Кто открыл архипелаг шпицберген: Арктикуголь — История открытия
Арктикуголь — История открытия
Официально архипелаг Шпицберген был открыт голландцами в XVI веке при поисках морского пути на Дальний Восток. Во главе одной из таких экспедиций, посланной городом Амстердамом, были Корнелий Рип и знаменитый впоследствии Виллем Баренц. В 1596 году они открыли Западный Шпицберген, после чего Рип осмотрел его берега до 79°50′ северной широты. Через 10 лет английский исследователь Генри Гудзон обследовал северо-западные берега Шпицбергена до 81° северной широты и видел острова еще далее, до 82° северной широты. Он первый указал на возможность здесь богатой добычи для китобоев и других промышленников. Открытия Гудзона впервые были нанесены на голландскую карту, изданную Гондием в Амстердаме для описания плаваний Баренца.
В то время в водах Шпицбергена морской зверобойный промысел был наиболее привлекательным. С 1669 по 1778 год около 14000 голландских моряков добыли более 57600 китов. Случалось, что китобои затруднялись вывезти свою добычу, так она была обильна. Все это способствовало сезонной колонизации края. На западных и северо-западных берегах архипелага летом появлялись целые поселения, жители которых были заняты добыванием китового жира, уса и т. п.
Самым большим было голландское поселение Смееренбург на островке Амстердам. Временами в нем проживало до 18 тысяч человек. Зимовать на Шпицбергене попробовали в зимы с 1630 на 1631, потом с 1633 на 1634 год, оба раза благополучно, но последующие попытки окончились гибелью зимовавших и более не повторялись.
За время своего пребывания на Шпицбергене китобои посетили многие места на западной, северной и, отчасти, северо-восточной сторонах архипелага. Пуль в 1610 году обследовал и назвал Бель-зунд, Айс-фиорд, бухту Уайлд и пролив Ганлопен. В 1617 году Эдж открыл острова Короля Карла или, как называют их англичане, острова Уичи, а в 1664 году Норденшельд подтвердил их существование.
Первое обстоятельное описание Шпицбергена было дано в 1671 году Ф. Мартеном, а первая обстоятельная карта составлена и издана Ван-Кёйленом в конце XVII века.
В соответствии с гипотезой российских ученых считается, что открытие архипелага и его первое промысловое освоение принадлежит русским поморам, которым Шпицберген был известен уже в XIV–XV веках. Здесь велся пушной и китобойный промысел. Поморы оставили на архипелаге немало свидетельств о своем пребывании, например, деревянные кресты, которые помимо религиозного значения выполняли роль навигационных знаков, останки судов и поселений, промысловые инструменты. Грумант («падающая ледяная глыба») – русское название Шпицбергена — ведет свое происхождение от слова «Гренландия». Согласно географическим знаниям прошлого Гренландия представлялась огромным арктическим материком, частью которого и считался Шпицберген.
Самое раннее сообщение о плаваниях русских мореходов на Грумант относится к 1493 году. В письме немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II говорится о недавно открытом острове Грумланд, который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Интересные сведения о «неведомой земле Энгронеланд» сообщает в своей книге «Записки о московитских делах», изданной в Вене в 1549 году, дипломат Сигизмунд Герберштейн. Он указывает, в частности, что посещение этой земли затруднено «как по причине высоких гор, которые твердеют, покрытые вечным снегом, так и по причине плавающего в море льда».
В 1765 и 1766 годах было предпринято плавание тремя судами к берегам Груманта под командой капитана 1-го ранга В. Чичагова. Назначением плавания было «отыскание морского пути в Ост-Индию поперек Ледовитого океана», согласно проекту Ломоносова. Экспедиция Чичагова дважды (в 1765 и 1766 годах) пыталась пройти этим путем, но оба раза была остановлена льдами под 80° северной широты.
Русские же промышленники и ранее, и позже продолжали посещать Грумант; один из них, Иван Старостин, провел безвыездно на Шпицбергене 15 лет и 17 раз зимовал там.
В Горн-зунде русскими была устроена магнитометеорологическая обсерватория, работавшая всю зиму 1899–1900 годов. Летом 1899 года состоялось пробное плавание на Шпицберген русского ледокола «Ермак» с адмиралом Макаровым.
Таким образом, многочисленные документы свидетельствуют о ранних походах русских мореплавателей к берегам Шпицбергена, который обозначен в них как Грумланд или Энгронеланд. Это название, озвученное на русском Севере как Грумант, было живо там вплоть до XX века. Еще раньше поморы называли его Максин остров.
Шпицберген исторически был «спорным» островом
Баренц в 1596 году вкопал на острове столб и написал на нем, что эта земля присоединяется к Нидерландам. Но на карте так называемых «Северных земель», которая появилась за тридцать лет до столба, на месте Шпицбергена нарисовано семь островов, которые назывались «Святые русские». И вот почему: весь архипелаг Шпицберген задолго да голландца освоили русские поморы, которые называли это место Грумланд. Через несколько лет после Баренца англичане его столб порушили, сказав, что их человек по фамилии Уиллоуби открыл архипелаг еще раньше. Прошло три года, и датско-норвежский король объявил, что эти земли — собственность Дании. С такой постановкой вопроса все заинтересованные государства не согласились. Пришлось договариваться.
Россия, Норвегия и Швеция в конце XIX века в первый раз договорились и подписали соглашение, но только по Шпицбергену. А вот соседний и такой же большой остров Медвежий как бы выпал из договора, чем тут же воспользовалась Германия. Но в 1899 году Россия заявила правительству Германии протест и отправила к Медвежьему крейсер. Тогда Россию боялись, и Германия успокоилась.
Почему вокруг этих мест веками не утихает шум на уровне государств? Все дело в рыбе. Самой разной — пикше, треске, селедке и прочих. У архипелага, где много рыбной еды и холодное северное солнце лучше прогревает воду, — буквально рыбий заповедник. В северных морях рыбаки могут неделями безуспешно гоняться за косяками, а здесь рыба есть всегда, и без улова от Шпицбергена никто не уходит. Поэтому не только те страны, чьи берега «смотрят» на Шпицберген, хотят здесь рыбачить, но и те, которых со скал архипелага не видно ни при каких условиях.
Именно поэтому в Париже еще в 1920 году Америка, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали договор о Шпицбергене. Потом к нему присоединился и СССР. Страны договорились, что Шпицберген — норвежский остров, но рыбачить около него можно всем подписавшимся. Шли годы, и Норвегии «рыбные аппетиты» соседей нравились все меньше. Но отменить договор она не могла. Зато вполне могла принимать свои, внутренние законы о рыболовстве, которые распространялись и на острова, как на суверенную территорию, и с чем никто спорить не мог.
Конфликты на этой почве были и у СССР, и у России. Правда, с прежней страной все же больше считались. У молодой России проблем кроме рыбы хватало. Да и с рыболовецким флотом не все было гладко. Мы стремительно стали терять свое место под холодным атлантическим солнцем у берегов архипелага. Но когда мы пережили пик раздрая и вновь стали наращивать свое присутствие у берегов Шпицбергена, Норвегия деликатно, но упорно старается нас не пустить на прежние позиции.
Оговорок и претензий у хозяев рыбного архипелага всегда хватает. Не там и не так ловите, квоты на рыбу другими странами уже выбраны, в районе промысла — «санитарный день». Дальше больше — Норвегия изменяет размеры ячеек сетей и выловленной рыбы. Что получается? Ячейки наших сетей оказываются мельче, чем у норвежцев, минимальные размеры трески наши соседи увеличивают на пять сантиметров. Итог — следуя измененным внутренним норвежским законам мы должны терять сотни тонн. Есть еще способ остановить наши траулеры — втянуть их в судебную норвежскую систему, задержав корабль и отправив его в свой порт. В прошлом году таких случаев было больше десяти. И хотя многие суды мы там выиграли, но время и улов упущены, как и немалые суммы за стоянки в чужом порту и адвокатов.
Скоро наш министр иностранных дел едет в Норвегию. Опять он будет говорить с коллегой и о земле, в которую Баренц пять веков назад вкопал столб и назвал холодные скалы Шпицбергеном. С того времени спокойнее вокруг острова не стало.
Российская газета — Федеральный выпуск:
Поделиться:
НорвегияСкандал с российским траулером «Электрон»
История Шпицбергена — Энциклопедия всемирной истории
Шпицберген — архипелаг в Северном Ледовитом океане в северо-западной части Баренцева шельфа. Это 800 километров (497 миль) к северу от материковой части Норвегии и находится примерно на полпути между вершиной Норвегии и Северным полюсом. Граничит с Гренландией (Дания) на западе и Землей Франца-Иосифа (Россия) на востоке. Шпицберген (древнескандинавское слово «Холодный берег») ранее был известен под своим голландским названием Шпицберген («зубчатые горы»).
Топографическая карта Шпицбергена
Оона Райсанен (GNU FDL)
Шпицберген состоит из девяти основных островов, из которых Шпицберген (бывший Западный Шпицберген) является крупнейшим с площадью 37 673 квадратных километров (14 545 квадратных миль). Общая площадь архипелага Шпицберген составляет 62 700 квадратных километров (24 208 квадратных миль). Лонгйир, административный центр Шпицбергена, является самым северным постоянно обитаемым поселением в мире, названным в честь Джона Манро Лонгйира (1850-1819 гг.).22), чья Arctic Coal Company начала добычу угля и геодезические работы на Шпицбергене в 1906 году.
Удалить рекламу
Реклама
Британский альпинист и исследователь сэр Мартин Конвей (1856–1937), возглавлявший экспедицию на Шпицберген в 1896 году, называл архипелаг «ничейной землей» или terra nullius , поскольку несколько стран занимались добычей полезных ископаемых, охотой и разведкой. территория с момента официального открытия Шпицбергена в 1596 году. Архипелаг был международной общей землей, на которую не претендовали какие-либо конкретные национальные государства, пока суверенитет Норвегии не был признан Версальскими мирными переговорами в конце Первой мировой войны (1914-1918).
9 февраля 1920 года в Париже был подписан Шпицбергенский договор, который вступил в силу 14 августа 1925 года, когда Шпицберген перешел под управление и законодательство Норвегии.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Несмотря на это, открытие Шпицбергена и его раннее исследование вызывают споры. Из-за отсутствия исторических источников и неубедительных доказательств было выдвинуто несколько конкурирующих и противоречивых заявлений об открытии, в том числе заявление Норвегии.
Четыре теории открытия
Открытие голландцами Шпицбергена в 1596 году признано историческим фактом, но это западная точка зрения, конкурирующая с более ранними русскими заявлениями. Есть также скандинавское утверждение и предположение, что Шпицберген был заселен в каменном веке, около 3000 г. до н.э. Четыре теории:
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Поселение каменного века .
В 1970-х годах два скандинавских археолога выдвинули теорию о том, что охотники каменного века могли образовать поселение на Шпицбергене. Кремневые предметы были раскопаны на месте русского китобойного промысла 18 века в Руссекейле. Археологи заявили:
Археологам давно ясно, что на Шпицбергене должны быть возможности для находок каменного века. На северо-востоке Гренландии люди долгое время жили в гораздо более тяжелых условиях; если бы человек не последовал за оленями на Землю Франца-Иосифа и Шпицберген, это было бы единственное место в мире, где этого не произошло. (цитируется по Бьерку, 97)
Полевые исследования выявили десять кремневых местонахождений, датируемых ок. 4500-2500 лет назад. Археологи разделились во мнениях относительно того, были ли эти артефакты рукотворными или из природного камня. Анализ каменного материала 19 в.97 пришел к выводу, что это не артефакты каменного века.
Удалить рекламу
Реклама
В исландских анналах записано, что Шпицберген был открыт в 1194 году норвежскими моряками.
Клейменный ненетский (российский арктический) северный олень, отстрелянный на Шпицбергене в 1911 году, привел к правдоподобному объяснению, что животное пересекло Баренцево море по дрейфующим льдам, а охотники каменного века могли следовать доисторическим маршрутом оленя.
Археологические данные в лучшем случае фрагментарны, и гипотеза о поселениях каменного века в значительной степени отвергнута. Тем не менее, вполне возможно, что на Шпицбергене могло быть доисторическое человеческое присутствие, учитывая, что климатические условия были мягче, чем сегодня. Инуиты, населявшие арктические и субарктические регионы Гренландии, были первыми исследователями и картографами Арктики и, возможно, знали о верхних арктических островах.
Притязания скандинавов или теория викингов
Название «Шпицберген» упоминается в Islandske Annaler ( Исландские летописи ) 14-го века, и в нем записано, что Шпицберген был открыт в 1194 году норвежскими моряками. В Landnámabók ( Book of Settlements, составлено в начале XII в.) есть возможная инструкция по плаванию: «от Ланганеса на северной стороне Исландии четыре doegrs моря до Шпицбергена на севере Хафсботна (цитируется по Rudmose Brown, 312).
Удалить рекламу
Реклама
Местонахождение этого «Шпицбергена» вызывает споры. Хафсботн — океан к северу от Норвегии и к северо-востоку от Гренландии. Шпицберген находится всего в 1351 км (840 миль) от Ланганеса, поэтому это может относиться к западному побережью Шпицбергена, острову Ян-Майен (небольшой вулканический остров в северной части Атлантического океана, в 965 км (600 миль) к западу от Норвегии) или даже Гренландии. Восточное побережье. В староисландском языке doegr может означать либо двенадцатичасовой, либо 24-часовой период. Использование двенадцатичасового определения указывает на Ян-Майен как наиболее вероятное местонахождение Шпицбергена, упомянутое в анналах.
Норвежский историк Густав Сторм (1845-1903) был первым, кто предположил, что «найденный Шпицберген», записанный в анналах 1194 года, был свидетельством ранних визитов скандинавов на архипелаг. Это предложение завоевало популярность среди норвежцев, которые были охвачены националистическим пылом, что привело к распаду союза между Норвегией и Швецией в 1905 году.
Не было никаких исследований или съемок земли, называемой «Шпицберген», и никаких других письменных источников, но норвежцы были смелыми мореплавателями, открыв Гренландию в 986 г. и Исландии в 870 г., поэтому вполне возможно, что норвежские викинги действительно открыли Шпицберген.
Удалить рекламу
Реклама
Поморские моряки
Яков Лейзингер (общественное достояние)
Русская или поморская теория
К концу 1800-х годов появился аргумент в пользу открытия Шпицбергена русскими. В 1901 году было переведено датское королевское письмо от 1576 года, в котором говорилось, что поморы регулярно плавали в Грумант, так русское название Шпицбергена. Поморы — коренное население Поморья (регион Архангельской области на северо-востоке России, лежащий к югу от Белого моря) — были искусными мореплавателями. Они населяли побережье Белого моря и уже охотились на близлежащем архипелаге Новая Земля (также называемом Новой Землей) в начале 16 века и, возможно, раньше.
Известно, что русские поморы приезжали на Шпицберген в период с 1715 по 1850 годы для охоты на белых медведей, северных оленей, лисиц, моржей, тюленей и зимовали на охотничьих угодьях. Российские археологи обнаружили на Шпицбергене не менее шести памятников, один из которых, возможно, датируется 1545 годом. Как и в случае с норвежскими утверждениями, археологические данные неубедительны. Западные историки возражают против довода в пользу открытия русскими, поскольку в китобойной литературе нет упоминания о поморах, а поморские поселения не отмечены ни на одной карте до 159 г.6.
Теория Баренца
Открытие голландцами Шпицбергена в 1596 году Виллемом Баренцем (1550-1597) является общепринятым историческим повествованием, хотя остается спорным вопрос: были ли люди на Шпицбергене до того, как туда пришли голландцы?
Открытие Виллемом Баренцем Шпицбергена
Виллем Баренц (ок. 1550–1597) — англизированный как Уильям Баренц или Баренц — был голландским картографом и мореплавателем. Он родился в Терсхеллинге, острове на севере Нидерландов, и совершил три путешествия в поисках заветного Северного морского пути в Азию. Голландцы уже вели коммерческую деятельность в Арктике и на севере России в 16 и 17 веках, особенно китобойный промысел и лов трески, а также разведку.
Между 1584 и 1668 годами предпринимались попытки найти Северо-Восточный проход над Норвегией, чтобы торговые корабли могли быстрее добраться до Катая (Китай) и островов Пряностей (Молуккские острова), и этот поиск был частью голландских планов глобальной экспансии. Их соперники, британцы, в 1555 г. получили право на регистрацию Лондонской компании купцов-авантюристов. В 1556 г., широко известная как Московская компания, они отправили на поиски одного из первых исследователей Арктики и мореплавателя Стивена Боро (1525–1584). Северо-восточного прохода. Он открыл Карский пролив между Новой Землей и островом Вайгач, но обнаружил, что он полон льда, и был вынужден вернуться в Англию.
Первая экспедиция Баренца в 1594 году по заказу группы амстердамских купцов достигла Новой Земли, открыла Оранжевые острова у побережья и нанесла на карту архипелаг, прежде чем столкнуться с айсбергами и повернуть назад. Его вторая экспедиция в 1595 году, финансируемая Генеральными штатами (голландский парламентский орган), не достигла Карского моря и вернулась домой после того, как два члена экипажа подверглись нападению и были убиты белым медведем.
1598 Карта трех арктических путешествий (1594–1596) Виллем Баренц
Виллем Баренц. (общественное достояние)
Две экспедиции были признаны неудачными. Третий и последний рейс Баренца финансировался городом Амстердамом, и в мае 1596 года два корабля под командованием Баренца отправились в путь. два корабля, а Баренц служил пилотом на De Witte Swaen ( The White Swan ). После открытия Медвежьего острова (самого южного острова архипелага Шпицберген) 17 июня 159 г. был обнаружен Шпицберген. 6. Баренцеву приписывают историческую заслугу в открытии Шпицбергена, а Баренцево море вдоль северного побережья Норвегии и России названо в его честь. Северо-западный угол Шпицбергена был нанесен на карту, и перед тем, как два корабля снова отплыли к Медвежьему острову, был установлен голландский герб.
Баренц и Рийп разошлись во мнениях относительно направления, в котором должны двигаться корабли: Рийп хотел исследовать Шпицберген и Баренц, а Хемскерк хотел пересечь Баренцево море на Новую Землю, чтобы нанести на карту ее северное побережье. Пути их разошлись, и Баренц отплыл на Новую Землю с намерением дойти до пролива Вайгач, но «Белый лебедь» застрял во льдах в августе 1596 года, что вынудило Баренца и его команду перезимовать там.
Смерть Уильяма Баренца
Национальный морской музей, Лондон (общественное достояние)
Геррит де Веер (ок. 1570–ок. 1598), офицер второго и третьего плаваний Баренцева моря, вел хронику экспедиций и запечатлел момент, когда судно было раздавлено льдом:
Отчего все, что было вокруг и в нем, начало трескаться, так что казалось, оно разорвется на 100 частей, что было самым страшным и на вид, и на слух, и заставило все волосы на наших головах встать дыбом от страха. (цитируется по Conway, 15).
Экипаж использовал пиломатериалы с корабля, чтобы построить хижину, чтобы выжить в изнурительных условиях, которые были настолько холодными, что люди спали с нагретыми пушечными ядрами под постелью. Приют получил название Het Behouden Huys («безопасный дом»), и Баренц и его команда жили там до июня 1597 года. Они боролись с белыми медведями и цингой, унесшей множество жизней, в том числе Уильяма Баренца, который умер 20 июня. 1597.
Попытки голландцев открыть Северо-Восточный проход закончились последним плаванием Баренцева моря, и до 1878-1879 гг. он не был успешно пройден., когда финско-шведский исследователь Адольф Эрик Норденшельд (1832-1901) проплыл через него на корабле Vega .
Бум китобойного промысла
Любопытно, что Баренц, похоже, не обратил внимания на природные ресурсы Шпицбергена, такие как нефть и меха. Только в мае 1607 года английский мореплаватель Генри Хадсон (ум. 1611) на корабле Hopewell обнаружил китов, моржей и тюленей в водах вокруг Шпицбергена. Хадсон не знал об открытии Баренцем Шпицбергена, но возможно, что он открыл Ян-Майен, назвав его Tutches (Прикосновения) Гудзона. Это привело к притязаниям на Шпицберген в 1614 году Московской компании от имени Якова I Английского (годы правления 1603–1625). Это утверждение также было основано на ложном предположении, что английский исследователь Хью Уиллоуби (ум. 1554 г.), который пытался найти северо-восточный путь из Европы на Дальний Восток, открыл архипелаг Шпицберген в 1553 г.
К 1612 году голландцы начали китобойный промысел в Арктике, основав поселение Смеренбург в 1619 году. Голландский китобойный картель Noordsche Compagnie был основан в 1614 году и конкурировал с Московской компанией, обе компании отправляли китобойные суда на Шпицберген. Европе нужно было масло для ламп и мыла, а также китовый ус (китовый ус) для корсетов, зонтов и кринолин. Голландцы доминировали в китобойном промысле с помощью опытных баскских гарпунеров, которые варили китовый жир в больших медных котлах на береговых станциях. К концу 17 века на Шпицбергене было более 10 000 китобоев и от 200 до 300 китобойных судов, включая французские, испанские, ганзейские и датские. Одни только голландцы убили 1255 китов, в результате чего было получено 41 344 бочки жира. К 1750 году лихорадочная охота на гренландского кита привела к сокращению популяции и заброшению китобойных станций, включая Смеренбург.
Завод по переработке китового жира в Смеренбурге, Шпицберген
Приобретено Рейксмузеумом Амстердама при поддержке Vereniging Rembrandt (общественное достояние)
Голландцы не требовали суверенитета над Шпицбергеном после открытия Баренцева моря, благодаря принципу Mare Liberum 1609 года – голландский юрист и философ Хьюго де Гроот (1583-1645) объявил открытое море открытым для всех и проложил способ участия нескольких стран в китобойном промысле Шпицбергена. Однако датчане также пытались претендовать на Шпицберген, когда Кристиан IV из Дании (годы правления 1588–1648) утверждал, что Шпицберген был частью Гренландии. Англичане называли Шпицберген Гренландией, пытаясь опровергнуть голландское открытие, и аннексировали Шпицберген в 1614 году для короля Якова I — заявление, которое голландцы проигнорировали.
Ловцы и тюлени
Когда китобои покинули Шпицберген в поисках новых охотничьих угодий в открытом море, с приходом звероловов и охотников на тюленей началась следующая фаза истории Шпицбергена. В 1697 году в водах Шпицбергена были замечены русские суда под названием лодей с экипажем из 24 человек, которые были отправлены частными компаниями, такими как Беломорское рыболовецкое общество, частными авантюристами и даже монастырями. Поморские звероловы прибыли из Мезени, Архангельска, Колы, Кеми, Онеги и Ралы на Белом море и охотились на белых медведей, северных оленей, лисиц, тюленей и моржей.
Первой задачей поморской охотничьей команды было построить свою исбушку или штаб-квартиру, и многие из этих станций с русскими православными крестами были раскопаны на Шпицбергене в Китовом мысе, бухте Гота и мысе Ли. Поморы перезимовали, а в следующем году их заменила новая охотничья партия. В течение долгой полярной ночи (октябрь-февраль) перед поморами стояла задача побороть вялость.
Теперь спросят, как звероловы работают зимой. Можете ли вы представить себе бледных, исхудавших людей, с тусклыми, непросветленными глазами, сидящих в сыром бараке, освещенных масляной лампой? Таковы охотники на архангелов на Шпицбергене в долгую темную зимнюю ночь. Подобно автоматам, каждый завязывает веревку на бесконечное число узлов и снова развязывает ее, и таким образом, то завязывая узлы, то снова их развязывая, проводит почти половину зимы. На первый взгляд это занятие должно показаться странным, даже смешным, но для охотников это серьезное занятие. (цитируется по Conway, 241).
Большое поморское поселение на Русекейле стало известно благодаря своему знаменитому жителю Ивану Старостину, который провел на Шпицбергене 39 зим и умер в 1826 году. Его именем назван мыс Старащин.
В 1790-х годах на Шпицбергене находилось 2200 русских охотников на 270 кораблях, но к 1820-м годам интенсивная охота привела к уменьшению, в частности, моржовых стад, и русские торговые компании не видели прибыльной отдачи. Последнее упоминание о поморских звероловах в исторических источниках относится к зимнему охотничьему сезону 1851-1852 гг. Поморам также было трудно соперничать с норвежцами, дошедшими до охотничьих угодий раньше – это был 50-дневный переход от Белого моря до Шпицбергена.
К 1912 году Арктическая угольная компания добывала 40 000 тонн.
захватили норвежцы, впервые перезимовавшие в 1795-1796 гг. и часто занимавшие заброшенные лодей . Они стремились охотиться в ранее неизвестных восточных районах Шпицбергена, и это привело к некоторым открытиям. Эллинг Карлсен (1819-1900), известный норвежский охотник на тюленей и исследователь, в 1861 году обогнул весь архипелаг и открыл Землю Конга Карла, группу островов в архипелаге. В 1898 августа норвежские охотники наткнулись на новый остров на полпути между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, который они назвали островом Виктория.
Угольная лихорадка в Арктике и индустриализация Шпицбергена
Хотя на белых медведей охотились до тех пор, пока они не были защищены на Шпицбергене в 1973 году, добыча угля в начале 1900-х годов стала следующим этапом истории Шпицбергена, особенно на западном побережье. Уголь был обнаружен в Кингс-Бей английским охотником на тюленей Джонасом Пулом (1566–1612) в 1610 году, но его экономический потенциал не был полностью реализован до тех пор, пока американский бизнесмен Джон Манро Лонгйир не основал компанию Arctic Coal Company в Бостоне, штат Массачусетс. Он основал Лонг-Гир-Сити (с 1926, Longyearbyen) в 1906 году, где размещались горняки, работавшие на компанию (в основном норвежцы). К 1912 году Арктическая угольная компания добывала 40 000 тонн.
Kings Bay Добыча полезных ископаемых Kull Compagni на Шпицбергене — 1918 г.
Национальный архив Норвегии (общественное достояние)
Никакие правила не регулировали, кто может претендовать на землю, и между 1898 и 1920 годами было подано более 100 земельных претензий. Шведы обосновались в Свее, а русские в Баренцбурге и Пирамиде (закрыта в 1988, а ныне сохранившийся город-призрак советских времен, который можно посетить). Двумя британскими горнодобывающими компаниями были Scottish Spitsbergen Syndicate и Northern Exploration Company.
По мере усиления угольной лихорадки число постоянных поселений увеличивалось. Первая школа в Лонгйире была построена в 1920 году Церковью Норвегии и норвежской государственной угольной компанией Store Norske Spitsbergen Kulkompani, радио Шпицбергена начало вещание в 1911 году, а сборный отель (Hotellneset) был возведен еще в 189 году.6 (позже используется Arctic Coal Company).
Пирамида
Бьортведт (CC BY-NC-SA)
В январе 1920 года в результате крупной горнодобывающей катастрофы на Шпицбергене на американском руднике (известном как рудник 1) погибли 26 горняков, и спустя десятилетия добыча полезных ископаемых была прекращена из соображений безопасности и защиты окружающей среды. Store Norske закроет свой последний рудник на архипелаге Шпицберген в 2023 году.
Глобальное хранилище семян
Сегодня Шпицберген наиболее известен как отдаленное место в высоких широтах Арктики, где норвежские законы требуют, чтобы жители носили оружие для защиты от белых медведей, и где не разрешены захоронения или кошки (из-за вечной мерзлоты и птиц).
Global Seed Vault в Лонгйире
Subiet (CC BY-NC-SA)
Будущее Шпицбергена может заключаться в спасении человечества. Глобальное хранилище семян (также называемое Хранилищем Судного дня), расположенное глубоко внутри бывшей норвежской угольной шахты над аэропортом Лонгйира, было построено в 2008 году для хранения миллионов образцов семян из мировых коллекций сельскохозяйственных культур.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
История Шпицбергена: увлекательная история арктической глуши
Главная » Исследуйте Норвегию » Шпицберген » История Шпицбергена: увлекательная история арктической глуши
Высоко в Арктике несколько тысяч выносливых душ и стая белых медведей называют архипелаг Шпицберген своим домом. История этих замечательных островов длинна и увлекательна.
Как скопление замороженных камней в Арктике стало важным, но непритязательным местом геополитического значения на века? Присоединяйтесь ко мне, чтобы узнать, как снова и снова Шпицберген оказывался в нужном месте в нужное время.
Расположенный в 580 милях (930 км) к северу от Тромсё, примерно на полпути между Норвегией и Северным полюсом, Шпицберген представляет собой архипелаг, состоящий из девяти основных островов общей площадью 24 209 квадратных миль (62 700 квадратных километров).
На 74-81 градусе северной широты, это далеко за Полярным кругом. Это определенно не то место, на которое вы наткнетесь, плывя куда угодно! Вместо этого, как и многие другие вещи, мы должны поблагодарить 16 th Century European Imperial.
Содержание
Открытие Шпицбергена
Хотя многие норвежцы считают, что Шпицберген был открыт викингами в 1194 году, нет никаких доказательств этого, кроме упоминания «Шпицбергена», «холодного края» в Хрониках. Это было где-то найдено после нескольких дней плавания на север от Исландии, что вполне могло быть Шпицбергеном, но также могло быть и Ян-Майеном, или даже просто областью пакового льда.
Конечно, всегда безопаснее полагаться на викингов, поэтому, если нет реальных доказательств обратного, я позволю им забрать это! По крайней мере, это дало этому месту название Шпицберген.
Настоящая, задокументированная история Шпицбергена, однако, начинается в 1596 году, когда голландский исследователь по имени Виллем Баренц отправился в свое третье и последнее путешествие, чтобы открыть Северо-Восточный проход.
Подробнее : Увлекательные факты о Шпицбергене
Цель состояла в том, чтобы найти более быстрый способ доставить торговые суда из Европы в Тихий и Индийский океаны, не спускаясь почти до самой Антарктиды.
Первоначально они открыли небольшой остров, который они назвали Фогель Эйландт или Птичий остров, который в конечном итоге стал Бьёрнёйа или Медвежьим островом, самым южным островом архипелага Шпицберген.
Примерно через неделю они нашли Шпицберген, самый большой остров Шпицбергена, где немного исследовали и установили пост с голландским гербом.
Затем путешествие вернулось к Медвежьему острову, и из-за разногласий два корабля разделились и пошли разными курсами. Произошла трагедия, и Баренц погиб.
Баренц так и не нашел Северо-Восточный проход, но море между Скандинавией и Шпицбергеном сегодня носит его имя. Острова были исследованы Генри Хадсоном, прославившимся на реке Нью-Йорк, в 1607 году, а три года спустя острова стали центром более коммерческой деятельности.
Золото в море
В те дни нефть была очень востребованным товаром. Хотя сырая нефть и ее продукты были известны на Ближнем Востоке, большая часть мира по-прежнему полагалась на растения и животных в качестве топлива и смазки. Киты и моржи особенно ценятся за это, потому что, хотя их трудно убить и поймать, награды огромны.
Подробнее : Замечательная зимняя дикая природа Шпицбергена
В 1604 году британская торговая компания «Московская компания» организовала экспедицию по охоте на моржей в Бьёрнёйя. Недостаток их опыта означал, что они не были очень успешными, но они вернулись в течение следующих нескольких лет, убивая все больше и больше каждый раз, пока в конечном итоге не достигли местного исчезновения.
Компания «Московия» обратила свое внимание на Шпицберген, где сообщалось о большом количестве китов. Их первая экспедиция в 1611 году закончилась кораблекрушением и спасением.
В 1612 году они отправили новую экспедицию и встретили голландских и испанских китобоев. Они были изгнаны Московской компанией с применением силы, что привело к международному конфликту.
Датско-норвежские и британские власти заявили об исключительных правах, в то время как французы, голландцы и испанцы заявили, что судно было свободным из-за того, что оно находилось в международных водах.
Понимая, что это снижает их прибыльность, они согласились разделить остров, а затем, когда Московская компания прекратила свою деятельность, голландцы фактически контролировали остров, предоставив англичанам, французам и датчанам лишь ограниченный доступ.
Читать дальше : Жизнь на Шпицбергене
На пике своего развития Шпицберген обслуживал от 2 до 300 китобойных судов и более 10 000 китобоев, разделенных между командой, занимающейся отловом китов, и наземными станциями, где киты обрабатывались.
Как и в случае с моржами, киты были убиты быстрее, чем их можно было заменить, и в конце концов командам пришлось выйти в открытое море, чтобы найти свою добычу.
По мере того, как большая часть переработки стала производиться в море, а остальная часть перемещалась на материк, потребность в объектах на Шпицбергене сокращалась. Самая известная наземная китобойная станция Смеренбург была заброшена в 1660 году, и закрылась еще одна глава в истории Шпицбергена.
Исследовательский центр
Китобои накопили очень подробные знания о прибрежной географии, но внутренние районы все еще оставались неисследованными.
Первая случайная зимовка на Шпицбергене произошла в 1630-31 гг. английской группой, за которой в 1633-34 гг. последовала голландская группа, успешно завершившая первую плановую зимовку. Это доказало, что, хотя и сложно, постоянные поселения на Шпицбергене возможны.
После упадка китобойного промысла вокруг Шпицбергена 18 -й -й век стал больше посвящен разведке. Другая неудачная русская экспедиция по поиску Северо-Западного прохода в 1764-66 годах провела научные измерения топологии острова.
В 1773 году британская военно-морская экспедиция взяла с острова зоологические и ботанические образцы. По мере того, как научные исследования набирали обороты, на протяжении большей части 18 90 243 90 244 и 19 90 243 90 244 веков было проведено множество крупномасштабных исследований.
Британцы, норвежцы, шведы, русские и французы организовали экспедиции, и именно британский картограф Мартин Конвей составил первую карту внутренней части острова.
Помимо изучения самого Шпицбергена, острова оказались полезной отправной точкой для исследования Арктики. Несколько экспедиций, в том числе дирижабль Руала Амундсена Norge , широко известный как первая успешная миссия к Северному полюсу по воздуху, стартовал из Ню-Олесунна.
Использование природных ресурсов Шпицбергена
Первая попытка создать постоянное поселение на Шпицбергене была предпринята шведской командой, планировавшей добывать фосфорит, богатую фосфором горную породу. Поселение было основано, но добыча полезных ископаемых так и не велась, и оно было быстро заброшено. Вскоре внимание переключилось на уголь, и после нескольких полууспешных попыток в 19 г.06.
Компания Arctic Coal Company была основана под руководством американского промышленника Джона Манро Лонгйира, который приобрел права на западную сторону Адвент-фьорда. Возникший город администраторов и рабочих был назван Лонгйир-Сити, позже переименованным в норвежский перевод Лонгйирбиен.
Другой предприниматель, Эрнест Мэнсфилд, пытался добывать мрамор. Операция началась, но добытый мрамор оказался непригодным для использования и вскоре был сложен. К 1910-х годов было принято, что уголь был единственным ресурсом на Шпицбергене, который стоило добывать.
Шведы построили рудники в Пирамиде (1910 г. ) и Свеагруве (1917 г.), а голландцы основали Баренцбург (1920 г.).
Лонгйир, Шпицберген
Тем временем из-за трудностей во время Первой мировой войны Арктическая угольная компания прекратила торговлю в 1916 году, и город и его шахты были куплены Store Norsk Spitsbergen Kulkompani (SNSK), часто известной просто как Store Norsk. В том же году норвежцы расширили свою добычу полезных ископаемых, открыв шахты в Ню-Олесунне.
Все это время Шпицберген никому не принадлежал. Дания-Норвегия претендовала на землю, но это продолжалось без правительства и формальных законов. По сути, это была горнодобывающая колония с интересами, которыми управляли различные компании и правительства, в основном гармонично. Однако со временем возникла необходимость в том, чтобы кто-то взял на себя ответственность и разрешал споры.
Договор о Шпицбергене
Попытки установить администрацию на Шпицбергене фактически начались еще в 1897 году, когда финляндско-шведский исследователь Адольф Норденшельд установил, что только датско-норвежские и русские будут возражать против аннексии островов.
В 1907 году правительство Норвегии официально открыло многосторонние переговоры между заинтересованными сторонами. Различные предложения выдвигались на конференциях в 1910-х годах, но прорыв, наконец, наступил только после подписания Парижского мирного соглашения в конце Первой мировой войны.
Норвегия завоевала большую репутацию, сохраняя нейтралитет во время войны. Германия и Россия были исключены из конференции, и в феврале 1920 года Договор о Шпицбергене предоставил Норвегии полный суверенитет над архипелагом. Это произошло при двух условиях.
Во-первых, все подписавшие договор имели равные права на экономические ресурсы. Это означало, что Норвегия не могла решить выгнать все остальные страны со Шпицбергена и оставить его себе.
Во-вторых, острова нельзя было использовать ни в каких «военных целях». Никто не мог превратить острова в перевалочный пункт для военных конфликтов. Через несколько абзацев мы увидим, насколько хорошо это сработало!
Договор вступил в силу в 1925 году, и к 1927 году все нерешенные конфликты относительно того, кому что принадлежит, были разрешены. Норвежское правительство заявило права на все невостребованные земли. Более 19В 20-х и 30-х годах добыча полезных ископаемых сократилась до такой степени, что остались только Store Norske и советский государственный Арктикуголь.
Вторая мировая война
На Шпицбергене было хорошо в первые годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Норвегию в 1940 году, до 1941 года, когда немцы вторглись в Советский Союз. Советы присоединились к союзникам, и Шпицберген внезапно стал стратегически важным местом для линий снабжения союзников.
Первоначально русские предлагали совместную англо-российскую оккупацию Шпицбергена, но норвежское изгнанное правительство отклонило это предложение как противоречащее договору.
Итак, норвежские и советские поселения были заброшены. Германия, увидев пустой плацдарм стратегического значения, заняла Лонгйир и построила взлетно-посадочную полосу и метеостанцию. В 1942 году пытались освободить остров. Несмотря на нападение немецких войск, им удалось разместить гарнизон в Баренстбурге.
Затем немцы покинули Лонгйир и вместо этого в ходе операции «Цитронелла» атаковали остров эсминцами и линкорами, чтобы сравнять с землей Лонгйир, Баренцбург и Грумант. В 1944 они вернулись с бомбардировщиками, чтобы уничтожить Свягруву.
После войны норвежцы и советские войска возобновили свои операции и восстановили разрушенные поселения. Добыча полезных ископаемых продолжается на Шпицбергене и по сей день, как в Норвегии, так и в России.
Связь с миром
Несмотря на то, что Лонгйир был круглогодичным поселением на протяжении большей части 20 90 243 го 90 244 века, он все еще был корпоративным городом. Инфраструктура была предназначена для поддержки добычи полезных ископаемых, а не для создания места, где семьи могли бы жить и строить сообщество.
В 1970-х годах правительство Норвегии заговорило о необходимости процесса «нормализации», чтобы превратить корпоративный город в обычное сообщество, которое могло бы быть самодостаточным, помимо добычи полезных ископаемых.
Важнейшим шагом вперед стало открытие аэропорта Лонгйира в 1975 году. Это обеспечило регулярное и быстрое сообщение между островом и материком, что позволило Свальбарду быть гораздо менее изолированным в суровые зимы.
Аэропорт Лонгйира
Тем не менее, только в 1990-х эта нормализация стала реальностью. Власти вводят полный комплекс услуг, включая строительство торгового центра, и диверсифицируют экономику. Первый полноценный отель, Svalbard Polar Hotel, открылся в 1995 году, открыв путь для туризма.
Ню-Олесунн
Хотя Лонгйир был первым крупным поселением и остается самым северным жизнеспособным общинным городом в мире, Ню-Олесунн также является важной частью истории Шпицбергена. Это город, который начинался с добычи полезных ископаемых и превратился в крупный глобальный исследовательский центр, попутно свергнув целое правительство!
Компания Kings Bay Kul Comp, основанная в 1917 году Питером Брэндалом и его горнодобывающей компанией, была национализирована в 1933 году после многих лет плохой работы. Добыча полезных ископаемых продолжалась до тех пор, пока серия несчастных случаев со смертельным исходом, в том числе одна авария, в результате которой погиб 21 горняк, не вызвала огромный скандал.
Норвежский кабинет под руководством Эйнара Гернхардсена подал в отставку, и добыча полезных ископаемых была окончательно приостановлена. В последующие годы открылся ряд исследовательских центров, таких как телеметрическая станция Kongsfjord. Kings Bay продала все свои права на уголь компании Store Norske, сохранив за собой только права собственности.
Круглогодичное население Ню-Олесунна сегодня составляет около 30 человек, в основном это ученые, а в летние месяцы оно увеличивается до 120 человек. Это по-прежнему корпоративный город, и хотя это не настоящий семейный поселок, он претендует на звание самого северного функционального гражданского поселения в мире.
Русские поселения
Хотя норвежцы преобладают в населении Шпицбергена, а Лонгйир является крупнейшим городом, так было не всегда. Россия вошла в угледобывающую промышленность Шпицбергена, открыв шахту в Груманте, а затем присоединилась к голландским и шведским концернам в Баренцбурге и Пирамиде.
После Второй мировой войны норвежцам удалось довольно быстро вернуться к довоенным уровням добычи полезных ископаемых, но русским потребовалось гораздо больше времени и потребовалось больше рабочей силы. В какой-то момент 2000 россиян производили меньше угля, чем 1000 норвежцев на острове.
Баренцбург
Поселение в Грумант выросло до 1200 человек и стало самым большим на Шпицбергене. Он был заброшен в 1960-х годах, но его остатки сохранились до сих пор. Пирамида просуществовала дольше, действуя до 19 века.90-х, прежде чем был заброшен. Летом в городе проживает 6 смотрителей, и были предприняты попытки превратить его в туристическую достопримечательность.
Русские до сих пор эксплуатируют шахты на Шпицбергене, в Баренцбурге. В городе проживает 470 человек, что делает его вторым по величине поселением на архипелаге. Он почти полностью состоит из этнических русских и украинских рабочих.
Они пытаются привлечь в город туристов, но инфраструктура острова делает это трудным, и усилия пока не приносят достаточного дохода, чтобы возродить Баренцбург.
Город находится примерно в 55 км от Лонгйира, и здесь нет дорог. Транспорт между ними осуществляется на лодке, снегоходе или вертолете. Поскольку Шпицберген является суверенной норвежской территорией, в Баренцбурге есть российское консульство. Это самая северная дипломатическая миссия в мире.
Будущее Шпицбергена
Сегодня туризм составляет все большую долю экономики острова. Поскольку добыча полезных ископаемых подвержена скачкам и падениям мировых цен на уголь, что приводит к снижению прибыли, поэтому острову необходимо привлекать деньги из других источников.
В суровые зимние месяцы некоторые выносливые туристы готовы приехать сюда, но летом Шпицберген действительно оживает. Город с населением чуть более 2000 человек ежегодно принимает десятки тысяч туристов, прибывающих рейсами и круизными лайнерами.