Культура кубы: Культура Кубы – Арриво
Культура
Процесс формирования кубинской нации имеет три основных начала, постепенно влившиеся в интеграцию этнического общества. Одним из его корней является население аборигенов, этническое влияние которых оказалось незначительным в результате его истребления в процессе завоевания и колонизации. В этой связи два других этнические корня, испанский и африканский, оказали большее влияние в формировании кубинского этноса. Первый из них стал результатом миграции испанского населения из метрополии, этот миграционный процесс с большей или меньшей интенсивностью наблюдался на протяжении всей истории Кубы. В первые столетия Конкисты преобладали выходцы из королевства Кастилии, в особенности с юга Испании, кроме них прибывали также многочисленные группы переселенцев с Канарских островов, из Галисии и Каталонии.
Африканские корни оставили особый след в процессе формирования кубинской культуры. Культуры чернокожих рабов различных этнических групп (йоруба, мандигна, конго, карабалия, банту) смешивались между собой на плантациях, создавая новые культурные объединения внутри самих африканских общин. Именно на плантациях, до отмены рабства, начинается процесс синкретизма между культурами рабов и их хозяев, что дало импульс развитию совершенно новой культуры, отличной от своих первоначальных корней. В современном кубинском обществе эти три начала составляют основу традиций, культуры и религиозности народа.
После победы Революции на Кубе в 1959 году развитие культуры стало одной из основных задач. С первых моментов возникла необходимость проведения глубоких преобразований в культурной сфере в условиях новой исторической реальности. В 1958 году 23,6% населения было неграмотным. В 1961 году, через два года после победы Революции, была проведена одна из самых грандиозных социальных и гуманных битв, вписавшая героические, прекрасные страницы в кубинскую историю образования, а также в политическую историю, в которой приняли массовое участие взрослые и подростки — Национальная кампания алфаветизации. Неграмотность снизилась до 1,5%, в основном это были люди, которые по причине своего преклонного возраста или по другим причинам не смогли обучиться грамоте.
История высшего образования на Кубе начинается с образования в 1728 году Гаванского университета, который на протяжении 200 лет оставался единственным университетом страны. В 1947 году был основан Университет Ориенте, а в 1952 — Центральный Университет города Лас-Вильяс. В 1959 году существовали только три государственных университета, в результате проведенной в 1962 году Университетской реформы система высшего образования была реорганизована, оно стало доступным и в других регионах страны. Открылись новые университеты, факультеты, филиалы и учебные центры по различным специальностям.
Проведенная в 1961 году Национальная кампания алфаветизации и реформа образования стали важными событиями в культурной жизни страны, в результате чего народ действительно получил право на образование и культуру. Осуществление этих реформ укрепило единство народных масс города и деревни и дало возможность кубинцам пользоваться достижениями культуры, имеющей глубокие корни, а очень многим из них — самим активно заниматься литературным и художественным творчеством.
В 1962 году основывается Национальная Школа Искусств (ENA) с целью подготовки артистов, преподавателей и пропагандистов искусства и культуры на высоком техническом, художественном, культурном и педагогическом уровне, для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие кубинского искусства и культуры.
Перед народом и государством стояла задача заново оценить самые важные произведения кубинской и мировой культуры. В связи с этим оказывалось содействие работе издательств, организации выставок и музеев, работе театральных, музыкальных и танцевальных групп, средствам массовой информации. Систематизировалась научно-исследовательская работа по изучению культурных корней и кубинского фольклора. Возрождались прекрасные начала народной культуры, которые были преданы забвению и почти утрачены для кубинского народа.
Через несколько лет профессиональная артистическая школа пополнилась молодыми талантливыми артистами нового поколения, культурное развитие страны стремительно продвигалось вперед, и это в свою очередь способствовало расцвету талантов.
Кубинская культурная политика оставалась направленной на сохранение своих корней, своей народной сущности, на пропагандирование массового участия всего населения.
С самого начала Революция заботилась об образовании и оказании помощи организациям, которые по роду своей деятельности способствовали культурному прогрессу. Среди них: «Дом Америк», Кубинский институт искусств и кинематографической индустрии (ICAIC), Национальный совет по культуре (в настоящее время — Министерство культуры), Национальный союз писателей и артистов Кубы (UNEAC), Национальная комиссия музеев и памятников.
Другие важные культурные учреждения были созданы позже: Кубинский институт книги, Кубинский институт музыки, Национальный музыкальный театр, Национальный симфонический оркестр, Национальный хор, Движение «Нуэва Трова», Национальный совет сценического искусства, Совет монументальной скульптуры, Центр реставрации и музеологии, Центр Вифредо Лама (Wilfredo Lam Centre) в Гаване и другие.
Деятельность Национального балета Кубы, которым руководила прима-балерина Алисия Алонсо, в 1958 году пришлось свернуть в результате безразличного отношения к нему государства. Национальный балет создал Кубинскую балетную школу, известную как в стране, так и за ее пределами высоким уровнем мастерства и артистической оригинальностью. Прославились также танцевальные коллективы: Ансамбль национального танца Кубы, Ансамбль современного танца, Национальный фольклорный ансамбль, Балет Камагуэя (Ballet de Camagüey) и Про-Данса и другие.
В процессе формирования кубинской нации гениальные музыканты и композиторы обогащали кубинскую музыку, которая звучала как в самых изысканных, так и в самых популярных салонах Европы и других стран. «Сон», «дансон», «ла габанера», «чачача» — эти и другие ритмы обогатили мировую музыку.
Национальный композитор, завоевавший наибольшую популярность в мире, это, без сомнения, — Эрнесто Лекуона, более 500 его произведений стали культурным достоянием, среди них песни, различные композиции и сарсуэлы (испанские оперетты). Нельзя не назвать также маэстро Родриго Пратса, музыканта и композитора Гонсало Роиг.
На Кубе всегда творили выдающиеся личности, некоторые были и исполнителями, и композиторами, среди них: Рита Монтанер, Игнасио Вилла («Снежный ком»), Бенни Море, Синдо Гарай, Мигель Матаморос и Хосеито Фернандес, которые внесли свой индивидуальный стиль в народную и традиционную музыку.
В настоящее время кубинская музыка остается очень популярной во всем мире, стоит назвать таких знаменитых певцов, как Селина Гонсалес, Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Сара Гонсалес, Амаури Перес. Оркестры народной музыки «Ван-Ван», «Иракере» (дважды удостаивалcя музыкальной премий «Грэмми»), «N.G. La Banda», «Adalberto y su Son», известные во всем мире, а также исполнители музыки в стиле «сальса», такие как Paulito FG, Issac Delgado и Манолин продолжают лучшие традиции кубинской музыки. В классической музыке необходимо выделить Франка Фернандеса, Камерату Ромеу, Гарольда Граматгес, Альдо Родригеса, Лео Брауера. В настоящее время в стране насчитывается более 11 600 профессиональных музыкантов высокого уровня.
Среди самых выдающихся личностей всех времен, посвятивших свой талант кубинской культуре — Хосе Марти, автор многочисленных газетных статей, очерков, речей и поэм, ставший примером служения идеалам свободы, писатели Алехо Карпентиер и Дульсе Мария Лоинас, удостоенные премии Сервантеса, Элисео Диего, награжденный Премией Хуана Рульфо, национальный поэт Николас Гильен, один из самых знаменитых испаноязычных поэтов, а также многие другие всемирно известные кубинские поэты и писатели, такие как Хосе Лесама Лима, Синтио Витиер Минель Варнет, Пабло Армандо Фернандес, Сальвадор Вуено, Дора Алонсо, Феликс Пита Родригес и Онелио Хорхе Кардосо.
Куба покровительствует одной из самых престижных премий в мире — Премии «Дом Америк», что каждый год дает возможность познакомиться с произведениями латиноамериканской литературы на испанском языке, а также на португальском, написанными бразильскими писателями, карибской литературы на английском, французском и креоле (диалект гаитянского народа) языках.
Одним из главных центров культурной системы является Кубинский институт книги. Число изданий книг увеличивается, что свидетельствует о постепенном возрождении национальной книги. В этом заслуга также и других издательств страны.
Кубинскую живопись, керамику, архитектуру, гравюру, графику и скульптуру характеризует высокий творческий художественный уровень. Важную роль в этом играют Школа пластического искусства им. Сан Алехандро, Национальная Школа Искусств и Институт Искусств.
Одними из выдающихся кубинских художников являются: Леопольдо Романяч, представляющий академизм начала века, Виктор Мануэль Гарсия, Карлос Энрикес, Рене Портокарреро, Мариано Родригес, Амелия Пелаес, Вильфредо Лам, которые по новому отобразили кубинскую самобытность в пластическом искусстве, а также Марсело Поголотти, Луис Мартинес Педро Рауль Мартинес, Файяд Хамис, Сервандо Кабрера, Мануэль Мендиве, Нельсон Домингес, Альфредо Сосабраво, Арнальдо Ларринага, Эдуардо Рока (Чоко), Флора Фонг, Сайда дель Рио, Белкис Айон и другие. Кубинская живопись в настоящее время переживает период своего расцвета, растет международный интерес к художественным произведениям, регулярно проводятся выставки и другие мероприятия, картины кубинских художников с успехом продаются в Соединенных Штатах, Европе, Латинской Америке и даже в Азии.
Кубинская скульптура также достигла немалых высот. Стоит назвать в этой связи имена таких всемирно известных мастеров, как Агустин Карденас, Санду Дарие, Рене Негрин, Оснельдо Гарсия, Кинтанилья и другие.
Графика на Кубе получила свое развитие после победы Революции. Художественное гравирование получило широкое распространение, было открыто несколько мастерских, где художники сочетали в своем творчестве традиционную технику и экспериментирование.
Кубинское кино, характеризующееся собственной неповторимой выразительностью, удостаивалось многих премий на международных фестивалях, что свидетельствует о мировом признании многолетней работы кинематографистов, в частности можно отметить режиссеров полнометражных фильмов Хулио Гарсия Эспинозу и Томаса Гутьеррес Алеа. .
Высокий уровень, достигнутый кубинским кинематографом, не идет ни в какое сравнение с дореволюционным периодом. С 1959 по 1997 год всего было выпущено (в том числе и совместно с другими странами): 190 полно- и короткометражных фильмов, 220 — документальных и более 280 — мультфильмов. Говоря о развитии кубинского кинематографа, необходимо отметить деятельность Сантьяго Альвареса, который создал программу новостей латиноамериканского ICAIC (The Cuban Institute of Cinematographic Art and Industry) и некоторые документальные фильмы, тем самым основав новую школу.
Стоит отметить появление многочисленных красочных афиш к фильмам, получившим мировую известность и награжденным международными премиями за их высокий художественный уровень, а также за прекрасную музыку к ним, исполняемую музыкантами мирового масштаба. Более чем за 40 лет своего существования кубинская кинематография завоевала международный авторитет и продолжает вызывать большой интерес у зрителей и критиков самых разных стран.
Под покровительством ICAIC ежегодно в Гаване проводятся престижные Международные фестивали нового латиноамериканского кино, куда съезжаются звезды кино со всего мира, чтобы показать свои фильмы и обменяться идеями и опытом. Впервые Фестиваль прошел в 1979 году, и с тех пор кубинская столица является местом проведения этого международного форума, который предоставляет возможность познакомиться с новейшими работами в киноискусстве.
С образованием театральной профессиональной школы и появлением новых драматургов накапливается новаторский опыт, примером тому — Театральная группа «Эскамбрай».
Общество является самой главной основой культурной деятельности. В этой связи нельзя не отметить роль районных Домов культуры, развивающих социально-культурную идею, которые активно посещают широкие слои населения. Такое повышенное внимание к культурному прогрессу оказывается в стране, где большая часть ресурсов направляется на выполнение грандиозной задачи экономического и социального развития в условиях агрессии и блокады в различных проявлениях. Ничто не может лучше показать огромное значение, которое народ, государство и Коммунистическая партия Кубы придают роли искусства и литературы в социальном развитии.
Опорой, поддерживающей и обеспечивающей развитие процесса кубинского художественного творчества, являются школы искусств страны. Эта образовательная система высокого уровня — одно из самых прекрасных завоеваний Революции в сфере культуры. Более 20 школ дают начальное образование, 21 — среднее, Институт Искусств — высшее, по специальностям: музыка, танец, балет, пластическое искусство, цирковое искусство, музыкальный спектакль, театр и другие. Некоторые выпускники этих учебных заведений последних десятилетий стали выдающимися деятелями искусства и культуры, получившими мировое признание. Несмотря на то, что процесс обучения претерпевает серьезные трудности из-за нехватки материальных и технических ресурсов, ни одно из учебных заведений не закрыло своих дверей.
На Кубе 222 музея, 51 театр, 443 кинотеатра, 156 видеозалов, 123 галереи искусств и 357 библиотек. Большинство концертов и музыкальных спектаклей с участием кубинских и зарубежных артистов проходят бесплатно для населения под открытым небом — в Амфитеатре в Старой Гаване, на Малеконе, а также на Площади Революции.
Информация предоставлена http://www.cubakaz.com
КУЛЬТУРА КУБЫ | havanatur
Когда Алехо Карпентьеру – крупнейшему романисту и, пожалуй, самому известному в мире кубинскому писателю — задали вопрос о происхождении жителей этой земли, он ответил: «Все мы сошли с кораблей».
На кораблях через океан прибыли из Испании конкистадоры и за короткий срок почти полностью уничтожили коренное население, ставшее жертвой аркебуз, беспощадных заболеваний и непосильного труда на речных берегах в поисках золота, которое так и не было найдено.
Взамен коренных жителей острова на Кубу были насильно привезены в трюмах невольничьих кораблей тысячи и тысячи рабов с африканского побережья гвинейского залива, из старого Калабара и джунглей Майомбе, которые под диктатом кнута обеспечили развитие сахарного хозяйства страны. В середине XIX века прибыли на кораблях китайские кули, а незадолго до этого в восточной части страны обосновались французские поселенцы, бежавшие через Наветренный пролив, разделяющий Кубу и Гаити, от революции Туссена Лувертюра.
Потом на остров начали прибывать корабли с Канарскими крестьянами, собиравшимися выращивать табак и тропические фрукты. Арабы и евреи занялись городской торговлей. Предприимчивые испанцы путем брака или внебрачных отношений перемешались с населением Кубы, что привело к появлению метисов. Здесь осели юкатанские индейцы, ремесленники и солдаты из недавно освободившихся американских республик, шведы и даже японцы, объединившиеся в мелкие сельскохозяйственные общины.
Из всего этого разнообразия народов возникло единство – понятие нации и национальности, которое постепенно определялось и окончательно закалилось в горниле борьбы за освобождение от колониального порабощения. Смешанная кровь и общие стремления создали уникальную основу, особое видение мира, словом, собственную культуру. Один из самых выдающихся кубинских мыслителей дон Фернандо Ортис изучил этот процесс и назвал его транскультурацией.
Если бы нам пришлось определить сущность кубинской культуры, следовало бы принять во внимание два главных ее элемента: интегрирующую направленность и универсальное призвание. Эти элементы не существуют один без другого.
На заре становления нации, в первые десятилетия XIX века, самый изысканный поэт того времени воспевал не только пальмы – типичный элемент нашего пейзажа, но также и величие Теокале в Чолуле – памятника доколумбовой ацтекской архитектуры – и могучий водопад Ниагара в Северной Америке.
Самым универсальным из кубинцев был Хосе Марти, человек исключительной чуткости в плане личном и социальном. Он вел жизнь странника: Испания, Мексика, Венесуэла, Гватемала, Соединенные Штаты Америки, Доминиканская Республика. Ямайка и Коста-Рика, — жизнь, посвященная борьбе за освобождение своей Родины. И в то же время это была плодотворная литературная жизнь: критики всех направлений определяют его прозу и поэзию как одно из самых выдающихся проявлений испанской литературы и считают его провозвестником испано-американского модернизма, основным выразителем которого стал никарагуанец Рубен Дарио.
В его текстах мы находим все темы, всю человеческую любознательность, пропущенную через призму этики и тесно связанную со стремлением к совершенствованию человека, к углублению его лучших чувств. Все его творчество – пример универсальности и кубинской самобытности, а также умение выразить и подчеркнуть и свое, коренное, и чужое, исходя из освоения самых лучших черт обоих понятий.
Этот идеал присутствует также в произведениях Алехо Карпентьера, который как никто другой нашел точные слова для определения Гаваны – «города колонн» — с ее неповторимым барокко, прибегнув при этом к типично кубинской иронии; он зачаровал европейских читателей своими произведениями «Арфа и тень», «Концерт барокко», «Век просвещения».
5 кубинских традиций, которые вдохновят вас отправиться на Кубу
Мое знакомство с кубинскими традициями началось, как только наш рейс приземлился в Гаване – все в самолете громко зааплодировали, когда колеса коснулись взлетно-посадочной полосы. Я никогда не испытывал этого раньше; это повторится, когда через неделю наш обратный рейс приземлится в Майами. Такое спонтанное празднование было восхитительным знакомством с кубинским мышлением. Кубинцам всегда есть чему порадоваться. Это было, пожалуй, самым большим (и лучшим) сюрпризом для меня, как для первого посетителя островного государства.
Возможно, мы, американцы, очень мало знаем о Кубе в целом и о кубинских традициях в частности. Культура Кубы представляет собой богатую смесь африканских, испанских и карибских развлечений; еда, религии и, конечно же, музыка и танцы сочетают в себе элементы Старого Света и Нового. Вот 5 кубинских традиций, которые демонстрируют этот уникальный остров и его замечательных людей.
Ритуал наслаждения сигарой
Я взял с собой записную книжку во время своего тура по Кубе «Классические путешествия» и первое, что я написал вверху страницы: «Сигары». Это то, о чем думает большинство людей, когда они думают о Кубе, и на то есть веская причина: кубинские сигары, скрученные вручную, — лучшие в мире. Я быстро понял, что нельзя просто зажечь и начать пыхтеть.
Для кубинцев выкуривание прекрасной кубинской сигары является чем-то вроде ритуала, который лучше всего делать с друзьями или даже с совершенно незнакомыми людьми. Сигары являются неотъемлемой частью небольших общественных мероприятий. Посидеть за столом, обсудить погоду, то, что происходит по соседству, или поиграть в бейсбол с сигарой (мне посоветовали попробовать обмакнуть свою в ром) — любимый способ скоротать несколько часов.
Бейсбол — король Кубы
Во время нашего тура «Классические путешествия» мы посетили крупнейшую сигарную фабрику Гаваны. — De dónde eres? — спросил меня наш кубинский хозяин. Откуда ты? «Сой де Сан-Диего», — ответил я. Его лицо осветилось. «Ах! Лос Падрес! Мэнни Мачадо!» Затем он начал рассказывать больше статистики и фактов о моем родном городе Сан-Диего-Падрес, чем мои ржавые знания испанского, полученные в средней школе, не могли угнаться за ними. Если бейсбол — национальное времяпрепровождение Америки, то это национальная одержимость Кубы.
Куба имеет 16 профессиональных команд, которые играют с ноября по март; серия для региональных звездных команд проходит с мая по июль. Наряду с профессионалами, вы всегда можете найти местных жителей, играющих в организованные и импровизированные пикапы в городских парках. Центральный парк Гаваны (Central Park) — эпицентр бейсбольных дебатов в городе; здесь вы можете подслушать вездесущие и всегда оживленные разговоры, происходящие в тенистом месте в парке, известном как Горячий уголок, где фанаты собираются, чтобы обсудить / поспорить о спорте.
Танец, танец, танец
Сальса — это первое, что приходит на ум большинству американцев, когда они думают о кубинских танцах. Наш экскурсовод Classic Journeys Cuba Коринна, чей опыт культурного антрополога в сочетании с ее удивительными танцевальными навыками делает ее уникальной и восхитительно квалифицированной для обсуждения кубинского танца, сообщила нам, что сальса технически не является кубинским танцем. Сальса была изобретена в Нью-Йорке. Тем не менее, это самый популярный танец в стране; вы увидите его в исполнении профессионалов в espectáculos (кабаре), таких как легендарная гаванская Tropicana. Обучение танцам — будь то сальса или танцы, зародившиеся на Кубе, такие как румба и мамбо, — это кубинская традиция.
Кубинские танцы имеют богатое наследие – движения, заимствованные из коренных африканских танцев, музыка под влиянием музыкальных инструментов и песен испанских колонизаторов. Таким образом, изучение и исполнение этих танцев является праздником кубинской культуры. Приходя в гости, не бойтесь брать уроки; существует множество танцевальных академий, и, исходя из моего личного опыта, преподаватели чрезвычайно дружелюбны и очень терпеливы.
Ешь, ешь, ешь
Что-то еще, что не с Кубы: так называемый кубинский сэндвич, который на самом деле был изобретен во Флориде. Я искал их везде, и единственное место, где мне удалось их найти, был аэропорт Майами. И это хорошо, потому что если бы я съел один на Кубе, я мог бы пропустить действительно местное блюдо. Кубинцы имеют гордую традицию делать все возможное с минимальными затратами; Кубинскую еду лучше всего охарактеризовать как карибскую еду комфорта.
Король кубинской кухни — лечон асадо, запеченный целиком поросенок. Его едят круглый год, но особенно он популярен во время праздников. На Рождество семьи и друзья собираются на жаркое из свиньи — утром в канун Рождества свинью вращают на вертеле над открытым огнем около 12 часов, при этом кожа становится хрустящей, а мясо дымным и нежным. Подается с жареными бананами, черной фасолью и рисом, нет ничего лучше.
Новогодние традиции на Кубе
Всегда приятно побывать за границей в канун Нового года и увидеть, как другие культуры отмечают это событие. Кубинцы любят встречать Новый год, и у них есть несколько уникальных способов сделать это. Если вы обнаружите, что идете по городу или городской улице в канун Нового года, будьте начеку, иначе вы можете принять холодный и неприятный душ. Среди кубинцев есть традиция выбрасывать ведро грязной воды в окно в канун Нового года, символизируя избавление от всех плохих воспоминаний о предыдущем году.
Вы можете увидеть толпу людей, собравшихся вокруг горящего чучела — это муньекон, соломенное чучело, которое подожжено, чтобы символизировать очищение от плохих флюидов и новое начало нового года. Вы также можете встретить некоторых кубинцев, выносящих свои чемоданы на прогулку — считается, что традиция ходить по кварталу с багажом увеличивает шансы путешествовать в следующем году.
Читать об этих традициях — это одно, но личное знакомство с ними создает воспоминания, о которых вы будете вспоминать снова и снова. Если вас все еще беспокоят последние ограничения на поездки на Кубу, знайте, что вы все еще можете легально путешествовать на Кубу с помощью Classic Journeys. Мы рады познакомить вас с живым миром и культурой Кубы.
Откройте для себя все наши туры на Кубу уже сегодня!
Куба — История и культура
Добро пожаловать в iExplore
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Если у вас еще нет учетной записи, создайте ее здесь.
ЗАВЕСТИ АККАУНТ
Уже зарегистрированы?
ВОЙТИ
История Кубы — это история великих конфликтов, представляющая собой окончательную борьбу за власть между Востоком и Западом. Несмотря на то, что политическая и экономическая стабильность никогда не была и, возможно, никогда не будет достигнута в полной мере, кубинскому народу удалось сохранить дух своей богатой культуры через победы и невзгоды.
История
Христофор Колумб достиг острова Куба в 1492 году и с его прибытием вызвал волну конфликтов, задаваясь вопросом, кому принадлежит эта прекрасная земля. В этот период процветания колониализма французские и испанские поселенцы привезли из Африки рабов, которые навсегда изменили культурный ландшафт.
Девятнадцатый век характеризовался в основном войнами за независимость. Первый в 1868 году закончился тупиком, а во втором Соединенные Штаты оккупировали территорию на два года. В конечном итоге они сохранили значительный экономический и политический контроль через группу коррумпированных диктаторов.
1959 год ознаменовался поворотным моментом для Кубы, когда на сцену вышли Фидель Кастро и его партизанская армия. Организовав успешный военный переворот, Кастро удалось свергнуть коррумпированное и деспотичное правительство Батисты и установить социалистическую повестку дня. Все экономические связи с США были разорваны, а местные компании национализированы. Связи Кубы с тогдашним Советским Союзом укрепились, и Соединенные Штаты ввели жесткое эмбарго на все импортное.
В 1990 году, после распада Советского Союза, Куба потеряла всю свою основную финансовую поддержку и пережила один из самых сложных экономических периодов в своей истории. Оказавшись спиной к стене, страна начала открывать свои двери и увеличивать участие в индустрии туризма.
Сегодня Куба — одна из немногих оставшихся в мире коммунистических стран. В то время как его экономика и инфраструктура нуждаются в серьезном ремонте, он имеет одни из лучших универсальных социальных систем и систем здравоохранения в мире.