Политика европейцев в отношении коренного населения канады: Скелеты прошлого. Как Канада пытается примириться со своей историей
Скелеты прошлого. Как Канада пытается примириться со своей историей
Дети индейцев в европейской одежде перед отправкой в школу-интернат в Саскачеване, 1904 год
© EPA-EFE/PROVINCIAL ARCHIVES OF SASKATCHEWAN
На прошлой неделе стало известно об обнаружении 751 безымянной могилы на территории рядом с бывшей школой-интернатом для детей индейцев в канадской провинции Саскачеван. В конце мая на территории другой школы для детей индейцев в провинции Британская Колумбия в ходе раскопок были найдены останки еще 215 несовершеннолетних. Эти новости шокировали канадскую общественность, которая требует от властей провести подобные раскопки на территориях всех бывших учебных заведений для коренных народов, последнее из которых закрылось лишь в 1996 году. Премьер-министр страны Джастин Трюдо уже признал, что ответственность за эти «шокирующие находки» несет Канада.
Корни проблемы
Канада последние десятилетия занимается переоценкой своей истории в плане отношения правительств к различным религиозным и этническим группам. Так, власти уже приносили извинения еврейским беженцам и их семьям из нацистской Германии, которых канадское правительство отказалось принять в 1939 году. Извинялись и перед итальянской общиной за то, что в годы Второй мировой войны многие выходцы из Италии были интернированы в специальные лагеря, а остальные потеряли свой бизнес. Но ключевым моментом этого процесса многие годы остается проблема взаимоотношений между потомками европейцев и коренными жителями североамериканской страны. Особо остро стоит тема так называемых резидентских школ, куда насильно забирали детей коренных народов Канады.
Читайте также
Памятник жертвам геноцида советских граждан заложат в Ленинградской области
В 1876 году при правлении премьер-министра сэра Джона Макдональда, считающегося отцом-основателем канадского государства, был принят Акт об индейцах, который, в частности, предусматривал изъятие земель коренных народов страны под нужды федерального правительства. В 1884 году в него были внесены дополнения о создании специальных школ, куда вплоть до начала 1990-х годов принудительно забирали детей индейцев с целью интеграции их в канадское общество. Управлением этими учебными заведениями также занималась и Римско-католическая церковь.
Согласно статистике, из 150 тыс. учеников от побоев и болезней умерли не менее 3,2 тыс., а некоторые источники считают, что жертв было в десять раз больше.
Попытки примирения
Первые попытки признать несправедливое отношение европейцев к аборигенам начались еще в середине 1980-х годов, когда протестантская Объединенная церковь Канады извинилась перед коренными народами за «свой вклад в колонизацию» Северной Америки. В начале 1990-х годов епископы канадских римско-католических церквей также признали вину их церкви в ненадлежащем отношении к детям индейцев.
Читайте также
Белоруссия просит Литву оказать правовую помощь по делу о геноциде населения в годы войны
В 2008 году премьер-министр Канады Стивен Харпер принес официальные извинения канадским индейцам, пострадавшим от жестокого обращения в период обучения в школах-интернатах, и объявил о создании «Комиссии правды и примирения». Она должна была собрать свидетельства очевидцев, рассмотреть документы, выслушать лиц, причастных к деятельности интернатов, в ходе публичных слушаний в различных районах страны. В 2015 году на основе имеющихся данных комиссия назвала ситуацию с резидентскими школами «культурным геноцидом». Она же признала, что от действий Римско-католической церкви «духовно, культурно, эмоционально, физически и сексуально пострадали представители коренных народов Канады».
Нынешний премьер-министр Джастин Трюдо в 2017 году также извинился перед аборигенами, которые пострадали во время обучения в этих школах. Тогда же власти согласились выплатить 800 млн канадских долларов (на тот момент $638 млн) пострадавшим — 20 тыс. человек, которые обучались в резидентских школах с 1960-х годов. Лидеры коренных народов тогда приняли извинения Оттавы.
Новый виток
Очередной импульс истории взаимоотношений коренных жителей Канады и потомков переселенцев из Европы был придан в 2020 году на фоне ситуации с протестами чернокожих в соседних США. В частности, в канадских городах начался массовый вандализм в отношении статуй и памятников видным деятелям колониальной эпохи, в том числе премьер-министру Макдональду. Ряд учебных заведений и улиц, названных в честь отца-основателя страны и других государственников, были переименованы. В некоторых городах снесли их памятники.
Читайте также
Геноцид XXI века. ИГ может ответить в суде за истребление езидов
Осенью прошлого года в связи с обострением ситуации с пандемией COVID-19 эта тема немного затихла, но весной 2021 года вновь вышла на первые полосы газет после того, как в ходе раскопок на заднем дворе одной из резидентских школ были найдены останки 215 несовершеннолетних, а затем обнаружена еще более страшная находка в 751 безымянную могилу на территории другой бывшей школы-интерната.
Главный удар сейчас принимает на себя Римско-католическая церковь. На данный момент в Канаде на территориях поселений индейцев в результате поджогов сгорели уже четыре католических храма. Коренные жители и другие канадцы, в том числе католики, требуют от Ватикана публичных извинений перед канадскими аборигенами. Трюдо, который несколько лет назад в ходе личной встречи с понтификом Франциском просил его принести извинения от имени церкви за ее участие в работе резидентских школ, вновь призвал его извиниться. Премьер-министр считает, что такой жест Папы Римского внесет большой вклад в процесс примирения.
Оттава также пытается успокоить народное недовольство тем, что обязалась профинансировать раскопки на территориях всех бывших школ для детей индейцев. Кроме того, Трюдо не исключил, что, возможно, будут проведены расследования, если подтвердится, что смерть детей наступила в результате физического насилия.
Требование переписать историю
Все громче в Канаде звучат призывы пересмотреть историю страны с упором на ее колониальное прошлое. В основном эти призывы идут от представителей коренных народов, политиков и организаций левого толка, которые, как мне видится, берут пример с США и движения Black Lives Matter («Жизни темнокожих имеют значение»). Так, премьер-министра Джона Макдональда из государственника они предлагают переименовать в «архитектора геноцида коренного населения Канады» и публично признать его «кровавые дела».
Читайте также
Байден признал геноцид армян
Кроме того, эта история подняла целый пласт проблем с так называемым системным расизмом, наличие которого во всех сферах канадской жизни признал в прошлом году Трюдо.
Особое место в публичном поле сейчас занимает вопрос относительно празднования Дня Канады — главного национального праздника, который североамериканская страна должна отметить 1 июля. Часть канадского общества выступает за отмену торжеств из-за новостей о находках детских останков на территориях резидентских школ. Однако последние соцопросы показали, что большая часть населения страны (77%) пока выступает против отмены, так как «в канадской истории было достаточно событий, которыми стоит гордиться», и не видит диссонанса между скорбью по поводу погибших в школах-интернатах и традиционными народными гуляньями. Правда, некоторые города Британской Колумбии уже заявили, что в этом году никаких торжеств в День Канады проводить не будут. Правительство страны пока воздерживается от каких-либо однозначных заявлений.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Индейцы портили американскую природу еще до прихода европейцев
Похоже, что вскоре нам придется окончательно распрощаться с одним из самых застарелых и живучих мифов, сложившихся еще в эпоху романтизма, согласно которому до прихода европейцев коренное население Америки жило в полном согласии с природой, полагаясь на ее щедрые дары и оказывая минимальное негативное воздействие на хорошо сбалансированную и девственно чистую среду обитания.
Еще в конце XVIII — начале XIX веков у части образованных европейцев, особенно у тех, кто вдохновлялся идеями популярного в то время руссоизма, сложилось представление об индейцах как о «детях природы», «естественных людях», живущих в полной гармонии с собой и окружающим миром. В дальнейшем, после того как коренных американцев окончательно вытеснили на задворки индустриальной цивилизации, представление об индейцах как «стихийных экологах» и «первых защитниках природы» превратилось в часть массовой культуры и устойчивый миф, активно эксплуатируемый энвайронменталистами.
Американцы состарили индейцев
В центральном Техасе найдены артефакты, свидетельствующие о существовании палеолитической культуры, датируемой…
28 марта 15:12
Распрощаться с ним (или хотя бы основательно подкорректировать) предлагают сотрудники таких уважаемых научных организаций, как Бэйлорский университет, Смитсоновский институт и Университет Тэмпла. Результаты их исследований, опубликованные в журнале Geology, однозначно указывают, что в отношении как минимум индейцев, населявших равнину Делавер, подобные представления ошибочны.
Как выяснилось, интенсивная хозяйственная деятельность индейцев привела здесь к значительной вырубке лесов, эрозии почв, увеличению числа наводнений и заиливанию еще задолго до прихода колонистов. Речь идет о периоде с 1000-го по 1600-й годы н. э.
Конечно, масштабы этих изменений были вряд ли сопоставимы с теми, которые начались здесь после прихода «белого человека», но они, по наблюдениям исследователей, были весьма значительными и продолжались вплоть до начала XVIII века, когда индейцы, называвшие себя ленни ленапе, окончательно покинули эти места, уйдя в Канаду или слившись с оклахомскими чероки. Последний ленапе, говоривший на языке своего племени, скончался много десятилетий назад.
Ледяными тропами на Дикий Запад
Первым поселенцам, перешедшим из Азии на Аляску по Берингийскому мосту около 30 тысяч лет назад, пришлось…
18 февраля 19:07
Для изучения доевропейского антропогенного воздействия на природу Делавера были исследованы остатки кукурузных зерен в отложениях речных пойм, различные артефакты, использованы радиоуглеродные методы датировки, данные геологии и геохимии, а также анализ питолитов — минеральных микроскопических вкраплений в растительных тканях, по которым можно восстановить ассортимент растений, культивировавшихся в древности.
Было установлено, что еще за 500 лет до прихода европейских колонистов произошел резкий рост антропогенного давления на делаверскую экосистему, что было связано со скачкообразным ростом населения, научившегося интенсивно эксплуатировать природные ресурсы.
Жизнь ленапе сильно зависела от двух вещей — выращивания кукурузы и охоты на оленей, поставлявшей им кожу для одежды. По мере миграции животных индейцы были вынуждены постоянно передвигаться по равнине, каждый раз осваивая новые участки под посевы, и способствуя, таким образом, постепенному истощению обоих ресурсов. Из-за вырубки лесов олени покидали места традиционного обитания, почва размывалась, а делаверская пойма заиливалась. Возникал порочный круг, а природное равновесие все больше нарушалось из-за хозяйственной деятельности ленапе.
Кремировали ребенка и ушли
На Аляске обнаружены останки кремированного трехлетнего ребенка, датируемые 9,5 тыс. лет до н. э. Ученые…
25 февраля 11:37
То, что ленапе ощутимо воздействовали на природу Делавера и делали это отнюдь не бережно, было известно и раньше. Первые колонисты, например, были приятно удивлены масштабом уже произведенных индейцами вырубок лесов, облегчивших европейским фермерам трудоемкую расчистку земель под пахоту.
Однако то, что одним из результатов деятельности ленапе стали более частые и сильные наводнения, спровоцировавшие еще до прихода колонистов заиливание делаверской равнины и даже изменение ландшафта, выяснилось только сейчас.
Размер и характер этого воздействия требует, конечно, дальнейших уточнений. То, что некоторые коренные американцы умеют и, по всей видимости, всегда умели нещадно эксплуатировать природу, историки и антропологи обсуждают уже давно (чего стоит одно — притом вполне убедительное — предположение, что антропогенный фактор сыграл ощутимую роль в неожиданно быстром исчезновении американской мегафауны позднего ледникового периода). В каждом из случаев необходимо точно определить тип хозяйственной деятельности тех или иных племен и установить, не носило ли вмешательство в среду слишком спорадический характер, чтобы утверждать о нарушении баланса и устойчивой деградации ресурсов. Последняя статья в Geology, не претендуя на большие обобщения, всего лишь ставит точку в давнишнем споре между антропологами о том, считать ли конкретно культуру ленапе в полноценном смысле слова аграрной или все же симбиотической, то есть не сильно нарушающей равновесие экосреды. Последнее определение звучало бы намного приятнее для апологетов экологически сбалансированного и традиционного образа жизни в мире с растениями и зверями, порушенного западной цивилизацией. Но, увы,
у ленапе была своя развитая агроэкономика, эта экономика была экстенсивной, и она продуцировала зафиксированный дисбаланс между потреблением и восстановлением природных ресурсов, постепенно деградировавших под воздействием человека.
«Местный образ жизни, предшествовавший европейской колонизации, никак не подходит под определение «натурального» и в основе своей был таким же ущербным для окружающей среды, как дальнейшая сельскохозяйственная деятельность европейцев», — указывают аторы статьи.
Политика правительства
Название подразделения/веб-сайта
Карта сайта
На этой картине изображен проект Закона о Британской Северной Америке в 1866 году. Нарисовано в 1899 году Джоном Дэвидом Келли. (c) 2007 г. Библиотека и архивы Канады. Изображение предоставлено virtualmuseum.ca.
Канада и коренные народы продолжают бороться с историей законодательства и политики, направленной на уничтожение культурной и социальной самобытности аборигенов с целью ассимиляции аборигенов в колониальной жизни и ценностях. На протяжении всей своей истории аборигены настойчиво сопротивлялись этим усилиям и оспаривали их, но поскольку эта политика и законодательство применялись столь агрессивно, они, тем не менее, оказывали глубокое и зачастую разрушительное воздействие на аборигены.
Развитию Канады в значительной степени способствовали отношения между аборигенами и неаборигенами. Коренные народы сыграли решающую роль в выживании первых европейских исследователей на незнакомых территориях, а позже стали ценными военными союзниками в войнах между Канадой и Соединенными Штатами в 17 и 18 веках. Когда эти войны стихли, Соединенные Штаты и Канада работали над созданием и стабилизацией объединенных наций. Стало прибывать большее количество поселенцев, превосходящих численностью аборигенов и поселяющихся на территориях аборигенов, часто без предварительного уведомления или согласия аборигенов, несмотря на соглашения с колониальными властями, гарантирующие их политическую автономию и защиту их территорий. Коренные народы призвали правительство Канады противостоять этим вторжениям, и в результате 18-е и 19-е гг.ые века видели множество законов и политики в отношении аборигенов.
Этот закон был основан на предположении, что для того, чтобы функционировать в пределах Канады, аборигены должны принять «канадскую» идентичность и отказаться от своей культуры и традиций. Колониальное мышление воспринимало аборигенные народы и культуры как «диких» и «примитивных» и в конечном итоге неспособных выжить в современном колониальном обществе без прямого вмешательства и контроля со стороны канадского правительства.
«Наше индийское законодательство в целом основано на принципе, согласно которому аборигены должны находиться под опекой и рассматриваться как подопечные или дети государства. …истинные интересы как аборигенов, так и государства требуют, чтобы были приложены все усилия, чтобы помочь краснокожему человеку вырваться из его состояния опеки и зависимости, и это, несомненно, является нашей мудростью и нашим долгом посредством образования и каждого другие средства, чтобы подготовить его к более высокой цивилизации, побуждая его принять на себя привилегии и обязанности полноправного гражданина».
Министерство внутренних дел,
Годовой отчет за год, закончившийся 30 июня 1876 г.
(Парламент, Сессионные документы, № 11, 1877 г.), с. xiv.
История государственной политики не является строго односторонним отношением сверху вниз — аборигены постоянно реагировали на нее и активно сопротивлялись ей с момента ее возникновения. В некоторых случаях этому сопротивлению удалось повлиять на определенную политику и сформировать ее.
Несмотря на это, колониальное происхождение политики и законодательства аборигенов продолжает формировать отношения между правительством Канады и аборигенами, а также современные социальные реалии аборигенов в Канаде.
В этом разделе:
Чтобы лучше понять отношения между правительством Канады и аборигенами, а также то, как политика правительства по-прежнему является агрессивной силой в отношении аборигенов сегодня, мы рекомендуем следующие разделы:
- Мы начнем с Закона об индейцах и его столь же агрессивных компонентов, таких как статус индейцев, группы, законопроект C-31 и предоставление избирательных прав.
- Заповедники включены в наш раздел о политике правительства, поскольку система заповедников была создана правительством в попытке ограничить передвижение аборигенов и освободить землю для прибывающих поселенцев.
- Система школ-интернатов относится к обширной школьной системе, созданной правительством Канады и находящейся в ведении церквей, которые призваны обучать детей аборигенов, удаляя их из их семей и домашних общин, запрещая им признавать свое наследие аборигенов и внушая им доктрину. в евро-канадский и христианский образ жизни, чтобы ассимилировать их в основное канадское общество. Последняя школа-интернат закрылась в 1980-х годах. Разрушительные и травматические последствия системы школ-интернатов по-прежнему сказываются на оставшихся в живых школах-интернатах, их семьях и сообществах.
- The Sixties Scoop относится к повсеместному изъятию детей аборигенов из их семей и домашних общин. Хотя это широко известно как «Совок шестидесятых», широко распространенное «усыновление» детей аборигенов все еще распространено сегодня.
- Королевская декларация 1763 года, возможно, является первой колониальной политикой, в которой упоминаются аборигены на территории, впоследствии ставшей Канадой. Прокламация продолжает влиять на политику и дискурс прав аборигенов сегодня.
- Белая книга 1969 года была политикой, предложенной правительством, но позже от нее отказались из-за повсеместного сопротивления аборигенов и организаций по всей Канаде.
- Раздел 35 Закона о Конституции 1982 года представляет собой включение аборигенов в конституцию Канады после активного лоббирования со стороны активистов аборигенов и политических организаций.
Подробнее | Без комментариев
Печать/сохранение в формате PDF
Колонизация – Объединение: Руководство по основам
Раздел 2: Колонизация
До прибытия европейских исследователей и торговцев Северную Америку населяли коренные народы, жившие и процветавшие со своими собственными культурами, языками и способами познания. Сегодня, хотя многие коренные народы очень успешны в бизнесе, юриспруденции, медицине, искусстве и спорте, коренные народы как группа находятся на отрицательном конце всех социально-экономических показателей. Как это случилось?
Короткий ответ: колонизация .
Что такое колонизация?
В Канаде колонизация произошла, когда новая группа людей мигрировала в Северную Америку, захватила власть и начала контролировать коренные народы. Колонизаторы навязывают свои культурные ценности, религии и законы, проводят политику, не благоприятствующую коренным народам. Они захватывают землю и контролируют доступ к ресурсам и торговле. В результате коренные народы попадают в зависимость от колонизаторов.
Сегодня многие коренные народы все еще борются, но свидетельством силы их предков является то, что коренные народы все еще здесь и борются за исправление ошибок прошлого.
Иди вперед, не поддавайся жадности рук белых людей,
По праву, по рождению мы, индейцы, владеем этими землями.— Эмили Полин Джонсон (Tekahionwake, 1861–1913; могавк/английская поэтесса и исполнительница) из «Плача индийской жены».
До прибытия европейских исследователей и торговцев коренные народы были организованы в сложные, самоуправляющиеся нации на территории, которая сейчас называется Северной Америкой. На заре своего существования отношения между европейскими торговцами и коренными народами были взаимовыгодными. Коренные народы смогли помочь торговцам приспособиться к новой земле и поделиться своими знаниями и опытом. Взамен торговцы предлагали коренным народам полезные материалы и товары, такие как лошади, ружья, металлические ножи и чайники. Однако с течением времени, когда прибыло больше европейских поселенцев, отношения между двумя народами стали намного более сложными.
Миф о terra nullius
европейских картографа изображали неизведанные ландшафты пустыми местами. Вместо того, чтобы интерпретировать эти пустые места как области, которые еще предстоит нанести на карту, они видели в них пустую землю, ожидающую заселения. Когда поселенцы прибыли в Северную Америку, они считали ее terra nullius, или «ничейной землей». Они просто игнорировали тот факт, что на этих землях тысячи лет жили коренные народы со своими культурами и цивилизациями. Для поселенцев земля была их колонией. Шло время, все больше и больше поселенцев захватывало традиционные территории коренных народов.
Изменение имен и переписывание истории
Поселенцы начали давать свои имена и описания земле, которую они «открыли». Например, Ванкувер и остров Ванкувер названы в честь капитана Джорджа Ванкувера, родившегося в Англии в 1757 году, а не в честь наследственного вождя территории, чья семья жила в этом районе с незапамятных времен. Земля, достопримечательности, водоемы и горные хребты уже имели названия, данные им коренными народами. Поселенцы не выучили эти названия и вместо этого придумали свои собственные названия достопримечательностей, гор, водоемов и регионов. Это был один из способов переписать историю, исключив вклад и присутствие коренных народов.
Конкурирующие приоритеты и мировоззрения
Первоначально отношения были взаимовыгодными для поселенцев и коренных народов, но эти отношения не продлились долго. У каждой группы были свои конкурирующие приоритеты, основанные на принципиально разных значениях, таких как:
- роль и место женщины
- владение и пользование землей
- кто должен управлять обществом
- образование и воспитание детей
Колонизаторы использовали свою численность, законы, политику и власть, чтобы получить контроль над коренными народами, тем самым сделав коренные народы зависимыми от колонизаторов.
Мировоззрение колонизаторов
Британцы и французы боролись за контроль над Северной Америкой, которую они рассматривали как богатый источник сырья. В их мировоззрении природная среда была ресурсом, который можно было использовать для личной выгоды. Отдельные лица и компании могли стать очень богатыми, контролируя ресурсы этого «Нового мира». Мировоззрение колонизаторов ценило конкуренцию, индивидуализм и мужское превосходство.
Мировоззрение коренных народов
Напротив, коренные народы ценят группу или коллектив больше, чем отдельного человека. У каждого человека своя роль, и каждый внес свой вклад в успех группы. Расширенные семьи были большими и включали тетушек, дядей, кузенов и так далее.
Коренные народы считали женщин равными мужчинам. Женщин поддерживали, почитали и уважали за их роль дарительниц жизни.
В мировоззрении коренных народов все имеет дух и заслуживает уважения. Природный мир был не просто ресурсом, который можно было контролировать или завоевывать.
Оправдание колонизации
Колонизаторы считали себя выше всех лиц неевропейского происхождения, а некоторые вообще не считали коренные народы «людьми». Они не считали законы, правительства, лекарства, культуры, верования или отношения коренных народов законными. Они считали, что имеют право и моральную обязанность принимать решения, затрагивающие всех, без консультаций с коренными народами. Эти убеждения и предубеждения использовались для оправдания актов и законов, возникших в процессе колонизации.
Влияние болезни
Когда прибыли европейцы, они принесли оспу и другие болезни, ранее неизвестные в Северной Америке. У коренного населения не было иммунитета, потому что, в отличие от европейцев, они не подвергались этим заболеваниям столетиями. Было подсчитано, что от этих занесенных болезней умерло до 90–95% коренного населения.
Рис. 2.2: Знахарь ухаживает за больным.
Наказание от Бога?
Эти смертоносные эпидемии произошли до того, как поселенцы или коренные народы должным образом поняли причины болезней.