Разное

Музыкальная культура польши: Польская музыка | Belcanto.ru

Музыкальная культура Польши | Classic-music.ru

Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX века. Предшественники Шопена и Монюшко.

Ни в одной стране Западной Европы, даже в Италии, нацио­нально-освободительная борьба не определила в такой огромной степени развитие национального искусства, как в Польше XIX века.

В 90-х годах XVIII столетия в результате трех разделов Поль­ши, осуществленных Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795), Польша как государство перестала существовать. Польский народ попал под иноземное иго, испытывая жесточайшее национальное угнетение. Непрерывные революционные вспышки потря­сали Польшу.

Условия национально-освободительного движения были таковы, что даже представители дворянства оказывались в революционном лагере. И, однако, именно отрыв польской революционной шляхты от народа обусловил беспочвенность движений польских патрио­тов. Первая половина XIX века в Польше проходила не только под знаменем национально-освободительного движения, но и сопровож­далась ростом крестьянских восстаний. Это переплетение нацио­нальной и социальной борьбы придает общественной атмосфера Польши XIX века особенную остроту, сложность и обреченность.

Все три крупных польских восстания XIX века — первое в 1830—1831 годах, второе — в 1846 году и, наконец, особенно тяжелое, третье,— в 1863-м — завершались трагическими неудачами. Огромные потери жизней не только не влекли за собой желаемого освобождения, но, наоборот, приводили к беспощадным разгромам, к еще более ожесточенной и мрачной реакции, выражавшейся в массовых репрессиях и ссылках и в подавлении всех центров национальной консолидации.

В условиях разгромленного государства и беспощадно подав­ляемых движений за национальную независимость польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение на­циональной культуры. Патриотические силы были разгромлены (как, например, в Вильно после восстания 30-го года), но духов­ная деятельность польского народа не могла быть подавлена. Дви­жение поляков за культурное самоутверждение (частично оно осу­ществлялось за границей) было осознанным, целенаправленным, подчеркнуто патриотичным.

Так, в 1800 году в Польше было организовано «Общество дру­зей науки». С его деятельностью связано создание шеститомного «Словаря польского языка» С. Б. Линде (1807—1847), «Истории польской литературы» Феликса Бентковского (1847), «Словаря польских поэтов Михаила Юшиньского (1821) и других подобных трудов. Громадная роль в воспитании патриотических чувств на­рода принадлежит «Историческим песням» Немцевича (издан­ным в 1816 году), примыкающим по стилю к балладам и воссоздающим картины былого величия Польши. Множество польских музыкантов, как любителей, так и профессиналов, сочиняло впо­следствии музыку к этим песням.

Проявился обостренный интерес к народному искусству (как известно, и Мицкевич, и Шопен записывали польский фольклор). Монументальный труд основоположника польской этнографии О. Кольберга «Народ… его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, образы, заклинания, игры, песни, музыка и танцы» (1865—1890) появился как бы на гребне патриотической волны за культурное самоутверждение. Расцвет польской литературы и му­зыки в первой половине XIX века неразрывно связан с этим ши­рочайшим патриотическим движением. Революционный романтизм Мицкевича и Словацкого в литературе, Шопена и Монюшко в му­зыке немыслим в отрыве от тех настроений воинственного протеста и веры в национальную независимость, которые пронизывают об­щественную атмосферу Польши рассматриваемого периода.

Творчество Шопена, первого польского композитора мирового значения, было подготовлено деятельностью множества предшест­венников. Целое поколение польских композиторов, творивших как в оперной, так и в инструментальной сфере, постепенно подготав­ливало то слияние национально-самобытного начала с традициями высокоразвитой профессиональной музыки, которое, с одной сто­роны, с таким блеском, оригинальностью и убедительностью осу­ществилось в инструментальном искусстве Шопена, а с другой — в оперной и романсной музыке Монюшко.

Михаил Огиньский (1765—1833), творивший исключитель­но в русле «домашней», салонной музыки, создал ряд революцион­но-освободительных песен и более двадцати полонезов, завоевав­ших мировое признание. Прямой предшественник Шопена, он превратил полонез из бытового танца в художественный поэтический жанр.

В 1765 году в Варшаве был открыт Национальный театр, с ко­торым связано развитие национального оперного искусства. Первые польские оперы принадлежат М. Каменьскому («Осчастливлен­ная нищета», 1778) и Я. Стефани, постановка оперы которого «Краковяки и горцы» в 1794 году явилась важным этапом в исто­рии польского оперного искусства. Большое значение в развитии польского музыкального театра первой половины XIX века имела деятельность Эльснера и Курпиньского.

Иосиф Эльснер (1769—1854) — общественный деятель, пер­вый директор консерватории в Варшаве, основанной в 1821 году, выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений польских музыкантов, был также и видным композитором. Мысль о созда­нии национальной оперы находилась в центре его творческих инте­ресов. (На этот путь он безнадежно пытался направить своего ге­ниального ученика Шопена). Некоторые оперы Эльснера — «Ле­шек Белый», «Король Локетек», «Ягелло в Тенчине» —написа­ны на сюжеты из польской истории.

Кароль Курпиньский (1785—1857), создавший свыше двадцати опер и мелодрам, в известной мере предвосхитил Мо­нюшко в разработке национально-самобытного интонационного склада. Сюжеты его опер заимствованы из польской истории, из легендарного прошлого его родины, из народно-бытовой сферы. В лучших его произведениях — «Ядвига», «Новые краковяки» — ощутимы интонации польской песенности. Однако этот националь­ный элемент часто оттеснялся итальянизмами. Отсутствие последо­вательности в эстетических взглядах — одна из причин, помешав­ших Курпиньскому разработать национальный стиль в музыкаль­ном театре.

В камерно-инструментальной и симфонической музыке путь к национальной школе прокладывали Ф. Лессель (1780—1838), выдающаяся пианистка М. Шимановская (1789—1831), Р. Яневич (1762—1848), Я. Клечиньский (1756—1828) и др.

Блестящего расцвета достигла в XIX веке и польская исполни­тельская культура. Деятельность скрипачей К. Липиньского (1790—1861), Ап. Контского (1825—1879), основавшего в 1861 году в Варшаве музыкальный институт, Г. Венявского (1835— 1880), пианистов Ан. Контского (1-817—1899), уже упоминав­шейся М. Шимановской и многих других, получившая мировое признание, свидетельствует о том, что искусство Шопена и Мо­нюшко было подготовлено разветвленной и высокоразвитой музы­кальной жизнью Польши на рубеже XVIII и XIX столетий, что их творчество вобрало в себя, одновременно с богатством народной и бытовой музыки Польши, ее высокий музыкальный профессио­нализм, блестящие традиции концертной и оперной жизни.

Польская культура / Польская музыка


Поляки всегда любили песни и танцы, поэтому неудивительно, что многие песенные напевы носят танцевальный характер. Древнейшим польским танцем и мелодией по совместительству был полонез, который также называли «великим». Балы всегда открывались этим танцем, который являл собой роскошное пышное шествие. Также популярны были мазурка и краковяк (танец рыцаря и его оруженосца).


Давали свои представления и странствующие актеры, игравшие на различных инструментах: волынке, свирели, гусельках, а также трехструнной скрипке – творении народных умельцев.


Миколай Радомский – первый известный польский композитор творил в первой половине пятнадцатого века. Он писал мелодии для голоса с инструментальным сопровождением.


Шляхтичи стремились завести свой театр, оркестр, оперную труппу. Чаще всего на частных сценах ставились итальянские оперы. И лишь благодаря Мацею Каменскому была поставлена первая польская опера «Осчастливленная нищета», в которой использовались народные песни и ритмы популярных танцев.


Позднее народные мелодии в операх зазвучат у Юзефа Эльснера (учителя Шопена) и Кароля Курпинского. Именно благодаря этим композиторам произошел расцвет польской оперы. Еще одним значимым музыкальным деятелем является Иосиф Козловский, писавший камерную музыку. Однако его заслуга была еще и в пропаганде польской музыки в России, где он прожил долгое время,  а также внес свой вклад в развитие русского романса. Его учеником был Михаил Клеофас Огинский, завоевавший мировую известность своими полонезами.


Классическая же польская музыка в значительной степени формировалась под влиянием романтизма. Основоположником классической музыки считается Фредерик Шопен. Его произведения соединяли романтические мотивы с польским фольклором.


Между мировыми войнами в Польше проводились международные музыкальные конкурсы, в том числе один из старейших в мире конкурсов скрипачей имение Генрика Венявского, проходящего в Познани с 1935 года.


Известен еще один Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве. Именно на этом конкурсе дебютировали Дмитрий Шостакович, Януш Олейничак и Кристиан Цимерман.


Ведущее место среди композиторов занимал в это время Кароль Шимановский. Он создал яркую, эмоциональную музыку, окрашенную фольклорными мотивами.


Произведения Шимановского сегодня обрела большую популярность, это во многом заслуга сэра Симона Рэтла, дирижера Бирмингемского симфонического оркестра. Он активно популяризирует произведения польского композитора.


Ведущим представителем музыкального авангарда является Войцех Киляр. Он пишет музыку для кино и сочиняет для оркестра.


После войны Польша увлеклась джазом, который был популярен вплоть до 1950 года. Позднее, пришедшим к власти коммунистам, показалось, что в джазе заключено проявление симпатии к вражеской идеологии. В результате он был запрещен.


Лишь в середине 50-х годов с «идеологической оттепелью» творчество получило первый глоток свободы.


В 60-е активно в Польше активно создается собственный музыкальный стиль. В это время в искусство приходит молодежь.


Для полноты образа польской музыки стоит сказать об авторах музыки к кинофильмах. Достижения этих композиторов неоднократно удостаивались премий.

Кратчайшая история польской музыки

Марии Анны Харли (Майи Трохимчик)

Первоначально опубликовано на сайте PMC 18 декабря 1997 г.

 

старше как нация. Эта разница в возрасте нигде так не проявляется, как в музыке. История польской музыки начинается с принятия христианства славянским народом в 10 веке. Американская музыка возникла из богатого наследия многих общин иммигрантов и культурной мозаики местных традиций, которые превратили Соединенные Штаты в микрокосм мира.

Страница одной из рукописей «Gaude Mater Poloniae».

История польской музыки начинается с литургических песнопений Латинской церкви, которые попали в Польшу из Рима через соседнюю Богемию. Появление новой культурной практики способствовало распространению религиозной музыки, большая часть которой была сосредоточена на восхвалении и поклонении Деве Марии. Bogurodzica [Богородица] — самый ранний гимн, записанный на польском языке; его самые ранние сохранившиеся источники датируются 15 в. в то время как само пение, как говорят, было составлено в 13-м веке. Текст является документом в истории польского языка, а также самым ранним «государственным гимном» страны: «Богородица» исполнялась польской армией в оборонительных войнах с рыцарями-крестоносцами, особенно в Грюнвальде (1410 г.).

Скрипка с Татр

Другие известные гимны были написаны в честь польских святых, таких как св. Адальберт и св. Станислав, адресату Gaude Mater Polonia [Радуйся, Мать Польша], который до сих пор поется на официальных университетских мероприятиях, например. начало учебного года. Нотной музыке Церкви предшествовала, однако, устная музыкальная традиция дохристианских славян, которая, по мнению многих, сохранилась в сокровищнице польского фольклора, вдохновившего многих композиторов, с самыми известными именами Фредерика Шопена ( 1810-1849 гг.) и, недавно, Хенрик Николай Горецкий (р. 1933). Фольклор Польши отличается от одной области к другой: музыка Мазовии (в центральной Польше) часто воспринимается как «стандартная» польская форма народной музыки с ее множеством танцевальных форм, таких как мазурки, обереки, польки и т. д. .). Различные стили песен и инструментальной музыки, сохранившиеся в Татрах (музыка Горале [послушайте!]) и в озерном крае на северо-западе Польши (район Курпи), представляют особый интерес, особенно из-за их современной культурной жизни.

Тем не менее, именно наследие религиозной музыки, сохранившееся в богато украшенных рукописях, раскрывает великие таланты польских композиторов, таких как Вацлав из Шамотула (род. около 1524 г., умер около 1560 г.), Николай Зеленский (17 в., даты неизвестны) ; его произведения были изданы в Венеции), Марцин Мельчевский (умер в 1651 г.) и многие другие. Эти выдающиеся художники работали не изолированно, а извлекали пользу из живых культурных контактов между Польшей и другими европейскими странами. XVI и XVII века, периоды экономического процветания и мира, создали идеальные условия для развития и развития всех искусств — это был золотой век польской культуры. Процветали различные формы светской и религиозной музыки; музыканты из Венгрии, Италии, Франции и Германии нашли работу при королевском дворе (замок Вавель в Кракове, Краковия — как изображено на гравюре; место, где хранятся знаменитые гобелены), в часовнях аристократии и в церковь. Именно в этот период сформировалась и расцвела польская художественная музыка с ее формами вокальной полифонии (хоровой музыки), придворных танцев и различных типов песен для одного и многих голосов.

15 в. скульптура из Вавельского собора, Краков.

В 1569 году Люблинский договор объединил Польшу с Литвой (результат более раннего брака между королевскими семьями двух стран). С тех пор в культурно-этническую смесь Польши вошли немцы, евреи, украинцы, белорусы, скандинавы и татары, а также этнические поляки и литовцы. Религиозная смесь включает католиков, евреев, православных, протестантов и мусульман. Каждая из этих культурных групп значительно обогатила музыкальную жизнь Польши, но их роль в развитии музыкального наследия Польши до конца не изучена.

XVIII век был для Польши временем войн и внутренней нестабильности, кульминацией которых стал раздел страны между Австрией, Россией и Пруссией в 1790-х годах. Польша больше не появлялась на картах мира. В этих тягостных обстоятельствах музыкальная жизнь страдала и регрессировала. Однако польские композиторы продолжали создавать произведения в стилях, популярных в современной Европе, таких как симфонии [послушайте симфонию Ванского] и оперы.

Ханна из «Поместья с привидениями»

На протяжении 19ХХ века Польша безуспешно пыталась восстановить свою независимость. В этот период величайший польский композитор Фредерик Шопен стал национальным символом сопротивления и источником культурной самобытности. Его польская публика любила полонезы и мазурки, хотя некоторые из его произведений считались слишком сложными для среднего меломана. Много мифов окружало творческую жизнь и артистическую личность этого замечательного композитора, произведения которого входят в репертуар международного стандарта всех пианистов [послушайте, как Кристиан Цимерман играет Большой блестящий вальс]. Музыка и артистизм Шопена послужили образцами для последующих поколений музыкантов, которые, подобно более позднему Каролю Шимановскому (1882-1819 гг.37), стремился создать и поддерживать особый национальный стиль, основанный на народной музыке и песнях. Среди польских композиторов 19 века были те, кто создавал музыку для дома и родины, и те, кто выбрал жизнь странствующих виртуозов и писал музыку большой технической сложности и блеска. Лучшим примером из первой группы является Станислав Монюшко (1819-1872), отец национальной оперы («Галка», «Усадьба с привидениями») и автор большого и неизменно популярного сборника «Домашние песенники».

Его коллегой во второй группе является Хенрик Венявский (1835-1880), известный скрипач-виртуоз, путешествовавший по Европе и чье произведение включает в себя Каприсы и Концерты, хорошо известные сегодня многим скрипачам. Среди предшественников Венявского, занимавшихся одновременно композицией и виртуозным исполнением, была Мария Шимановская (1789–1831), пианистка-композитор польско-еврейского происхождения, получившая мировую известность.

