Культура в современной россии: Российская культура как основа стабильности и развития
«Развитие культуры в современной России. Особенности культуры современной России», Культурология
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Развитие культуры в современной России. Особенности культуры современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сейчас проблемы современной культуры в России приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа.
Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей социальной сферы. В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества. Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта, труда и так далее.
Существуют особый институт — Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях Мировая художественная культура. Древний Восток. Египет. Месопотамия. Палестина. Хрестоматия. — М.: Вече, Грифъ, Лепта Книга, 2014. — С-617.
Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план Языкович В. Р. Культурология / В. Р. Языкович. — М.: Тетралит, 2014. — С.17.
Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане — новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.
Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество — источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.
Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:
- — Религия. Все формы, в которых проявляется народный дух.
- — Искусство.
- — Техника.
- — Наука.
- — Судопроизводство.
- — Общественно-политическое устройство.
- — Характер армии.
- — Экономика.
- — Постановка воспитания.
- — Характер работы, поселений, одежды.
- — Письменность и язык.
- — Обычаи.
- — Нравы.
В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.
Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:
- — Произведения искусств (всех видов).
- — Нравственные регуляторы и идеалы.
- — Религиозные верования.
- — Идеологические концепции.
- — Научные идеи.
- — Материальная инфраструктура.
- — Питание.
- — Средства труда.
При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы — как хронологические, так и географические.
Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось «прошлое-будущее» Горелов А. А. История русской культуры. Учебник / А. А. Горелов. — М.: Юрайт, 2015. — С.113 [20, «https://ukrmova. com.ua»].
Формирование нового образа культуры — один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой — космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:
- 1. Желании идти на компромисс.
- 2. Умении строить диалогические отношения.
- 3. Признании правомерности существования большинства истин.
- 4. Принятии чужой культурной самобытности.
- 5. Критическом анализе собственных действий.
Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими Александрова Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е. А. Александрова. — М.: Форум, Инфра-М, 2014. С-171.
Возрождение культуры — важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания?
Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для «строительства» культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее, все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений.
Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее, общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.
Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее, он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены.
Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в «провинцию», если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной.
Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.
Вывод: На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же — необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.
культура логика коммуникация.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Особенности культуры современной России :: SYL.ru
Если говорить кратко, развитие культуры в современной России у многих специалистов вызывает немалые опасения. Этот вопрос – проблема, корни которой уходят в далекое прошлое, в то же время нужно помнить и о том, что страна – лишь элемент всемирного сообщества. Мы принадлежим человечеству, и процессы, характерные для социума на глобальном уровне, оказывают влияние на состояние современной культуры России. Отрицать этот факт невозможно, сопротивляться ему неразумно, поэтому необходимо по возможности подстраиваться и уметь находить выгоду для себя – в том числе на национальном уровне. Самобытность нашей страны – это не только личное достижение и державный признак, но и элемент мировой культуры.
Вперед любой ценой
Если описывать ситуацию кратко, культура современной России довольно сильно меняется под влиянием тех потрясений, что воздействуют на культуру мирового уровня. Вопрос не только в продвижении идей гуманизма, которые в некоторой степени конфликтуют с техницизмом. В настоящее время довольно сильна полемика иррационалистов, рационалистов. Вместе с тем тенденции современной культуры России определяются усилением коллективизма и индивидуализма в разных слоях, группах общества. Противопоставление модернизма, традиционализма, конфронтация антропоцентризма, теоцентризма формируют те сложные условия, в которых живет современный человек.
Черты культуры современной России отражают тот кризис, в котором оказалась культура мирового уровня. Одновременно с этим играют роль специфические особенности исторического прошлого нашей державы.
Предпосылки и причины
Конец двадцатого столетия для нашего государства был сложной эпохой, когда держава буквально стояла на перепутье. Культура современной России во многом определяется решениями, общественными течениями, доминировавшими в этот временной промежуток. Сложность ситуации в наши дни обусловлена тем, что общество нуждается в ориентирах и ищет их, одновременно с чем культурные ценности мобилизуются, и это касается в первую очередь традиционного багажа.
Культура современной России – это проблема конфликта между несколькими пластами, буквально противостоящими друг другу. С одной стороны, за время советской власти сформировалась довольно специфическая культура, развивавшаяся семь десятилетий, и пропасть в одночасье она просто не могла. И в политике, и в обществе, и в художественных направлениях, в навыках труда, бытовых аспектах культура современной России обусловлена советским прошлым. Но есть и группа лиц, крайне негативно относящихся ко всему, что связано с этим историческим промежутком. Кто-то оперирует фактами, доказывающими несправедливость тоталитарного режима, а другие убеждают, что под советской властью народ создал непреходящие ценности, вдохновляющие людей по всему миру.
Что было – то не прошло
Наблюдая за тенденциями развития культуры современной России, нельзя не признать факта того, что в последнее время все больше внимания уделяется периоду до советской власти. В последнее время ценности, характерные эпохе до Октябрьской революции, все более активно привлекают внимание широких слоев общества. В частности, это можно заметить по тому, как возрождается интерес к творениям авторов Серебряного века. Культура современной России – это и гордость за произведения, написанные ушедшими в первую волну эмиграции творцами. Многие вспоминают нормы этикета, бытовавшие в эпоху дворянства, а также правила жизни старой интеллигенции, призывают воплощать их в нашей современности. Заметить повышенное внимание к прошлому, истории в современной культуре России можно по тому интересу, который вызывают традиционные народные одеяния, фольклорные сказания.
Культура нашей страны в настоящее время – это сложная система ценностей, в которой прошлое сливается с настоящим, одновременно с этим путь к жизни пробивают себе явления постсоветского пространства. Это довольно ощутимо по религиозной сфере. После столь длительного временного промежутка атеизма плюсы и минусы современной культуры России можно наблюдать «во плоти»: религиозные церемонии становятся все более торжественными, а идеи теологии приходят в жизнь широких слоев населения. Личные переживания духовного плана, теоретические изыскания стали характерной чертой российского общества наших дней.
Смешение и развитие
Процессы развития культуры в современной России – это своеобразный водоворот, в котором смешалось множество потоков, связанных с самыми разными направлениями и особенностями. Сочетания, соединения этих направлений движения дают довольно причудливые очертания. По мнению некоторых, развитие культуры в современной России представляет собой процесс уникальный, категорически любопытный, и в нем так и манит поучаствовать. В то же время те, кто наблюдают это смешение изнутри, не всегда могут четко определить, что принадлежит нормам, а что выходит за пределы понимания культуры, нормальности, актуальности.
Одновременно наблюдаются процессы возникновения принципиально новых течений и направлений, причем некоторые из них – это определённые заявки на доминирование уже в ближайшем будущем. Положительные черты развития культуры современной России, как отмечают многие исследователи, пока довольно смутные, сформулировать их четко не представляется возможным, но и нельзя отрицать факт появления, постепенного зарождения нового. Культура в настоящее время в нашей стране открыта для внешнего влияния и приветствует свежие взгляды на сложившиеся ситуации и отношения. Общество идет по такому пути, что даже самые внезапные повороты становится лишь особенностями культуры современной России, не ломая и не травмируя общественность.
Моно и поли: одно сменяет другое
В последнее время в нашей стране, как говорят некоторые теоретики, разбирающие тенденции и становление особенностей культуры современной России, уходят в прошлое так называемые моностилистические направления, место которых достаточно быстро занимает полистилистический социум.
Проблемы культуры в современной России
Таковых в настоящее время при теоретическом исследовании особенностей культурного социального развития выделяют несколько. Наиболее важный аспект – это взаимосвязь с катаклизмами, постигшими политическую, идеологическую сферы жизни общества в последние несколько десятков лет. Недавно еще столь крепкие советские идеалы вдруг были раскритикованы и оказались буквально «не у дел». В то же время народ не получил вместо прежних тенденций какие-то новые конструктивные идеи, которые были бы актуальны для широких слоев населения, то есть признались бы народными массами. Дело даже не в общей идеологии, насаждать которую нужно любой ценой. Основная проблема культуры в современной России – отсутствие такой идеи, которая отразила бы духовный облик державы.
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что общую идею можно изобрести и предложить широким массам на рассмотрение, причем она сразу будет принята, если подать ее правильно. Другие не согласны с таким подходом и считают это некорректным упрощением – народ не является покорным стадом овец, не приемлет внезапных пророков, продвигаемых кем-либо. Идея, которая бы объединила социум, должна вызреть в народном сознании и отразить стремление к единению. Если эта проблема развития культуры в современной России будет решена, нация получит единый стержень развития, не препятствующий многообразию форм, но дающий систематизированную идеологию, необходимую для движения вперёд.
Сложность – не одна
Еще одна проблема, связанная с нынешним состоянием культуры в нашей стране, обусловлена денежным аспектом: материальное, финансовое обеспечение в последнее время довольно сильно уменьшилось, а престиж занятости в творческой сфере существенно упал. Деятели культуры, видя лучшие для себя перспективы в других странах, активно уезжают заграницу. Элита данной области в нашей стране в последнее время ощутимо стареет, а вот молодого вливания практически нет. Наиболее перспективные личности направляют свои усилия на развитие бизнеса или погружаются с головой в поп-культуру как наиболее выгодный вариант.
Иностранные культурные потоки – это еще одна сложность, с которой сталкивается России в настоящее время. Конечно, «свежий ветер» извне оказывает положительное влияние на любую державу, но необходимо понимать, что контроль над таким «дуновением» должен быть очень строгим, иначе пострадает собственный пласт культуры. Сегодня Россия в какой-то степени становится богаче, так как взаимодействие с мировой культурой несет положительные ценности, но это также приводит к подавлению собственного уникального багажа, накопленного за долгие столетия. Ценности, присущие нациям, из которых сформирована федерация, постепенно деградируют без адекватной поддержки.
Работать вместе или друг против друга?
Одна из сложностей, обуславливающих специфику развития культуры нашей страны – это противостояние, которое достаточно давно характерно массовой культуре и элите. Традиционные, близкие к корням наций веяния вступают в конфронтации с профессиональными направлениями, что также задает специфический тон развития. Массовая культура – это многочисленные упрощения, допущенные в рамках популяризации течения, ориентированные на примитивность вкусов, доступность для всех и каждого. Принадлежность к этому типу культуры не требует духовного взлёта, не вынуждает страдать и терзаться. Массовость – это космополитизм в худшем понимании термина.
Элитарное течение – это специфическая сфера, куда допущены только избранные, способные доказать свою причастность к этой области. Это так называемые «высоколобые», для которых характерен снобизм, причем на индивидуалистических началах. Современная элитарная культура доступна только посвященным, замысловата и старательно зашифрована, чтобы не допустить никого «лишнего».
Народ и профессионалы
Народная культура во многом обусловлена традициями, сформированными в далеком прошлом. Тот факт, что базой становится опыт, накопленный за многие столетия, позволяет укрепиться такому течению. Его противоположность – профессиональная, которая, как утверждают некоторые, с полным правом может называться высокой. Она отрицает традиции и противостоит им, а во главу угла ставит инновации.
Профессиональная высокая культура – это не только прозрения, способность обнаруживать удивительные новинки, но также оригинальничание, нередко граничащее с авантюризмом. Мировая культура также отличается противостоянием перечисленных течений, и в глобальном сообществе конфликт не столь ярко выражен, как это можно наблюдать в повседневности народа нашей страны.
Есть ли будущее?
Несмотря на обилие проблем, характерных современности, культура России показывает хороший потенциал для развития в настоящем и будущем. Есть пункты, по мнению профессионалов, исключительно обнадеживающие, а другие показывают, что страна идет вперёд, подготовлен фундамент для основательного развития.
Наиболее важным фактором считают устойчивость, характерную культурным наслоениям России. Пусть народ столкнулся с духовными сложностями, путаницей и неразберихой, политические деятели двигаются вперед по очень замысловатым зигзагам и спиралям, а повседневность непредсказуема из-за экономических потрясений, энтузиасты есть и по сей день. Страна претерпевает постоянные существенные организационные перестройки, но это не отменяет наличия защитников культуры и активистов.
В чьих руках будущее?
Творят, действуют, продвигают вперед культуру в современной России в первую очередь авторы картин, музыкальных произведений, академики, работники библиотек, хранители промыслов разных народностей. Очень большой вклад вносят преподаватели, учителя, воспитатели, работающие с аудиторией самых разных возрастов. Нельзя недооценивать их вклад в культурное богатство страны, влияние на формирование будущего поколения. Регулярно организуются фестивали, симпозиумы, в рамках которых специалисты обмениваются опытом, что делает работу более эффективной. Образовательная система будущего развивается, приобретает новые, более эффективные черты. Немалое значение имеет и всемирная паутина, доступ к которой есть сегодня почти во всех населённых пунктах страны. Интернет стал незаменим орудием обмена опытом, совершенствования, распознавания новых методик и понимания, каким образом можно их использовать в практике.
Культура будущего – как страны, так и мира – во многом обусловлена теми процессами изменения, которые протекают в сообществе на глобальном уровне. Идея коэволюционного взаимоотношения культуры, природы – вот основная тенденция, которая будет доминировать в ближайшее время. Дерзкие новинки должны дополнить традиции народов, сохранявшиеся долгие столетия, специфические моменты конкретных наций сольются, не теряя своей уникальности, с общеродовыми. Эмоции, интеллект, индивидуальность и социум, внерациональное и рациональное, как видно из наиболее позитивных прогнозов на ближайшее время, будут активно сотрудничать, что станет залогом формирования полноценного общества, где культура будет высокой, но продолжающей развитие.
Молодежь: особенности вопроса
Сложно спорить с тем, что будущее культурного развития нашей державы полностью в руках современной молодёжи. Особенности этого пласта населения существенно изменились за последние несколько десятилетий с момента распада СССР, а вот подходы к общению с ними во многих образовательных учреждениях и по сей день практикуются такие же, как и ранее. Важно понимать, что молодежь – это носитель ценностей культуры, именно в этом классе заключено будущее страны.
Некоторые считают, что особенную проблему представляет собой факт того, что современная молодежь далека от духовной сферы. В этом принято обвинять учителей, средства массовой информации и методы подачи данных. Некоторые считают, что современные дети воспитываются в атмосфере безнравственности, им с детства прививается пренебрежительное отношение к базовым ценностям – работа, семья, труд. Некоторые также говорят, что современные подходы к воспитанию молодежи в России провоцируют повышение уровня насилия, так как с детства не объясняют, насколько это некультурно, а вот информационные сводки и примеры окружают буквально на каждом шагу. Начиная критически оценивать окружающий мир, молодые люди видят, как рушатся демократические идеалы, сколь слабы ценности, декларируемые в обществе, и это провоцирует всплеск нигилизма и безответственности. Многие считают, что решить социальные проблемы вовсе нереально, и в среде молодежи доминируют безнадежные, упадочные настроения.
Культура и субкультура
Рассматривая особенности современной молодежи, некоторые специалисты утверждают, что необходимо говорить об этой прослойке населения как о дополнительной субкультуре, в которой действуют собственные правила. Сформирована прослойка людьми, которые еще находятся в определённой стадии развития, когда образцы мировой культуры не понятны, не принимаются, а любые идеалы подвергаются осуждению и критике.
В то же время отмечается, что молодежи свойственны культурные классические образцы, но это больше сопряжено с юношеским возрастом переоценки ценностей. Если в этот момент человеку повезет столкнуться с хорошим наставником, воспитателем, вероятно, его культурное развитие несколько изменит свое направление. Бывает и другая ситуация, когда обстоятельства развиваются не столь позитивно. С другой стороны, нужно понимать, что культурное будущее России нельзя сформировать, в принудительном порядке всех заставив приобщаться к мировой культуре – у любого человека есть право свободного выбора, и только принятое самостоятельно и осознанно решение имеет смысл и будет источником положительного итога, продуктивной жизнедеятельности, которая поможет дальше развивать культуру страны.
Культура России при Путине — Reed Magazine
Курсы, которые мы хотели бы пройти
Russian 390 с профессором Женей Берштейн исследует, как художники и писатели изображают жизнь в путинской России.
27 августа 2021 г.
Курс профессора Жени Берштейна Русская культура при Путине (русский 390) исследует культурные события в России за последние два десятилетия — события, которые происходили в консервативном социальном климате, под давлением все более репрессивная политика правительства.
Учащиеся обсудят широкий спектр материалов, включая литературные произведения, фильмы, поэзию, исполнительское искусство, журналистику, научные труды и телевидение. (Посмотрите образец ниже.)
Изучая как российскую «интеллигентную культуру», так и «массовую культуру», учащиеся столкнутся как с приемами конформизма, так и со стратегиями сопротивления, принятыми российским креативным классом. Они будут посвящены исторической памяти и ее манипуляциям, новому национализму, коррупции и ее влиянию на общество, экономическому неравенству и культурным разделениям, российским версиям художественного и политического постмодернизма, а также культурной политике гендера и сексуальности.
Чтения и обсуждения на английском языке; дополнительная еженедельная сессия будет запланирована для студентов, изучающих курс русского языка.
Профессор Берштейн поступил на факультет Рида в 1999 году и ведет занятия по русской литературе и культуре ХХ века, русскому и европейскому символизму, русскому кино, Пушкину, Толстому, Эйзенштейну, а также русскому языку на среднем и продвинутом уровнях.
Он опубликовал работы о русской поэзии восемнадцатого века, культурной и интеллектуальной истории русского модернизма и о русском кино (вы можете прочитать некоторые из его работ здесь и здесь, на английском и русском языках). Совсем недавно он редактировал английский перевод романа Юрия Лотмана «9».0021 Non-Memoirs (Dalkey Archive Press, 2014) и работал над проектом под названием Эйзенштейн, сексуальность и декаданс . Он вырос в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), окончил Тартуский университет в Эстонии и получил степень доктора философии в Калифорнийском университете в Беркли.
Избранные книги
- Тимоти Колтон, Россия: что нужно знать каждому (Oxford UP, 2016)
- Владимир Сорокин, День опричника (Фаррар, Штраус и Жиру, 2011).
- Виктория Ломаско, Другие русские (Пингвин, 2017)
- Эммануэль Каррер, Лимонов (Пикадор, 2015).
- Светлана Алексиевич, Подержанное время: Последний из Советов (Random House, 2016).
- Виктор Пелевин, Homo Zapiens (Пингвин, 2002)
Избранные фильмы
- «Александра» (реж. Александр Сокуров, 2007)
- «Государственные похороны» (реж. Сергей Лозница, 2019 г.))
- «Елена» (реж. Андрей Звягинцев, 2011)
- «Дорогие товарищи!» (реж. Андрей Кончаловский, 2020)
Избранные спектакли
- Опера Сергея Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре (2011)
- Опера Николая Римского-Корсакова «Легенда о граде Китеже» в постановке Дмитрия Чернякова в Мариинском театре (2001 г.) и Национальной опере Нидерландов (2012 г.).
Избранные видео
- «Дворец Путина» (2021) https://youtu.be/ipAnwilMncI
- Ленинградский «Экспонат» (2016) https://youtu.be/et281UHNoOU
- Ленинград «Экстаз» (2017) https://youtu.be/5bRPTb3z2rU
Метки:
Академические курсы, курсы, которые мы хотели бы пройти
Проект MUSE — Культурные тропы и политическая власть в России раннего Нового времени
Рассел Э. Мартин, Счастливый случай царя: Ритуал и династия на свадьбах правителей России, 1495–1745 . xvii + 359 стр. Итака, Нью-Йорк: Издательство Университета Северного Иллинойса, 2021. ISBN-13 978-1501754845. 59,95 долларов США.
Дэниел Роуленд, Бог, царь и народ: политическая культура России раннего Нового времени . 420 стр. Итака, Нью-Йорк: Издательство Университета Северного Иллинойса, 2020. ISBN-13 978-1501753725. 29,95 долларов США.
Политическая власть, поддержка элитой престола и политические идеологии не были представлены исключительно институциональными правилами или развиты в полемических текстах где-либо в Европе раннего Нового времени. Две книги, рассматриваемые ниже, по-разному обсуждают, как обширная и «недостаточно управляемая» Российская империя раннего Нового времени собирала свои культурные ресурсы для демонстрации политической власти и продвижения расплывчатых, хотя и широко разделяемых, политических идеалов вне институтов и полемических текстов. Вместо этого правящие династии использовали искусство, архитектуру и символические ритуалы для укрепления своего божественного авторитета и достижения связанных с этим целей единства, безопасности и социальной стабильности. Результаты вносят важный вклад не только в понимание проецируемых идеалов, но и в продолжающуюся дискуссию о датировке важных трансформаций («модернизаций») в российском обществе раннего Нового времени.
Бог, царь и народ , новая книга Дэна Роуленда, прослеживает эволюцию его идей о культурных представлениях о российском правлении в серии статей, начиная с его аспирантуры до 2017 года. эта православная мысль доминировала в представлениях о совете царю, о роли религии в раннесовременном правлении, а также о значении визуальной культуры в иконах, фресках и архитектуре. Роуленд мужественно сопротивлялся искушению обновить свои старые статьи в соответствии с более поздними обсуждениями. В целом книга исследует понимание Московией божественного правления и его отношения как к институционализированному православию, так и к светской политической элите: каковы были качества хорошего правителя? Как важнейшие характеристики правления передавались светской элите, окружавшей правителя? На протяжении всей книги есть неявное (а иногда и явное) сравнение с западноевропейскими политическими событиями, в которых закон, парламентские и бюрократические институты, а также письменные спорные политические идеологии использовались для разграничения действий помазанного Богом монарха. В Московии, утверждает Роуленд, русское правление считалось полностью зависимым от Бога, и поэтому никакие светские институты не могли влиять на царя и его поведение. Таким образом, основы хорошего правления зависели от благочестивого характера правителя, который следовал воле Бога, и (при необходимости) от добрых и благочестивых советов, предлагаемых советниками. Эти советники, скорее всего, принадлежали к политической элите. Однако их роль не рассматривалась как зависящая от определенной, несколько более формальной роли, такой как членство в Боярской думе или в Земском соборе. 1 Действительно, их советы в идеале были скорее религиозно-моральными, чем светско-политическими. Это описывает совершенно иной взгляд на правление, чем тот, которого придерживаются, например, те, кто предвидит зачаточные демократические движения в деятельности Земского собора XVI и XVII веков с представителями, избранными из разных социальных групп; и это добавляет еще один уровень сложности к нашему пониманию Боярской думы как арены для политических консультаций и светского соревнования могущественных кланов.