Разное

Путешественник никитин биография: Афанасий Никитин биография кратко – жизнь и открытия путешественника (5 класс)

НИКИТИН Афанасий (г. р. неизв. — 1472)

Первый русский путешественник, посетивший Индию, тверской купец.

В 1475 г. прибывшие из Великого княжества Литовского русские торговые люди передали дьяку великого князя Московского «тетрати» — собственноручные записки «Офонаса тферитина купца, что был в Индеи четыре годы». Самого автора записок уже не было в живых: он «не дошед умер».

В 1466 г. Никитин отправился по торговым делам из Твери вниз по Волге до Астрахани. В Нижнем Новгороде он присоединился к послу шаха Ширвана (историческая область и феодальное государство в северном Азербайджане) Хасан-беку, который возвращался из Москвы домой. Ниже Астрахани одно из двух судов буря разбила о берег. Его товары были разграблены татарами, а люди взяты в плен. Достигнув по Каспийскому морю Дербента, Никитин добился освобождения пленников, затем добрался до Баку. Оттуда морем он приплыл в Персию, где находился около года. Весной 1469 г. Никитин прибыл в Ормуз («А в Гурмызе есть варное солнце, человека съжжет»). Купив там коня для последующей перепродажи, купец по Аравийскому морю достиг Индии. Там он прожил несколько лет, путешествовал по стране, торговал и общался с ее жителями, которые «дивились белому человеку».

Приметливый взгляд путешественника и умение ярко и образно рассказать о впечатлениях позволили Никитину нарисовать правдивую картину далекой страны — жизни ее людей, особенностей государственного устройства и хозяйственной деятельности, религиозных верований и быта индийцев.

«…И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены. Все ходят брюхаты, детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены все черны.

…Тут познакомился со многими индусами и объявил им, что я христианин, а не бесерменин, и имя мое Афанасий, по бесерменски же ходжа Исуф Хорасани. Они не стали от меня таиться ни в чем, ни в еде, ни в торговле, ни в молитве, ни в иных вещах; жен своих также не скрывали.

Я расспросил их о вере, и они говорили: веруем в Адама, а Буты (Будда — В. К.), говорят, — это есть Адам и весь его род. Всех же вер в Индии 84, и все веруют в Бута. Вера с верою не пьет, не ест, не женится; некоторые едят баранину, кур, рыбу и яйца, но воловины не ест никакая вера.

…А молитва у них на восток, по-русски, подымают высоко обе руки и кладут их на темя, да ложатся вниз на землю и растягиваются по ней — то их поклоны. А когда садятся есть, то некоторые обмывают руки и ноги, да и рот прополаскивают … А кто у них умрет, и тех жгут, а пепел сыплют в воду. А когда у жены родится дитя, то принимает муж; имя сыну дает отец, а дочери — мать». (Вита-шевская М. Путешествия за три моря Афанасия Никитина. М., 1949.)

Никитин побывал в большом г. Бидар в центре Декана, в Парвате, священном месте индусов, описал местные храмы и богов — Шиву, Ганешу, Ханумана, рассказал о порте Каликут, о. Цейлон («Силян»), на котором добывают драгоценные камни, и других местах. Он был разочарован результатами путешествия и сделал вывод, что в Индии «на Русскую землю товара нет».

В 1471 г. Никитин отправился на родину. Отплыв из гавани Дабул, к югу от Бомбея, он через месяц увидел «Ефиопские горы» в Африке, куда, очевидно, судно было занесено неблагоприятным ветром. Достигнув Ормуза, Никитин через Персию дошел до Трапезунда. Там турецкие власти причинили путешественнику «много зла», но отпустили восвояси. После этого он пересек Черное море и в 1472 г. прибыл в Крым, в Кафу (Феодосию). Осенью 1472 г. по пути в Тверь Никитин умер под Смоленском.

Путевые записки, охватывающие 1466—72 гг., Никитин назвал «Хожение за три моря» (Каспийское, Аравийское и Черное). Рукопись была включена в состав Троицкой летописи и обнаружена в начале 19 в. Н.М.Карамзиным в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии произведение Никитина было переведено на многие языки мира.

Добавить комментарий

Афанасий Никитин — биография и семья

Биография

Никитин Афанасий (ум. 1475, ок. Смоленска) — тверской купец, путешественник. В 1466 отправился с товаром в «Ширванскую землю» на Сев. Кавказе. Под Астраханью караван Никитин Афанасий был ограблен ногайскими татарами. Не желая, вернувшись домой, стать за долги холопом, Никитин Афанасий «от многыя беды поидох до Индеи», куда добрался после многих тягот в 1469. Часто без средств и с риском для жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хоз-ве, религии, быте, природе в сочинении «Хождение за три моря», ставшем не только точным источником сведений об Индии, но и памятником древнерус. лит-ры, переведенным на многие языки. Обстоятельства смерти Никитин Афанасий на обратном пути на родину неизвестны.

Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки «Хожение за три моря» (точное название дневника) — ценный гео

графический документ и литературно-исторический памятник. В них автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

Летом 1466 года купцы из Твери на двух судах отправились для заморской торговли в далекое плавание:

вниз по Волге за море «Дербенское», или «Хвалынское» — так в старину называли Каспийское море.

Главой каравана избрали Афанасия Никитина. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был знаком. В Нижнем Новгороде — длительная

остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары.

В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасанбеком.

Караван плыл «сторожко и с опаской». Благополучно миновали Казань и другие татарские город

а, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары «застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили», сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четыр

ех русских.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее судно, на котором было «6 москвичь да 6 тверичь», во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.

Афанасий Никитин с десятью русски

ми купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули.

Никитин был из тех купцов, что брали товар для заморской торговли в

долг, и утрата товара грозила ему на родине не только позором, но и долговой ямой.

В сентябре 1468 года Никитин из Баку отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран, а затем, перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь селении, з

анимаясь торговлей. Весной 1469 года он добрался до «пристанища Гурмызьского», так он называет Ормуз — большой и оживленный порт, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Товар из Ормуза доходил и до России, особенно славились «гурмыжские зерна» (жемчуг). Узнав, что отсюд

а вывозят в Индию лошадей, которые там «не родятся» и очень дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и из Гурмыза «…пошел есми за море Индейское…» 23 апреля 1471 года Никитин сел на судно и через шесть недель прибыл в индийский город Чаул.

Индия поразила его. Даже не сама земля, столь не по

хожая на его родные места, а люди — темнокожие, нагие, босые. Лишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата — кусок материи, но у всех, даже и бедных — либо золотые серьги, либо браслеты на руках и ногах, а вокруг шеи — украшение тоже из золота. Никитин недоумевал: если есть золото

, отчего же они не купят хоть какую одежду, чтобы прикрыть свою наготу? Но в Чауле ему не удалось выгодно продать коня, и в июне он отправился через Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в небольшой городок в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо-запад, в Джунн

ар — крепость, стоящую на высокой горе, к востоку от Бомбея. Асад-хан, наместник Джуннара, соблазнился превосходным конем и повелел силой забрать его. Вдобавок, узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, Асад-хан вызвал русина к себе во дворец и посулил вернуть жеребца и отвесить тысячу золотых в прид

ачу, если чужеземец согласится перейти в магометанскую веру. А нет, так не видать тому жеребца, да и самого продаст в рабство.

Хан отвел на размышление четыре дня. Никитина спас случай — помог своим ходатайством случайно встреченный старый знакомый Мухаммед. Хан показал, что может быть милостив:

не стал понуждать менять веру и вернул жеребца.

Никитин шел в Индию в надежде взять товар на Русь, «ано нет ничего на нашу землю».

Дождавшись, как подсохнут дороги после сезона дождей, в сентябре, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Бидар, столицу бесерменского (мусульманского) государст

ва Бахмани, владевшего тогда почти всем Деканом до реки Кришны на юге,- «город большой, многолюдный». Затем пошел он дальше — в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он надеялся выгодно продать жеребца. Только напрасно на это рассчитывал: тысяч двадцать коней собралось на ярмарке, и Никитину

продать своего жеребца не удалось.

Только в Бидаре, в декабре 1471 года продал он, наконец жеребца. В 1472 году из Бидара Афанасий направился в священный город Парват, на правом берегу Кришны, куда богомольцы шли на праздник ночи, посвященный богу Шиве (Сиве). Путешественник отмечает, что этот г

ород для индийцев-брахманов так же священен, как для мусульман Мекка, для православных Иерусалим. На этот большой праздник собиралось до 100 тысяч человек.

Из Парвата Афанасий Никитин снова вернулся в Бидар, который оставил в апреле 1473 года. Пробыв пять месяцев в одном из городов «алмазной» обл

асти Райчур, решил возвращаться «на Русь».

Никитин был разочарован результатами путешествия: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но н

ам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много»Из краткого вступления к его «Хожению…», включенному в «Львовскую летопись» под 1475 год, видно, что он, «Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 — начале 1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукопис

ные тетради привезли гости [купцы] в Москву…»Тетради, исписанные рукою Никитина, попали в Москву, к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую ценность они представляют — ведь до Никитина русские люди не были в Индии. В XVI-XVII веках «Хожение…» неоднократно переписывалось:

Иностранные путешественники или посланники в истории Индии: полный список

Каждый регион Индии имеет свою культурную и историческую самобытность. Иностранные путешественники, путешествия и их опыт освещают местные обычаи, традиции и образ жизни в рассказе о путешествиях, благодаря чему мы получаем эксклюзивную возможность читать и узнавать о более ранних временах эпохи. Итак, путешественники или послы были внутренними агентами, которые тысячелетиями служили правителям и народам через свои отчеты, путевые заметки или трактаты.

Каждый регион Индии имеет свою культурную и историческую самобытность. Иностранные путешественники, путешествия и их опыт освещают местные обычаи, традиции и образ жизни в рассказе о путешествиях, благодаря чему мы получаем эксклюзивную возможность читать и узнавать о более ранних временах эпохи. Итак, путешественники или послы были внутренними агентами, которые тысячелетиями служили правителям и народам через свои отчеты, путевые заметки или трактаты.

Вот полный список Список важных иностранных путешественников или посланников в истории Индии , что очень важно для экзаменов, таких как UPSC, Госуслуги, SSC и т.д.

Правители

Взносы и прочее.

Деймахос

Период: (320-273 гг. до н.э.)

Кто: Посол Греции

Пришла Индия в царствование Биндусары.

Мегастен

Период: (302-298 до н.э.)

Кто: Греческий этнограф и посол.

Посол Селевка Никатора, побывавший при дворе Чандрагупты Маурья.

Написал интересную книгу Indica.

Птолемей

Период: 130 г. н.э.

Кто: Из Греции и географа.

Написал « География Индии », в котором дается описание Древней Индии.

Фа-Хьен

Период: (405-411 гг. н.э.)

Кто: Китайский буддийский монах

Прибыл в Индию во время правления Чандрагупты II Викрамадитьи.

—          Посетил место рождения Будды, Лумбини.

—          Его рассказ о путешествиях «Записки буддийских царств».

—          Написал Фо-Кё-Ки.

Хиуэн-Цанг

Период: (630-645 гг. н.э.)

Кто: Китайский буддийский монах

Посетил Индию во время правления Харшавардхана.

—          Прибыл через Ташкент и долину Сват.

—         Книга « Си-Ю-Ки или рекорды западного мира «.

И-цзин

Период: (671-695 гг. н.э.)

Кто: Китайский путешественник

Посетил Индию в связи с буддизмом.

—          Его труды — это «Биографии выдающихся монахов».

—          Дает полезную информацию о социальной, религиозной и культурной жизни жителей этой страны.

Аль-Масуди

Период: (957 г. н.э.)

Кто: Арабский путешественник

Подробно рассказывает об Индии в своей работе « Мурудж-уль-Захаб».

Аль-Беруни или Абу Рехан Махамуд

Период: (1024-1030 гг. н.э.)

Кто: Мусульманский ученый и эрудит

Пришел вместе с Махмудом Газни во время одного из его индийских рейдов .

—          Первый ученый-мусульманин, изучавший Индию, также известный как основатель индологии.

—          Написано « Тахкик-и-Хинд/Китаб-уль-Хинд .

Марко Поло

Период: (1292-1294 гг. н.э.)

Кто: Венецианский путешественник

Посетил Южную Индию в 1294 г. н.э. во время правления пандийского правителя Мадурая, Мадвермана, Кулшехара (1272-1311)

Его работа « Книга сэра Марко Поло », которая дает бесценный отчет об экономической истории Индии.

Ибн Батута

Период: (1333-1347 гг. н.э.)

Кто: Морришский путешественник

Посетил Индию во время правления Мухаммада-Бин-Туглака.

Его книга « Rehla » (путеводитель)

Шихабуддин аль-Умари

Период: (1348 г. н.э.)

Кто: Прибыл из Дамаска

Он дает яркое описание Индии в своей книге « Масалик альбсар фи-мамалик аль-амсар »

Николо Конти

Период: (1420-1421 гг. н.э.)

Кто: Венецианский путешественник

Пришел во время правления Деврайи I из династии Сангам империи Виджаянагар.

Дано графическое изображение столицы Виджаянагара.

Абдур Раззак

Период: (1443-1444 гг. н.э.)

Кто: Персидский путешественник, посол Шахруха из династии Тимуридов.

—          Пришел во время правления Деврайи II из династии Сангам Империи Виджайнагар .

—          Прибыл в Индию в Каликуте Заморина.

Дан краткий отчет об этой сельской местности в его Матла ус Саддин ва Маджума уль Бахарайн.

Афанасий Никитин

Период: (1470-1474 гг. н.э.)

Кто: Русский купец

Посетил Южную Индию в 1470 году.

-Он описывает состояние королевства Бахмани при Мухаммеде III (1463-82).

— Его рассказ « Путешествие за 3 моря »

Дуарте Барбоза

Период: (1500-1516 гг. н.э.)

Кто: Португальский путешественник

Он дал краткое описание правительства и народа Империи Виджаянагар.

Доминго Паес

Период: (1520-1522 гг. н.э.)

Кто: Португальский путешественник

Посетил двор Кришнадевы Рая из Империи Виджаянагар.

Фернау Нуниз

Период: (1535-1537 гг. н.э.)

Кто: Португальский купец

Наступил во время правления Ачьютдевы Рая из династии Тулув Империи Виджаянагар.

Написал историю империи с самых ранних времен последних лет правления Ачьютдевы Рая.

Джон Хьюген фон Линшоттен

Период: (1583 г. н.э.)

Кто: Голландский путешественник

Дан ценный отчет о социальной и экономической жизни Южной Индии.

Уильям Хокинс

Период: (1608-1611 гг. н.э.)

Кто: Посол Якова I, короля Англии.

Прибыл в Индию во время правления Джахангира, великого императора Великих Моголов. Уильям Финч пришел с ним.

Сэр Томас Роу

Период: (1615-1619 гг. н.э.)

Кто: Посол Якова I, короля Англии.

Прибыл в Индию во время правления Джахангира, великого императора Великих Моголов.

Эдвард Терри

Период: (1616 г. н.э.)

Кто: Посол Томаса Роу.

Опишите социальное поведение индийцев (Гуджарат).

Franciso Palsaert

Период: (1620-1627 гг. н.э.)

Кто: Голландский путешественник останавливался в Агре.

Дал яркий отчет о процветающей торговле в Сурате, Ахмадабаде, Броаче, Камбее, Лахоре, Мултане и т. д.

Питер Манди

Период: (1630-34 гг. н.э.)

Кто: Итальянский путешественник

Пришел во времена правления императора Великих Моголов Шахджахана.

Дает ценную информацию об уровне жизни простых людей в Империи Великих Моголов.

Джон Альберт де Мандесто

Период: (1638 г. н.э.)

Кто: Немецкий путешественник

Достигнут Сурат в 1638 г. н.э.

Жан Батист Тавернье

Период: (1638-1663 гг. н.э.)

Кто: Французский путешественник

Посетил Индию 6 раз в правление Шахджахана и Аурангзеба.

Николао Мануччи

Период: (1653-1708 гг. н.э.)

Кто: Итальянский путешественник

Поступил на службу при дворе Дара Шико.

Франсуа Бернье

Период: (1656-1717 гг. н.э.)

Кто: Французский врач и философ.

Данишаманд Хан, дворянин Аурангзеба, был его покровителем.

Жан де Тевено

Период: (1666 г. н.э.)

Кто: Французский путешественник

С учетом таких городов, как Ахмадабад, Камбей, Аурангабад и Голконда .

Джон Фрайер

Период: (1672-1681 гг. н.э.)

Кто: Английский путешественник

 

Дано яркое описание Сурата и Бомбея .

Гемелли Карери

Период: (1695 г. н.э.)

Кто: Итальянский путешественник, высадившийся в Дамане.

Его замечания о военной организации и администрации императора Великих Моголов очень важны.

Щелкните ссылку, чтобы просмотреть полный учебный материал:

  1. История современной Индии
  2. История средневековой Индии
  3. История Древней Индии
  4. Краткое изложение Индийского национального движения
  5. Более 1000 общих вопросов и ответов по истории Индии

Получите последние общие знания и текущие события со всей Индии и мира для всех конкурсных экзаменов.

Биография Афанасия Никитина — Альтернативный взгляд

Что известно о Никитине А.

Афанасий Никитин (род. неизвестен, смерть возможна 1475 г.) — мореплаватель, торговец, купец. Первым из европейцев посетил Индию. Он открыл Индию за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских мореплавателей. Путешествовал в 1468-1474 гг. по Персии, Индии и Турецкому государству. В своих путевых заметках «Путешествие за три моря» он подробно описывает жизнь и политическое устройство восточных стран.

Таинственная личность торговца

В истории России много загадочных личностей. И, пожалуй, самая загадочная из них — личность тверского купца Афанасия Никитина. И был ли он купцом? А кто, если не купец? То, что он был путешественником и писателем, понятно: он совершил свое «Путешествие за три моря» и описал его, да так, что и по сей день, спустя более 500 лет, его интересно читать. Но что продавал этот купец, неизвестно. Почему он путешествовал сам на одном корабле, а вез товар на другом? И зачем он взял с собой книг — целый сундук? Есть еще вопросы…

Записки путешественника

Записки Афанасия Никитина были приобретены в 1475 г. Василием Мамыревым, дьяком великого князя Московского Ивана III, у каких-то купцов, приехавших в Москву. «Получил написание Офонас тверитин купца, который был в Ындае 4 года, и ходил, говорят, с Василием Папиным» — так дотошный чиновник написал приобретённое «тетрати» путешественника, уточнив, что вышеназванный посол отправился затем к Ширван-шаху (то есть к правителю Азербайджана) с партией кречетов (знаменитых ловчих птиц Русского Севера), которые предназначались в дар восточному правителю, а позже приняли участие в Казанский поход, где он был убит татарской стрелой. Уже это предисловие говорит о живом интересе высшего кремлевского чиновника к этому документу (дьяк — должность, соответствующая статусу министра).

Рекламный ролик:

Путешествие Афанасия Никитина

А документ и в самом деле любопытный. Вот что из него следует. Когда в 1466 году великий князь Московский Иван III отправил своего посла Василия Папина ко двору шаха страны Ширванской, тверской купец Афанасий Никитин, собиравшийся в торговую поездку на Восток, решил присоединиться к этому посольству. . Готовился он основательно: получил путевые грамоты от великого князя Московского и от князя Тверского, покровительственные грамоты от епископа Геннадия и воеводы Бориса Захарьевича, запасся рекомендательными грамотами нижегородскому губернатору и таможенным властям.

В Нижнем Новгороде Афанасий узнал, что посол Папен уже прошел город до нижней Волги. Тогда путешественник решил дождаться ширванского посла Гасан-бека, который возвращался ко двору своего государя с 90 кречетами — подарком Ивана III. Никитин разместил свои товары и пожитки на небольшом корабле, а сам со своей передвижной библиотекой поселился на большом корабле с другими купцами. Более 20 русских – москвичей и тверичей – отправились в Ширванское царство со свитой Хасан-бека, кречета и Афанасия Никитина. Чем хотел торговать Афанасий, он нигде не уточняет.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

В низовьях Волги сел на мель караван ширванского посла. Там на него напали лихие люди астраханского хана Касыма. Путешественников ограбили, одного из русских убили и у них отняли небольшой корабль, на котором находились все добро и имущество Афанасия. В устье Волги татары захватили еще один корабль. Когда моряки двигались вдоль западного побережья Каспийского моря к Дербенту, налетела буря — и еще один корабль потерпел крушение у дагестанской крепости Тарки. Кайтаки, местное население, разграбили товары, а москвичей и тверичей увели с собой по полной…

Единственный уцелевший корабль продолжал плыть. Когда, наконец, они прибыли в Дербент, Никитин, найдя Василия Папина, попросил его и ширванского посла помочь в освобождении русских, захваченных кайтаками. Его послушались и послали гонца в ставку государя Ширвана, а он послал посла к предводителю кайтаков. Вскоре Никитин встретил освобожденных земляков в Дербенте.

Ширваншах Фаррух-Ясар получил драгоценных русских кречетов, но пожалел несколько золотых монет, чтобы помочь голому и голодному народу вернуться в Россию. Товарищи Никитина опечалились «и пошла кои куда». Те, у кого не было долгов за товары, взятые в России, разбрелись по домам, другие поехали работать в Баку, а некоторые остались в Шемахе. Куда делся Афанасий Никитин, ограбленный, без товара, денег и книг? «И пошел я в Дербент, и из Дербента в Баку, и из Баку пошел за море…» Зачем я пошел, зачем, с какими средствами? Об этом не упоминается…

1468 — он оказался в Персии. Где и как он провел весь год — опять ни слова. У путешественника очень мало впечатлений от Персии, где он прожил еще год: «Из Рея я пошел в Кашан и был там месяц. А из Кашана в Наин, потом в Езд, и там жил месяц…» Покинув Езд, тверской купец достиг города Лары, населенного купеческими матросами, правители которых зависели от государя могучего Белобаранного туркменского государства. «От Сирджана до Тарума, где финиками кормят скот…»

«А здесь Гурмызское пристанище и здесь Индийское море», — писал путешественник весной 1469 года в своих «тетратах». Здесь, в Ормузе на берегу Персидского залива, ограбленный Афанасий вдруг оказался владельцем породистого жеребца, которого он собирался выгодно продать в Индии. Вскоре Никитин вместе со своей лошадью уже был на паруснике без верхней палубы, везя по морю живой груз. Шесть недель спустя корабль бросил якорь в гавани Чаул на Малабарском побережье в западной Индии. Стоимость перевозки 100 руб.

Значительное место в дневниках Никитина занимает Индия. «А вот там индейская страна, и люди все наги, и головы непокрыты, и груди голы, и волосы заплетены в одну косу, и все пузаты, и дети будут рождаться каждый год, и у них много детей. И мужчины и женщины все голые, и все черные. Яз, куда я иду, а за мной много народу, а они дивятся белому человеку…» — с удивлением написал странник.

Путевая карта Никитина

Путевая карта Никитина

Около месяца Афанасий Никитин ехал на своей лошади в город Джуннар (Джунир), делая, по-видимому, частые остановки в пути. Он указывал в своем дневнике расстояния между городами и большими селами. Джуниром, возможно входившим в состав мусульманского государства, управлял наместник Асад-хан, который, как писал Афанасий, имея много слонов и лошадей, тем не менее «ездил на людях».

Торговец продолжил свое путешествие. Прибытие в город Бидар, столицу мусульманского государства Декан, где торговали рабами, лошадьми и золотыми тканями. «Нет товаров на Русской земле, — с огорчением писал мореплаватель. Как оказалось, Индия не так богата, как о ней думали европейцы. Осматривая Бидар, он описал боевых слонов декан-султана, его кавалерию и пехоту, трубачей и танцоров, лошадей в золотой упряжи и ручных обезьян. Его поразила роскошная жизнь индийских «бояр» и нищета сельских тружеников. Знакомясь с индейцами, путешественник не скрывал, что он русский.

На каком языке Никитин мог общаться с местным населением? Он свободно говорил на персидском и татарском языках. Как видите, местные диалекты давались ему тоже легко. Сами индийцы вызвались сопровождать Никитина в храмы Шрипарваты, где его поразили огромные изображения бога Шивы и священного быка Нанди. Беседы с молящимися у идолов Шрипарваты дали Афанасию возможность подробно описать жизнь и обряды почитателей бога Шивы.

В это время в дневнике Никитина появился путеводитель с указанием расстояний до Каликута, Цейлона, королевства Пегу (Бирма) и Китая. Никитин записал, какие товары вывозились через индийские порты Камбай, Дабул, Каликут. Перечислялись драгоценные камни, ткани, соль, специи, хрусталь и рубины Цейлона, яхты Бирмы.

Памятник Афанасию Никитину (в Твери и Феодосии)

Памятник Афанасию Никитину (в Твери и Феодосии)

Обратный путь

… 1472 год, весна — купец твердо решил, во что бы то ни стало вернуться в Россию. Он провел 5 месяцев в городе Кулур, где располагались знаменитые алмазные копи и работали сотни мастеров-ювелиров. Побывал он и на Голконде, которая в то время уже славилась на весь мир своими сокровищами, в бывшей столице декана Гулбардже, и отправился на берег моря в Дабулу. Капитан беспалубного парусника, отправлявшегося в Ормуз, взял у путешественника два золотых. Через месяц Афанасий Никитин сошел на берег. Это была Эфиопия. Странник пробыл здесь около недели, еще три недели он провел на острове Ормуз, а затем отправился в Шираз, Испаган, Султанию и Тебриз.

В Тебризе Афанасий посетил ставку Узун-Хасана, государя Бело-Баранного туркменского государства, властвовавшего тогда почти над всем Ираном, Месопотамией, Арменией и частью Азербайджана. Что могло связывать могущественного восточного правителя с тверским путешественником, о чем говорил с ним Узун-Хасан, дневники умалчивают. Он пробыл у туркменского царя 10 дней. Он отправился в Россию новым путем, через Черное море.

Новые испытания ждали Афанасия Никитина от турок. Они перетряхнули все его вещи и отнесли в крепость, к губернатору и коменданту Трапезунда. Роясь в вещах мореплавателя, турки искали какие-то письма, возможно, приняв тверского купца за московского посла при дворе Узун-Хасана. Неизвестно, кстати, куда, когда и каким образом могли исчезнуть вышеупомянутые письма, полученные им в Москве и Твери перед отправкой в ​​Ширван.

Где он умер?

Через третье море странник отправился в город Кафе (ныне Феодосия), колонию генуэзских купцов, где высадился в ноябре 1472 года.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *