Почему экологию нужно сохранять 3 класс: Какое значение для людей имеет экология 3 класс
Сочинение на тему Охрана природы
- Сочинения
- Природа
- Охрана природы
Природа – это прекрасный мир, который окружает человека. Это горы, поля, леса, реки, озера. Природа дает людям кров, пищу и одежду, это воздух, которым они дышат. Не беречь природу, значит не беречь себя и своих близких.
В настоящее время огромной проблемой человечества является экологическая катастрофа на земле. Происходит ежедневное загрязнение рек, морей и океанов отходами производства и промышленности, воздуха – едким топливом автотранспорта.
Постоянно вырубаются гектары леса, истребляются от рук браконьеров животные и птицы, погибает рыба от ядовитых выбросов предприятий в водоемы.
Каждый человек должен задуматься над тем, как сберечь природу, как ее сохранить для будущих поколений людей.
Чтобы постоянно любоваться красотой природных богатств, нужно жечь костры, складировать мусор только в отведенных для этого местах. Не ломать веточки, не обрывать листочки деревьев без необходимости, не разорять птичьи гнезда и муравейники.
На сегодняшний день ученные и научные работники активно занимаются разработками программных комплексов по созданию очистных сооружений, безотходного производства. Большие научные работы ведутся по использованию экологически безвредных источников электрической энергии, таких например, как солнечные и ветровые электростанции.
Войны между государствами на земле тоже могут привести к концу человеческой цивилизации. От ядерного оружия погибнет все живое, произойдет мутация живых организмов.
Чтобы не случилась ликвидация все живого на планете, необходимо каждому, хоть руководителю страны, предприятия, хоть простому гражданину, школьнику понять свое место в жизни, что, только относясь с любовью к природе и окружающим, трепетно оберегая их, можно сохранить человеческий род на земле и спасти его от неминуемой гибели.
Сочинение Проблема охраны природы
Охрана труда это определенный комплекс действий, которые направлены на то, чтоб сохранить или восстановить природные ресурсы нашей планеты. Кроме ресурсов, также проводятся меры по сохранению природы и животных.
Проблема разрушения и необратимых процессов флоры и фауны является актуальной, ведь сегодня деятельность человека охватывает огромную географию планеты. Вся деятельность имеет негативные влияния на природу и животных. Если обратиться к статистике, то с 80-хх годов каждый день погибал 1 вид животных, а растительность каждую неделю. Леса, водоемы, просто каждый день любая часть нашей природы находится под угрозой. Каждый год человечество использует более 1 млрд. т разного топлива, отходы которого уходят в атмосферу. Заводы и фабрики загрязняю реки. С этим гибнут рыбы и растения, которые растут в водяной среде. С недавних времен ребром стал вопрос, который касается целостности озонового экрана планеты.
Планета имеет свойство регенерироваться и самоочищаться, но учитывая все негативные факторы, которые создают люди, такая возможность сводится практически к нулю. Поэтому наша планета требует конкретных и решительных мер по минимизации влияния негативных факторов. Ведь под угрозой находятся не только природа и животные, но и сам человеческий вид. Начали строить производства, которые практически не несут никаких отходов, очистные сооружения. Также введены нормы по использованию пестицидов, исключение всяких ядохимикатов. Также начали строить заповедники или охранять территории, на которых проживают редкие животные и растут редкие растения. Мировое сообщество по вопросам охраны природы составило списки редких вымирающих животных и растений – Красная книга.
Во всех законодательных сферах практически любого государства предусмотрены законы, которые должны осуществлять наказания за нарушение правил охраны природы. Это способствовало улучшению ситуации в вопросе охраны природы и животных. В мире существует специальная организация ООН, которая выступает в защиту окружающей среды.
Сегодня вопрос охраны природы стоит на первом месте, наряду с другими важными вопросами в мире. Начинать нужно с малого, с сознательности каждого человека живущего на земле. Далее уже заботиться о минимизации отходов, а также обеспечить вымирающим животным дальнейшего существования и увеличения популяции.
Каждый человек должен думать об охране природы.
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс
Другие сочинения:
← Берегите родную природу↑ ПриродаОхраняй природу →
Охрана природы
Несколько интересных сочинений
Сочинение на тему Охрана природы
Берегите природу! ТОП-7 сочинений для 1-6 классов
Каждый из нас ежедневно взаимодействует с окружающей средой. Мы – часть природы, и природа существует вокруг нас. Поэтому очень важно, чтобы даже школьники понимали, насколько важно беречь природу, относиться к ней с уважением и развивать экологическую грамотность.
Материалы для самостоятельного написания
31.2%
Готовый вариант сочинения
63.71%
Да я здесь как-то случайно оказался
5. 08%
Проголосовало: 3285
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Содержание
- Примеры готовых сочинений
- Почему нужно беречь природу
- Люди, берегите природу!
- Что значит беречь природу?
- Вариант для 1 класса
- Вариант для 2 класса
- Вариант для 5 класса
- Вариант для 6 класса
- Материалы для самостоятельного написания
- План сочинения
- Изображения
- Рисунки и картинки
- Плакат
- Знаки
- Раскраска
Примеры готовых сочинений
Мы не можем говорить о том, будто бы человечество никак не старается сохранить окружающую среду. Наоборот, сейчас все больше людей интересуются состоянием экологии и хотят участвовать в спасении нашей планеты. Но далеко не все понимают, насколько важны действия каждого человека для охраны все природы. Поэтому начинать всегда нужно с малого – с самого себя!
Только если каждый человек на Земле будет заботиться об экологии, нам удастся ее сохранить. Поэтому так важно, чтобы молодое поколение тоже задумывалось об охране окружающей среды: давайте посмотрим несколько примеров сочинений, в которых авторы рассуждают о проблемах сохранения природы.
Почему нужно беречь природу
Практически все городские жители, отправляясь за город, считают, что на природе даже дышится легче. Мы все любим проводить время рядом с водоемами, среди растений и животных, наслаждаться красотой окружающего мира… Но мало кто на самом деле заботится о том, чтобы нашу природу сохранить. И даже если сейчас мы отовсюду слышим о проблемах экологии, едва ли каждый из нас задумывается о том, приносит ли он природе пользу или, наоборот, вредит ей. Я считаю, что каждый человек должен оценивать свои действия по отношению к окружающей среде и исправлять те ошибки, которые он совершает, нельзя оставаться равнодушным.
Если мы зададим нескольким случайным людям вопрос: «Знаете ли вы, что наша природа в опасности?», то они все, скорее всего, ответят «Да». Но если у этих же людей мы спросим: «А что именно вы делаете для того, чтобы сохранить природу?», то такого же единогласного ответа не получим. Дело в том, что если большинство из нас осознают наличие экологических проблем, то едва ли каждый из нас делает все, что в его силах для того, чтобы эти проблемы решить.
Так, например, мы можем сорвать букет полевых цветов, выбросить фантик из окна автомобиля или забыть унести мусор из леса после пикника. Для нас это действие не будет значимым, но на самом деле мы таким образом осознанно навредим природе. А ведь нас много! Если десять или сто человек забудут мусор в лесу – деревьям, животным и птицам просто не останется чистого пространства. Поэтому я считаю, что каждый из нас должен максимально ответственно относиться к охране природы и не допускать ее загрязнения. Начинать всегда нужно с себя, поскольку мы можем нести ответственность только за свои собственные поступки.
Иногда мы вредим природе непреднамеренно – просто потому, что не знаем, как наши действия на ней отразятся. Поэтому важно не только следить за своим поведением, но и повышать экологическую грамотность. Это позволит нам лучше понимать влияние человека на окружающую среду и избегать ситуаций, в которых мы становимся врагами природы. Необходимо помнить, что именно природа – наше главное богатство, благодаря котором человек вообще может жить на планете. И ее сохранность – ответственность каждого из нас, независимо от того, в какой стране мы живем.
Люди, берегите природу!
Природа дарит нам радость, хорошие впечатления, мудрость и даже саму возможность жить. Благодаря животным мы занимаем определенное место в пищевой цепочке, благодаря растениям можем дышать и питаться, благодаря рекам и озерам – иметь запасы пресной воды. Каждый элемент природы важен для нас, поэтому ее необходимо беречь. Зачастую природа нуждается в помощи человека, ведь ранее люди только использовали ее ресурсы, ничего не отдавая взамен: теперь настала пора заботиться об окружающей среде.
Каждый год в атмосферу выпускается тысячи тон вредоносных газов, золы, сажи и других элементов. Далеко не в каждой стране, где есть производство, законодательство предполагает охрану окружающей среды – а значит, предприниматели даже не задумываются об этом в погоне за прибылью. Уже сейчас в мире есть хорошая тенденция повышения экологичности производства: сознательные руководители заводы делают все возможное, чтобы снизить вредные выбросы в атмосферу. Я считаю, что каждое государство должно обязать производство на его территории снижать уровень загрязнения, ведь ощутимый результат будет только от массовых действий.
Но обычным людям кажется, что заводы – они где-то там, далеко, вот они-то и вредят природе! Будто бы каждый отдельный человек не важен и никак не влияет на окружающую среду и ее состояние. Но на самом деле это не так: действия каждого из нас неизменно оставляют экологический след, и только от нас зависит, будет ли этот след положительным или отрицательным. Заботиться о природе, не вредить ей и стараться исправить то, как навредили ей нашей предки – все это наши обязанности, которые мы должны выполнять. Я считаю, что если люди не начнут заботиться об окружающей среде – она сама просто избавится от биологического вида, который ей так сильно навредил. То есть – от нас.
Если честно, я думаю, что у нас осталось не так уж много времени. Массовое вредоносное производство, уничтожение растительности и истребление животных, равнодушие общества – все это приближает экологическую катастрофу. Задачей нашего и следующего поколение должно стать предотвращение этой катастрофы, иначе само существование человечества будет поставлено под угрозу. Поэтому бережное отношение к природе – это уже не этическая норма, а вопрос нашего выживания!
Что значит беречь природу?
С самых малых лет мы начинаем познавать окружающую нам природу. Мамы показывают малышам снежинки и гуляют с ними в дождь, изучают домашних и диких животных, посещают парки и зоопарки, учатся делать поделки из природных материалов… Мир природы удивителен, и, к сожалению, очень хрупок – в том числе и потому, что в ходе промышленной революции и строительства мировой экономики люди перестали о нем заботиться. Я считаю, что нам необходимо беречь окружающую среду, так как ее красоту нужно сохранять, а полезные свойства – рационально использовать.
Одна из главных проблем современного мира – экологические загрязнения. Они образуются в ходе массового производства, испытания оружия, использования топлива в транспортных средствах и других процессах, которые делают нашу жизнь более комфортной, но при этом вредят всему окружающему миру. Лучший выход, который могло придумать человечество – это найти более экологические пути для улучшения своей жизни. Поэтому сейчас появляется все больше машин, работающих на электричестве, заводы начинают использовать альтернативные источники энергии и сокращать выбросы в атмосферу. Массово такие изменения означают, что человечество начало, наконец, заботиться о природе – просто потому, что в умирающем мире у него выжить не получится.
Еще один способ заботиться о природе – это следить за собой каждому конкретному человеку, независимо от его пола, возраста и места жительства. Я хочу жить в чистой и приятной экологической среде, а потому не позволю себя выбрасывать мусор на улице, использовать неорганический материал там, где без него можно обойтись и игнорировать возможность переработки товаров. Я считаю, что это минимальный вклад в экологию, доступный для каждого человека. Сортировать мусор, использовать меньше воды и пластика, отказаться по мере возможности от неорганических товаров – все это не так уж и сложно, если действительно озадачить себя.
Почему ответственность за вред в экологию всегда возлагается на что-то массовое – производство, потребление, равнодушие? Для природы нет разницы, кто именно наносит ей вред, потому что это делает человек. Поэтому наша задача – беречь природу, сохранять ее красоту и нести ответственность за свои действия, не оглядываясь на других. Да, мы можем подсказать кому-то правильный путь и повысить его экологическую грамотность, но в конечном итоге следить нужно, в первую очередь, за самим собой.
Вариант для 1 класса
Каждый день нас окружает природа. Деревья создают кислород, которым мы дышим, леса и парки приглашают нас погулять, растения и животные дают нам пищу. Природа дает нам многое, и ей что-то нужно давать в ответ. Если этого не делать – совсем скоро ей будет нечего нам дать.
Я стараюсь беречь природу. На прогулках я не рву цветы и не ломаю ветки деревьев, никогда не выбрасываю мусор на улице. Я считаю, что мы все должны помогать природе восстанавливаться. Для этого можно садить новые цветы, кусты и деревья, убираться в лесу на субботниках и больше узнавать об экологии. Даже если у кого-то нет возможности помогать окружающей среде, он должен хотя бы не вредить ей.
Вариант для 2 класса
Я очень часто слышу слова «Берегите природу» из разных источников. Это значит, что проблема загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов очень велика. Я знаю, что тоже могу внести свой вклад в спасение нашей планеты.
Для того чтобы помочь природе, я стараюсь обращать внимание на окружающее меня загрязнение и ни в коем случае не участвовать в нем самому. Я выбрасываю мусор только в специально отведенные контейнеры и стараюсь его сортировать – мама научила меня, что стекло и пластик нужно выбрасывать отдельно. В дальнейшем я хочу изучить процессы переработки использованных товаров и по возможности участвовать в них.
Я стараюсь не только не мусорить, но и не обижать растения и животных. Я не вытаптываю цветы и не срываю их, не ломая ветки деревьев и всегда веду себя уважительно по отношению к природе в лесу – я знаю, что я пришел в гости. Я думаю, что уже в школе мы должны начинать как можно больше заботиться о природе, ведь она заботится о нас и предлагает нам разные необходимые ресурсы.
Вариант для 5 класса
Вместе с моей семьей мы любим выезжать к озеру, которое расположено недалеко от нашего города. Раньше около него было очень приятно находиться: вода была чистой, в ней можно было купаться, на пляже не было мусора. Но теперь все изменилось, озеро больше не подходит для купания, а отдыхать на берегу уже не очень интересно, так как на пляже часто можно заметить большое количество мусора. Я считаю такую трансформацию одним из наглядных признаков того, насколько равнодушны люди к природе в настоящий момент.
Озеро, которое мне так нравилось, закрыли для купания из-за загрязнения. А кто его устроил? Человек. В воду спускали отходы, из-за чего гибли рыбы и водоросли, туда же выбрасывали обычный бытовой мусор, который оставляли и на пляже… В результате озеро, которое казалось большим, очень быстро наполнилось следами человеческого равнодушия. От этого мне грустно, поэтому теперь я даже не очень люблю к нему ездить. А ведь на то, чтобы очистить воду, уйдут годы! А сколько еще таких загрязненных водоемов в нашей стране и в мире – люди просто своими руками уничтожают свои же запасы пресной воды.
Чистота окружающей среды напрямую влияет на качество нашей жизни. Нам необходимо сокращать вредоносные выбросы в атмосферу, так как парниковый эффект грозит нам климатической катастрофой. Нам необходимо остановить загрязнение лесов и водоемов, так как очень скоро у природы просто закончатся ресурсы, необходимые для нас, людей. Мы не можем жить на планете в одиночестве, без флоры и фауны, а значит – должны позаботиться об их сохранении. Если человечество продолжит оставаться равнодушным, то оно само уничтожит единственный дом, который у него есть.
Вариант для 6 класса
Мы живем в условиях стремительно развивающейся экономики и промышленности. Люди нашли множество способов, как сделать свою жизнь комфортнее, интереснее и длиннее. Правда, в погоне за технологическими и производственными достижениями мы забыли о том, что живем среди природы, и о ней тоже необходимо заботиться. Долгое время мы нерационально использовали ее ресурсы и вредили окружающей среде, сейчас же необходимо сократить этот вред и помочь экологии восстановиться – в противном случае, наша же планета восстанет против человечества.
Добросовестные владельцы промышленных предприятий стараются добавить к производству этап очищения специальными аппаратами, которые сделают производственный процесс менее вредным для окружающей среды и сократят выбросы в атмосферу. Люди учатся сортировать мусор, а многие промышленные сферы начали использовать вторичное сырье и перерабатывать товары, чтобы рационально использовать ресурсы. Это положительные тенденции, в которых хочется участвовать.
Охранять и беречь природу должен каждый человек, ведь он хочет оставаться здоровым и счастливо жить на планете Земля. Поэтому каждый из нас должен ответственно относиться к потреблению товаров, утилизации отходов и экологической грамотности. Родители должны научить этому своих детей, ведь от будущих поколений зависит судьба всего человечества. Совместные усилия людей по восстановлению и спасению окружающей среды поможет нам избежать экологических катастроф.
Материалы для самостоятельного написания
Сочинение-рассуждение важно писать искренне, от души. В каждую строчку вкладывайте ваши собственные мысли и делитесь своими эмоциями. В теме о сохранении природе вы можете рассказать о:
- своих переживаниях по поводу экологии;
- возможностях человечества по сохранению окружающей среде;
- экологических тенденциях, которые вы отслеживаете;
- собственных действиях, направленных на заботу о природе;
- личных примерах, впечатлениях и рекомендациях.
Настроение вашего сочинения может быть разным – позитивным, негативным, нейтральным. Преподаватель не ждет от вас единого «правильного» мнения, он ждет, что вы поделитесь тем, что думаете на самом деле, ведь это очень ценно.
План сочинения
Рассуждение в вашей работе может быть свободным, но его обязательно нужно структурировать. Для этого следует заранее прописать план будущего сочинения. Это поможет правильно изложить свои мысли и получить положительную оценку от преподавателя. К тому же, если вы будете регулярно тренироваться в написании сочинений по плану в школе – вам будет легче писать такие работы на выпускных экзаменах.
План классического сочинения-рассуждения для средних и старших классов школы состоит из четырех пунктов:
- Введение. С него вы начинаете ваше рассуждения, подводя читателя к основной мысли. Цитата из примера «Почему нужно беречь природу»:
«Практически все городские жители, отправляясь за город, считают, что на природе даже дышится легче. Мы все любим проводить время…»
. - Тезис. Это главная мысль вашего сочинения, вокруг которой будет строиться сочинение. Ее следует выразить в одном предложении. Цитата из примера «Почему нужно беречь природу»:
«Я считаю, что каждый человек должен оценивать свои действия по отношению к окружающей среде и исправлять те ошибки, которые он совершает, нельзя оставаться равнодушным…»
. - Аргументы. С их помощью вы доказываете справедливость собственной позиции. Желательно, чтобы в сочинении было не менее двух аргументов. Цитаты из примера «Почему нужно беречь природу»:
«…большинство из нас осознают наличие экологических проблем, то едва ли каждый из нас делает все, что в его силах для того, чтобы эти проблемы решить…»; «…если десять или сто человек забудут мусор в лесу – деревьям, животным и птицам просто не останется чистого пространства…»
. - Вывод. В заключительной части рассуждения вы возвращайтесь к своему тезису и подтверждаете его. Цитата из примера «Почему нужно беречь природу»:
«…важно не только следить за своим поведением, но и повышать экологическую грамотность…»
.
Вы можете использовать любую аргументацию в вашей работе и доказывать с ее помощью любого тезиса – главное, чтобы он был справедлив. Преподавателю важно понимать, что вы делитесь в сочинении собственными мыслями и тем самым учитесь отстаивать свою позицию. Это важный навык, который пригодится школьникам и на экзаменах, и во взрослой жизни.
Изображения
Рисунки и картинки
Плакат
Знаки
Раскраска
В дальнейшем вам не раз будут встречаться ситуации, когда будет необходимо аргументировать свое мнение по тому или иному вопросу. Поэтому сочинения-рассуждения всегда нужно писать самостоятельно, пусть и опираясь на готовые шаблоны и примеры: у вас обязательно все получится, если вы будете внимательны и сосредоточитесь на выбранном тезисе!
Василина Ермолаева
Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»
Задать вопрос
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
Экология – важная наука
Экология – это наука о взаимодействии живых существ с окружающей их средой. Это дает новое понимание этих жизненно важных систем, как они есть сейчас, и как они могут измениться в будущем.
Почему экология важна?
Экология обогащает наш мир и имеет решающее значение для благополучия и процветания человека. Он дает новые знания о взаимозависимости между людьми и природой, что жизненно важно для производства продуктов питания, поддержания чистоты воздуха и воды и сохранения биоразнообразия в условиях меняющегося климата.
Можем ли мы сохранить среду обитания и ее биоразнообразие?
Да. Экология обеспечивает необходимую основу для сохранения природы. Поддержание мозаики мест обитания обеспечивает выживание богатого разнообразия видов. Например, вересковая пустошь представляет собой ценный ландшафт, который быстро исчезает на большей части территории Западной Европы, но исследования помогли определить, как сохранить его экологические характеристики.
Можем ли мы предсказать экологические последствия загрязнения и изменения климата?
Правительства и граждане во всем мире все больше осознают последствия загрязнения атмосферы и изменения климата. В крупномасштабных экспериментах растения и животные подвергаются воздействию тщательно контролируемой атмосферы и различных экологических условий. Ученые используют эту информацию, чтобы понять, как они реагируют на уровни загрязнения, и делать прогнозы будущих изменений климата.
Можем ли мы ловить рыбу в океане, не истощая его богатства?
Это возможно, но зависит от того, где мы находимся в мире. В настоящее время управление морской экосистемой Антарктики в целом осуществляется в соответствии с международным соглашением по сохранению живых ресурсов. Это облегчает понимание морских сообществ и их взаимодействия, а также помогает более внимательно следить за видами, находящимися под угрозой исчезновения.
Как уничтожение лесов влияет на популяции птиц?
Около трети видов лесных птиц не могут жить на небольших остатках леса. Мелкие птицы, такие как малиновка, будут использовать участки размером до 10 га, а самым крупным видам, таким как краснощекая птица-носорог, нужны участки площадью более 10 квадратных километров. Леса во всем мире сегодня продолжают вырубаться и превращаться в различные виды землепользования. Например, к 2005 г. всего за 100 лет было вырублено более 80% высоких лесов в Гане. К счастью, исследователи использовали экологические исследования, чтобы дать рекомендации о влиянии преобразования земель на местные виды.
Следует ли охранять мангровые заросли?
Мангровые заросли выполняют ряд экологических функций: от закрепления отложений до использования в качестве мест нагула для молоди рыб. Мангровые леса также являются источником пищи, лекарств и дров для местного населения. Таким образом, мангровые леса представляют собой многоцелевую экосистему, и понимание экологами этой уникальной экосистемы показало, что они очень чувствительны к изменениям и требуют устойчивого управления для сохранения своего биоразнообразия.
Нравится, за что мы выступаем?
Поддержите нашу миссию и помогите воспитать новое поколение экологов, сделав пожертвование Британскому экологическому обществу.
Пожертвовать
Почему мы должны защищать биоразнообразие? — Окружающая среда
Нам нужны муравьи, чтобы выжить, но мы им совсем не нужны.
Профессор Э. О. Уилсон, в книге «Как наше здоровье зависит от биоразнообразия»,
Чивиан, Э., Бернштейн А., Центр здоровья и глобальной окружающей среды, Гарвардская медицинская школа, 2010 г.
Биологическое разнообразие или биоразнообразие — это научный термин, обозначающий разнообразие жизни на Земле. Это относится не только к видам, но и к экосистемам и различиям в генах внутри одного вида. Повсюду на планете виды живут вместе и зависят друг от друга. Каждое живое существо, включая человека, вовлечено в эти сложные сети взаимозависимых отношений, которые называются экосистемами.
Здоровые экосистемы очищают нашу воду, очищают наш воздух, поддерживают нашу почву, регулируют климат, перерабатывают питательные вещества и обеспечивают нас пищей. Они обеспечивают сырье и ресурсы для лекарств и других целей. Они лежат в основе всей цивилизации и поддерживают нашу экономику. Все просто: без этих «экосистемных услуг» мы не могли бы жить. Это то, что мы называем нашим природным капиталом.
Биоразнообразие является ключевым показателем здоровья экосистемы. Большое разнообразие видов лучше справится с угрозами, чем их ограниченное количество в больших популяциях. Даже если некоторые виды страдают от загрязнения, изменения климата или деятельности человека, экосистема в целом может адаптироваться и выжить. Но вымирание вида может иметь непредвиденные последствия, иногда приводящие к разрушению целых экосистем.
Европейское разнообразие уникально, но потеря биоразнообразия ускорилась до беспрецедентного уровня в Европе и во всем мире. Было подсчитано, что текущая глобальная скорость вымирания в 100–1000 раз превышает естественную скорость. В Европе под угрозой исчезновения находятся около 42% европейских млекопитающих, а также 15% птиц и 45% бабочек и рептилий.