На каком материке находится древний египет: На каком материке находился древний египет в какой его части
Внеурочное занятие на тему «Путешествие по Древнему Египту» | План-конспект занятия (7 класс) по теме:
Внеурочное занятие на тему «Путешествие по Древнему Египту»
в 7 классе
Задачи :
- развить у учащихся интерес к мировой культуре;
- создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать в группе.
Все учащиеся разбиваются на 2 группы (придумывают название команды)
Ход занятия:
— Сегодня наше занятие будет проходить в форме викторины. Как и в любой викторине оценивать каждый конкурс будет независимое жюри.
1).Блиц -опрос
1.Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света. Хеопс
2.Гробница этого фараона обнаружена совершенно нетронутой. Тутанхамон
3.Египетская женщина была женой фараона Эхнатона. Нефертити
4.Эти знаки, используемые для письма, египтяне называли божественными иероглифы
5.В каком виде египтяне хранили свои «книги» ? В виде свитков
6. Именно в это море впадает река Нил Средиземное
7.То, что делало почву плодородной после разлива Нила Ил
8. очень любили это животное и охотно содержали его дома
9.Полу животное, получеловек, охранявшее вход в царство мертвых (Анубис)
10.Бог с головой сокола, держащий на голове солнце Бог Ра
11.Какой бог сравнивался с природой и подобно ей умирал и возрождался каждый год, судья в царстве мертвых? Осирис
12.Так называли гроб умершего фараона Саркофаг
13. каком материке находится Египет Африка
15.Столица Древнего Египта Каир
16.Именно этим цветом египтяне писали первое слово абзаца Красный
17. он был главнокомандующим египетской армии Фараон
18.Как называлась книга, которая рассказывала о богах и загробном мире Книга Мертвых
19..Где помещали статуи богов Алтарь
20. в котором, были построены пирамиды Хеопса и Хефрена Гиза
2.Задание на внимательность «Найди ошибки» (приложение1)
Великая африканская река Конго (Нил), медленно катящая свои воды к Средиземному морю. Это Египет- одна из самых молодых(древних) стран мира. Древний Египет находится в Европе (Африке). Столица Египта- Гиза (Каир)- многомиллионный город. В Египте множество памятников, которые пережили тысячелетия. Наиболее знаменитые из них гигантские пирамиды. Самыми крупными являются три пирамиды: Хеанса (Хеопса), Хефрена и Макарина (Микерина). Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и сокрыть тело живого (мертвого) царя, а с другой стороны- вечно прославлять могущество фараона. Главной супругой древнеегипетского фараона была Конфетити (Нефертити). Древний Египет считается местом, где начиналась история домашней свиньи (кошки). Египтяне считали свинью (кошку) священным животным и почитали как божество.
3.Тест по Древнему Египту (Приложение2)
4.Задание: придумайте рекламу или брошюру «Путешествуй в Египет»
Подведение итогов.
(Приложение 1)
Задание на внимательность «Найди ошибки»
Великая африканская река Конго, медленно катящая свои воды к Средиземному морю. Это Египет- одна из самых молодых стран мира. Древний Египет находится в Европе. Столица Египта- Гиза- многомиллионный город. В Египте множество памятников, которые пережили тысячелетия. Наиболее знаменитые из них гигантские пирамиды. Самыми крупными являются три пирамиды: Хеанса, Хефрена и Макарина. Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и сокрыть тело живого царя, а с другой стороны- вечно прославлять могущество фараона. Главной супругой древнеегипетского фараона была Конфетити. Древний Египет считается местом, где начиналась история домашней свиньи. Египтяне считали свинью священным животным и почитали как божество.
Ошибка | Как правильно |
(Приложение 2)
Тест
1. На берегах, какой реки возникло государство Египет:
А. Тигр
Б. Евфрат
В. Нил +
2. Как называется письменность древних египтян?
А. клинопись
Б. иероглифы+
В. узелковое письмо
3. Какой бог был самым главным среди египетских богов?
А. Бог земли (Геб)
Б. Богиня неба (Нут)
В. Бог Солнца (Ра, Амон, Амон-Ра) +
4. Когда была построена самая высокая пирамида – пирамида Хеопса
А. около 2400 г. до н.э
Б. около 2500 г. до н.э
В. около 2600 г. до н.э.+
5.Что использовали в качестве материала для письма в Древнем Египте?
А. бумагу
Б. папирус +
В. пергамент
6. Главным занятием древних египтян было
А. скотоводство
Б. земледелие+
В. собирательство
7. Как называли правителей Древнего Египта?
А. царь
Б. раджа
В. Фараон+
8. В какое море впадает река Нил?
А. Мертвое море
Б. Красное море
В. Средиземное море +
9. В каком месяце начинается разлив Нила?
А. апрель
Б. июнь+
Б. март
10. На каком материке расположен Древний Египет?
А. Азия
Б. Африка+
В. Европа
11. Из какого материала изготавливали наконечники копий, топорики и клинки для древнеегипетских воинов?
А. медь
Б бронза+
В. железо
12. Орудие труда древнеегипетского земледельца
А. палка-копалка
Б. мотыга +
В. соха
13. Как называется тело умершего, высушенное, пропитанное смолой и обмотанное тонкими бинтами
А. останки
Б. мумия+
В. саркофаг
14. Какая высота пирамиды Хеопса?
А почти 120 метров
Б почти 130 метров
В. почти 140 метров+
15. Животное с телом льва и с головой человека называется
А. мехурт
Б. сехмет
В. Сфинкс+
16. В каком музее Санкт-Петербурга можно увидеть египетские мумии и саркофаги?
А. Кунсткамера
Б. Эрмитаж+
В. Музей городской скульптуры
Trojden | Древний Египет — Решебник к рабочей тетради История Древнего мира: 5 класс.
Годер Г.И.
Задание № 22.
Впишите недостающие слова.
Египет — так называлась страна, которая располагалась (по берегам какой реки? От какого места и до какого моря?) по берегам реки Нил от первых порогов до Средиземного моря (на каком материке? В какой его части?) в северо-восточной части Африки.
Первой столицей Египетского государства стал город Мемфис.
Царей Древнего Египта называют фараон.
Задание № 23.
Ответьте на вопросы и выполните задание.
В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды…»
Объясните эти слова старшего брата. Чем он предлагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его.
Он предлагал заняться пахотой. В июле Нил начинал разливаться, что связано с сезоном тропических ливней в районах истоков реки. Течением приносило перегнившие тропические растения и солевые осадки, что служило прекрасным удобрением. К ноябрю вода спадала и наступало время пахоты.
Задание № 24.
Выполните задание по рисунку нашего времени.
В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети».
Опишите рисунок, посвященный сбору налогов в Египте. Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Правее его изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходящее стало для земледельца горем?
В белой одежде изображен сборщик налогов. Его сопровождает вооруженная охрана и носильщики. На земле сидит писец, в документах которого записано сколько должно быть изъято зерна, для которого приготовили корзины, изображенные правее писца. Крестьянин, вероятно, не может сдать зерно, потому его поставили на колени. Слева мы видим его жену и детей. В Древнем Египте даже стихийные бедствия не освобождали от налога и крестьянину грозит суровое наказание.
Задание № 25.
Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было. Вычисления делайте письменно.
Это было 5013 лет назад. 3000+2013=5013
Задание № 26.
Заполните контурную карту «Древний Египет».
1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.
2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте (границы районов обозначены пунктиром).
3. Надпишите названия двух морей, ближайших к Египту.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта, и надпишите ее название.
5. Обозначьте значком район пирамид.
Задание № 27.
Впишите недостающие даты.
Единое государство в Египте образовалось около 3000 года до н.э.
Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н.э.
Завоевания фараона Тутмоса были сделаны около 1500 года до н.э.
Задание № 28.
Заполните контурную карту «Военные походы фараонов».
1. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск.
2. Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н.э.
3. Надпишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере (Евфрат).
4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Мегиддо).
5. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Фивы).
6. Страны и полуостров, завоеванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
1. Нубия
2. Синайский полуостров
3. Палестина
4. Сирия
5. Финикия
Задание № 29.
Впишите недостающие слова.
Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. Фараон по имени Тутмос.
У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из бронзы. Так называется сплав двух металлов: меди и олова.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна Нубия, в Азии — богатый залежами медной руды Синайский полуостров и страны:
1. Палестина
2. Финикия
3. Сирия
Границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке — до 5 порога на реке Нил.
Задание № 30.
Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему так считаете.
Только Тутмос мог знать о Хеопсе, так как жил после него.
Задание № 31.
Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами.
Амон — бог солнца
Апоп — бог тьмы
Геб — бог земли
Нут — богиня неба
Тот — бог мудрости
Бастет — покровительница женщин и их красоты
Алис — священный бык
Сет — бог пустыни
Осирис — фараон и судья в царстве мертвых
Гор — бог — покровитель правящего в Египте фараона
Исида — богиня — жена Осириса
Анубис — бог — покровитель умерших
Mаат — богиня правды
Задание № 32.
Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы.
1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенных на рисунке нашего времени? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?
В образе кота изображен бог солнца Ра, в образе змея — бог тьмы и зла Апоп. Каждую ночь они сражаются под землей и Ра всегда побеждает Апопа.
2. Опишите рисунок нашего времени. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесен деревянный ящик?
Согласно мифу Сет принес в дом Осириса саркофаг и предложил гостям узнать, кому тот будет по росту. Когда в саркофаг лег Осирис, Сет захлопнул его и выбросил в Нил. Осирис и Сет были братьями. Осирис затем стал царем подземного царства, а Сет богом хаоса, разрушения, войны, стал олицетворением зла, сатаной.
Задание № 33.
Ответьте на вопросы.
Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?
1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
Исида. После смерти своего мужа, Осириса, Исида была вынуждена прятаться вместе со своим сыном Гором, чтобы спасти его от Сета.
2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства.
Сет. Он был братом Осириса, правившего Египтом. Сет завидовал брату и стремился захватить власть.
3. Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.
Мифическое существо в образе гиппопотама с лапами и гривой льва и головой крокодила. Обитала в подземном царстве. На суде Осириса она пожирала души грешников.
Задание № 34.
Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.
Ночь… Куда крадучись идут двое египтянин? «Я боюсь гнева богов!» — дрожит от страха один. «Не будь трусом — мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю, как проникнуть внутрь!» — торопит другой. Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила.
Они пробираются к пирамидам, чтобы ограбить их. После смерти фараона хоронили в саркофаге, который был сделан из чистого золота, но помимо самого саркофага усыпальницу заполняли драгоценностями, украшениями, ценными вещами.
Задание № 35.
Ответьте на вопросы.
1. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?
В Древнем Египте существовало огромное число иероглифов (более 500), система письма была очень сложной, потому выучить ее представлялось огромным трудом.
2. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете.
Школьнику наших дней легче. В русском алфавите 33 буквы и помимо согласных, есть гласные звуки. В египетском же письме иероглифов, обозначающих гласные, не было, помимо этого число иероглифов было огромным, и, вдобавок, для правильного чтения сочетаний иероглифов использовали специальные значки. Все это сильно усложняло письмо.
3. На чём и чем писали ученики египетских школ?
Сначала писали на черепках глиняной посуды. Когда ученик овладевал письмом, ему давали для письма папирус. Писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную и красную краски.
4. Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить белые одежды, а на руках у них не было мозолей?
Профессия писца считалась престижной и очень доходной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов, службы в армии и какой бы то ни было физической работы.
Задание № 36.
Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы.
В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колос мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна».
1. Давайте вместе найдем эту сумму.
Сколько кошек обитало в семи домах? 7×7=49 Сколько мышей съели кошки? 49×7=343
Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? 343×7=2401
Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? 2401×7=16807
Теперь сложите числа:
домов 7
кошек 49
мышей 343
колосков 2401
мер зерна 16807 Итак, какова общая сумма? 19607
2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.
Они истребляли грызунов, извечных врагов урожая, за что и особенно почитались египтянами.
3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло каждодневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?
Писцами, которые затем служили при дворе фараонов, знатных вельмож, при храмах и занимались, в основном, учетом налогов и сборов. Грамотность открывала дорогу и к высоким государственным постам.
Задание № 37.
В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе — Амун-Ра. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?
Скорее всего не знаем, так как в древнеегипетском письме не было иероглифов, обозначавших гласные звуки. Все слова записывались только согласными звуками.
Задание № 38.
Разгадайте чайнворд «На берегах Нила».
Внимание! Правильные ответы указаны в скобках.
1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд (Апоп). 2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника (папирус). 3. Книга из папируса, свернутая в трубку (свиток). 4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме (колонна). 5. Священный бык с белой отметиной на лбу (Апис). 6. Богато украшенный гроб из дерева или камня (саркофаг). 7. Сын Осириса, победивший злого Сета (Гор). 8. Одно из имен бога солнца (Ра). 9. Другое имя бога солнца (Амон). 10. Богиня неба (Нут). 11. Знаменитый фараон-завоеватель (Тутмос). 12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека (Сфинкс). 13. Число небольших государств, первоначально возникших в Египте (сорок). 14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражается со свирепым змеем (кот). 15. Бог мудрости, научивший людей письму (Тот). 16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной (Тутанхамон). 17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней (Нефертити). 18. Значок египетского письма (иероглиф). 19. Слово, которым называют властителей Египта (фараон). 20.
Река в Египте (Нил).
Задание № 39
Разгадайте кроссворд «В Древнем Египте».
Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале 19 века тайну иероглифов.
Внимание! Правильные ответы указаны в скобках.
По вертикали: 1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды (шадуф). 2. Богиня правды (Маат). 3. Первая столица Египетского царства (Мемфис). 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи (писец). 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница (Хеопс). 6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива (ил). 7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник (дельта). 8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм (обелиск). 9. Бог мертвых с головой шакала (Анубис).
Ответ по горизонтали: Шампольон.
Задание № 40.
Решите кроссворд, вспоминая слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам». Если вы забыли этот текст, найдите его в учебнике.
Определите, какие слова пропущены в приведенных ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в таких же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.
По горизонтали: 1. Будь писцом — он освобожден от работы мотыгой. 5. Читай книгу свою ежедневно. 7. Решай задачи молча. 8. Не проводи ни одного дня в безделье. 9. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. 11. Обезьяна и та понимает слова. 13. Писца не будут сечь прутьями.
По вертикали: 2. Ты будешь ходить в белой одежде. 3. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким. 4. Будь писцом — ты не будешь таскать корзин. 6. Надоело мне повторять тебе наставления. 7. Уши мальчика на спине его. 10. Обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему. 12. Ударю я тебя сто раз.
Задание № 41.
Ответьте на вопросы.
Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?
1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.
Это слова умершего, которые он произносил перед лицом Осириса на суде в царстве мертвых.
2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.
Поучение писцов своим ученикам.
3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.
Бог земли Геб. Египтяне представляли звезды детьми богини неба Нут и Геба. Каждое утро Нут проглатывала звезды, и Геб гневался на супругу, произнося эти слова.
4. Я выбираю кратчайший путь на Мегидцо, чтобы внезапно напасть на врагов.
Фараон Тутмос. Узнав, что противники объединили свои силы, Тутмос решил идти кратчайшим путем через ущелье и застал врага врасплох.
5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.
Слова фараона Сенусерта I, обращенные к вельможе Синухэ, долгие годы жившего в Сирии.
Задание № 42.
Найдите ошибки.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
— Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился сними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как всем известно, похоронен Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…
— Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.
Опишите эти ошибки.
а) Разлив Нила был каждый год, б) Нил — единственная река Египта, в) в Древнем Египте не было денег, как таковых, не чеканилась монета, г) гробница Тутанхамона располагалась в долине Царей к западу от Фив, это намного севернее 1-го порога, д) самая большая пирамида в Египте — Хеопса и располагалась на севере около Мемфиса, е) сам Тутанхамон долгое время был почти неизвестен и обнаружение его гробницы в 1922 году — величайшее открытие археологии, ж) ливень на юге Египте — крайне редкое явление природы и длится всего несколько минут, з) дуб в Египте не растет, и) гробница Тутанхамона не была разграблена и дошла до нашего времени в первозданном виде, к) предметы из гробницы сейчас находятся в музеях мира.
Задание № 43.
Придумайте окончание сказки.
В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки:
Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный сын, которого фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован, и уже при его рождении богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто не в силах изменить.
Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого — поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.
Проходят годы. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как-то он замечает внизу какое-то странное существо на четырех ногах… «Это собака», — объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» — просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в своей башне.
Но вот мальчик становится юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствие.
В сопровождении своего верного слуги и собаки царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь также в высокой башне живет красавица-царевна. Она достанется тому, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту 70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает царевна.
Никому это не удается, и лишь наш герой совершает прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдать свою дочь в жены какому-то безвестному египтянину. Дело в том, что заколдованный царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевна и слышать не хочет ни о ком другом: «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!» Пришлось отцу уступить.
Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: «Я обречен трем судьбам — крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить свою собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».
Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она его спасает от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствуя грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем раздавили гадину.
Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга — на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день…»
На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, завершилась сказка? Пусть в вашем ответе окончание сказки происходит в Египте. Помните, что молодая жена царевича впервые оказалась в этой стране. Что ее могло поразить в природе Египта? Какие постройки, какие статуи могли увидеть герои сказки? Какой прием во дворце мог оказать им отец-фараон? Как он выглядел? Наконец, погиб или остался жив царевич?
Оказавшись в Египте, царевна была поражена Нилом, она никогда не видела такой большой реки. Как на чудо смотрела она на громады пирамид, на грозного сфинкса, будто охранявшего покой усопших фараонов. Ее поразили величественные храмы и великолепие дворцов фараона. Отец радостно принял сына и его юную жену. На следующий день царевич пошел гулять со своей собакой. «Неужели ты способен предать меня?» — спрашивал царевич. Вдруг собака оскалила зубы и кинулась на царевича. Но юная жена и тут спасла своего супруга, ударив собаку ножом. Она была очень умной и оберегала своего мужа. Так прошло несколько лет. Предсказание стало забываться. В один из дней между супругами возникла пустая ссора и жена оттолкнула царевича, тот споткнулся и, падая, ударился головой о камень. «Ты, избавившая меня от трех судеб…» — прошептал он и испустил дух.
Проверьте себя
1 Какие природные условия в Древнем Египте способствовали развитию земледелия?
В Египте теплый климат и много солнечных дней. С июля по ноябрь был разлив Нила. После разлива на полях оставалась не только влага, но и толстый слой плодородного ила, что способствовало хорошему урожаю.
2 Назовите, что приходилось делать египтянам, чтобы вырастить хороший урожай
Египтянам приходилось между грядками делать каналы. Когда Нил выходил из берегов, ил оставался в каналах
3 Какие преимущества по сравнению с другими жителями Древнего Египта получали образованные люди? Свой ответ аргументируйте
Образованные люди были близки к фараону, получали множество почестей — от титулов до земель, они были богаты. Только образованные люди могли стать писцами, которые очень почитались в Древнем Египте.
4 С помощью интернета и дополнительной литературы подготовьте презентацию «Путешествие по Древнему Египту» и продемонстрируйте ее в классе
Задание выполняется самостоятельно, в качестве образца можно воспользоваться готовой презентацией.
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
Древний Египет — Энциклопедия всемирной истории
Египет — страна в Северной Африке, на берегу Средиземного моря, родина одной из древнейших цивилизаций на земле. Название «Египет» происходит от греческого Aegyptos , которое было греческим произношением древнеегипетского имени «Hwt-Ka-Ptah» («Особняк Духа Птаха»), первоначального названия города Мемфис.
Мемфис был первой столицей Египта и известным религиозным и торговым центром; о его высоком статусе свидетельствуют греки, называющие этим именем всю страну. Для самих древних египтян их страна была известна просто как Кемет, , что означает «Черная земля», названная так из-за богатой темной почвы вдоль реки Нил, где зародились первые поселения. Позже страна была известна как Misr , что означает «страна», название, которое египтяне до сих пор используют для обозначения своей нации. Египет процветал на протяжении тысячелетий (с 8000 г. до н.э. по 30 г. до н.э.) как независимая нация, чья культура славилась большими культурными достижениями во всех областях человеческого знания, от искусства до науки, технологии и религии. Великие памятники, которыми до сих пор славится Древний Египет, отражают глубину и величие египетской культуры, оказавшей влияние на многие древние цивилизации, в том числе на Грецию и Рим.
Удалить рекламу
Реклама
Одной из причин непреходящей популярности египетской культуры является ее упор на величие человеческого опыта. Их великие памятники, гробницы, храмы и произведения искусства прославляют жизнь и служат напоминанием о том, что когда-то было и чего способны достичь люди в своих лучших проявлениях. Хотя Древний Египет в популярной культуре часто ассоциируется со смертью и погребальными обрядами, даже в них что-то говорит людям разных веков о том, что значит быть человеком, а также о силе и цели памяти.
Письменная история Египта начинается между 3400 и 3200 г. до н.э., когда культура Накада III разработала иероглифическое письмо.
Для египтян жизнь на земле была лишь одним аспектом вечного путешествия. Душа была бессмертной и обитала в теле на этом физическом плане лишь короткое время. После смерти человек встречал суд в Зале Истины и, если был оправдан, переходил в вечный рай, известный как Тростниковое поле, которое было зеркальным отражением его жизни на земле. Достигнув рая, можно было мирно жить в компании тех, кого любил на земле, включая своих питомцев, в том же районе, у того же ручья, под теми же самыми деревьями, которые, по его мнению, были потеряны после смерти. Однако эта вечная жизнь была доступна только тем, кто жил хорошо и в соответствии с волей богов в самом совершенном месте, способствующем такой цели: в земле Египта.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Египет имеет долгую историю, которая уходит далеко за пределы письменного слова, рассказов о богах или памятников, прославивших культуру. Свидетельства чрезмерного выпаса скота на земле, которая сейчас является пустыней Сахара, датируются примерно 8000 годом до нашей эры. Эти свидетельства, наряду с обнаруженными артефактами, указывают на процветающую земледельческую цивилизацию в регионе в то время. Поскольку уже тогда земля была в основном засушливой, кочевники-охотники-собиратели искали прохладу источника воды в долине реки Нил и начали селиться там где-то до 6000 г. до н.э.
Керамика Накада II
Гийом Бланшар (CC BY-SA)
Начало организованного земледелия в районе c. 6000 г. до н.э. и общины, известные как бадарская культура, начали процветать вдоль реки. Промышленность развивалась примерно в то же время, о чем свидетельствуют фаянсовые мастерские, обнаруженные в Абидосе, датируемые ок. 5500 г. до н.э. За бадарианскими культурами последовали амратская, герзейская и накада (также известные как Накада I, Накада II и Накада III), каждая из которых внесла значительный вклад в развитие того, что стало египетской цивилизацией. Письменная история земли начинается в какой-то момент между 3400 и 3200 годами до нашей эры, когда культура Накада III разработала иероглифическое письмо. К 3500 г. до н.э. мумификация мертвых практиковалась в городе Иераконполисе, а в Абидосе были построены большие каменные гробницы. Город Ксоис упоминается как уже древний к 3100–2181 гг. До н.э., как написано на знаменитом Палермском камне. Как и в других культурах по всему миру, небольшие аграрные общины стали централизованными и превратились в более крупные городские центры.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Ранняя история Египта
Ранний династический период в Египте (ок. 3150 — ок. 2613 до н. э.) ознаменовался объединением северного и южного царств под властью царя Менеса (также известного как Мени или Манес) Верхнего Египта, который завоевал Нижний Египет в ок. 3118 г. до н.э. или ок. 3150 г. до н.э. Эта версия ранней истории исходит из Aegyptica (История Египта) древнего историка Манефона, который жил в 3 веке до н.э. при династии Птолемеев (323-30 до н.э.). Хотя его хронология оспаривалась более поздними историками, с ней до сих пор регулярно консультируются по династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.
Палитра Narmer [две стороны]
Неизвестный художник (общественное достояние)
Работа Манефона является единственным источником, который цитирует Менеса и завоевание, и теперь считается, что человек, которого Манефон называет «Менесом», был царем Нармером, который мирно объединил Верхний и Нижний Египет под одним правлением. Однако отождествление Менеса с Нармером далеко не является общепринятым, и Менес столь же достоверно связан с царем Хор-Аха (ок. 3100–3050 гг. До н.э.), сменившим его. Объяснение связи Менеса со своим предшественником и преемником заключается в том, что «Менес» — это почетный титул, означающий «тот, кто терпит», а не личное имя, и поэтому он мог использоваться для обозначения более чем одного царя. Утверждение о том, что земля была объединена в результате военной кампании, также оспаривается, поскольку знаменитая палитра Нармера, изображающая военную победу, некоторые ученые считают королевской пропагандой. Возможно, сначала страна объединилась мирным путем, но это кажется маловероятным.
Удалить рекламу
Реклама
Географическое обозначение в Древнем Египте соответствует направлению реки Нил, поэтому Верхний Египет — это южный регион, а Нижний Египет — северная область ближе к Средиземному морю. Нармер правил из города Хираконополис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Торговля значительно возросла при правителях раннего династического периода в Египте, и сложные гробницы мастаба, предшественники более поздних пирамид, были развиты в египетских погребальных практиках, которые включали все более сложные методы мумификации.
Боги
С додинастического периода в Египте (ок. 6000 — ок. 3150 до н. э.) вера в богов определяла египетскую культуру. Ранний египетский миф о сотворении мира повествует о боге Атуме, который стоял посреди бурлящего хаоса до начала времен и изрек творение к существованию. Атума сопровождала вечная сила хека (магия), олицетворенная в боге Хеке, и другие духовные силы, которые оживляли мир. Heka была первичной силой, которая наполняла вселенную и заставляла все вещи работать так, как они работали; это также учитывало центральную ценность египетской культуры: маат , гармония и баланс.
Все боги и все их обязанности вернулись к маат и хека . Солнце всходило и заходило так же, как и раньше, и луна путешествовала по небу, и времена года сменялись и уходили в соответствии с балансом и порядком, которые были возможны благодаря этим двум факторам. Маат также олицетворялась как божество, богиня страусиного пера, которой каждый король обещал свои полные способности и преданность. Царь был связан с богом Гором в жизни и Осирисом в смерти на основе мифа, который стал самым популярным в египетской истории.
Удалить рекламу
Реклама
Египетский бог Осирис
Али Каламчи (Авторское право)
Осирис и его сестра-жена Исида были первоначальными монархами, которые правили миром и дали людям дары цивилизации. Брат Осириса, Сет, завидовал ему и убил его, но его вернула к жизни Исида, которая затем родила ему сына Гора. Однако Осирис был неполным и поэтому спустился, чтобы править подземным миром, в то время как Гор, повзрослев, отомстил за своего отца и победил Сета. Этот миф иллюстрировал, как порядок восторжествовал над хаосом, и стал постоянным мотивом в египетской религии, погребальных ритуалах, религиозных текстах и искусстве. Не было периода, когда боги не играли неотъемлемой роли в повседневной жизни египтян, и это ясно видно с самых ранних времен в истории страны.
Старое Королевство
В период, известный как Древнее царство Египта (ок. 2613–2181 гг. до н. э.), архитектура, посвященная богам, развивалась ускоренными темпами, и некоторые из самых известных памятников Египта, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе, были построены. Царь Джосер, правивший ок. 2670 г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в Саккаре ок. 2670 г., спроектированный его главным архитектором и врачом Имхотепом (ок. 2667–2600 гг. до н. э.), который также написал один из первых медицинских текстов, описывающих лечение более 200 различных заболеваний и утверждающих, что причина болезни может быть естественной, а не волей человека. боги. Великая пирамида Хуфу (последнее из семи чудес древнего мира) была построена во время его правления (2589 г.-2566 г. до н.э.) с пирамидами Хефрена (2558-2532 гг. до н.э.) и Менкаура (2532-2503 гг. до н.э.).
Пирамиды, Гиза, Египет
Shellapic76 (CC BY)
Величие пирамид на плато Гизы, какими они изначально должны были казаться, обшитыми блестящим белым известняком, является свидетельством могущества и богатства правителей того периода. Существует множество теорий относительно того, как были построены эти памятники и гробницы, но современные архитекторы и ученые далеки от единого мнения по поводу какой-либо одной из них. Некоторые утверждали, что, учитывая современные технологии, такого памятника, как Великая пирамида в Гизе, не должно существовать. Другие, однако, утверждают, что существование таких зданий и гробниц свидетельствует о превосходной технологии, которая была утеряна со временем.
Удалить рекламу
Реклама
Нет абсолютно никаких доказательств того, что памятники на плато Гиза или какие-либо другие памятники в Египте были построены рабским трудом, а также нет никаких доказательств, подтверждающих историческое прочтение библейской Книги Исход. Большинство авторитетных ученых сегодня отвергают утверждение о том, что пирамиды и другие памятники были построены рабским трудом, хотя рабы разных национальностей, несомненно, существовали в Египте и регулярно работали в рудниках. Египетские памятники считались общественными сооружениями, созданными для государства, и в строительстве использовались как квалифицированные, так и неквалифицированные египетские рабочие, и всем им платили за их труд. Рабочим на объекте в Гизе, который был лишь одним из многих, три раза в день давали порцию пива, а их жилище, инструменты и даже уровень медицинского обслуживания были четко установлены.
Первый промежуточный период и гиксосы
Эпоха, известная как Первый промежуточный период Египта (2181–2040 гг. до н. э.), ознаменовалась ослаблением власти центрального правительства после его краха. По всему Египту образовались в значительной степени независимые районы со своими губернаторами, пока не возникли два крупных центра: Иераконполис в Нижнем Египте и Фивы в Верхнем Египте. Эти центры основали свои собственные династии, которые управляли своими регионами независимо и периодически боролись друг с другом за верховный контроль до c. 2040 г. до н.э., когда фиванский царь Ментухотеп II (ок. 2061-2010 гг. до н.э.) победил силы Иераконполиса и объединил Египет под властью Фив.
Среднее царство Египта считается «классическим веком», когда искусство и культура достигли больших высот, а Фивы стали самым важным и богатым городом.
Стабильность, обеспеченная фиванским правлением, позволила процветать так называемому Среднему царству (2040–1782 гг. до н. э.). Среднее царство считается «классическим веком» Египта, когда искусство и культура достигли больших высот, а Фивы стали самым важным и богатым городом страны. По словам историков Оукса и Гахлина, «цари Двенадцатой династии были сильными правителями, установившими контроль не только над всем Египтом, но и над Нубией на юге, где было построено несколько крепостей для защиты египетских торговых интересов» (11). Первая постоянная армия была создана во времена Среднего царства царем Аменемхетом I (ок. 19 г.91-1962 г. до н.э.) Карнакский храм был начат при Сенрусете I (ок. 1971-1926 гг. до н.э.), и были созданы некоторые из величайших египетских произведений литературы и искусства. Однако 13-я династия была слабее 12-й и отвлекалась на внутренние проблемы, которые позволили иностранному народу, известному как гиксосы, получить власть в Нижнем Египте вокруг дельты Нила.
Гиксосы — загадочный народ, скорее всего, из области Сирии/Палестины, впервые появившийся в Египте ок. 1800 г. и поселился в городе Аварис. Хотя имена царей гиксосов имеют семитское происхождение, для них не установлена определенная этническая принадлежность. Сила гиксосов росла, пока они не смогли взять под свой контроль значительную часть Нижнего Египта к ок. 1720 г. до н.э., что сделало фиванскую династию Верхнего Египта почти вассальным государством.
Карта Древнего Египта
Тина Росс (авторское право)
Эта эпоха известна как Второй промежуточный период Египта (ок. 1782 — ок. 1570 до н. э.). Хотя египтяне ненавидели гиксосов (чье имя просто означает «иностранные правители»), они внесли в культуру множество улучшений, таких как композитный лук, лошадь и колесница, а также севооборот и разработки в области бронзы и керамики. работает. В то же время гиксосы контролировали порты Нижнего Египта, к 1700 г. до н.э. Королевство Куш поднялось к югу от Фив в Нубии и теперь удерживало эту границу. Египтяне предприняли ряд кампаний, чтобы изгнать гиксосов и покорить нубийцев, но все они потерпели неудачу, пока принц Яхмос I из Фив (ок. 1570-1544 гг. До н.э.) не преуспел и не объединил страну под властью Фив.
Новое царство и Амарнский период
г. Яхмос I положил начало периоду, известному как период Нового царства Египта (ок. 1570 — ок. 1069 до н. э.), когда снова наблюдалось большое процветание страны при сильном центральном правительстве. Титул фараона для правителя Египта происходит из периода Нового царства; раньше монархи были просто известны как короли. Многие из египетских правителей, наиболее известных сегодня, правили в этот период, и большинство великих сооружений египетской архитектуры, таких как Рамессеум, Абу-Симбел, храмы Карнака и Луксора, а также гробницы Долины царей и Долины царей. За это время были либо созданы, либо значительно улучшены королевы.
Между 1504-1492 гг. до н.э. фараон Тутмос I (Тутмос I) укрепил свою власть и расширил границы Египта до реки Евфрат на севере, Сирии и Палестины на западе и Нубии на юге. За его правлением последовала королева Хатшепсут (1479–1458 гг. до н. э.), которая значительно расширила торговлю с другими народами, в первую очередь с землей Пунт. Ее 22-летнее правление было периодом мира и процветания для Египта.
Портрет царицы Хатшепсут
Роб Купман (CC BY-SA)
Ее преемник, Тутмос III (Тутмос III), продолжал ее политику (хотя он пытался стереть все воспоминания о ней, поскольку, как считается, он не хотел, чтобы она служила образцом для подражания для других женщин, поскольку считались только мужчины). достойный править), и ко времени его смерти в 1425 г. до н. э. Египет был великим и могущественным государством. Процветание привело, среди прочего, к увеличению производства пива различных сортов и увеличению количества свободного времени для занятий спортом. Успехи медицины привели к улучшению здоровья.
Купание долгое время было важной частью ежедневного режима египтян, поскольку оно поощрялось их религией и формировалось по образцу их духовенства. Однако в то время производились более сложные ванны, по-видимому, больше для отдыха, чем просто для гигиены. Гинекологический папирус Кахун, посвященный женскому здоровью и противозачаточным средствам, был написан ок. 1800 г. до н.э. и в этот период, похоже, широко использовался врачами. Хирургия и стоматология применялись широко и с большим мастерством, и врачи прописывали пиво для облегчения симптомов более 200 различных болезней.
Гинекологический папирус Kahun
Francis Llewellyn Griffith (общественное достояние)
В 1353 г. до н. э. фараон Аменхотеп IV унаследовал трон и вскоре после этого изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона»), чтобы отразить свою веру в единого бога, Атона. Египтяне, как отмечалось выше, традиционно верили во многих богов, важность которых влияла на каждый аспект их повседневной жизни. Среди самых популярных из этих божеств были Амон, Осирис, Исида и Хатхор. Культ Амона в это время стал настолько богатым, что жрецы были почти такими же могущественными, как фараон. Эхнатон и его царица Нефертити отказались от традиционных религиозных верований и обычаев Египта и учредили новую религию, основанную на признании единого бога.
Эхнатон был первым правителем, который установил скульптуры и храмы в честь своей королевы, а не только для себя или богов.
Его религиозные реформы фактически урезали власть жрецов Амона и передали ее в его руки. Он перенес столицу из Фив в Амарну, чтобы еще больше отдалить свое правление от правления своих предшественников. Это известно как период Амарны (1353-1336 гг. до н.э.), во время которого Амарна превратилась в столицу страны, а политеистические религиозные обычаи были запрещены.
Среди своих многочисленных достижений Эхнатон был первым правителем, который установил скульптуры и храмы в честь своей королевы, а не только для себя или богов, и использовал деньги, которые когда-то шли на храмы, на общественные работы и парки. Власть духовенства резко упала по мере роста власти центрального правительства, что, казалось, было целью Эхнатона, но он не смог использовать свою власть в интересах своего народа. Письма Амарны ясно показывают, что он был больше озабочен своими религиозными реформами, чем внешней политикой или нуждами народа Египта.
За ним последовал его сын, самый узнаваемый египетский правитель современности, Тутанхамон, правивший с ок. 1336 — ок. 1327 г. до н.э. Первоначально его звали Тутанхатен, чтобы отразить религиозные убеждения его отца, но после вступления на престол он изменил свое имя на Тутанхамон в честь древнего бога Амона. Он восстановил древние храмы, удалил все упоминания о едином божестве своего отца и вернул столицу в Фивы. Его правление было прервано его смертью, и сегодня он наиболее известен нетронутым величием своей гробницы, обнаруженной в 1922 г. н.э., ставший в то время международной сенсацией.
Посмертная маска Тутанхамона
Ричард Эйзерманс (CC BY-NC-SA)
Однако величайшим правителем Нового царства был Рамсес II (также известный как Рамсес Великий, 1279–1213 гг. до н. э.), который начал самые сложные строительные проекты среди всех египетских правителей и правил настолько эффективно, что у него были средства для так. Хотя знаменитая битва при Кадеше 1274 г. до н. э. (между Рамсесом II из Египта и Муваталли II из хеттов) сегодня считается ничьей, Рамсес считал ее великой египетской победой и прославлял себя как защитник народа и, наконец, как бог, в его многочисленных общественных работах.
Его храм Абу-Симбел (построенный для его царицы Нефертари) изображает битву при Кадеше, а меньший храм на этом месте, по примеру Эхнатона, посвящен любимой царице Рамсеса Нефертари. Во время правления Рамсеса II первый в мире мирный договор (Кадешский договор) был подписан в 1258 г. до н.э., и Египет пользовался почти беспрецедентным богатством, о чем свидетельствует количество памятников, построенных или восстановленных во время его правления.
Четвертый сын Рамсеса II, Кхэмвезет (ок. 1281 — ок. 1225 до н. э.), известен как «первый египтолог» за его усилия по сохранению и записи старых памятников, храмов и имен их первоначальных владельцев. Во многом благодаря инициативе Кхемвезета имя Рамсеса II так заметно во многих древних памятниках Египта. Khaemweset оставил записи о своих усилиях, первоначальный строитель / владелец памятника или храма, а также имя своего отца.
Панорама Абу-Симбел
Деннис Джарвис (CC BY-SA)
Рамсес II стал известен последующим поколениям как «Великий предок» и правил так долго, что пережил большинство своих детей и жен. Со временем все его подданные родились, зная только Рамсеса II как своего правителя и не помня о другом. Он прожил исключительно долгую жизнь — 96 лет, что вдвое превышает среднюю продолжительность жизни древнего египтянина. Записано, что после его смерти многие опасались наступления конца света, поскольку они не знали ни другого фараона, ни другого Египта.
Упадок Египта и пришествие Александра Македонского
Один из его преемников, Рамсес III (1186–1155 гг. до н. э.), следовал его политике, но к этому времени огромное богатство Египта привлекло внимание народов моря, которые начали совершать регулярные набеги вдоль побережья. Народы моря, как и гиксосы, имеют неизвестное происхождение, но считается, что они пришли из южной части Эгейского моря. Между 1276-1178 гг. до н.э. народы моря представляли угрозу безопасности Египта. Рамсес II победил их в морском сражении в начале своего правления, как и его преемник Меренптах (1213–1203 гг. до н. э.). Однако после смерти Меренптаха они увеличили свои усилия, разграбив Кадеш, который тогда находился под контролем Египта, и опустошив побережье. Между 1180-1178 гг. до н.э. Рамсес III отбился от них, окончательно победив их в битве при Ксоисе в 1178 г. до н.э.
После правления Рамсеса III его преемники пытались сохранить его политику, но все чаще встречали сопротивление со стороны народа Египта, жителей завоеванных территорий и, особенно, класса жрецов. В годы после того, как Тутанхамон восстановил старую религию Амона, и особенно в период великого процветания при Рамсесе II, жрецы Амона приобрели большие участки земли и накопили огромные богатства, которые теперь угрожали центральному правительству и нарушали единство Египет. Ко времени Рамсеса XI (1107–1077 гг. до н. э.), конца 20-й династии, египетское правительство стало настолько ослабленным властью и коррумпированностью духовенства, что страна снова раскололась, а центральная администрация рухнула, положив начало так называемому Третий промежуточный период Египта c. 1069-525 г. до н.э.
Карта третьего промежуточного периода
Джефф Даль (CC BY-SA)
При кушитском царе Пие (752-722 гг. до н.э.) Египет снова был объединен, и культура процветала, но, начиная с 671 г. до н.э., ассирийцы под предводительством Асархаддона начали свое вторжение в Египет, завоевав его к 666 г. до н.э. при его преемнике Ашшурбанипале. Не строя долгосрочных планов по управлению страной, ассирийцы оставили ее в руках местных правителей и бросили Египет на произвол судьбы. Однако Египет перестроили и укрепили, и именно в таком состоянии находилась страна, когда Камбиз II из Персии нанес удар в битве при Пелусии в 525 г. до н. э. Зная, с каким почтением египтяне относились к кошкам (которые считались живыми изображениями популярной богини Бастет), Камбиз II приказал своим людям рисовать кошек на своих щитах и водить кошек и других животных, священных для египтян, перед армией. в сторону Пелузия. Египетские войска сдались, и страна пала перед персами. Он оставался под персидской оккупацией до прихода Александра Македонского в 332 г. до н.э.
Александр был встречен как освободитель и без боя завоевал Египет. Он основал город Александрию и продолжил завоевание Финикии и остальной части Персидской империи. После его смерти в 323 г. до н. э. его полководец Птолемей I Сотер привез его тело обратно в Александрию и основал династию Птолемеев (323–30 гг. до н. э.). Последней из Птолемеев была Клеопатра VII, которая покончила жизнь самоубийством в 30 г. до н.э. после поражения ее войск (и войск ее супруга Марка Антония) римлянами под командованием Октавиана Цезаря в битве при Акциуме (31 г. до н.э.). Затем Египет стал провинцией Римской империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.), затем Византийской империи (ок. 527-646 гг. Н.э.), пока не был завоеван арабскими мусульманами при халифе Умаре в 646 г. н.э. и попал под власть ислама.
Художественное изображение раскопок в Египте
Игры могавков (Авторское право)
Однако слава прошлого Египта была заново открыта в 18 и 19 веках нашей эры и оказала глубокое влияние на современное понимание древней истории и Мир. Историк Уилл Дюран выражает мнение многих:
Влияние или память о том, что Египет совершил на самой заре истории, оказывает влияние на каждую нацию и каждую эпоху. «Возможно даже, — как сказал Форе, — что Египет, благодаря солидарности, единству и дисциплинированному разнообразию своих художественных произведений, благодаря огромной продолжительности и постоянной силе своих усилий, предлагает зрелище величайшего цивилизация, которая еще не появилась на земле». Мы хорошо поступим, чтобы сравняться с ним. (217)
Египетская культура и история издавна притягивали людей; будь то благодаря работе первых археологов в 19 веке н.э. (таких как Шампольон, который расшифровал Розеттский камень в 1822 году н.э.) или знаменитому открытию гробницы Тутанхамона Говардом Картером в 1922 году н.э. Древнеегипетская вера в жизнь как в вечное путешествие, созданная и поддерживаемая божественной магией, вдохновила более поздние культуры и более поздние религиозные верования. Большая часть иконографии и верований египетской религии нашла свое отражение в новой религии христианства, и многие из их символов узнаваемы сегодня, имея в основном то же значение. Важным свидетельством могущества египетской цивилизации является то, что столь многие произведения воображения, от фильмов и книг до картин и религиозных верований, были и продолжают вдохновляться ее возвышенным и глубоким видением вселенной и места человечества. в этом.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Expedition Magazine — Penn Museum
В 1955 году западноафриканский ученый Марсель Диоп яростно утверждал, что профессиональные египтологи более полувека скрывали поразительный факт; Диоп утверждал, что древние египтяне были неграми, а характерная для них цивилизация была негритянским достижением. На самом деле довольно распространено мнение, что Египет был частью Черной Африки, но что касается внешнего вида, то это неверно. Тысячи скульптурных и раскрашенных изображений из Египта и сотни хорошо сохранившихся тел с его кладбищ показывают, что типичный физический тип не был ни негроидом, ни негром. Однако вторая часть тезиса Диопа заключалась в том, что египетская цивилизация была распространена по всей Африке эмигрантами из Египта и представляла в драматической форме подлинную и захватывающую историческую проблему. Географически древний Египет был африканской страной, и его цивилизация была частью мозаики африканских культур, разбросанных по всему обширному континенту. Были ли какие-либо серьезные контакты между древним Египтом и Черной Африкой, то есть негроидными и негритянскими народами западной и центральной Африка; и если да, то насколько важным был поток влияний в любом направлении?
Египетские изображения египтянина (слева) и двух африканцев, один (в центре) с негроидными чертами лица и оба с заметно темной кожей.
Это не просто академический вопрос, поскольку многие африканцы и афроамериканцы, сильно интересующиеся историей ранних африканских культур, часто считают, что европейская наука несправедливо преуменьшает творческий потенциал этих культур. Это не относится к доисторикам и историкам современной Африки; старая привычка приписывать любую необычайно сложную идею или технику, появляющуюся среди чернокожих африканцев, влиянию или присутствию расово «высшего» хамита или другого не-негра, была справедливо отвергнута. Однако по мере того, как достижения Черной Африки признаются и все лучше документируются, а также проявляются отличительные черты многих ее культур, роль египетского влияния становится еще более проблематичной. Есть ли какие-либо существенные сходства между египетской и древней африканской культурами; если да, то насколько они обусловлены общей «африканской» природой и насколько культурным взаимодействием?
Египетская цивилизация на самом деле была особенно устойчива к внешнему влиянию, но многие древние люди, в том числе африканцы, заимствовали у нее. Это, однако, не было неизбирательным заимствованием из превосходящей культуры, и его последствия были разнообразными. Греки, например. были впечатлены Египтом; их скульптура и архитектура сначала находились под сильным влиянием Египта, и, по словам самих греков, некоторые из их ведущих философов и ученых отправились в Египет, чтобы изучать его древние знания, а также новые знания, установленные после 320 г. до н.э. в эллинистическом городе Александрии. Тем не менее развитое греческое искусство и мысль нельзя спутать с египетскими. Точно так же среди древних чернокожих африканцев должны были быть разные реакции на контакты с египтянами, на которые повлияла как культурная сила каждой африканской группы, так и роль, которую сыграли египтяне. Египтяне в Африке были то торговцами и нанимателями, то завоевателями и колонистами, то побежденными врагами.
Дэвид О’Коннор — заместитель куратора египетского отдела музея и доцент кафедры востоковедения университета. Он имеет диплом по египтологии (1962 г.) Университетского колледжа в Лондоне и докторскую степень. (1969) Кембриджского университета. С 1960 года д-р О’Коннор проводил значительную часть почти каждого года в раскопках или изыскательских работах в Египте и Северном Суддане. Вместе с доктором Уильямом Келли Симпсоном из Йельского университета он является содиректором Пенсильванско-Йельской экспедиции в Египет и в настоящее время руководит раскопками нового музея в Луксоре, Южный Египет.
Физические препятствия для контакта, должно быть, также повлияли на потенциальное распространение египетского влияния. Принято считать, что в поздние доисторические времена, между 5000 и 3000 годами до нашей эры, шансы на контакт между египетской долиной Нила, Сахарой и Африкой к югу от Сахары и вдоль верхнего течения Нила были выше, чем в более поздние периоды. Сахара в то время имела более влажный климат и поддерживала сравнительно большое и мобильное население, которое включало негроидные и негритянские физические типы, как и общины, жившие недалеко от современного Хартума. Несомненно, в этот период одомашненные животные распространились из Египта (откуда они произошли с Ближнего Востока) по всей Северной Африке, вглубь Сахары и на юг вплоть до Хартума; земледелие возникло в Египте в то же время, но распространялось медленнее. Однако сопоставимого распространения египетского культурного влияния не было. Многие общины вдоль египетского Нила не имели политической или религиозной сплоченности, а общая материальная культура и неолитическая экономика, которые они разделяли, по своей природе не сильно отличались от культур современных африканских культур. Типичная керамика и артефакты доисторического Египта не встречаются за пределами долины Нила или к югу от Второго порога, и только вдоль верхнего течения Нила заметно некоторое влияние.
Между Вторым Катарактом и Хартумом в это время типичным продуктом коренного населения, называемого людьми «хартумского неолита», была глиняная посуда с отпечатанными рисунками, традиция, унаследованная от их охотничьих и собирательских предшественников. Напротив, изделия современного Египта иногда раскрашивали, но редко вырезали, в то время как самая распространенная ткань была гладкой, полированной красным, часто с добавлением черного верха. Эта декоративная идея была скопирована в небольшом масштабе в хартумский неолит и в конечном итоге стала важной чертой более поздних стилей керамики в Нижней и Верхней Нубии. В противном случае заимствование ограничивалось простым инструментом, «выемкой», которая фактически встречалась по всей Сахаре, а также вдоль Нила.
Цивилизация исторического Египта так бурно развивалась в первые века третьего тысячелетия до н. э. что некоторые предполагают, что творческое вдохновение пришло из уже развитых культур Месопотамии. К 2700 г. до н. э. в Египте прочно утвердились грамотность, централизованный политический контроль, развитая религиозная система, металлическая (медная, позже бронзовая) технология, развитый стиль в искусстве и монументальной архитектуре. Однако именно в это время контакт с другими частями Африки стал более трудным. Сахара была засушливой к 2500 г. до н.э. и в то время как его отступающее население привнесло в Западную и Центральную Африку земледелие и приручило домашних животных, путь по пустыне в Египет стал более трудным для прохождения. Даже главный оставшийся коридор для передвижения людей, долина Нила, был в значительной степени заблокирован на юге обширным болотом Судд.
Поэтому некоторые ученые сомневаются, что между Египтом и большей частью Черной Африки мог быть какой-либо значительный контакт после 3000 г. до н.э. Они предполагают, что кажущиеся сходства, такие как появление централизованных политических структур и божественного царствования, которые появляются у некоторых групп чернокожих африканцев в первом и втором тысячелетиях нашей эры, являются общими и случайными. Другие историки считают, что такое сходство в конечном счете восходит к Древнему Египту, вероятно, через «египтизированное» царство Мероэ в Судане (59 г.1 г. до н.э. – н.э. 320), и, возможно, связаны с распространением технологии производства железа из того же источника. Однако в последнее время появление обработки железа в Западной Африке датируется примерно 500 г. до н.э., и маловероятно, что оно пришло из Мероэ, где в то же время железо все еще было редкостью. Больше нельзя автоматически предполагать, что обработка железа, появившаяся в Центральной Африке в начале первого тысячелетия нашей эры, произошла от Мероэ, поскольку теперь известно, что существовал альтернативный источник.
Противоречие будет разрешено только обширными археологическими исследованиями, которые до сих пор проводились только на крайнем севере основного контактного района, современной Республики Судан. Нижняя Нубия, область между Первым и Вторым порогами (ныне разделенная между Египтом и Суданом), была тщательно исследована; с 1900 года он служил постоянно растущим резервуаром для Асуанской плотины, что стимулировало периодические всплески археологических раскопок, кульминацией которых стали экстраординарные международные усилия в 1961-1964. Верхняя Нубия, долина между Вторым и Четвертым порогами, менее изучена; недавние исследования достигли Третьего порога, а несколько ранних исторических памятников были раскопаны до Четвертого порога. Южнее основные места раскопок — Напатан (706-591 гг. до н.э.), меройские или более поздние периоды. Археологические данные еще недостаточно полны, чтобы проследить возможное распространение египетского влияния за пределы Судана в те или иные времена.
Типы египетской и нубийской керамики.
Однако накопление данных за последние шестьдесят лет и их непрерывная переинтерпретация позволили нам изучить самые ранние воздействия Древнего Египта на его ближайших южных соседей, среди которых было значительное число негроидных и негритянских народов, и предположить, какое влияние возможно, на более отдаленных черных африканцах. В течение почти 1500 лет (3000–1570 гг. до н. э.) местные культуры Нижней Нубии заметно отличались от культур исторического Египта, а в Верхней Нубии эти различия продолжались до мероитского периода. Различия легче всего увидеть в гончарном деле, в котором разнообразные и изобретательные традиции древнего Судана разительно контрастируют с лишенными воображения изделиями исторического Египта, но их можно найти и в большинстве других аспектов материальной культуры, в языке, и, конечно же, в социальных и политических организациях и в религиозных верованиях. Эти последние аспекты плохо задокументированы, поскольку Судан не стал грамотным на своем родном языке до 9 г.0003 ок. 180 г. до н.э. и даже сейчас самая ранняя письменность, мероитская, остается непереводимой.
Нижняя Нубия вряд ли могла поддерживать высокоразвитую культуру. У него есть доступ к некоторым важным ресурсам (медь, золото и некоторые ценные виды камня), но только к небольшому количеству обрабатываемой земли, и на протяжении всей истории он действовал как буферная зона между Египтом и жителями Верхней Нубии. Тем не менее коренное население этого региона (которое, согласно египетским изображениям, к 2200 г. до н.э. состояло из смеси коричневых и чернокожих народов) было удивительно устойчивым к египетскому культурному влиянию, несмотря на тесные и иногда угнетающие контакты с евреями. египтяне. Уже к ок. 3050 г. до н.э. Египетские экспедиции достигли Второго порога, в то время как люди современной нубийской культуры, названные археологами группой А, хоронили мертвую пищу и жидкости в импортированных египетских горшках и медных орудиях египетского производства. Они были получены в результате контроля группы А над торговлей предметами роскоши, такими как черное дерево и слоновая кость, с юга. Однако материальная культура нубийцев оставалась в основном неегипетской вплоть до 90 003 года (ок. 9 г. до н. э.).0004 2600 г. до н.э.), когда они были уничтожены, порабощены и изгнаны египетскими войсками, стремившимися обеспечить полный контроль над торговыми путями и природными ресурсами области.
Рельеф, высеченный на скале возле Второго порога, посвященный самому раннему известному историческому конфликту между Египтом и Нубией. Сцена датируется королем Джером ( ок. 3050-2973 гг. до н.э.), а убитые и связанные фигуры считаются нубийцами.
От ок. 2590–2420 гг. до н.э. египтяне контролировали Нижнюю Нубию из нескольких слабо защищенных поселений между Первым и Вторым порогами, но в конечном итоге они были заброшены частично из-за политической нестабильности в самом Египте, а частично из-за вторжения африканцев в Нижнюю Нубию. Эти люди, которые вполне могли иметь отношение к группе А. археологи называют их С-группой и, возможно, пришли из ныне быстро высыхающих пустынь на восток и запад; в период их оккупации часть и, наконец, вся Нижняя Нубия стали называться Вават. Организованная под предводительством вождей, группа C была достаточно воинственной, чтобы египтяне нанимали ее в качестве наемников, и они также препятствовали египетским торговым экспедициям, которые до ок. 2185 г. до н.э. все еще достигали Верхней Нубии. В конце концов группа C получила полный контроль над этой торговлей, и в результате ранние могилы группы C часто содержат египетские артефакты, представляющие как добычу, так и плату.
К ок. 1930 г. до н.э. египтяне восстановили свой контроль над Нижней Нубией и укрепили ее серией больших фортов, которые в конечном итоге достигли южной оконечности Второго порога. Эти форты с массивными стенами высотой от тридцати до сорока футов красноречиво свидетельствуют о военной угрозе, исходящей от группы С и других африканских народов в этом районе. В период господства группа С продолжала жить в ненадежных поселениях, хоронить своих умерших в солидных и неегипетских гробницах с круглыми каменными надстройками и производить множество отличительных артефактов, не демонстрирующих египетского влияния. Когда Египет снова пережил внутренний упадок, египтяне не бросили форты, но группа С явно восстановила некоторую экономическую и политическую независимость. Могилы поздней группы С часто богаты и включают ряд особо крупных экземпляров, которые, вероятно, принадлежат вождям; некоторое египетское влияние могло повлиять на погребальные обычаи, но в целом местная культура Вавата сохранила свою индивидуальность.
Модель, изображающая группу нубийских наемников с луками, из египетской гробницы г. ок. 2130 г. до н.э. они вполне могут быть выходцами из Вавата.
Однако после повторной оккупации египтянами Нижней Нубии отношения стали более сложными; Верхняя Нубия, ныне называемая Куш, считалась военной угрозой, и большие форты частично предназначались для предотвращения нападений кушитов. Египтяне участвовали в нескольких кампаниях к югу от Второго порога, и современная надпись, хотя и пренебрежительно относится к кушитам, самой своей яростью свидетельствует о страхе и уважении к боевым способностям кушитов. В недавнем переводе Гардинера текст частично гласит:
Когда кто-то бушует против него [нубийца], он показывает ему спину; когда кто-то отступает, он начинает бушевать. Они не человека достойных уважения; они трусы, малодушны.
Но нубийцы были достаточно грозны, чтобы царский автор надписи предвидел, что его войска могут не устоять перед ними:
Тот , кто разрушит [границу] и не сможет сражаться за нее, он не мой сын и не родился меня.
Несмотря на спорадические военные действия, торговля между Кушем и Египтом продолжалась, хотя въезд кушитов в Нижнюю Нубию тщательно регулировался. Наконец, ок. В 1650 г. до н.э. кушиты воспользовались возможностью, предоставленной ослаблением могущества Египта, вторглись в Нижнюю Нубию и заняли египетские форты. Кушитская политическая организация достигла такого уровня, когда один царь, которого египтяне называли «правителем Куша», контролировал не только Нижнюю Нубию, но, вероятно, и Верхнюю Нубию, родину кушитов. К тому времени Египет был разделен между азиатской династией на севере и египетской династией на юге, и кушитские и азиатские правители вступили в союз против египетского царя. В уникальной современной надписи египтяне раскрыли политическую реальность ситуации, назвав кушитского правителя равным азиатскому и египетскому царям, что резко контрастирует с египетским обычаем называть всех иностранных правителей по своей природе ниже фараона. . 902:19 Остатки египетского форта в Бухене, недалеко от Второго порога.
К сожалению, мы пока не можем с помощью археологии проследить развитие этого важного кушитского государства, но в 1912-1914 годах частично раскопанное кладбище в Керме обнаружило то, что почти наверняка является царскими захоронениями «правителей Куша» периода ок. 1670-1570 гг. до н.э. и некоторых их предшественников. Последние, вероятно, не обладали такой большой властью, поскольку известные нам кушиты изначально были разделены на несколько племен, и консолидация власти должна была происходить постепенно. Последние царские захоронения представляют собой необычные сооружения. Царя с богатым погребальным инвентарем помещали в центральную камеру или яму, и в то же время большое количество женщин, предположительно из его семьи, приносили в жертву и хоронили в соседнем коридоре или камере. Над погребальным комплексом был насыпан обширный земляной вал, иногда скрепленный каркасом из сырцового кирпича и кирпичным покрытием поверхности; иногда наверху ставили большой каменный конус.
Эти кушитские правители, без сомнения, сохраняли контроль над Верхней и Нижней Нубией благодаря своему высокому положению в обществе, но при поддержке воинов-прислужников, чьи захоронения найдены в королевских курганах и вокруг них. Обычно похоронное снаряжение воина включает в себя грозный металлический кинжал, и его обычно сопровождают две или три принесенные в жертву женщины. Есть также указания на то, что у кушитов был флот лодок, который обеспечил бы им контроль над рекой, главным средством сообщения; лодки изображены в некоторых зданиях в Керме, и ранее у египтян были правила, запрещающие кушитским судам заходить в Нижнюю Нубию.
«Вождская» могила поздней С-группы. Часовня, пристроенная к круглой надстройке, предназначена для подношений.
Кушитская культура была по существу неегипетской. Кушиты были темнокожими людьми со своим языком или языками, и их погребальные сооружения и обычаи по большей части не имели себе равных в современном Египте. Большая часть артефактов из Кермы изготовлена из кушитов; они включают превосходную керамику, в основном очень тонкую красную полированную посуду с черным верхом в форме стаканов и чаш, кожаную одежду, а также вставки из слюды и слоновой кости в форме животных или геометрических форм. Тем не менее длительный период контактов неизбежно привел к некоторому культурному взаимодействию с Египтом, доказательства которого необходимо тщательно изучить.
Сотни предметов, в основном фрагментарных, но определенно египетского происхождения, были найдены в Керме, включая статуи и статуэтки египетских царей и чиновников, фаянсовые и каменные сосуды, металлические и деревянные предметы, украшения и глиняную посуду. Это привело археолога Рейснера к мысли, что египетский гарнизон и производственный центр доминировали над кушитами, но теперь ясно, что некоторые из этих объектов были награблены из Нижней Нубии, а остальные были получены за счет торговли. Кушиты, очевидно, были впечатлены некоторыми аспектами египетской цивилизации; они собирали египетские артефакты, отремонтировали некоторые из египетских храмов в Нижней Нубии и наняли египетских писцов и мастеров, некоторые из которых, должно быть, были в Керме. Однако технические знания этих египтян применялись для придания материальной формы кушитским концепциям, и можно подозревать, что любое интеллектуальное влияние из Египта претерпело аналогичные изменения. Таким образом, знания о строительстве из сырцового кирпича, возможно, были получены из Египта, но три массивных кирпичных сооружения, найденные в Керме, не имеют традиционной египетской конструкции. Их огромные стены занимают от 80 до 90% каждой постройки и предназначались для поддержки обширного второго этажа, ни один из которых не сохранился. Номера на первом этаже довольно маленькие. Одно из этих зданий у реки, возможно, было резиденцией кушитского царя; два других, на кладбище, были часовнями и содержали настенные росписи в египетском стиле, но совершенно неегипетского содержания. Ряды нарисованных гиппопотамов, жирафов и кораблей указывают на тесную связь с местными верованиями и опытом.
Впечатление художника от кушитского царского захоронения в Керме. Погребальная процессия, в том числе женщины, которых скоро принесут в жертву, входит в главный коридор, пока рабочие завершают строительство кургана. Коридор, в котором находились жертвоприношения, заполняли в последнюю очередь.
В оголенном кушитском городе Керма и вокруг него были обнаружены признаки значительной промышленной деятельности, включая изготовление гончарных изделий, фаянса и изделий из меди или бронзы. Кушиты были искусными гончарами, но фаянсщики и металлурги, вероятно, были египтянами; однако их продукция отражала кушитскую культуру. Фаянс (порошковидная каменная композиция, покрытая стекловидной глазурью) встречается часто, но также не редкость неегипетская глазурь каменных предметов, а некоторые из производимых материалов, такие как львы в синем фаянсе или голубой глазурованный камень, имеют египетское происхождение. формы, но не имеют параллелей в самом Египте. Знаменитые кинжалы Керма основаны на египетском прототипе, снабженном, однако, своеобразным кушитским навершием из слоновой кости и панциря черепахи, и иногда встречаются металлические копии типичных кушитских гончарных изделий.
Дальнейшая история кушитской культуры пока неизвестна. Между 1570 и 1500 гг. до н.э. возродившиеся египтяне быстро вновь оккупировали Нижнюю Нубию и вторглись на кушитскую территорию, пока в Напате не была установлена новая египетская граница. В течение следующих 400 лет Вават (Нижняя Нубия) и Куш были колониальными владениями, которыми управляла египетская бюрократия и отправляла в Египет ежегодную дань, в основном золотом. Нубийцы Вавата теперь египтизировались, и их вожди, поглощенные административной системой, изображены и похоронены в совершенно египетском стиле. В более крупной и разнообразной провинции Куш взаимодействие, несомненно, было более сложным, но, к сожалению, до сих пор раскопаны только египетские центры. О сопротивлении египетскому контролю свидетельствуют серьезные восстания на протяжении XVIII династии (1570–1320 гг. до н. э.), которые, возможно, продолжались и в более поздние периоды. С другой стороны. большое количество кушитов было поглощено египетской армией, а некоторые, вероятно, заняли высокие посты в провинциальной администрации. Последнего действительного наместника Куша, например, звали Пенехаси, нубиец, и хотя это имя также было дано египтянам, он вполне мог быть суданцем. В любом случае Пенехаси остался в Куше, предположительно как его независимый правитель, когда египтяне покинули провинцию ок. 1085 г. до н.э.
Кинжал кушитского воина.
Номер(а) музейного предмета: E10341
Реконструированный разрез «К, II», кирпичной часовни на кушитском царском кладбище в Керме. Выступы первого этажа были укреплены деревянными балками, поддерживаемыми деревянными колоннами, а внешнее помещение имело флор из каменных плит. Оштукатуренные стены были расписаны египетскими мастерами сценами, вдохновленными кушитами. Детали комнат второго этажа неизвестны.
Нет никаких текстовых или археологических свидетельств перехода к более позднему и более известному напатанскому и мероитскому периодам. Тем не менее, безусловно, показательно, что самые ранние напатанские царские захоронения были земляными курганами, напоминающими кушитские обычаи в Керме, и что египетское влияние не стало сильным до тех пор, пока напатанцы не завоевали и на короткий период (751-656 гг. до н.э.) ), правил Египтом. После этого некоторые египетские культурные формы в искусстве и религии становятся очевидными, но многие различия в деталях и акцентах, а также, в конечном итоге, исключительное использование местного мероитского языка и письменности еще раз подчеркивают индивидуальность этих ранних суданских цивилизаций.
Кратко обратимся к вопросу об африканском влиянии на Египет. Иногда говорят, что древнеегипетские институты и социальная структура в целом были «африканскими». Это, однако, подразумевает единообразие мышления и опыта на всем континенте, которого на самом деле маловероятно. В частности, Египет, похоже, мало пострадал от африканского или другого иностранного культурного влияния. Их торговые и военные экспедиции, несомненно, позволили египтянам многое узнать о своих южных соседях, но только один или два нубийских бога были поглощены египетским пантеоном в качестве второстепенных божеств, тогда как в египетском языке появилось несколько нубийских слов. С ранних исторических времен верно, что постоянный, хотя и относительно небольшой поток нубийцев проникал в Египет в качестве рабов или наемников; однако, даже когда иммигранты обосновались как сообщество, они быстро впитали египетскую культуру и в течение нескольких поколений практически неотличимы от египтян в текстовых и археологических записях. Имеются данные о том, что в Новом царстве особенно отдельные нубийцы назначались на важные посты при царском дворе в Египте, и, учитывая тот факт, что фараоны содержали гаремы, в которые входили нубийцы, вполне вероятно, что некоторые из египетских царей мог быть, по крайней мере, частично нубийским. Тем не менее, нельзя обнаружить никакого культурного влияния этой формы контакта. Значительное влияние черных африканцев на Египет было косвенным. Минеральные и другие природные ресурсы северного Судана привлекли египтян в район, где они столкнулись с многочисленными, иногда хорошо организованными и грозными человеческими группами; контакты стимулировали различные коммерческие, дипломатические и военные реакции, что означало, что южные земли играли роль во внешней политике Египта, приближающуюся по важности к Западной Азии.
Культурное взаимодействие между Египтом и его ближайшими чернокожими африканскими соседями с самого начала было сложным вопросом; Египетскому влиянию иногда сопротивлялись, и, если оно поглощалось, оно претерпевало трансформацию в процессе.