Разное

От экологии природы к экологии души классный час: Конспект классного часа на тему «От экологии природы к экологии души»

Конспект классного часа на тему «От экологии природы к экологии души»

Классный час в 9 классе на тему: «От экологии природы к
экологии души».

Цель:

  • расширить представление детей об экологических законах;
  • Показать
    взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

  • Сформировать
    и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.
  • Развивать
    познавательную активность, мышление, творческое воображение,
    положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.
  • Воспитать
    основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за
    свои поступки, активной жизненной позиции.
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к
    родной природе;
  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере
    природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к
    природе;
  • побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к
    пропаганде экологических идей.

Оборудование: компьютер
(фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения,
памятка экологического календаря.

На
доске тема: «От экологии природы к экологии души» 
(спрятана)

Эпиграфы:

«Счастье
– это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». (Л.Н.Толстой)

«Я сорвала цветок – и
он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что
прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)

“Кто не любит природу,
тот не любит человека”. (Ф.М.Достоевский.)

“Охранять природу –
значит охранять родину”. (М.М.Пришвин.)

“Никогда не поздно
посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с
раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Г.Паустовский.)

«Для того чтобы жить —
человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок…» (Г.Х. Андерсен)

“Теперь, когда мы уже
научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

Методы: Словесные,
наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные,
групповые.

Ход
занятия.

Учащиеся входят в кабинет под музыку гр.Лесной Пегас

 «Православный гимн экологов» (1 мин 35 сек)

I.           
Организационный этап.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть
(надеюсь, вы тоже?) Я очень рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Сегодня
мы с вами проживем вместе классный час. Именно «проживем», так как я надеюсь на
ваше активное участие.

II.
Постановка проблемы, темы и цели занятия.

— Предлагаю вам в
начале нашей встречи просмотреть видео-презентацию, которую я подготовила  с
вашей  помощью.

(презентация
с музыкой, 1.04мин)

— Так уж устроен человек, что он любит
мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять… Я думаю,
что каждый из вас задумывался об этом. Но какими бы ни были ваши планы и мечты,
они неразрывно связаны с нашим общим домом – планетой Землёй

— Когда произносишь эти
слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во
вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном
пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть
таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о
друге, помогать, защищать, любить…

— Все мы, живущие на
Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже
только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не
может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только
двое во вселенной.

— “Если
любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов
звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым…”

– так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

— Окружающий нас мир
насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более
знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать,
пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

— Я предлагаю вам
посмотреть фильм и попробовать пропустить его через свою душу (демонстрация
фильма «Экология (проблема земли)» https://www.youtube.com/watch?v=00k3e3B57M0
3.07мин)

— Опишите свои чувства
после просмотра (ответы учащихся) 

— Какие проблемы мы
будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические и эстетические)

— Предложите варианты
темы занятия (ответы учащихся)

 Все ваши
варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали
ли ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

— Как вы понимаете, что
такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)

— Как бы вы
сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III.
Актуализация знаний учащихся.

— Ни для кого не секрет,
что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы
начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы
человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это
придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в
том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от
потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в
экологической культуре.

— Вашему вниманию
предлагается прослушать стихотворение И. Трофимовой и назвать проблему, которую
осветила поэтесса (видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=pwYefpZ-Dq4 
отрывок1.23мин)

Чтоб
радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А
Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас
же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь
фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго
ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти
поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

·        
Какие чувства
вызвало у вас стихотворение?

·        
Какая проблема
обозначена в этом стихотворении?

— Что вы знаете об
экологии, как о науке? (ответы учащихся)

— Всё верно.  Я, в свою
очередь, хочу добавить, что эта наука пытается найти ответы на вопросы: что
можно брать у природы, и как это правильно сделать?

Скажите: Входя
в свой дом, вы снимаете обувь? А куда вы ставите ботинки? Может быть на стол? Глупые
вопросы, правда? Мы дорожим порядком и мирными отношениями в доме. Так почему
же в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя, как хулиганы?
(Ответы учащихся)

 Есть ли
здесь люди, которые думают, что кладовая природы неисчерпаема и её богатства
безграничны?

 Возможно,
вы думаете, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли?

Тогда вы
должны знать, что Природа живет по своим законам. Эти законы не в силах
отменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их,
уважать и использовать.

Каковы
же законы экологии?

Наверное,
они очень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их?

IV.
Работа по группам.

— Давайте
попробуем сформулировать эти законы. А для этого вам нужно разделиться на 4
группы: Каждой группе предложена  1 ситуация, в которой заключен закон
экологии! Вам необходимо его сформулировать для этого у вас есть подсказка в
конверте – это буквы, из которых необходимо  составить предложение (Время
работы 3 мин)                                       

Звучит
музыка «Гимн экологии» (3.13мин)

 

1 ситуация.

Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но
в лесу были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту
«нечисть»!» — в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел
рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом
его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен комарами.

 Какой
же экологический урок дал старый рыбак молодому?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и
рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии,
всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама
регулирует количество всех живых организмов.

 

Да, в
природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Экологические факты:

Ара́льское море расположенное на границе Казахстана и Узбекистана.
С 1960-х годов уровень моря (и объём воды в нём) стал
быстро снижаться, одной из причин этого — забор воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения, конкретнее полив хлопка

До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире.

— В Китае были уничтожены миллионы
воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали
покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных
птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается,
ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит,
предотвращали эпидемии.

ИТАК, озвучьте первый закон экологии:

«ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ» (на доску)

2  ситуация.

Растения поглощают углекислый газ и, в
процессе фотосинтеза производят кислород, которым дышат все живые организмы.  Многие
животные питаются растениями, которым необходима плодородная почва,
образующаяся в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, питающихся
останками погибших животных и растений. Ни одно органическое вещество в природе
не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Любое вещество просто перемеща­ется с места на
место, переходит из одной молекулярной фор­мы в другую, влияя при этом на
жизненные процессы живых организмов. Вопреки этому появились соединения,
не перерабатываемые бактериями.

Примерные ответы детей:

Получается своеобразный круговорот.
Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга. В них имеются
механизмы, восстанавливающие равновесие при его нарушении.

Ничто не исчезает бесследно.

Вопреки этому закону человек создал (и
продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную
среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее, например полиэтилен,
пластмассы.

Природа
просто не знает, что с ними делать. Идущие в отходы химические соединения
накапливаются и загрязняют нашу Планету. То есть человек движется по пути:
ресурс – продукт – отход.

Мусор – это неразумно израсходованные
природные ресурсы.

 

— На каждого из 7 млрд жителей нашей планеты
приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся за год
мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы
гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы (5642
м). Не менее загрязнён и океан.

Итак, озвучьте ВТОРОЙ ЗАКОН экологии

«Всё должно куда-то деваться» (на доску)

Простой пример.

— Сухая батарейка после сравнительно
недолгого использования выбрасывается в контейнер, откуда попадает на свалку и
сжигается. При сжигании находящаяся в ней ртуть испаряется и вместе с дымом
разносится по округе. Дождем или снегом соединения ртути заносятся в ближайший
водоём, где и оседает на дно. Здесь их перерабатывают бактерии, превращая в
металлическую ртуть, которая распределяется в воде и поглощается рыбой. Не
участвуя в процессах жизнедеятельности, это ядовитое вещество накапливается сначала
в органах рыбы, а затем и в органах питающихся рыбой людей.

 

— Огромные количества веществ, например,
нефти и руды, извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в
окружающей среде.

Так как эти вещества не участвуют в
процессах жизнедеятельности и ядовиты, то они приводят к различным серьёзным
заболеваниям.

 

3
ситуация

Что напоминают по форме подводные лодки? Почему человек начал
сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы? Почему парашюты
напоминают пушинки одуванчиков? Природа — гениальный  инженер-технолог!  Еще древнегреческий философ Демокрит (ок. 460-370
годов до н. э.) отмечал, что люди в своей изобретательской деятельности
подражали природе. «От животных,- писал он, — мы путем подражания
научились важнейшим делам, [а именно, мы — ученики паука] [подражая ему] в
ткацком и портняжном ремеслах, мы ученики ласточек — в построении жилищ и певчих
птиц, лебедя и соловья — в пении… Природа сама научает нас сельскому
хозяйству…».

Примерные ответы детей:

Суть
этого за­кона в том, что все созданное природой – совершенно.  Человек учится у
природы. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или ве­ществом,
как его можно использовать, это не значит, что дан­ное явление или вещество
бесполезно. Человек еще не «до­рос» до полного понимания всех природных
процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что
он и природа – единое целое.

Третий закон
экологии «Природа знает лучше»

 — Третий закон говорит о том, что, пока нет
абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно
человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко
вредим природным системам, пытаясь их улучшить.
Примером может служить всё тоже  Аральское море.

4 ситуация.

Промышленно развитые страны остро нуждаются в
энергии. Ее потребление увеличивается с каждым годом, так же, как и цена. Дрова, уголь,
нефть и газ – всё это невозобновимые, истощаемые источники энергии. Трудно предположить,
на сколько ещё хватит этих ресурсов. К чему приводит не разумное их
использование?  Уже давно
установлено, что из-за добычи полезных  ископаемых изменятся общий
геологический  круговорот Земли.  Рост
числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары,
засуха и т. д. В США в штатах Оклахома и Арканзасе  добыча
нефти и газа является прямо пропорциональной огромному числу землетрясений
,
этот факт доказан учеными еще в 2009 году. А
в 2013 году было зафиксировано ряд землетрясений, которые связываются
учеными именно с добычей ископаемых. В частности, в Кемеровской области
полностью остановлены работы под землей по добыче полезных ископаемых.
Геологическая служба тогда зафиксировала толчки общей магнитудой до 5,3 рядом с
местом проведения добычи. А когда началась сейсмическая активность, тут же
заморозили все работы по добыче угля, жертв тогда не было, но мировое
сообщество сделало выводы о связи землетрясений с добычей ископаемых в шахтах.

Также известен тот факт, что при сгорании топлива образуется
углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит?
Глобальное потепление климата!

Примерные ответы детей:

Глобальная
эко­логическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либо
взять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено.
Таких платежей невоз­можно избежать, они могут быть только отсрочены.

Мы отбираем жизнь у планеты.

Человек неразумно тратит
энергию. За все надо платить.

 

Четвёртый
закон — «
Ничто не даётся даром»

 

— Вспомните: Чернобыль – плата за дешёвую электроэнергию!

 

Итак,
четыре закона экологии. А сформулировал их американский учёный Барри Коммонер.

Как видим, природа очень жестоко
наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего
четыре. Их так легко запомнить!

(Повторить).

Экологическая культура заключается в том,
чтобы знать и выполнять эти законы.

 

V. Заключительная
беседа «Что можем сделать мы сейчас?».

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: «Запомни,
есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в
порядок свою планету»

 

Посмотрим
вот такой социальный ролик: https://www. youtube.com/watch?v=4mGpxsq8j3U
(1.34мин)


какие выводы вы можете сделать из этого ролика?


что можем сделать мы вместе и каждый из нас в отдельности для нашей планеты?
(ответы учащихся)

 

— Жил
один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у
меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю,
скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил…  как вы думаете что?
(ответы учащихся)

«ВСЁ
В ТВОИХ РУКАХ».

Давайте же помнить об этом всегда.

А чтобы не забыть, запишите ваши
впечатления от занятия, мысли, чувства, пожелания и т.п. на листах бумаги (в
виде ладошки) позже когда вы будете уходить, прикрепите их на наш плакат
(нарисован учащимися)

VI.
Итоговый этап.

Сегодня мы говорили о законах
экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак
экологической культуры. Но этого не достаточно.  Нужна ещё и экология души.

— А теперь вернитесь к
эпиграфам нашего занятия и скажите: согласны ли вы с этими высказываниями,
подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ (ответы учащихся)

— Вы
знаете, что 2017 год объявлен годом экологии. И я хочу раздать вам подарки в
виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках природы. 
Всем спасибо! До новых встреч!

Уходят под музыку «Гимн экологии»

16 сентября -Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября -День леса.

27 сентября -День моря.

4 октября -День защиты животных.

29 декабря -День 6иологического разноо6разия.

22 марта -Всемирный день воды.

1 апреля -День птиц.

18-22 апреля -Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля -День Земли.

5 июня -День охраны окружающей среды.

17 июня -День борьбы с опустыниванием и засухой.

 

Классный час на тему: «От экологии природы к экологии души»

(занятие с учащимися 16-17 лет)

Цель:

Задачи:

  • Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.

  • Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.

На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)

Эпиграфы:

“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)

«Для того чтобы жить — человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок…» (Г.Х. Андерсен)

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные, групповые.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

— Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и всегда будет успешно. Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Здравствуй, сосед!» улыбка + комплимент. Они ничего не стоят, но многое дают.

Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, судя по комплиментам, вы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.

II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить…

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

Живая душа природы”. “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым…” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

— Я предлагаю вам посмотреть фильм и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация фильма) http://www.moyapartiya.ru/video/yekologija/yekologija-problema-zemli-ecology-the-problem-of-the-earth.html

— Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)

— Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)

— Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)

Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

— Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)

— Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний учащихся.

— Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

— Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой — усугубляют экологические проблемы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

— Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

— Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания»)

До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.

Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.

Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.

Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость…
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты…
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!

— Назовите проблему. (ответы учащихся)

IV. Работа по группам.

— Предлагаю вам поделиться на 5 групп и поработать в них. Ваша задача- разгадать загадки и выбрать вариант ответа на вопрос из карточки. Время работы 5 минут.

Карточка № 1.

  1. Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.

  2. Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?

  3. Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

  4. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.

Карточка № 2.

  1. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

  2. Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.

  3. Не зверь, не птица, а в избу просится.

  4. Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.

2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопища полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.

Карточка № 3.

  1. Иди, иди, а конца не найдешь.

  2. Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.

  3. Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.

  4. Что в руках не удержать?

3.Когда же день именин у Земли?

а) 22 декабря;
б) 22 июня;
в) 22 апреля.

Карточка № 4.

  1. Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.

  2. Что выше леса, краше света, без огня горит?

  3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

  4. Кругом вода, а с питьем беда.

4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?

а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и подсоленое;
в) очень древнее и глубокое.

Карточка № 5.

  1. Сито вито, решетом покрыто.

  2. Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.

  3. Горя не знает, а слезы проливает.

  4. На всех садится, никого не боится.

5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?

а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут

(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).

— А теперь общий вопрос для всех:

— Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?

а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.

(ответ учащихся)

— Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, и, будучи специалистом в области экологии, с ним нельзя не согласиться.

— По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

— ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

V. Беседа о нравственности.

— Вашему вниманию предлагается слайд. Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова. (показ слайда)

Прости, Земля, прости, прости, прости.

Мы, люди, так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести.

На многое смотрели и… не видели.

(Ответы учащихся: прости, земля, люди, обидели, груз совести).

— Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

— Как вы понимаете, что такое “нравственность”? (ответы учащихся)

— Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.

(Один учащийся читает отрывок из поэмы Р. Рождественского “Монолог царя зверей”)

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки…
Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей.
И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я – последний из львов, но пускай за меня говорят —
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину…
Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат – человек.
Только где и когда ты встречал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.
Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?
Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки.
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Всё твоё на планете! а нашего – нет ничего.
Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:
Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи…

Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю этой печальной земли.
Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут…

Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..
Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.
Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.

И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается…
Я с седеющей гривы срываю корону царя!
И реву от бессилия… А что мне еще остаётся?

— Какие чувства у вас возникли? (ответы учащихся)

— “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

— А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

— Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: «как аукнется, так и откликнется», — так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

VI. Итоговый этап.

— А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)

— В завершении нашего с вами занятия прочту несколько высказываний.

— Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

— «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е.Л. Прасолова

— Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

— Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

— Хочу раздать вам подарки в виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках природы. Всем спасибо за участие!

16 сентября

Список литературы:

  1. «Сибирский экологический журнал». Новосибирск, 2012. № 3

  2. Толковый словарь по охране природы / Под ред. В.В. Снакина. – М.: Экология, 1995. – 191 с.

  3. Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

  4. Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

  5. http://jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html

  6. http://www.rogdestvenskij.ru/

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Душа в почву: курс пермакультуры для внутренней экологии и личного развития

От души к земле: курс пермакультуры для внутренней экологии и личного развитияsarah@villagewitch. org2022-04-20T18:07:38+00:00

Сертификационный курс по дизайну пермакультуры

для личного развития

Курс пермакультурного дизайна «От души к почве» для социальной экологии и личного развития включает в себя полный сертификационный курс по дизайну пермакультуры продолжительностью более 72 часов, а также более 70 часов комплексного обучения йоге, траволечению, изучению Земли. Духовность и личностное развитие.

Учась на земле, студенты будут погружены в экологический образ жизни и преобразующее образование в Центре отдыха Пачава вместе с опытными профессионалами в области пермакультуры и наставниками Сарой Ву и Эдуардо Терзидисом. Каждый день мы будем проходить учебную программу по пермакультуре, изучая основы философии пермакультуры, науки о Земле, стратегии проектирования поселений и подходящие методы создания многолетних пищевых систем в домашних садах. Сделав несколько шагов глубже, Сара познакомит студентов с волшебным миром фитотерапии, глубоко погрузившись в практику подготовки и работы с лекарственными растениями на домашнем и семейном уровне для здоровья, благополучия и сезонных ритуалов. Ежедневные занятия йогой, внутренней экологией и медитацией под руководством Эдуардо помогут на пути к целостному здоровому образу жизни и пермакультурному образу жизни.

Темы. Диета и сознательная всеядность
Пищеварение и микробиом человека
Науки о Земле
Земляные работы
Этика и принципы пермакультуры
Ферментированные продукты
Еда и выращивание трав
Теория Гайи и экопсихология
Дизайн сада
Травничество как активизм
Домашний и общественный травник
Гуманитарные системы и системы отходов
Комплексная борьба с вредителями
Введение и социальная история пермакультуры
Введение в травничество
Пермакультура
Лунные ритмы
Материя медика
Изготовление лекарств
Микология
Наблюдение и чтение карт
Закономерности в природе
Многолетние поликультуры и регенеративное сельское хозяйство
Уход за растениями и методы размножения
Растения и грибы для репродуктивного здоровья
Идентификация растений
Изучение ландшафта и анализ местности
Ресурсы и масштаб устойчивости
Уход за мелкими животными
Почвоведение и компост
Деревья и продукты питания Лесная экология
Городская пермакультура
Водные системы и гидрологический цикл
Этика дикого ремесла
Зоны и сектора

Практические занятия:

Изготовление компоста
Культурные продукты
Садовый проект
Изготовление лекарств
Создание священного пространства
Посадка семян

Медитации, движения, ритуалы и другие мероприятия:

Глубокая экология Визуализация под руководством 9007 Выпускной вечер 7 Духовные ритуалы
Новолуние и полнолуние
Новолуние и Полнолуние Лекарственные медитации
Круги обмена
Круги песен
Йога

Экскурсии:

Ястреб и боярышник
Дикое изобилие
Горная ферма трав

Ведущие фасилитаторы

Лаура «Лала» Палмиери…

Выступает в роли биолога, исследователя ботаники, травника, садовника, пермакультуриста, учителя и биотехнолога, всю жизнь работающего с растениями и грибами.

Она выросла в оазисе в городе Гватемала, выращивала орхидеи, строила зеленые стены и озеленяла город. Она мигрировала в Коста-Рику на последние 6 лет и в настоящее время находится в горах недалеко от Чиррипо, землях вечных вод.
Она провела свои годы в диалоге с природой и подпитывала свою страсть к интеграции научных знаний и связи со всеми существами, чтобы помочь человечеству.

Она создала Плетение Лекарства , объединяющие травы с лекарственными грибами для укрепления иммунной системы, питания реакции нервной системы на стресс и балансировки наших конституциональных проблем. Этот подход к здоровью объединяет знания многих древних учителей и традиций, а также духовность с Природой, наукой и алхимией посредством преобразования элементов.
Ее страсть к общественной жизни побудила ее на несколько лет стать частью Punta Mona and Fungi Academy. Преподавание и проведение травяных клиник и программ по пермакультуре, траволечению, ботанике, ферментации, а также лекарственным грибам и их выращиванию с регенеративным подходом к Земле и методами, доступными для большинства. Она сыграла большую роль в создании Envision и Cosmic Converge Herbal First Aid Clinics , лечебных клиник в Гватемале для пострадавших от извержения вулкана и постоянно разрабатывает лекарства, предлагаемые в Гватемале и Коста-Рике, поддерживая многих существ на их пути.

Она служит нашим естественным союзникам, помогая нам прислушиваться к своему телу и присоединяясь к этой коллективной миссии по заботе о нашей планете. Она хочет поделиться своей страстью и любовью к природе, чтобы вместе мы могли проводить друг друга домой.

Сара Ву

Сара — увлеченный образовательный куратор, фасилитатор и наставник, работающий со взрослыми учащимися любого происхождения. Сара Ву 22 года изучает и практикует науку, искусство и ремесло планетарной эклектичной фитотерапии. Ее основа в западных традициях волхвов под влиянием энергетики ТКМ, и она активно практикует клиническое травничество в Неотропиках в течение 13 лет. Имея в своем портфолио 28 и более 75-часовых курсов по дизайну пермакультуры (PDC), она написала и разработала уникальный 200-часовой курс 9. 0110 Пермакультура на пути травника , объединяющая два широких междисциплинарных исследования в целостную системную перспективу здоровья человека по отношению к миру природы. Ведущий других обширных 100-часовых курсов по пермакультуре, посвященных человеческому, культурному и общественному развитию, в частности, «От души к земле: PDC для личного развития» и PDC для социального воздействия: травничество и активизм . Она преподает все аспекты фитотерапии из Materia Medica, этноботанику, изготовление лекарств, рецептуры и анатомию/физиологию. Она преподает архетипический символизм и рассказывание историй для личного размышления с помощью Таро.

Производитель в душе, Сара любит курировать курсы, семинары и мероприятия, специально предназначенные для сообщества, глубокой экологии, регенеративного дизайна и целостного здоровья, в которых участвуют разнообразные и динамичные фасилитаторы. Дружелюбная деревенская ведьма, соучредитель/продюсер Envision Festival , Коста-Рика. Она основала Envision  Обучение в клинике оказания первой помощи на травах , в которой сочетаются традиционная аллопатическая и естественная альтернативная первая помощь. Основатель/производитель Лекарства с края: конвергенция тропических трав (2014-2017), посвященный объединению эклектичных лечебных традиций Латинской Америки. Сара является постоянным преподавателем Центра регенеративного дизайна и ботанических исследований Пунта Мона, а также членом женской гильдии пермакультуры. Она училась у многих лидеров возрождения западного травничества, таких как Дэвид Уинстон, Розмари Гладстар, Пол Бергнер и 7Song, и работала в сфере оказания помощи в Гватемале и в организации Natural Doctor’s International на острове Оматепе, Никарагуа.

Полгода Сара живет автономно в своей усадьбе площадью 2500 квадратных метров в невысоких горах Коста-Рики, а другую половину года — в прибрежных горах региона Марке в Италии.

СКИДКА ЗА РАННЮЮ ПТАШКУ! 1250 € (1525 $)

Внесите депозит до 21 июня и Сэкономьте 350 € (425 $) НА ОБУЧЕНИИ

Полная стоимость за студента: 1600 € (1950 $) в курс дизайна пермакультуры почвы включает:

– Сертификационный курс по дизайну пермакультуры 72+ часов + сертификат по окончании
– 25+ часов изучения трав
– 25+ часов изучения личностного развития и духовности Земли
– Содержание и материалы курса, все лекции, форумы и мероприятия
– Студент руководство
— Cacao party
— 21 день трехразового вегетарианского питания плюс кофе, чай и закуски.
– включает все содержание курса, материалы и мероприятия
– трехразовое вегетарианское питание
– проживание в палатках
— У студентов есть возможность улучшить свое жилье до комнаты в квартире или встроенного грузовика.

Доступно за дополнительную плату: транспорт приезда и отъезда, услуги прачечной.

Мы просим внести НЕВОЗВРАТНЫЙ залог в размере 300 евро (365 долларов США) для удержания вашего места.
Окончательный расчет производится наличными по прибытии.
В случае закрытия или каких-либо задержек, связанных с COVID, все депозиты будут сохранены и доступны в качестве кредита в течение одного года для перехода на другой курс с Эдуардо и Сарой. В случае, если перенос сроков невозможен, 50% депозита в дополнение ко всем банковским сборам и комиссиям за перевод будут удержаны, а остаток возвращен.

напишите нам: [email protected]

Поэзия и окружающая среда | Фонд поэзии

Назад к предыдущему

коллекция

Современные поэтические подходы к миру природы и экологии.

Иллюстрация Дианы Судыки.

Поэты-романтики, часто писавшие о красивых сельских пейзажах как об источнике радости, сделали стихи о природе популярным поэтическим жанром. При написании экологических стихов сегодня современные поэты склонны писать о природе шире, чем их предшественники, уделяя больше внимания негативным последствиям деятельности человека на планете. Критик Джей Парини объяснил в своем предисловии к Стихи для маленькой планеты : Современная американская поэзия о природе, «Природа больше не является деревенским убежищем поэта Вордсворта. … [это] сейчас насущный политический вопрос, вопрос выживания». В отличие от поэзии о природе, экологическая поэзия исследует сложные связи между людьми и природой, часто пишется поэтами, обеспокоенными нашим влиянием на мир природы. Поэты сегодня служат свидетелями изменения климата, привлекая внимание к важным экологическим проблемам и выступая за сохранение и сохранение.

В этом сборнике мы собрали экологическую поэзию за последние 70 лет от первых представителей этого развивающегося жанра, включая Уэнделла Берри и А.Р. Аммонов — более современным экопоэтам. Мы организовали эти стихотворения по их подходу к предмету, но, как вы увидите, эти деления несколько размыты, поскольку немногие из этих вопросов можно отделить от других. Чтобы предложить дополнительные дополнения, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Загрязнение и изменение климата

Индустриализация и урбанизация

  • Эд Роберсон

  • Правда Томас

  • Юсеф Комунякаа

  • Джей Парини

  • Хуан Фелипе Эррера

  • Мюриэль Ракейзер

  • Юлиана Шпар

  • dg nanouk okpik

Животные, находящиеся под угрозой исчезновения

Сохранение

  • Хуан Фелипе Эррера

  • Уильям Э. Стаффорд

  • Роберт Пак

  • Уильям Э. Стаффорд

  • Элиза Пашен

  • А. Р. Аммонс

  • Уильям Э. Стаффорд

  • Дениз Левертов

  • Гэри Снайдер

  • Роберт Хасс

После человечества

  • Робинсон Джефферс

  • Шерод Сантос

  • Уильям Э.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *