Разное

Пакистан государство: ПАКИСТАН | Энциклопедия Кругосвет

Исламская Республика Пакистан – Гуманитарный портал








































Исламская Республика Пакистан — государство в Южной Азии.

Содержание

  • Основные сведения о государстве
  • Показатели развития государства



Офи­циаль­ное название:
Исламская Республика Пакистан.
Столица:
Исламабад.
Регион: org/Place» abbr=»Регион расположения государства»>
Азия (Южная Азия).
Терри­тория:
803,940 км²
Населе­ние:
168,220,000 человек.
Дата незави­симости:
14 августа 1947 года (от Великобритании).
Офи­циаль­ный язык:
Урду.
Админи­стра­тивное деле­ние:
4 провинций, федерального столичного округа и федерально управляемой территории племён.
Государст­венное управ­ление:
Президентская республика.
Глава государ­ства:
Президент, избираемый сроком на 5 лет.
Высший законо­датель­ный орган:
Двухпалатный парламент (Национальная Ассамблея, срок полномочий — 5 лет, и Сенат, срок полномочий — 6 лет).
Высший испол­нитель­ный орган:
Правительство.
Нацио­наль­ный девиз:
Ittihad, Yaqeen-mukkam, Nizam / Единство, Вера, Дисциплина.
Денежная единица:
Пакистанская Рупия (PKR).
Код ISO:
PAK
Интер­нет-домен:
.pk
Теле­фон­ный код:
+92
Нацио­наль­ная статис­тика:
Pakistan Bureau of Statistics

На этой странице представлен обзор основных показателей развития государства и его общественных институтов в ключевых сферах, включая позиции в рейтингах среди других стран. Перечень содержит актуальные данные наиболее авторитетных исследовательских проектов, осуществляемых на регулярной основе международными организациями, академическими институтами и ведущими аналитическими центрами мира. Описания показателей и связанных с ними рейтингов, индексов и других сравнительных исследований стран мира представлены в разделе Исследования стран и регионов.




  • Рейтинг по численности населения по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по темпу роста населения по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню плотности населения по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню урбанизации по информации Организации Объединённых Наций

  • Рейтинг по Индексу человеческого развития по версии Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню процветания по версии Legatum Institute
  • Рейтинг по уровню социального развития по версии Social Progress Imperative
  • Рейтинг по уровню качества жизни по версии Economist Intelligence Unit
  • Рейтинг по уровню устойчивости общества по версии Sustainable Society Foundation
  • Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала по версии Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню счастья по версии Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню счастья по версии New Economic Foundation
  • Рейтинг по уровню качества жизни пожилых людей по версии HelpAge International
  • Рейтинг по Индексу удовлетворённости жизнью по версии Эдриана Уайта

  • Рейтинг по Индексу качества элит по версии Universität St.  Gallen
  • Рейтинг по Индексу благотворительности по версии Charities Aid Formation
  • Рейтинг по уровню гендерного неравенства по версии Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума

  • Рейтинг по уровню образования по информации Программы развития Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по эффективности системы образования по версии Pearson
  • Рейтинг национальной системы высшего образования по версии Universitas 21
  • Рейтинг по уровню расходов на образование по информации Всемирного банка

  • Рейтинг по уровню продолжительности жизни по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню продолжительности здоровой жизни по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по уровню младенческой смертности по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню качества смерти по версии Economist Intelligence Unit и Lien Foundation
  • Рейтинг по уровню потребления алкоголя по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по уровню расходов на здравоохранение по информации Всемирной организации здравоохранения

  • Рейтинг по количеству заключённых по информации Института исследований политики в области преступности и правосудия
  • Рейтинг по уровню преднамеренных убийств по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню самоубийств по информации Всемирной организации здравоохранения
  • Рейтинг по уровню продовольственной безопасности по версии Economist Intelligence Unit

  • Рейтинг по уровню экологической эффективности по версии Yale Center for Environmental Law and Policy

  • Рейтинг по уровню несостоятельности по версии Fund for Peace
  • Рейтинг по Индексу верховенства закона по версии World Justice Project
  • Рейтинг по Индексу восприятия коррупции по версии Transparency International
  • Рейтинг по Индексу противодействия отмыванию денежных средств по версии Базельского института управления
  • Рейтинг по уровню защиты прав собственности по версии Международного Альянса прав собственности
  • Рейтинг по уровню финансовой секретности по версии Tax Justice Network

  • Рейтинг по уровню свободы человека по версии Института Катона
  • Рейтинг по уровню миролюбия по версии Vision of Humanity
  • Рейтинг по уровню демократии по версии Economist Intelligence Unit
  • Рейтинг по уровню терроризма по версии Института экономики и мира
  • Рейтинг по уровню политических и гражданских свобод по версии Freedom House

  • Рейтинг по уровню валового внутреннего продукта по информации Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню национального дохода на душу населения по информации Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню занятости по информации Международной организации труда
  • Рейтинг по уровню безработицы по информации Международной организации труда
  • Рейтинг по уровню условий ведения бизнеса по версии Всемирного банка
  • Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала по версии Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню глобальной конкурентоспособности по версии Institute of Management Development
  • Рейтинг по уровню глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума
  • Рейтинг по уровню экономической свободы по версии Heritage Foundation
  • Рейтинг по уровню прямых иностранных инвестиций по информации Всемирного банка и Международного валютного фонда
  • Рейтинг по уровню вовлечённости в международную торговлю по версии Всемирного экономического форума

  • Рейтинг по Индексу экономики знаний по версии Всемирного банка
  • Рейтинг по уровню развития инноваций по версии INSEAD
  • Рейтинг по количеству патентов по информации Всемирной организации интеллектуальной собственности
  • Рейтинг по уровню научно-исследовательской активности по информации Национального научного фонда США
  • Рейтинг по уровню расходов на НИОКР по информации Организации Объединённых Наций

  • Рейтинг по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий по версии Международного союза электросвязи
  • Рейтинг по Индексу сетевой готовности по версии Всемирного экономического форума
  • Рейтинг по уровню развития электронного правительства по информации Организации Объединённых Наций
  • Рейтинг по уровню свободы Интернета по версии Freedom House
  • Рейтинг по уровню свободы средств массовой информации по версии Freedom House
  • Рейтинг по уровню свободы средств массовой информации по версии Reporters Without Borders

  • Рейтинг по Индексу хороших стран по версии Саймона Анхольта
  • Рейтинг по Индексу качества гражданства по версии Henley & Partners

  • Рейтинг по уровню глобализации по версии Швейцарского экономического института

Выходные сведения
Исламская Республика Пакистан / Гума­нитар­ный портал: Государства [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2022. URL: https://gtmarket.ru/countries/pakistan

 •  • 

ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ | это… Что такое ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ?

Толкование

ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ
Пакистан — молодое государство, возникшее в 1947, но мусульмане на его территории живут более тысячи лет. Впервые они появились в Южной Азии как завоеватели в 8 в. и оставались влиятельной политической силой вплоть до 19 в.
Ранние мусульманские государства в Индии. В 710-716 войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммада ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманства, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев — джизию, но им была оставлена свобода в отправлении религиозных обрядов и в сфере культурной жизни. От индусов не требовалась обязательная военная служба, но если они на нее поступали, то освобождались от джизии и получали положенные жалованье и вознаграждение. Между 1000-1026 султан Махмуд Газневи предпринял 17 походов в Индию, проникая через долину Инда на Гангскую низменность. Его империя простиралась от Самарканда и Исфахана до Лахора, но ее западные области были утрачены наследниками престола на протяжении 11 в. Газневидский Пенджаб, включавший северо-западные пограничные области и Синд, может считаться прообразом Пакистана. Многочисленные мусульманские общины, расселившиеся в бассейне Инда, уже не рассматривали эти земли в качестве покоренной территории — она стала для них родиной. Господство Газневидов оказалось непрочным, и в 1185 долина Инда вошла в состав державы Гуридов. Это случилось при султане Муиз-уд-дин Мухаммаде, которому удалось распространить мусульманское владычество на всю северо-западную Индию, а также на Бенгалию и Бихар. Преемникам убитого в 1206 в Пенджабе Муиз-уд-дин Мухаммада удалось сохранить контроль над завоеванными в Индии землями. Период после его смерти в 1206 вплоть до воцарения Бабура, основавшего в 1526 династию Великих Моголов, известен как время Делийского султаната. В нем за более чем 300 лет сменилось 40 султанов, принадлежавших к пяти мусульманским династиям: придворных рабов (1206-1290), Хилджи (1290-1320), Туглаков (1320-1414), Сайидов (1414-1451) и Лоди (1451-1526). Административные посты в Делийской державе занимали преимущественно мусульмане, но индусы тоже привлекались на государственную службу. По отношению к последним проявлялась религиозная терпимость, и для решения гражданских дел они имели собственные общинные суды (панчаяты). Ислам в эту эпоху упрочил свое влияние в Индии. Обращение в него в целом обходилось без насилия, а проповедью мусульманских догматов занялись мистики из суфийских орденов, частично специально обучавшиеся и отбиравшиеся, чтобы нести свет новой веры в разные области субконтинента. Контакты индусов и мусульман привели к становлению языка урду, который возник на базе одного из диалектов северной Индии, обогатившись за счет персидской лексики. Хинди сформировался на той же диалектной основе, но испытал воздействие санскрита. В 17 и 18 вв. сложился современный литературный стандарт урду, который использовал персидско-арабскую графику и воспринял творческие традиции персидских и арабских писателей и идеи ислама; урду превратился в мощный двигатель мусульманской культуры в Южной Азии.
Империя Великих Моголов. Это государство известно своими достижениями в области культуры, просвещения и искусства. Созданное Бабуром в 1526, оно было консолидировано уже его внуком Акбаром (ок. 1556-1605). Акбар проводил политику примирения с индусами, и эффективная административная деятельность составляет важную черту правления этого императора. В 1579 был отменен подушной налог — джизия. Индусские храмы были взяты под защиту государства. В 1580 Акбар объявил о создании новой религии — Дин-и иллахи (Божественной религии), которая основывалась на очевидном монотеизме, отказе от идолопоклонства и многобожия. Цель заключалась в обеспечении лояльности и индусов, и мусульман, особенно служащих в государственном аппарате. При нем была введена, под руководством министра финансов индуса Тодара Мала, та система земельного налогообложения, на которую опирались английские колониальные власти при разработке своей политики в конце 18 в. Преемник Акбара император Джахангир (ок. 1605-1627) тоже ориентировался на создание «секуляризованного» государства. Шах Джахан (ок. 1628-1658) превратил империю в мусульманскую державу, но весьма толерантную по отношению к индусам. Ревнитель веры Аурангзеб (ок. 1658-1707) стал наследником своего отца Шаха Джехана после победы в борьбе за трон над тремя братьями. Уже в первые годы правления Аурангзеб издал несколько декретов, восстановивших действие многих исламских обычаев. С возрастом религиозный фанатизм правителя усилился. Индусские храмы, возведенные без императорского соизволения, были разрушены, а сооружение новых не дозволялось. В апреле 1679 индусы вновь были обложены джизией. Притеснения вызвали сильное недовольство среди индусов и ряд волнений. В их числе были бунт секты сатнами в г. Нарнауле (к юго-западу от Дели) в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680-1707. Войны, которые вел Аурангзеб, вызвали разрушение добрососедских политических и культурных связей, возникших между мусульманами и индусами при Акбаре. Преемники Аурангзеба не обладали его способностями и энергией. В 18 в. общины индусов, мусульман и сикхов вступили в междоусобную борьбу за лидерство, но не смогли противостоять англичанам, которые заполнили политический вакуум, образовавшийся с упадком державы Великих Моголов. Британская Индия и требование создания Пакистана. В 18 и 19 вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757, Синд в 1843 и Пенджаб в 1849. В 1857 вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти императору Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, и династия Великих Моголов прекратила свое существование. После 1857 бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Сайид Ахмад-шах (1817-1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 Ахмад-шах основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 Сайид Ахмад-шах настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, возникшей в 1885. Раздел Бенгалии в 1905 побудил последователей Ахмад-шаха требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 в Дакке Всеиндийскую мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Реформы Минто — Морли в 1909 предусматривали специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в планах английского правительства, выразившихся в реформах Монтегю — Челмсфорда (1919) и Акте об управлении Индией (1935). В 1920-х годах индусы и мусульмане выступили объединенным фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который провозгласил кампанию гражданского неповиновения в 1921 в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату. В 1920-х и 1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876-1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877-1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига, руководимая Джинной, объявила своей целью образование Пакистана. Само это название было неологизмом, предложенным Чаудхури Рахмат Али — мусульманским интеллигентом, жившим тогда в Кембридже (Великобритания). Лахорская резолюция 1940 декларировала: «ареалы, где мусульмане составляют численное большинство, как это имеет место в северо-западной и восточной зонах Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых составившие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая — северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства — Индия и Пакистан. Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947-1971. После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Актом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (позднее фельдмаршалом) Айюб-ханом, который в 1962 конституционным путем был избран президентом Пакистана. В 1969 в стране было введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья-хан, который ушел в отставку в 1971. Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами, и огромные потоки беженцев: около 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и около 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. Возможно, что до 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций. Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, перед которыми стоял вопрос: входить ли в мусульманский Пакистан или же в индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948, когда с помощью ООН, была установлена линия прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией, и оно по-прежнему остается разделенным. В 1965 пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить благодаря посредническим усилиям СССР. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня. После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949, руководствуясь суждениями премьер-министра Лиакат Али-хана, одобрило резолюцию, в которой указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенным в Священном Коране и Сунне». Принятая в марте 1956 конституция провозгласила Пакистан Исламской Республикой и зафиксировала, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при Айюб-хане. В данной связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама. Совет был призван давать рекомендации мусульманам по организации их жизни в соответствии с религиозными принципами, а Институт интерпретировал эти принципы в контексте существующих реалий. Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950-1952 были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане. Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в восточной провинции в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958-1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин. На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает большими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов. Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955, затем была достигнута договоренность о равном представительстве жителей обеих частей страны в национальном парламенте. Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточнопакистанцев числилось в госаппарате — 15% его состава, а также в вооруженных силах страны — 17%. Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам из Западного Пакистана при обменных операциях с валютой, в выдаче импортных лицензий, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы. В феврале 1966 лидер «Авами лиг» Шейх Муджибур Рахман выдвинул свою программу из 6 пунктов. Она предусматривала: 1) ответственность федерального правительства перед парламентом, сформированным на основе свободных и честных выборов, 2) ограничение функций центра вопросами обороны и иностранных дел, 3) введение отдельных валют (или самостоятельных финансовых счетов) для каждой из двух провинций при контроле за межпровинциальным движением капитала, 4) передача сбора всех видов налогов из центра в провинции, которые на свои отчисления содержат федеральное правительство, 5) предоставление обеим частям страны возможности самостоятельно заключать внешнеторговые договоры и иметь в связи с этим собственные валютные счета и 6) создание в провинциях своих иррегулярных войск. В поддержку этих шести пунктов в восточной провинции была развернута агитация, и Муджибур вместе с 34 единомышленниками в 1968 был арестован по обвинению в разработке плана организации сепаратистского восстания с помощью Индии. В начале 1969 развернулась общенациональная кампания протеста против режима президента Айюб-хана. В феврале обвинения против Муджибура и его соратников были сняты. Айюб-хан созвал Круглый стол для встречи с лидерами оппозиции, на котором Муджибур предложил разработать новую конституцию на основе указанных шести пунктов. Подавшего 25 марта в отставку Айюб-хана сменил генерал Яхья-хан, который ввел в стране чрезвычайное положение. Яхья-хан восстановил в Западном Пакистане 4 традиционные провинции и назначил на 7 декабря первые в истории страны прямые всеобщие выборы в национальный парламент. В нем депутатам от Восточного Пакистана фактически было гарантировано большинство благодаря принятому принципу «один избиратель — один голос». «Авами лиг» Муджибура завоевала 160 из 162 мест, предназначавшихся для восточной провинции. Столь убедительная победа была одержана вследствие продолжительной кампании в пользу шести пунктов и решительной критике центрального правительства за его слабую помощь жертвам разрушительного урагана, пронесшегося над территорией Восточного Пакистана 7 ноября 1970. Партия пакистанского народа (ППН), которую возглавлял Зульфикар Али Бхутто, получила 81 из 138 мест от Западного Пакистана. Муджибур объявил, что новая конституция должна основываться на шести пунктах его программы. В ответ Бхутто информировал 17 февраля 1971, что ППН станет бойкотировать работу Национального собрания, если не получит возможности обсудить конституционную реформу. Вследствие этого Яхья-хан отложил назначенное на 3 марта открытие парламентской сессии. «Авами лиг» заявила, что это свидетельствует о сговоре между президентом и лидером ППН. На 2 марта Муджибур назначил всеобщую забастовку в Восточном Пакистане, и население вышло на улицы Дакки и других городов провинции. Шейх призвал воздерживаться от уплаты налогов, пока власть не перейдет к представителям народа. Яхья-хан выразил желание созвать новый Круглый стол для переговоров, но Муджибур отверг предложение. 15 марта в Восточном Пакистане было создано параллельное правительство «Авами лиг». В союз с Муджибуром вошли восточнобенгальские воинские формирования. 16 марта Яхья-хан провел в Дакке встречу по конституционным вопросам с Муджибуром и Бхутто, но потерпел неудачу в попытке достичь компромисса. В ночь с 25 па 26 марта Яхья-хан приказал армии начать военную акцию в Восточном Пакистане, запретил «Авами лиг» и арестовал Муджибура. Между силами центрального правительства и повстанческими отрядами «мукти бахини», вступившими в борьбу за создание на месте Восточного Пакистана независимого государства Бангладеш, разгорелась полномасштабная война. Миллионы беженцев устремились в Индию. К лету 1971 пакистанской армии удалось установить контроль над территорией Восточного Пакистана. Но Индия поддержала вооруженных повстанцев, а в ноябре приняла непосредственное участие в военных действиях. Третья индийско-пакистанская война обострила международные отношения, поскольку СССР поддержал позицию Индии, а США и Китай — Пакистана. 16 декабря 1971 индийские войска вступили в Дакку, и пакистанские части были вынуждены капитулировать. Бангладеш была провозглашена независимым государством, а Муджибур Рахман стал его президентом.
Пакистан после 1971. Яхья-хан ушел в отставку 20 декабря 1971. Президентом Пакистана стал Зульфикар Али Бхутто. Одним из его первых шагов была договоренность с премьер-министром Индии Индирой Ганди в Шимле о том, что индийская армия покинет пакистанскую территорию. Восстанавливались также торговые и транспортные связи между обеими странами. Отношения Пакистана с США улучшились, кроме того, ему начали оказывать помощь Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Иран. Бхутто отменил военное положение, а в апреле 1973 был одобрен проект новой конституции, восстанавливавшей парламентскую систему управления страной. Расширились властные полномочия провинций. Были возрождены избирательные курии для религиозных меньшинств при сохранении официального главенства ислама. Придерживаясь идеи «исламского социализма», Бхутто осуществил национализацию всех частных банков, учебных заведений, страховых компаний и предприятий тяжелой индустрии. Аграрная реформа привела к передаче безземельным арендаторам заметной доли обрабатываемых площадей. Зарплата занятых в промышленности, военнослужащих и чиновников была повышена. Крупные средства были направлены на улучшение условий жизни в сельской местности. Все эти мероприятия, проводимые на фоне произошедшего четырехкратного роста цен на импортную нефть, сопровождались удвоением в 1972-1976 цен на потребительские товары на внутреннем рынке, что явно уменьшило популярность Бхутто в городах. Бхутто с трудом взаимодействовал с руководимой Вали-ханом Народной национальной партией (ННП) и партией «Джамиат-и улама-и ислам», которые в 1972 сформировали кабинеты министров соответственно в Северо-3ападной Пограничной провинции и Белуджистане. В феврале 1973 Бхутто отправил эти правительства в отставку, запретил ННП и арестовал ее лидеров. В марте 1977 состоялись выборы в парламент страны и провинциальные законодательные собрания. Оппозиция отказалась признать официальные итоги голосования и организовала движение протеста, в ходе которого погибло более 270 человек. 5 июля 1977 армия сместила Бхутто, и в стране был установлен режим военного положения. Генерал Мухаммад Зия-уль-Хак занял пост Главного военного администратора, а в 1978 стал президентом Пакистана. Бхутто обвинили в планировании убийства политических недругов и предали суду, решением которого в 1979 он был казнен через повешение. Зия следовал линии исламизации и стремился привести уголовное законодательство страны в соответствие с нормами традиционного мусульманского права. Были восстановлены некоторые юридические процедуры, предписываемые исламом, в сфере налогообложения и банковском деле. В 1979 Зия участвовал во встрече глав государств Движения неприсоединения, состоявшейся в Гаване. Но отношения между Пакистаном и США остались дружескими, они стали более тесными после советского вооруженного вмешательства в гражданскую войну в Афганистане. Зия приступил к постепенному созданию новых политических структур. В декабре 1981 было объявлено о создании Федерального консультативного совета. На непартийной основе осенью 1983 состоялись выборы в местные органы управления. Их бойкотировали оппозиционные силы, и в Синде произошли серьезные беспорядки. В декабре 1984 Зия организовал референдум, одобривший стратегию исламизации и сохранивший за Зия пост президента на пятилетний срок. В феврале 1985 были проведены выборы, тоже на непартийной основе, в парламент и в законодательные собрания провинций, после чего Зия принял решение сформировать гражданское правительство. Премьер-министром был назначен Мухаммад-хан Джунеджо, лидер Пакистанской мусульманской лиги (фракция Пагаро), оказавшейся самой многочисленной депутатской группой в Национальном собрании. В декабре 1985 Зия отменил военное положение и восстановил действие конституции 1973 с поправками, которые увеличили власть президента, предоставив ему право распускать правительство и законодательные органы страны и провинций. Закон о партиях, принятый спустя несколько месяцев, позволил им функционировать легально при условии выполнения официальных предписаний. Оппозиционные организации активизировали нападки на режим Зия, требуя регулярных выборов в условленные сроки и настаивая на полном восстановлении конституционных норм. Наиболее авторитетным лидером этой части общества стала возглавившая ППН Беназир Бхутто, дочь Зульфикара Али Бхутто. В мае 1988 Зия добился крупнейшего внешнеполитического успеха, когда Советский Союз начал вывод войск Афганистана. Хотя повстанцы-мусульмане воевали американским оружием, Пакистан предоставил им на своей территории необходимые базы. Безопасность северо-восточных границ Пакистана заметно окрепла с завершившимся в феврале 1989 выходом советской армии из Афганистана и ослаблением там позиций левых. В конце мая Зия отправил в отставку правительство Джунеджо и распустил Национальное собрание из-за разногласий по вопросу о контроле над вооруженными силами. На ноябрь 1989 были назначены новые выборы. Зия находился на вершине власти, когда 17 августа 1988 стал жертвой загадочной авиационной катастрофы. Вместе с ним погибли несколько видных генералов. Принявший на себя обязанности президента председатель Сената Гулам Исхак-хан, лицо штатское, объявил о предстоящих в ноябре выборах. В октябре Верховный суд постановил, что кандидаты могут баллотироваться от политических партий. На выборах победила ППН, которая получила относительное большинство в парламенте, и ее лидер Беназир Бхутто заняла пост премьер-министра 1 декабря 1988. Новый кабинет достиг некоторых успехов в выполнении программы социальных и политических реформ, но неожиданно в августе 1990 Исхак-хан отправил Бхутто в отставку. Премьер-министром был назначен Гулам Мустафа Джатой, бывший союзник Бхутто. На парламентских выборах в октябре 1990 руководимая Бхутто ППН потерпела чувствительное поражение от Исламского демократического альянса, ведущая сила которого, Пакистанская мусульманская лига, выступила в союзе с партией «Джамаат-и ислами». Премьер-министром был выдвинут лидер Лиги Миан Наваз Шариф. В 1992 «Джамаат-и ислами» покинула альянс, вскоре крупные разногласия обнаружились между Исхак-ханом и Шарифом, в результате чего последний был отправлен в отставку 18 апреля 1993. Декрет президента был, однако, признан неконституционным Верховным судом Пакистана, и 26 мая Шариф вернулся на свой пост. Но противоречия устранены не были, поскольку Шариф желал удалить из текста Конституции положения, дававшие президенту право на роспуск высших органов государственной власти. Конфликт был разрешен 17 июля военными, которые сместили и Шарифа, и Исхак-хана. Временное правительство возглавил бывший вице-президент Всемирного банка Моин Куреши, функции главы государства были возложены на председателя Сената. На новых выборах победила ППН, и в октябре 1993 Бхутто возвратилась в кресло премьер-министра. В ноябре парламент избрал президентом страны одного из ведущих функционеров ППН Сардара Фарук Ахмад-хан Легари. Обвинив правительство в некомпетентности, коррупции и нарушении закона, Легари отправил его в отставку и распустил 5 ноября парламент и законодательные собрания провинций. Бхутто и ее муж Азиф Зардари были обвинены в укрывательстве доходов в Великобритании, Швейцарии и других странах. Премьер-министром нового правительства стал старейший политик Мерадж Халид. В феврале 1997 выборы принесли убедительную победу ПМЛ, завоевавшей свыше 2/3 депутатских мест в Национальном собрании, и дали возможность Шарифу сформировать кабинет министров. Ему удалось юридическим путем лишить президента права смещать правительство и прекращать деятельность законодательных органов. Легари был вынужден в декабре 1997 подать в отставку из-за несогласия с премьером по данному вопросу, а также по вопросу о составе Верховного суда. В том же месяце новым президентом страны был избран отставной судья Рафик Тарар. В мае 1998 Пакистан провел атомные испытания в ответ на аналогичные испытания в Индии, осуществленные месяцем раньше. США применили санкции против обеих стран, что особенно чувствительно сказалось на Пакистане с его слабой экономикой. Премьер-министр столкнулся не только с экономическими трудностями, но и с противодействием предложенным им конституционным изменениям, согласно которым установления ислама должны играть главенствующую роль при интерпретации законов Конституции. Поскольку у властей появляется возможность трактовать, какие из их декретов базируются на мусульманском праве, исполнительные федеральные органы фактически выводятся из-под юридического контроля со стороны государства. Оппоненты правительства указывают, что тем самым создается угроза возрождения в Пакистане диктаторского режима. В начале октября 1999 в Пакистане произошел военный переворот, во главе которого встал генерал Первез Мушарраф, сместивший Шарифа. Смещена была вся исполнительная власть как на федеральном, так и на местном уровне, во всех четырех провинциях. В результате этих событий членство Пакистана в Содружестве было приостановлено; ряд международных организаций (в том числе МВФ) предупредил о возможном прекращении финансовой помощи в том случае, если не будет восстановлен демократический режим правления.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • ПАКИСТАН
  • БЕЛЬГИЯ

Полезное

Консультации по путешествиям в Пакистан

Travel. State.Gov

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ США — БЮРО КОНСУЛЬСКИХ ДЕЛ

Travel.State.Gov >

Консультации по путешествиям > Консультации по путешествиям в Пакистан

Travel.State.Gov >

Travel Advisors > Pakistan Travel Advisors

Последнее обновление: переиздано с обновлениями медицинской информации.

Пересмотреть поездку в Пакистан из-за терроризма и межконфессионального насилия . Некоторые районы имеют повышенный риск. Прочтите весь информационный бюллетень.

Не посещайте:

  • провинцию Белуджистан и провинцию Хайбер-Пахтунхва (ХПК), включая бывшие Федерально управляемые племенные территории (ФУТП), из-за терроризма и похищения людей.
  • Непосредственная близость к Линии контроля из-за  терроризма  и  возможность вооруженного конфликта.

Сводка по стране : Террористические группы продолжают планировать теракты в Пакистане. Местная история терроризма и продолжающиеся идеологические устремления к насилию со стороны экстремистских элементов привели к неизбирательным нападениям на гражданские, а также местные военные и полицейские объекты. Террористы могут атаковать практически без предупреждения, нанося удары по транспортным узлам, рынкам, торговым центрам, военным объектам, аэропортам, университетам, туристическим объектам, школам, больницам, местам отправления культа и государственным учреждениям. В прошлом террористы нападали на американских дипломатов и дипломатические объекты.

Террористические атаки продолжают происходить в Пакистане, большинство из них происходят в Белуджистане и ХПК, включая бывшую ФУТП. Массовые теракты привели к многочисленным жертвам.

Ситуация с безопасностью в Пакистане улучшилась с 2014 года, когда пакистанские силы безопасности провели согласованные операции по борьбе с терроризмом и боевиками. В крупных городах, особенно в Исламабаде, больше ресурсов и инфраструктуры для обеспечения безопасности, и силы безопасности в этих районах могут с большей готовностью реагировать на чрезвычайные ситуации по сравнению с другими районами страны. Хотя угрозы все еще существуют, теракты в Исламабаде случаются редко.

Правительство США имеет ограниченные возможности для оказания неотложной помощи гражданам США в Пакистане из-за ситуации с безопасностью. Поездки государственного персонала США в пределах Пакистана ограничены, и дополнительные ограничения на передвижение государственного персонала США за пределами дипломатических учреждений США могут быть введены в любое время в зависимости от местных обстоятельств и условий безопасности, которые могут внезапно измениться.

Генеральное консульство США в Пешаваре не может предоставлять какие-либо консульские услуги гражданам США.

Из-за рисков для гражданской авиации, работающих на территории или вблизи Пакистана, Федеральное авиационное управление (FAA) выпустило Уведомление о воздушных полетах (NOTAM) и/или Специальный федеральный авиационный регламент (SFAR). Для получения дополнительной информации гражданам США следует ознакомиться с Запретами, ограничениями и уведомлениями Федерального управления гражданской авиации.

Прочтите страницу с информацией о стране, чтобы получить дополнительную информацию о поездках в Пакистан.

Если вы решите поехать в Пакистан: 

  • Прочтите страницу Государственного департамента о COVID-19, прежде чем планировать любую международную поездку, и посетите веб-страницу посольства США    для получения информации о COVID-19 для конкретной страны.
  • Посетите наш веб-сайт, посвященный поездкам в зоны повышенного риска.
  • Следите за своим окружением и местными событиями.
  • Изменяйте маршруты и сроки поездок, особенно для рутинных поездок.
  • Будьте внимательны к своему окружению, особенно вокруг общественных рынков, ресторанов, правительственных и военных учреждений и других мест.
  • Зарегистрируйтесь в Smart Traveller Enrollment Program (STEP), чтобы получать оповещения системы безопасности и упростить поиск вас в чрезвычайной ситуации.
  • Следите за новостями Государственного департамента в Facebook и Twitter.
  • Ознакомьтесь с отчетом о национальной безопасности для Пакистана.
  • Посетите страницу Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), чтобы получить последнюю информацию о состоянии здоровья в поездке , связанную с вашей поездкой.
  • Граждане США, выезжающие за границу, всегда должны иметь план на случай непредвиденных обстоятельств. Просмотрите контрольный список путешественника.

Провинция Белуджистан – Уровень 4: Не путешествовать

Не путешествовать в провинцию Белуджистан. Активные террористические группы, активное сепаратистское движение, межконфессиональные конфликты и смертоносные теракты против мирных жителей, государственных учреждений и силовых структур дестабилизируют провинцию, включая все крупные города. В 2019 году в провинции Белуджистан произошло несколько взрывов, в результате которых пострадали и погибли люди.

Посетите наш веб-сайт, посвященный поездкам в зоны повышенного риска.

Провинция ХПК, в том числе бывшая ЗВПТ – Уровень 4: Запрет на поездку

Не въезжать в провинцию ХПК, в которую входит бывшая ЗВПТ. Активные террористические и повстанческие группы регулярно совершают нападения на гражданское население, неправительственные организации (НПО), правительственные учреждения и силы безопасности. Эти группы исторически не делали различий между государственными чиновниками и гражданскими лицами. Обычны попытки убийства и похищения людей, в том числе нападения на группы по ликвидации полиомиелита.

Посетите наш веб-сайт, посвященный поездкам в зоны повышенного риска.

Вблизи линии контроля – Уровень 4: Не ехать

Не ехать на индийско-пакистанскую границу. Известно, что в этом районе действуют группы боевиков. Индия и Пакистан сохраняют сильное военное присутствие по обе стороны границы. Индийские и пакистанские вооруженные силы периодически обмениваются перестрелками и артиллерийским огнем через линию контроля (ЛК). Единственный официальный пункт пересечения границы между Пакистаном и Индией для лиц, не являющихся гражданами Индии или Пакистана, находится в провинции Пенджаб между Вагой, Пакистан, и Атари, Индия. Путешественникам рекомендуется подтвердить статус пограничного перехода до начала поездки. Для въезда в Индию требуется индийская виза, а визовые услуги на границе не предоставляются.

Посетите наш веб-сайт, посвященный поездкам в зоны повышенного риска.

Последнее руководство CDC по международным поездкам для вакцинированных людей можно найти здесь.

Текущая ситуация в Пакистане

Информационный бюллетень USIP

Вторник, 11 августа 2020 г.

Тип публикации:
Информационный бюллетень

Поделиться

Распечатать страницу

Пакистан по-прежнему сталкивается с многочисленными источниками внутренних и внешних конфликтов. В то время как случаи внутреннего терроризма сократились, отчасти благодаря мерам, принятым пакистанским государством, экстремизм и нетерпимость к разнообразию выросли.

Государство в некоторой степени признает, что для противодействия этой тенденции необходимы не просто кинетические ответные меры, а целостная контртеррористическая политика. Растущий экстремизм подпитывается узким видением национальной идентичности Пакистана, что угрожает перспективам социальной сплоченности и стабильности страны. Неспособность государственных институтов надежно обеспечить мирные способы разрешения недовольства побуждает группы искать насилие в качестве законной альтернативы.

Несмотря на то, что в 2013 и 2018 годах происходили мирные политические переходы, страна по-прежнему сталкивается с нарастающим долговым кризисом и постоянным торговым дисбалансом на экономическом фронте. Кроме того, громкие споры Пакистана с соседними Индией и Афганистаном периодически приводили к насилию и продолжают представлять угрозу региональной и международной безопасности.

Работа USIP

Институт мира США проводит исследования и анализ и содействует диалогу в Пакистане с 1990-х годов, с присутствием в стране с 2013 года. Институт работает над тем, чтобы обратить вспять растущую нетерпимость Пакистана к разнообразию и повысить социальную сплоченность. Он поддерживает местные организации, которые разрабатывают инновационные способы построения мира и продвигают идеи инклюзивности с использованием средств массовой информации, искусства, технологий, диалогов и образования.

USIP сотрудничает с государственными учреждениями в их стремлении более чутко реагировать на потребности граждан, что может снизить склонность к использованию насилия для разрешения недовольства. Он поддерживает работу пакистанцев по улучшению отношений между полицией и населением, расширению доступа к правосудию и укреплению инклюзивных демократических институтов и управления.

Институт поддерживает исследования в Пакистане, чтобы лучше понять движущие силы мира и конфликтов. USIP работает над поддержкой и формированием международной политики и программ, которые способствуют миру и терпимости в Пакистане, между Пакистаном и его соседями, а также между Пакистаном и Соединенными Штатами.

Работа USIP в Пакистане включает:

Улучшение отношений между полицией и населением для обеспечения эффективного правопорядка

Пакистанская полиция борется с плохими отношениями с общественностью, которые характеризуются недоверием и жестоким обращением. В результате была затруднена эффективная работа полиции. USIP сотрудничает с национальными и провинциальными управлениями полиции, чтобы помочь в налаживании отношений между полицией и населением и укреплении полиции в Пакистане посредством обучения, наращивания потенциала и взаимодействия с социальными сетями. Усилия привели к созданию основы для законодательной реформы и более 160 миллионов взаимодействий в социальных сетях.

Создание устойчивых механизмов для диалога, критического мышления и воспитания в духе мира в университетских городках

В настоящее время 64% населения Пакистана моложе 30 лет. Среди них молодежь, имеющая доступ к высшему образованию, обладает непропорциональным влиянием в обществе. Однако разрозненная система образования Пакистана не допускает взаимодействия между различными группами или университетскими городками, что ведет к нетерпимости, а в некоторых случаях и к радикализации. Чтобы справиться с растущей нетерпимостью к разнообразию в университетских городках, USIP сотрудничает с гражданским обществом и государственными учреждениями для поддержки программ, создающих устойчивые механизмы для диалога, критического мышления и воспитания в духе мира. Цель состоит в том, чтобы расширить возможности молодых людей как следующего поколения миротворцев.

Помощь пакистанцам в восстановлении традиций толерантности для противодействия требованиям экстремистов к насилию

В Пакистане религиозная воинственность подорвала традиционную культуру музыки и поэзии, поощряющую свободу выражения. USIP поддерживает местных культурных лидеров в возрождении представлений и контента, которые поощряют толерантное сосуществование. Большая часть контента, поддерживаемого USIP, стала вирусной в социальных сетях, а некоторые видео набрали более 4,5 миллионов просмотров на Facebook.

Поддержка мирных выборов для противодействия насилию

В преддверии всеобщих выборов 2018 года USIP поддержала усилия по продвижению мирных выборов, уделяя особое внимание молодежи и женщинам. Один из партнеров USIP разработал кампанию в социальных сетях, которая предоставила доступное гражданское образование об избирательных правах и процессах, включая способы подотчетности для предотвращения насилия, связанного с выборами, и его многочисленных последствий. Несколько видеороликов, созданных программой, стали вирусными, и в общей сложности кампания охватила более 19 миллионов человек.

Созыв мирных заинтересованных сторон

USIP провела более 45 мероприятий и политических диалогов по Пакистану в Вашингтоне с 2016 года. Среди прошлых выступавших были бывший премьер-министр Пакистана Наваз Шариф (дважды), нынешний министр иностранных дел Шах Махмуд Куреши и нынешний министр финансов Асад Умар, среди прочих. Наши мероприятия включают в себя семинары, закрытые беседы и брифинги, рабочие группы старших руководителей по вопросам политики, которые направляют свои обсуждения непосредственно правительству США, а также диалоги высокого уровня по направлениям 1. 5 и 2.

Во время своей первой официальной поездки в Вашингтон после вступления в должность в 2018 году премьер-министр Пакистана Имран Хан выступил перед американскими политиками, учеными и дипломатами в Институте мира США после переговоров с президентом Трампом.

Связанные публикации

Пакистан только что пережил крупный военный переход. На прошлой неделе премьер-министр Шахбаз Шариф назначил генерала Асима Мунира новым главнокомандующим мощной армией страны, сменив Камара Баджву, который занимал этот пост шесть лет. Мунир — бывший глава могущественной разведывательной службы Пакистана, Межведомственной разведки (ISI), а до этого глава военной разведки страны. В ядерном Пакистане с пятой по величине армией в мире и историей военного правления командующий армией, как правило, является самым влиятельным лидером — иногда даже воспринимается как фактический лидер из-за значительного влияния на внутреннюю и внешнюю политику Пакистана.

Тип:
Анализ и комментарии

военно-гражданские отношения; Демократия и управление; Глобальная политика

Генерал Асим Мунир был назначен новым главой вооруженных сил Пакистана на этой неделе — должность, которую часто считают фактическим лидером страны. В напряженной политической обстановке «первой задачей Мунира будет выяснить, каков баланс между гражданскими и военными в Пакистане», — говорит Таманна Саликуддин из USIP.

Тип:
Подкаст

Дезинформация и теории заговора стали основой мейнстримной политики во многих странах мира — как демократических, так и автократических. Пакистан не исключение. В этом отчете рассматриваются причины широко распространенной в Пакистане веры в дезинформацию, особенно дезинформацию националистического толка, а также последствия для отношений страны с ее соседями, риск международных или внутренних конфликтов и отношение ко многим группам этнических меньшинств Пакистана. В отчете также обсуждаются шаги, которые политики могут предпринять для противодействия дезинформации.

Тип:
Специальный отчет

Анализ и предотвращение конфликтов

На этой неделе международное сообщество собралось в Египте на Конференцию ООН по изменению климата (COP27), где в течение следующих двух недель будет обсуждаться ряд вопросов, включая потери и ущерб, климатическое финансирование, адаптацию и смягчение последствий.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *