Разное

Культура россии 21 века кратко: Культура XXI века: модернизация или прорыв в новую реальность

Культура XXI века: модернизация или прорыв в новую реальность

[190]

ХХI век немыслим вне культуры. Человек ХХI века немыслим без культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. Культура бесконечна, заполняя собой все время-пространство. Это не лозунг на рубеже веков, скорее это притча о культуре, ее заповедь на будущее.

В настоящее время в культуре можно отметить две глобальные тенденции: во-первых, имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также — идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.

Во-вторых, рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею — емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя умалять и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.

Три, наиболее крупные исторические вехи в жизни России ХХ века, явили собой кардинальные «сломы» в культурном процессе страны.

Перелом, вызванный революцией, определил на семьдесят лет вперед безкультурье и бездуховность народа. Все лучшие черты сословной и связанные с ней характеристики дворянской, купеческой, мещанской, интеллигентской культуры, были повержены одним-единственным пластом — пролетарской культуры, которая долго завоевывала свои горизонты, но так и не смогла внедриться в глубины российской ментальности.

В 60-е — 80-е годы (1953, 1956, «оттепель», брежневский период) — агональные режимы, оказавшие сильнейшее влияние на ориентацию культуры. Мировоззрение «скакало» с плюса на минус и наоборот, усиливалась стихия, дергания то в одну, то в другую сторону.

Все это завершилось третьим «сломом» 1991 года — началом распада СССР, завершением краха тоталитарного режима.
[191]

Указанные вехи в жизни страны рождали взаимоисключающие процессы: от непомерного прославления до неупоминания Ленина, от расцвета до запрещения крестьянской поэзии и прозы; от сокрытия и полнейшего непризнания до феерического взлета и глубинного проникновения в пласты русской религиозной философии; от пренебрежения к тому, что называлось «мещанством», «здравым смыслом», «бюргерским духом» (нормально торговать, нормально работать, нормально жить) до поисков сегодня этих самых «нормальных» форм человеческого бытия, принятых в цивилизованных странах; и, наконец, от нивилировки национального сознания, поисков единой общности «советский народ» до ярко проявляющегося сегодня национализма.

В результате полученной свободы сегодня культура расслоилась, стала напоминать вавилонское столпотворение: «новые русские» и высшая интеллектуальная элита, молодежные и детские субкультуры на фоне устоявшихся традиций, резкое противопоставление столичного и провинциального, смешение иностранных диалектов с инвективной лексикой, «массовая культура» со своей иерархией форм и жанров на фоне возрождения академической и фольклорной культуры и т. д. При этом очень важно подчеркнуть особую культурную ситуацию в мире, не без оснований названную постмодернистской.

Отсутствие положительной культурной политики очевидно. А вот отрицательная — есть. Ибо не может быть, чтобы напористая вестернизация духовной жизни России осуществлялась «сама собой», как результат действия отдельных лиц и организаций. Американизация телевидения и радио, киноэкрана, книгоиздательской деятельности, образования, языка, одежды направлена на то, чтобы преодолеть в россиянине носителя национальной культурной традиции, устранить духовные и психологические препятствия капитализации страны. От большевистской очередная «культурная революция» отличается контридиологией, преимущественно экономическими методами осуществления (коммерциализация культуры). И поэтому речь идет о возрождении или точнее о модернизации культуры, (именно модернизация предполагает изживание тех болезненных и трагических явлений, которые принесли стране указанные выше «сломы»), а стало быть, и о реализации, возвращении к жизни тех богатейших духовных ценностей, которые были созданы нашими предками и остались актуальными для конца ХХ века. Такие ценности (правда, наряду с историческим хламом вместе, как суеверия, цыганщина, кабацкий фольклор) и в самом деле возвращаются, и это одно из лучших достижений культуры последних лет.

На фоне эпохальных событий ХХ века происходил еще один, важнейший культурный прорыв в реальность — это вторжение техники, которая ускорила ритм и темп жизни, урбанизировала города. Человечество никогда не имело возможности собирать миллиарды людей на всех континентах вокруг [192]
какого-либо зрелища — спортивного матча или концерта звезд, что нынче, благодаря телемостам, превратилось едва ли не в повседневность. С одной стороны, могущество каналов «массовой коммуникации» в состоянии превратить тиражирующиеся образцы в массовую культуру. Но с другой — способно более взвешенно и спокойно оценить сам феномен массовости, «толпности», как один из специфических знаков нововременной цивилизации.

Особо о российских провинциях, которым придан статус национальных автономий. Сегодня в них идут сложные, болезненные процессы, которыми мало кто занимается. Речь о реально существующих предрассудках (в том числе и о «фольклорном мировоззрении»), серьезно унижающих человека. Это предрассудки имперские, тоталитарные, их носителями, к сожалению, становятся вполне образованные люди, которые вдруг перестают «видеть человека» (потому что он другой национальности), сделанную работу, не распознают уникальность, не восхищаются неповторимостью.

В русле активного провинциализма необходимо выделить и проблему пространственно-временного континуума — то есть ту объективную реальность, которая особенно четко сегодня сформировалась в провинциальных городах в связи с миграцией населения. Она весьма жестко детерминирует содержание культурных процессов, которые сегодня приняли глобальный размах, обернувшись разрушением традиций села и неприятие городом поселившихся в нем. Это заставляет человека имитировать культурный облик, что способствует возникновению феномена маскарадности бытия, общения, профессиональных отношений. Человек не живет, а «играет». Действительный драматизм человеческого существования превращается в показное лицемерие. Эта «неокультуренность» сформировала в данное время такие новые социальные черты провинциальности, как приоритет внешнего над внутренним, низкую саморегуляцию, склонность к «беспределу» и другие.

Подчеркнем отрицательное воздействие закрытости провинции, ограниченность трансляции культурных ценностей на культуру общества и отдельного индивида. Это очевидно на примере Мордовии, имеющей уникальные национальные ценности, но мало доступные в социальном пространстве: село Подлесная тавла с оригинальной резьбой по дереву, город Темников с народной музыкальной культурой, село Судосево с оперными театральными традициями, своеобразные театральные действа мордвы, связанные со свадебным обрядом, отдельные блюда мордовской национальной кухни, этнический костюм со своей интимной, сокровенной природой вышивки и многое другое. Кто в России знаком с этой красотой? Пожалуй, уместным будет и такой вопрос: многие ли в Саранске знают об этих сокровищах? Срабатывает и здесь стереотип провинциального обывателя — довольствоваться малым. В итоге — невежество, возводимое в ранг достоинства.
[193]

Явления провинциальной культуры самобытны, но на современном этапе остро ощутима их слабая включенность в контекст не только российской но и мировой, и европейской культур. В связи с этим возрастает экологическое значение проблемы. На первых порах России нужна своя культурная карта. В единой горе важно различать и знать разные зоны сверкания. Поддерживать свое в любой области, республике, городе, делая их столицей своих приоритетов.

Культурные основания мифа как фактора национальной идентификации

Другая Россия (Об ответственности интеллигенции)

Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России

Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России

Пути России: замечания, полемика и попытка оценки

Россия и общество будущего

Философская антропология

Участь национального бытия в процессе глобализации

Необходим ли консерватизм посткоммунистической России?

Русская культура в контексте мировой культуры

Современная культура России

Культура – это процесс человеческой деятельности, включающий навыки и умения, идеалы и нормы жизни на определенном историческом этапе. Культура – это большой пласт в жизни общества. Она охватывает все сферы человеческой деятельности. Это образование, воспитание, трудовая деятельность, искусство, духовная жизнь. Культура направлена на улучшение качества человеческой жизни, на воспитание в человеке высоких моральных ценностей.

В современном Российском государстве ей уделяется большое внимание. Культура отражается в социальной жизни. Образование одна из самых важных сфер жизни общества, требующая серьезных материальных вложений. Государство выделяет недостаточно средств, для образования и науки. В связи с этим появились два направления – государственное обучение и коммерческое. Для улучшения системы обязательного среднего образования была проведена реформа и введен единый государственный экзамен. ЕГЭ имеет и положительные и отрицательные стороны и претерпевает доработку.

Культура бытия современного человека, несомненно, изменилась в лучшую сторону. Строятся современные дома из современных материалов. Появилась новая бытовая техника, которая охватывает разные направления жизни. Мы можем более рационально и с пользой распределять свое время. Иметь уютное жилье очень важно для любого человека. Бытие определяет сознание и улучшает культуру поведения.

Искусство и культура неразрывно связаны между собой. Искусство это прямое отражение действительности.
Россия в области искусства является уникальной, самобытной страной. Многонациональная страна богата формами и содержанием в искусстве. В России много всемирно известных писателей, композиторов, художников. Классика является основой, на которой строится современное искусство. И конечно новое время вносит новое направление, новые стили, новые образы. Что влияет на современное искусство? Это технический прогресс, это образ жизни людей, глобализация и еще отсутствие цензуры. Свободное, бесцензурное творчество, родило новые направления в музыке, живописи. Не всегда это возвышенное, высокое искусство. Часто творчество служит для обогащения, является легковесным, пошловатым.  С экранов телевизоров зачастую слышна матерная брань, сексуальная тематика. К, сожалению, телевидение в настоящее время становится малоинтересным. Оно излишне политизировано. Развлекательные шоу программы не несут особой смысловой нагрузки и не имеют особой привлекательности. Часто такие программы проходят с шумом, криком и нецензурными выражениями.

Новое направление в музыке – это, электронная музыка и экспериментальная. Современные жанры – поп, рок и реп. В современной жизни идет засилье шоу-бизнеса. Он работает в погоне за материальными благами на потребу массового, заурядного слушателя.
В литературе хорошо зарекомендовал себя современный российский писатель Виктор Андреевич Пелевин. Он удостоился многих литературных премий. Творчество Пелевина в жанре социальная сатира, обнажает нашу российскую действительность, заставляет нас задуматься, посмотреть на себя со стороны.

В живописи появилось много новых направлений. Самые известные направления : инсталляция, граффити, гиперреализм, боди арт и другие. Это ироничное, язвительное, насмешливое искусство. Очень интересное направление в изобразительном искусстве 21 века – трехмерная графика. Благодаря всеобщей компьютеризации появилась возможность моделировать — 3D картинки. Объемное изображение удивляет, завораживает, является очень реалистичным. В нашей стране стало распространяться трехмерное изображение строящихся зданий (визуализация), для рекламы в сфере недвижимости.

Современный кинематограф также использует компьютерную графику. Растет качество изображения. Хороший пример применения такой графики фильм «Притяжение» Федора Бондарчука. Фильм выполнен в жанре фантастики, с прекрасными спецэффектами.

Очень хорошо в настоящее время развивается физическая культура. В стране построено и строится большое количество спортивных залов, стадионов, площадок, фитнес клубов. К спорту привлекаются люди всех возрастов. Идет установка на качественный, здоровый образ жизни. Молодежь может с пользой проводить свое свободное время. Так же строятся олимпийские спортивные комплексы и футбольные стадионы мирового уровня. Успешно проведена зимняя Олимпиада в 2014 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Соревнования мирового уровня расширяет границы нашего государства, укрепляют взаимосвязь, дружбу между народами.

Большого рассвета достигла религиозная культура. Наша многонациональная страна имеет много религиозных конфессий. Представители всех конфессий получили возможность развиваться, улучшать свою деятельность. Строится большое количество церквей, храмов, мечетей и так далее. Увеличилось и число верующих. Для одних граждан это стало данью моде, для других – желание приобрести духовность, научиться жить по заповедям, по высоконравственным религиозным канонам. Наряду с положительной стороной происходящего, есть и отрицательная. Церковь стала излишне материально озабоченной. Духовенство обставляет себя роскошью, вовлекается в коммерческую деятельность. Нужно взять пример с Папы Римского, который считает, что церковь должна быть бедной, для бедных.

Это естественно, что культура современной России претерпевает изменения, как положительного плана, так и отрицательного. Невозможно создать идеальную форму развития общество. И то, что есть движение вперед это, несомненно. Нужно еще больше уделять внимания культуре, не допускать стихийного ее развития. Нужна четкая идеология развития общества. Идеология в настоящее время не прописана в нашей конституции. Россиянам желательно знать, в каком, обществе мы живем и по каким законам развиваемся. Культурное общество это важный показатель его благополучия.

Добавить комментарий

История вторжения России в Украину в ХХ веке | История

Катя Ценгель

Перед тем, как российские войска обстреляли ракетами украинскую столицу Киев; захвачен Чернобыль, место самой страшной ядерной аварии в мире; и напали на второй по величине город Украины, Харьков, президент России Владимир Путин поделился некоторыми словами.

В эссе, опубликованном на сайте Кремля на русском, украинском и английском языках в июле прошлого года, Путин приписал советским лидерам изобретение украинской республики в составе Советского Союза в 1922, выковав недостойное суверенитета фиктивное государство на исторически российской территории. После провозглашения Украиной независимости в 1991 году, утверждал президент, украинские лидеры «начали мифологизировать и переписывать историю, вычеркивать все, что объединяло [Россию и Украину], и ссылаться на период, когда Украина была частью Российской империи и Советского Союза. как занятие».

«Историческая реальность» современной Украины более сложна, чем путинская версия событий, охватывающая «тысячелетнюю историю смены религий, границ и народов», согласно Нью-Йорк Таймс . «[M]любые завоевания враждующих фракций и разнообразная география Украины… создали сложную ткань многоэтнических государств».

Жители Киева покидают город после преднаступательных ракетных ударов российских вооруженных сил 24 февраля 2022 года.

Фото Пьера Крома / Getty Images

На протяжении веков Российская и Австро-Венгерская империи, Польша и Литва обладали юрисдикцией над Украиной, которая впервые заявила о своей современной независимости в 1917, с образованием Украинской Народной Республики. Вскоре Россия вернула себе контроль над Украиной, сделав ее частью недавно созданного Советского Союза и сохранив власть в регионе до Второй мировой войны, когда Германия вторглась в страну. Споры о том, как помнить об этой военной истории, а также о ее значении для украинского национализма и независимости, являются ключом к пониманию нынешнего конфликта.

По словам Путина, современное украинское движение за независимость началось не в 1917 году, а во время Второй мировой войны. Во время немецкой оккупации Украины между 1941 и 1944 года некоторые украинские борцы за независимость присоединились к нацистам, которых они считали спасителями от советского гнета. Путин воспользовался этим историческим периодом, чтобы изобразить любое стремление Украины к суверенитету как попытку нацистов, говорит Маркиан Добчанский, историк из Украинского исследовательского института Гарвардского университета. «На самом деле это просто потрясающе циничная попытка вести информационную войну и влиять на мнение людей», — добавляет он.

Добчанский входит в группу ученых, которые публично оспаривают путинскую версию нацистской оккупации Украины и годы советской власти, между которыми она зажата. Почти все эти эксперты начинают свои отчеты с падения Российской империи, когда десятки тысяч украинцев сражались против большевистской Красной Армии за создание Украинской Народной Республики. Украинцы продолжали бороться за независимость до 1922 года, когда они потерпели поражение от Советов и стали Украинской Советской Республикой Союза Советских Социалистических Республик (СССР). По словам Добчанского, исключая недолгий, но упорный период независимости Украины в начале 20-го века, Путин упускает из виду суверенитет страны.

Митинг националистов в Киеве в январе 1917 г.

Общественное достояние через Wikimedia Commons

В этой версии событий также опущены геноцид и репрессии, имевшие место при советской власти, наиболее известным из которых является Великий голод. Голодомор, в котором сочетаются украинские слова «голодная смерть» и «причинение смерти», унес жизни около 3,9 человек.миллионов человек, или примерно 13% населения Украины, в начале 1930-х гг. Искусственный голод был прямым результатом советской политики, направленной на наказание украинских фермеров, которые боролись с советскими мандатами на коллективизацию. Советы также вели интенсивную кампанию «русификации», преследуя культурную элиту Украины и возвышая русский язык и культуру над всеми остальными.

Когда Германия вторглась в 1941 году, некоторые украинцы, особенно на западе Украины, видели в них освободителей, говорит Оксана Шевель, политолог из Университета Тафтса. Украинцы хотели не столько жить под властью немцев, сколько бежать от Советов, добавляет Шевель, президент некоммерческой образовательной организации «Американская ассоциация украиноведения».

«Более широкой целью было создание независимого государства, но в процессе [украинцы] также участвовали в Холокосте», — говорит она.

Вопрос к Шевелю, как относиться к этой истории. С советской точки зрения, которую до сих пор поддерживает Путин, все просто, говорит она: помимо Холокоста, украинские националисты были «плохими парнями», потому что «они боролись с советским государством». Путин и другие критики часто ссылаются на военное сотрудничество украинцев с нацистами, чтобы безосновательно охарактеризовать современную страну как нацистскую нацию; в речи от 24 февраля российский президент назвал «демилитаризацию и денацификацию Украины» ключевыми целями вторжения.

Местные жители возводят огромные противотанковые ловушки во время вторжения нацистов в Украину в 1941 году.

Фото из архива Беттманна через Getty Images

С украинской стороны в ходе дебатов военная история страны представляется более сложной. Являются ли националисты «плохими парнями», потому что они участвовали в Холокосте, спрашивает Шевель, или «хорошими парнями», потому что они боролись за независимость?

Для Путина даже постановка этого вопроса вызывает подстрекательство. «Любая переоценка советского отношения к истории — это то, что Путин сочтет [] нацистским подходом или нацификацией», — говорит Шевель.

Отрицание заявления о том, что Украина является нацистским государством, не означает преуменьшение действий нацистов в Украине во время войны. Натали Бельски, историк из Миннесотского университета в Дулуте, отмечает, что одна из крупнейших массовых убийств Холокоста произошла недалеко от Киева. Между 1941 и 1943 годами нацисты при поддержке местных коллаборационистов расстреляли от 70 000 до 100 000 человек, многие из которых были евреями, в Бабьем Яру, овраге на окраине Киева. По данным Национального музея Второй мировой войны, каждая четвертая еврейская жертва Холокоста была убита в Украине.

Хотя немцы часто думают о Второй мировой войне как о борьбе с русскими, на самом деле большая часть боевых действий происходила на территории современных Украины и Белоруссии, а также значительной части западной России, говорит Добчанский. Во время немецкой оккупации несколько миллионов украинцев были отправлены в Германию для работы на фермах и на фабриках. Тем не менее, поскольку нацистская расовая иерархия ставила украинцев выше русских, нацисты предприняли ограниченную попытку продвигать украинскую национальную культуру на оккупированных территориях — шаг, который, в свою очередь, помог привлечь часть украинского националистического движения на сторону Германии.

«В этих [националистических] группах определенно были антисемитские элементы, — говорит Бельский. «Но [они] в основном чувствовали или рассудили, что у них больше шансов получить независимость Украины в условиях нацистской оккупации, чем в условиях советской оккупации».

Мотопехота вооруженных сил Германии продвигается в Украину во время Второй мировой войны.

Фото из архива Халтона / Getty Images

Нацисты, говорит она, столько же обещали украинским националистам — по крайней мере, после войны. Но еще до их разгрома союзниками в 1945 августа немцы напали на некоторых своих украинских союзников, в том числе на одного из самых известных борцов за независимость страны Степана Бандеру. В своей борьбе против Советов Бандера присоединился к немцам только для того, чтобы оказаться в концентрационном лагере после того, как в 1941 году отказался отменить провозглашение украинской государственности. войны, но был отравлен КГБ в 1959 году. В 2010 году президент Украины Виктор Ющенко присвоил Бандере звание Героя Украины, но год спустя это звание было аннулировано.

«Это [повторное рассмотрение участия Украины в зверствах военного времени] вызвало относительно сложный диалог в Украине по вопросу о соучастии», — говорит Бельский.

Путин упомянул украинских националистов в своих политических целях, изображая современных украинцев нацистами. По словам Шевеля, до вторжения России в Крым в 2014 году многие украинцы относились к Бандере и другим борцам за свободу в менее благоприятном свете. Однако позже она заметила сдвиг: этих людей, некоторые из которых сражались на стороне нацистов, стали называть героями. Советы, которых когда-то считали освободителями от нацистов, теперь снова стали плохими парнями.

Пророссийские повстанцы якобы отводят танки и тяжелое вооружение от линии фронта в соответствии с Минскими соглашениями от 26 февраля 2015 года в Червоном, Украина.

Фото Эндрю Бертона / Getty Images

Бандера больше не является официальным героем Украины, но память о нем и о других борцах за независимость 20-го века жива. В 2015 году Украина приняла ряд законов о декоммунизации, предусматривающих снос коммунистических памятников и переименование общественных мест в честь украинских националистов и националистических организаций, в том числе тех, которые, как известно, участвовали в Холокосте. Закон вызвал сопротивление со стороны ученых, которые считают его обелением или игнорированием темных сторон этих движений и их деятельности.

Шевель соглашается с тем, что полное изменение фрейма — «вероятно, не лучший результат». Хотя прежний советский нарратив был очень однобоким, она предостерегает от замены его таким же односторонним нарративом, который называет украинских националистов безоговорочно хорошими парнями. В любом случае, говорит Шевель, этот вопрос должен обсуждаться внутри страны, а не с иностранным захватчиком: «Это проблематично, но это внутренние дебаты».

Добчанский, со своей стороны, считает, что Украина имеет право на собственную версию истории и что украинцам следует предоставить возможность выбирать, как представить свой собственный опыт. Он высоко оценивает усилия местных исследователей по изучению Холокоста и открытию их архивов и отмечает, что нынешний президент Украины Владимир Зеленский — еврей.

«Украина начала процесс противостояния самым мрачным страницам своего прошлого, — говорит он.

Толпа проводит демонстрацию у штаб-квартиры СССР в Киеве в сентябре 1991 года, после того как Украина провозгласила свою независимость.

Фото Алена Ногеса / Sygma/Sygma через Getty Images

В сегодняшней напряженной атмосфере любые критические высказывания об украинском национализме или привлечение внимания к причастности украинских националистов к нацистам можно рассматривать как поддержку того, что Россия изображает Украину как нацистскую нацию, отмечает Бельский.

В этой русской истории нет ничего нового. Вместо этого, говорит Добчанский, это часть долгосрочной информационной войны России против Украины. Внеисторические оправдания Путиным вторжения не удивляют ученого. Что его действительно удивляет, так это излияние поддержки Украины, которую он видел, и даже «Субботним вечером в прямом эфире» отдает дань уважения осажденной нации.

Добчански предполагает, что возмущенная реакция на вторжение связана с относительно недавним пересмотром обществом колониализма. Поскольку Украина была успешно интегрирована в Советский Союз после Второй мировой войны, Добчанский не видит периода, предшествовавшего обретению Украиной независимости в 1991 как оккупация, так и отношения между колонией и колонизатором. Ведя войну с Украиной, Путин, по сути, пытается удержать колонию.

«[Российские лидеры] в принципе не признают никакого украинского исторического агентства, кроме того агентства, которое они им придумали», — говорит Добчанский.

Украина и весь мир, похоже, представляют себе что-то другое.

Катя Ценгель пишет о своих репортажах из Украины в начале этого века в своем отмеченном наградами 2019 году.мемуары , Из Чернобыля с любовью .

Рекомендуемые видео

описаний курсов | Кафедра русского языка

31. Мир как слово: русская художественная литература XIX века

В своих « Философских письмах», Петр Чаадаев, русский интеллектуал XIX века, сравнил историю России с историей западной цивилизации. Чаадаев провозгласил, что Россия оторвана от мирового сообщества, не принадлежит ни к какой культурной системе и ничего не делает для прогресса человеческого духа. С тех пор русские писатели и мыслители бились над категорическим вердиктом Чаадаева. В одном ответе поэта 20-го века Осипа Мандельштама указывалось, что Чаадаев упустил из виду один единственный вклад: русский язык. «Такой высокоорганизованный, такой органичный язык — это не просто дверь в историю, это сама история». Доводя точку зрения Мандельштама до логического завершения, именно российская литература становится предметом изучения некоторых текстов, составляющих этот Розеттский камень. Читая некоторые из самых знаменитых произведений 19Русская художественная литература ХХ века — тексты Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Толстого и Чехова — мы попытаемся объяснить особый характер русской литературы и ее уникальную роль в русской истории и культуре.

Преподается на английском языке. Открыт для всех классов. Расстояние: горит; WCult: W & Cult

32. Красное чтение: русская художественная литература ХХ века

В этом курсе рассматриваются основные произведения русской литературы ХХ века. В течение этого века народ России пережил ряд катастрофических событий, в том числе две мировые войны; свержение 300-летней династии Романовых и торжество большевистской революции; гражданская война; массовая травма коллективизации; Большой террор сталинизма; и развал Советского Союза. Читая и обсуждая романы, рассказы, стихи и пьесы, написанные русскими писателями того времени, мы будем рассматривать корреляции и противоречия между русской социально-исторической реальностью и художественным выражением. В дополнение к чтению литературных и исторических источников мы посмотрим фильмы, созданные одними из самых известных 20 -й век российских кинематографистов.

Преподается на английском языке. Открыт для всех классов. Расстояние: горит; WCult: W.

33. Читая Russia Today: авангарды, антиутопии и мечтатели

Этот курс посвящен русскоязычной литературе, кино, искусству и культуре в новом тысячелетии (с начала 2000-х до наших дней), включая важное обсуждение позднего советского периода и 1990-х годов. Начиная с распада СССР культурная жизнь в России характеризовалась непрекращающимися изменениями, но также и возрождением знакомых паттернов, тенденций и проблем. Большая часть современной российской литературы и искусства вовлечена в сложные переговоры с советским прошлым и его социальными, культурными и политическими институтами, а также смотрит в неопределенное, иногда угрожающее будущее. Стремясь понять Россию сегодня, мы рассмотрим истории, которые Россия рассказывает о себе — себе и внешнему миру, — а также истории, которые другие рассказывают о России. Мы будем читать романы, рассказы, пьесы и стихи, смотреть фильмы и обсуждать визуальное и перформансное искусство, затрагивающее гендер и секс, активизм и насилие, семейную и национальную идентичность, общение в Интернете и другие языковые проблемы.

Обучение на английском языке. Открыт для всех классов. Расстояние: горит; WCult: W.

35. Достоевский и проблема зла

Достоевский обнажил трагедию человеческого существования и проник в сокровенные тайники человеческой психики, чтобы показать ужасающую изоляцию человека, отделенного от Бога. Возмущенный миром, в котором страдают невинные дети, Достоевский испытывал смысл христианства, личную ответственность и человеческую солидарность. В этом курсе рассматриваются его основные романы с особым акцентом на художественное выражение его философских взглядов. Эти взгляды будут рассмотрены в контексте российской интеллектуальной истории. Чтения включают Записки из подполья, Преступление и наказание, Идиот, Демоны и Братья Карамазовы.

Обучение на английском языке. Открыт для всех классов. Расстояние: горит; WCult: W.

36. «Провидец плоти»: Искусство и мысль Толстого

С детства и до конца жизни Толстой боролся со страхом смерти. Как он сам поставил проблему: «Есть ли смысл в моей жизни, который бы не разрушила ожидающая меня неминуемая смерть?» В поисках защиты от этого страха он изучал великих философов и внимательно изучал систему ценностей крестьян. Он находил временное облегчение в войне и в браке, но окончательное решение всегда ускользало от него. Эволюция этой темы и формальных приемов, с помощью которых Толстой выразил ее в своей прозе, прослеживается в автобиографическом цикле, кавказских повестях и севастопольских повестях. Эти произведения послужат контекстом для тщательного изучения основных романов, Война и мир и Анна Каренина . Этот курс завершится кратким рассмотрением прозы, которую Толстой написал после своего обращения.

Преподается на английском языке. Открыт для всех классов. Расстояние: горит; WCult: W.

38.10. Современный заговор: русские и американские традиции заговора (идентично COLT 63.02)

Повествование о заговоре стало доминировать в нашем национальном и международном политическом дискурсе, как никогда в современной истории. Поэтому важно, чтобы мы понимали действие повествования о заговоре, его психологическую привлекательность и политическую функцию, а также его разрушительные социальные последствия. В этом курсе мы исследуем две национальные конспирологические традиции, американскую и российскую, а также параллельный рост и ошеломляющее сближение русского и американского заговоров в наш текущий политический момент. Для этого мы исследуем историческое происхождение, форму, функции и эффективность конспирологических нарративов в этих двух традициях в 20-м и 21-м веках. В конечном счете, мы подойдем к теориям заговора как к способам познания, проникновения и упорядочивания сложных и непрозрачных реальностей. Они также являются мощным нарративным оружием, которое ставит под угрозу общие истины, на которых основаны сплоченные общества. Тексты наших курсов включают  Master и Margarita (Bulgakov), The Crucible (Miller) и Libra (Delillo), Иван ужасная часть II (Эйзенштейн) Кандидат Маньчжура (Франкенхеймер) и The Matrix ( ( ( (Франкенхеймер) и (Матрикс ( (Франкенхеймер) и (Матрикс ( Вачковски), а также литературные и культурологические исследования конспиративного нарратива и идей.

Преподается на английском языке. Dist:INT или TMV; WCult:W

50.02. Русская революция (идентично HIST 56)

Русская революция 1917 года и захват власти большевиками оказались одними из самых важных событий 20-го века, и они имели глубокие последствия для мировой истории вплоть до наших дней. В этом курсе студенты исследуют причины и последствия этих важных событий и решают ряд сложных и запутанных исторических вопросов, которые до сих пор разделяют историков. Мы начнем с рассмотрения того, как далеко идущие социальные изменения и внешние вызовы в конце XIX века столкнулись с 300-летней династией Романовых и как, в конечном счете, эта династия не смогла адаптироваться к современной эпохе. Учащиеся узнают о разнообразных политических движениях, возникших в оппозиции старому режиму, и о так называемой Революции 19-го века.05, потрясший, но не свергнувший царя.

Расст:SOC; WCult:W

71. Расширенный семинар по русской культуре

На этом семинаре продвинутые изучающие русский язык и носители русского языка имеют возможность читать в оригинале и углубленно изучать произведения, занимающие центральное место в русской интеллектуальной истории и литературе. традиция. Темы из года в год меняются и могут концентрироваться либо на отдельных авторах (Пушкин, Чехов, Гоголь), либо на периоде (Средневековье, Серебряный век, постсоветское время), либо на явлении (русский юмор, народная культура, утопизм).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *