Разное

Образ жизни монголов: Глава 3 Быт и обычаи монголов. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники

Монгольская империя. Образование | ИРКИПЕДИЯ

 Вступление монголов на историческую арену оказало огромное влияние на судьбы многих народов. Свидетельства китайских источников позволяют проследить историю монголов в глубь веков. Прямое родство их с гуннами, о котором нередко пишут, не может на нынешнем уровне знаний считаться научно доказанным.

Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.). По исследованиям одних специалистов, монголы жили по южному берегу р.Амур, западнее впадения в Амур р.Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган, по мнению других, местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам, монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках. В тексте «Старой истории династии Тан» («Цзю Тан шу») сказано:

«Шивэй особый род киданей. Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ. Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а есть семнадцать правителей, которые зовутся мохэфу и наследственно правят ими, хотя и зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева ху (тальника? — Е.К.) и стреляют очень метко… Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся. Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога. В селениях своих строят небольшие дома, покрывая их сверху шкурами. Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников. Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков… В качестве домашних животных там водятся собаки и свиньи. Их откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга. Законы, регулирующие вступление в брак, [таковы]: жених прежде входит в дом невесты и работает там три года. По этой причине он может лично близко общаться с этой женщиной. Когда срок отработки кончится, то семья невесты выделяет им их долю имущества, муж и жена садятся в одну телегу и нагружают ее. С барабанным боем и плясками они вместе возвращаются [в дом мужа]… Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй…»

Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы.

В «Новой истории династии Тан» («Синь Тан шу») имеются дополнения о похоронных обрядах шивэй. Каждая группа шивэй строила большие навесы, на которые сверху клались трупы умерших. По умершим носили трехлетний траур. Если умирал правитель, то его преемником и наследником становился его сын, лишь в случае отсутствия у правителя сына на место умершего ставили сильного и решительного человека.

Ездили шивэй на телегах, запряженных быками. Жилища строили, сплетая стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шнурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей — их было мало — пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй, а не 9, как в «Цзю Тан шу».

Всех шивэй тюрки называли татарами. Последний этноним впервые встречается в древнетюркской надписи в честь Кюль—Тегина в 731-732 гг., затем — в китайских текстах IX в.
История собственно монгольских племен Х-ХI вв. — это история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязычных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.

Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или междоусобные войны.

Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, «над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги… Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности — Эргунэ-Кун. Значение слова кун — „косогор», а эргунэ — „крутой», иначе говоря, „крутой хребет»». Далее предание рассказывает, что в Эргунэ-Кун монголы размножились и стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде, именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских степей, к голубому Керулену, золотому Онону.

«И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь… зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот горный склон не расплавился».

Прародительница Чингис-хана, Алан-Гоа, родила пятерых сыновей.

Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое — после его смерти. Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были «отмечены печатью небесного происхождения». Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Маалих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал cвой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной «Алтан Тобчи», сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжими волосами и светлыми глазами.

В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища — квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в Х-ХI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.

Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в Х в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено «Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области», центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски — Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.

После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти платили зерном, шелком, деньгами.

К середине XII в. относится появление первого монгольского государства — Хамаг монгол улуса («Государства всех монголов»). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй, и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г. монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125 г. послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два посольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул—хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северу от р.Сининхэ, которая стала пограничной.

К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).

Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзуюань хуанди. Он объявил свой девиз царствования — Тянь-син, или «Расцвет, дарованный Небом». Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом го ван, или «князь государства», Аоло ответил отказом.

Большинство исследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В «Тайной истории» о Хабул-хане сказано: «Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана… стал ведать Амбагай-хаган». Амбагай-хаган имел титул «всенародного кагана и государя улуса». Монгольское улусун эджен, «государь улуса», если и не соответствовало китайскому хуанди, «император», то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу («государь государства»). Рашид ад-дин именует Хабул—хагана «монгольским ханом», «государем и правителем своих племен и подчиненных». Древние монгольские правители носили сяньбийско-жуаньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.

Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана. От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай-линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана. Все вместе это были «природные» монгольские ханы, или хаганы.

В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай-хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжина — Чингис-хана Тумбинай-сечена.

Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160 г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.

После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола. Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р. Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток найманами. Здесь они в значительной степени оказались монголизированными. Кереиты были христианами несторианского толка.

Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие — тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, «люди лесов».

Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве — верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огня Ут.

Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родоплеменным, обществом «военной демократии» и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол — рабы-мужчины, индже — рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро—монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу — пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, «пасли его коней», рабы Тоорил-хагана кереитского «пасли верблюдов и овец». Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. «Если раб не предан хозяину, — поучал Чингис-хан, — убить его».

Среди людей лично-свободных были люди богатые — баян и бедные — ядагу хувун. Они делились на людей своего урука — потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей — джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных — сайн хувун и простолюдинов — карачу. Среди благородных выделялись «золотые роды», природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов — аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, «китайско-алтайские», титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Темучжин — Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника. Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы: мерген («отличный стрелок из лука»), сечен («мудрый»), баатур («богатырь»), бука («силач»), бильге («мудрый») и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.

«Улус» как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, «народ, образующий государство—владение», и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса. Поэтому столь большое значение имело понятие «собрать улус». Во главе улуса, как правило, стоял хаган. Его опорой были его урук, сородичи, происходившие от общего мужского предка (свойственники, родня по бракам составляли другую группу — худа), и нукеры, дружина хагана (нукер — букв. «друг»), его гвардия. Нукеры управляли ставкой хагана (позже — орда), его сородичами — уруком, командовали гвардией хагана и его воинскими формированиями. Воинами руководили так называемые лучники и носители сабель. Из числа нукеров назначались управляющие хозяйством, стадами овец, конскими табунами и т.п., люди, которые управляли перекочевками. При хагане имелись конюшие, кравчие, черби (люди, ведавшие прислугой и домашними людьми хагана). Источники позволяют выделить в улусе XII в. три группы должностных лиц: тех, кто управлял ставкой хагана, тех, кто командовал его вооруженными силами, и тех, кто ведал хозяйством как самого хагана, так и всего улуса.

  1. История Востока. — М.: «Восточная литература» РАН, 1997.

происхождение народа, где и как живут, фото

Евгений Форов

  • Скопировать ссылку

Оглавление

[Скрыть]

История Жизнь Традиции Жилище Еда Одежда

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История

Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь

Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции

Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма — монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище

Монголы — кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.

Еда

Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван — блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока — яркие тому примеры.

Одежда

Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.

Читайте также:

  • Какая вера, религия и ритуалы в Гайане?
  • ​Национальный парк «Тимна»
  • Дворец Долмабахче в Стамбуле в 2021 году
  • ТОП 5 лучших отелей в Турции для романтического отдыха
  • Шри Ланка всё включено в Июле

Есть что добавить?

Дом и быт монгольских кочевников-скотоводов | Истории

  • Дата:
    26 августа 2021 г.
  • Автор:
    WWF-Азиатско-Тихоокеанская экспозиция

Эта статья была первоначально опубликована WWF-Asia Pacific Exposure.

Проживание в  ger , что в Монголии означает «дом» и чаще именуется «юртой» на английском языке, стало популярным во многих местах по всему миру. Но его происхождение лежит в Центральной Азии, особенно в степях Монголии. Созданная как переносной дом, юрта на протяжении тысячелетий была традиционной частью жизни кочевых скотоводов.

Строительство монгольской юрты начинается с круглого деревянного каркаса: сборки решетчатых секций стены, дверной рамы, прямых столбов крыши и короны, скрепленных веревкой. Затем этот деревянный каркас утяжеляют и задрапируют толстым войлочным покрытием, подвешенным к центру крыши, обычно сделанным из шерсти овец или других животных, которых пасут пастухи.

Этот крепкий, теплый дом можно построить менее чем за три часа — с последним штрихом монгольских мотивов — и готовым к использованию в качестве спальни, гостиной и кухни на срок до 15 человек, в зависимости от размера юрты. Когда для семьи наступает время переезжать, юрту можно разобрать на плоские блоки в течение часа или около того и унести для перестройки на другом месте. Где будет построен дом в следующий раз, зависит от травы, ветра и воды.

В пустыне Гоби — одном из самых суровых климатов в мире, где температура может колебаться от 113°F до -40°F — юрта служит очень функциональным убежищем, которое может согревать своих жителей в холодные зимы и охлаждать под палящее летнее солнце, но и позволяющее обтекать его сильным весенним ветрам. Благодаря передаваемой из поколения в поколение мудрости о своей естественной среде пастухи научились определять, когда, куда и как быстро перемещать свой дом и животных в условиях таких резких сезонных изменений.

Будь то чтение и предсказание погоды, идентификация, сбор и хранение дикорастущих растений для еды и лекарств, или понимание динамики между видами диких животных для управления популяцией, именно экологические знания, которыми обладают монгольские пастухи, помогли им обеспечить выживание. себя и свой скот в таком суровом климате.

Но так как изменение климата влияет на людей и дикую природу во всем мире, пастухи сталкиваются с непредсказуемым будущим. За последние 70 лет средняя температура в Монголии повысилась более чем на 2°C. Это особенно вредно в течение дзуд , периодическое погодное явление, при котором необычно сухое лето сменяется необычно холодной и сухой зимой. Из-за этих безжалостных погодных условий и нехватки растительности и воды, которые затем усугубляют опустынивание, некоторые пастухи могут потерять до 100% своего скота за одну ночь. Миллионы стад и крупного рогатого скота погибли за один сезон дзуда.

В 1960 г. почти две трети населения Монголии проживало в сельской местности, сегодня эта цифра составляет менее одной трети. Большая часть из них — кочевники-скотоводы, мигрировавшие в столицу Улан-Батор в поисках другого заработка. Сразу же новоприбывшие сталкиваются с незнакомым образом жизни, который может сопровождаться более высокими расходами и новыми проблемами, в отличие от тех, с которыми они сталкивались, когда полагались почти исключительно на выпас животных и окружающую среду.

Даже в городе многие семьи живут в юртах. Но не в безбрежной степи, а здесь они теснятся в палаточных городках на окраине Улан-Батора, с ограниченным доступом к таким услугам, как водопровод, электричество, канализация и отопление. Из-за того, что тысячи костров полыхают для приготовления пищи и обогрева, дети особенно страдают от загрязнения воздуха. Улан-Батор в настоящее время является одной из самых загрязненных столиц в мире, где уровни токсичных мелких твердых частиц (PM2,5) могут превышать безопасный предел, установленный Всемирной организацией здравоохранения, более чем в 20 раз.

Как кочевые скотоводы могут адаптироваться в меняющемся мире и климате, сохраняя при этом свою традиционную культуру и образ жизни? Ключом к защите пастбищ и степей Монголии и их местной дикой природы является признание важности этих сообществ для сохранения. По всей планете коренные народы и местные общины на протяжении поколений были хранителями и защитниками лесов, лугов, водно-болотных угодий и морей. Согласно недавнему глобальному анализу, по крайней мере 32% мировых земель находятся в собственности или под управлением коренных общин и местных общин, из которых 91% находится в хорошем или удовлетворительном экологическом состоянии.

Поскольку они долгое время процветали в таких экстремальных ландшафтах, не используя ничего, кроме традиционной мудрости, передаваемой из поколения в поколение, и того, что дает природа, скотоводческие общины Монголии обладают уникальными знаниями об экосистеме и биоразнообразии своего дома и разработали способы управлять и защищать его устойчиво. Во всем мире лидерство, опыт и уникальное понимание коренных народов привели к более эффективным и устойчивым результатам природоохранной деятельности. Но помимо пользы для природы, при поддержке для защиты прав и ресурсов для разработки, совместного использования и осуществления устойчивого управления природными ресурсами и методов животноводства с учетом климата, они могут получить возможность и полномочия, чтобы снова стать хранителями своих собственных дома — будь то ger или иначе — и передать этот дом грядущим поколениям.

  • В этой истории:

    • Люди и сообщества
    • Адаптация к изменению климата
    • Климат

Монгол | История, образ жизни и факты

Чингисхан

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Махмуд Газан
Уланху
Хулагу
Аруктай
Джованни да Пьян дель Карпини
Похожие темы:
калмыцкий
Халха
бурятский
ойрат
Даур

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Монгол , член среднеазиатской этнографической группы близкородственных племенных народов, проживающих в основном на Монгольском нагорье и имеющих общий язык и кочевые традиции. Их родина теперь разделена на независимую страну Монголию (Внешняя Монголия) и автономный район Внутренняя Монголия Китая. Из-за войн и переселений монголы встречаются по всей Средней Азии.

Распределение населения

Монголы составляют основную часть населения независимой Монголии, и они составляют около одной шестой населения автономного района Внутренняя Монголия Китая. В других частях Китая есть анклавы монголов в провинции Цинхай и автономных районах Синьцзян и Тибет, а также на северо-востоке (Маньчжурия, провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян), а также группы в российской Сибири. Все эти народы говорят на диалектах монгольского языка.

Подробнее по этой теме

Исламский мир: Влияние крестовых походов в Сирии

…армия разгромила недавно прибывших монголов и изгнала их из Сирии.

К современным монгольским народам относятся халха, составляющие почти четыре пятых населения независимой Монголии; потомки ойратов, или западных монголов, к которым относятся дорбеты (или дербеты), олёты, торгуты и бузавы ( см. калмыки; ойраты) и живут на юго-западе России, западе Китая и независимой Монголии; монголы Чахар, Урат, Карчин и Ордос из Внутренней Монголии в Китае; монголы-баргуты и дауры Маньчжурии; монгуоры китайской провинции Ганьсу; и буряты России, которые сконцентрированы в Бурятии и в автономном округе вблизи озера Байкал.

Образ жизни и средства к существованию

За некоторыми исключениями социальная структура, экономика, культура и язык монголов претерпели очень мало изменений на протяжении многих столетий. В основном это были кочевники-скотоводы, которые были превосходными наездниками и путешествовали со своими стадами овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей по бескрайним пастбищам степей Центральной Азии.

Традиционное монгольское общество было основано на семье, клане и племени, а названия кланов произошли от имен общих предков мужского пола. Когда кланы объединились, название племени было взято от названия самого сильного клана. В племени более слабые роды сохраняли своих старост и домашний скот, но подчинялись сильнейшему роду. В периоды племенного единства ханы (монгольские монархи) назначали полководцев на территории, с которых собирались войска и доходы. Монгольская история чередовалась между периодами племенных конфликтов и племенной консолидации.

Среди племен, имевших власть в Монголии, были хунну, конфедеративная империя, которая веками воевала с молодым китайским государством, прежде чем распалась в 48 г. н.э. Кидани правили в Маньчжурии и Северном Китае, где они основали династию Ляо (907–1125) и заключили союз с малоизвестной племенной конфедерацией, известной как Все монголы. После падения Ляо татары — монгольский народ, но не члены союза — выступили в качестве союзников чжученей, преемников киданей.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В это время Чингисхан (1162–1227) пришел к власти в рамках союза Всех монголов и был провозглашен ханом в 1206 году. Он умело получил контроль над монголами вне союза. Между 1207 и 1227 годами он предпринял военные кампании, в результате которых монгольские владения расширились на запад до европейской части России и на восток до северного Китая, взяв Пекин в 1215 году. Он умер во время кампании против Си Ся на северо-западе Китая. К этому времени монгольская империя простиралась на огромной полосе Азии между Каспийским морем (запад) и Китайским морем (восток), Сибирью (север) и Памиром, Тибетом и центральным Китаем (юг). Удивительные военные достижения монголов при Чингисхане и его преемниках во многом были связаны с их армиями конных лучников, обладавших большой скоростью и подвижностью.

После смерти Чингисхана монгольская империя перешла к его четырем сыновьям, а общее руководство перешло к Угэдэю. Джучи получил запад, простирающийся до России; Чагатай получил северный Иран и южный Синьцзян; Угэдэй унаследовал северный Синьцзян и западную Монголию; а Толуй был награжден восточной Монголией. Угэдэй доминировал над своими братьями и предпринял дальнейшие завоевания. На западе Золотая Орда под руководством преемника Джучи Батыя контролировала Россию и терроризировала Восточную Европу; на востоке были достигнуты успехи в Китае. Со смертью Угэдэя в 1241 году между ветвями началась война и интриги за лидерство. Сын Толуя Мункэ стал великим ханом в 1248 г. и продолжил экспансионистскую политику. Брат Мункэ Хубилай (1215–1299 гг.)4) стал великим ханом в 1260 г., и монгольское могущество достигло своего апогея во время его правления. Монголы уничтожили династию Южная Сун и воссоединили Китай под властью династии Юань, или монгольской династии (1206–1368).

Распад Монгольской империи

Монгольские ханы полагались на своих подданных и на иностранцев в управлении своей империей. Со временем власть перешла от монголов к их бюрократам, и это, в сочетании с постоянной враждой между различными ханствами, привело к упадку империи. В 1368 году монголы уступили Китай местной династии Мин. В тот же период распалась династия Иль-Ханидов в Персии, а западная Золотая Орда потерпела поражение в результате союза, возглавляемого Московией в 1380 году. Вскоре империя сократилась до монгольской родины и разрозненных ханств. В конце концов вторжения Мин в Монголию фактически положили конец монгольскому единству.

В 15 и 16 веках главенство переходило от племени к племени. Были достигнуты военные успехи, но они так и не были удержаны, а политически все, что было достигнуто, — это свободная конфедерация. Первыми были западные монгольские ойраты, проникшие в Тибет и Синьцзян, где мин были слабы. Затем Ордосы в районе Хуанхэ (Желтая река) бросили вызов ойратам и успешно воевали против Мин. В конце концов власть перешла к чахарам на севере, но отступничество племен и подъем маньчжуров привели к распаду конфедерации при Лигдан-хане (1603–1634 гг.). В этот период также широко распространился тибетский буддизм в Монголии как средство объединения людей.

Образование Внутренней и Внешней Монголии

Маньчжуры окончательно завоевали Монголию в два этапа, что привело к ее разделению на Внутреннюю Монголию и Внешнюю Монголию. Во время вторжения в Китай маньчжуры использовали восточную монгольскую халху, а к 1691 году маньчжуры официально оккупировали южную и восточную Монголию, которая стала Внутренней Монголией. Хотя западные монгольские ойраты пытались объединить монголов под своим руководством против маньчжуров, халха присоединились к маньчжурам в жестокой кампании, которая привела к завоеванию Внешней Монголии в 1759 году.и в близком истреблении ойратов. Победа маньчжуров положила конец межплеменной войне монголов. Это также вызвало рассредоточение многих племен по соседним регионам и разделение Монголии на две политические единицы.

При маньчжурском правлении наступил застой. Китайские колонисты контролировали торговые и бартерные системы, возделывали пастбища Внутренней Монголии, а во Внутренней Монголии превосходили численностью монгольских аборигенов. Между двумя регионами возникли культурные различия, при этом Внутренняя Монголия стала более близкой к китайской по характеру и населению.

К 20 веку в обеих Монголиях царило широко распространенное недовольство, усугубляемое интригами России и Японии в регионе. После китайской революции 1911 года Внешняя Монголия провозгласила свою независимость, но ситуация оставалась неурегулированной до 1921 года, когда монголо-русские силы захватили Улан-Батор и образовали Монгольскую Народную Республику из Внешней Монголии. Попытки объединить Внутреннюю и Внешнюю Монголию не увенчались успехом, и Внутренняя Монголия осталась частью Китая, в то время как Внешняя Монголия (ныне Монголия) сохранила свою независимость, хотя до начала 19 века была государством-клиентом Советского Союза.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *