Портрет никитина афанасия: «ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158} «. Допетровская Русь. Исторические портреты.
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158} «. Допетровская Русь. Исторические портреты.
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158} «. Допетровская Русь. Исторические портреты.
ВикиЧтение
Допетровская Русь. Исторические портреты.
Федорова Ольга Петровна
Содержание
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158}»
(извлечения)
…И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены… детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жёны — все черны. Куда бы я ни пошел, так за мной людей много — дивятся белому человеку.
А князь их — фата на голове, а другая — на бёдрах; бояре у них ходят — фата на плече, а другая на бёдрах; княгини ходят — фатой плечи обёрнуты, а другой — бёдра. Слуги же княжие и боярские — фата на бёдрах обогнута, щит да меч в руках, а другие с копьями, или с ножками, или с саблями, пли с луками и стрелами. И все голые, босые и сильные. А женки ходят с непокрытой головой в голыми грудями; мальчики же и девочки ходят голыми до семи лет, и срам у них не покрыт.
…Тут познакомился со многими индийцами и объявил им, что я христианин, а не басурманин, и имя моё Афанасий, по-басурмански же ходжа Исуф Хорасани. Они не стали от меня таиться ни в чём, аи в еде, ни в торговле, ни в молитве, ни в иных вещах, жён своих также не скрывали.
Я расспросил всё о их вере… Всех же вер в Индии 84, и все веруют в Бута{159}. Вера с верою не пьёт, не ест, не женится…
Индийцы совсем не едят мяса… Едят же они два раза в день, а ночью не едят… вина не пьют… А когда едят, то некоторые накрываются платком, чтобы никто не видел…
…И тут я много плакал по вере христианской. …Господи, Боже мой, на Тебя уповаю{160}, спаси меня, Господи, Боже мой!..
5.
2. 1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
5. 2. 1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина – China. Считается, что это – одна и та же страна. Мы к этому привыкли. Всегда ли так было? Нет, не всегда.Берем известное «Хождение за три моря» Афанасия Никитина [46] и с
СОВРЕМЕННИК АФАНАСИЯ НИКИТИНА
СОВРЕМЕННИК АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Изучая историю знаменитого «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (1466–1472), я решил подробнее, чем это было сделано до сих пор исследователями, раскрыть личность Василия Мамырева. Удалось установить, что Василий Мамырев, дьяк великого
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
Мы уже отмечали поразительное на первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, употреблялись АРАБСКИЕ изречения, а иногда
10.
2.1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
10.2.1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина (China). Оба они означают на разных языках ОДНО И ТО ЖЕ — современный Китай. Мы к этому привыкли. Но всегда ли так было? Нет, оказывается, не всегда. Берем известное
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
Мы уже отмечали поразительное на первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре, употреблялись арабские изречения, а иногда
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Афанасий Никитин оставил после себя «Хожение за три моря» (Каспийское, Индийское и Черное). Однако других биографических сведений о нем нет. Кстати, неизвестна даже его фамилия, поскольку Никитин – не фамилия, а отчество. Любопытно
2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Как и в предшествующий период, собственно-художественная литература во второй половине XV в. особо не выделялась из основной массы письменности, имевшей «деловое» — общественно-политическое, познавательное или
«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ»
«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ»
Из XV века с нами говорит известный своей предприимчивостью тверской купец Афанасий Никитич Никитин, оставивший свои замечательные записки. Из этих записок следует, что русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находились в
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158} «
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158}»
(извлечения). ..И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены… детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жёны — все черны. Куда бы я ни пошел, так за мной
4. «Хожение» Афанасия Никитина
4. «Хожение» Афанасия Никитина
Выше уже говорилось о том, что конфликт между этими двумя методами наиболее последовательно сказался в «прагматических текстах» – в первую очередь в отчетах и дневниках путешественников. В них, конечно, было бы бесполезно искать
86. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
86. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию за три моря: Черное или Стамболийское, Каспийское» или Дербентское (Хвалинское), Гиндустанское или Индейское, в 1466–1472 гг. Ему принадлежит первое в европейской
Хожение Зосимы
Хожение Зосимы
В Царьграде при де Ланнуа побывал русский человек. Зосима, иеродиакон Троице-Сергиевской лавры, посетил Царьград дважды — в 1414 и 1420–1421 годах.Впервые Зосима ездил к Мануилу по такому поводу. Владыка Византии уже предчувствовал закат своей державы и
По следам Афанасия Никитина
По следам Афанасия Никитина
В Индии же к тому времени успел побывать в 1469–1472 годах Афанасий Никитин, узнавший там о Цейлоне, Китае, стране Пегу (Бирме) и о других дальних землях. Афанасий изучал рынки города Бидара и великое торжище в Алланде, где продавались татарские и
§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ
§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ
Благополучие Тверского княжества во многом зависело от развития торговли. Активных и предприимчивых тверских купцов знали по всей Руси, в Литве, Золотой Орде, генуэзских колониях в Крыму.Далёкие странствия купцов за пределы
Афанасий Никитин, Семён Дежнев, Фердинанд Врангель.
..
ередина XV века. В Европе идут войны, рушатся феодальные отношения, на их развалинах создаются сильные централизованные государства. Завершилась Столетняя война, но в самом разгаре Тридцатилетняя война Польши и Тевтонского ордена, междоусобная война Алой и Белой розы в Англии. Русская земля раздроблена на отдельные княжества, соперничающие друг с другом. Василий II, прозванный Тёмным после того, как его ослепил князь Дмитрий Шемяка, много сделал для укрепления княжества Московского. Он ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова, победил в войне с Звенигородско-Галичским княжеством, поставил митрополитом епископа Иону, порвав зависимость от патриарха в Константинополе. После его смерти вступил в 1462 году на княжение в Москве Иван III, завершивший соединение земель в центре Руси, оформив на исходе своего правления титул «великого князя всея Руси». Его внук запомнился потомкам под именем Иван Грозный.
В годы властвования Ивана III и совершилось путешествие тверского купца Афанасия Никитина на край света, в Индию. Когда он покинул Тверь, отправившись в Шемаху, на западный берег Каспия, продать меха и купить там жемчуг и пряности, то не знал, что дорога доведёт его до Индии. Обстоятельства заставляли его идти вперёд, пока он не оказался в далёкой загадочной стране. Может быть, кто-то и раньше Никитина побывал в Индии, но не осталось об этом никаких документальных свидетельств, а тверской купец составил подробное описание своего путешествия — «Хождение за три моря».
Европейцам Индия давно была известна. Греки и римляне в античные времена достигли её морским путём, а войско Александра Македонского проникло в 333 году до н.э. через горный хребет Гиндукуш и долину реки Инд. Но первым европейцем, прошедшим в Индию с севера, начав свой путь от верховьев великой русской реки Волги, был тверской купец Афанасий Никитин. Отправился он в далёкий путь в 1466 году. Тверь тогда ещё не была поглощена Москвой, и лишь Ярославль три года назад включил Иван III в Московское княжество.
Не очень-то представлял себе Афанасий Никитин, где находится эта сказочная Индия. Он просто воспользовался тем, что к принимающему воды Волги Каспийскому морю направлялся посольский караван ширванского шаха, страна которого располагалась у северо-западного берега Каспия. Шах возвращался от великого князя московского Ивана III. Афанасий взял в долг «мягкой рухляди» и разного товара, погрузил всё это на два судна и поплыл от места впадения невеликой речки Тверцы в Волгу.
«Поплыл я вниз Волгою и пришёл в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв от Углича, приехал в Кострому… И приехал я в Нижний Новгород».
Потом была Казань, золотоордынская столица Сарай и расположившийся в устье Волги татарский торговый город Хазтарахан (Астрахань). Это был центр торговли, где встречались купцы востока и запада, товары Венеции и Генуи обменивались на персидские, китайские, индийские.
Здесь, в устье Волги, на караван напали разбойники, забрали весь нехитрый никитинский товар.
«Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке. И судно наше большое тут ограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море. И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент…» Два маленьких судна плывут вдоль каспийского берега. «В одном судне посол Хасан-бек да тезики [таджики] да нас, русских, десять человек, а на другом судне шесть москвичей да шесть тверичей да коровы да корм наш. И поднялась на море буря, и судно разбило о берег». Это было вблизи города Тарки (на месте теперешней столицы Дагестана Махачкалы). А в Дербенте Никитина и его товарищей полностью ограбили.
Куда было деваться Афанасию? Ведь он не получил за товар никакой выручки, и ничего, кроме долговой ямы, в родной Твери не ожидалось. От Дербента Афанасий Никитин двинулся на юг и пришёл в город Бакы (Баку), «где огонь горит неугасимый». Некоторое время поработал там, черпая вёдрами и наполняя кожаные мешки чёрной жидкостью, которую применяли тогда как лечебную мазь. Но по какой-то причине на этой работе не удержался. Снова остался без дела и средств существования. Выход один — продолжать путь дальше, авось ему повезёт: «… И я от многих бед пошёл в Индию, ибо на Русь мне пойти было не с чем, никакого товару не осталось».
Был Никитин прирождённым путешественником, не только беды, а и любознательность толкала его вперёд, в неведомые края. Его не останавливал риск, не пугало неведомое. Поэтому он достиг Индии, хотя первоначально цели у него такой не было.
В Баку Афанасий сел на корабль, доставивший его на южный берег моря Каспийского. Пешком пошёл, пересёк хребет Эльбурс, солончаковую пустыню Деште-Кевир, да и всю Персию, до «другого моря» — Персидского залива, и оказался в порту Ормуз, где купил «гурмызского зерна» (жемчуга), добывавшегося на острове Бахрейн. Там пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта, Малой Азии… За 200 лет до Афанасия через Ормуз проследовал в Индию великий венецианец Марко Поло: «Всё что на свете родится, то в Гурмызе есть… А солнце в Гурмызе так палит, что может человека сжечь». Дальше Поло пошёл по суше, сочтя ненадёжными местные судёнышки. А Афанасий Никитин отважился плыть на парусном кораблике «таве», не имевшем верхней палубы. Он устал от хождения по горам и пустыням, ведь уже пять лет миновало с того дня, как покинул Тверь. Он повёз в Индию персидского жеребца, рассчитывая его выгодно продать; сказали ему сведущие люди, что в Индии очень ценятся породистые лошади. Из Персидского залива попал в Аравийское море.
На двадцать пятый день плавания достиг Никитин берега Индии. Это был город Чаул, южнее современного Бомбея. Странным он показался тверетянину.
«И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, головы не покрыты, груди голы, волосы в одну косу сплетены… Куда я ни иду, за мной людей много — дивуются белому человеку». А сам он тоже удивляется немало, например тому, что султан ездит в сопровождении 300 слонов в золочёных покрывалах. И заметил он, что звёзды на небе индийском совсем не так расположены, как в его родной Твери, а нравы и обычаи у людей совсем другие, хотя они никакой неприязни у него не вызывают. Со многими индийцами он сдружился, научившись их языку. В описаниях реальность порой переплетается с легендами и сказками. Например, он всерьёз рассказывает об «обезьянском народе»: «… и есть у них князь обезьянский, ходит со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них свой». Но чаще всего его суждения достоверны и точны. Пишет он, что дошёл до «индийских гор», а потом пересёк всю равнинную Индию, оказавшись во владениях воинственного Асад-хана, который «ездит на людях» (носят на носилках слуги). Никитин пережидал в Джуннаре сезон муссонных дождей: «еждень и нощь четыре месяца всюду вода да грязь». А город этот «… стоит на скале каменной, не укреплён ничем, Богом ограждён. И ходят на ту гору днём по одному человеку: двоим идти никак нельзя». Побывал он в Центральной Индии, где продавали чёрных рабов, в открытом Васко да Гамой Каликуте, Джуннаре, Бидаре, Парвате и других городах и селениях Индии.
Афанасий Никитин внимательно присматривался ко всему, что встречалось в заморской стране. Поражает его спокойная доброжелательность по отношению к встречаемым им народам, их непривычным обычаям, языку, даже религиозным обрядам. Но от своих убеждений и веры он не отрекался, даже когда Асад-хан чуть не насильно попытался обратить его в мусульманство. «Русская земля, да будет Богом хранима! Боже, сохрани её! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».
Истинным патриотизмом проникнута книга. А из Индии Никитин ничего, кроме знания о далёкой стране и её людях, не привёз, потому что «… говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дёшевы. Но возят товар морем… А пошлины высокие, и на море разбойников много». И в самом деле, не установил тверяк Афанасий Никитин торговых отношений со страной за тремя морями, но он привёз знание.
На центральной площади в старинном волжском городе Твери стоит памятник широко шагающему человеку. Ветер раздувает полы кафтана. Голова высоко поднята. Он напряжённо всматривается вдаль. Это Афанасий Никитин, решительный, смелый и любознательный ходок за три моря, один из первых русских путешественников, оставивших описание своего путешествия.
Возвращался Афанасий Никитин на родину в 1472 году через Турцию, Грузию, Чёрное море, по Днепру и Волге. И умер, не дойдя до Смоленска. Рукописные тетради его спутники передали дьяку великого князя Смоленского. «Хождение за три моря» переписали и включили в летопись.
Афанасий Никитин, русский купец и путешественник (цветная литография)
[]
Votre Sélection en Cours
средства массовой информации
СМИ
модальный-турбо#открытый»
title=»Добавить выбор в лайтбокс
»
>
актив—актив-электронная торговля#addSelection»
data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/fr/cart/add/selection»
title=»Добавить в корзину»
>
Афанасий Никитин, русский купец и путешественник (цветная литография)
{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»fr»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»LLE821668″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»неопределенное_авторское право»,»item_category3″:»стандарт»,»item_category4″:»русская_школа_20-го_века»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»афанасий_никитин_русский_торговец_и_путешественник_color_litho»,»item_variant»:»undefined»}]}}
Все материалыImagesVidéo
Найдите в архивах Bridgeman en téléchargeant une image — faîtes glisser une image ici et clicker sur rechercher ci-dessous.
Veuillez noter que seuls les fichiers en basse définition doivent être téléchargés.
Результаты содержат уникальность точных соответствий.
Les images avec du texte peut ne pas donner de résultats, точные результаты.
Les détails Provenant d’une image плюс большие chercheront les détails соответствуют.
Выбор цветов
Ajoutez jusqu’à 5 couleurs et faites glisser les séparateurs afin d’ajuster la композиция
Добавить блок цвета
Фильтры
Добавить мотыльки для уточнения результатов поиска
Saisir un mot-clé et valider
Черчер
Tapez votre recherche
Титр
Артист
Техника
Заместитель консерватора
Права Тип
Стандарт
Премиум
Золото
Année
Av J. CAP J.C
à
Av J.CAp J.C
Siècle
Av J.CAP J.C
à
Av J.CAP J.C
Classer parClasser par pertinenceClasser par PopularitéClasser par plus récentReférence du media Nom de l’artiste
Номер результатов на странице 306090
- ИЗОБРАЖЕНИЕ
Я БЫ - ЛЛЕ821668
- Титр
- Афанасий Никитин, русский купец и путешественник (цветная литография)
- Артист
Русская школа (20 век)
/ Русский- Заместитель консерватора
Частная коллекция
- Техника
- цветная литография
- Описание
Афанасий Никитин (ум.
1472), русский купец и путешественник. Один из первых европейцев, посетивших Индию.
- Кредитное фото
- Смотри и учись / Коллекция Элгара / Изображения Бриджмена
Vous souhaitez cette image immédiatement ?
1. Использование
2. Плательщик
3. Voir mon panier
4. Подтверждение
Использование персонала
€25,00
Презентация
€30,00
Сайт Internet et réseaux sociaux
€35,00
Журналы и журналы
€65,00
Версия
€65,00
Pour plus de détails, veuillez consulter notre page Часто задаваемые вопросы
Ajouter au panier
Fichiers disponibles
Тайл (пикселей) | Taille en 300 dpi | Taille du fichier (MB) | Achat en ligne | |
---|---|---|---|---|
Большой | 2364 × 3389 пикселей | 200 × 287 мм | 1 МБ | |
Мойен | 715 × 1024 пикселей | 61 × 87 мм | 1 МБ |
Что открыл Афанасий Никитин? «Путешествие за три моря» Афанасий Никитин
Наверняка вам будет любопытно узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474 (75). Он родился в Твери, в семье Никиты, крестьянина, так что Никитин — это отчество, а не фамилия путешественника. Большинство крестьян в то время не имели фамилий.
Историкам лишь частично известна его биография. Достоверных сведений о юности и детстве этого путешественника нет. Известно только, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал для торговли Крым, Византию, Литву и другие государства. Торговые предприятия Афанасия были весьма успешны: он благополучно вернулся с заморским товаром на родину.
Ниже расположен памятник Афанасию Никитину, расположенный в Твери.
В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, во время которой посетил страны Востока, Африку, Индию и Персию. Это путешествие описано в книге под названием «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Ормуз
Никитин отправился в Персию через Баку, после чего, перейдя горы, отправился дальше на юг. Путешествовал он не спеша, подолгу останавливаясь в деревнях и изучая местные языки, а также занимался торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз — крупный город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.
В России уже были известны товары из Ормуза. В частности, знаменитый ормузский жемчуг. Афанасий Никитин, узнав, что из этого города вывозят лошадей в города Индии, решил рискнуть. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде выгодно перепродать его в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Это продолжило открытие русскими Индии. Афанасий Никитин попал сюда морем.
Первые впечатления от Индии
Шесть недель прошли в плавании. Самое сильное впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся и этнографическими исследованиями. Он подробно записывал в свои дневники то, что видел. В его заметках Индия предстает чудесной страной, в которой все совершенно не так, как в России. Афанасий писал, что все люди здесь голые и черные. Его поразило, что даже бедняки носят украшения из золота. Сам Никитин, кстати, тоже поразил индусов. Редко местные жители раньше видели белых людей. Никитину не удалось продать своего жеребца в Чауле. Он отправился вглубь страны, посетив небольшой городок в верховьях Сины, а затем и Джуннар.
О чем писал Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал детали быта, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание жизни Индии не только для России, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем кормят скот, какие продукты продают, как одеваются. В них даже описывался процесс приготовления хмельных напитков, а также обычай домохозяек в Индии спать в одной постели с гостями.
История, произошедшая в крепости Джуннар
В крепости Джуннар путешественник остался не по своей воле. Местный хан взял жеребца у Афанасия, когда узнал, что пришелец с Руси, а не басурман, и поставил правоверным условие: либо он примет ислам, либо не только не вернет своего коня, но будет продан хана в рабство. На медитацию отводилось четыре дня. Только случай спас русского путешественника. Он встретил Мухаммеда, старого знакомого, поручившегося хану за незнакомца.
Никитин в течение двух месяцев, которые провел в Джуннаре, изучал сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии в сезон дождей сеют и пашут пшеницу, горох и рис. Он также описывает местное виноделие. Кокосы используются в нем в качестве сырья.
Как Афанасий продал свою лошадь?
Афанасий посетил город Алланд после Джуннара. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабскую лошадь, но сделать это снова не удалось. И без него на ярмарке было много хороших лошадей.
Афанасию Никитину только в 1471 г. удалось его продать, да и то без прибыли, а то и с убытком. Произошло это в городе Бидаре, куда путешественник прибыл, пережидая сезон дождей в других населенных пунктах. Он остался здесь надолго, подружился с местным населением. Афанасий рассказал жителям о своей вере и земле. Индусы также много рассказывали о своем семейном быте, молитвах, обычаях. Религии местных жителей посвящено немало записей Никитина.
Парват в записях Никитина
Следующим, что открыл Афанасий Никитин, был священный город Парват. Он прибыл сюда, на берег Кришны, в 1472 году. Из этого города съезжались верующие со всей Индии на ежегодные празднества, которые были посвящены богу Шиве. Никитин отмечает в своих дневниках, что это место так же важно для индийских брахманов, как Иерусалим для христиан.
Дальнейшее путешествие Афанасий Никитин
Еще полтора года купец путешествовал по Индии, пытаясь вести торговлю и изучая местные обычаи. Но коммерческие предприятия (почему Афанасий Никитин ушел за три моря) потерпели неудачу. Подходящего для экспорта в Россию из Индии товара он не нашел.
Афанасий Никитин на обратном пути посетил Африку (Восточное побережье). В эфиопских землях, по дневниковым записям, ему чудом удалось избежать грабежа. Путешественник купил у бандитов хлеб и рис.
Обратный путь
Путешествие Афанасия Никитина продолжилось, что он вернулся в Ормуз и отправился на север через Иран, где в то время велись военные действия. Афанасий прошел Кашан, Шираз, Эрзинджан и оказался в Трабзоне, турецком городе, расположенном на южном берегу Черного моря. Возвращение казалось близким, но удача вновь отвернулась от Никитина. Турецкие власти взяли его под арест, так как приняли за иранского шпиона. Так Афанасий Никитин, русский купец и путешественник, был лишен всего своего имущества. Все, что у него осталось, это его дневник.
Афанасий занял деньги на поездку под честное слово. Он хотел попасть в Феодосию, где планировал встретиться с русскими купцами и с их помощью расплатиться с долгами. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только в 1474 г., осенью. Никитин провел здесь зиму, дополняя путевые заметки. Весной он решил вернуться в Россию на Днепр, в Тверь. На этом закончилась поездка в Индию Афанасия Никитина.
Смерть Афанасия Никитина
Но вернуться путешественнику не суждено: он погиб в Смоленске при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, годы лишений и скитаний подорвали здоровье Афанасия. Его спутники, московские купцы, привезли его рукописи в Москву и передали их Мамыреву, дьякону, советнику Ивана III. Записи позже были включены в хроники 1480 г.
Открыты в XIX веке Карамзиным и опубликованы под авторским названием в 1817 году. Три моря, упомянутые в названии этого труда, — это Каспийское, Черное и Индийский океан.
Что открыл Афанасий Никитин?
Задолго до прихода европейцев в Индию в этой стране жил русский купец. Морской путь сюда был открыт Васко да Гамой, португальским купцом, спустя несколько десятилетий.
Хотя коммерческая цель не была достигнута, результатом путешествия стало первое описание Индии. В Древней Руси до этого он был известен только по легендам и некоторым литературным источникам. Человек 15 века смог увидеть эту страну своими глазами и умело рассказать об этом своим соотечественникам. Он писал о государственном устройстве, религиях, торговле, экзотических животных (слоны, змеи, обезьяны), местных обычаях, а также записывал некоторые легенды.