еще наблюдается серьезное ослабление религиозной веры и отсутствие религиозного единообразия. Халик объясняет это тем, как миссионеры проповедуют евангелизацию в Чешской Республике.

Он описывает два основных типа миссионеров: евангельских христиан-фундаменталистов из Соединенных Штатов, «размахивающих библией в одной руке и гамбургером в другой», и консервативных католиков с Запада, которые пришли сюда, ожидая, что их будут приветствовать как героев. По мнению Халика, оба они терпят поражение из-за естественного скептицизма чехов.

Тем не менее, надежда Халика остается. «Христианство возможно в высоко секуляризованном обществе» только тогда, когда евангелизация рассматривается не как «идеологическая обработка», а как инкультурация.

Подобным образом, но так сильно отличается, кардинал Доминик Дука также оптимистичен в отношении роста веры, поскольку он сказал Католическому информационному агентству: «В некотором смысле, я должен сказать, что многие люди нашли контакт с Церковью и поклонением, многие даже после десятилетий отсутствия интереса. Я также заметил больший интерес к общей семейной религиозной жизни, такой как семейная молитва, общая катехизация и интерес к христианству в целом. Так что я оптимистичен в этом отношении ».

Доктор Войтишек более реалистично считает, что Чехия опережает весь остальной мир.«Другие общества в Европе идут таким же путем, роль церквей находится в духовном кризисе», — сказал он.

В то время как большая часть остального мира не полностью утратила свой идеалистический взгляд на религию, у чехов, а значит, и у США, Испании и Южной Кореи больше веры, когда жизнь не идет своим чередом, в отличие от чехов, которые знает, где заканчивается эта история, и выбирает более индивидуальный подход.

«Религиозное государство чехов не является чем-то необычным, это всего лишь несколько шагов в будущем», — сказал д-р.Войтишек.

Как государственная религия сделала чехов наименее религиозным народом в Европе

Во всех статьях, посвященных 50-летию советского вторжения в Прагу на прошлой неделе, мало кто обратил внимание на один из оставшихся в нем шрамов: широко распространенный атеизм. Некоторые могут быть удивлены, узнав, что чехи — самые нерелигиозные люди в Европе, не только из-за десятилетий поддерживаемого государством атеизма, но и из-за столетий навязываемой государством религии.

Коммунистический союз религии

Когда коммунистические чиновники впервые пришли к власти в Чехословакии в 1948 году, подрыв и искоренение религии стало главным приоритетом. Марксисты пытались объединить Римско-католическую церковь с «патриотической» организацией, лояльной режиму, известной как «Католическое действие». (Чем больше что-то меняется, тем больше остается прежним.) Однако Ватикан быстро осудил создание правительства.

Правительство начало выплачивать жалованье священникам — от чего ни один священник не отказывался — чтобы завоевать их лояльность.Управление по делам религий поставило некоторых из своих верных священников на руководящие должности. И все же епископы сохранили верность.

Затем власти насильственно объединили Византийскую католическую церковь с православной церковью.

Не справившись с подделкой, правительство прибегло к конфискации. Прага приказала закрыть все монастыри 13 апреля 1950 года, что привело к массовому захвату церковного имущества. Коммунистическое правительство разграбило 429 зданий, принадлежащих мужским монашеским орденам, 670 зданий, принадлежащих женским орденам, около 2 000 произведений искусства, еще 2 000 исторических артефактов и 1 здание.8 миллионов книг. Это не включает массовое уничтожение ценных исторических предметов, совершенное в таких масштабах, что даже бывший премьер-министр Чехословакии Зденек Фирлингер посетовал на это.

Затем 28 апреля 1950 года власти насильственно объединили Византийскую католическую церковь с Православной церковью (с сильными связями с Москвой). Число православных увеличилось во много раз — по крайней мере, на данный момент.

Однако Пражская весна принесла разговоры об уменьшении религиозного угнетения.Правительство Александра Дубчека снова признало Византийскую католическую церковь 13 июня 1968 года. Из 210 приходов, принявших участие в голосовании в том году, только пять остались православными. По оценкам, 90 процентов католиков восточного обряда вернулись в свои церковные дома к 1971 году. (Подробный отчет см. В этой статье).

Между тем Православная Церковь и по сей день продолжает страдать от «проправославной» политики правительства.

«Сила — никогда не победа»

«Коммунисты, как ваши [русские], так и наши, всегда были врагами Церкви», — сказал бывший православный архиепископ Праги российскому СМИ.

Когда дело дошло до Византийской католической церкви, коммунисты стремились «только к ликвидации», — сказал тогдашний архиепископ в 2011 году. «Мы, православные, знаем, что такая сила никогда не является победой».

«То, что члены чехословацкой партии якобы помогали Православной церкви в Чехословакии, было лишь их хитрым маневром», — сказал он. «Фактически, коммунисты только навредили работе Православия».

Они следуют схеме: значительное увеличение числа членов привилегированной церкви с последующим столь же массовым исходом, когда возвращается свобода.

Нерешенная проблема современного чешского народа на JSTOR

Abstract

Чешская Республика широко известна как «наименее религиозная» страна в мире, и большинство чехов очень гордятся этим фактом. Однако авторы оспаривают обе эти характеристики. Чехов лучше считать нецерковниками, чем атеистами, поскольку различные формы современной духовности Нью Эйдж неуклонно набирают популярность. Более того, их репутация нерелигиозных людей несколько сомнительна, поскольку она чаще всего основана на коммунистических (и других более исторически глубоко укоренившихся) антиклерикальных представлениях, в то время как люди мало что знают об идеях, которые они так легко отвергают.Эти утверждения основаны как на количественных данных, полученных в результате переписи населения и обследований религии ISSP, так и на качественных данных, собранных в ходе местных этнографических исследований в городе Ческа-Липа на севере Чехии, разработанных в соответствии с проектом Кендалского университета Ланкастерского университета в г. Великобритания. Чешское население можно разделить на три «блока»: религиозных, спиритуалистов и атеистов / неверующих, ни один из которых, однако, не может считаться единообразным с точки зрения членства или действительно взаимоисключающим.Авторы приходят к выводу, что традиционных религиозных деятелей различных конфессий, последователей движений Нью Эйдж и «остального» населения можно рассматривать как три отдельные группы внутри общества, и что взаимопонимание и принятие ни в коем случае не являются нормой.

Информация о журнале

Sociologický časopis / Чешское социологическое обозрение — ведущий журнал чешского социологического сообщества. Журнал, поддерживаемый международной редакционной коллегией и публикуемый два раза в год, открыт для ученых со всего мира.Он предлагает статьи по вопросам трансформации в Центральной и Восточной Европе и сравнительное исследование социальных и политических событий, влияющих на ЦВЕ, но также приветствует новаторскую теоретическую и методологическую работу более общего характера.

Информация об издателе

Институт социологии Чешской академии наук был основан в нынешнем виде в 1990 году. Институт социологии занимается исследованиями современного общества и предоставлением послевузовского образования в области социологии.Он проводит текущие и разовые эмпирические опросы, сравнительные исследования, опросы общественного мнения и тематические исследования, применяя современные качественные и количественные методы исследования, а также способствует развитию социологической теории и методологии. В исследованиях Института также используются информация, концепции и методы, взятые из смежных научных областей, таких как экономика, право, политология, демография, социальная география и гендерные исследования.

Институт социологии находится в Праге.В состав Института социологии входят также Архив социологических данных (SDA), Центр изучения общественного мнения (CVVM) и Библиотека Института социологии.

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *