Польская культура: Культура Польши – Арриво
Культура и традиции поляков. Студенчество в Польше
Культура Польши – когда речь идет об этом, здесь есть много чего рассказать. Эта страна, с одиннадцати лауреатами Нобелевской премии, с режиссерами получившими Оскара, музыкантами, номинированными на премии Грэмми, знаменитыми композиторами и писателями, внесла значительный вклад в развитие мирового культурного наследия. Нынешнее культурное предложение Польши чрезвычайно богато и постоянно расширяется. Кино, театр, рок, джаз, фольклор и другие фестивали, которые проходят в Польше, занимают все более важные места в культурном календаре Европы. Кроме того, инфраструктура постоянно совершенствуется: обновляются и строятся новые музеи, галереи, концертные залы и театры. Кроме того, «альтернативная» и «независимая» культурная жизнь идет полным ходом.
Студенческая жизнь и культура Польши кратко
Студенчество в Польше – это особый слой общества, наполненный интересными событиями. И не важно поступили вы на бакалавриат или на магистратуру в Польшу, веселая студенческая жизнь вам обеспечена. Очень часто университеты Польши имеют студенческое самоуправление, которое организует различные культурные мероприятия, дискотеки, поездки (иногда даже в другие страны), экскурсии, пешеходные путешествия и др. Кроме того, университеты Польши предлагают много интересных и полезных программ. Если вы собрались на обучение в Польшу, то, разумеется, вас интересует, когда же отдыхают польские студенты? Конечно, университеты Польши и каникулы – это неразделимые понятия. Каникулы, как правило, начинаются 23 февраля, а заканчиваются 1 марта. Летние каникулы обычно начинаются 20 июня, начало обучения – 1 октября. Кроме каникул, вас ждут длинные выходные с 20 декабря по 2 января, которые приходятся на Рождественские праздники. Важно добавить, что каждый, кто выбрал обучение в Польше, получает возможность поучаствовать в “особых” событиях связанных с польской культурой и традициями:
- Ювеналия! Этот праздник польские студенты ждут больше всего. Вся “соль” праздника в том, что празднуют его несколько дней, в течение которых студенты освобождены от обучения. Университеты Польши обычно отмечают этот праздник в мае. Устраиваются различные концерты, соревнования, конкурсы между студентами. Во время этого праздника студентам вручают «ключи от города», это символизирует передачу им полномочий на время празднования Ювеналии. И если вы не были на Ювеналиях, то вы не учились в Польше. Когда вы начнете обучение в Польше, вы сможете познакомиться со всеми традициями и особенностями этих праздников, которые действительно интересны и познавательны.
- Беаналия или встряска студентов первого года. Университеты организуют интеграционные встречи для свежеиспеченных студентов. Основная цель встреч – познакомиться с товарищами старших курсов и весело провести время.
- Распродажи. На, так называемые, известные всем «закупы» в Польше перед праздниками направляются не только студенты, но и обычные люди из приграничных районов.
Польша: культура и традиции
Конечно неотъемлемой частью культуры и традиций Польши являются праздники. Праздников в Польше более чем достаточно. Поляки в большинстве являются католиками, соответственно, праздники в основном религиозные. Среди основных, конечно, Рождество и Пасха. Кроме того, здесь отмечают Успение Пресвятой Девы Марии, Зеленые Святки, День Трех Королей и др. Среди самых известных государственных праздников – День Государственного флага, День Конституции, День Труда. Поляки все большие праздники отмечают в кругу семьи за так называемым “застольем”. Помните, что в день праздника магазины в Польше не работают, даже развлекательные центры и кафе могут быть закрыты.
А теперь о вкусненьком, а в особенности о польской кухне. За время обучения в Польше вы просто обязаны попробовать журек, кнедлики, фляки и бигос. Возможно, эти блюда сначала покажутся вам несколько необычными, но некоторые из них очень похожи на украинские, например, бигос это практически та же тушеная капуста, которую все пробовали. А блюдо с названием журек – это вкусный супчик с колбасой, копченым мясом и яйцом. Эти блюда предлагаются практически в каждой студенческой столовой, кафе и ресторанах, поэтому вы будете иметь возможность их попробовать.
Практически каждый будущий студент, который собирается на учебу в Польшу, волнуется о том, как же адаптироваться в местной культуре. Но волноваться совершенно не о чем, ведь обучение в Польше откроет множество нового и интересного. Скорее всего, культура Польши вам покажется ментально очень близкой и приятно удивит. Поэтому, если вы все же решили, что обучение в Польше – это то, что вам действительно нужно, то «хлеб и зрелища» вам обеспечены.
История Польши. М., 1954, 1955. Т. I, II.
История Польши. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954, 1955. Т. I, II.
Том I: под редакцией В. Д. Королюка, И. С. Миллера и П. Н. Третьякова.
Содержание
От редакции
Часть I . ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЬШИ
Глава первая. Первобытно-общинный строй
- Древнейшее население на территории Польши (П. Н. Третьяков)
- Раннеславянские племена на территории Польши (В. Д. Королюк, П. Н. Третьяков)
Часть II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА В ПОЛЬШЕ (до середины XV в.)
Глава вторая. Польские земли в период возникновения феодальных отношений. Образование Древнепольского государства (VI—XI вв.)
- Возникновение феодальных отношений на территории польских земель (В. Д. Королюк)
- Образование Древнепольского государства (В. Д. Королюк)
- Общественный и государственный строй Польши в конце X — начале XI в. (В. Д. Королюк)
- Борьба с Германской империей. Польша и Древнерусское государство (В. Д. Королюк)
- Антифеодальное крестьянское восстание 1037—1038 гг. (В. Д. Королюк )
Глава третья. Польские земли в период феодальной раздробленности
- Польша в 40—70-х годах XI в. Начало феодальной раздробленности (В. Д. Королюк)
- Развитие феодальных отношений во второй половине XI — XII вв. (В. Д. Королюк, Л. В. Разумовская)
- Польский город. Ремесло и торговля (Л. В. Разумовская)
- Борьба Польского государства с германской феодальной агрессией в первой трети XII в. (В. Д. Королюк)
- Общественный и государственный строй Польши в XI—XIII вв. (Л. В. Разумовская)
- Политическое положение польских земель в XII—XIII вв. Рост германской феодальной агрессии (В. Д. Королюк)
- Основание Тевтонского ордена. Татаро-монгольское нашествие (В. Д. Королюк)
- Развитие феодальных отношений в конце XII — XIII вв. Немецкая колонизация (Л. В. Разумовская)
- Культура Польши XI—XIII вв. (Л. В. Разумовская)
Глава четвертая. Борьба за создание польского национального государства. Разгром немецких захватчиков под Грюнвальдом
1. Предпосылки и особенности государственного объединения польских земель (В. Д. Королюк)
2. Борьба за объединение польских земель (В. Д. Королюк, Л. В. Разумовская)
3. Развитие феодальных отношений в Польше в XIV — первой половине XV в. (Л. В. Разумовская)
4. Польша в системе образующихся многонациональных государств в Восточной Европе. Польско-венгерская уния (В. Д. Королюк)
5. Польско-литовская уния. Грюнвальдская битва (В. Д. Королюк)
6. Польша и гуситская Чехия. Антинациональная политика церковных феодалов (В. Д. Королюк)
7. Тринадцатилетняя война. Возвращение Гданьского Поморья (В. Д. Королюк)
8. Польская культура XIV — первой половины XV в. (Л. В. Разумовская)
Часть III. БАРЩИННО-КРЕПОСТНИЧЕСКАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ
Глава пятая. Развитие барщинно-крепостнической системы феодального хозяйства. Завершение процесса образования Речи Посполитой
- Польский город во второй половине XV — начале XVI в. Рост товарного производства и внутреннего рынка (Л. В. Разумовская)
- Переход к барщинно-фольварочной системе. Обезземеливание польского крестьянства (И. С. Миллер, Л. В. Разумовская)
- Оформление сословной монархии (В. Д. Королюк)
- Польша и образование Австрийского многонационального государства в Дунайском бассейне. Польско-литовская уния — орудие восточной экспансии польских феодалов (В. Д. Королюк)
- Реформация в Польше (Ю. В. Бромлей, В. Д. Королюк)
- Начало Ливонской войны. Люблинская уния 1569 г. (В. Д. Королюк)
- Общественный и государственный строй Речи Посполитой (В. Д. Королюк)
- Культура в конце XV и в XVI в. (И. Ф. Бэлза, И. С. Нарский, С. С. Советов, Л. И. Тананаева)
Глава шестая. Феодально-крепостнические отношения в Польше в конце XVI и первой половине XVII столетия. Восточная экспансия Речи Посполитой
1. Усиление крепостнического гнета и классовая борьба крестьян (О. Е. Иванова)
2. Ремесло и торговля (О. Е. Иванова)
3. Восточная экспансия Речи Посполитой в 70—90-х годах XVI в. (В. Д. Королюк)
4. Украинский и белорусский народы в борьбе с польско-литовским феодальным гнетом. Брестская церковная уния (В. Д. Королюк)
5. Польско-литовская интервенция в Русское государство (В. Д. Королюк)
6. Речь Посполитая и первый этап Тридцатилетней войны (И. Б. Греков)
7. Смоленская война. Неудача попыток Владислава IV укрепить королевскую власть (И. Б. Греков)
8. Подъем освободительной борьбы украинского и белорусского пародов в 1620 — 1630-х годах (Г. Ю. Гербильский)
9. Культура Польши конца XVI — начала XVII в. (И. Ф. Бэлэа, И. С. Нарский, С. С. Советов, Л. И. Тананаева)
Глава седьмая. Экономический и политический упадок феодально-крепостнической Речи Посполитой
- Освободительная война украинского и белорусского пародов против гнета магнатско-шляхетской Речи Посполитой (Г. Ю. Гербильский,И. Б. Греков)
- Крестьянские восстания в Польше в 1651 г. (И. С. Миллер)
- Воссоединение Украины с Россией (Г. Ю. Гербильский, И. Б. Греков)
- Борьба польского народа против шведской оккупации (И. Б. Греков, И. С. Миллер)
- Возобновление польской феодальной экспансии на Украине. Андрусовское перемирие 1667 г. (И. Б. Греков)
- Экономический и политический упадок Речи Посполитой во второй половине XVII — первой половине XVIII в. (О. Е. Иванова, Д. Л. Похилевич)
- Войны Речи Посполитой с Турцией. Перелом в польско-русских отношениях (И. Б. Греков)
- Речь Посполитая и Северная война (В. Д. Королюк)
- Развал политического строя Речи Посполитой в 20—60-х годах XVIII в. (Г. Ю. Гербильский)
- Культура Речи Посполитой во второй половине XVII и в первой половине XVIII в. (И. Ф. Бэлза, И. С. Нарский, С. С. Советов, Л. И. Тананаева)
Глава восьмая. Разложение феодально-крепостнического строя и возникновение капиталистического уклада. Падение Речи Посполитой
- Польская деревня в конце XVIII в. (Д. Л. Похилевич)
- Обострение классовой борьбы крепостного крестьянства (Д. Л. Похилевич)
- Подъем в торговле и промышленности. Крепостная и капиталистическая мануфактура (О. Е. Иванова, Д. Л. Похилевич)
- Формирование польской буржуазной нации (И. С. Миллер)
- Попытки политических реформ в 1760-х годах (Г. Ю. Гербильский)
- Первый раздел Речи Посполитой (Г. Ю. Гербильский, И. С. Миллер)
- Сеймы 70—80-х годов и их реформы (В. Д. Королюк)
- Четырехлетний сейм (В. Д. Королюк)
- Тарговицкая конфедерация. Второй раздел Речи Посполитой (В. Д. Королюк)
- Национально-освободительное восстание 1794 г. (В. Д. Королюк)
- Третий раздел Речи Посполитой (В. Д. Королюк, И. С. Миллер)
- Развитие польской культуры во второй половине XVIII в. (И. Ф. Бэлза, И. С. Царский, С. С. Советов, Л. И. Тананаева)
Часть IV. ПОЛЬСКИЙ НАРОД В БОРЬБЕ ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ФЕОДАЛИЗМА И ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ
Глава девятая. Польские земли под гнетом Пруссии, Австрии и наполеоновской Франции. Национально-освободительная борьба польского народа в конце XVIII — начале XIX в.
- Польские земли под гнетом Пруссии (Н. П. Митина)
- Польские земли под гнетом Австрии (И. С. Миллер)
- Польские легионы и буржуазная Франция (У. А. Шустер)
- Польский вопрос в 1804—1807 гг. Варшавское княжество (У. А. Шустер)
- Польский вопрос в международной политике 1813 —1815 гг. (У. А. Шустер)
Глава десятая. Польские земли в 1815 —1830 гг. Восстание 1830—1831 гг.
- Политический строй и социально-экономическое положение Королевства Польского (У. А. Шустер)
- Польские земли под властью Пруссии. Аграрная реформа (У. А. Шустер)
- Вольный город Краков и Западная Галиция (И. С. Миллер)
- Национально-освободительное движение в Королевстве Польском и декабристы (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Восстание 1830—1831 гг. (У. А. Шустер)
- Отношение передовых слоев русского общества к польскому восстанию. Значение восстания 1830—1831 гг. (И. С. Миллер)
- Польская культура начала XIX в. (И. Ф. Бэлаа, И. С. Нарский, С. С. Советов, Л. И. Тананаева, Е. З. Цыбенко)
Глава одиннадцатая. Нарастание антифеодальной и национально-освободительной борьбы польского народа в 1831—1845 гг.
- Репрессии против польского народа после подавления восстания 1830—1831 гг. (У. А. Шустер)
- Социально-экономическое развитие польских земель в 30—40-х годах XIX в. (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Демократический и консервативно-монархический лагери среди польской эмиграции (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Национально-освободительное движение в польских землях в 1830-х годах (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Польская революционная демократия 1830-х годов в эмиграции. «Люд польский» (И. С. Миллер)
- Революционная демократия в польских землях. Дембовский и Сцегенный (И. С. Миллер, И. С. Нарский, У. А. Шустер)
- Борьба течений в польском национальном движении накануне восстания 1846 г. (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Польская культура 30—40-х годов XIX в. (В. Д. Королюк, И. С. Нарский, С. С. Советов, Л. И. Тананаева, Е. З. Цыбенко)
БИБЛИОГРАФИЯ
УКАЗАТЕЛИ:
Географический
Именной
Список иллюстраций
Список карт
Том II: под редакцией И. С. Миллера и И. А. Хренова.
Содержание
Часть V. СМЕНА ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ В ПОЛЬСКИХ ЗЕМЛЯХ
Глава двенадцатая. Революционное движение в 1846–1849 гг.
- Предпосылки и подготовка общепольского национально-освободительного восстания 1846 г. (И. С. Миллер)
- Буржуазно-демократическое Краковское восстание 1846 г. (И. С. Миллер)
- Антифеодальное крестьянское восстание в Западной Галиции (И. С. Миллер)
- Крестьянское движение 1846–1847 гг. в Королевстве Польском (У. А. Шустер)
- Итоги и значение революционных событий 1846 г. (И. С. Миллер)
- Революция 1848 г. Начало революции в Великой Польше (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Польские вооруженные силы. Ярославецкая конвенция (У. А. Шустер)
- Подавление Познанского восстания (У. А. Шустер)
- Прения по польскому вопросу во Франкфуртском собрании и оценка их Марксом и Энгельсом (У. А. Шустер)
- Силезия и Поморье в 1848 г. Завершение крестьянской реформы на западных землях (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Начало революционного движения в Галиции в 1848 г. Отмена барщины (И. С. Миллер)
- Восстание в Кракове (И. С. Миллер)
- Польские националисты и украинское национальное движение. Львовское восстание (И. С. Миллер)
- Деятельность тайной национально-освободительной организации в Королевстве Польском (У. А. Шустер)
- Участие поляков в революционном движении 1848–1849 гг. в других европейских странах. Польская эмиграция после поражения революции (И. С. Миллер)
Глава тринадцатая. Восстание 1863–1864 гг. (У. А. Шустер)
- Экономическое развитие Королевства Польского накануне восстания 1863 г.
- Вызревание революционной ситуации
- Революционный подъем в Королевстве Польском в 1861 г.
- Создание повстанческой организации
- Королевство Польское накануне восстания. Союз между русскими и польскими революционными организациями
- Начало восстания
- Восстание после присоединения «белых»
- Крестьянство и восстание
- Отношение западноевропейских держав и папского Рима к борющейся Польше
- Последний период восстания
- Русская революционная демократия и польское восстание
- Крестьянская реформа 1864 г.
- Итоги восстания 1863–1864 гг. и его историческое значение (И. С. Миллер, У. А. Шустер)
- Развитие польской культуры в 40–60-х годах XIX столетия (И. Ф. Бэлза, И. С. Нарский, Л. И. Тананаева, Е. З. Цыбенко)
Часть VI. ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ДОМОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА
- Общие условия развития польского народа в последней трети XIX в. (И. С. Миллер)
- Развитие капитализма в Королевстве Польском (У. А. Шустер)
- Экономическое развитие западных польских земель в 50–70-х годах XIX в. (Е. И. Рубинштейн)
- Развитие капитализма в польских землях под властью Австрии в 50–70-х годах XIX в. (И. И. Костюшко)
- Политика Германии, Австрии и царской России в расчлененных польских землях и позиция польских помещиков и буржуазии (И. И. Костюшко, Е. И. Рубинштейн, У. А. Шустер)
- Польские революционные демократы после восстания 1863 г. (И. С. Миллер, И. С. Нарский)
- Начало рабочего движения в Польше (И. И. Костюшко, Н. Н. Пухлов, Е. И. Рубинштейн)
- Первая польская рабочая партия «Пролетариат» (Н. Н. Пухлов)
- Развитие польской культуры в 60–80-х годах (И. Ф. Бэлза, И. С. Миллер, И. С. Нарский, Л. И. Тананаева, Е. З. Цыбенко)
Глава пятнадцатая. Польские земли в годы перехода от «свободного» капитализма к империализму
- Экономическое развитие Королевства Польского (У. А. Шустер)
- Экономическое развитие западных польских земель (Е. И. Рубинштейн)
- Экономическое развитие польских земель под властью Австрии (И. И. Костюшко)
- Политика царизма в Королевстве Польском (У. А. Шустер)
- Буржуазия и пролетариат в Королевстве Польском в конце 80-х – начале 90-х годов (Н. Н. Пухлов, У. А. Шустер)
- Образование социал-демократии Королевства Польского (Н. Н. Пухлов)
- Буржуазия в борьбе с рабочим движением. Возникновение ПНС (Н. Н. Пухлов, У. А. Шустер)
- Рабочее движение в конце 90-х годов (Н. Н. Пухлов)
- Западные польские земли под властью Германии в 80–90-х годах XIX в. (Е. И. Рубинштейн)
- Польские земли под властью Австрии в 80–90-х годах XIX в. (И. И. Костюшко)
Часть VII. ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Глава шестнадцатая. Экономическое развитие польских земель в период довоенного империализма. Польские земли накануне революции 1905–1907 гг.
- Империалистическая стадия развития капитализма (Е. И. Рубинштейн)
- Экономическое развитие Королевства Польского в период довоенного империализма (У. А. Шустер)
- Экономическое развитие западных польских земель в период довоенного империализма (Е. И. Рубинштейн)
- Экономическое развитие Западной Галиции в период довоенного империализма (И. И. Костюшко)
- Королевство Польское накануне революции 1905–1907 гг. (У. А. Шустер)
- Западные польские земли в первые годы XX века (Е. И. Рубинштейн)
- Западная Галиция в первые годы XX века (И. И. Костюшко)
Глава семнадцатая. Буржуазно-демократическая революция 1905–1907 гг. в Королевстве Польском
- Предпосылки и движущие силы революции в Королевстве Польском (У. А. Шустер)
- Революционный кризис в 1904 г. (У. А. Шустер)
- Начало революции 1905 г. Январско-февральская всеобщая забастовка (У. А. Шустер)
- Школьная забастовка. Крестьянское движение весной 1905 г. (У. А. Шустер)
- Нарастание рабочего движения. Лодзинское вооруженное восстание (И. А. Хренов, У. А. Шустер)
- Подъем революционного движения осенью 1905 г. (У. А. Шустер)
- Революционное движение 1906–1907 гг. (У. А. Шустер)
- Влияние революции 1905–1907 гг. на западные польские земли (Е. И. Рубинштейн)
- Подъем революционного движения в Западной Галиции в 1905–1907 гг. (И. И. Костюшко)
Глава восемнадцатая. Польские земли в 1907–1914 гг.
- Королевство Польское (И. И. Костюшко)
- Западные польские земли (Е. И. Рубинштейн)
- Польские земли под властью Австрии (И. И. Костюшко)
- Развитие польской культуры в последние годы XIX – начале XX в. (И. Ф. Бэлза, И. С. Миллер, И. С. Нарский, Л. И. Тананаева, Е. З. Цыбенко)
Глава девятнадцатая. Польские земли и польский вопрос в годы первой мировой войны (М. В. Миско)
- Возникновение первой мировой империалистической войны и польский вопрос в первый год войны
- Австро-германская оккупация Королевства Польского. Политика империалистических держав в польском вопросе во второй и третий годы войны
- Положение в польских землях после австро-германской оккупации Королевства Польского
БИБЛИОГРАФИЯ
УКАЗАТЕЛИ:
Географический
Именной
Список иллюстраций
Список карт
Польская культура.
Ключевые понятия — Атлас культуры
- Адаптивность
- Щедрость
- Правосудие
- Дворянство
- Традиция
- Стоицизм
- Сентиментальность
- Оптимизм
Польша — славянская страна, расположенная в Центрально-Восточной Европе. Его культура быстро изменилась после краха коммунистического режима, контролируемого Советским Союзом. Посткоммунистическая эпоха за последние 30 лет привела к новому национальному порядку, мироощущению и оптимизму. При этом некоторые люди все еще адаптируются к изменениям в обществе. Расцветало широкое разнообразие образов жизни, и некоторые представители молодого поколения начали придерживаться более либеральных ценностей. Традиционализм и консерватизм остаются очевидными в религиозном ландшафте страны, социальных обычаях и основных ценностях. Поляки также продолжают проявлять сентиментальность по отношению к прошлому и склонность к романтизации идей. Однако это сопровождается острой практичностью и реалистическим мышлением.
Польское общество довольно иерархично, и существует общее признание социальных позиций. На протяжении всей истории существовало давнее культурное различие между сельским/крестьянским населением и городской интеллигенцией. Однако польская деревня сильно изменилась, и интеллигенция находится в процессе превращения в средний класс. Население в значительной степени объединено разным социально-экономическим положением благодаря общей убежденности в семейных ценностях и эгалитаризме. Действительно, глубокая привязанность Польши к семейным ценностям приводит к тому, что страна превосходит многие другие западные страны. В результате ее регулярно ошибочно называют «восточной» по сравнению с Центральной Европой. Однако поляки традиционно считали себя «самыми мягкими» из всех славян.
Прошлый опыт
Поляки осознают свою недавнюю историю, и многие социальные установки по-прежнему находятся под влиянием и мотивированы прошлыми событиями. Общеизвестно, что страна сильно пострадала в ХХ веке. Почти каждая польская семья в той или иной степени пострадала от преследований и травм второй мировой войны. В послевоенный период Польша перешла под контроль Советского Союза и обрела независимость только в 1989 году. Эти годы характеризовались общей индустриализацией, урбанизацией и значительным улучшением уровня жизни в Польше. Однако коммунистический режим был омрачен социальными волнениями, серьезными экономическими трудностями, препятствиями и подавлением определенного самовыражения и личной свободы. В результате влияния этого периода многие люди по-прежнему довольно скептически относятся к политике и не доверяют верховной власти.
Государственный гимн Польши отражает ее историю борьбы, провозглашая в своем названии «Jeszcze Polska nie zginęła» – «Польша еще не погибла». Многие поляки видят в трагедии прошлого неотъемлемую часть формирования польской идентичности. Тем не менее, можно неправильно понять польскую культуру, если только опираться на 20-й век для формирования идей. Поляков часто характеризуют как мрачных, серьезных людей. Хотя этот стереотип все еще может быть справедливым для старшего поколения, он, как правило, не соответствует современным взглядам. Многие поляки считают себя довольно расслабленными, а другие славянские страны часто считают их «несерьезными» людьми. Страна значительно продвинулась во многих областях; культура становится все более динамичной и ориентированной на успех, отражая глобализацию и рост, и произошел заметный сдвиг в сторону оптимизма. В недавнем опросе 76% поляков сообщили, что они либо очень, либо умеренно удовлетворены своим уровнем жизни.
Благородство и этика
Судя по всему, в Польше руководящими принципами являются справедливость и мораль, и люди, кажется, осознают благородство, лежащее в основе их действий. Вероятно, это результат бурной истории страны, а также того, что католическая церковь продвигает идеи прощения и милосердия. Королевская семья также традиционно пропагандировала добрую волю в своих публичных заявлениях и действиях. Таким образом, в Польше существуют сильные традиции щедрости и милосердия; люди склонны быстро сопереживать и взывать к пониманию других, когда нуждаются в пособии или одолжении. Они также хорошо осведомлены о том, воспринимаются ли их действия как благородные в глазах других. Это культурное качество привело к тому, что поляки стали новым примером мира и единства на мировой арене, гордо возглавив альянс ЕС в 2011 году. Ожидается, что в повседневной жизни все деловые и социальные обмены «по людзку» (проводится гуманно).
Взаимодействие
В соответствии с щедростью польской культуры, люди заметно сердечны и благородны. Они часто помогают друг другу, даже если это требует значительных усилий. На первый взгляд люди также аккуратно одеваются и могут открыто демонстрировать свою религию. Австралийцы могут воспринимать такое поведение как чрезмерно формальное или консервативное, особенно в отношении вежливости по отношению к женщинам. Однако на самом деле поляки, как правило, довольно безоговорочны.
Случайные отношения могут показаться довольно интимными, поскольку поляки часто честны и открыто рассказывают о своих эмоциях другим. «Польский темперамент» стал общей фразой, используемой для описания этой готовности выражать свои чувства. Им вполне комфортно делиться своими мыслями, даже если они расходятся, поскольку они не сразу видят, что разногласия во мнениях наносят ущерб личному взаимопониманию. Таким образом, разговор может быть красочным, поскольку люди обсуждают и исследуют идеи без суждения о характере. Однако, если люди спорят без любезности или не могут «отпустить» тему и двигаться дальше, это становится более социально неприемлемым.
Иногда поляки могут сильно оправдываться и защищаться, если чувствуют, что их дворянство подверглось необоснованной критике. Тем не менее, большинство ожидают, что их втянут в очередь, когда они делают что-то неуместное. Люди, как правило, не колеблясь быстро исправляют ошибки и недоразумения, чтобы прояснить ситуацию. Общий польский подход прост: чем раньше будет решена проблема, тем быстрее она будет решена.
Решение проблем
Поляки известны хорошими импровизаторами и легко адаптируются к ситуациям. Хотя люди ценят правила и графики, реальность такова, что они могут не работать или могут быть изменены при непредсказуемых обстоятельствах. Таким образом, хотя определенные системы и договоренности могут существовать, они редко рассматриваются как абсолютно конкретные. Эта культурная терпимость к неточности и гибкости может поощрять спонтанность и легкое пренебрежение законом и порядком в повседневной жизни (например, выход из машины, остановившейся на светофоре). Не полякам такой подход к решению проблем и времени может показаться неорганизованным или легкомысленным. Тем не менее, такие действия носят практический характер и рассматриваются как способ ориентироваться в ситуациях. В коммунистические времена эта гибкость и подход к саморазвитию помогали добиваться цели. Сегодня импровизация менее распространена в деловых и личных вопросах. Однако преобладает общее отношение – если вы не стремитесь помочь себе, даже Бог не может помочь вам.
Стоицизм также стал общепризнанной чертой польского характера. Люди склонны решать более серьезные проблемы без особых жалоб. Однако некоторые из них могут также решать проблемы по мере их возникновения, а не работать над их предотвращением. Это отражает культурную тенденцию оптимистически романтизировать идеи и, в свою очередь, недооценивать или преуменьшать проблемы. Например, часто можно услышать оборот фразы « Jakoś to będzie» , что означает «как-нибудь к концу все наладится», или «Добра, добра» («легко, легко» — все будет хорошо) в ответ на жалобы.
Факты о польской культуре, которые должны знать изучающие польский язык
Есть много компонентов, которые входят в изучение языка. Знание культуры, окружающей этот язык, является одним из них!
Этот краткий обзор польской культуры предоставит вам всю информацию, необходимую для начала работы, от традиционных ценностей до искусства и кухни страны. Эти интересные факты о польской культуре помогут вам лучше понять страну и ее жителей, что поможет вам быстрее освоить польский язык.
Начнем.
Содержание
- Ценности и убеждения
- Религия в Польше
- Семья и работа
- Польское Искусство
- Польская еда
- Традиционные праздники
- Последние мысли
1. Ценности и убеждения
Многие люди в Польше придерживаются традиционных ценностей, и семья для них очень важна. В целом люди, живущие в маленьких деревнях, более традиционны, чем жители больших городов. На самом деле образ жизни большого города в Польше мало чем отличается от образа жизни людей, живущих в других европейских городах.
Польская культура ставит коллективизм выше индивидуализма, хотя в наши дни это меняется. Сообщество очень важно для поляков, что имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Одной из наиболее примечательных особенностей польской культуры является ее прямолинейность. В отличие от представителей многих западноевропейских культур, поляки предпочитают сразу переходить к делу. Вот почему спрашивая «Как дела?» ( Co u ciebie? ) — это больше, чем просто вежливость. Люди действительно хотят знать, как вы себя чувствуете, поэтому не стесняйтесь отвечать подробно.
2. Религия в Польше
Польская культура и религия тесно переплетены. Польша — преимущественно католическая страна, около 90% поляков идентифицируют себя как католики. Это означает, что католические ценности и католическая церковь влияют на социальную, художественную и политическую жизнь.
Около 1% населения Польши исповедуют православие. Представители других религий менее многочисленны. Тем не менее, эта статистика, вероятно, изменится, поскольку Польша становится все более привлекательным местом для иммигрантов из Европы (и за ее пределами).
3. Семья и работа
Поскольку религия сильно влияет на польскую культуру и традиции, многие люди в Польше придерживаются консервативных семейных ценностей. Во многих семьях мужчина по-прежнему считается главой семьи. Польское законодательство не признает долгосрочное сожительство и не легализовало однополые браки.
Несмотря на эти консервативные ценности, ландшафт польской семьи меняется в пользу профессиональной помощи польским женщинам. Польша предоставляет женщинам щедрое пособие до года на роды и уход за ребенком. Сегодня женщины могут делить это пособие с отцом ребенка.
Культура работы — еще один фактор, который необходимо учитывать. Польская культура ценит трудолюбие, пунктуальность и соблюдение сроков. Известно, что поляки трудолюбивы и в целом придерживаются строгой трудовой этики.
4. Польское искусство
Искусство часто переплетается с историей, что затрудняет понимание одного без другого. Польское искусство — это одна из вещей, к которой у вас будет больше доступа, когда вы лучше поймете язык.
A- Польская архитектура
Архитектура польских городов представляет собой смесь современных зданий, эстетики советского стиля и старых построек, переживших Вторую мировую войну. Есть много городов, которые вы можете посетить, чтобы оценить архитектурные особенности польской культуры: Варшава ( Warszawa ), Краков ( Kraków ), Вроцлав, Гданьск, Гдыня, Сопот и другие.
В центре типичного польского города есть историческая часть, называемая «старым городом». В некоторых старых городах есть многовековые здания, в то время как в других, особенно в Старом городе в Варшаве ( Warszawska Starówka ), были в значительной степени разрушены во время Второй мировой войны и нуждались в реконструкции. Другие части города обычно полны современных зданий, а старые вписываются в ландшафт.
После Второй мировой войны Польша находилась под влиянием Советского Союза. Особый стиль того периода добавил польской архитектуре. Известные здания, такие как Дворец культуры ( Palac Kultury ) в Варшаве и многофункциональная арена в Катовице ( Katowicki Spodek ) являются хорошими примерами такой архитектуры.
B- Польская литература
Некоторые польские книги и стихи будут доступны вам только после того, как вы разовьете свои навыки польского языка. Однако многие книги были переведены на другие языки.
Анджей Сапковский, автор Ведьмак саги , пожалуй, самый известный польский автор на данный момент. Однако другие известные польские писатели, чьи произведения были переведены на другие языки, являются лауреатами Нобелевской премии: Хенрик Сенкевич (1905), Чеслав Милош (1980), Вислава Шимборская (1996) и Ольга Токарчук (2019).
C- Польская музыка
Как и жители других стран мира, поляки любят музыку.
Поляки слушают как международную, так и отечественную польскую музыку. Есть польский поп, рок, металл и все другие жанры, которые приходят на ум. Одним из жанров, который с годами набирает популярность, является народная музыка. Современный взгляд на музыкальные традиции был популяризирован в 90-х такими группами, как Brathanki и Golec Ouerkiestra . Их работа также включает в себя еще один элемент традиционной польской культуры: одежду.
Вот избранный список польских групп и музыкантов, получивших международную известность:
- Йоанна Кулиг — известная польская актриса и певица, ставшая международной звездой после роли в номинированном на «Оскар» фильме 2019 года Холодная война .
- Польша не добилась особых успехов на Евровидении, но Эдита Гурняк заняла второе место в 1994.
- Если вы поклонник металла, вы, возможно, уже знакомы с двумя известными польскими метал-группами: Mgła и Behemoth.
- Кшиштоф Комеда — известный кинокомпозитор, работавший с Романом Полански над такими фильмами, как «Ребенок Розмари ».
- Войцех Киляр — еще один известный кинокомпозитор, работавший с Полански. Он известен своей работой над Пианист , а также другими блокбастерами, такими как Дракула Брэма Стокера и Шоу Трумана 9.0031 .
Это лишь некоторые моменты, которые помогут вам начать знакомство с польской музыкой. Если вы хотите узнать больше, у нас есть серия уроков о 10 лучших польских музыкантах, в том числе Фредерик Шопен и Кшиштоф Кесьлёвский .
5. Польская кухня
Польская культура и еда идут рука об руку. Конечно, современность внесла изменения в наши традиционные привычки в еде, но еда остается очень важной частью польских праздников.
Польская кухня довольно типична для региона, многие блюда имеют близкие аналоги в Украине, Венгрии, Чехии и Словакии. Польская кухня также имеет много еврейских влияний.
Польская кухня довольно сытная и содержит много мяса, особенно популярны свинина и говядина. Тем не менее, есть много преимуществ для здоровья, связанных с употреблением в пищу определенных польских блюд, таких как маринованные овощи. Kapusta kiszona («квашеная капуста») и ogórki kiszone («маринованные корнишоны») — отличный пример.
Не забываем о напитках! Польская культура употребления алкоголя является социальной. Например, водка ( wódka ) является важным элементом польских свадебных тостов. Поляки также любят пить пиво ( piwo ) в бутылке ( z butelki ) или разливное ( z nalewaka ). Что касается безалкогольных напитков, традиционно присутствующих на польских столах, то это сладкий компот из разных фруктов.
Хотите узнать больше о культуре питания в Польше? Посмотрите наши уроки:
- 10 Польские продукты
- Вы когда-нибудь пробовали польскую кухню?
- Вам нравится Бигос?
6. Традиционные праздники.0069 (
Вельканоц ). Они оба имеют большое значение в Польше, и некоторые дни в этот период являются государственными праздниками, чтобы люди могли проводить время со своими семьями. Существуют также польские традиции, не связанные с христианством, например, День защиты детей и День труда .
В Польше также существует ряд заветных традиций и праздников, которые либо исключительно польские, либо известны только в нескольких других странах. Среди них вы можете найти:
- Утопление Марзанны. Это традиция, когда мы топим куклу по имени Марзанна, чтобы попрощаться с зимой и встретить весну.
- Смигус-дынгус. Этот день также известен как Мокрый понедельник или Пасхальный понедельник. В этот день люди по всей Польше обливают друг друга водой!
- Тлусты Чвартек. Это день, предназначенный для предпостного баловства, и мы празднуем его, поедая сладости, такие как pączki (пончики с джемом).
Хотите получить больше информации о Польше? События, связанные с культурой, обсуждаются в нашем уроке, посвященном 5 самым важным датам года по польскому календарю.
7. Заключительные мысли
Сегодня вы узнали некоторые важные факты о польской культуре, которые должны помочь вам лучше понять страну.