Разное

Нац парк бикин официальный сайт: Национальный парк Бикин

Национальный парк Бикин / О парке / Культура удэге

Национальный парк «Бикин» расположен на территории исконного проживания удэгейцев –  одного из коренных и малочисленных народов России.

Ознакомиться с уникальной культурой и самобытным образом жизни удэгейцев можно, посетив село Красный Яр, расположенное на левом берегу Бикина, у западной границы национального парка. 

История удэгейского народа уходит в седую древность. Когда-то их земли входили в Золотую империю чжурчжэней. Предки удэгейцев в те времена жили по всему Приморью: от нынешнего Владивостока до Хабаровска. Но около 700 лет назад в Золотую империю вторглись завоеватели – монголы.

Скрываясь от монголов, удэгейцы стали кочевать с места на место, как в древности делали их деды. Так с тех пор и повелось. Они питались мясом и рыбой, занимались рыбной ловлей и охотой. На шестах ходили по таежным рекам. Где много рыбы, там и остановятся, где есть зверь, там и живут. 

Удэгейцы стали очень хорошими охотниками, и сейчас никто лучше их не знает повадки таежных зверей. С охотой связан весь жизненный уклад, материальная и духовная культура народа, как в прошлом, так и в настоящем. На охоту начинали ходить с 12 лет и охотились до глубокой старости. Снаряжение охотника составляли лук (бэи), стрелы (тадабэи), копье (гида), большой нож на длинной ручке (хокдо), и носилки (сина или ханами) для переноски тяжестей, а также лыжи, и обязательно нарты.

Способы охоты у удэгейцев разнообразны по сей день, и охотники владеют ими в совершенстве. По оставленным на стволе дерева царапинам, по вмятинам на траве, отпечаткам следов на земле и даже запаху окружающей местности удэгейцы узнают присутствие животного, его возраст, пол и направление движения, быстро сориентируются, где и в каком месте можно выйти ему навстречу.

Охотились раньше и охотятся сегодня удэгейцы почти круглый год, но при этом добывали зверя не больше, чем это нужно на ближайшее время. На охоту ходили только тогда, когда заканчивалось мясо от предыдущего промысла. Во время брачного сезона, времени отела и взросления детенышей у животных на охоту накладывалось табу. Сегодня законодательство дает возможность охотиться круглый год, но многие общины и роды сохраняют древний обычай и не охотятся в этот период, а замену охоты, как и много веков назад, составляют рыбалка, собирательство.

Как и прежде современные удэгейцы передвигаются по горным рекам и осуществляют добычу рыбы на лодках-долбленках (оморочках или батах), управляя ими шестами. Добывают на Бикине тайменя, ленка, щуку, хариуса и другие виды рыб традиционными для удэгейца способами: острогами, крючковыми снастями, ловушками и удочками. Раньше из кожи рыб шилась одежда: халаты из рыбьей кожи надежно защищали от дождя, а обувь не промокала и являлась народным аналогом резиновых сапог. Сейчас из рыбьей кожи жители Красного Яра изготавливают в основном миниатюрную одежду на сувениры. 

Вся одежда у мужчин и женщин по покрою почти одинаковая. В прошлом традиционная одежда коренных малочисленных народов с ее вышивками и украшениями служила своеобразным паспортом. По украшениям можно было определить не только национальность, но и принадлежность к тому или иному роду.

Для пошива халата и штанов помимо рыбьей кожи использовали шкуры зверей, сукно и другие ткани. Халаты подпоясывали узким ремешком, на который вешали маленькую сумочку, в которую клали спички, огниво, трут и камень, иголки и нитки из сухожилий, а также ножи.

Мужчины-удэгейцы заплетали волосы в две косы, из которой каждую складывали в два-три раза и обматывали красным шнурком.

У женщин, чтобы косы не спадали вперед, на затылке их укрепляли специальной повязкой, расшитой бусами и украшенной блесками.

Основой религиозного мировоззрения удэгейцев было анимистическое представление о природе, суть которого заключалась в том, что вся природа живая, а её многочисленные обитатели – люди, птицы, животные, пресмыкающиеся, насекомые, растения – имеют душу.

Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь и тигр. Удэгейцы искренне верили, что их далекие предки своим происхождением обязаны животным, поэтому они поклонялись своим тотемам, надеясь на их покровительство и помощь. Особенно подробно повествуется в легендах о происхождении человека от медведя. По воззрениям удэгейцев, человек изредка должен общаться с духом предка – медведем посредством приглашения его в гости, т.е. убиения и поедания его мяса.

Кроме медведя, у удэгейцев большим почитанием пользовался тигр («кути мафа»). Его считали почетным сородичем, «человеком» другого рода, поэтому убивать тигра и есть его мясо запрещалось. Однако, если зверь нападал на охотника и тот его убивал, то в этом случае греха не было. Удэгейцы при вынужденном убийстве тигра хоронили мертвого зверя, как человека, выставляя по сторонам могилы–сруба два кола со стружками: свидетельство того, что это место запретно.

Тигр считался священным зверем, о нем запрещалось даже вслух говорить, потому что люди верили, что тигр понимает язык человека. Признавая превосходство тигра в силе и хитрости над охотником, удэгейцы возводили его в ранг божества и молились ему, например, просили тигра послать им удачу в промысле.

Посредником между людьми и хозяевами Природы выступал шаман. Стать шаманом мог не каждый человек, а только тот, кто обладал гипнотическими способностями.  Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение. 

Культура удэгейцев чрезвычайно богата. Это и фольклор (исторические рассказы, предания, мифы, сказки и другие жанры), изобразительное искусство (узоры, орнамент, сюжетный рисунок), декоративно-прикладное творчество.

Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получило женское искусство  вышивки узоров и орнаментов на цветных тканях, рыбьей коже и замше, тиснение на бересте. Мужское искусство связывается с обработкой твердых материалов – дерева, кости, металла. Удэгейские мастера создавали ритуальные скульптуры больших и малых форм (фигурки тигра, собаки, человека, птицы и др.), украшали резьбой предметы материального быта (столики для еды и разделки мяса и рыбы, поварешки, кроильные доски, палки для накомарников), рукоятки орудий труда (шилья, перемычки в оморочках, весла и др. ). Всем этим удэгейцы в Красном Яре могут похвастать до сих пор.

Национальный парк «Бикин» | Туристический портал Приморского края

На карте

На карте


Национальный парк «Бикин» расположен на севере Приморского края в долине реки Бикин. Место, где на одной территории уживаются дикие животные и представители коренных малочисленных народов — удегейцы. Знатоки рыбных мест и труднопроходимых троп, проводники, у которых все карты местности хранятся в голове, рядом с вековым пониманием природы вещей.




Национальный парк был создан в 2015 году, главная цель — сохранение здешних лесов от вырубки. Земля в долине реки разделена на родовые участки, где удегейцы могут заниматься традиционными промыслами: охотой и рыбалкой. Только с разрешения хозяина родового участка гости могут попасть на его территорию. На территории парка туристам не разрешается охотиться, возможна только рыбалка.


С охотой и рыбалкой у этого народа связан весь жизненный уклад. Отдельные его представители действительно могут убить одним выстрелом двух белок, или целый день, в снегу по пояс «тропить» соболя, причем не ради добычи, а из азарта. А еще они четко знают, что при встрече с медведем – главное не испугаться, иначе задерет.



Ближайший крупный поселок Красный Яр находится в двух часах вниз по реке от кордона в Национальный парк «Бикин». До образования нацпарка село довольно долго было в стороне от того, что называют «современной инфраструктурой». Но с тех пор посёлок очень преобразился, здесь построили: больницу, пункт полиции, почту, детский сад, библиотеку, пекарню. Все строения – современные, «с удобствами», из клееного бруса. В библиотеке разместился шахматный клуб. Удэгейцы Красного Яра — признанные шахматисты. Недаром вот уже два года подряд здесь проходят соревнования на кубок Приморского края. Хлеб из местной пекарни развозят по всему Приморью- настолько он душист и легок.





Здесь же, в сердце поселка, работает визит центр парка. Провести несколько дней на территории удегейцев без помощи сотрудников нацпарка у туристов не получится. Поэтому такую поездку нужно спланировать заранее, подать заявку на всех посетителей, оплатить услуги сопровождающих и проживание на кордоне. Также сотрудники визит-центра помогут подготовиться к поездке: дадут рекомендации по одежде, питанию и проживанию. 




Река Бикин, один из крупнейших притоков Уссури, включена во Всемирный список объектов ЮНЕСКО. Ширина реки достигает 40 метров, а ее поток довольно бурный, особенно в дождливые дни. Для того, чтобы добраться до родовых участков  или на косу для рыбалки удэгейцы используют лодки, которые здесь называют улимагда. На похожих, только без современных моторов, путешествовал Владимир Клавдиевич Арсеньев. 



В долине реки Бикин уникальная природа. Лес здесь смешанный, бок о бок могут расти кедр и лиана. Здесь можно встретить и реликтовые растения. Например, бархат амурский или пробковое дерево, лиану актинидию, которая дает плоды в виде маленьких киви, здесь их называют кишмиш. Произрастает на территории парка и краснокнижные растения, например, женьшень. Смотрители парка тщательно оберегают дикорос и знают, где растет каждый. 





На территории парка живет большая популяция амурского тигра, 10% от общего количества во всем мире. Охота на тигра запрещена даже удегейцам. Убивать тигра — нельзя. Забирать добычу у хозяина тайги — грех.



Удэгейцы, кстати, редко называют тигра «Амба». Наиболее начитанные из них уверены, что Арсеньев неправильно интерпретировал слова своего спутника Дерсу, ведь Амба – злой дух. Легенды говорят, что Амба может предстать перед человеком в образе птицы (амба гахани), человека (амба нии) или животного (амба буани). В образе тигра тоже может. Но тигр, по мнению удэгейцев, не Амба. Они называют его Кути.



Кроме тигров, в лесах Бикина можно встретить медведей, кабанов и изюбрей, на которых охота разрешена только коренным жителям. Сохранение природы и культуры удегейцев — важная задача национального парка. Здесь все еще существуют места, куда не ступала нога человека. 



Отделом по развитию туризма Национального парка «Бикин» разработано несколько маршрутов различной продолжительности. Ночевки на маршруте разрешены только на турбазах, которые организованы на территории некоторых родовых участков. Кроме того, можно провести несколько ночей в поселке Красный Яр и познакомиться с культурой коренных малочисленных народов: попробовать местную кухню, пожить в семье и посетить шамана.



Сейчас на Яру один шаман – Василий Дункай. Он часто бывает на своем охотничьем участке, работает, иногда путешествует по стране, а еще проводит обряды на национальных удэгейских праздниках, которые год от года становятся все более популярными – благодаря национальному парку «Бикин», который возродил традиционные гуляния, облек их в фестивальную форму, и сделал настоящими этническими, экологическими событиями.



«Бикин» первая в России особоохраняемая природная территория, на которой полностью учитываются интересы проживающих здесь коренных малочисленных народов, и одна из основных задач парка  — сохранение их традиционной хозяйственной деятельности.





Стараниями парка создан национальный хор, который исполняет пока несколько, но песни на удэгейском языке. Женщины удэге в «Ремесленном доме» — мастерской народного промысла национального парка «Бикин», шьют костюмы, изготавливают сувениры, это искусный и кропотливый труд. Вся удэгейская одежда обшита узорами-символами. В прошлом одежда с ее традиционными вышивками служила своеобразным «паспортом». По украшениям можно было определить не только национальность, но и принадлежность к тому или иному роду. У старожилов до сих пор остались костюмы, сшитые бабушками нынешних удэге, но это – семейные реликвии. «Парковскую» национальную одежду можно даже примерить. В визит-центре для этого есть специальный гардероб.



Подробную информацию о нахождении на территории национального парка «Бикин» можно узнать на сайте parkbikin.com




Паспорт туристического маршрута № 1 Удачный клёв
PDF, 4.17 Mb



Паспорт туристического маршрута № 2 Рыбное место
PDF, 3.19 Mb



Паспорт туристического маршрута № 3 К верховьям реки Бикин
PDF, 3. 03 Mb



Паспорт туристического маршрута № 4 Тахало
PDF, 3.52 Mb

Сеть общих земель

Управление жизненно важными экосистемами

Сихотэ-Алинь — горный массив в Приморском и Хабаровском краях на Дальнем Востоке Тихого океана в России. Он содержит один из самых больших неизмененных лесов умеренного пояса в северном полушарии, и, как утверждает ЮНЕСКО, его охраняемые территории «считаются местом, содержащим наибольшее разнообразие растений и животных на северо-западном побережье Тихого океана». Одной из его наиболее примечательных особенностей является то, что этот район является крупнейшим прилегающим местом обитания амурского тигра. Кроме того, он представляет собой уникальную биогеографическую «зону смешения», которая в значительной степени сохранилась и представляет собой 95% покрыто лесом.

Приморский край граничит с Китаем и Северной Кореей. Его столица Владивосток расположена на побережье Японского моря. Таким образом, этот регион России окружен экономическими центрами Восточной Азии с постоянно растущим спросом на сырье. Главной опасностью для окружающей среды региона являются коммерческие лесозаготовки, в основном обусловленные спросом со стороны соседних Китая, Японии и Кореи.

Река Бикин – приток Уссури протяженностью 560 км, берущий начало у главного хребта хребта. Территорию бассейна реки Бикин иногда называют «русской Амазонкой». На этой территории проживают коренные удэгейцы, а также нанайцы и орочи9.0003

Их традиционные территории, веками занимаемые маньчжурами, а затем русскими казаками, в настоящее время сталкиваются с быстрым расширением лесозаготовок, охоты, ловли лосося, добычи полезных ископаемых и промышленного развития. В результате общины удэгейцев, традиционно зависящие от дикой природы, рыбы, древесины и недревесных продуктов леса, страдают от жесткой конкуренции за ресурсы, обеспечивающие их средства к существованию. Мясо и рыба играют ключевую роль в питании удэгейцев, и их традиционное использование в качестве средства к существованию удэгейцев признано экологически устойчивым в российской политике и законодательстве.

Удэгейцы являются одним из признанных государством племен, проживающих в Восточной Сибири России, и представляют собой одно малочисленное коренное племя, в общей сложности оставшееся население 1600 человек.

Живя в двух регионах России (Приморском и Хабаровском краях), удэгейцы в переводе с родного удэгейского языка означают «Лесной народ», поэтому они представляют собой сообщество, полностью зависящее от леса, и до сих пор сохраняют огромную нетронутую лесную территорию, богатую биоразнообразием, но испытывают особое давление со стороны производства древесины, незаконных рубок, браконьерства, перелова рыбы и лесной промышленности.

Их религиозные убеждения включают анимизм, поклонение животным и шаманизм. Удэгейцы в основном занимаются охотой, рыболовством и сбором женьшеня. Они являются одной из самых близких этнических групп к маньчжурам и нанайцам и, возможно, имеют цзяньчжоуское чжурчжэньское происхождение.

Координационная деятельность

Центр поддержки коренных малочисленных народов Севера (ЦПМНС) руководил переговорами на высшем уровне между удэгейским сообществом и правительством России в рамках процесса создания Бикинского национального парка в 2013-2016 гг. по защите и продвижению прав коренных народов и полное участие удэгейцев в принятии решений.

Национальный парк Бикин был создан в 2016 году на основе совместного управления и уважения прав коренных народов и традиционных знаний.

Территория парка составляет более 1,5 млн га девственного бореального леса. Это один из крупнейших национальных парков и заповедных зон в Российской Федерации.

История и кейс национального парка «Бикин» — это успешный и уникальный урок CSIPN, полученный в современной России благодаря высокому уровню переговоров между администрацией Москвы/Кремля и удаленным сообществом в российской Восточной Сибири на основе добровольного предварительного и осознанного согласия , прочное партнерство с экологическими организациями и укрепление доверия. В 2018 году территория национального парка «Бикин» получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Роль коренных народов, поддерживающих устойчивое управление лесами на протяжении веков, по-прежнему актуальна и заметна, уважаема и признана мировым сообществом и должностными лицами ООН.

Бикинский национальный парк является гарантом сохранения огромных массивов коренных лесов долины реки Бикин, амурского тигра и традиционного природопользования коренных малочисленных народов. 3 ноября 2015 года эта Особо охраняемая природная территория (ООПТ) была создана по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина. В марте 2016 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк Бикин». Под охраной находится более 1,16 млн гектаров лесов, на которых исторически проживали удэгейцы и амурский тигр. 2 июля 2018 года Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия официально объявил, что Бикинская долина объявлена ​​частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Центральный Сихотэ-Алинь».

Это крупнейшая ООПТ на юге Дальнего Востока и один из крупнейших национальных парков России, где выявлен 51 вид млекопитающих. Национальный парк Бикин является одним из ключевых местообитаний амурского тигра и является домом для около 10% популяции этого подвида. Список птиц включает 194 вида, в том числе не менее 9 занесенных в Красную книгу России (исчезающие виды): черный аист, чешуйчатый крохаль, рыбья сова Блэкистона и др. Также 10 видов рептилий, 7 видов амфибий и Также зарегистрировано 26 видов рыб. Здесь же гнездятся основные популяции чешуйчатого крохаля и рыбного филина, наиболее удаленных нерестилищ лососевого бассейна р. Уссури.

Сильные системы управления

В России действуют три прямых федеральных закона о защите и признании прав коренных народов. Один из законов под названием «Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» был одобрен правительством в 2001 г., но с тех пор не было выделено ни одной территории, в части уважение и признание земельных прав коренных народов. В 2013 году Правительство России приняло решение о создании на удэгейской территории национального парка вместо Территории традиционного природопользования в соответствии с Федеральным законом. Потребовалось три года переговоров на высшем уровне между удэгейским сообществом, региональным правительством и московскими федеральными чиновниками, чтобы начать процесс и обсудить создание национального парка. Удэгейское сообщество и федеральное правительство пришли к соглашению, основанному на новаторской и новой концепции совместного управления, чтобы разделить контроль над природными ресурсами и лесами совместно с удэгейцами, включая их традиционные знания и обычное право.

Постоянный совет коренных народов был создан при управлении Национальным парком для руководства и консультирования по всем вопросам, касающимся коренных народов и их прав в Национальном парке, в качестве консультативного совета и органа самоуправления.

Председатель Совета исполняет обязанности заместителя директора парка, отвечая за вопросы коренных народов и традиционную деятельность. 70% нанятого персонала парка являются представителями коренных народов, а 70% территории национального парка отведено под традиционные виды деятельности, такие как охота, рыболовство и недревесное лесоразведение.

Национальный парк «Бикин» — один из крупнейших парков России площадью более 1,5 млн га, с общей численностью персонала 120 человек, в том числе 70% коренных жителей.

Постоянный совет является новым и уникальным явлением в рамках российских ООПТ по признанию, уважению и защите прав коренных народов, поскольку Федеральный закон об ООПТ, таких как национальные парки, полностью ориентирован на охрану окружающей среды, с никаких ссылок на права коренных народов. Случай с национальным парком Бикин совершенно уникален, поскольку глава о национальном парке была утверждена с включением очень сильных статей по защите и уважению прав коренных народов и их традиционных знаний. Кроме того, в качестве правового инструмента продвижения этой главы и ее статей был создан совет с коренными народами, поскольку все вопросы, касающиеся коренных народов в плане принятия решений, включены в повестку дня этой главы управления национальным парком.

Совет состоит из 12 представителей коренных народов, включая охотников, стариков, женщин и молодежь. Каждую неделю они проводят встречи для обсуждения всех актуальных вопросов, связанных с традиционными видами деятельности, такими как регулирование охоты и рыболовства, традиционные знания и продвижение экотуризма.

Право на самоопределение

Семьдесят процентов территории национального парка «Бикин» зарезервировано и охраняется как территория традиционного природопользования для охоты, рыболовства и сбора недревесных продуктов леса. В прошлом удэгейцам приходилось каждый год бороться за свою защиту из-за высокой ценности и уязвимости леса из-за производства древесины. Еще в начале 90-х годов они провели большую совместную кампанию с Гринпис впервые за постсоветское время и добились успеха в плане международной кампании, но с тех пор продолжают бороться, потому что не имеют юридического статуса. Федеральный закон о традиционных землях так и не был реализован, и в соответствии с этим законом не была создана единая территория.

Потребовалось 3 года переговоров, чтобы создать подход к совместному управлению и новую правовую базу. Основная причина, по которой удэгейцы восприняли идею создания национального парка, заключалась в том, чтобы остановить массовые незаконные рубки леса, широкомасштабное коммерческое производство древесины, браконьерство и чрезмерный вылов рыбы в бассейне реки Бикин. После более чем 25-летней борьбы удэгейцы решили создать более стабильную и безопасную ситуацию, поэтому потребовались 3 года трудных переговоров на высоком уровне с федеральным правительством, которые закончились принятием большей части удэгейцев. требования, основанные на свободном, предварительном и осознанном согласии и подходе совместного управления. Создание Постоянного совета, 70% нанятого персонала, принадлежащего к коренным народам, уважение и признание традиционных видов деятельности, таких как охота, рыболовство и нелесозаготовительная деятельность, являются существенной частью и показателями соблюдения прав удэгейцев на самоуправление. определение и самоуправление своей традиционной территорией для достижения устойчивого управления природными ресурсами. Таким образом, управление лесами и землей является общей обязанностью национального парка и удэгейцев.

Совместное управление — это новая платформа и возможность совместной работы. В Положении о национальном парке «Бикин» говорится: «Территория традиционного природопользования удэгейцев в составе национального парка никогда не может быть уменьшена, ее можно только увеличить». На данный момент это соответствует 70% общей площади национального парка, зарезервированной и используемой для традиционной деятельности и жизнеобеспечения. Основными традиционными занятиями удэгейцев являются рыбная ловля и охота для семейного и общественного пропитания, а также отлов меха для торговли, а также сбор и последующая продажа орехов, ягод, грибов и различных видов трав и чая для народной медицины. На данный момент сообщество вместе с Советом и Национальным парком разрабатывает более широкий рынок и новую стратегию развития, чтобы инициировать деятельность другого рода, такую ​​как культурный туризм и экотуризм. Виды экономической деятельности, помимо традиционных, будут включать производство сувениров, приусадебное хозяйство и пчеловодство.

Удэгейское сообщество контролирует и руководит своим собственным развитием и будущим, основываясь на собственном видении и ценностях управления устойчивым использованием лесов и природных ресурсов.

Сохранение очень важно для удэгейского сообщества. Это поистине уникальная ситуация с точки зрения прав коренных народов, новая страница уважения и признания их традиционных знаний.

Многие коренные народы во всем мире сталкиваются с двумя тенденциями и сценариями: промышленное развитие, основанное на эксплуатации природных ресурсов, ведущее к деградации земель и монополизации земель, и, с другой стороны, природоохранная политика, такая как создание национальных парков, которые ведут к ограничению традиционной деятельности и образа жизни, а также к конфликтам из-за охраняемых территорий с экологическим сообществом.

Подход совместного ведения осуществим и достижим, основан на совершенно новых принципах и правильном подходе: свободное, предварительное и информированное согласие; принцип диалога; Переговоры; уважение прав и традиционных знаний удэгейцев. Это является хорошей практикой для работы на глобальном уровне.

Это хороший пример того, как правительство и коренные народы могут работать вместе, чтобы продвигать совместное управление и устойчивую среду для биоразнообразия бореальных лесов.

Культурная преемственность, духовные ценности и передача между поколениями

Провозглашение ЮНЕСКО национального парка «Бикин» объектом Всемирного наследия стало одним из лучших и наиболее значимых моментов в популяризации национального парка с точки зрения богатства и уникальности видов флоры и фауны , признанный международными экспертами в России и многими другими учеными за рубежом, а также правительством России. Статус всемирного наследия ЮНЕСКО обеспечивает высочайший уровень охраны окружающей среды и в то же время позволяет получить дополнительную денежную поддержку для защиты природы и культуры удэгейского наследия.

Одним из ключевых принципов и подходов CSIPN является сотрудничество со старейшинами и молодежью для обеспечения связи между поколениями и передачи знаний. Это становится все более важным и актуальным в связи с процессом ассимиляции и миграции молодежи в городские районы. На каждое мероприятие CSIPN приглашаются старейшины и молодежь, всегда проводятся культурные и духовные мероприятия.

Пока что национальный парк и удэгейское сообщество поощряют молодых людей учиться и становиться экономистами, юристами и менеджерами по туризму, что является совершенно новой движущей силой местного самоуправления и устойчивого развития.

Большой проблемой является внутренняя миграция молодых людей в городское сообщество для получения образования, поскольку они предпочитают оставаться в городах из-за отсутствия соответствующих должностей в лесной местности. Но в настоящее время ситуация изменилась, так как национальному парку нужны более квалифицированные и подготовленные кадры. Молодые люди возвращаются в общину, и национальный парк нанимает их для работы в парке. Это очень четкий признак того, что молодое поколение может вернуться и внести свой вклад в общество.

Язык по-прежнему является большой проблемой, так как большинство людей в советское время учились в интернатах/интернатах, где им запрещалось говорить на родном языке. Сейчас удэгейцы прилагают много усилий для возрождения и восстановления своего языка, начиная со школ и детских садов. Сохранение родного языка остается проблемой не только для удэгейцев, но и для всех коренных народов России.

В сообществе все еще есть старейшины, и это последняя надежда на возрождение языка, так как только это поколение может понимать и говорить на их языке. Поэтому старейшин приглашают поддержать разработку языковой программы. Сейчас самое подходящее время, чтобы попытаться сохранить их язык и культуру, потому что теперь у нас больше ресурсов и внутренней мобилизации.

Космология

Удэгейцы практикуют анимизм и шаманизм. Они верят в природу, лес, деревья и священные места. Их базовые традиционные знания и мировоззрение говорят о том, что «лес не принадлежит нам, мы принадлежим лесу». Их священные животные — тигр и медведь, из которых первый является для них самым священным. Они никогда не охотятся на тигра, который является исчезающим видом, занесенным в российскую и международную Красную книгу.

Традиционная культура удэгейцев, нанайцев и орочей, коренных народов региона, основана на тесной связи с территориями их предков, образе жизни, в значительной степени опирающемся на нетронутую окружающую среду, стратегии жизнеобеспечения, основанной на собирательстве, охота и другие средства к существованию, коллективное управление землей и ресурсами, менталитет, ориентированный на общину, и большое значение, придаваемое семье, родственным и групповым отношениям внутри общины.

Традиционное природопользование и жизнеобеспечение коренных жителей Бикина осуществляется экологически безопасными методами, обеспечивающими сохранение биологического разнообразия.

Духовная культура удэгейцев – это вера в существование множества духов, населяющих окружающий мир. Удэгейцы поклонялись душам животных и деревьев, не недооценивая влияния духов предков. Поскольку охота, рыболовство и собирательство были основным источником пищи, для обеспечения успеха этих занятий необходимо было привлекать многочисленных духов. Согласно анимистическим представлениям удэгейцев, на каждом участке леса есть сторож, который следит за тем, чтобы люди не брали больше своей справедливой доли. Если кто-то нарушал это правило, он был наказан. Чтобы задобрить духов, удэгейцы приносили жертвы в специально отведенных местах.

Для современного удэгейца распространены абстрактные духи: огонь, вода, деревья и лес. Охотники хранят веру в дух Тайги: хозяина таежного тигра. Для удэгейцев тигр не только сильное и опасное животное, в его образе сочетаются несколько пластов анимистических верований. Все удэгейцы относятся к тигру как к могучему покровителю и защитнику, к которому можно просить помощи и удачи.

Таким образом, на всех этапах истории удэгейцы сохраняли тесную связь с рекой Бикин и территорией своего исконного проживания. Это было основой их материальной, духовной и охотничьей жизни в лесу. Благодаря доброму характеру тайги, уважению и верности лесу удэгейцы создали уникальную духовную, социальную и экономическую общность и систему знаний. Удэгейцы господствовали в бассейне реки Бикин и сегодня хорошо знают все особенности отдельных территорий, а также населяющих их животных, птиц и растений. Именно в этой экологической нише они могут поддерживать свой образ жизни, развивать свою культуру и свои представления о будущем народа. Для удэгейцев Бикинский национальный парк и его лес продолжают иметь важное значение как единственный источник духовности, дающий им жизнь.

Готовность и способность делиться и сотрудничать

Случай Национального парка Бикин является уникальным и исключительным в Российской Федерации. Но CSIPN распространила этот урок и этот случай через различные сети и организовала серию семинаров и конференций для продвижения примера парка Бикин среди других российских охраняемых территорий, коренных общин и региональных органов власти.

Национальный парк Бикин: инновационное соуправление в Российской Федерации

Национальный парк «Бикин», площадью 1 160 469 га на Дальнем Востоке Российской Федерации, является крупнейшим охраняемым девственным лесом в предумеренной зоне Евразии. Парк создан в 2015 году

1 в целях не только сохранения и восстановления мест обитания диких животных и редких видов (например, амурского тигра), но и защиты лесной культуры коренных народов этой территории — удэгейцев. и нанайцы.

В результате сотрудничества между коренными народами, федеральными, региональными и местными органами власти, а также представителями природоохранных и научных организаций в ходе длительного процесса, предшествовавшего созданию национального парка, было разработано большинство предложений, гарантирующих права и интересы коренных народов территории были включены в правоустанавливающие документы парка. 2

Уникальность Бикина заключается в совместном управлении коренными народами, проживающими на территории парка, и научно-исследовательским персоналом на основе сочетания традиционных знаний, практик и ритуалов и новых технологий. С этой целью был создан постоянно действующий Совет коренных народов, 3 , который гарантирует участие коренных народов в принятии решений по охране природы и диких видов, а также координирует программы и проекты, которые могут повлиять на их традиционный образ жизни. Совет также разрабатывает руководство по нормам и поведению для местных сообществ и следит за сохранением и использованием традиционных знаний. 4 Председателем совета является заместитель директора парка.

Правила, разработанные для управления парком, включают четкое разграничение зон; 70 процентов общей площади отведено под традиционное природопользование коренных народов, проживающих на территории парка, и сокращение этой площади невозможно. Все местные жители сохраняют право свободного посещения парка, где бы они ни жили, а коренные охотники могут бесплатно заниматься традиционной хозяйственной деятельностью в своих исторических охотничьих угодьях и распоряжаться добычей по своему усмотрению.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *