Культура и наука древней греции: Культура Древней Греции — методическая рекомендация. История, 5 класс.
Культура Древней Греции реферат по культурологии | Сочинения Культура
Скачай Культура Древней Греции реферат по культурологии и еще Сочинения в формате PDF Культура только на Docsity! Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и искусств им. Н.К. Крупской Факультет культуры семьи и детства РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ Студент: Группа: Преподаватель: ТЕМА: Дехтярь М.В. 110 Лелеко В.Д. «Культура Древней Греции» СОДЕРЖАНИЕ 1 ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА)………………………………………………… 3 1.1 Культура Крита……………………………………………………………………………………….. 3 1.1.1 Архитектура……………………………………………………………………………………………. 3 1.1.2 Живопись………………………………………………………………………………………………… 4 1.1.3 Катастрофа………………………………………………………… …………………………………… 5 1.2 Культура Микен……………………………………………………………………………………….. 5 1.2.1 Архитектура……………………………………………………………………………………………. 5 1.2.2 Упадок…………………………………………………………………………………………………….. 6 2 ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.)…………………………………………………. 6 2.1 Мировоззренческие основы культуры……………………………………………………….. 6 2.2 Литература……………………………………………………………………………………………… 6 2.3 Керамика………………………………………………………………………………………………… 7 3 АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)………………………………………………… 7 3.1 Мировоззренческие основы культуры. ………………………………………………………. 7 3.2 Игры……………………………………………………………………………………………………….. 8 3.3 Письменность и литература……………………………………………………………………… 9 3.4 Архитектура……………………………………………………………………………………………. 9 3.5 Скульптура……………………………………………………………………………………………… 10 3.6 Керамика………………………………………………………………………………………………… 10 4 КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)………………………………………………… 11 4.1 Театр………………………………………………………………………………………………………. 11 4.2 Архитектура…………………………………………………………. ………………………………… 12 4.3 Скульптура……………………………………………………………………………………………… 13 4.4 Живопись………………………………………………………………………………………………… 14 5 ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)………………………………………………………. 14 5.1 Литература……………………………………………………………………………………………… 15 5.2 Архитектура……………………………………………………………………………………………. 15 5.3 Скульптура……………………………………………………………………………………………… 16 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 17 7 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 18 ВСТУПЛЕНИЕ Античная цивилизация (I тыс. до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью. В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды: Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.) Архаический (VIII-VI вв. до н.э.) Классический (V-IV вв.до н.э.) Эллинистический (конец IV-I вв.до н.э.) делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов. Катастрофа. Критское государство погибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г.до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия. Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критяне залюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которой видели высший смысл жизни. Культура Микен. С угасанием цивилизации Крита в XIV в.до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы — одноглазые великаны. Архитектура. Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники. Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую. К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши. Упадок. В середине XII в.до н.э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру. ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.) В это время изобразительное искусство и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства. Мировоззренческие основы культуры. Мир — «космос» — понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры — одно из важнейших для античности. «ничего сверх меры!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Пластичность — основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение пластическим видам искусства — архитектуре и скульптуре. Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека. Литература. Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы — «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы. Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос — сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии). Своими корнями эпическая традиция уходила в период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги — разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде». Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы — аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея» Эпические поэмы Гомера — своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина — эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам. У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод. Мир великолепных олимпийцев был чрезвычайно похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги — это как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся только бессмертием. Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди — с богами: любимые герои греков — Диомед, Аякс, Агамемнон — богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей. Керамика. Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) Мировоззренческие основы культуры. Это время глубоких общественных перемен в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры. Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты. В это время одной из основных линий внутренней жизни Греции становится борьба демоса (народа) — земледельцев, ремесленников, торговцев — против родовой аристократии. В это время власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей — тиранов, но обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению. Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель храма имела сложную форму, похожую на рога барана (так называемого волюты). Немного позднее, в V в.до н.э. в Греции появляется коринфский ордер — пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину. Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная часть их была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветием красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба. Скульптура. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в.до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность. Керамика. Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII-VI вв.до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина, зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Стиль искусства вазовой росписи VII в.до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В следующем, VI в.до н.э. греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый, живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новый чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах. Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинским мастером Эксекием на мифологические сюжеты: «Ахилл и Аякс, играющие в кости» украшают собой великолепную амфору Эксекия. Приблизительно в середине VI в.до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне — это дало простор для более тщательной разработки деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.) В самом начале V в.до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ персидской державы. В ходе греческо-персидских войн сложился морской союз греческих городов, в который входило около двухсот государств. Первенство в нем принадлежало Афинам — крупнейшему экономическому, политическому и культурному центру Древней Эллады. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании — экклесии, обладавшем высшей властью. В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан — малоимущим из казны выплачивали театральные деньги — теорикон — два обола на посещение театра. В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Театр. Греческая трагедия (от слова «трагос», т.е. козел, буквально означает «песнь козла») произошла из печальных песен в честь бога виноградарства Диониса. Ему был посвящен козел, и участники празднества одевались в козлиные шкуры. Предводителем хора был запевала — «корифей». В VI в.до н.э. Феспидом Афинским был введен один актер, затем Эсхилл ввел второго, а Софокл — третьего. Площадка для выступлений называлась орхестра. Первоначально зрители сидели на земле, затем, по инициативе Эсхилла (примерно 472 г. до н.э.) появилась «скена» — крытое сооружение небольшого размера для раздевалки актеров и хранения театрального реквизита. Передняя часть скены, обращенная к зрителям, была фоном драматического действия. Перед скеной — помостки — проскенион, предшественник современной сценической площадки. Три элемента: орхестра для хора, скена с проскениумом для актеров и «театрон» для зрителей — основополагающие элементы античного и современного театра. Театр Диониса в Афинах имел 100 м в ширину, диаметр орхестры — 24 м, каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78 ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число зрителей — 17 тысяч. В таком огромном театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.) Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В древнегреческом театре почти не было декораций. Греки изобрели вращающуюся сцену. В греческом театре был введен запрет на показ убийств. Одеон — здание для музыкальных и поэтических состязаний (в Афинах — 442 г.до н.э.). Организация театральных представлений: первые хоры состояли из 12 человек, со времен Сократа — 15, затем до 50. Роль режиссера выполнял дидаскал, хормейстера — хородидаскал. Были введены условности выступлений: не более трех человек, произносивших речи. Проводились репетиции, имелись судьи, существовал конкурс 5 авторов комедиографов. Женщины и молодежь не допускались на комедии из моральных соображений, так как артисты позволяли себе в словах и жестах то, что по мнению афинян, их жены и дети не должны были слышать. Театральное представление длилось с утра до позднего вечера, а иногда продолжалось и на следующий день. Архитектура. Архитектура V в.до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах . За неполных два десятилетия (445-427 гг.) в Афинах был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы над персами, он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства. Строительными работами в V в руководил скульптор Фидий, друг Перикла. Фидий посвятил Акрополю шестнадцать лет своей жизни. Он осуществлял надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов. На западе находится парадный вход в Акрополь — пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл. Пропилеи оградить ее от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы попадают под власть новой могучей державы — Македонии. Общественные потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. В эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ — это доблестный гражданин города- государства. Распад полиса поколебал это представление. Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к индивидуальному миру человека. Литература. Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы — элегии и эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идилиях Феокрит из Сиракуз. Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных возникшей в конце IV в.до н.э. в Греции «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан. Архитектура. В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами — дорическим и ионическим — все чаще применяется третий — коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна — самая пышная и декоративная. В середине IV в. до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей — не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором — заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров. Строили зодчие Сати и Пифий. В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо слышали каждый звук. Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно- практического назначения — Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в.до н.э.) — морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний — круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью. Скульптура. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях. Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли — гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» — великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного. Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра — «Афродита Милосская» (II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности. Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света». Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.» ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос — особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера — шедевры античной литературы. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады. Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных европейских культур и в первую очередь Рима.
Греческая культура 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Введение
Данный урок посвящен греческой культуре. Грецию в разные исторические периоды населяли разные этносы и разные племена. Поэтому греческая культура с самого своего начала носила смешанный характер. Переплетались различные источники этой культуры – восточные традиции, индоевропейские пласты культуры – свой вклад внесли и догреческие племена.
Характерные черты греческой культуры
- Рациональное мышление (серьезное влияние оказала греческая философия и наука). В отличие от Древнего Востока, где преобладало мистическое отношение к действительности, большинство греческих произведений искусства создавалось с оттенком рационализма.
- Создание ценностей человеческой личности. Внимание в культуре проявлялось не только к божеству, но и к человеку, к его роли и достоинству.
- Неразрывная связь гражданина и полиса. Гражданское воспитание занимало в Греции огромное место.
Понятие свободы как основной ценности человека. Человек сам определяет свою судьбу, сам делает выбор и принимает решения.
Греческая культура
Если говорить о греческой культуре в целом, то одним из самых заметных ее элементов были многочисленные празднества, которые часто приобретали религиозный характер. Праздники были посвящены самым разным Богам, были праздники, посвященные главному божеству – Зевсу, а также богине Гере – покровительнице брака и семьи. В честь Аполлона проводились Пифийские игры.
Главными играми, которые проводились в Греции в эпоху архаики и классики, были Олимпийские. Считается, что они впервые состоялись в 776 году до н. э. Их значение в истории Греции сложно переоценить. Это было мероприятие, в котором принимали участие все или практически все греческие государства. Только в более поздние времена от участия в играх отстранили спартанцев, видимо потому, что они были очень сильные и все время побеждали.
Олимпийские игры представляли собой не только зрелище спортивное, но и культурное мероприятие. Там ставились и читались пьесы, там выступали виднейшие ораторы. На время проведения Олимпийских игр раз в 4 года по всей Греции объявлялось священное перемирие, которое требовалось соблюдать. В противном случае полис, который нарушал этот священный мир, рисковал навлечь на себя не только недовольство всех греков, но и гнев богов.
Религия в Древней Греции
Если говорить о греческой религии, то ученые делят ее на два основных периода: хтонический и олимпийский. Вслед за греческой религией на эти этапы стали делить очень многие религии, даже не имеющие никакого отношения к Греции и античному наследию. Хтонический период (от греческого «хтон» – земля) – это время, когда главную роль в пантеоне богов играли темные силы, связанные с землей. Главной богиней этой эпохи была богиня земли – Гея. Многие культы, которые восходят к культу богини Геи, сохранились и в классическую эпоху. Второй период – Олимпийский, связан с появлением так называемых культурных героев. Олицетворением этого периода в греческой истории был бог Зевс и Олимп, на котором он восседал (рис. 1). Это была новая, упорядоченная система богов. Каждый бог имел свои функции, эти функции друг с другом никак пересекаться не могли. Нередко у греков было два бога, которые, вроде бы, отвечали за одно и то же: бог Арес (бог войны) и богиня войны Афина (рис. 2). Но Арес – это бог необузданной войны, жестокой и несправедливой. Богиня Афина – это богиня войны мудрой, справедливой и благородной. В Олимпийскую эпоху появляются новые боги, им придаются новые функции, которые были не характерны для хтонической мифологии. Так, например, возникает богиня Деметра, которая отвечала за культурное земледелие. Появляется покровительница домашнего очага – Гестия, богиня брака и моногамии – Гера (рис. 3).
Появляется бог Аполлон в сопровождении своих муз, которые отвечали за искусство и науку. Например, муза Клио – это муза науки истории. Те богини, которые существовали до этого, меняют свои функции. Например, дикий бог морей – Посейдон, сменяется богом культурного мореплавания. Такое развитие религии предполагало, что меняется само общество. Общество предъявляло к богам новые требования и боги должны были соответствовать. Религия отражала массовое сознание людей, война всех против всех, необузданная эпоха гомеровского периода сменялась архаикой и классикой. Сотрудничество между полисами становилось главной задачей.
Рис. 1. Статуя Зевса в Олимпии (Источник)
Рис. 2. Богиня Афина (Источник)
Рис. 3. Богиня Гера (Источник)
Литература в Древней Греции
Что касается литературы, то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4), с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении. Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ. Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы – это драматургия. Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид. До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.
Рис. 4. Поэт Гомер (Источник)
Рис. 5. Отец греческой трагедии – Эсхил (Источник)
Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия. Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.
Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.
Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки. Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат, правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.
Архитектура в Древней Греции
Что касается древнегреческой архитектуры, то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры, находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.
Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический. Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский. Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.
Рис. 6. Храм Парфенон (Источник)
Рис. 7. Храм Эрехтейон (Источник)
Скульптура в Древней Греции
Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура. Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.
Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон, самая известная его статуя – Дискобол (рис. 8). На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона – Афина и Марсий (рис. 9). Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий, автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение – из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса, установленная в Олимпии, высота статуи – 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.
Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон (Источник)
Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон (Источник)
Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара, которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона. Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский.
Наука в Древней Греции
Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10), но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки – логографы – дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида, он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт, работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.
Рис. 10. Отец истории – Геродот (Источник)
То, чем особенно цена для нас греческая культура, – это греческая философия. Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами. Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа, которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени – Платон. Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11). Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.
Рис. 11. Академия Платона (Источник)
Наследник и ученик Платона – Аристотель (рис. 12) – создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей. Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития», это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.
Рис. 12. Аристотель (Источник)
Заключение
Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.
Список литературы
- Акимова Л. Искусство Древней Греции. – СПб, «Азбука-классика», 2007.
- Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. – М.: Ладомир, 2007.
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1971.
- Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
- Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высшая школа, 1990.
- Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Muzei-mira.com (Источник).
- Arx.novosibdom.ru (Источник).
- Iksinfo.ru (Источник).
- Studbirga.info (Источник)
Домашнее задание
- Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
- Расскажите о религии в Древней Греции.
- Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
- Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.
Древнегреческая наука — Энциклопедия всемирной истории
Достижения древнегреческой науки были одними из лучших в древности. Основываясь на египетских и вавилонских знаниях, такие деятели, как Фалес Милетский, Пифагор и Аристотель, разработали идеи в математике, астрономии и логике, которые будут влиять на западную мысль, науку и философию на века вперед. Аристотель был первым философом, разработавшим систематическое изучение логики, ранняя форма эволюции преподавалась такими деятелями греческой философии, как Анаксимандр и Эмпедокл, а математическая теорема Пифагора используется до сих пор.
Однако, помимо великих достижений, греческая наука имела и недостатки. Греки недооценивали наблюдение в пользу дедуктивного процесса, где знание строится посредством чистого мышления. Этот метод является ключевым в математике, и греки придавали ему такое значение, что ошибочно полагали, что дедукция — это способ получения высшего знания.
Удалить рекламу
Реклама
Первые достижения
Во времена 26-й династии Египта (ок. 685–525 до н. э.) порты Нила были впервые открыты для греческой торговли. Важные греческие деятели, такие как Фалес и Пифагор, посетили Египет и привезли с собой новые навыки и знания. Иония, помимо египетского влияния, подверглась воздействию культуры и идей Месопотамии через своего соседа, Лидийское царство.
Астрономические знания, полученные Фалесом от египтян и вавилонян, вероятно, позволили ему предсказать солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э.
Согласно греческой традиции, в Ионии начинается процесс замены понятия сверхъестественного объяснения концепцией вселенной, управляемой законами природы. Фалес Милетский, ок. 600 г. до н.э. впервые разработали идею о том, что мир можно объяснить, не прибегая к сверхъестественным объяснениям. Вполне вероятно, что астрономические знания, полученные Фалесом из египетской и вавилонской астрономии, позволили ему предсказать солнечное затмение, которое произошло 28 мая 585 г. до н.э.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Анаксимандр, другой ионийец, утверждал, что, поскольку человеческие младенцы беспомощны при рождении, если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенчестве, он бы не выжил. Анаксимандр рассудил, что люди, следовательно, должны были произойти от других животных, детеныши которых более выносливы. Именно Эмпедокл первым рассказал о ранней форме эволюции и о выживании наиболее приспособленных. Он считал, что первоначально «бесчисленные племена смертных существ были разбросаны по всему миру, наделенные всевозможными формами, на что можно было бы созерцать», но в конце концов смогли выжить только определенные формы.
Влияние математики
Достижения греков в области математики и астрономии были одними из лучших в древности. Математика развивалась первой, чему способствовало влияние египетской математики; расцвет астрономии пришелся на эллинистический период после того, как Александр Македонский (356 г. до н. э. — 323 г. до н. э.) завоевал Восток, чему способствовало влияние Вавилона.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Мощным аспектом науки является то, что она стремится отделиться от понятий, имеющих конкретное применение, и ищет общие принципы с широким применением. Чем более общей становится наука, тем более она абстрактна и имеет больше приложений. То, что греки вывели из египетской математики, было главным образом эмпирическими правилами с конкретными приложениями. Египтяне знали, например, что треугольник, стороны которого относятся как 3:4:5, является прямоугольным. Пифагор взял это понятие и расширил его до предела, выведя математическую теорему, носящую его имя: в прямоугольном треугольнике квадрат на противоположной стороне прямого угла (гипотенуза) равен сумме квадратов на противоположной стороне. две другие стороны. Это верно не только для треугольника 3:4:5, но этот принцип применим и к любому другому прямоугольному треугольнику, независимо от его размеров.
Бюст Пифагора
Небо (CC BY-SA)
Пифагор был основателем и лидером секты, в которой греческая философия, религия, искусство и мистицизм были слиты воедино. В древности греки не делали четкого разграничения между наукой и ненаучными дисциплинами. Существует широко распространенный аргумент, утверждающий, что сосуществование греческого искусства, философии, мистицизма и других ненаучных дисциплин, взаимодействующих вместе с наукой, мешало развитию научных идей. Это, кажется, показывает неправильное представление о том, как работает человеческий дух. Это правда, что в прошлом моральные и мистические предубеждения либо задерживали, либо вели некоторые знания в тупик, и что острые пределы научного знания не были ясны. Однако в равной степени верно и то, что ненаучные дисциплины расширили воображение человеческого разума, дали вдохновение для подхода к проблемам, которые казались неразрешимыми, и побудили человечество к рассмотрению контринтуитивных возможностей (таких как сферическая Земля в движении), которые время доказало. быть правдой. Человеческий дух нашел множество мотивов для научного прогресса в ненаучных дисциплинах, и вполне вероятно, что без движущей силы искусства, мистицизма и философии научный прогресс потерял бы большую часть своего импульса.
Удалить рекламу
Реклама
Дедуктивный процесс
Открыв математические теоремы, греки познакомились с искусством дедуктивного мышления. Чтобы построить свои математические знания, они пришли к выводам, рассуждая дедуктивно из того, что казалось самоочевидным. Этот подход оказался мощным, и его успех в математике стимулировал его применение во многих других дисциплинах. Со временем греки пришли к выводу, что единственным приемлемым способом получения знаний является использование дедукции.
Однако такой способ ведения науки имел серьезные ограничения при применении к другим областям знаний, но с точки зрения греков его трудно было заметить. В древности отправной точкой для открытия принципов всегда была идея в уме философа: иногда наблюдения недооценивались, а иногда греки не могли провести четкое различие между эмпирическими наблюдениями и логическими аргументами. Современный научный метод больше не опирается на эту технику; сегодня наука стремится открыть принципы, основанные на наблюдениях в качестве отправной точки. Точно так же логический метод науки сегодня предпочитает индукцию дедукции: вместо того, чтобы строить выводы на предполагаемом наборе самоочевидных обобщений, индукция начинается с наблюдения за конкретными фактами и выводит из них обобщения.
Древнегреческая наука использовала эксперименты, чтобы помочь теоретическому пониманию, в то время как современная наука использует теорию для получения практических результатов.
Дедукция не работала для каких-то знаний. «Каково расстояние от Афин до Хиоса?» В этом случае ответ нельзя вывести из абстрактных принципов; мы должны на самом деле измерить его. Греки, когда это было необходимо, обращались к природе, чтобы получить ответы, которые они искали, но они по-прежнему считали, что высшим типом знания является знание, полученное непосредственно от интеллекта. Интересно отметить, что когда принимались во внимание наблюдения, они имели тенденцию подчиняться теоретическим знаниям. Примером этого может быть одно из сохранившихся произведений Архимеда, Метод , который объясняет, как механические эксперименты могут помочь в понимании геометрии. В общем, древняя наука использовала эксперименты, чтобы помочь теоретическому пониманию, в то время как современная наука использует теорию для получения практических результатов.
Удалить рекламу
Реклама
Недооценка эмпирического наблюдения и акцент на чистом мышлении как надежной отправной точке для построения знания также могут быть отражены в известном рассказе (по всей вероятности, апокрифическом) греческого философа Демокрита, который убрал свои глаза, чтобы зрение не отвлекало внимание. его от его домыслов. Есть также рассказ об ученике Платона, который с раздражением спросил на уроке математики: «А какой от всего этого толк?» Платон позвал раба, приказал ему дать ученику монету и сказал: «Теперь ты не должен думать, что твое обучение было совершенно бесполезным». С этими словами ученик был исключен.
Аристотелевская логика
Аристотель был первым философом, разработавшим систематическое изучение логики. Его структура станет авторитетом в дедуктивных рассуждениях более чем на две тысячи лет. Хотя он неоднократно признавал важность индукции, он отдавал приоритет использованию дедукции для построения знаний. В конце концов оказалось, что его влияние усилило переоценку дедукции в науке и силлогизмов в логике.
Учение о силлогизме — его самый влиятельный вклад в логику. Он определил силлогизм как рассуждение, в котором из того, что известно, с необходимостью вытекает что-то другое. Известный пример:
Удалить рекламу
Реклама
- Все люди смертны. (большое помещение)
- Сократ — мужчина. (второстепенное помещение)
- Сократ смертен. (заключение)
Этот аргумент нельзя оспорить логически, и мы не можем оспорить его вывод. Однако у этого способа ведения науки есть как минимум два недостатка. Во-первых, как работает главная предпосылка. Почему мы должны принимать основную посылку без вопросов? Единственный способ принять основную посылку — это представить очевидное утверждение, например, «все люди смертны», которое считается самоочевидным. Это означает, что вывод этого аргумента не является новым пониманием, а скорее чем-то, что уже прямо или косвенно подразумевалось в рамках основной посылки. Во-вторых, не кажется необходимым проходить через все это, чтобы логически доказать, что Сократ смертен.
Бюст Аристотеля работы Лисиппо
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Еще одна проблема такого способа построения знания состоит в том, что если мы хотим иметь дело с областями знаний, выходящим за рамки обычной повседневной жизни, то велик риск выбора неправильных самоочевидных обобщений в качестве отправной точки рассуждений. Примером могут служить две аксиомы, на которых была построена вся греческая астрономия:
.
- Земля неподвижно покоится в центре вселенной.
- Земля порочна и несовершенна, а небеса вечны, неизменны и совершенны.
Эти две аксиомы кажутся самоочевидными и подтверждаются нашим интуитивным опытом. Однако научные идеи могут противоречить здравому смыслу. Сегодня мы знаем, что интуиция сама по себе никогда не должна быть проводником к знанию и что всякая интуиция должна подвергаться скептической проверке. Ошибки в способах рассуждений иногда трудно обнаружить, и греки не могли заметить ничего плохого в своем способе заниматься наукой. Есть очень яркий пример этого у Айзека Азимова:
…если коньяк и вода, виски и вода, водка и вода, ром и вода — все это опьяняющие напитки, можно прийти к выводу, что опьяняющим фактором должен быть ингредиент, общий для этих напитков, а именно вода. В этом рассуждении есть что-то неправильное, но ошибка в логике сразу не очевидна; а в более тонких случаях ошибку может быть действительно трудно обнаружить. (Азимова, 7)
Логическая система Аристотеля была записана в пяти трактатах, известных как Organon , и хотя он не исчерпывает всей логики, он был новаторским, почитаемым на протяжении веков и считавшимся окончательным решением логики и эталоном для науки.
Наследие
Вклад Аристотеля в логику и науку стал авторитетом и оставался неоспоримым даже в современную эпоху. Потребовалось много столетий, чтобы заметить недостатки аристотелевского подхода к науке. Влияние Платона также способствовало недооценке выводов и экспериментов: философия Платона считала мир лишь несовершенным представлением идеальной истины, находящейся в мире идей.
Еще одним препятствием для греческой науки было понятие «абсолютной истины». После того как греки выяснили все следствия своих аксиом, дальнейший прогресс казался невозможным. Некоторые аспекты знания казались им «законченными», а некоторые их представления превратились в догмы, не поддающиеся дальнейшему анализу. Сегодня мы понимаем, что никогда не бывает достаточно наблюдений, которые могли бы превратить понятие в «окончательное». Никакие индуктивные проверки не могут сказать нам, что обобщение является полностью и абсолютно верным. Одно наблюдение, противоречащее теории, заставляет ее пересмотреть.
Многие видные ученые обвиняли Платона и Аристотеля в замедлении научного прогресса, поскольку их идеи были превращены в догмы и, особенно в средние века, никто не мог оспаривать их работу, сохраняя при этом их репутацию. Весьма вероятно, что наука достигла бы своего современного состояния намного раньше, если бы эти идеи были открыты для обзора, но это никоим образом не ставит под сомнение гениальность этих двух талантливых греков. Ошибки одаренного ума могут казаться законными и оставаться принятыми веками. Ошибки дурака рано или поздно становятся очевидными.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
| «Наиболее безопасная общая характеристика — Альфред Норт Древние греки не делали различия между философией Греки добились больших успехов в области математики, Они также оставили свой след в астрономии. понимание Физика, наука о природе вещей, серьезно началась в Это был Аристотель, одинаково спокойный и как философ, и как Сократ , хотя у нас нет доказательств, что он когда-либо что-либо писал, Было несколько факторов, повлиявших на развитие В довершение всего, печальный итог войны — разнообразные Переход от убеждения, что болезни
Так же, как война привела к значительному улучшению медицинской практики |