Нищета индия: В Индии придумали способ бороться с нищетой по-новому: Социальная сфера: Экономика: Lenta.ru
положительный опыт из индийской деревушки
- Sri Mulyani Indrawati
|
Эта страница на:
Русский
中文
Français
Español
English
العربية
Фото: Нандита Рой / World Bank
«Пять лет назад я была никем», – сообщила мне Кунта Деви; она сидела, опираясь спиной о стену своей однокомнатной мазанки в Бара, небольшой деревушке в штате Бихар на востоке Индии. – «Теперь все знают мое имя, а не только имена моих детей».
Я сидела на полу, напротив Деви, матери восьмерых детей, представительницы одной из самых незащищенных и социально маргинализованных каст в Индии. Она вспоминала, как несколько лет назад ее муж из-за увечья лишился работы, и семья, до тех пор едва сводившая концы с концами, была обречена на голод и нищету. Тогда Деви пошла на смелый шаг. Малоимущая женщина, привыкшая всю жизнь оставаться «в тени», вступила в местную группу взаимопомощи и взяла небольшую ссуду на выращивание коз. Получив доход, она погасила первую ссуду и взяла еще одну – на аренду земельного участка под зерновые. Позднее ей еще раз пришлось брать ссуду, на лечение членов семьи. Сейчас у Деви несколько источников дохода. Она строит планы на будущее. Хочет открыть закусочную у оживленного шоссе. Кроме того, поскольку двое из ее сыновей женились, она хочет подыскать более просторное жилье, ведь семья растет.
Конечно, Деви и другим женщинам из ее группы взаимопомощи еще предстоит преодолеть немало препятствий. Но все же это – замечательный пример повышения экономической самостоятельности женщин через коллективные действия. Я считаю, что уверенность в себе, которую обрели эти женщины, – не менее ценный капитал, чем собственно их заработки. Они нашли в себе силы создать организацию и беззаветно трудиться ради лучшего будущего. А именно в этом и заключается цель проекта, осуществляемого в штате Бихар при поддержке Всемирного банка: обеспечить расширение реальных экономических возможностей сельских общин, где царит ужасающая нищета: 55% населения за чертой бедности. За период с 2008 года в рамках этой программы примерно 700 тысяч домохозяйств объединились в группы взаимопомощи.
Пример штата Бихар тоже заслуживает внимания. Население штата Бихар – 100 миллионов жителей. Это беднейший штат Индии, здесь доход на душу населения составляет 294 долл. США в год – меньше чем почти во всех странах Африки к югу от Сахары (кроме двух). В течение многих лет в штате Бихар царили бедность и коррупция, общество разделяла кастовая система. Но в 2005 году правительство под руководством главного министра Нитиша Кумара приступило к реализации масштабной программы развития штата. Осуществлялись инвестиции в строительство дорог, развитие системы здравоохранения и школьного образования. Девочкам бесплатно раздавали велосипеды, за то, они учились в школе, в результате сократился процент отсева учащихся в школах. И темпы экономического роста достигли 13% – это выше, чем в среднем по стране.
Несмотря на эти замечательные достижения, в Бихаре еще немало непростых проблем. Во время моего визита Н. Кумар, возглавляющий правительство штата уже второй срок, сообщил мне, что необходимо расширять строительство дорог в сельской местности, чтобы жители даже небольших селений могли возить продукцию на рынок. Никак не снижается смертность среди матерей, слишком много женщин умирают во время родов. Более половины детей в возрасте до 3 лет страдают от недостаточного питания. Да и у правительства недостаточно ресурсов для реализации необходимых программ.
Несмотря на то, что в Индии по-прежнему проживает треть беднейшего населения планеты, по моему мнению, эта страна – и особенно штат Бихар – доказывает, что деятельность на благо развития приносит свои плоды. Успехи Индии в развитии экономики и людских ресурсов, достигнутые в последние годы, демонстрируют, как можно вызволить из нищеты миллионы людей. В апреле 2013 года президент Группы организаций Всемирного банка Джим Ён Ким сформулировал масштабную цель – покончить с нищетой (определяемой как существование на менее чем 1,25 долл США в день) – к 2030 году. Для достижения этой цели потребуются огромные усилия мирового масштаба – не только в беднейших странах, но и в странах с формирующейся рыночной экономикой, где тоже велика численность беднейшего населения. Этой цели невозможно достичь без Индии.
Поэтому деятельность и ресурсы Всемирного банка будут направляться в такие регионы, как штат Бихар. Для решения проблем, о которых говорил Н. Кумар, необходимо модифицировать наши подходы с учетом конкретных нужд государств с низким уровнем дохода: разрабатывать новаторские программы, направляя в эти страны опытных специалистов, тесно взаимодействуя с местными органами в организации оказания услуг, в которых нуждаются граждане.
Успехи Индии в избавлении населения от нищеты имеют большое значение для всего мира. На основе опыта Индии другие развивающиеся страны могут делать выводы о том, какие меры государственной политики, механизмы управления и подотчетности, методы деятельности в целях развития приносят результат, а какие – нет. Они могут перенимать положительный опыт преобразования жизни людей – таких, как Кунта Деви и ее товарищи по группе взаимопомощи. И вот когда мы научимся успешно воспроизводить положительные примеры, мир начнет избавляться от нищеты – и это еще при нашей жизни.
Темы
Гендерные вопросы
Финансовая инклюзивность
Финансовый сектор
Бедность
Countries
Области
Южная Азия
Авторы
Sri Mulyani Indrawati
Former Managing Director and COO
Другие блоги Sri
Изучение влияния пандемии на внутренних трудящихся-мигрантов в Индии
Пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб во многих странах, особенно развивающихся. По данным доклада «Мировое экономическое положение и перспективы по состоянию на середину 2021 года», этот глобальный кризис «явно усугубил нищету и внутристрановое неравенство», и ожидается, что он «оставит глубокий след на рынке труда и обратит вспять прогресс, достигнутый в ликвидации нищеты и неравенства доходов в экономике многих стран». Обстановка дел в Индии, в этом смысле, сложная.
В прошлом году Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет предупреждала о последствиях «внезапного объявления» локдауна в стране. Она подчеркнула потребность в обеспечении принятия мер борьбы с COVID-19, носящих недискриминационный характер и «не усугубляющих существующее неравенство и уязвимость». Позже, в июне 2020 года, два специальных докладчика ООН предупредили об угрозе для «благополучия более 100 миллионов внутренних трудящихся-мигрантов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации после того, как из-за мер противодействия COVID-19 они были вынуждены преодолеть большие расстояния, многие – пешком, чтобы попасть домой».
В этой связи и с учетом текущей обстановки в Индии, группа ученых из Колледжа Кристу Джаянти, учреждения-члена ЮНАИ, также являющегося Центром по достижению ЦУР 1: Ликвидация нищеты и содействующего повышению уровня грамотности среди взрослых как долгосрочного решения, провела исследование под руководством д-ра Джуби Томас и при участии отца Лиджо Пи Томаса, проф. Саши Кумара и д-ра Шиджи Кришнакумер. Их целью было изучение положения внутренних трудящихся-мигрантов. Хотя в Индии существует множество разных моделей внутренней миграции, это исследование было посвящено исключительно мигрантам, перемещающимся из сельских районов и районов городского типа в городские районы.
Участники проекта использовали метод триангуляции для изучения влияния COVID-19 на жизнь этих людей. Проект охватил две сотни трудящихся, проживающих в г. Бенгалуру индийского штата Карнатака и прибывших туда из других частей страны. Были обстоятельно опрошены ученые, политические лидеры, представители общественных организаций, подрядчики и работники, занимающие руководящие должности.
Отсутствие полных данных о внутренних трудящихся-мигрантах усложняет взаимодействие с ними и оказание им эффективной финансовой, продовольственной и медицинской помощи. Несмотря на это, на трудящихся-мигрантах держится несколько секторов экономики страны и они вносят существенный вклад в развитие инфраструктуры, пищевую промышленность, производство, текстильную промышленность, обеспечение безопасности, ведение домашнего хозяйства и даже выращивание чая и кардамона.
Результаты исследования показали, что почти 70% респондентов моложе 35 лет, из них 96% состоят в браке. Почти 70% имеют только начальное образование.
Из-за этих факторов они вынуждены заниматься поденным трудом, поскольку их возможности в выборе работы очень ограничены ввиду отсутствия необходимого образования и профессиональной квалификации. Не менее 83% опрошенных мигрировали из сельских районов Индии, из них почти половина указала безработицу в качестве основной причины миграции; среди других мотивов – неурожай, стихийные бедствия и нищета.
Несмотря на то, что расходы на жизнь в больших городах выше, чем в деревнях, заработная плата в деревнях значительно ниже и условия жизни хуже, в том числе плохо работают или вообще отсутствуют коммунальные службы водоснабжения и канализации, что имеет особенно тяжелые последствия во время пандемии, наряду с нехваткой продуктов питания и недоеданием. Сумит Кумар, работающий в сфере строительства уже более десяти лет, пояснил: «Мы живем в небольших сараях для рабочих, где нет места ни для изоляции зараженных, ни нормальных туалетов. Карантин в таком помещении еще больше вредит здоровью. Большая проблема с продуктами (…) Так что без работы нам не выжить».
Кроме того, большинству мигрантов, вернувшихся из-за пандемии, пришлось преодолеть огромные расстояния. Некоторые считают, что текущая политика не обеспечивает правовую и социальную защиту уязвимых групп. Санджей Ядав отметил, что «те, кто вернулись в деревни, всё еще без работы». «Даже соседи и родственники боятся к нам приближаться, а на то, чтобы вернуться в город на заработки, у нас нет денег (…) От всего этого тяжело и ментально, и физически», – сказал он. «Экономическая неопределенность пугает нас больше, чем вирус», – отметил другой респондент.
Более подробная информация о работе Колледжа Кристу Джаянти в качестве Центра ЦУР по достижению Цели 1 доступна здесь, а полный список Центров ЦУР опубликован здесь.
Индия: крайнее численное неравенство
Будущее равно
Язык
- Английский
- Французский
- Испанский
Чхатия — молодая мать, живущая в городских трущобах в Патне на северо-востоке Индии. Вместе с ее мужем они были вынуждены влезть в долги, чтобы оплачивать лечение новорожденного сына в частной клинике, когда государственная клиника не могла предоставить ему необходимую помощь.
«Что особенно беспокоит в случае с Индией, так это то, что экономическое неравенство добавляется к обществу, которое уже расколото по кастовому, религиозному, региональному и гендерному признаку».
Профессор Химаншу
Университет Джавахарлала Неру
Хотя Индия является одной из самых быстрорастущих экономик в мире, она также является одной из стран с самым высоким неравенством.
Неравенство резко возросло за последние три десятилетия. Самые богатые завладели огромной частью богатства, созданного благодаря клановому капитализму и наследованию.
Они становятся богаче гораздо быстрее, в то время как бедняки все еще пытаются заработать минимальную заработную плату и получить доступ к качественному образованию и здравоохранению, которые продолжают страдать от хронического недостатка инвестиций.
Эти увеличивающиеся разрывы и растущее неравенство больше всего затрагивают женщин и детей.
Давайте посмотрим на числа
1% | Верхние 10% населения Индии владеют 77% всего национального богатства. 73% богатства, созданного в 2017 году, досталось 1% самых богатых, в то время как * 670 миллионов индийцев, составляющих беднейшую половину населения, увеличили свое богатство всего на 1%. |
70 | В Индии 119 миллиардеров. Их число увеличилось с 9 в 2000 году до 101 в 2017 году. По оценкам, в период с 2018 по 2022 год в Индии ежедневно будет появляться 70 новых миллионеров. |
10x | Состояние миллиардеров увеличилось почти в 10 раз за десятилетие, а их общее состояние превышает весь союзный бюджет Индии на 2018-19 финансовый год., что составило 24422 млрд индийских рупий. |
63 М | Многие простые индийцы не имеют доступа к необходимой им медицинской помощи. 63 миллиона из них ежегодно оказываются за чертой бедности из-за расходов на здравоохранение — почти два человека каждую секунду. |
941 год | Работнику с минимальной заработной платой в сельской Индии потребуется 941 год, чтобы заработать столько, сколько зарабатывает за год самый высокооплачиваемый руководитель ведущей индийской швейной компании. |
Палата акушерского отделения больницы Гарданибаг в Патне, штат Бихар. В неблагополучном, густонаселенном штате Бихар на востоке Индии система здравоохранения не справляется с беднейшими людьми, живущими в городских трущобах. Медицинских центров не хватает, чтобы обслуживать всех, а существующие учреждения плохо оборудованы и не укомплектованы персоналом. У самых бедных людей нет другого выбора — они не могут позволить себе частные медицинские услуги, доступные в этом районе.
Здравоохранение как предмет роскоши
В то время как правительство Индии почти не облагает налогом своих самых богатых граждан, его расходы на здравоохранение являются одними из самых низких в мире. Вместо хорошо финансируемой службы здравоохранения он способствовал все более мощному коммерческому сектору здравоохранения.
В результате достойное медицинское обслуживание становится роскошью, доступной только тем, у кого есть деньги, чтобы заплатить за него. Несмотря на то, что страна является популярным местом для медицинского туризма, в беднейших индийских штатах уровень детской смертности выше, чем в странах Африки к югу от Сахары. На Индию приходится 17% материнских смертей в мире и 21% смертей среди детей в возрасте до пяти лет.
Пратима, жертва растущего неравенства в Индии
32-летняя Пратима живет с мужем и 14-летней дочерью в городе Патна, штат Бихар, на востоке Индии. Семья принадлежит к маргинализованной группе и живет в одной из городских трущоб Патны. Пратима потеряла своих детей-близнецов из-за задержек и плохого лечения после того, как она родила в своей местной государственной клинике.
Когда она забеременела, Пратима не смогла получить необходимую ей медицинскую помощь или правильный совет по подготовке к безопасной беременности и родам. Хотя всего в 500 метрах от ее дома находится государственный центр первичной медико-санитарной помощи, он не оборудован для оказания дородовой помощи.
На восьмом месяце беременности у нее начались сильные схватки, и она обратилась в центр первичной медико-санитарной помощи. Она была вынуждена ждать несколько часов, прежде чем была сделана операция. Ее маленькая девочка была уже мертва, но ее новорожденный сын был еще жив. Поскольку он был очень слаб, Пратиме и ее мужу пришлось найти инкубатор в частной клинике и влезть в огромные долги, чтобы оплатить лечение. Когда деньги закончились, их сына отправили обратно в государственную клинику, где он умер через несколько дней.
Примите участие и боритесь с неравенством сегодня
Неравенство затрагивает всех нас. Oxfam призывает правительства вкладывать больше средств в то, чтобы сделать качественные основные услуги доступными для всех, и помочь финансировать это за счет более справедливого налогообложения богатства.
Поддержите кампанию Oxfam India, направленную на то, чтобы убедить правительство Индии предоставлять такие услуги и положить конец налогообложению корпораций и богатых людей.
Присоединяйтесь к кампании
* из-за ошибки мы исправили эту цифру 6 сентября 2022 года с 67 миллионов до 670 миллионов
с тегом
крайнее неравенство
богатство
здравоохранение
Государственные расходы
основные услуги
Новое определение бедности в Китае и Индии
2012•04•10
Мигель Ниньо-Заразуа и Тони Аддисон
Фото: UN Photo/Kibae Park
Китай и Индия добиваются огромных успехов в развитии. Но хотя рост в обеих странах был впечатляющим, в настоящее время возникает большое беспокойство по поводу того, приводит ли этот рост к достаточному сокращению бедности. В этой статье WIDER Angle рассматривается определение черты бедности в обеих странах и основные проблемы, стоящие перед этими двумя азиатскими гигантами.
♦ ♦
За последние два десятилетия значительно сократилось число людей, живущих менее чем на 1,25 доллара США в день, что соответствует международному порогу бедности, установленному Всемирным банком, — с 1,9 миллиарда в 1990 году до 1,4 миллиарда в 2005 году. по этому показателю глобальный уровень бедности снизился с 42 процентов в 1990 году до 25 процентов в 2005 году и, возможно, еще упадет до 15 процентов к 2015 году, или 900 миллионов человек.
Однако 1,25 доллара США представляют собой очень низкий уровень жизни. Те, кто ниже этого порога, находятся в крайней нужде, и многие люди выше этого порога считают себя бедными.
На Китай и Индию приходится большая часть падения числа людей, живущих ниже этого порога. Но, несмотря на их прогресс, обе страны по-прежнему отмечены глубокой бедностью. В обеих странах в последнее время активизировались дебаты о бедности и, в частности, о том, какую черту бедности следует использовать. Показатели бедности всегда были источником разногласий, поскольку нет единого мнения относительно концептуальных и методологических подходов, используемых для построения этих линий. Нынешние дебаты в обеих странах ярко это иллюстрируют.
Черта бедности в Индии
В сентябре 2011 года Индийская комиссия по планированию представила новые оценки черты бедности в стране в городских и сельских районах, установив эти пороги на уровне 965 и 781 рупий на душу населения в месяц (или около 32 и 26 рупий на душу населения). в сутки) соответственно.
С начала 1990-х годов официальные оценки бедности в Индии производились на основе методологии, рекомендованной Комитетом Лакдавала, созданным в 1993 году. Эти черты бедности основаны на уровне потребления на душу населения, связанного с набором товаров, который дает определенный уровень потребляемых калорий считали 1973-74 соответственно: 2400 и 2100 килокалорий на душу населения в день для сельской и городской местности соответственно.
Совсем недавно, в декабре 2005 года, Комиссия по планированию назначила комитет для пересмотра черты бедности Лакдавала. В 2009 году Комитет Тендулкара (под председательством Суреша Тендулкара) пришел к выводу, что необходимы некоторые изменения, и рекомендовал определить черту бедности по уровням потребления, наблюдаемым в Национальном выборочном обследовании 2004–2005 годов, после поправки на разницу в ценах между сельскими и городскими районами.
Новые оценки увеличили долю бедных в сельской местности с 28 процентов по методологии 1993 года до почти 42 процентов по методологии Тендулкара, что очень близко к цифрам, полученным с использованием черты бедности Всемирного банка в размере 1,25 доллара США в день. По новым оценкам, более 327 миллионов индийцев в сельской местности живут в нищете, что на 105 миллионов человек больше в абсолютном выражении.
% | 1993 Методология1 | Методика Тендулкара1 | Черта бедности Всемирного банка (ППС 2005 г.)2 | |||||
сельский | городской | комбинированный | сельский | городской | комбинированный | 1,25 долл. США | 2 доллара США | |
1993-94 | 37,3 | 32,4 | 36 | 50,1 | 31,8 | 45,3 | 49,4 | 81,7 |
2004-05 | 28,3 | 25,7 | 27,5 | 41,8 | 25,7 | 37,2 | 41,6 | 75,6 |
1 Комиссия по планированию правительства Индии (2011 г. ), заметка для прессы об оценках бедности
2 База данных PovCalnet Всемирного банка
В центре последних дискуссий три критических вопроса.
- Во-первых, комитет Тендулкар сообщил о наблюдаемом потреблении калорий в 1999 и 1776 килокалорий в день для тех, кто находится вблизи новой черты бедности в сельской и городской местности, соответственно. Эти уровни потребления калорий считаются низкими по сравнению с минимальной потребностью в энергии, рекомендованной в отчете совместной консультации экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации, Университета Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, опубликованном в 2004 году.
- Во-вторых, новая методика не учитывала возможности изменения потребительских предпочтений, а значит, товарный набор из 1973-74 не отражают текущую структуру потребления в Индии.
- В-третьих, не учитывались дифференциалы темпов инфляции на продовольственные и непродовольственные товары.
Новая черта бедности также вызвала острые дебаты в политических кругах, вплоть до того, что Комиссия по планированию и Министерство сельского развития были вынуждены заявить о проведении социально-экономической и кастовой экономической переписи для пересмотра существующей черты бедности. (хотя черта бедности Тендулкар останется ориентиром для получения права на субсидируемое питание и другие программы социальной защиты).
Черта бедности в Китае
Как видно из рисунка ниже, Китай добился больших успехов в сокращении крайней нищеты. В начале 1980-х годов 94 процента сельского населения Китая и 44,5 процента городского населения жили менее чем на 1,25 доллара США в день. К 2005 году процент бедных снизился до 26 процентов в сельской местности и всего до 1,7 процента в городах. Это представляет собой сокращение на 627 миллионов человек, с 835 миллионов в 1981 году до 207,7 миллионов в 2005 году. Примечательно, что сокращение числа бедных в Китае превышает число все еще живущих в нищете в странах Африки к югу от Сахары (около 388 миллионов человек) и Латинской Америки. Америка (47,6 млн человек).
Источник: база данных PovCalNet Всемирного банка. о рыночных реформах).
Официальная черта бедности в Китае была получена на основе группы товаров, в которой преобладает продовольственное зерно, которые не были должным образом обновлены для отражения изменений в структурах потребления и скорректированы с учетом инфляционных тенденций как в отношении продовольственных, так и непродовольственных товаров. Результатом стала одна из самых низких черт бедности в сельской местности в развивающихся странах.
В декабре 2011 года китайское правительство объявило, что поднимет черту бедности в сельской местности страны с 1274 юаней в год в 2010 году до 2300 юаней в год, увеличившись более чем на 80 процентов. Это с поправкой на паритет покупательной способности 2005 года эквивалентно примерно 1,80 доллара США в день, что намного превышает пороговое значение 1,25 доллара США, используемое Всемирным банком для международных сравнений бедности.
Почему это важно?
Почему важно заново определить черту бедности в Китае и Индии?
Нынешние дебаты и действия по переопределению черты бедности в Китае и Индии важны как минимум по двум причинам.
- Во-первых, это сигнализирует об изменении политики от «просачивающейся вниз» экономики, которая делает акцент на росте в чистом виде, к понятию инклюзивного роста или роста в интересах бедных.
- Во-вторых, сняв официальную черту бедности, две страны в принципе увеличили число людей, имеющих право на получение поддержки в рамках политики социальной защиты.
Если программы социальной защиты в этих двух странах окажутся эффективными в содействии выходу из бедности, это может привести к значительному сокращению глобальной бедности, даже если в странах Африки к югу от Сахары, Латинской Америке и остальной части Восточной Европы будет достигнут меньший прогресс. и Южной Азии. Однако в этом процессе два гиганта сталкиваются с серьезными проблемами.
Обеспечение более инклюзивного роста
Индия и особенно Китай пережили быстрый экономический рост со средними темпами роста 6 процентов и 10 процентов в 1980-2010 период соответственно. Это привело к росту валового национального дохода (ВНД) на душу населения в двух странах: в 1980 году ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) составлял 430 долларов США в Индии и 250 долларов США в Китае. К 2010 году эта сумма увеличилась до 3 560 и 7 570 долларов США соответственно.
Высокие темпы роста в Китае в значительной степени объясняются высоким валовым накоплением капитала за последние 30 лет, которое в процентах от ВВП колебалось около медианного значения 38 процентов по сравнению с 24 процентами в Индии, — хотя инвестиции разрыв между двумя странами сократился в последние годы.
Значительная часть внутренних инвестиций в Китае, около 20 процентов ВВП, направлена на инфраструктурные проекты, что почти в 10 раз больше, чем в Индии. Это способствовало ускорению темпов перехода китайской экономики от сельскохозяйственного к промышленному производству. В Индии произошел переход к индустрии оффшорных услуг, связанных с информационными технологиями (ИТ), при этом до 60 процентов рабочей силы по-прежнему заняты в традиционной сельскохозяйственной деятельности.
Экономический рост является необходимым условием роста дохода на душу населения, но, тем не менее, его недостаточно для обеспечения устойчивой тенденции к сокращению бедности. В Китае, например, взаимосвязь между экономическим ростом и сокращением бедности далека от линейной: периоды высоких экономических показателей в 1990-е годы сопровождались повышением уровня бедности. В Индии с конца 1990-х годов наблюдается самый быстрый экономический рост, однако темпы сокращения бедности замедлились.
Это подчеркивает важность вмешательства государства в обеспечение более инклюзивного роста. Действительно, в настоящее время хорошо известно, что политика, направленная на максимизацию роста, может коснуться бедных только в том случае, если она сопровождается перераспределением богатства, возможностями трудоустройства, инвестициями в человеческий капитал и обеспечением социальной защиты наиболее уязвимых групп общества.
Борьба с растущим неравенством
Пространственное неравенство особенно заметно по всему Китаю, при этом западные и внутренние сельские общины испытывают гораздо меньшие последствия экономического роста, чем восточные прибрежные провинции. База данных UNU-WIDER о неравенстве доходов в мире показывает, что коэффициенты Джини в Китае, которые измеряют неравенство доходов в диапазоне от нуля для «абсолютного» равенства до единицы для максимального неравенства, были постоянно выше в сельских районах, чем в городских, несмотря на растущее неравенство в городские районы во многом связаны с незарегистрированной миграцией из сельской местности в города.
Это, в сочетании с тем фактом, что национальные коэффициенты Джини выше, чем у сельских и городских жителей, указывает на то, что разрыв между сельскими и городскими районами является движущей силой растущего уровня неравенства в стране. В Индии число Джини постоянно выше в городских районах, при этом разрыв между сельскими и городскими районами также увеличивается за последние два десятилетия.
Фискальная политика во многом связана с перераспределением богатства. Налоговые ставки в Китае и Индии низкие, большая часть доходов приходится на косвенные налоги. Это также отражает низкую долю государственных доходов в процентах от ВВП, которая колеблется около 20 процентов. Это контрастирует со средним показателем в 50 процентов, наблюдаемым в странах ОЭСР. Налоговые системы в обеих странах по-прежнему ограничены политикой максимального перераспределения — и в значительной степени они также ограничат способность этих стран справляться с крайними лишениями в ближайшие годы.
Создание рабочих мест
Китай и Индия также сталкиваются с серьезными проблемами в плане создания рабочих мест. Рост безработицы является движущим фактором роста бедности в городских районах Китая, которая усугубляется рыночными структурными реформами и большими миграционными потоками неквалифицированной рабочей силы из сельской местности в города. Трудящиеся-мигранты сталкиваются с исключением из формальных механизмов трудоустройства и государственных пособий, таких как жилищные, медицинские и школьные субсидии, а также поддержки доходов в рамках программ социальной защиты.
Но способность Китая продолжать поглощать большую долю мировых рынков потребительских товаров становится все более ограниченной, а другие развивающиеся рынки, включая Индию, агрессивно конкурируют за долю. Точно так же неясно, в какой степени растущая ИТ-индустрия в Индии сможет катализировать устойчивый рост, учитывая большое количество неквалифицированной рабочей силы, которая остается бедной и оторванной от бурно развивающейся экономики.
Предоставление государственных услуг
Китай и Индия добились значительного прогресса в предоставлении государственных услуг, что связано с наблюдаемым в этих двух странах снижением уровня бедности. В самом последнем Докладе о человеческом развитии (2011 г.) показано, что соответствующий индекс человеческого развития (ИРЧП) для Китая и Индии рос в среднем на 1,73 процента и 1,51 процента в год.
Но проблемы сохраняются. В сельской местности Китая, например, доступ к здравоохранению в основном осуществляется за счет личных расходов, которые поглощают значительную долю расходов бедных домохозяйств. В Индии есть серьезные опасения по поводу качества государственных услуг, которое по международным стандартам очень низкое.
При разбивке ИЧР по компонентам мы также наблюдаем, что в Индии как показатели здоровья, так и особенно образования отстают от стран с аналогичным доходом на душу населения. Свидетельства о школах без книг и учителей, а также поликлиниках без врачей и лекарств многочисленны и тревожны. Он также показывает важность увеличения государственных расходов на социальные сектора для улучшения доступности и качества здравоохранения и образования и, в конечном счете, для сокращения бедности.
Укрепление социальной защиты
Социальная защита в обеих странах остается сильно фрагментированной. В Китае в 1997 году была введена программа субсидирования минимального прожиточного минимума (известная также как Ди Бао) для поддержки городской безработной бедноты, пострадавшей от рыночных структурных реформ. Программа остается ограниченной, поскольку исключает тех, кто не зарегистрирован в отделе по гражданским делам. Как отмечалось ранее, это в основном мигранты из сельской местности, переезжающие в город в поисках средств к существованию.
В середине 2000-х годов программа Ди Бао постепенно распространялась на сельские районы и охватила почти 42 миллиона сельских жителей, но размер трансфертов вряд ли уменьшит стимулы к миграции в города. Сельская Ди Бао вместе с городской Ди Бао охватывает почти 150 миллионов человек, что представляет собой вторую по величине программу социальной защиты в мире с точки зрения масштаба и охвата, сразу после Национальной схемы гарантий занятости в сельских районах Индии (NREGS).
NREGS гарантирует 100 дней оплачиваемой работы в год безработным неквалифицированным работникам, которые в настоящее время охватывают почти 48 миллионов домохозяйств, или около 240 миллионов человек. На самом деле система социальной защиты Индии сложна, но несовершенна. Он охватывает от категориальных пенсий по возрасту и инвалидности с проверкой нуждаемости, а также трансфертов доходов для школьного образования и доступа к здравоохранению до программ по безработице, таких как NREGS, которые полагаются на самостоятельный выбор для определения бенефициаров и, следовательно, исключают тех, кто не может участвовать в программе.