В 1918 году, после Первой мировой войны, Польша снова стала независимой страной. До вторжения Германии в 1939 года польская музыка процветала, в значительной степени благодаря тесным культурным контактам с другими европейскими странами, а также с Северной Америкой. В этот период в тени Шимановского, несомненно, родоначальника современной польской музыки, возник ряд высокоталантливых композиторов [послушайте одну из его мазурок]. Шимановский призвал своих учеников и коллег учиться в Париже и избавиться от стилистической зависимости от немецкой музыки, от которой он сам не был свободен в ранние годы. Неоклассический стиль и легкость французского «духа» вдохновляли еще до Шимановского Александра Тансмана (189 г.7-1986), который какое-то время был самым известным польским композитором. В течение многих лет, проведенных в Париже, Тансман представлялся: «Je suis uncompositeur polonais» и не упоминал о своем еврейском происхождении до прихода Гитлера к власти. Пережив войну в Калифорнии и последующее возвращение в Париж, Тансман оказался в тени молодых композиторов-авангардистов, таких как Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933) или Горецкий (которые пользовались значительной поддержкой правительства в своей работе).

Плакат с первой Варшавской осени 1956.

Самая последняя глава в истории польской музыки была написана в социалистический период между 1945 и 1989 годами. 1949-1956 годы лучше всего можно описать как вершины сталинского террора; в то время официальная государственная идеология сковывала искусство стилистическими требованиями социалистического реализма. В музыке «реалистичный» означал «фольклорный, простой, неоромантичный», а более продвинутые творческие попытки были запрещены как симптом «формализма», а жанры массовой песни, кантаты в честь правительства, детские песни, исполняемые большинством композиторов, проживающих в стране. К счастью для судьбы польской музыки, этот строгий подход вскоре сменился гораздо более расплывчатым: музыка определялась как абстрактная по своей сути и, следовательно, свободная от необходимости быть «реалистичной». с 1956, когда состоялся первый Международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень», до падения социалистического правительства в 1989 году композиторы, особенно те, кто воздерживался от политической деятельности, могли делать все, что им заблагорассудится (при условии, что тематика и названия их работ избежали политической полемики). В 1960-е годы западная критика заговорила о «польской композиторской школе», созданной Горецким, Пендерецким, Казимиром Сероцким, Витольдом Лютославским (1913–1994), Войцехом Киляром (р. 19).32) и многие другие. Нежные и утонченные текстуры музыки Лютославского нашли множество поклонников по всему миру [послушайте Анн-Софи Муттер в пьесе «Цепь II»]; другие, более агрессивно диссонирующие произведения, кажется, стареют менее изящно.

Тем не менее культурная политика коммунистического правительства оставила в наследство мощную поддержку неизобразительного искусства, всеобщую систему музыкального образования и широкое распространение информации о композиторах, исполнителях и их достижениях. Однако это благоприятное наследие было омрачено историей политических репрессий, а также культивированием и продвижением монолитной концепции этнической польскости. Знания о богатом и разнообразном наследии культур, процветавших в Королевстве Польском, не распространялись; вопросы этнического происхождения и региональной принадлежности композиторов игнорировались. Одним из преимуществ государственной поддержки музыкального искусства был акцент на гендерном равенстве и его результат в виде роста числа талантливых женщин-композиторов, начиная с Гражины Бацевич (1909-1969). Ученица Нади Буланже, скрипачки и композитора, лауреата премий, Бацевич стала одной из главных фигур в польском музыкальном истеблишменте после Второй мировой войны. Ее инструментальная музыка, отличающаяся жизненной силой, юмором и «радостью жизни», остается любимой музыкантами и меломанами. Один из ее младших коллег, техническая сложность и блеск. Лучшим примером из первой группы является Марта Пташинска (композитор и перкуссионист), пользующаяся растущим международным признанием как ведущий композиторский талант.

Сегодня музыка в Польше процветает, а композиторы имеют статус знаменитостей. Если вы спросите поляка на улице, кто такой Горецкий или Шопен, все узнают. Если бы вы попросили их назвать хотя бы одного живого композитора, то назвали бы имя «Пендерецкого». Но если бы вы повторили тот же тест в США, маловероятно, что кто-то, кто не является музыкантом, упомянул бы Стива Райха или Эллиота Картера.

Польша дорожит своим музыкальным наследием, которое обогащалось и поддерживалось на протяжении последних тысячелетий. В течение года проводятся бесчисленные фестивали, серии концертов и конкурсы; музыкальные события проходят в больших городах и маленьких городках или деревнях. Даже самые маленькие сообщества стремятся отпраздновать свою уникальность с помощью музыки. Если вам случится лететь на польском авиалайнере LOT в Варшаву, настройтесь на музыкальный канал «Шопен» на борту. Послушайте его полонезы и мазурки, и вы почувствуете дух Польши еще до того, как ваши ноги коснутся польской земли.

Музыка в Польше

Польша является родиной живой и разнообразной музыкальной традиции. С раннего средневековья, когда примерно в 13 веке первые композиторы региона экспериментировали с европейскими стилями композиции и создавали новаторские произведения, Польша взращивала свой музыкальный талант. Следовательно, существует целый ряд эклектичных музыкальных стилей, которые процветали в Польше на протяжении веков, от ритмического слияния восточноевропейского фолка до плавных и вневременных композиций высокого романтизма.

Большинство историков музыки прослеживают корни польских успехов в 13 веке, когда композиторы начали экспериментировать с полифоническим пением почти так же, как это делали музыканты франко-прусской школы в Германии и на Западе. Но только в 15 веке появляется первая выдающаяся фигура польской классической музыки. Миколай Радомский, вероятно, жил и работал в Кракове, но на самом деле известен только по подписи, которая идентифицирует его работы, которые были чрезмерно религиозными по теме.

Ко двору Сигизмунда III Вазы, правившего польским королем с 1566 по 1632 год, стекалось множество музыкантов из Западной Европы, чтобы воспользоваться растущим покровительством искусств. Результатом стал внезапный приток классических стилей барокко, которые стали визитной карточкой местных польских композиторов в следующем столетии (в этот период особенно примечательны Адам Яржебский и Бартломей Пенкель).

XIX век по праву можно считать золотым веком музыкального успеха Польши. После периода творческого замешательства, когда музыкант за музыкантом пытались возродить предыдущие успехи польского оперного бума, сделавшего Варшаву центром музыкального внимания в первой половине 16 века, Польша пережила музыкальный ренессанс. На самом деле успехи эпохи часто приписывают развитию того, что сейчас считается центральным польским народным и классическим традициями. полонез , например, стал популярным в начале 19 века, но фактически возник в конце 16 века, очень плодотворно проник в Европу, и в этой форме пробовали свои силы ряд действительно узнаваемых композиторов (к ним относятся Бетховен и Бах).

Однако широко известно, что мастером композиции в форме polonez был один из польских художников: Фредерик Шопен. Сегодня он считается одной из центральных фигур в росте и успехе европейской музыки романтизма, а в Польше он до сих пор является гордым напоминанием об историческом музыкальном мастерстве нации. Самый известный из его polonez композиций — это, пожалуй, «Военный полонез», который вызывает всеобъемлющую националистическую тему польского рыцарства и победы над иноземными захватчиками.

Польша также может похвастаться сильным наследием народной музыки, и хотя этот жанр сильно подавлялся в годы коммунистического правления, он пережил нечто вроде современного возрождения, до сих пор пользуясь популярностью во многих сельских районах страны. В Закопане на юге, например, центральная улица, Ulica Krupowki , усеян барами с живой музыкой, где до утра играет народный стиль региона.

Во второй половине 20-го века, и особенно после падения коммунизма, Польша охватила действительно широкий спектр музыкальных стилей.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *