Культура древнего израиля: История культуры и искусства
Культурология Узкой полосой на запад от Месопотамии, между Уникальным источником информации о В период так называемого Второго храма (536 г. до Зарождение еврейского изобразительного Последние века эпохи Второго храма было Александрийский историограф Артапан пытался Виднейшим представителем еврейского Таким образом, эллинистические тенденции в развитии Назад |
35 Культура Древнего Израиля, 36 Культура Древнего Китая; Культурология — Гриценко ТВ
<< Содержание < Предыдущая
35 Культура Древнего Израиля
узкой полосой западнее Месопотамии, между Средиземным морем и Ливанским позвоночником, между Синайским полуостровом и рекой Иорданом протянулась территория Палестины К XIII в до на земле Ханаана (древнее название Палестины) населяли земледельческие народы: Хананеи, моавитяне, амореи и др. В XIII в КО не их начинают вытеснять скотоводческие племена семитского происхождения — предки евреев древнеевр Ейска государство в различных формах просуществовала почти тысячу лет, с Х в в не до 70 г не, к когда Палестина была окончательно захвачена Римом и превращена в провинцию Римской империиимської імперії.
Уникальным источником информации о древнееврейский культуру является Библия Ее появление способствовала развитию литургической и светской поэзии, обогащению жанровых поэтических форм Литургическая поэзия в сочетании с х хоровым пением была введена царем Давидом в богослужебную практику Светская поэзия представлена ??в Библии циклом любовной лирики — Песнейею Песен царя Соломона Обучающая проза возникает Книгой Иова, содержащая элементы разных литературных жанров: поэмы, лирической драмы и философского трактата, осмысливает нерешенные проблемы бытия
В период так называемого Второго храма (536 г до НЭ — 70 г Не) в древнееврейском литературе формируется новеллистическая и историческая литература, несет в себе признаки влияния греко-античной традиции — это книги Иосифа Флавия \»Иудейские древности\» и \»Иудейская война\»ька війна”.
Зарождение иудейского изобразительного искусства связано с появлением синагог, что после уничтожения Иерусалимского храма становятся не только религиозным, но и общественными ячейками евреев Археологические Розком опкы древних синагог в Бег-Альфа (Израиль) и Дура-Европос (Сирия) показали, что мозаичные и фресковые изображения животных и человека составляют обычный элемент не только синагогального интерьера, но и снаружи шнього декору.
Последние века эпохи Второго храма было отмечено усиленным влиянием эллинизма на культуру древних евреев, особенно в средиземноморской диаспоре, а именно в Александрии Там появляется новый жанр еврейской литературы — драма Автором нескольких пьес был Иехезакель по прозвищу Трагик Одна из его пьес, \»Выход из Египта\», созданная по законам древнегреческой трагедии, сохрани лась до наших днейнів.
Александрийский историограф Артапан пытался синтезировать эллинистические мотивы с традиционным мировоззрением иудаизма В произведении об истории еврейского народа он мифологизирует образ пророка Моисея за греко-египетским образцом, наделяя его чертами божества Гермеса-Тота.
выдающимся представителем еврейского эллинизма в диаспоре был теолог и философ Фелон Александрийский (I в Не) Используя идеи греческой философии он разрабатывает метод аллегорического толкования Библии, создает учение о Логосе (Слово), что было посредником между Богом и людьми
Таким образом, эллинистические тенденции в развитии еврейской культуры раскололи еврейство на эллинистов и ортодоксов, а в эпоху Средневековья эллинистические традиции были в значительной мере истреблены
36 Культура Древнего Китая
Приступая к изучению к ультура Древнего Китая, читателям важно осознать, что ее достижения легли в основу не только средневековой, но и современной китайской культуры Такая устойчивость культурных традиций объясняется не столько географич чною изолированностью, сколько психологической обособленности китайцев — древние китайцы представляли себе Вселенную в виде большого континента, со всех сторон окруженного водой, в центре которого находится Поднебесная империя, то есть сам Китай.
Свое происхождение китайцы ведут от легендарных времен, когда в I тыс. до не было основано государство Ся во главе с императором Великий Юй Формирование древней китайской культуры как единого культа урного типа произошло в V-II вв до не, к в эпоху \»Воюющих государств\», когда в упорной борьбе выжили только семь мощных государственных образований Именно тогда сложились предпосылки для формирования Великой китай ской империи, раскинувшейся от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге, от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе, просуществовавшая до конца II в НЕІ ст. н.е.
Большую роль в формировании китайской культуры, как в древние времена, так и теперь, играла иерархичность Моделью его устройства были традиционные взаимоотношения в семье: император был сыном неба, он не тел льки гарантировал всемирной порядок, но и считался отцом всех китайцев, составлявших единую большую семью, священным долгом каждого из ее членов было свято исполнять свой \»сыновний\» долг.
Важной чертой китайской культуры была китайская церемония — фиксированные нормы поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности Они были положены в основу нового типа городской рациональной культуры и культуры управления, которыми должны были воло одеть чиновники и государственные служащие В отличие от других стран, китайские чиновники не были замкнутой кастой, административные должности получали не за благородное происхождение, а за определенные заслуги перед государством и в случае успешной сдачи экзаменовв.
Важной чертой древней китайской культуры, в отличие от европейской, было не достижение практических целей и личное самосовершенствование человека Конфуцианство и даосизм были скорее моральн но-этические учения, чем религиозные верования Человек Древнего Китая считала себя частью Вселенной, подчиненной общим законам, поэтому старалась не распоряжаться природой, а укореняться в ней Даже современный Китай, овладев новейшими достижениями науки, сохранил традиционный тип культуры, объединяет людей в единое целіле.
Китайская цивилизация с первых лет своего существования сделала важные шаги на пути самосовершенствования На ранних этапах становления культуры люди выращивали пшеницу, просо — традиционный рис явил вся позже С древних времен китайцы использовали тягловую скот и орудия для пахоты земли Довольно рано, в середине 2 тыс. до не, к они стали изготовлять бронзу, а через некоторое время и железо Бронзо ный посуду китайцы украшали изображениями драконов и птиц, научились также изготавливать прочные ткани из нити тутового шелкопряда В VII-IX вв китайцы первыми в мире начали употреблять чай, китайский поэткий поет Лу Юй даже написал \»Книгу чая\» (\»Ча цзинь\», 760 г), где изложил систему его правильного приготовления, о чае в порошках можно узнать из книги китайского каллиграфа Х века Цзян Сяна \»Ча лу\» (105 53 г)).
В 2 тыс до не в Китае было создано независимое от произношения иероглифическую письменность, благодаря чему носители многочисленных языковых диалектов, не понимая устной речи, легко могли общаться в письменной и форме древним памятником китайской литературы являетсяи є книга песен \»Шицзин\» (XI-VI cтст в Не) Это произведения китайского фольклора, которые собирали государственные чиновники, чтобы узнать отношение народа к власти Песни не только прославляли хороших правителей, но и высмеивали тех, кто не заботились о своих подданныхданих.
Широко известны древние китайские монументальные сооружения — Большой канал строился в течение многих веков, и Великая китайская стена, благодаря которой китайцы пытались защититься от внешних их врагов С распространением буддизма в Китае было построено много храмов Они либо высекались в скалах, или имели традиционный для Китая вид пагод значительной степени китайская буддистская архитектура и скульптура подвергшихся воздействию индийских традиций, поскольку именно в Индии и появился буддизм Это обусловлено и тем, что для строительства храмов и создания статуй часто приглашались индийские мастерстри.
Семитысячный культуру Древнего Китая вполне можно отнести к \»вечным цивилизаций\», сохранив собственную самобытность, она дала миру компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание и нав вить ватерклозе.
Цивилизации Древнего Востока внесли огромный вклад в мировую культуру Это были первые, по-настоящему жесткие шаги на пути к овладению и осмысления окружающего мира и осознания своего места в нему.
Вопросы и задания для самоконтроля
1 Что такое «цивилизация» и каковы ее признаки?
2 В чем заключаются особенности культуры Древнего Востока?
3 Каковы основные причины возникновения цивилизаций Древнего Востока?
4 Какие из Семи чудес миру были цивилизаций Древнего Востока?
5 Дать общую характеристику культуры Древнего Египта
6 Определить мировоззренческие концепции культуры Древнего Египта
7 В чем духовные истоки древнеегипетского искусства?
8 Назовите основные достопримечательности древнеегипетского культуры и характеризуйте их
9 В чем заключаются особенности культуры Месопотамии?
10 Назовите четыре волны культуры Месопотамии и охарактеризуйте их
11 Какие достижения характеризуют культуру Месопотамии?
12 Дайте общую характеристику изобразительного искусства и архитектуры Месопотамии
13 Назовите основные достижения культуры Месопотамии, которые не потеряли значения и теперь
14 В чем заключается значение культуры древней Палестины дни?
15 Дайте характеристику Библии как достопримечательности мировой культуры
16 Назовите предпосылки формирования хараппских цивилизации
17 В чем заключаются особенности формирования древнекитайской культуры?
<< Содержание < Предыдущая
Древние израильтяне: общество и образ жизни
В древнем Израиле соперничали две основные социальные структуры. Люди были объединены монархией, которая организовала государство для административных и налоговых целей. В то же время израильтяне крепко держались своих племенных объединений. Такая племенная лояльность часто вступала в противоречие с интересами государства.
Ранние годы монархии (11 век до н. э.), например, сопровождались постоянной борьбой между Вениамином, коленом Саула (первого царя Израиля), и Иудой, коленом Давида. Напряженность между племенем и государством была одним из главных факторов разделения монархии на два отдельных государства после смерти Соломона (928 г. до н.э.).
В рамках племенной структуры семья служила ядром жизни израильтян. Он определял способ, которым каждый человек вписывается в общество. Эти родственные отношения могли быть биологическими или сфабрикованными. Например, земля передавалась из поколения в поколение, при этом один сын — обычно первенец — получал дополнительную долю. В случае отсутствия наследника мужского пола патриарх семьи имел возможность усыновить сына, который стал бы наследником родового имения.
Помимо усыновления, родственные связи завязывались и посредством брака. Такие семейные связи служили израильтянам средством взаимодействия друг с другом, обмена товарами и разрешения или предотвращения конфликтов.
Поскольку древний Израиль был патриархальным обществом, роль женщин была ограничена. В то время как опыт женщин различался в зависимости от общин и веков, в которых они жили, жизнь обычных еврейских женщин была сосредоточена на их семьях. Еврейские женщины выходили замуж в подростковом возрасте (средний возраст варьируется в зависимости от географии и периода времени от 13 до 18 лет) и уезжали жить в семьи своих мужей.
Несмотря на культурные и религиозные ограничения, накладываемые на их публичные выступления, еврейские женщины участвовали в коммерческих сделках. Сохранившиеся папирусы свидетельствуют о том, что женщины покупали и продавали землю, скот и занимались кредитными делами. В эпоху раввинов (с первого по седьмой век нашей эры) женщины сохранили определенные права предыдущего периода, такие как право на владение землей и возможность обращаться в суд.
Религиозную жизнь простых еврейских женщин трудно реконструировать. Еврейские тексты того периода, написанные исключительно мужчинами, содержат мало информации об опыте реальных исторических женщин. Вместо этого труды раввинов в основном носят предписывающий характер, в них описываются желаемое и нежелательное поведение.
Однако археологические данные свидетельствуют о том, что некоторая часть еврейских женщин посещала службы в синагогах диаспоры поздней античности. Кроме того, недавние исследования указывают на древние амулеты, используемые женщинами, чтобы вызывать любовь или защищать себя и свои семьи. Женщины разделяли многие религиозные обязанности с мужчинами, но были освобождены от многих важных заповедей, ограниченных временем, например, регулярных игр в определенное время.
Древний Израиль был преимущественно аграрным обществом. Однако с приходом римлян в 63 г. н.э. были приняты законы, прямо или косвенно бросившие вызов еврейскому сельскому хозяйству и экономике. Римская административная политика оказывалась все более враждебной по отношению к сельскому хозяйству, основному занятию евреев в этот период. Хаос того периода, рост цен и девальвация валюты особенно ложились налогом на фермеров, вынуждая многих бросать свои фермы и эмигрировать в такие города, как Сепфорис и Тверия.
Существует мало информации об формальном образовании до разрушения Второго Храма (70 г. н.э.) В пятом веке до н.э. мы знаем, что Эзра публично читал Тору, переводя и объясняя применение текста своей аудитории. Однако, начиная с раввинов первого века, предпринимались усилия, чтобы мальчики в возрасте пяти и шести лет обучались в синагоге. Первые уроки были сосредоточены на еврейской Библии, а когда мальчики подросли, они перешли к Мишне, а затем к Талмуду. Если мальчик был особенно талантлив или богат, он продолжал обучение у мастера. Большинство молодых людей бросили школу, чтобы зарабатывать на жизнь, но в целом обучение рассматривалось мужчинами как занятие на всю жизнь.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: ТОРЭ-ух, Происхождение: иврит, Пятикнижие Моисея.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно
Древний Израиль: религия, культура и история
Атлас истории: карты Древнего Израиля
Хронология Древнего Израиля
c.
1300–1200 гг. до н. э.: Израильтяне входят в землю Ханаанскую: начинается эпоха Судей
в. 1050-1010: Израильтяне основывают царство, сначала под властью Саула (ок. 1050-1010), а затем под Давидом (ок. 1010-970)
ок. 970: сын Давида Соломон становится царем. Он строит Храм в Иерусалиме
c. 931: После смерти Соломона Израиль разделился на два царства: Иудея на юге, Израиль на севере
722: Северное Израильское царство разрушено ассирийцами
c. 620: Большое религиозное возрождение происходит в южном Иудейском царстве 9. 0003
597-582: Иуда и Иерусалим разрушены в результате серии вторжений царя Вавилона Навуходоносора. Вожди Иудеи взяты в плен в Вавилон
538: Персидский царь Кир позволяет изгнанникам вернуться и призывает их восстановить Храм в Иерусалиме
164: Евреи восстают против царей Селевкидов под предводительством Маккавеев братья
63: Римляне завоевывают Иудею и вскоре ставят правителями Иудеи семью Ирода Великого
66–73 и 132–135 гг. н.э.: Два великих еврейских восстания против римлян заканчиваются разрушением Храма (70) и изгнанием евреев из близлежащего Иерусалима (135)
Новая религия: монотеизм
Древние израильтяне заселили землю Ханаана где-то между 1300 и 1200 годами до нашей эры. Они проследили свое происхождение от вождя кочевого клана по имени Аврам за несколько столетий до этого, который мигрировал в Ханаан из Месопотамии. Затем его потомки мигрировали в Египет. Здесь, согласно записям их предков, они подверглись жестокому обращению и были порабощены, прежде чем массово бежать и вернуться в Ханаан.
Прибыв в Ханаан, израильтяне принесли с собой уникальную культурную грань — монотеизм. Насколько нам известно, впервые в истории появилась религия, которая касалась поклонения только одному богу. Подразумевается, что этот бог был универсальным Богом, Тем, кто контролировал все сущее.
Единственным возможным конкурентом заявлению израильтян о первой монотеистической религии в мировой истории являются реформы египетского фараона Эхнатона (умер около 1335 г. до н. э.). Их часто интерпретировали как способствующие поклонению богу Солнца Атону как единому богу. Однако информация об этих реформах отрывочна, и, возможно, это была как политическая революция, подорвавшая власть традиционных священников, так и религиозная. В любом случае, он едва пережил смерть Эхнатона.
Новая этика: десять заповедей
В то время израильская религия была не просто уникальной в признании единого бога. Он также продвигал этическую систему, которая требовала от людей высоких стандартов поведения. Короче говоря, они должны были относиться друг к другу, включая женщин и иностранцев, с уважением и вниманием.
Со временем будет создан сложный свод законов, основанный на идеях честности и справедливости. В основе этого кодекса лежат Десять Заповедей, которые с тех пор составляют основу еврейской, христианской и мусульманской этики.
Царство Древнего Израиля
Изначально израильтяне образовали свободную конфедерацию из двенадцати колен. Национальные лидеры, называемые судьями, время от времени появлялись для разрешения конкретных кризисов. Однако к 1000 г. до н. э. израильтяне основали царство под своим знаменитым царем Давидом. Он и его сын Соломон основали свою столицу в Иерусалиме, который также стал главным центром израильской религии после того, как Соломон построил там единственный разрешенный храм.
Один план храма Соломона, реконструированный на основе указаний в Библии
Царство вскоре разделилось на две половины, и, таким образом, израильтяне стали жертвами великих держав региона. Северное Израильское царство было завоевано ассирийцами в 722 г. до н. э., а южное Иудейское царство перешло к вавилонянам в 586 г. до н. э.
Пророки
В этот период разделения и упадка израильтяне развили традицию пророчеств, согласно которой череда людей чувствовала, что они были призваны Богом, чтобы проповедовать Его послания людям. Эти люди происходили из разных слоев общества и явно имели разный уровень образования; но, предупреждая израильтян о надвигающейся гибели, если они не вернутся к послушанию Богу, они разработали последовательную религиозную философию. Это вращалось вокруг набора идей, основанных на утверждении, что Бог был не просто единственным истинным Богом; он также был Богом любви; что он требовал не только религиозного обряда, но и поклонения сердца, основанного на «хорошей жизни» — жизни, прожитой с щедростью, милосердием и любовью.
После разрушения Иудейского царства многие его жители — отныне известные в истории как «евреи» — были отправлены в ссылку в Вавилонию. Там продолжалась пророческая традиция, и Библия (или Ветхий Завет, как ее знают христиане) начала обретать форму по мере того, как записывались еврейские законы, пророчества, псалмы и другая литература. Когда персы победили вавилонян, их царь Кир вернул евреев на их родину (538 г. до н. э.) и позволил им восстановить свой храм.
Примерно через сто лет после возвращения из изгнания евреи завершили свои писания и тем самым заложили основы более позднего иудаизма. Из иудаизма возникло христианство, основная религия западной цивилизации.
Потеря родины
Сами евреи оставались на родине до римского периода. Действительно, какое-то время они правили своим независимым королевством (164–63 гг. до н. э.). Однако римляне отдали их под управление семьи Ирода, который хотя и был евреем по вероисповеданию, но был иностранцем по происхождению. Это, а также тот факт, что иродиане вели жизнь скорее как римляне-язычники, чем как благочестивые евреи, означало, что евреи никогда по-настоящему не принимали их как своих законных правителей. В любом случае, около 6 г. до н. э. Иудея попала под прямое римское правление (хотя отдаленные регионы оставались под властью марионеток Ирода).
Евреи были глубоко возмущены тем, что находятся под римской властью, и в 66 г. н.э. подняли восстание. Это была настоящая катастрофа, приведшая к полному поражению и разрушению храма в Иерусалиме. Другое восстание в 115 г. н.э. привело к тому, что евреям запретили жить в Иудее. К тому времени фактически за пределами Иудеи проживало гораздо больше евреев, чем внутри нее; однако этот запрет знаменует собой истинное начало «диаспоры», рассеяния евреев среди народов.
Дальнейшее изучение
Древний Израиль в свое время был всего лишь небольшой нацией, но он оставил в современном мире больший след, чем любой другой.
Карты
1. Историю Древнего Израиля можно проследить по картам Сирии:
Сирия 2500 г. до н.э. / Сирия 1500 г. до н.э. / Сирия 1000 г. до н.э. / Сирия 500 г. до н.э. / Сирия 200 г. до н.э.