Разное

Проливы баренцева моря: Недопустимое название — Циклопедия

Моделирование приливной динамики северных проливов Курильской гряды | Родионов

1. Богданов К.Т., Мороз В.В. Структура, динамика и гидролого-акустические характеристики вод проливов Курильской гряды. Владивосток : Дальнаука, 2000. 152 с.

2. Nakamura T., Awaji T., Hatayama T., Kazunori A. Tidal exchange through Kuril Straits // J. Phys. Oceanogr. 2000. V. 30. P. 1622—1644. doi: 10.1175/1520-0485(2000)030<1622:TETTKS>2.0.CO;2

3. Nakamura T., Awaji T. Tidally induced diapycnal mixing in the Kuril Straits and its role in water transformation and transport: a three-dimensional nonhydrostatic model experiment // J. Geophys. Res. 2004. V. 109, C09S07. P. 1—22. doi: 10.1029/2003JC001850

4. Rabinovich A.B., Thomson R.E., Bograd S.J. Drifter observations of anticyclonic eddies near Bussol’ Strait, the Kuril Islands // J. Oceanogr. 2002. V. 58. P. 661—671. doi: 10.1023/A:1022890222516

5. Ohshima K., Nakanowatari T., Riser S., Wakatsuchi M. Seasonal variation in the in-and outflow of the Okhotsk Sea with the North Pacific // Deep Sea Res. II. 2010. V. 57. P. 1247—1256. doi: 10.1016/j.dsr2.2009.12.012

6. Ohshima K.I., Fukamachi Y., Mutoh T. et al. A generation mechanism for mesoscale eddies in the Kuril Basin of the Okhotsk Sea: baroclinic instability caused by enhanced tidal mixing // J. Oceanogr. 2005. V. 61. P. 247—260. doi: 10.1007/s10872-005-0035-1

7. Katsumata K., Yasuda I. Estimates of non-tidal exchange transport between the Sea of Okhotsk and the North Pacific // J. Oceanogr. 2010. V. 66. P. 489—504. doi: 10.1007/s10872-010-0041-9

8. Yagi M., Yasuda I. Deep intense vertical mixing in the Bussol’ Strait // Geophys. Res. Lett. 2012. V. 39. L01602. doi: 10.1029/2011GL050349

9. Nakamura T., Takeuchi Y., Uchimoto K., Mitsudera H. Effects of temporal variation in tide-induced vertical mixing in the Kuril Straits on the thermohaline circulation originating in the Okhotsk Sea // Progress in Oceanogr. 2014. V. 126. P. 135—145. doi: 10.1016/j.pocean.2014.05.007

10. Kida S., Qiu B. An exchange flow between the Okhotsk Sea and the North Pacific driven by the East Kamchatka Current // J. Geophys. Res.: Oceans. 2013. V. 118(12). P. 6747—6758. doi: 10.1002/2013JC009464

11. Mensah V., Ohshima K.I., Nakanowatari T., Riser S. Seasonal changes of water mass, circulation and dynamic response in the Kuril Basin of the Sea of Okhotsk // Deep Sea Res. I: Oceanographic Research Papers. 2019. V. 144. P. 115—131. doi: 10.1016/j.dsr.2019.01.012

12. Гидрометеорология и гидрохимия морей. Том 09. Охотское море. Выпуск 1. Гидрометеорологические условия. Справочник. СПб. : Гидрометеоиздат, 1998. 343 с.

13. Xing J., Davies A.M. On the importance of non-hydrostatic processes in determining tidally induced mixing in sill regions // Cont. Shelf Res. 2007. V. 27(16). P. 2162—2185. doi: 10.1016/j.csr.2007.05.012

14. Вольцингер Н.Е., Андросов А.А. Негидростатическая динамика проливов Мирового океана // Фундаментальная и прикладная гидрофизика. 2016. Т. 9, № 1. С. 26—40.

15. Elvius T., Sundström A. Computationally efficient schemes and boundary conditions for a fine-mesh barotropic model based on the shallow-water equations // Tellus. 1973. V. 15. P. 132—156.

16. Вольцингер Н.Е. Длинные волны на мелкой воде. Л. : Гидрометеоиздат, 1985. 160 с.

17. Вольцингер Н.Е., Андросов А.А. Экстремальная негидростатическая приливная динамика // Вычислительные технологии. 2019. Т. 24, № 2. С. 37—51. doi: 10.25743/ICT.2019.24.2.004

18. Wang Q., Danilov S., Sidorenko D., Timmermann R., Wekerle C., Wang X., Jung T., Schröter J. The Finite Element Sea Ice-Ocean Model (FESOM) v.1.4: formulation of an ocean general circulation model // Geosci. Model Dev. 2014. V. 7. P. 663—693. doi: 10.5194/gmd-7-663-2014

19. Androsov A., Fofonova V., Kuznetsov I., Danilov S., Rakowsky N., Harig S., Brix H., Wiltshire K.H. FESOM-C v.2: coastal dynamics on hybrid unstructured meshes // Geosci. Model Dev. 2019. V. 12. P. 1009—1028. doi: 10.5194/gmd-12-1009-2019

20. Вольцингер Н.Е., Андросов А.А., Клеванный К.А., Сафрай А.С. Океанологические модели негидростатической динамики. Обзор // Фундаментальная и прикладная гидрофизика. 2018. Т. 11, № 1. С. 3—20. doi: 10.7868/S207366731801001X

21. Androsov A., Voltzinger N., Kuznetsov I., Fofonova V. Modeling of nonhydrostatic dynamics and hydrology of the Lombok Strait // Water. 2020. 12(11). 3092. doi: 10.3390/w12113092

22. Egbert G.D., Bennett A.F., Foreman M.G. TOPEX/POSEIDON tides estimated using a global inverse model // J. Geophys. Res. 1994. 99(C12). P. 24821—24852. doi: 10.1029/94JC01894

23. Egbert G.D., Erofeeva S.Y. Efficient inverse modeling of barotropic ocean tides // J. Atmos. Ocean Technol. 2002. V. 19. P. 183—204. doi: 10.1175/1520-0426(2002)019<0183: EIMOBO>2.0.CO;2

24. GEBCO Bathymetric Compilation Group 2019. The GEBCO_2019 Grid–a continuous terrain model of the global oceans and land. British Oceanographic Data Centre, National Oceanography Centre, NERC, UK, 2019. doi: 10/c33m

25. Androsov A., Boebel O., Schröter J., Danilov S., Macrander A., Ivanciu I. Ocean bottom pressure variability: can it be reliably modeled? // J. Geophys. Res.: Oceans. 2020. V. 125, e2019JC015469. doi: 10.1029/2019JC015469

26. Androsov A.A., Klevanny K.A., Salusti E.S., Voltzinger N.E. Open boundary conditions for horizontal 2-D curvilinear-grid long-wave dynamics of a strait // Adv. Water Resour. 1995. V. 18. P. 267—276. doi: 10.1016/0309-1708(95)00017-D

Основные заливы и проливы в Карском море

Главная / География / Основные заливы и проливы в Карском море

admin
02.01.2022
География
Комментировать

Карское море пролегает в северной части Евразийского континента, принадлежит к акватории Северного Ледовитого океана. По площади оно вдвое больше Черного моря: водоем занимает территорию в 893,4 тыс. кв. км. Карское море считается исключительно российским, поскольку омывает северо-восточные границы страны у берегов Ямало-Ненецкого и Красноярского края. Общая протяженность береговой линии составляет порядка 16 тыс. км.

Поскольку это море окраинное и расположено в полярных широтах, его изучением занимаются до сих пор. Определенный интерес исследователей составляют его проливы и заливы, которые являются стратегически важными с точки зрения освоения и развития Северного морского пути.

Проливы Карского моря

С западной стороны Карское море граничит с водами Баренцева моря, на востоке оно соединяется с морем Лаптевых. Крупнейшими в этих точках являются следующие проливы.

Пролив Югорский Шар. Находится в южной части Карского моря, соединяет его с Баренцевым. Пролегает между Югорским полуостровом и островом Вайгач. Протяженность пролива не слишком большая – около 40 км. Перепады расстояния по ширине колеблются от 2,5 до 12 км, максимальная высота водяного столба доходит до 36 м. Практически на протяжении всего года пролив затянут льдом.

Пролив Вилькицкого. Находится в восточной части Карского моря, является выходом к морю Лаптевых. С юга омывает берега Таймырского полуострова, с севера – архипелага Северная Земля. Общая протяженность объекта – около 130 км, наименьшая ширина – 56 км, минимальная глубина судоходной части – 32 м.

Пролив Карские Ворота. Еще один выход к Баренцеву морю, который находится между побережьями островов Новая Земля и Вайгач. Является частью Северного морского пути. Протяженность пролива приближается к 33 км, в самом узком месте его ширина достигает 50 км, перепады глубины составляют от 7 до 230 м. Практически на протяжении всего года поверхность затянута льдами.

Таймырский пролив. Располагается между островом и полуостровом Таймыр. Достаточно узкий, его протяженность едва превышает 30 км. Ширина русла в отдельных местах не более 3 км. Для него характерно сильное течение. Проход кораблей также затрудняется из-за каменистого дна. Более полугода на его поверхности лежит лет.

Пролив Красной Армии. Принадлежит к восточной части Карского моря, является проходом к морю Лаптевых. Своими водами омывает берега острова Октябрьской Революции с одной стороны и Комсомольца с Пионером с другой. Один из наиболее протяженных в акватории Северного Ледовитого океана, его длина приближается к 110 км. Ширина русла меняется от 10 до 18 км, максимальная высота водяного столба – 460 м. Окружен ледниками, круглый год покрыт льдом, водная поверхность практически никогда не открывается.

Заливы Карского моря

Поскольку береговая линия Карского моря сильно изрезана, здесь присутствует множество заливов и бухт. Опишем самые крупные и значимые среди них.

Байдарацкая губа. Залив относится к числу самых крупных в акватории Карского моря. Находится на юго-западе, располагается между западным берегом полуострова Ямал и восточным берегом Югорского полуострова. Общая протяженность залива составляет 180 км, на входе ширина его русла приближается к 78 км, в глубину он достигает 20 м. Девять месяцев в году здесь лежит лед, летом температура воды не поднимается выше 5-6 градусов.

Пясинский залив. Располагается у западной границы Таймырского полуострова. Растягивается почти на 170 км, при этом у входа в залив ширина составляет около 200 км. Максимальная глубина в отдельных точках акватории не превышает 25 м. На протяжении девяти месяцев воды залива покрыты толстым льдом.

Обская губа. Считается самым крупным в акватории Карского моря, здесь устье реки Обь выходит к Мировому океану. С западной стороны губа выходит на побережье Ямала, с восточной омывает берега полуострова Гыданский. Залив сильно вдается в материковую часть, занимая расстояние более 800 км. Его ширина на всей протяженности меняется: в самом узком месте достигает 30 км, в наиболее широком – 80 км. При этом глубина сравнительно небольшая – всего 25 м. С октября по июль здесь лежит лед, в северной части он никогда не сходит.

Енисейский залив. Еще один крупный залив, достигающий в длину 225 км. Пролегает между берегами Гыданского полуострова и материком. При входе в русло ширина залива составляет 150 км, далее она меняется от 13 до 45 км. Самая низкая точка дна находится на глубине 20 м, но в некоторых местах высота водяного столба не превышает 6 м.

А теперь оцените статью

Средний балл 5 / 5. Число голосов: 1

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями

Вся информация по теме Карское море Северный Ледовитый океан

Северо-Восточный проход и Северный морской путь 2

Содержание

    • Официальное русское определение СМП
    • Неофициальные функциональные определения СМП
    • Определение и юридическая значимость Северо-восточного прохода
    • Внутриарктические, арктические и транзитные пути Северного морского пути

(от Вилли Эстрэнга)

Для определения координат СМП часто применяются два подхода:0023 официальное определение , содержащееся в российских законах и правилах, и неофициальное российское функциональное определение , основанное на сочетании организационных, оперативных и геополитических критериев. Первый географически ограничивает маршрут арктическими водами, считающимися национальными и находящимися под исключительной национальной юрисдикцией Российской Федерации, а второй расширяет его географически, включая дополнительные пространства международных вод в Атлантическом и Тихом океанах.

Официальное русское определение СМП

Согласно политическим представлениям и правовым нормам  1  , СМП простирается от Новой Земли на западе (меридиан 168 градусов 58 минут и 37 секунд западной долготы) до Берингова пролива на востоке (параллель 66 градусов северной широты). Решение о создании СМП как отдельной части НЭПа было принято Советом Народных Комиссаров СССР 17 декабря 1932 г., что положило начало СМП как управляемому юридическому лицу, находящемуся под полной советской юрисдикцией и контролем 2  . В его состав входит основная часть СЭП, которая с прибавлением вод Баренцева моря соединяет Атлантический и Тихий океаны на всем протяжении северного побережья Евразии.

Рисунок 1.2:  Северный морской путь

Источник: Лёвас и Бруде, INSROP GIS, 1999.  

Северный морской путь представляет собой серию различных путей для плавания, и ледовые условия в любое время и в любом месте определяют курс плавания. Маршрут охватывает от 2200 до 2,900 морских миль покрытых льдом вод (см. рис. 1.2). Он состоит из ряда окраинных морей — Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и Чукотского моря, — которые связаны примерно 58 проливами, проходящими через три архипелага — Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова. .

Временами надводные суда, идущие в составе караванов, вынуждены двигаться севернее крупных островных массивов из-за скопления паковых льдов в проливах 3  , которые могут быть забиты морским льдом. Ледовые условия в целом более сложные на восточной оконечности маршрута, чем на западной. В морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Юго-Западном Чукотском пять 9Выявлено 0023 ледяных массива — крупных участка сплоченного и очень сплоченного льда (см. рис. 1.3 и главу 4). Эти массивы часто блокируют входы в важные судоходные проливы на пути следования, в том числе проливы Лонга и Вилькицкого. Хотя некоторые из этих ледяных массивов относительно стабильны, они в редких случаях исчезают в конце сезона таяния, но вновь возникают зимой 4 .

Восточный сектор также является частью маршрута с наиболее мелководными участками шельфа. Средняя глубина Восточно-Сибирского моря составляет 58 метров, а Чукотского моря — 88 метров. Мелководность шельфа наиболее выражена в проливах с минимальными глубинами 8 метров (см. рис. 1.6 и главу 5) 5  . Это влияет на размер; объем и осадка судов (см. главу 5).

Районам океана к западу от полуострова Ямал повезло в том, что они имеют несколько более глубокий шельф и в среднем более легкие ледовые условия, чем восточный сектор. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что Карское море с севера окружено несколькими архипелагами, которые обычно препятствуют проникновению в эти воды тяжелых многолетних льдов из центральной части Северного Ледовитого океана. Многолетний лед, который является чрезвычайно твердым и, следовательно, серьезным препятствием для судоходства (см. ниже), пережил сезон летнего таяния и обычно имеет толщину от 1 до 5 метров  6  . Восточный сектор лишен такой защиты суши и более открыт для притока многолетних льдов из Центрального Арктического бассейна. Однако даже на востоке ледовая обстановка меняется из-за глобального потепления. Здесь неоднократно с 1979 года 7 устанавливались новые экстремальные минимумы летней ледовитости. В течение шести из последних девяти лет Чукотское море было свободным ото льда с периодами от 1 недели до 2,5 месяцев. Напротив, на шельфе Чукотского моря всегда был лед на протяжении всех предыдущих 20 лет (1979-98) 8  .

Рисунок 1.3:    Ледовые массивы вдоль СМП  

Источник: Рабочий документ INSROP № 108 — 1998  

В случаях, когда конвои по СМП выходят в открытое море, видные российские специалисты по морскому праву утверждают, что используемые судоходные пути являются национальными и находятся под полным российским контролем и юрисдикцией: «Целостный характер Северного морского пути как транспортного пути не затрагивается. тем, что отдельные его участки в тот или иной момент могут выходить за указанные границы (т. е. границы внутренних вод, территориальных вод и экономической зоны), где СССР полностью осуществляет свои суверенные права или суверенитет (т. в открытом море) 9  . Таким образом, поскольку часть рейса проходит через воды, находящиеся под российской юрисдикцией, Российская Федерация определила СМП как включающую в себя морские пути, проходящие за пределами ее собственной экономической зоны в высоких широтах, даже вблизи Северного полюса.

В принципе это означает, что все мыслимые трассы к югу от Северного полюса и даже через сам полюс могут быть частью СМП, если плавание проходит через северные прибрежные воды России. В соответствии с этим рассуждения российские ученые, работающие в Федерации, утверждают, что «плавания по СМП осуществляются по прибрежным, морским, высокоширотным и приполюсным путям. Прибрежные маршруты являются наиболее традиционными».…., тогда как «четвертый маршрут, который на 700 миль короче прибрежного маршрута, проходит по большому кругу через географический Северный полюс (рисунок 1. 4) 4  . В этой интерпретации СМП пересекается с ТТП, охватывающей огромные пространства открытого моря, которое в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (ЮНКЛОС III) открыто для всех государств и где суда подчиняются флагу только государственная юрисдикция (см. главу 6).

Рисунок 1.4:   Продление СМП для охвата СВП и акватории открытого моря Северного Ледовитого океана  

Источник: от Малхерина (1996)  

СМП является частью взаимосвязанной прямоугольной транспортной системы Русского Севера. Ноги прямоугольника состоят, помимо самого прохода, из больших сибирских рек и проходящих с востока на запад железных дорог на юге, соединяющихся с реками в тысячах миль от побережья. Морские суда отправляются из порта Игарка, что в 670 км. южнее устья Енисея и до Якутска, что в 1160 км южнее Игарки. Обе реки Обь, Енисей, Лена и Колыма судоходны до Транссибирской магистрали протяженностью 2270 км. к югу от сибирского побережья. Река Лена соединяется с Байкало-Амурской железной дорогой 10  . Как было сказано, «СМП и речная система являются основным видом транспорта в этой отдаленной части мира, помимо воздушного транспорта. Почти вся деятельность человека в российской Арктике так или иначе зависит от СМП 11 . В этой перспективе и интерпретации СМП простирается на север и юг от побережья, обслуживая огромные территории океана и суши, охватывая тысячи километров от Северного полюса до железных дорог юга.

Неофициальные функциональные определения NSR

Официальное российское определение оперирует фиксированными географическими конечными точками в направлении восток-запад — Беринговым проливом на востоке и Новой Землей на западе. Кроме того, функциональные определения имеют географическую конечную точку, но существуют требования относительно того, что должно характеризовать эти конечные точки. Морской путь в функциональной традиции является торговым сообщением между городами – между портами с погрузочными, сервисными и приемными сооружениями, транспортными сетями, значительным населением и т. д. Ни Берингов пролив, ни Новая Земля не отвечают ни одному из этих критериев. Это пустынные, экологически враждебные места, в которых нет нужды, способностей или возможностей для участия в торговле, даже в мелкой торговле. На этом фоне утверждалось, что СМП должен функционально определяться как соединение крупных портов на тихоокеанской стороне Дальнего Востока России с портами в европейской части России, например Мурманск 9.0031 11  . Как обособленная часть нэпа, СМП не имеет никакого смысла в крупномасштабной торговле, кроме обеспечения контроля России над основной частью нэпа. Как было отмечено: «Если Владивосток является функциональной российской восточной конечной точкой СМП, то соседние страны Япония, Северная Корея, Южная Корея и Китай также могут легко стать функциональными конечными точками 11 .

Рисунок 1.5:    Баренцев регион  

Источник: Barents Interactive Geography Viewer, www. metainfo.se/gitbarents/barents.html  

Это функциональное рассуждение метко резюмировано: «В соответствии с определением термина «Арктика», принятым морским флотом России, порты Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, а также порты Дальнего Востока, юга Берингова пролива, не имеют отношения к Арктике, но это, конечно, не может уменьшить их роль в арктическом транспортном обеспечении. Порты Баренцева и Белого морей также играют важную роль в экономических связях между Россией и Западной Европой 12  . Те же авторы в полной мере используют этот пункт, обсуждая роль Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), расположенного к западу от Новой Земли, в экономическом развитии регионов вдоль СМП (рис. 1.5) 12 .

В соответствии с этим анализом интересно отметить, что российские исследователи используют карты, изображающие четыре основных транзитных маршрута СМП — прибрежный, морской, высокоширотный и приполюсный — как начинающиеся в Мурманске и проходящие через Берингов пролив. в порты северной части Тихого океана (см. рис. 1.4) 13  . Учитывая тот факт, что в БЕАР, включающем одиннадцать самых северных губерний России, Норвегии, Швеции и Финляндии, находится Рабочая группа по СМП, можно утверждать, что самая южная граница маршрута совпадает с норвежскими губерниями БЕАР в Нурланде на Атлантик 14 . С функциональной точки зрения СМП простирается от незамерзающих частей северной части Тихого океана до графства Нурланн в Норвегии в Атлантике. В этом определении уместнее и даже точнее использовать термин Северо-Восточный проход, а не географически ограниченный термин Северный морской путь. Чтобы внести полную путаницу, российские исследователи недавно заявили, что Совет Народных Комиссаров СССР «… назвал Северо-Восточный проход «Северным морским путем»… чтобы сделать СМП действующим, осуществимым морским путем из Белого моря в Берингов пролив 2  . Здесь СМП делается так же, как и НЭП, а Белое море, которое находится к западу от Новой Земли, является конечной точкой как СМП, так и НЭПа.

Определение и юридическая значимость Северо-восточного прохода

Северо-Восточный проход соответствует различным вариантам функционального определения Северного морского пути, поскольку этот коридор соединяет Атлантический и Тихий океаны непрерывным отрезком. Минимальное определение НЭП состоит в том, что его составляют все окраинные моря евразийской Арктики, т. е. Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское и Баренцево моря. Таким образом, СМП составляет примерно 90 % нэпа.

Формально Россия открыла СМП для международного судоходства 1 июля 1991 года при условии, что пользователи будут соблюдать правила прибрежного государства. Поскольку архипелаги СМП по закону являются внутренними водами, Россия претендует на такой же суверенитет над этими частями пути, как и над своей сухопутной территорией (см. главу 6). Эта позиция предоставляет российским властям неограниченные регулирующие полномочия, которые оспариваются как Соединенными Штатами, так и Европейским союзом (ЕС) (см. главы 2 и 6). Их позиция такова, что СМП — это международный пролив , открытый для международного судоходства при условии транзитного прохода, как это определено в Конвенции по морскому праву 1982 года  (ЮНКЛОС III) 15  . Если, как указано в официальном определении СМП, Россия распространит свою юрисдикцию и на открытое море Северного Ледовитого океана, дипломатические протесты будут звучать из Вашингтона, Брюсселя и столиц более мелких государств (см. главу 2). В духе UNCLOS III высокоширотные и приполярные маршруты, заявленные как часть режима СМП, могут быть истолкованы как «ползучая юрисдикция» и вопиющее нарушение режима открытого моря (см. главу 6).

Внутриарктические, арктические и транзитные пути Северного морского пути

Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. советские власти санкционировали гидрографические исследования, прежде всего в Карском море, с целью улучшения там судоходства. Были построены географические обсерватории на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Северной Земле и Новосибирских островах. В 1930 г. планы развития судоходства в Карском море были резко расширены, и весь НЭП должен был быть открыт для транспортных и транзитных плаваний 16  . Для достижения этой цели исследования были активизированы. К 1937 году Главсевморпуть — Управление Северного морского пути, официально созданное в 1932 году, израсходовало на деятельность к северу от 60 градусов северной широты сумму, эквивалентную 1 миллиарду долларов США, и насчитывало около 40 000 человек на службе 17 . С 1937 по 1956 год Советский Союз снарядил научные экспедиции в 524 различных пункта назначения в Арктике. Эти исследования не остались незамеченными за границей. В течение 19В 60-х и 1970-х годах в западных исследовательских кругах было общепринятым мнение, что советские «знания о регионе (были) намного более обширными, чем у суммы других наций, граничащих с бассейном 18 .

После Второй мировой войны за советскими исследованиями последовала амбициозная программа строительства большого флота мощных ледоколов. На пике своего развития в 1980-х годах этот флот насчитывал 38 судов, курсирующих по маршруту и ​​в южном направлении по крупным сибирским рекам. Шесть из этих ледоколов были атомными, из которых самый большой имел мощность 75 000 лошадиных сил. Кроме того, был построен флот из почти 700 судов ледового класса для круглогодичной эксплуатации маршрута 9.0031 10  . Несмотря на эти усилия, иногда конвоям судов приходилось зимовать в СМП, прежде чем они были освобождены ледоколами в конце весны следующего года. Случались несчастные случаи, грузовые суда были повреждены и потеряны. По данным российских источников, в период 1954-1990 гг. общее количество ледовых повреждений судов, проходящих по СМП, составляло в среднем 800, т.е. 22 в год. Аварии распределились следующим образом: Карское море-49% (здесь интенсивность судоходства самая высокая, см. ниже), море Лаптевых: 20%, Восточно-Сибирское море: 2%, Чукотское море: 14% (здесь плотность судов наименьшая и ледовая обстановка наихудшая) 19  . Многие капитаны судов испытали на себе истину о том, что «..находиться в море рискованно, находиться в море во льдах — вдвое рискованнее, а в море в составе каравана с ледоколом — в три раза больше риска 20 . В период 1945-70 гг. сезон плавания в восточной части СМП был ограничен примерно 3 месяцами, тогда как ледовая обстановка в западной части позволяла удлинять сезоны плавания до 4,5 месяцев.

СМП так и не получил предназначенного значения как транзитный путь между двумя мировыми океанами. Транзитные перевозки достигли своего максимального объема грузов в 1993 с доставкой 208 600 тонн 30 ​​рейсами многоцелевых судов типа «Норильск» (СА-15) 2 . В основном СМП служил целям регионального развития. В 1980-х годах более 400 советских судов занимались грузовыми перевозками по нескольким направлениям в устьях великих рек Сибири. Из региона вывозилось сырье и доставлялись предметы первой необходимости. Кроме того, таким образом снабжалось около 100 научных, торговых и военных аванпостов. Районами, привлекающими внутриарктическое и арктическое судоходство на регулярной и продолжительной основе, были и остаются: Баренцево море, Диксон, мыс Челюскин, Тикси, река Колыма, Певек, мыс Шмидта и Берингов пролив (см. рис. 1). ,6) 13  . В течение нескольких лет грузоперевозки по маршруту в эти порты неуклонно росли. В 1987 году он достиг своего пика в 6,58 млн тонн — расцвета советских арктических морских перевозок в Арктике 21 . С тех пор, и особенно после распада Советского Союза в 1991 году, объем грузов резко сократился. В 1998 году он упал до исторического минимума в 1,5 млн тонн, увеличившись до 2,13 млн тонн в 2007 году, что соответствует объему перевезенных в конце 19 века.60-е годы. Текущие признаки указывают на то, что эта негативная тенденция может сохраниться в ближайшем будущем 14 . Но, есть исключения из правил для отдельных участков СМП.

С 1978 года и по настоящее время ледокольному флоту России удается поддерживать открытым для плавания участок от Мурманска до Дудинки на берегу Енисея (231 морская миля от устья реки) 12 месяцев в году. Это означает, что более 1000 морских миль, или около 30% НЭП между Мурманском и Беринговым проливом, теперь открыты для судоходства круглый год. Этот отрезок на протяжении всей истории назывался 9-м.0023 Карский морской путь . Движущей силой этого достижения стали перспективы увеличения выручки от круглогодичной отгрузки никеля из Игарки. В 1980 году этот транспорт приносил доход. Тогда никелевая промышленность получила дополнительный доход в размере 71 млн рублей, а дополнительные затраты на транспортную деятельность составили 23 млн рублей 22  . В январе 1988 года Министерству флота было дано указание перевести СМП на коммерческую основу, что означало прекращение государственных субсидий на маршрут и обеспечение управления маршрутом за счет доходов, которые он приносит.

Сегодня по Карскому морскому пути наряду с никелевой промышленностью курсируют современные ледовые танкеры для перевозки нефти и газа. Четко идентифицируемый внутриарктический маршрут был проложен через политически определенную географическую границу между СМП и НЭП. В 2006 году региональная транспортировка углеводородов только в пределах Баренцева и Белого морей составила 8,5 млн тонн 23 , что в четыре раза превышает объемы перевозок грузов по остальной части СМП/СМП. Рентабельность является одним из решающих ключей к увеличению судоходства. История дает источник доказательств. Наиболее массовым и устойчивым видом арктического судоходства был китобойный промысел. Между 1610-1919 гг.15 марта в Арктике в поисках гренландских китов было совершено чуть более 39 000 рейсов. Эта деятельность проводилась в покрытых льдом водах в четырех основных районах: район Шпицбергена/Гренландского моря, пролив Дейвиса и залив Баффина, Гудзонов залив и Берингово море, Чукотское море и море Бофорта 24  . Перспективы получения прибыли будут движущей силой и в будущем.

Российские власти планируют увеличить объем грузов, перевозимых по СМП, до 7,8–11,4 млн тонн в 2015 году 25  . Из этого количества нефтепродукты составят от 4,6 до 5,9 млн тонн, т.е. около 60% всего грузопотока 25 . Оценки независимых исследований указывают на увеличение транзитных грузов к 2020 году примерно на 5-6 млн тонн в год в восточном направлении и на 2-3 млн тонн в западном направлении 26  . Доминирующим направлением судоходства является и будет арктический характер, в котором, помимо прочего, участвуют коренные народы.

Рисунок 1.6:   Порты вдоль СМП  

Источник: Ragner FNI Report 13/2000  

В пределах северных территориальных границ Русского Севера проживает 26 различных коренных групп или народностей. В общей сложности их насчитывается около 180 000 особей. Предполагается, что влияние увеличения судоходства на арктические сообщества — как прибрежные, так и внутренние — многообразно — как положительных, так и отрицательных 27 . Однако, если должный учет средств к существованию, культуры и социальной жизни коренных народов не является неотъемлемой частью процесса экономического планирования, эти народы могут стать жертвами растущего давления развития, оказываемого на регион с юга 28 . Проблема, связанная с арктическими транспортными коридорами в целом, заключается в том, что «…недостаточно информации, чтобы с какой-либо точностью определить возможные последствия морского судоходства для большинства сообществ арктического побережья. Не существует текущей базы данных для местного использования в местных арктических водных путях, которую можно было бы использовать для разработки многоцелевых мер управления и потенциальных стратегий смягчения последствий 24  . Пока такая база данных не создана, интересы коренных народов находят защиту только в различных документах по правам человека, в том числе в Конвенции МОТ No. 169 и в институтах «мягкого права», таких как Арктический совет (см. главу 6). Защита, предлагаемая этими инструментами, полностью зависит от способности и желания исполнительной власти претворить их дух и букву в жизнь. В этом отношении советская история не является источником вдохновения 29 . Таким образом, СМП — это «маршрут одного штата и нескольких стран», тогда как НЭП — это «маршрут двух штатов и нескольких стран».

В Баренцевом море есть два судоходных маршрута между норвежским архипелагом Шпицберген, на котором нет собственного коренного населения, и городами на материковой части России и Норвегии. Грузовые суда из Мурманска снабжают русскую общину Баренцбург на Шпицбергене и доставляют уголь обратно в город Мурманск, тогда как норвежские суда делают то же самое между Лонгйиром на Шпицбергене и городом Тромсё в Северной Норвегии. Эти маршруты работают в летний сезон с начала 19 века.00 век. В последние годы норвежский маршрут эксплуатируется на коммерческой основе. Кроме того, быстро растет число круизных лайнеров, заходящих летом в различные места на архипелаге (см. главу 3).

Огромные районы Арктики в настоящее время имеют недостаточную инфраструктуру для поддержки морского судоходства. Сюда входят такие компоненты инфраструктуры, как наличие портов и портовых сооружений, необходимых для различных типов судов, работающих в арктических водах, точность и доступность информации, необходимой для безопасного судоходства, наличие поисково-спасательных средств.

Вдоль СМП/НЭПа расположено несколько портов и портовых пунктов. Даже если есть достаточный доступ к ледокольной проводке, лишь очень немногие из них имеют необходимые средства, такие как достаточная глубина воды, причалы и средства механизации, необходимые для увеличения судоходства. Адекватные системы морской связи существуют в одних частях СМП, но отсутствуют в других. Связь с использованием УКВ-радио, ПВ- и КВ-систем и спутников, как правило, достаточна для нижних частей СМП, но передача данных становится проблематичной при достижении высоких арктических широт. В настоящее время в России реализуется несколько проектов по разработке систем для удовлетворения потребности в улучшении связи для судов, курсирующих по СМП. Вдоль СМП расположено несколько поисково-спасательных центров, но лишь немногие из них могут оказать необходимую поддержку судам, плывущим по маршруту. Россия разработала структурные планы по внедрению поисково-спасательных технологий вдоль СМП до 2020 года, но для завершения этих планов требуется крупная финансовая поддержка (см. главу 5).


  •  1. Правила штаба морских операций на морских путях СМП 1976 г., Правила плавания морских путей СМП 1991 г., Руководство по плаванию по СМП 1996 г., Правила ледокольной проводки судов на НС
  • 2. Пересыпкин, Яковлев (2008), с. 4
  •  3. Йоргенсен, Т. С. (1991), Морской лед – главная проблема природы для человеческого предпринимательства в Арктике, в Festscrift to Willy Østreng: Challenges of a Changing World, Fridtjof Nansen Institute, Lysaker 1991
  •  4. Йоханнессен О.М., Александров В.Ю. Фролов, С. Сандвен, Л. Петтерссон, Л.П. Бобылев, К. Клостер, В.Г. Смирнов, Ю.Ю. Миронов и Н.Г. Бабич (2007): Дистанционное зондирование морского льда на Северном морском пути. Исследования и приложения, Springer Verlag/Pra
  •  5. Брубейкер, Д., В., Остронг (1999), Режим Северного морского пути: изысканная уловка сверхдержавы? in Ocean Development and International Law, vol. 30, 1999.
  •  6. AMSA (2008), Оценка судоходства в Арктике, Проект отчета, 14 ноября 2008 г.
  •  7. Веллер, Г. Э. (2000), Изменение климата и его влияние на арктическую среду» в книге Генри П. Хантингтона (редактор): Влияние изменений морского льда и других параметров окружающей среды в Арктике, Отчет Комиссии по морским млекопитающим Workshop, Girdwood, Ala
  • 8. Геологическая служба США (2007)
  • 9. Колодкин А.Л., Колосов М.Е. (1990), Правовой режим Советской Арктики: основные вопросы // Морская политика. 14, 1990.
  •  10. Østreng, W. (1991). Den nordlige sjørute: En ny æra i sovjetisk politikk? Økonomiske, folkerettslige og sikkerhetspolitiske aspekter», Den norske Atlanterhavskomite, Oslo, Det sikkerhetspolitiske bibliotek, nr. 9/1991
  • 11. Симонсен (1996), стр. 4-5
  • 12. Тамвакис, Гранберг и Голд (1999), с. 264
  • 13. Фролов И.Е. В.Е. Бородачев и В.Ю. Александров (2007 г.), Раздел 1.4: Советско-российская система поддержки навигации в Йоханнессене, Александрове, Фролове, Сандвене, Петтерссоне, Бобылеве, Клостере, Смирнове, Миронове и Бабиче (2007 г.)
  •  14. Østreng (1999 II), стр. 169-174
  •  15. Директива Президента США (2009 г.)
  • 16. Гордиенко П.А. (1960), Северный Ледовитый океан, в Ocean, нет. 2, 1960
  • 17. Кассель, Бернар М. (1959). Советская логистика в Арктике. В материалах Военно-морского института США, том. 85, нет. 2, February 1959
  •  18. Сатер, Дж. Э. (1969), Арктический бассейн, Вашингтон, округ Колумбия, 1969.
  •  19. Ленский, Л. , Статистика повреждений судов, идущих по Северному морскому пути, мимеографированная статья без даты.
  •  20. Арикайнен и Чубаков (1987), с. 130
  • 21. Булатов (1997), с. 82
  •  22. Армстронг, Т. (1981), Северный морской путь, 1980», в Polar Record, vol. 20, нет. 128, May 1981.
  •  23. Фролов И.Е. и Б.А. Крутских (ред.) (2008), Гидрометеорологическое обеспечение судоходства в XX и начале XXI веков, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Санкт-Петербург, 2008 I.
  •  24. AMSA (2009), Оценка арктического морского судоходства, Отчет, PAME, Арктический совет, Terragraphica, Анкоридж, апрель 2009 г.
  •  25. Семинар по арктическому морскому транспорту (2004 г.), 28-30 сентября 2004 г., Институт полярных исследований Скотта, Кембриджский университет, Кембридж
  •  26. Ramsland (1999)
  •  27. Головнев, А. В. и Г. Ошеренко (1999), Сибирское выживание. Ненцы и их история, издательство Корнельского университета, Итака, Лондон, 1999.
  • 28. Даллманн, В. К. Коренные народы Русского Севера. Тромсё, без даты
  •  29. Ошеренко, Шиндлер и др. (1997)

Вилли Остронг, 2010 г., Северо-Восточный проход и Северный морской путь 2, CHNL.© 

Циркуляция Северного Ледовитого океана: путешествие на вершине мира

Аагард, К., Бофорт
Подводное течение, в Аляскинский Бофорт
Море: экосистемы и окружающая среда
, под редакцией П.В. Барнс, Д.М. Шелл и Э.
Reimnitz, стр. 47-71 Орландо, Флорида: Academic Press, Inc., 1984.

Аагард, К., Синтез Арктики.
Океанская циркуляция, Рапп. П.-В.
Реун. Минусы Междунар. Исследуйте. мер.
188 ,
11–22 (1989).

Аагард К. и Э. К. Кармак,
Роль морского льда и других пресных вод в арктической циркуляции, J. Geophys. Рез. 94 , 14485-14498 (1989).

Аагард К., Л.К. Коучман и
Э. Кармак, О галоклине Северного Ледовитого океана, Deep-Sea Res., Part A 28 , 529-545 (1981).

Аагард, К. , Р. Андерсен, Дж.
Свифт и Дж. Джонсон, Большой водоворот в центральной части Северного Ледовитого океана, Geophys. Рез. лат. 35 , L09601 (2008). дои:
10.1029/2008GL033461.

ACIA, Оценка воздействия на климат Арктики , 1042 стр., Cambridge University Press, 2004.

Бещинска-Мёллер, А., Р.А.
Вудгейт, К. Ли, Х. Меллинг и М. Карчер, Синтез обменов через
основные океанические ворота в Северный Ледовитый океан, Океанография 24 , 82-99 (2011). дои:
10.5670/океаног.2011.59.

Кармак, Э. К., К. Огаард, Дж.
Х. Свифт, Р. Г. Перкин, Ф. Маклафлин, Р. В. Макдональд и Э. П. Джонс (1998),
Термохалинные переходы в физ.
Процессы в озерах и океанах, Берег. Эстуар. Стад.
54 , под редакцией Дж. Имбергера, стр. 179-186, AGU, Вашингтон, округ Колумбия

Д’Асаро, Э. А., Наблюдения за
небольшие водовороты в море Бофорта, J. Geophys. Рез. 93 , 6669-6684 (1988).

Дмитренко И.А., и др. ., Сезонная модификация
Промежуточный слой воды Северного Ледовитого океана у восточного Лаптева
Разрыв континентального шельфа моря, Ж. Геофиз. Рез. 114 ,
C06010 (2009 г.). DOI: 10.1029/2008JC005229.

Фарбах, Э., Дж. Майнке, С.
Остерхус, Г. Рохардт, У. Шауэр, В. Тверберг и Дж. Вердуин, Direct
измерения объемных переносов через пролив Фрама, Polar Res. 20 , 217-224 (2001).

Фальк Э., Г. Каттнер и Г.
Будеус, Исчезновение тихоокеанских вод в северо-западной части пролива Фрама, Geophys. Рез. лат. 32 , L14619 (2005 г.). дои:
10.1029/2005GL023400.

Холлоуэй, Г. и З. Ван,
Представление вихревого напряжения в модели Северного Ледовитого океана, J. Geophys. Рез. 114 , C06020 (2009 г.). дои: 10.1029/2008jc005169.

Джексон, Дж. М., Э. К. Кармак,
Ф. А. Маклафлин, С. Э. Аллен и Р. Г. Ингрэм, Идентификация,
характеристика и изменение максимума приповерхностной температуры в
Канадский бассейн, 1993-2008 гг., J. Geophys. Рез.
115 , (2010 г.). дои:
10.1029/2009JC005265.

Якобссон, М., Гипсометрия и
объем Северного Ледовитого океана и его
составляющие моря, Геохим. Геофиз.
Геосист.
3 , (2002 г.). дои:
10.1029/2001GC000302.

Якобссон, М., К. Норман,
Дж. Вудворд, Р. Макнаб и Б. Коукли, Новая сетка вспомогательных средств арктической батиметрии.
ученых и картографов, Eos Trans. ,
81 (9), 89, 93, 96 (2000).

Джонс, Э. П., Тираж в
Северный Ледовитый океан, Polar Res. , 20 (2), 139-146 (2001).

Джонс, Э. П., Л. Г. Андерсон,
и Дж. Х. Свифт. Распределение атлантических и тихоокеанских вод в верхней части Арктики.
Океан: последствия для циркуляции, Geophys. Рез. лат. 25 ,
765-768 (1998).

Джонс, Э. П., Дж. Х. Свифт, Л.
Г. Андерсон, М. Липицер, Г. Чивитарез, К. К. Фолкнер, Г. Каттнер и Ф.
Маклафлин, Отслеживание тихоокеанских вод в северной части Атлантического океана, J. Geophys. Рез. 108 , 13-11 (2003). дои: 10.1029/2001JC001141

Керхер, М., Ф. Каукер,
Р. Гердес, Э. Ханке и Дж. Чжан, О динамике циркуляции атлантических вод.
в Северном Ледовитом океане, J. Geophys. Рез. 112 , C04S02 (2007). DOI: 10.1029/2006JC003630.

Киллворт, П. Д., Ан
эквивалентно-баротропный режим в антарктической модели с высоким разрешением, J. Phys. океаногр. 22 , 1379-1387 (1992). doi: 10.1175/1520-0485 (1992).

Квок Р. и Д. А. Ротрок,
Уменьшение толщины арктического морского льда по данным подводных лодок и данных ICESat:
1958-2008, Геофиз. Рез. лат. 36 , L15501 (2009 г.). дои:
10.1029/2009GL039035.

Льюис, Э. Л., Практический
Шкала солености 1978 г. и ее предшественники, IEEE
Журнал океанической инженерии
OE-5 ,
3–8 (1980).

Лозье, М. С., Деконструкция
Конвейерная лента, Science 328 , 1507-1511 (2010). дои:
10.1126/science.1189250

Маклафлин Ф., Э. Кармак Р.
Макдональд, А. Дж. Уивер и Дж. Смит, Канадский бассейн, стр. 19.89-1995: вверх по течению
события и эффекты дальнего поля Баренцева моря, J. Geophys. Рез. 107 ,
(2002). дои: 10.1029/2001JC000904.

Маклафлин, Ф. А., Э. К. Кармак,
Р. В. Макдональд и Дж. К. Б. Бишоп, Физические и геохимические свойства.
через фронт атлантических/тихоокеанских водных масс в бассейне на юге Канады, J. Geophys. Рез. 101 , 1183-1197 (1996).

Маклафлин, Ф. А., Э. К.
Кармак, У. Дж. Уильямс, С. Циммерманн, К. Шимада и М. Ито, Совместные эффекты
пограничных течений и термохалинных вторжений на потепление Атлантики
вода в бассейне Канады, 1993-2007, Дж.
Геофиз. Рез.
114 , К00А12
(2009). DOI: 10.1029/2008JC005001.

Меллинг Х., К. К. Фолкнер Р.
А. Вудгейт, С. Принсенберг, А. Мюнхов, Д. Гринберг, Т. Агнью, Р. Самельсон,
К. Ли и Б. Петри, Потоки пресной воды через Тихий океан и арктические оттоки через
Канадский полярный шельф, в арктических и субарктических
Потоки океана: определение роли северных морей в климате
, отредактировано,
Спрингер-Верлаг (2008).

Menard, H.W., and S.M. Smith,
Гипсометрия провинций океанического бассейна, Дж.
Геофиз. Рез.
71 , 4305-4325
(1966).

Назаренко Л., Г. Холлоуэй и
Тауснев Н. В. «Динамика транспорта «атлантической подписи» в Арктике»
Ocean, J. Geophys.
Рез.
103 , 31003-31015
(1998).

Ньютон, Дж. Л. и Л.
К. Коучман, Атлантическая циркуляция вод в Канаде
Бассейн, Арктика 27 , 297-303 (1974).

Ньютон, Дж. Л. и Б.
Дж. Сотирин, Граничное подводное течение и изменение массы воды в море Линкольна, Дж.
Геофиз. Рез.
102 ,
3393-3403 (1997). дои: 10.1029/96JC03441.

Нгием С.В., И.Г. Ригор Д.
К. Перович, П. Клементе-Колон, Дж. В. Уэтерли и Г. Нойманн, Rapid
сокращение арктических многолетних морских льдов, Геофиз.
Рез. лат.
34 , Л17501
(2007). DOI: 10.1029/2006GL027198.

Николопулос А., Р. С.
Пикарт, П. С. Фратантони, К. Шимада, Д. Дж. Торрес и Э. П. Джонс, The
западное арктическое пограничное течение на 152 градусе западной долготы: структура, изменчивость и
транспортная, Deep-Sea Res. Часть II-Верх.
Стад. океаногр.
56 ,
1164-1181 (2009). doi: 10.1016/j.dsr2.2008.10.014.

Ност, О. А., и П. Э. Исаксен,
Крупномасштабная средневременная циркуляция океана в Северных морях и Северном Ледовитом океане
по упрощенной динамике, Дж.
Мар Рез.
61 , 175-210 (2003).

Плюддеманн, А. Дж., Р.
Кришфилд, Т. Такидзава, К. Хатакеяма и С. Хондзё, Скорости верхних слоев океана в
круговорот Бофорта, Геофиз. Рез. лат.
25 , 183-186 (1998).

Поляков И.В., и др. ., Еще один шаг к более теплой Арктике, Геофиз. Рез. лат. 32 , (2005 г.). DOI: 10.1029/2005GL023740.

Квадфазель, Д., А. Си и Б.
Рудельс, Корабль возможностей, секция к Северному полюсу: верхний океан
наблюдения за температурой, Deep-Sea Res.,
Часть I
40, 777-789 (1993).

Рэйнвиль, Л., К.М. Ли и Р.
А. Вудгейт, Воздействие ветрового перемешивания в Северном Ледовитом океане, стр. Океанография 24 , (2011). 136-145,
doi: 10.5670/oceanog.2011.65.

Ригор, И. Г., Дж. М. Уоллес,
и R.L. Colony, Response of sea ice to the Arctic Oscillation, J. Climate , 15 (18), 2648-2663 (2002).

Рудельс Б. и Х. Фридрих
Преобразования атлантических вод в Северном Ледовитом океане и их
значение для баланса пресной воды, в г.
Бюджет пресной воды Северного Ледовитого океана
, под редакцией Л.Л. Льюиса, Э.П. Джонс, П.
Лемке, Т. Д. Проуз и П. Уодхамс, стр. 503–532. Нидерланды: Kluwer Academic
Издательство, 2000.

Руделс Б., Л. Г. Андерсон и
Э. П. Джонс, Формирование и эволюция поверхностного перемешанного слоя и галоклина.
Северного Ледовитого океана, J. Geophys. Рез. , 101 (С4), 8807-8821 (1996).

Рудельс Б., Х. Дж. Фридрих,
и Д. Квадфазель, Арктическое циркумполярное пограничное течение, Deep-Sea Res., Part II , 46 (6-7),
1023-1062 (1999).

Руделс Б., Э. П. Джонс, Л. Г.
Андерсон и Г. Каттнер, О водах средней глубины Северного Ледовитого океана,
в Полярные океаны и их роль в
формирование глобальной окружающей среды
, под редакцией О. М. Йоханнессена, Р. Д. Мюнча и
J.E.Overland, стр. 33-46, AGU, Вашингтон, округ Колумбия (1994).

Рудельс Б., Р. Д. Мюнх Дж.
Ганн, У. Шауэр и Х. Дж. Фридрих, Эволюция Арктики.
Пограничное течение океана к северу от сибирского шельфа, J. Mar. Sys. , 25 (1), 77-99 (2000а).

Рудельс Б., Р. Мейер Э.
Фарбах, В.В. Иванов, С. Остерхус, Д. Квадфазель, У. Шауэр, В. Тверберг и др.
Р. А. Вудгейт, Распределение массы воды в проливе Фрама и над Ермаком.
Плато летом 1997, Анн.
Геофиз.-Атмос. Гидросферы Космические Науки.
, 18 (6), 687-705 (2000b).

Шауэр, У., Х. Лоенг, Б.
Рудельс, В. К. Ожигин и В. Дик, Течение атлантических вод через Баренцев.
и Карского морей, Deep-Sea Res., Part I ,
49 (12), 2281-2298 (2002а).

Шауэр, У., Б. Рудельс, Э.П.
Джонс, Л. Г. Андерсон, Р. Д. Мюнх, Г. Бьорк, Дж. Х. Свифт, В. Иванов и А.
М. Ларссон, Слияние и перераспределение атлантических вод в реке Нансен,
Бассейны Амундсена и Макарова, Энн.
Геофиз.
, 20 (2), 257-273 (2002b).

Серрез, М. К., А. П. Барретт,
А. Г. Слейтер, Р. А. Вудгейт, К. Огаард, Р. Б. Ламмерс, М. Стил, Р. Мориц,
М. Мередит и К. М. Ли, Крупномасштабный цикл пресной воды в Арктике, J. Geophys. Рез. , 111 , C11010 (2006). DOI: 10.1029/2005JC003424.

Симада, К., Э. К. Кармак, К.
Хатакеяма, Такидзава Т., Разновидности мелководных максимальных температур вод в
западная часть Канадского бассейна Северного Ледовитого океана, Геофиз. Рез. лат. , 28 (18),
3441-3444 (2001).

Шимада, К., Ф. Маклафлин, Э. Кармак,
Прошутинский А., Нишино С., Ито М. Проникновение тепла 1990-х гг.
температурная аномалия атлантических вод в бассейне Канады, Геофиз. Рез. лат. , 31 (20)
(2004). DOI: 10.1029/2004GL020860.

Смети, В. М., младший, П.
Шлоссер, Г. Бониш и Т. С. Хопкинс, Обновление и распространение
промежуточные воды в Канадском бассейне, наблюдаемые на
SCICEX 96 круиз, J. Geophys. Рез. , 105 (С1), 1105-1121 (2000).

Смит, Дж. Н., К. М. Эллис и
Т. Бойд, Особенности циркуляции в центральной части Северного Ледовитого океана, выявленные ядерным
трассеры для переработки топлива из научных ледовых экспедиций 1995 и 1996 гг., J. Geophys. Рез. , 104 (С12), 29663-29677 (1999).

Стил, М. и Т. Бойд,
Отступание слоя холодного галоклина в Северном Ледовитом океане, 90–311 гг. Ж. Геофиз. Рез. , 103 (С5), 10419-10435 (1998). дои: 10.1029/98JC00580.

Стил, М., Дж. Морисон, В.
Эрмольд, И. Ригор, М. Ортмейер и К. Шимада, Циркуляция летнего Тихого океана.
галоклинная вода в Северном Ледовитом океане, J. Geophys. Рез. , 109 (С2), C02027 (2004). DOI: 10.1029/2003JC002009.

Стрев, Дж., М. М. Холланд, В.
Мейер, Т. Скамбос и М. Серрез, Истощение арктического морского льда:
Быстрее прогноза, Geophys. Рез. лат. ,
34 (9) (2007). дои:
10.1029/2007GL029703.

Свифт, Дж. Х. , К. Огаард, Л.
Тимохов, Е.Г. Никифоров. Многолетняя изменчивость Арктики.
Воды океана: данные повторного анализа данных EWG
набор, J. Geophys. Рез. , 110 (С3) (2005). дои:
10.1029/2004JC002312.

Свифт, Дж. Х., Э. П. Джонс, К.
Аагаард, Э. К. Кармак, М. Хингстон, Р. В. Макдональд, Ф. А. Маклафлин и Р.
Перкин Г. Воды бассейнов Макарова и Канады, Deep-Sea Res., Part II , 44 (8),
1503-1529 гг.(1997).

Томпсон, Д. В. Дж. и Дж. М.
Уоллес, сигнатура Арктического колебания в зимней геопотенциальной высоте и
поля температуры, Геофиз. Рез. лат. ,
25 (9), 1297-1300 (1998). дои:
10.1029/98GL00950.

Тиммерманс, М.-Л., К. Гарретт,
и Э. Кармак, Термохалинная структура и эволюция глубинных вод в
Канадский бассейн, Северный Ледовитый океан, Deep Sea
рез., часть I
, 50 (10-11),
1305-1321 (2003).

Тиммерманс, М. Л., Дж. Тул, А.
Прошутинский, Р. Кришфилд, А. Плюддеманн, Водовороты в Канадском бассейне,
Северный Ледовитый океан, наблюдения с помощью привязанных к льду профилографов, J. Phys. океаногр. , 38 (1),
133-145 (2008). doi: 10.1175/2007JPO3782.1

Tremblay, J. E., Y. Gratton, E.
К. Кармак, К. Д. Пейн и Н. М. Прайс, Воздействие крупномасштабной Арктики
циркуляция и полынья Северной воды по запасам питательных веществ в Баффиновом заливе, J. Geophys. Рез. , 107 (С8) (2002). doi: 10.1029/2000JC00,595.

Walsh, J.J., et al ., Циклирование углерода и азота
в пределах Берингова/Чукотского морей: регионы-источники органического вещества, влияющего на AOU
требования Северного Ледовитого океана, Прогр. океаногр. , 22 (4), 277-259 (1989). doi: 10.1016/0079-661(89)

    -2.

    Вудгейт, Р. А., К. Огаард,
    и Т. Дж. Вайнгартнер, Месячная температура, соленость и изменчивость переноса.
    стока Берингова пролива, Геофиз.
    Рез. лат.
    , 32 (4), L04601 (2005a).
    DOI: 10.1029/2004GL021880.

    Вудгейт, Р. А., К. Огаард,
    и Т. Дж. Вайнгартнер, Год в физической океанографии Чукотского моря: якорные измерения с осени.
    1990-1991, Deep-Sea Res., Часть II , 52 (24-26), 3116-3149 (2005b). дои:
    10.1016/j.dsr2.2005.10.016.

    Вудгейт, Р. А., К. Огаард,
    и Т. Дж. Вайнгартнер. Межгодовые изменения потоков воды в Беринговом проливе.
    Объем, тепло и пресная вода в период с 1991 по 2004 год, Geophys. Рез. лат. , 33 ,
    L15609 (2006 г.). DOI: 10.1029/2006GL026931.

    Вудгейт, Р. А., Т. Дж.
    Вайнгартнер и Р. В. Линдсей, Океанический поток тепла в Беринговом проливе в 2007 г. и
    аномальное пристанище арктического морского льда, Геофиз.
    Рез. лат.
    , 37 , L01602 (2010).
    дои: 10.1029/2009GL041621.

    Вудгейт, Р. А., Т. Дж.
    Вайнгартнер и Р. Линдсей, Наблюдаемое увеличение океанических потоков в Беринговом проливе.
    из Тихого океана в Арктику с 2001 по 2011 год и их влияние на Арктику.
    Водная толща океана, Геофиз.
    Рез. лат.
    , 39 (24), 6 (2012).
    дои: 10.1029/2012gl054092.

    Вудгейт, Р. А., К. Огаард, Дж.
    Х. Свифт, К. К. Фолкнер и В. М.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *