Разное

Религия белорусов: Религия в Беларуси

Религия в Беларуси


Термины.

Список [ А-Я ]


— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.


Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы
православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь
католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска
(главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.


И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая,
Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.



Св. София Слуцкая, XVI в.



Маці Божая Жыровiцкая, XIII в



Маці Божая Вострабрамская, XIV в



Маці Божая Бялынiцкая, XVII в

Язычество

паганства (бел. ) — pagan (англ.)




Языческое наследие




1460 rerum Prussicarum


До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.

«Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.


Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников
и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.


Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в
фундаментальных трудах «Россия — Полное географическое описание» (1905) под редакцией
Семенова-Тяньшаньского и «Живописная Россия» (1882) А. Киркора.


В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде.
Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными
святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.


Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе —
Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а
Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.


Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей
определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.


На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.

Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь —
была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв.
И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена
Миндовга,
язычество было популярно до 1387 года — до «крещения Литвы и Жмуди» Витовтом и Ягайло.


Так, хроника «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg», 1326 г.,
рассказывает о «презрении Бога» князем Витенем и разорении им церквей в Польше.
Эта же хроника называет Гедымина «нечестивым врагом веры и христиан» [Dusb, III, 357] и отмечает, что
Давид Городенский, военачальник
и наместник его, со своим гродненским войском «святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял
и расхищал» [Dusb, III, 343]. И убийца Давида пришел к нему, «притворяясь другом язычников» [Dusb, III, 361]

[
Что характерно — при мирном присоединении Витенем Полоцка к ВКЛ соборы оставались нетронутыми. Полоцкое княжество вошло в ВКЛ на правах автономии, и Софийский собор, с его библиотекой и архивами,
оставался в сохранности до вторжения московских войск.
]



А. Н. Веселовский о князьях Полоцких



Двинские камни, XII в



О князе Витене

«Chronicon terrae Prussiae», 1326.



О Давиде Городенском

Chronicon Terrae Prussiae, 1326.

Христианство Византийского (греческого) обряда

«ортодоксия» или «истинная вера»




Святые XI века




Путь из варяг в греки


В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути «из варяг в греки» крестил исландский викинг
Торвальд Кодранссон.
В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту
«полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».
В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.


[ Кстати, «крещение Беларуси» Торвальдсоном, так же как «крещение остальной Руси» Владимиром случилось еще до раскола
христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году.
«А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней.» — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
]


В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.


В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии
Константинопольского патриархата.


В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.

1373 Киевская и Московская («молящаяся за ханов, освобождается от всех даней») митрополии боролись за доминирование в регионе.
Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения.
После посещения Москвы он писал
«Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский». Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси


1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.


1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.


1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси,
а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.


1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).



Полоцкое княжество X-XI вв



Сага о крещении



Экспедиции викингов



Варяжская гвардия. Византия

Літоўская мітраполія


«Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства.
ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы.
Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – “из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р. »


Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды чытаць тут

«Православие»


Термин «православная вера», неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин «ортодоксия» или «истинная вера» в документах Московского государства при Иване Грозном.
К XVII веку понятие «истинная вера» было полностью заменено на «православие» или «русская вера». Униатство в московских документах того периода именовали «белоруская вера».

Старообрядцы


После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли.
Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.

Христианство латинского (римского) обряда

католицизм




1387 Крещение Литвы


1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма
(оригинал /
перевод)

папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам.
В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает,
что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.


1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша).
В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.


1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы.
Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.


В архивах Тевтонского Ордена сохранился «Спис городов», поддержавших Свидригайло во время
Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по
религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.



Письмо Гедымина, 1323



Католичество в ВКЛ, 1387



Города Свидригайло (1432) на карте Меркатора 1595 г.



Монастыри св. Франциска в ВКЛ, 1760


Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов
и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.

Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.


Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.


Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм,
поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.


Кальвинизм также порожден Реформацией.
Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы.
Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.


Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — «гельветских (швейцарских) сборов». В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин.
Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).


В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными.
Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий —
в православии остались только 16)


Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный.
Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.



Религия в ВКЛ, XVI в



Кальвинстский сбор, д. Кухтичи, XVI в.



Лютеранская кирха, Гродно.



Северо-Западные губернии 1897.

Лютеране

Иезуиты


В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку
Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — «армию папы».
Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением,
его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.


Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами),
принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).




Колегиум иезуитов, Минск 1910

Брестская церковная уния 1596

греко-католичество — «белоруская вера»


1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.


1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то,
чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных
Реформацией).


1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).


«Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць
(ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам. «
— поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.



Религии в Речи Посполитой в 1573 г.



Религии в Речи Посполитой в 1750 г.



А. Киркор, «Живописная Россия», 1882.

«Православие и уния», 1882



Религии Беларуси после унии 1596


Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей.
В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши.
В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».


В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли
~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.


Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними.
Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления
на внутренние дела ВКЛ.

[
Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ
(действовал с 1566 по 1840). «Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным
и от нас даным сужоны быти мають»

( арт. 1, разд. 1,: «О персоне нашой Господарской»).
]



Соборное Уложение, 1649

Глава I



Статут ВКЛ, 1588

Глава I



Святой Иосафат Кунцевич, архиепископ Полоцкий



«Белоруская вера»

Базилиане


Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда,
следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.


На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы.
Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича.

Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных
заведений до их стандартов (лучших в Европе).
Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий («hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»)



Орша. Коллегиум иезуитов.



А. Киркор, «Живописная Россия», 1882.

Иезуиты и базилиане



Базилианский монастырь. Минск

Церковь св. Духа (ныне зал детской филармонии)

Иудаизм


В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе.
С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель.
Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже «черта оседлости 1791 года», проведенная
Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.

[ В белорусском языке, в отличие от русского, слово «жид» не является ругательным — это просто фонетическая калька с «jude» — и использовалось в законодательных актах ]


После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.



Северо-Западные губернии 1897.

Иудаизм



Северо-Западные губернии 1897.

Вторая доминирующая религия



«Черта оседлости», РИ



Минский ГУМ, 1936

Ислам


В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида.
Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну,
где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры.
Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения,
они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.


Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы.
Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.



Минск, татарская мечеть



Китаб, XVI-XVII вв.

— белорусский текст арабской вязью

Московский Патриархат РПЦ


Религиозное многообразие было одной из причин «Кровавого Потопа» 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску:
“Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был
равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.


К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).


После раздела Речи Посполитой
Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.


В 1839 униатские приходы были переданы в ведение
Московского патриархата РПЦ.
Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли
церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)



Веротерпимость Рима 2015



А. Киркор, «Живописная Россия.», 1882

Упадок образования в 1839



Веротерпимость РПЦ 2015


http://www. wbc.poznan.pl/dlibra/docmetadata?id=21007&from=publication

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Pikkolomini/de_lithuania.phtml?id=1108

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990#_edn18

https://www.facebook.com/radabolska/posts/701400556652348

http://secret-r.net/arkhiv-publikatsij/8-2008/kak-ivan-groznyj-osvobozhdal-polotsk

https://vylazy.wordpress.com/2010/09/03/великое-княжество-литовское/

http://www.belhistory.com/bel_tatars.shtml

http://n-europe.eu/content/p/1301

http://www.othist.ru/istochniki_ska_044.html

“Белорусы религиозны, даже если считают себя атеистами”. Как разные конфессии повлияли на страну и ментальность народа?

15:15

17.01.2022

#история
#история беларуси
#религия


В Беларуси всегда гордились существованием разных конфессий, забывая, какой ценой в разное время оно давалось. Религиозный портрет белоруса в рамках познавательного курса “Цивилизация белорусов” составил историк и преподаватель образовательного центра “100 баллов” Георгий Бартош.

Почему Беларусь христианская?


Конфессиональная картина Беларуси в историческом разрезе была очень подвижна и драматична. Христианство пришло из Киевской Руси, а туда — из Константинополя. В момент крещения Руси формально оно была едино, но фактически — уже было разделено на восточную и западную ветви. Мы получили восточный “образец”, константинопольский. В течение 700 лет мы подчинялись Константинополю. В 1054 г. произошло официальное разделение на Католическую и Православную церкви, и мы оказались в православном поле. 


В 1686 г. по соглашению между Московским и Константинопольским патриархатом Киевская митрополия передана Москве. Именно поэтому Белорусская православная церковь до сих пор — часть Русской православной церкви. Если бы история сложилась иначе — наша религиозная жизнь чуть была бы другая.




Ягайло


В 1387 г. Ягайло создал Виленское бискупство и началась активная католицизация населения возле Вильно. В первую очередь, она была направлена на балтских язычников, которых в то время было много в том регионе. Ассимиляция славянами местного балтского населения тогда не закончилась. 


География распространения конфессий, конечно, менялась, но есть вещи незыблемые: запад Беларуси (Гродненская область и северо-запад Витебской области) — католический. Католичество было выдавлено в конце 19-начале 20 века из других регионов, например, Минщины. Так, север Минской губернии в первой половине 19 века был католическим. Но постепенно там стало преобладать православие. Что касается конфессий, они довольно равномерно распределены, за исключением того, что число протестантов немного больше в Брестской области. 




Николай Радзивилл Черный


В 16 веке на территорию Беларуси стали проникать две ветви протестантизма: лютеранство и кальвинизм. Лютеранство было географически ближе, его несли в Беларусь и распространяли ремесленники. Но Николай Радзивилл Черный исповедовал кальвинизм и был одним из фундаторов кальвинизма в Беларуси. 




Мартин Лютер и Жан Кальвин


В какой-то момент кальвинизм стал одним из самых массовых на территории Беларуси благодаря этому личному вкладу. Кроме того, с 1560 г. распространяется арианство или антитринитаризм — течение, отрицавшее Божественное природу Христа. Это один из краеугольных камней — догмат всех христианских ветвей. Ариане существовали в Беларуси до 1658 г., до тех пор, пока Ян Казимир их изгнал. 


Протестанты — в основном горожане, мелкая и средняя шляхта, а также крестьяне на тех землях, которые принадлежат магнатам-протестантам. Однако дальше начинается Контрреформация, влияние протестантов под государственным давлением ограничивается. А дальше, когда земли вошли в состав Российской империи, заработал фактор российской власти, которая всегда недружелюбно относилась к другим религиозным течениям. Русские императоры всегда женились на девушках северо-германских или лютеранских семей. А лютеранство и кальвинизм все больше теряли массовость и влияние на среду, им позволяли существовать, но ограничивали в развитии. Например, если протестант и православная заключали брак, то дети должны были воспитываться в православии. Нарушение правила каралось тюремным заключением.    

Почему Беларусь религиозна?


Причины жизнеспособности религии как общественного института объяснял научный атеизм. Рассмотрим морально-этический аспект. Как мы выбираем друзей? Мы не выбираем ярких, мы выбираем комфортных для себя, которые нам понятны и разделяют наши представления о добре и зле. Так и в социальном смысле человек хочет жить в среде людей, которые ему безопасны и понятны, а это и есть религиозная община, которая строится на этическом учении. Кроме того, человек ищет социум, даже если он интроверт. 


Церковное существование — это нечто формализованное, человек ищет порядка, хочет знать свое расписание, например, сходить в воскресенье утром на службу. Кроме того, сама по себе церковная служба — это мистерия. Есть развлечения низкого порядка (ярмарки, шоу), а есть высокие, духовные. Человек не может существовать без приобщения к чему-то прекрасному и таинственному. Кроме того, мы все нуждаемся в чуде, в вере в вечную жизнь, бессмертие. Это надо, чтобы наше существование не выглядело таким чудовищным. 

Насколько Беларусь религиозна?


Беларусь — нерелигиозная страна. У нас считают себя верующими около 60%, а атеистами — 40%, это очень высокий процент. Есть государства в Латинской Америке, где религиозными себя считают 100% населения. В Европе в таких государствах как  Румыния, Польша также высокий процент религиозности. 


Но здесь важна тенденция: по переписи 1980 года только 15% населения назвали себя религиозными, а сейчас это 60%, соответственно, рост в 3 раза за 30 лет. Конечно, можно предположить, что в советское время люди обманывали переписчиков, но факт роста религиозности и влияния различных конфессий в современном обществе очевиден. Более того, даже атеисты разделяют ту систему ценностей, которую декларирует та или иная конфессия. Не будучи верующими, они живут в этой системе ценностей, потому что живут в этой культурной среде. 



Самая большая христианская конфессия в Беларуси — православные (80-82%), католики — 10-12%, протестанты — до 10%, есть еще униаты, староверы, а также представители нехристианских религий — ислама (в Беларуси мусульмане проживают с 14 века) и иудаизма. Также присутствуют другие экзотические группы, например, ранее писали, что в Беларуси были мормоны (правда, не зарегистрированы, так как законодательство в этом плане у нас строгое). 


Что касается современных протестантских церквей (христиане Веры Евангельской, баптисты и адвентисты седьмого дня), их центры находятся в США, они сформировались в 19-20 веке, они имеют догматическую связь с протестантизмом 16 века, но не имеют организационной. Протестанты в Беларуси появились благодаря людям, которые уезжали в США на заработки, миссионерам, которые приезжали к нам в 1920-30 годы.  

Почему белорусы веротерпимы?


Те государства, в состав которых в разное время входила Беларусь, были многоконфессиональные и многонациональные. А религиозная распря в многонациональном обществе быстро вспыхивает и трудно останавливается. Здесь есть аспект: государство всегда было вынуждено декларировать и осуществлять политику религиозной терпимости, чтобы сохранить территории, единство, жизнеспособность государства в целом. 




Мученическая смерть Иосафата Кунцевича. Йозеф Зимлер 1861 г.


Традиция религиозного мира очевидна для белорусского быта. Например, в населенном пункте Мир жили бок о бок три конфессии. При этом существовала взаимовыручка. Наверняка, внутренние конфликты, в том числе бытовые, были, но жизнь заставила дружить и взаимодействовать. Но государства в разное время начинали давить в религиозном плане: насильственное распространение католичества, униатства, контрреформация, насилие в отношении части протестантов и к старообрядцам. Парадокс в том, что в Речи Посполитой давили православных и протестантов, но в то же время принимали русских староверов. В конце 18 века число староверов и православных стало сопоставимо, они составляли меньшинство, но почти в равных долях. Затем пришла власть Российской империи, православие активно искусственно стало распространяться, но староверов вынуждали покидать страну. Например, эмигрировать в Америку.     


У представителей религиозных общин всегда был фактор внешнего давления, вынуждающий объединяться. Символом стал Союз протестантов и православных 1599 г., сразу после Брестской унии. Когда есть внешний фактор давления, ты всегда начинаешь дружить с тем, кто подвергся гонениям, как и ты. 


Резкое увеличение православных — это был результат влияния государства. Никогда у конфессий не было равных условий, так как государство диктовало правила. 

Почему государство и церковь едины?


Проблема истории Беларуси в том, что периодически у нас возникала “государственная религия”: в Речи Посполитой — католики, в царской России — православные, в СССР — коммунизм. Кстати, коммунизм — это тоже религия со всеми составляющими: системой святых и мучеников, непререкаемыми догматами. Агрессивность коммунизма по отношению к религии объясняется боязнью конкуренции. К тому же коммунизм из всех систем — наиболее тоталитарная. Церковная организация стремится к авторитарности, единоначалию, однако в коммунизме было потеряно всякое чувство меры. 



Но когда у некой религиозной организации появляются преимущества и административные рычаги, это всегда плохо. Это обедняет в духовном и культурном смысле и может стать поводом для конфликтов. Но идея веротерпимости и религиозного равенства не может принадлежать государствам в определенные этапы. Если Речь Посполитая — феодальное государство, а Российская империя — полуфеодальная, то какой веротерпимости от них ждать? 


С другой стороны соединение религии с властью на церковь действует развращающе. Не должен возникать религиозно-государственный симбиоз, он порождает массу негативных последствий, например, недоверие. Церковь должна быть ментором, судьей, советчиком, мерилом нравственности. Церковь не должна подавлять. Что касается СССР, то в нем церковь стала сама жертвой такого давления, хотя с другой стороны произошло небывалое сращивание с государством, и ничем хорошим оно не закончилось. 

Просветительская и социальная функции


Просветительская функция церкви — некая подмена понятий. То образование, которое давали в церковных школах (православных или католических), было направлено на подготовку кадров для самой же церкви и распространение догматов. В этом плане функция выполнялась. Например, католики в 16-17-18 веках создали лучшую в Европе образовательную систему. Однако когда в 18 веке появилось светское образование, религиозное не выдержало конкуренции, так как светское было более широкое и глубокое. 


Мне кажется, что критиковать любую церковь вообще не стоит, потому что Церковь — это люди, это личности. В каждой религиозной организации были свои праведники, выдающиеся деятели и наоборот. Однако обобщать нельзя. 

Религиозный портрет белоруса


Я думаю, что идеальный белорус, каким его видят соседи: добропорядочный, хорошо воспитанный, но не аристократ, тот, кто не позволяет резких всплесков, небрежности по отношению к другим, тот, кто уважает чужие границы. И все эти черты, на мой взгляд, присущи протестантам. По крайней мере, на меня они производят такое впечатление.  


Религия, конечно, повлияла на белорусов. Белорусы продолжают быть религиозными независимо от того, считают себя атеистами или верующими. Мы живем в некой патриархальной системе: есть отцы, учителя, правила, некий ограниченный выбор. И мы с ограниченностью выбора соглашаемся или примиряемся, это часть нашего существования.

Религия в Беларуси – от православия к протестантизму?

26 мая глава Белорусской католической церкви архиепископ Тадевуш Кондрусевич сообщил, что епископат работает над альтернативой конкордату.

Конкордат — официальное соглашение, регулирующее отношения между церковью и светским государством, с белорусским правительством. Если ему это удастся, это, вероятно, станет первым подобным соглашением между местной католической церковью (не Ватиканом) и правительством.

Лидеры религиозных организаций, базирующихся в Беларуси, понимают, что усиление их позиций по отношению к укрепляет их имидж, позволяя им оказывать большее влияние на общество. В свете недавнего исследования религиозности в Центральной и Восточной Европе, проведенного Pew Research Center, в Беларуси есть за что бороться.

Согласно исследованию, подавляющее большинство белорусов верят в Бога и примыкают к определенным религиозным организациям. Тем не менее число практикующих верующих, регулярно занимающихся религиозной деятельностью, значительно меньше. Неожиданно белорусские протестанты, не охваченные исследованием, могут оказаться девятым0007 де-факто лидеров на местах.

Последнее исследование Pew представляет основные выводы, касающиеся различных аспектов религиозности в бывших коммунистических странах, и проливает свет на религиозную динамику в Беларуси. Получается, что подавляющее большинство белорусов (84%) заявляют, что верят в Бога.

Это число контрастирует со статистикой ближайших соседей Беларуси, таких как Литва (76%) или Россия (75%). Больше людей заявляют, что верят в Бога только в Польше и Украине (по 86%). Поэтому может показаться, что Беларусь является благодатной почвой для религиозных организаций, несмотря на десятилетия принудительной секуляризации государством.

Во всем регионе преобладает восточное православие, в том числе и в Беларуси. Как показывает исследование, 73% белорусов идентифицируют себя как православные, 12% как католики, 3% не заявляют о своей принадлежности, 12% принадлежат к другим конфессиям.

Несмотря на большое количество верующих, более пристальный взгляд на причины личной религиозности показывает, что для многих людей религия имеет более церемониальное значение.

Например, только 23% православных связывают свою религиозную идентичность с личной верой, и чуть больше половины из них подчеркивают важность религии для своей национальной идентичности или семейного происхождения. В меньшей степени это относится к белорусским католикам, 40% которых связывают это с личной верой, а 42% объясняют свою религиозную идентичность национальной/семейной культурой.

Более практичный взгляд на религиозность может лучше объяснить динамику религии на земле. В Беларуси среднестатистический верующий редко посещает службу: 12% опрошенных сказали, что делают это раз в неделю. Это вдвое больше, чем в России (6%).

В отличие от православных еженедельно службы посещают 25% католиков Беларуси и 43% католиков Украины.

На самом деле, согласно исследованию Pew, белорусские католики, как правило, чаще занимаются религиозной деятельностью, такой как ежедневная молитва и чтение Священных Писаний, по крайней мере, ежемесячно вне церкви.

В отчете Pew сообщается, что Беларусь следует более масштабным тенденциям религиозной динамики во всем регионе, а также в Западной Европе. Люди утверждают, что интересуются религиозными вопросами, но, как правило, не исповедуют свою веру регулярно. Что касается Беларуси, то это во многом объясняется ее постсоветским наследием.

Как показывает отчет Pew, существует корреляция между религиозной принадлежностью и национальной идентификацией. Что касается Беларуси, то менее половины (45%) связывают религию со своей национальной идентичностью. Украинские (57%) и русские (51%) респонденты чаще связывают эти два вопроса.

Членство в религиозных группах, как и любой другой тип членства, способствует процессу социализации определенных ценностей, норм и взглядов. Таким образом, религиозная принадлежность часто соответствует политической ориентации.

Например, члены преимущественно православных обществ в регионе склонны поддерживать мнение, что Россия должна действовать как противовес Западу. С этим мнением согласны подавляющее большинство белорусских респондентов (76%).

Напротив, только 22% украинцев согласны с потребностью России в естественной геополитической буферной зоне, скорее всего, из-за продолжающегося конфликта между двумя странами. В других соседних странах, таких как Польша и Литва, эту точку зрения поддерживают значительно меньше людей (в обоих случаях 34% населения).

Примечательно, что исследование Pew также изучает национальное отношение к демократическим формам правления по сравнению с другими формами правления. Соответственно, в Беларуси, как и в Украине, сторонников демократии чуть больше (38%), чем тех, кто поддерживает другие формы правления (25%). Россияне, наоборот, предпочитают другие формы правления (41%) демократии (31%). Литовцы больше всего выступают за демократическую форму правления (64%), тогда как меньше половины поляков (47%).

У белорусов даже есть своя христианско-демократическая политическая партия, сопредседателями которой являются Павел Северинец и Виталий Рымашевский. В конце мая руководство партии и ее члены отметили 100-летие со дня ее образования. Сегодня партия привлекает в основном оппозиционно настроенных политиков, заявляющих об уважении к христианским ценностям. Как сообщает новостной портал Krynica.info сообщает, что с 2007 года лидеры партии 20 раз безуспешно пытались зарегистрироваться официально.

Одной из основных черт религиозной жизни является ее общинный характер. Большинство белорусских респондентов (62%) подчеркивают, что главная роль религии сводится к объединению людей.

Чуть больше людей (64%) считают, что религиозные институты должны укреплять нравственность в обществе, а почти половина (49%) считают основной обязанностью религиозных институтов поддержку бедных и нуждающихся. Христианские организации Беларуси охотно занимаются благотворительной деятельностью. Католическая церковь, например, делает это в основном через организацию Каритас. Некоторые протестантские общины предлагают поддержку алкоголикам.

Когда дело доходит до общественных инициатив, церкви могут говорить на одном языке. Например, все они участвуют в движении в защиту жизни. Газета Наша Ніва сообщает, что в 2013 году Белорусская православная церковь совместно с Католической церковью, БХД и другими общественными организациями поддержала митинг против абортов.

В повестке дня некоторых христианских церквей стоит деятельность, связанная с национальным возрождением. Например, в 2017 году в интервью независимому информационному агентству Белапан Апостольский нунций в Беларуси довольно гордо отметил, что католическая церковь занимается укреплением национальной идентичности белорусов.

Отчет Pew, хотя и очень полный, дает неполную картину религиозной динамики среди белорусских христиан. К сожалению, авторы ориентировались преимущественно на православно-католическую парадигму, исключая протестантские меньшинства. Хотя они составляют лишь небольшую часть населения Беларуси, их активность представляет собой замечательное явление, особенно с учетом ограничений, с которыми они сталкиваются со стороны правительства.

В 2015 г. 31,9% всех зарегистрированных религиозных общин страны были протестантскими, что значительно больше, чем католиков (14,8%), но меньше, чем православных (49%).0,6%). В связи с этим, наряду с реальной вовлеченностью людей в религиозную деятельность, уже не является данностью, что Беларусь является православной страной.

PDFPrint

https://belarusdigest.com/story/religion-in-belarus-from-православие-к-протестантизму/

Теги

Белорусская Православная Церковь

Белорусская католическая церковь

Протестантизм в Беларуси

религия в Беларуси

5 июня 2017 г.

17 мая 2017 г. Белстат, официальный орган статистики Беларуси, сообщил, что экономика Беларуси растет второй месяц подряд.

Так, 24 мая вице-премьер Владимир Семашко заявил о новых инвестиционных планах промышленного сектора, предполагающих дальнейшее восстановление экономики.

Тем не менее, экономическая ситуация остается сложной, а долговая нагрузка предприятий высока, что угрожает стабильности банковской системы.

17 мая Белстат сообщил, что в январе-апреле ВВП увеличился на 0,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, тем самым продлив мартовскую положительную динамику (см. рис. 1).

Основным источником экономического роста в последнее время остается экспорт. Данные за первый квартал года свидетельствуют о том, что экспорт товаров увеличился на 20% благодаря стабильному восстановлению российской экономики и увеличению потребительского спроса на белорусские продукты питания.

Еще одним ключевым фактором является то, что экспорт продукции нефтепереработки восстал из пепла после коррекции мировых цен на нефть вверх и долгожданной сделки с российскими властями по импорту нефти. В основном это произойдет во второй половине года.

По мнению экономиста Вячеслава Ярошевича, российско-белорусская нефтяная сделка будет стимулировать всю экономику, что приведет к 30-процентному росту экспорта в годовом исчислении и дополнительному росту ВВП на 0,7 процента к концу мая.

Кроме того, во второй половине года промышленное производство также начнет способствовать общему росту ВВП. По словам Вячеслава Ярошевича, в отрасли наблюдаются признаки не только роста объемов производства, но и улучшения финансового положения, в том числе увеличения выручки, эффективности продаж и чистой прибыли.

По данным Национального банка Республики Беларусь, на 1 мая 2017 г. сумма депозитов в иностранной валюте в банках составила 6,8 млрд долларов США – самый низкий показатель с декабря 2013 г. Такая тенденция постоянного снижения валютных сбережений наблюдается с Ноябрь 2015 г. В результате через 18 месяцев сбережения сократились почти на 1 млрд долларов.

Эту тенденцию объясняют тремя факторами. Во-первых, это постоянное снижение доходности вкладов белорусов как в иностранной, так и в национальной валюте.

Долгие годы ставки по вкладам по банковским сбережениям, номинированные в белорусских рублях, превышали двузначные числа. Даже в периоды стабильности белорусского рубля (2000-е годы — период щедрых нефтяных дотаций) их доходность превышала 10% в год. Только летом 2006 г. из-за снижения инфляции средняя ставка по депозитам снизилась до 90,7 процента.

В течение следующего десятилетия она всегда выражалась двузначными числами из-за высокого уровня инфляции. Во время финансовых кризисов 2011 и 2014 годов она даже превышала 50% годовых. Однако в 2015-2017 годах, после принятия Национальным банком Беларуси обязательств по снижению инфляции, эти ставки снизились до исторически низкого уровня в 8,4%. Предполагается, что они продолжат снижаться (см. рис. 2).

Второй фактор заключается в том, что прибыльных инвестиционных проектов для финансирования банками очень мало. При этом на 1 мая доля безнадежных активов (образованных текущей деятельностью предприятий) в белорусских банках достигла 14,2%.

По мнению старшего директора московского офиса Fitch Ratings Ольги Игнатьевой, качество активов в банках будет продолжать ухудшаться, поскольку экономическая ситуация сложная, а долговая нагрузка предприятий остается высокой. Таким образом, у банков меньше мотивации для привлечения новых вкладов.

Наконец, белорусы, столкнувшиеся с падением реальных доходов, пытаются поддерживать прежний уровень потребления за счет сбережений.

24 мая вице-премьер Владимир Семашко объявил о планах инвестировать 500 млн долларов в модернизацию МАЗа (крупнейший производитель грузовых автомобилей в Беларуси), 800-850 млн долларов в развитие БМЗ (крупный металлургический завод), а также выделить дополнительные финансовые ресурсы на модернизацию НПЗ.

По словам Владимира Семашко, МАЗ борется с объемами производства. Три года назад предприятие выпускало 24 тысячи грузовиков в год, тогда как к концу 2017 года выпускало не более 11 тысяч. НПЗ работали лучше, но понесли финансовые потери из-за падения мировых цен на нефть и сокращения поставщиков нефти из России в 2016 году.

хочет реализовать свои планы по модернизации и прямым иностранным инвестициям.

По мнению экономистов инвестиционной компании ЮНИТЕР, Беларусь должна увеличить ежегодный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до $3-4 млрд, если она хочет ускорить экономическое развитие. Однако данные за 2013-2016 годы показывают, что объем ПИИ стабилизировался на уровне 1,3-1,5 млрд долларов в год без существенных изменений в последние годы.

Второй вариант – получение кредита от международных финансовых организаций. В очередной раз переговоры с МВФ остаются незавершенными (надолго ли неизвестно), а Евразийский банк развития по-прежнему требует более глубоких реформ в белорусском госсекторе (включая приватизацию).

Таким образом, в мае белорусская экономика показала первые признаки восстановления – рост экспорта и промышленного производства указывает на позитивные перспективы на второе полугодие. Однако накопившиеся за предыдущие годы проблемы в финансовой системе никуда не делись. Это угрожает устойчивости экономики.

Олег Мазол, Белорусский экономический исследовательский центр (BEROC)

0008

https://belarusdigest.com/?p=1

Теги Беларусь ДОЛГОВЫЕ ВКЛАДЫ экспорт ВВП промышленность нефтесбережения

Религия в Беларуси: ни совести, ни свободы

В авторитарном государстве режим использует лояльных религиозных институтов для установления жесткого контроля над обществом и подавления свободы совести. Змитер Яненко сообщает из Беларуси

Александр Лукашенко, называвший себя когда-то «православным атеистом», любит хвастаться относительным отсутствием инцидентов на почве национальной или религиозной ненависти как одного из признаков «мира и стабильности» в Беларуси.

«У нас здесь мирная и спокойная жизнь. Я не припомню ни одной стычки на религиозной почве в Беларуси, даже спора», — заявил Лукашенко представителям Ватикана и Белорусской православной церкви на совместной встрече в Минске в ноябре 2012 года. совесть в Беларуси не вызывает нареканий.

Согласно официальной статистике, в Беларуси официально зарегистрировано 3374 религиозные организации, представляющие 25 различных конфессий. Почти половина религиозных общин являются православными; католическая церковь — вторая по популярности (479 г.общин или около 15 процентов от общего числа зарегистрированных в стране). И православное, и католическое Рождество и Пасха являются официальными государственными праздниками. Православная церковь считается «официальной» — ее лидеры достаточно близки к власти, и даже существует специальное Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и правительством страны, подписанное в 2003 году.

Соглашение формально преследует «благородные» цели «духовного развития нации» — но на деле формы сотрудничества государства и церкви могут быть весьма угнетающими. Например, печально известна практика обязательных церковных пожертвований со стороны сотрудников государственных компаний.

Олег родом из Солигорска, города белорусских горняков, работает в «Беларуськалии», одной из крупнейших компаний-экспортеров в стране, занимающейся добычей калия. Он говорит, что 100 000 рублей, что эквивалентно примерно 7 фунтам стерлингов, вычитается из зарплаты каждого рабочего несколько раз в год в качестве «обязательного добровольного пожертвования» на строительство новой православной церкви в городе. Большинству рабочих это не нравится, но никто из них не решается открыто протестовать, говорит Олег:

«Вычтенная сумма не настолько значительна, чтобы рисковать потерять работу. Дело в том, что мы все на краткосрочных контрактах. Если вы протестуете против этих «пожертвований» или создадите какие-либо проблемы для вашего работодателя, они не будут продлевать ваш контракт по истечении его срока — они имеют на это право в соответствии с белорусскими законами. Вот почему все молча соглашаются; Католики и даже мусульмане и иудеи жертвуют на строительство православного храма».

Новая жизнь и старые методы

Подобные факты на самом деле не добавляют сторонников «официальной» церкви. Члены протестантской церкви «Новая жизнь» в Минске не согласны с тем, что Православная церковь является реальным лидером по количеству верующих.

«Даже по официальным данным, православные храмы по всей стране посещают всего около 300 000 человек во время больших праздников, таких как Рождество и Пасха. Обычное их собрание едва превышает 50 000 человек. Так что официальная статистика о том, что 80 процентов населения Беларуси исповедуют православие, далека от реального положения вещей», — рассказали «Индексу» источники в «Новой жизни».

Новая Жизнь — религиозное сообщество, испытывающее прямое давление со стороны властей. Двадцать лет назад они построили свой протестантский храм на месте заброшенного коровника на окраине Минска. В 2005 году власти отозвали лицензию на землю, которую использовала община. Его члены объявили голодовку в течение месяца, прежде чем чиновники отступили. Но в 2009 году власти вновь возбудили дело и лишили «Новую Жизнь» права собственности на здание храма. Дело снова было приостановлено в период так называемой «либерализации», но в 2012 году было возобновлено. 5 декабря 2012 года «Новая жизнь» должна была выехать из помещения — но в последний момент Минский хозяйственный суд неожиданно закрыл дело о выселении.

В Беларуси официально зарегистрировано 25 различных религиозных конфессий, почти половина из которых православные. пример стратегии для гражданского общества:

«Это сообщество демонстрирует свое единство и решимость делать все возможное, чтобы бороться за свои права и не отказываться от любых действий режима. Именно поэтому община выигрывает локальные конфликты с властью. Режим мирится с этими локальными поражениями, но придерживается своих стратегических целей. Он продолжает давить на церковь, но никогда не доходит до конца. Почему? Потому что власть на самом деле не хочет разрушать сообщество, а просто посмотреть, как оно возобладает, и наблюдает, сможет ли оно стать ядром для консолидации других сил в гражданском обществе. Так что режим на какое-то время оставляет сообщество «Новая жизнь» в покое — до тех пор, пока ему не понадобится снова проверить состояние протестной готовности гражданского общества».

Закон без свободы и совести

По словам координатора общественной инициативы «Христианское движение» Алексея Шеина, в Беларуси нарушаются право на свободу совести и вероисповедания, а также другие права человека.

«В 2002 году Беларусь приняла самый репрессивный в Европе Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Несмотря на свое название, у закона нет ни свободы, ни совести. Это делает регистрацию новых религиозных организаций практически невозможной; это критически усложняет создание новых религиозных общин; это лишает верующих права распространять свои убеждения за стенами своих церквей», — утверждает Шеин.

Например, закон предусматривает только три места, где люди могут молиться без специального разрешения — в официально зарегистрированных культовых сооружениях, а также на кладбищах и крематориях. Были многочисленные случаи, когда люди получали штрафы или административные аресты за нарушение этих правил.

Причина притеснений в том, что активные религиозные организации являются частью гражданского общества, которую власти страны пытаются поставить под жесткий контроль.

«Больше всего неприятностей получают самые активные и независимые, в первую очередь протестанты. Но иногда притеснения испытывают и православные, и католики, и представители других, нехристианских конфессий», — говорит Шеин.

Наталья Василевич, политолог, редактор белорусского интернет-портала Churchby. info, согласна с тем, что репрессивный закон создает основное напряжение в правовом поле религиозной свободы. Кроме того, по ее словам, проблемы заключаются в отсутствии четких механизмов реализации закона, позволяющих местным властям применять его произвольно.

Религия как инструмент борьбы с инакомыслием – и угождайте партнерам

Власти Беларуси используют вопрос религии и другими способами для ограничения свободы слова. В январе 2008 года заместитель главного редактора независимой газеты «Жода» Александр Здвижков был приговорен судом Минска к трем годам лишения свободы за «возбуждение религиозной вражды». Газета освещала историю о том, как датская газета Jyllands-Posten напечатала карикатуры на пророка Мухаммеда, переиздав некоторые из них. Стоит отметить, что карикатуры были перепечатаны в 143 газетах 56 стран мира, в том числе в исламских государствах – но только светская Беларусь с ее «православным атеистическим» лидером была единственной, которая в результате фактически посадила журналиста. .

После вынесения приговора Здвижков получил широкую международную огласку, и в феврале 2008 года он был освобожден. Было очевидно, что суд был полностью политически мотивирован — Исмаил Варанович, председатель Духовного управления мусульман Беларуси, назвал приговор Здвижкову « слишком резко».

«Он только что опубликовал информацию о том, что напечатала датская газета. Никакой реакции со стороны белорусского общества, никакого подстрекательства к какому-либо насилию быть не могло», — заявил тогда лидер белорусских мусульман.

Дело Здвижкова выглядело как попытка режима Лукашенко «подружиться» с исламским миром. В то время власти Беларуси думали о масштабных совместных проектах с несколькими мусульманскими странами. Сам Лукашенко посетил Объединенные Арабские Эмираты и Азербайджан, а также принимал в Минске президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

Верующие оппозиция?

Государство в Беларуси пытается контролировать все сферы жизни, и религия не исключение. Наталья Василевич считает:

«Нет никаких предпосылок [предполагающих] превращение Беларуси из светского государства в клерикальное. Но влияние церкви и религии в белорусском обществе может возрасти в результате деятельности религиозных организаций, если они сумеют завоевать доверие населения и дать ему необходимые и убедительные ответы на актуальные жизненные вопросы».

Но правительство вряд ли позволит этому случиться, так как государственные идеологи хотят сохранить свой монопольный контроль над сознанием людей. Они готовы яростно сражаться за этот контроль.

По словам Алексея Шеина, за последние два года обозначилась новая репрессивная тенденция, когда режим начал применять одну из самых популярных «политических» статей УК — ст. 193.1 — в отношении членов и активистов религиозных организаций. Эта статья предусматривает уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций. КГБ (Комитет государственной безопасности) выдает официальные предупреждения незарегистрированным христианским общинам, а их в Беларуси около сотни.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *