Разное

Религия болгар: Немного о Болгарии

Немного о Болгарии

Республика Болгария государство, находящееся в Юго-Восточной части Европы, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади. На севере граничит с Республикой Румынией, на востоке с Черным морем, на юге — С Республикой Турцией и Республикой Грецией, а на западе с Республикой Македонией и Республикой Сербией. Площадь страны 110,9 км. кв.

Геoграфия: Рельеф Болгарии неоднородный. Его особенностью является чередование зон высокого и низкого ландшафтов, которые проходят через всю страну с востока на запад Большая часть страны — горные хребты Стара-Планина, Пирин, Рила с вершиной Мусала (высшая точка Балканского полуострова 2925 м.)

Климат: Страна находится в континентальной и средиземноморской климатичных зонах. Балканские горы — это барьер, который разделяет страну на две климатические зоны — континентальную на севере страны, и средиземноморскую на юге. На равнинах средние температуры января от -2 до 2 °C, июля до 25 °C. Осадков выпадает в год от 450 мм на равнинах, до 1300 мм — в горах. Благодаря легкому морзкому бризу летом нет изнуряющей жары.

Население: 7,6 млн. жителей (2007), 84,5% — болгары.

Религия: свобода вероисповеданий. Большинство населения 82,6 % исповедуют восточное православие (болгарская православная церковь), 0,5% — протестанты, 12,2% — мусульмане, 0,6% — католики.

Столица страны: город София существовал еще в VII в. до н. э., правда, под другим именем: тогда его называли Сердика или Триадица, а теперешним именем — София — город был назван в конце IV в.

Азбука — кириллица.

Язык: Официальным языком является болгарский. На нём общаются почти 85% населения. Также в употреблении турецкий (9,6%) и цыганский (4,1%) языки.

Вероисповедание: Большинство населения 82,6 % исповедуют православие (болгарская православная церковь), 0,5% — протестанты, 12,2% — мусульмане, 0,6% — католики.

Политическое устройство: парламентская республика. Главой государства является президент, постоянно действующий орган законодательной власти — парламент — Народные Сборы.

Национальный праздник: 3 марта — Освобождение Болгарии от османского господства /1878 г./

История: У Болгарии очень древняя и исключительно богатая история. В этой небольшой стране, расположенной на пороге Европы и Азии, оставили свой след практически все великие культуры древности. Фракийцы, греки, римляне, византийцы, Османская империя — все они успели побывать на болгарской земле, все они оставили здесь бесчисленные памятники — усыпальницы, крепости, храмы, мечети — и предметы искусства.

Древние болгары. Создателями современной Болгарии, воспринявшей и сохранившей в веках их имя, являются Болгары. Историю болгар можно писать со времен глубокой древности /I-e тысячелетие до н.э./

Они принадлежат к кавказской /белой/ расе, части большой индоевропейской семьи. Их прародина — Средняя Азия / район Памира и Гиндукуша/. Будучи высоко организованной общественной формацией, древние болгары долгое время являются определяющим культурным фактором в среднеазиатских территориях, носителями высоких для своего времени познаний в области философского восприятия мира, государственного управления, общественного устройства, военного искусства, письменности, языка, строительства.

Важным продуктом древнеболгарского познания является совершенный с точки зрения астрономии цикличный солнечный календарь, созвездия которого названы именами животных. ЮНЕСКО признало календарь древних болгар одним из самых точных в мире.

Культура и традиции. Богато и многообразно культурное наследство болгарских земель. Еще с праисторических времен они хранят следы различных эпох с богатыми традициями. Географическое расположение Болгарии на перепутье обьясняет переплетение, смешение, взаимовлияние культур, нравов, религий племен и народов, живших и бороздивших эти земли.

Беcценно культурно-историческое наследство древних фракийцев, греков, римлян, целых поколений болгар, своими достижениями оставивших нам интересную и полезную информацию о быте, традициях и своих духовных прозрениях.

Среди самого ценного, обнаруженного в болгарских землях, являетсякультурное наследство фракийцев, сотворивших невероятные художественные и архитектурные  шедевры. Фракийское искусство, претерпевшее  долгий и сложный путь развития, завещало нам замечательные сокровища, гробницы, храмы, святилища и города.

Что стоит знать о стране: Болгары очень дружелюбны, приветливы, гостеприимны. К тому же близость языка и вероисповедания болгар и русских помогают лучше понимать друг друга.

Сильно развитый туризм: Основные преимущества болгарского туризма: живописная и разнообразная природа, безопасность, благоприятный для здоровья климат, богатейшее культурно-историческое наследие, бережно охраняемые традиции, обычаи и фольклор, гостеприимное население.

Самые известные морские курорты — Албена, Золотые Пески, Ривьера и Солнечный Берег.

Во всем мире известна болгарская масличная роза, которую выращивают в Долине роз. Она — один из символов страны. На ее основе изготавливают косметику, парфюм, а также варенье из роз, розовый ликер и розовый мед.

Основные праздники:

 1 января — Новый Год;

 6 января — Богоявление;

 3 марта  —  День освобождения Болгарии от османского ига;

 1 мая — День труда;

 6 мая — День храбрости, День Болгарской армии;

 2 июня -День Ботева и павших за свободу Болгарии;

 6 сентября -День объединения Болгарии;

 24 декабря — Сочельник;

 25 декабря — Рождество.

Вероисповедние, религи и ритуалы в Болгарии в 2022 году

Анна Петрунина

  • Скопировать ссылку

Оглавление

[Скрыть]

Религия и государство Ритуалы и святые места Болгарии Верования и обряды

Республика Болгария объединила в себе несколько мировых религий: православное и католическое христианство, ислам, иудаизм. На вопрос, какая религия в Болгарии основная, есть однозначный ответ — православие. Большинство коренных местных жителей принадлежит к Болгарской православной церкви, хотя есть также небольшое количество мусульман, протестантов и католиков. О том, какая вера в этой стране, какие обряды и ритуалы существуют на сегодняшний день, расскажет наша статья.

Религия и государство

Разобравшись с тем, какое вероисповедание в Болгарии, следует прояснить, как в этой стране все устроено в плане религиозных убеждений. Республика Болгария позволяет свободу выбора религии для своих граждан. Конституция является основным документом, где это право прописано. В стране мирно уживаются представители различных конфессий, очень редки случаи конфликтов на почве веры. Структура объединений различных религий:

  • православную церковь в Болгарии возглавляет патриарх, председательствующий в Священном Синоде (или Церковном Совете). Также существует иерархия региональных архиепископов, епископов и священников. Существуют и православные монастыри, где монахи и монахини практикуют жизнь в преданности религии и учёности, вдали от благ, присутствующих в жизни обычных людей.
  • исламская община управляется Верховным Советом мусульман, которую возглавляет главный муфтий. Существует иерархия региональных муфтиев, имамов (духовенство), а также религиозных учителей.
  • еврейская община на сегодняшний день малочисленна — чуть больше тысячи человек. Но синагога работает, раввин проводит службы, не смотря на то, что приходит не больше 50–60 прихожан.

Также в Болгарии существуют места, куда могут прийти верующие других стран. Например, русские и армянские православные храмы, а также церкви для приверженцев протестантской религии.

Ритуалы и святые места Болгарии

В зависимости от того, какая вера в Болгарии у населения, существуют ритуалы различного характера.Для христиан наиболее значительным является крещение, для мусульман — обрезание. Православные христиане и мусульмане верят в загробную жизнь. Для обоих конфессий надлежащее соблюдение всех необходимых ритуалов, связанных со смертью и погребением, играет решающее значение для правильного прохождения души в загробный Мир.

Христианские праздники включают в себя Рождество, Пасху, посты и дни святых. Богослужения проходят по воскресным дням и часто бывают ежедневными. Люди посещают церкви, чтобы помолиться, поставить свечи за здравие или упокой близких.

Мусульманскими праздниками являются Рамадан (месячный пост) и праздник жертвоприношения (Курбан Байрам). Особо верующие и религиозные мусульмане посещают мечеть по пятницам, а также совершают ежедневные молитвы.

Раньше в Болгарии вера имела огромное значение и влияние на жизнь людей. Этим объясняется множество святынь, почитаемых по сей день. Собор Александра Невского в Софии — главный православный храм страны. Сюда приходят как местные жители, так и приверженцы православной религии со всего мира.

Верования и обряды

Языческие верования и обряды встречаются и по сей день в Болгарии, вероисповедание населения при этом не имеет значения. Есть они и у православных христиан, и у мусульман. Среди помаков ( так называют болгар, относящих себя к мусульманской религии ) и цыган христианское и исламское верования и практики часто сосуществуют. Люди, которые придерживаются иудаизма, православные армяне и протестанты также имеют в своей обычной жизни ритуалы и обычаи, пришедшие от времен язычества. Связаны они, в основном, с праздниками и важными датами для каждого человека. Самые основные из них:

  • Рождество и Новый год. Болгары верят, что наличие на праздничном столе традиционного пирога под названием «баница», являющегося символом достатка, принесет благополучие всей семье в наступающем году;
  • Коляда. В рождественскую ночь колядующие ходят от дома к дому и поют особые песни, приносящие достаток в те семьи, кто наградил поющих угощениями;
  • Кукерские Праздники. Это своего рода карнавал. Все участники надевают маски, танцуют и веселятся, а в конце этого действа происходит символическая вспашка и посев. Таким образом отдается дань плодородию земли.
  • свадебные обряды. Часто на свадьбу приносят петуха в качестве символа плодородия, а молодых родители встречают хлебом-солью, чтобы жизнь у них была сытая и богатая.

Некоторые из православных болгар, а также мусульмане не религиозны, они не совершают обрядов и ритуалов. Государственная политика социалистического правительства всячески дискредитировала в Болгарии религию, этим можно объяснить тот факт, что встречаются и атеисты. После падения социалистического режима интерес к религии частично возродился, но до былого могущества веры в жизни людей очень далеко.

Читайте также:

  • Флаг Польши
  • Рижский бальзам: польза алкогольного напитка
  • Аквапарки в Сочи
  • ТОП 5 лучших недорогих 5 звездочных отелей в Хургаде
  • Гагра на берегу моря с бассейном

Есть что добавить?

Болгария — РЕЛИГИЯ

Болгария Содержание

Болгарская православная церковь, сыгравшая решающую роль в
сохранив болгарскую культуру во время османской оккупации, остался
ключевое значение для ощущения болгарской государственности даже в послевоенные
коммунистические режимы. Несмотря на официальный статус православия,
В Болгарии также существовала традиция терпимости по отношению к другим христианам.
религии. Однако терпимость к исламу оставалась проблематичной при всех
формы правления из-за исторической идентификации этой религии
с оккупацией и подчинением Болгарии.

Восточное православие

В 1991 г. большинство болгар хотя бы номинально были членами
Болгарская православная церковь, независимая национальная церковь, как и
Русская Православная Церковь и другие национальные ветви Восточной
Православие. Благодаря своему национальному характеру и статусу
национальная церковь в каждом независимом болгарском государстве до появления
коммунизма, церковь считалась неотъемлемым элементом болгарского
национальное самосознание. Крещение до 19 лет44 обязательный обряд
установление индивидуальной идентичности, сохранили эту жизненно важную роль для многих даже
после прихода к власти коммунистов. Сила этой традиции вызвала
коммунистическое государство ввести ритуал именования под названием «гражданское
крещение» ( гражданско круштване ).

Хотя коммунистические режимы не могли устранить все влияние, они
значительно подорвал авторитет церкви. Во-первых, коммунисты
постановил, что церковь имеет власть только в церковных делах и не может
принимать участие в политической жизни. Во-вторых, несмотря на то, что Конституция
церковь отделена от государства, жалованье духовенства и гонорары
необходимые для содержания церквей оплачивались государством. Это означало, что
духовенство должно было доказать свою лояльность государству. с 1949 до 1989 г.,
Религия в Болгарии в основном контролировалась Законом о религии.
Организации, перечислившие ограничения конституционных
принципиальное разделение церкви и государства.

Численность православных священников сократилась с 3312 в 1947 году до 1700
в 1985 году. Священников, связанных с довоенным режимом, обвинили в
заниматься незаконной или антисоциалистической деятельностью, поддерживать
оппозиции и пропаганды против государства. Взяв под свой контроль
всей церковной собственности, у государства был выбор: содержать церкви или
закрывая их. Так, например, Рильский монастырь, крупнейший
монастырь в Болгарии, стал национальным музеем в 1961.

В 1987 году Православная Церковь насчитывала 3720 церквей и часовен, 120
монастырей, 981 штатных и 738 отставных священников, 135 монахов и 170
монахини. Церковью управлял Священный Синод. При коммунистическом правлении,
Синод имел право публиковать ограниченное количество религиозных
таких материалов, как журналы, газеты и церковные календари. новый
перевод Библии был опубликован в 1982 году, но в таком маленьком
количествах, размер печати которых не может быть определен. По
1988 издание 1982 года перепродавалось в десять раз дороже первоначальной цены.

После падения Живкова Православная Церковь и другие храмы в
Болгария пережила возрождение. Церковные обряды, такие как крещение и
венчания в церкви вызвали новый интерес, и традиционные церковные
праздники отмечались более широко. Рождество 1990 года, первое Рождество
при новом режиме широко отмечался и широко рекламировался в
СМИ. Напротив, Рождество привлекло мало внимания общественности.
в послевоенные годы. Правительство вернуло часть церковного имущества,
включая Рильский монастырь, религиозное образование и изучение Библии
увеличилось в первые постживковские годы. Православная семинария в г.
София вернулась в свой первоначальный дом в 1990 и привлек более 100 мужчин
и студентки в первый год работы. Константин
В Преславском высшем педагогическом институте открыт новый теологический факультет
для подготовки учителей богословия, искусства и музыки, а также священников. Святой
Синод планировал издать 300 000 православных Библий в 1992 году.

Ислам

Мусульманское население Болгарии, в том числе турки, помаки, цыгане,
и татары, жили в основном в северо-восточной Болгарии и в Родопах.
Горы. Большинство из них были мусульманами-суннитами, потому что суннитский ислам был более
широко продвигали турки-османы, когда они правили Болгарией. Шииты
также присутствовали такие секты, как кузулбаши и бекташи,
Однако. Около 80 000 мусульман-шиитов жили в основном в Разграде, Сливене.
и Тутракан (к северо-востоку от Русе). В основном это были потомки
болгар, принявших ислам, чтобы избежать османских преследований, но
выбрал шиитскую секту из-за ее большей терпимости к различным
национальные и религиозные обычаи. Например, кузулбашские болгары могли
соблюдать православные обычаи причащения, исповеди и почитания
святые. Эта интеграция православных обычаев в ислам породила
тип синкретизма встречается только в Болгарии.

По состоянию на 1987 год у мусульман в Болгарии было 1267 мечетей, обслуживаемых 533 ходжаями ,
или лидеры религиозной общины. Мусульманскую иерархию возглавлял один
главный муфтий и восемь региональных муфтиев, толкователи мусульманского права, все
из них отбыли пятилетний срок. Самая большая мечеть в Болгарии была
Мечеть Тумбул в Шумене, построенная в 1744 году.

Болгарские мусульмане подвергались особому преследованию в
годы живковского режима. Отчасти это было связано с тем, что Православная Церковь
традиционно считали их иностранцами, даже если они были этнически
Болгарский. Болгарские коммунистические режимы объявили традиционные мусульманские
убеждения диаметрально противоположны коммунистическим и болгарским убеждениям.
Это оправдывало подавление мусульманских верований и консолидацию мусульманского
в более широкое общество как часть классовой и идеологической борьбы.

Как и представители других религий, мусульмане в Болгарии
пользовались большей религиозной свободой после падения режима Живкова.
Во многих городах и селах построены новые мечети; одна деревня построила
рядом новая церковь и новая мечеть. Некоторые деревни организовали Коран
(также известный как Коран) учебные курсы для молодежи (изучение Корана
были полностью запрещены при Живкове). Мусульмане также начали
издание собственной газеты Miusiulmani , на обоих болгарский
и турецкий.

Римский католицизм

римско-католических миссионеров впервые попытались обратить болгар
в царствование Бориса I. Они не увенчались успехом, и Борис I возглавил
Болгары в их переходе в православие. В 1204 году болгарский царь
Калоян (1197-1207) сформировал недолговечный союз между римлянами
Католическая церковь и Болгарская православная церковь как политическая тактика
чтобы уравновесить религиозную власть Византийской империи. Союз закончился
когда Рим объявил войну Болгарии и Болгарский патриархат был
восстановлен в 1235 году. Католическая церковь не имела влияния в
Болгарская империя после этой даты.

Тем не менее, католические миссионеры возобновили интерес к Болгарии.
в шестнадцатом веке, когда им помогали купцы из
Дубровник на Адриатике. В следующем столетии миссионеры Ватикана
обратили в христианство большинство павликиан, остаток некогда многочисленного
еретическая христианская секта, перешедшая в католицизм. Многие считали, что преобразование
принес бы помощь из Западной Европы в освобождении Болгарии от
Османская империя. Однако к 1700 году османы начали преследование
католиков и предотвращение обращения их православных подданных.

После обретения Болгарией независимости католическая церковь снова попыталась
увеличить свое влияние, открывая школы, колледжи и больницы
по всей стране, а также предлагая стипендии студентам, которые
хотел учиться за границей. Принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, первый
правитель независимой Болгарии, сам был католиком и поддерживал
Ватикан в этих усилиях. Папский нунций Анджело Ронкалли, впоследствии
стал папой Иоанном XXIII, сыграл ведущую роль в установлении католического
учреждений в Болгарии и в установлении дипломатических отношений
между Болгарией и Ватиканом в 1925.

Коммунистическая эпоха была временем больших гонений на католиков,
номинально потому, что католицизм считался религией фашизма.
Болгарские коммунисты также считали католицизм иностранным влиянием.
потому что, в отличие от православия, оно не имело связей с Россией. Логика была в том, что
все антирусское должно быть и антиболгарским. При коммунисте
режимов, католическим священникам было предъявлено обвинение в следовании приказам Ватикана
вести антисоциалистическую деятельность и помогать оппозиционным партиям. В 1949
иностранным священникам запрещалось проповедовать в Болгарии, а папскому
нунцию было запрещено возвращаться в Болгарию. Отношения между
В то время Ватикан и Болгария были разделены. В течение
«Католические процессы» 1951-52 годов, по которым были осуждены 60 священников.
работая на западные спецслужбы и собирая политические,
экономической и военной разведки для Запада. Четыре священника были
исполнено на основании этих обвинений. В начале 1950-е годы, недвижимость
католических приходов было конфисковано, все католические школы, колледжи,
и клубы были закрыты, а католическая церковь лишена своего законного
статус. Осталась лишь номинальная официальная терпимость к католическому богослужению.

В 1991 г. в Болгарии оставалось около 44 000 католиков, в основном в
Русе, София и Пловдив. Еще 18 000 католиков-униатов были
сосредоточены в Софии. (Католики-униаты признают папу своим
духовный лидер, но практикуют восточно-православный обряд.) Болгария
восстановил отношения с Ватиканом в 1990, и болгарский
правительство пригласило папу посетить Болгарию. униаты-католики начали
помощь католикам западного обряда в проведении месс на болгарском языке,
делая литургию более доступной, и побуждая прогнозы, что
две ветви объединятся. Отношения между ними не установлены.
Болгарская православная церковь и Римско-католическая церковь в 1991 г.,
однако католики обвинили официальную православную нетерпимость в
продолжающийся раскол.

протестантизм

Протестантизм был введен в Болгарии миссионерами из
Соединенные Штаты в 1857–1858 годах, в период национального возрождения. Два основных
деноминации, методисты и конгрегационалисты, разделились
зоны влияния. Первые преобладали в северной Болгарии, а
последний на юге. В 1875 году протестантские конфессии объединились в
Болгарское евангелическое благотворительное общество, впоследствии ставшее
Союз евангельских церквей Болгарии. Помимо создания церквей,
протестанты основали школы, клиники и молодежные клубы, и они
распространяли экземпляры Библии и собственные религиозные публикации в
Болгарский. Союз евангелических церквей подготовил первую
перевод всей Библии на болгарский язык в 1871 году и основал
внеконфессиональный колледж Роберта в Константинополе, где многие болгары
лидеры эпохи после обретения независимости получили образование. После обретения независимости
в 1878 году протестанты приобрели влияние, потому что они использовали
народный язык в службах и в религиозной литературе.

Коммунистические режимы подвергали протестантов еще большему
гонений, чем католики. В 1946 году финансирование церкви было прекращено из-за
Закон о запрете операций с иностранной валютой. Поскольку многие министры
получившие образование на Западе перед Второй мировой войной, их подозревали
автоматически поддерживать оппозиционные партии. В 1949 году тридцать один
Протестантских священнослужителей обвинили в работе на американскую разведку
и руководил шпионской сетью в Болгарии. Все церковное имущество было конфисковано,
и юридический статус церквей был отменен. Большая часть мейнстрима
Протестантские конфессии сохранили право на богослужение номинально.
гарантируется конституцией 1947.

По оценкам, в 1991 г. от 5000 до 6000 болгарских
Пятидесятники сделали эту секту крупнейшей протестантской группой.
Пятидесятническое движение было занесено в Болгарию в 1921 году русскими эмигрантами.
Позже движение распространилось на Варну, Сливен, Софию и Плевен. Он получил
популярность в Болгарии после провозглашения свободы вероисповедания в 1944 г.,
и падение Живкова вызвало новый всплеск интереса. В 1991 г.
Пятидесятническая церковь имела тридцать шесть священнослужителей в сорока трех приходах, с
достаточная концентрация в Русе, чтобы обратиться к правительству с просьбой установить
Библейский институт там.

В 1991 году адвентистская церковь насчитывала 3500 болгарских членов, две трети
из них молодые люди. Адвентистское движение началось в районе Добруджи.
Болгарии на рубеже веков, а затем распространился на Тутракан,
Русе, София и Пловдив. Он набрал силу в Болгарии после 1944 года.
При коммунистических режимах господствующие адвентисты сохраняли за собой право
поклоняться. Около двадцати приходов с сорока пастырями оставались активными.
в ту эпоху, хотя отколовшаяся реформированная группа была запрещена, потому что
своих пацифистских убеждений. Некоторых адвентистов посадили в тюрьму за отказ
военная служба.

Иудаизм

Болгарские коммунистические режимы официально считали евреев
национальность, а не религиозная группа. По этой причине и потому, что
почти 90 процентов еврейского населения страны эмигрировали в Израиль
после Второй мировой войны еврейское общество, оставшееся в Болгарии, было
в основном светские. При живковском режиме синагоги редко были открыты в
София, Самоков и Видин. В 1990 году еврейское население оценивалось
около 71000р. В то время действовали только два раввина, хотя
по сообщениям, несколько синагог были вновь открыты при новом режиме. Самый
евреев в Болгарии были сефардами, потомками испанских евреев, которые
говорил на иврите или ладино (иудео-испанский диалект). Гораздо меньшее число
были ашкенази, предки которых говорили на идише. Однако очень немногие евреи
в посткоммунистической Болгарии вспомнили языки своих предков, и
частые смешанные браки еще больше ослабили чувство еврейской идентичности.
Евреи Болгарии легко ассимилировались в болгарское общество, частично
потому что они традиционно жили в городах и работали торговцами или
финансисты.

Судьба болгарских евреев во время Второй мировой войны была источником
Болгарская гордость. Примерно 50 000 евреев, живших тогда в Болгарии.
уже давно хорошо интегрированы в ткань болгарской городской жизни.
Из-за этой интеграции ни общество в целом, ни царь Борис
III был склонен следовать антиеврейской политике болгарских нацистов.
союзник. Борис пытался умилостивить нацистов, проведя сравнительно мягкую
антиеврейские законы, которые, тем не менее, вызывали широкий протест, особенно
Болгарской православной церковью. Дважды в 1943, лично Борис
заблокировали приказы о депортации болгарских евреев, вместо этого отправив их в
так называемые трудовые лагеря внутри Болгарии. Многие евреи также получили транзит
визы в Палестину в это время.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Религия в Болгарии, какая религия в стране, основная религия

Болгария — светское государство. Как и все конституционные республики, она предоставляет свободу вероисповедания, закрепленную в Конституции. Религиозные учреждения и организации отделены от государства. В стране представлены разные религии и конфессии. Верующими считают себя около 80% населения, хотя только 13,6% из них регулярно посещают богослужения.

Самая многочисленная конфессия — христиане — 85% всего населения. Основной религией страны по традиции с IX века официально является восточное православие. Его исповедуют 82,6% населения Болгарии. 0,6 % населения (44 000 человек) исповедуют римо-католики, а 1,12 % — протестанты (греки — римо-католики и протестанты). Есть приверженцы Армянско-григорианской православной церкви, последователи различных христианских сект: пятидесятников, методистов, баптистов, адвентистов и других.

Второе место в Болгарии по влиянию и количеству приверженцев религии занимает ислам. Почти 13% верующих в стране (около 1 млн) — мусульмане.

В Болгарии есть даже небольшое количество представителей иудаизма.

Есть также русская, румынская и евангелическая церкви.

На территории современной Болгарии расположены многие исторические языческие религиозные объекты: древнефракийские святилища и гробницы — дольмены, относящиеся ко II-I тысячелетию до н. Казанлык и Стрелча.

Православие

Христианство пришло в Болгарию в I веке. Согласно легенде, Амплий, ученик св. Павла, основал первую епископскую кафедру в городе Одес (сегодня Варна). Согласно Евсевию Кесарийскому, во II веке епископские кафедры существовали уже в булгарских городах Дебельте и Анхиало. Епископ Сардикский (ныне Софийский) Протогон был членом Первого Вселенского Собора в 325 году.

В середине IX века, в 865 году, царь Болгарии святой князь Борис I впервые принял христианство. Его крестил греческий миссионер. Вслед за этим событием произошло массовое крещение болгарского народа. Умный и осторожный Борис знал, что христианство поможет ему объединить народ Болгарии, укрепить Болгарское государство, его мощь и влияние. Кроме того, к концу первого тысячелетия сложились политические, экономические и социальные условия для быстрого распространения христианства. Люди принимают православие, оно становится частью их культуры и жизни.

В следующем десятилетии Болгарская Христианская Церковь стала автокефальной (независимой) под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. С тех пор Православие несколько раз теряло свою независимость. С 1953 года она снова стала автокефальной, т. е. ведет свою внутреннюю жизнь, и занимает 6-е место в диптихе (списке церквей, упоминаемых в торжественных литургиях). Главой Болгарской Православной Церкви является Патриарх Болгарии, который вместе с Синодом митрополитов представляет высшую религиозную власть. Службы в болгарских церквях ведутся на болгарском языке. Болгарская Православная Церковь делится на епархии, а те, в свою очередь, на приходы, главами которых являются священники (обычно женатые).

Христианство сыграло важную роль в формировании болгарской нации. Во времена засилья иноземцев это помогало сохранить родной язык, а во многом и культуру. Первые христианские храмы начали строиться в начале-конце 1-го тысячелетия.

Католицизм

Католицизм — третья религия в Болгарии по количеству последователей после христианства и ислама. Он принадлежит греко-католической церкви. Первые представители католицизма в стране появились в XIV веке под властью турок. Это были купцы и горняки из Западной Европы, исповедовавшие католицизм. В XVI — XVII веках в католицизм перешли павликиане — потомки одного из самых крупных по масштабам и влиятельнейших средневековых еретических течений, зародившегося в Армении в VII веке. Из-за религиозных гонений со стороны турок в XVIII веке павликиане были вынуждены бежать с территории бывшей Византийской империи за Дунай и поселиться в районе Баната. Они стали известны как банатские болгары. И сегодня на границе с Сербией и Румынией проживает 10-15 тысяч потомков павликиан (банатских болгар), которые сейчас исповедуют римско-католицизм. Некоторые из них приняли ислам (помаки) и живут в Греции, Турции и Македонии (бывшая Югославия). В начале XX века во время Геноцида армян в Турции Болгарию бежали армяне, представители Армянской православной церкви. В стране есть католические церкви и соборы: в Софии, Пловдиве и других городах.

Ислам

Это вторая религия в Болгарии по количеству последователей. Ислам пришел после завоевания страны турками в четырнадцатом веке и защищался почти насильственно, в основном среди граждан. Мусульмане в Болгарии этнически разные. Самая большая группа мусульман турецкого происхождения – этнические турки, среди которых в стране более 713 тысяч человек. Они компактно живут на северо-востоке страны и на границе с Турцией: в Шумене, Разграде, Кырджали, Хасково. Ислам исповедуют около 130 000 этнических болгар — помаков, насильно обращенных в ислам в XV — XVII веках. Они живут в основном в Родопах. Рома считаются третьей по величине частью (103 000 человек), проживающей небольшими группами по всей стране. Ислам исповедуют в Болгарии татары, арабы, черкесы (20 000 человек), оказавшиеся в Болгарии в XIX веке, албанцы и боснийцы.

Болгарские мусульмане в основном сунниты (0,03%). В стране насчитывается около 80 000 шиитов.

Много мечетей. В Софии, столице Болгарии, находится одна из старейших в Европе мечетей Бююк и Баня Баши. Крупнейший мусульманский комплекс, включающий в себя мечеть, медресе, кладбище, библиотеку и павильон с минеральными источниками, «Томбул Джамия» расположен в городе Шумен. Построена в 1774 году. Мечети расположены в Пловдиве (Имарет Джума), в Разграде (мечети Ахмед-бея и Ибрагим-паши), в Самокове (Байраклы). Интересно, что некоторые из культовых объектов — Демир-Баба и руины села Оброчище (около Варны), почитаются как мусульманами, так и христианами.

Иудаизм

Евреи живут в Болгарии 2000 лет. В средние века на его землях поселились евреи из Центральной Европы. В нем нашли убежище и целые общины евреев, изгнанных из Испании католическими королями. К началу Великой Отечественной войны в стране насчитывалось около 60 000 представителей иудаизма. Им удалось избежать участи, которая постигла евреев в других оккупированных нацистами странах.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *