Разное

Когда жил будда: Восток: Жизнь Будды: легенда и тексты

Восток: Жизнь Будды: легенда и тексты

Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» продолжают цикл лекций «Запад и Восток: история культур». Очередная лекция относится к циклу «Восток»: «Жизнь Будды: легенда и тексты».

Лектор — Максим Альбертович Русанов, кандидат филологических наук, переводчик индийской и персидской литературы, заведующий кафедрой Южной и Центральной Азии Института восточных культур и античности РГГУ.


 


 

Существует множество книг, в которых изложена легенда о Гаутаме — царевиче, отказавшемся унаследовать трон и покинувшем дом в надежде отыскать способ избавления от страданий, на которое обречено каждое живое существо. Гуатама достиг просветления, произнёс множество проповедей и основал общину учеников, которой суждено было расти и развиваться, превратившись в одну из мировых религий.

Цель лекции — дать представление о тех подлинных текстах, в которых первоначально представлена эта легенда. Речь пойдёт о жанрах буддийской литературы, содержащих рассказы о Будде и развитии, неотделимых от формирования и развития самого предания.

Основные тезисы лекции:

  • Биография Будды (традиционные, но весьма сомнительные даты жиз­ни — 563–483 годы до н. э.) известна нам только из буддийских источников, то есть из религиозной литературы. Никаких светских исторических сочинений в Древней Индии не существовало, ранние тексты других индийских религий (брахманизм, джайнизм) Гаутаму Будду не упоминают. Поэтому все, кто обращался к событиям, связанным с возникновением буддизма, черпали информацию из агиографической (житийной) литературы этой религии.
  • Огромные усилия нескольких поколений ученых были потрачены в попытках воссоздать исторически достоверную биографию человека, чьим проповедям предстояло оказать столь серьёзное воздействие на индийскую и мировую культуру. Тщательно анализировались источники, рассматривались и сопоставлялись все известные варианты каждого эпизода жития. Твёрдо установлено, что известная нам биография Будды не существовала среди его последователей (в общине) изначально, она формировалась в течение несколько столетий. Многое из того, что ранее воспринималось в качестве вполне достоверных фактов, оказалось легендой.
  • Но надёжного критерия для различения исторического и мифологического выработано так и не было. Можно сказать, что мы всегда имеем дело лишь с преданием. Коль скоро мы не можем — и, видимо, никогда не сможем — доказательно восстановить историческую биографию основоположника буддизма, какие проблемы стоят перед исследователями буддийской житийной литературы?
  • Буддийская агиография, как и любая агиография, — это совсем не бесстрастное историческое повествование. Она формировалась и перерабатывалась внутри конкретных буддийских школ, и каждый её текст не только изложение событий прошлого, в которое следовало верить, но и отстаивание определённых взглядов, возведение этих взглядов к самому Будде. Следовательно, перед исследователем стоит задача установить смысл каждого эпизода легенды, понять, что повлияло на появление этого эпизода в предании и как он переосмыслялся в дальнейшем.
  • Если мы обратимся к древнейшим буддийским текстам, мы не найдём последовательно изложенного жития Гаутамы Будды. Главными ценностями для ранней буддийской общины, которые следовало бережно сохранить и передать будущим поколениям, были дхарма и виная. Дхарма — это учение, изложенное Буддой в многочисленных проповедях и беседах. Виная — правила поведения для буддийских монахов и монахинь. Но дело не только в этом. Дело в том, что самого жанра биографии в Древней Индии не было. Большие литературные формы, необходимые для такого рода повествования, вырабатывались внутри общины постепенно. Сравнивая источники, мы можем проследить путь от коротких текстов, посвященных одному небольшому эпизоду, до пространных агиографических памятников, охватывающих всю биографию Просветленного.
  • Иными словами, предметом изучения является не история Будды, а история легенды о нём.

     


     


         


     


     



    Мини-выставка, подготовленная к лекции «Жизнь Будды: легенда и тексты», представляет уникальные издания буддийского канона из фонда Центра восточной литературы РГБ.


     

    В многовековой истории человечества известно множество буддийских источников, заслуживающих внимания, однако самым древним памятником считается буддийский канон на языке пали «Типитака», или «Трипитака». («Три корзины», канон состоит из трёх главных разделов). Формирование канона началось после смерти Будды в V веке до н. э. (около 483 года до н. э.). Тексты, входящие в «Палийский канон», несколько веков передавались из уст в уста. Периодически проводилась их систематизация на буддийских соборах. Завершилось формирование канона лишь в III веке до н. э. при императоре Ашоке (ок. 264–227 гг. до н. э.), а записан он был ещё спустя два века на Цейлоне в правление короля Ваттагамани (I век до н.  э.). Изначально канон был записан на языке пали на пальмовых листьях и длительное время существовал в рукописном виде. Именно на «Палийском каноне» основывается учение Тхеравады, почитающееся буддистами Шри-Ланки, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Камбоджи и Лаоса.


    На выставке представлено первое печатное издание «Трипитаки» на языке пали тайским (сиамским) шрифтом. История его создания восходит к концу XIX века. Король Таиланда Чулалонгкорн отдал распоряжение о необходимости создания печатного издания «Трипитаки» в 1893 году, чтобы отметить 25-ю годовщину своей коронации и исполнить свою королевскую роль защитника буддийской веры. Чулалонгкорн поручил издать священные тексты канона общим объемом 39 томов современным тайским (сиамским) шрифтом. Всего было напечатано 1000 комплектов по 39 томов каждый, после чего в 1896 году книги были отправлены в качестве королевских подарков в 260 культурных, образовательных и научно-исследовательских учреждений по всему миру.


    В мае 1896 года в Москве на торжествах по случаю коронации Николая II присутствовала делегация Сиамского королевства, которая от имени короля привезла различные подарки. В их числе было 20 комплектов книг священного буддийского писания «Трипитака». Привезенные делегацией книги вскоре были распределены по крупным библиотекам, университетам и музеям России. На сегодняшний день известно наличие данного издания «Трипитаки» в четырёх библиотеках России — в Российской государственной библиотеке, Российской науиональной библиотеке, Национальной библиотеке Республики Татарстан и в Научной библиотеке Томского государственного университета.


    Все тома переплетены в полукожаные переплёты, на верхней крышке золотом вытиснен герб Королевства Сиама, а на фронтисписе каждого тома помещен литографированный портрет короля в национальном костюме. В фонде Центра восточной литературы РГБ хранится полный 39-томный комплект «Трипитаки».


     

    Типитака : [в 39 т.]. — [Бангкок, 1893]. На языке пали. Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 53-3/11


     


     


    Помимо «Трипитаки» на языке пали известны и другие варианты буддийского канона. Среди них: «Сань-цзан» (на китайском языке), почитающийся буддистами махаяны Китая, Кореи, Японии и Вьетнама, а также «Ганджур» (на тибетском языке), священный для народов Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы.


    Одно из сокровищ Центра восточной литературы — буддийский канон — огромное собрание текстов, включающее более полутора тысяч произведений. Издание датируется 1735–1737 годами (на основе издания 1403–1424 годов).


    На выставке представлено несколько сутр из канона «Сань-цзан». Среди них — «Лотосовая сутра». Это важнейший текст буддизма махаяны, составленный в I — начале II века. Лотосовая сутра получила широкую известность и популярность на Дальнем Востоке, её текст был переведён на тибетский, уйгурский, тангутский, монгольский, маньчжурский языки. «Так я слышал. Однажды Будда пребывал в городе царской обители, на горе Гридхракута с собранием великих бхикшу числом двенадцать тысяч человек…» (Пер. А. Н. Игнатовича).


    Ещё одно издание — «Сутра об освобождении добродетели через великое просветление», переведённая знаменитым проповедником и переводчиком буддийских текстов на китайский язык Сюань-цзаном. Он является основателем школы переводов, куда приезжали учиться буддисты не только со всего Китая, но также из Японии и Кореи. Работа Сюань-цзана и его учеников стала большим вкладом в распространение буддизма на Дальнем Востоке. А также «Сутра золотого света» с прекрасной иллюстрацией.


    Слева направо:


    Фо цзан. Т. 15 : Да божэ боломидо цзин. — [Б. м., 1735–1737]. Сутра об освобождении добродетели через великое просветление. На китайском языке. Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 2-2/2



    Фо цзан. Т. 139 : Мяо фа лань хуа цзин. — [Б. м., 1735–1737]. Лотосовая сутра. На китайском языке. Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 2-2/2



    Фо цзан. Т. 138 : Хэ бу цзинь гуан мин цзин. — [Б. м., 1735–1737]. Сутра золотого света. На китайском языке. Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 2-2/2


     


     

    Фо цзан. Т. 138 : Хэ бу цзинь гуан мин цзин. — [Б. м., 1735–1737]. Сутра золотого света. На китайском языке.

    Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 2-2/2


     


     


    «Ганджур» (тиб. «Передача слов [Будды]») составлен в первой трети XIV века тибетским учёным Будоном Ринчендубом. Канон состоит из семи разделов, 108 томов, содержащих 84 000 поучений. «Ганджур» выступает в двух качествах: как предмет культа и как источник догматики. На выставке представлено несколько сутр из канона «Ганджур». Среди них — сутра «Символ меча» на монгольском языке, изданная в XIX веке; «Сутра сорока двух глав», изданная в Пекине в XVIII веке на параллельных монгольском, маньчжурском, китайском, тибетском языках; ксилографическое издание сутры «О вреде табакокурения» XIX века.


    Уда видулху насайн хурдун. — [Б. м., XIX в.]. Символ меча : Сутра канона Ганджур. На монгольском языке.

    Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 4-19/76


     


     

    Сутра сорока двух глав. — [Пекин, XVIII в.]. Отсутствует в тибетском каноне. Перевод с китайского языка. Текст параллельно на мангольском, маньчжурском, китайском и тибетском языках.

    Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 17-14/24


     


     

    О вреде табакокурения. — [Пекин, XIX в.]. Буддийская сутра канона Ганджур. На монгольском языке. Ксилогр. изд.

    Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 4-19/89


     


     


    Кроме того на выставке представлены красочные издания:


    Бамчин Ранга. Высшее средство освобождения духа. — Пекин, 1672. Текст на монгольском языке.

    Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 14-17/1


     


     

    Ургьен Сангье-лингпа. Солдеб. — [Калданпхунцхог-линг, 1675]. Сборник произведений, посвященных буддийскому проповеднику Падмасамбхаве (VIII в. ). Текст на тибетском и монгольском языках.

    Шифр хранения Центра восточной литературы РГБ: ЗВ 7-2/64


     


     

Сиддхартха Гаутама Будда: биография | Ashaindia


Содержание:

  1. Биография Будды
  2. Отстранение и новый образ жизни
  3. Просветление Сиддхартхи
  4. Формирование Сангхи
  5. Распространение Учения
  6. Смерть Будды
  7. Сколько Будд жило на Земле?


Сиддхартха Гаутама (Будда) являлся духовным учителем в Индии VI-V вв. до н.э. Он вел аскетичную жизнь и считался просветленным существом. Сиддхартха Гаутама стал основателем современного буддизма. Он вел всех желающих через избавление от невежества, прохождение целебных мучений и перерождение духа к нирване – спокойствию ума.


Биография Будды


Жизнь Будды Сиддхартхи описана в священных индийских текстах – «Лалитавистарда Сутра», «Буддачарита». Исторические данные из «Ниданаката», «Махавасту» также говорят о деяниях, которые совершил Будда. Биография Гаутамы (Готамы) берет свои истоки от II-I в. до н.э., то есть через 3-4 столетия после его смерти. Поэтому есть вероятность искажения фактов в жизнеописании Будды, так как оно было создано на основе рассказов его последователей.


В биографии однозначно только его религиозное имя – Будда, обозначающее «просветленный». В священных книгах нет информации о хронологии, поэтому точные даты событий из жизни Гаутамы неизвестны. Предпочтение в биографических писаниях отдается философским аспектам.


Считают, что Сиддхартхи появился на свет в майское полнолуние. По легенде Гаутама Будда родился в столице Лумбини (юг современного Непала). Жизнеописание Сиддхартхи говорит, что его отец Шуддходана принадлежал к роду Шакья. Он был местным правителем.


Супруга царя Маха Майя видела во сне белого слона с 6 бивнями. Он вошел в ее тело со стороны правого бока. Согласно другим источникам, во сне царице привиделся благословивший ее слоненок. По легенде перед этим был зачат Будда.


Через 9 месяцев мать Сиддхартхи Гаутамы по традиции отправилась к своим родителям. Она была на пути к их дому, когда начались схватки. Маха Майя родила в роще Лумбини под деревом ашока, склонившем к ней свою ветвь для опоры. Женщине помогали ее служанки. Легенды говорят, что сразу после родов прошел очищающий дождь, омывший дитя и мать. Большинство источников сообщает, что Маха Майя вскоре скончалась.


Новорожденный сразу встал на ноги и сообщил, что он в этом мире старший и пришел для спасения людей от мучений. Младенец также сказал, что это тело – его последнее перерождение, и других воплощений для него больше не будет. Ребенок сразу начал ходить, а под каждым его шагом расцветал лотос.


По традиции на 5-й день после появления на свет принца Гаутамы в его родном дворце собрались мудрецы, чтобы сделать предсказания. Новорожденному прочили великое будущее, поэтому мальчика назвали Сиддхартхой (на санксрите «сиддха» значит «достигать», а «артха» – «смысл»). Позже имя Будды стали дополнять эпитетами, описывающими качества его характера:


  • Виджья-чарана-сампано – Обладающий великим знанием и совершенным нравом;


  • Локавиду – Знаток многих миров;


  • Саттхадева-Мануссанам – Проповедник для людей и божеств;


  • Арахам – Почитаемый, Достойный;


  • Джина – Освобожденный, Свободный;


  • Саммасамбуддхо – Полностью просветленный.


Провидец Асита нашел у младенца более 30 признаков выдающегося человека. Он предположил, что ребенок станет величайшим правителем или святым. Один из предсказателей сообщил, что царевич откажется от власти после лицезрения старости, болезни, смерти и аскезы.  


Отец старался оградить сына от негативного влияния внешней жизни, чтобы сделать из Сиддхартхи великого царя. Гаутама (будущий Будда) жил только в пределах трех дворцов. По велению отца его не выпускали за пределы дома, поэтому в юности он не смог познать прелестей и недостатков жизни простых людей. 


Мальчика воспитывала тетя по материнской линии – Маха Паджапати. Сиддхартха был очень любознательным и вдумчивым, поэтому получил отличное образование. Он умел задавать вопросы, которые ставили в тупик даже опытных учителей. В 16 лет Гаутама женился на принцессе Яшодхаре, которая через несколько лет родила ему сына. 


Стены не остановили любознательность и стремление к получению новых знаний Сиддхартхи. В 29 лет он наконец смог выбраться за пределы привычного дома. Готама увидел на улицах больных людей, нищих стариков, похоронную процессию, а затем – безмятежного отшельника. Сиддхартха понял, что старость, страдания и смерть являются неизбежными этапами жизни. Но Будда также осознал возможность достижения спокойствия и безмятежности, как у встреченного отшельника.


Гаутама пришел к выводу, что богатство и власть не защищают человека от внешнего воздействия. Царевич понял, что для спасения души подходит только путь самосознания. Он является единственной возможностью узнать о природе мучений и достичь состояния спокойствия, свободы от страданий.


Сиддхартха говорил, что невежды часто отворачиваются от пожилых, больных и нищих людей, не думая о том, что сами могут постареть, обеднеть и занедужить. Гаутама решил, что не хочет быть подобным тем, кто с отвращением смотрит на других. После этого он не мог наслаждаться молодостью, богатством, а желал только следовать пути просветления.


Отстранение и новый образ жизни


После побега из дворца Гаутама осознал свой новый смысл жизни. В 29 лет Сиддхартха оставил семью, бросил свое богатство и отправился в путь, чтобы отыскать способ избавления от мирских мучений. Гаутама покинул дворец со своим слугой Чанной, который помог ему сбежать незамеченным. 


Легенда говорит, что даже звук лошадиных копыт Сиддхартхи и его сопровождающего был приглушен богами, чтобы сделать уезд тайным. После побега из дворца Гаутама встретил нищего и попросил его обменяться одеждой. После этого царевич отпустил Чанну и пошел в дальнейший путь самостоятельно.


Гаутама начал дорогу к пробуждению в Раджагахе – регионе княжества Магадха. Не имея ничего из своего богатства, принц стал придерживаться аскезы, прося милостыню, как обычный нищий. Узнав о путешествии Шакьямуни, Бимбисара – правитель Мадагхи – предложил царевичу Гаутаме место на троне. Сиддхартха не принял власть и пообещал посетить владыку по достижении просветления.


После уезда из Раджагахи Гаутама нашел двух отшельников, ставших для него наставниками по медитации и йоге. Царевич быстро освоил учение святого мудреца древности Алара Калама. Через некоторое время Гаутама покинул его в поисках новых знаний.


Затем Сиддхартха стал обучаться у мудреца Уддаки Рамапутты, который преподавал другой вид медитации. После освоения всех необходимых знаний и достижения высокой степени сосредоточенности Гаутама покинул и его. Царевич хотел овладеть всеми известными навыками и духовными практиками.


Несколько лет Сиддхартха вел аскетичный образ жизни и скитался по Индии. Он чуть не погиб от использования некоторых техник по умерщвлению плоти. Благодаря этому опыту Гаутама пришел к выводу, что строгий аскетизм не приведет к желаемому результату. Изможденное тело не сможет поддерживать ясное и чистое сознание, необходимое для просветления.

Просветление Сиддхартхи


После отказа от строгой аскезы четверо спутников Сиддхартхи оставили его. Они решили, что наставник бросил свой путь и отказался от просветления. Гаутама снова отправился в странствие в одиночестве и вскоре оказался около города Гая (Мадагха). 


Здесь Сиддхартхе встретилась простая деревенская женщина, принявшая его за древесного духа. Увидев изнуренность Гаутамы, она предложила ему молоко и пищу. Сиддхартха согласился перекусить, а затем уселся под кроной дерева Бодхи и дал клятву медитировать, не вставая, пока не отыщет истину.


В процессе самосознания Гаутаме старался помешать демон Мара, но царевич был сосредоточен и не поддавался его искушениям. Затем злой дух отправил к нему своих приспешников, которые напустили стихийные бедствия на царевича. После этого Мара отправил к Сиддхартхе своих дочерей, чтобы они соблазнили мужчину. Но Гаутама не поддавался ни одному искушению.


Демон не мог вынести непоколебимости Сиддхартхи и явился к нему снова. Он спросил, чем мужчина сможет доказать свою праведность. В ответ на это царевич отпустил ладонь на землю и объявил: «Свидетельствую!». После этого Мара перестал одолевать принца, поверив в его праведность.


Через 49 дней обета в полнолуние мая Гаутама достиг просветления. Согласно легендам, это случилось в возрасте 35 лет Сиддхартхи. После этого его стали называть разными именами, одно из которых Шакьямуни, что с санскрита переводится как «Мудрец из рода Шакья». Сиддхартха пришел к выводу, что человеческие мучения рождаются в невежестве, поэтому любой может прийти к пробуждению. Эти знания позже были объединены в:


  • «Сутру колеса Дхармы»;


  • «Благородный Восьмеричный Путь»;


  • «Четыре Благородные Истины».


Эти тексты Будды стали основой новой религии – буддизма. Она вела своих приверженцев к пробуждению духа. Согласно религиозным канонам, наивысшая точка просветления доступна каждому человеку. Такое состояние на языке пали называют ниббаной, а в санскрите – нирваной. 


После достижения Сиддхартхой пробуждения его стали именовать Буддой. Еще несколько дней (по легендам – 49 суток) Гаутама находился в медитативном состоянии, размышляя, стоит ли дарить миру новые истины.  


Сомнения были основаны на знаниях об алчности, злости, лживой натуре многих людей, которую Сиддхартха успел увидеть во время своих странствий. Из-за собственных пороков человек может не заметить глубину и тонкость истины.


Согласно легендам, Сиддхартху посетил бог Сахампати, чтобы вступиться за людей и объяснить, что в мире есть те, кто сможет понять всю важность Дхармы (истины). После этого Гаутама решил обучать любого желающего пути к достижению просветления.


Формирование Сангхи


Первыми последователями Сиддхартхи были Бхаллика и Тапусса – два купца, встреченные им по пути из Мадагхи. Гаутама дал им несколько своих волосинок с головы. Согласно легенде, эти частички тела настоящего святого до сих пор хранятся в Шведагоне – храме Мьянмы.


После этого Сиддхартха отправился в Варанаси, где планировал поделиться с бывшими наставниками своими достижениями. В пути боги явились к нему и сказали, что Рамапутта и Калама уже скончались.


После божественного откровения Гаутама решил отправиться в Сарнатх. Там он проповедовал о «Первом повороте колеса Дхармы» бывшим соратникам по аскетичному образу жизни. В этом учении он описал знания и истины, давшие толчок Колесу Дхармы и возникновению первой сангхи – общины буддистов. Пятеро первых ее участников скоро стали архатами (достигшими полного просветления).


Позже к общине присоединились трое братьев Кассапа со своими последователями (около 1 тыс. человек). Также в сангху вскоре вступил монах Яса с 54 сопровождающими.

Распространение Учения


Согласно легендам, после просветления и проповеди Гаутама Будда отправился в путь по долине р. Ганг вместе со своими последователями. Он стал создателем нового пути просветления и преподавателем этого учения всем желающим людям, несмотря на их происхождение и прошлое.


Буддийская община Сиддхартхи совершала путешествия с целью просвещения 8 месяцев в году. Остальное время она проводила в монастырях из-за погодных условий. Жители соседних местностей часто приходили на их проповеди.


После формирования сангхи впервые преодоление вассаны (привычных склонностей, негативных черт характера, низменных желаний) провели в Варанаси. Затем буддийская община отправилась в Раджагриху, чтобы выполнить обещание Гаутамы о визите в царство Бимбисары после достижения пробуждения.


Во время посещения Магадхи было проведено посвящение двух важных последователей учения Будды – Шарипутры и Моггалланы. Они активно проповедовали учение Сиддхартхи. Следующие 3 вассаны прошли в Бамбуковой Роще, где за счет Бимбисары содержался монастырь.


Вскоре слухи о пробуждении Сиддхартхи дошли до его отца – Шуддходана. Узнав о просветлении потерянного родного сына, царь отправил к Будде делегацию, чтобы вернуть принца домой. Послы Шуддходана, приехавшие к Гаутаме, прислушались к проповедям и стали частью сангхи. 


Еще 8 делегаций также присоединились к буддийской общине, а десятая смогла повлиять на Сиддхартху. Во главе послов стоял друг детства Гаутамы – Калодайин, который и убедил царевича вернуться домой в Капилавасту. Но Будда отправился к своему отцу пешком и по пути своей двухмесячной дороги рассказывал всем страждущим о новом учении Дхармы.


Пятая вассана произошла во время проживания Гаутамы в районе Вайшали. Тогда же Сиддхартха узнал о скорой смерти своего отца и пошел к нему, чтобы передать учение Дхармы. Перед самой кончиной Шуддходана достиг освобождения и вышел из колеса перерождений, став архатом. 


Мачеха Гаутамы тоже хотела познать Дхарму и вступить в общину. Будда не принял ее в сангху и отправился в Раджагриху. Приемная мать Сиддхартхи не смогла смириться с отказом и собрала группу женщин благородного происхождения, также стремившихся стать частью общины. Убедившись в серьезности намерений, Будда согласился на их принятие в сангху с условием соблюдения определенных правил (винаи).


Смерть Будды


Противостоящие религиозные объединения много раз покушались на жизнь и здоровье Гаутамы. Но Будда не переставал верить, что любой человек может ступить на путь просветления. Сиддхартха не причислял свою персону к святым или божествам. Он называл себя обычным человеком, которому повезло познать высшую истину.


Согласно священным писаниям о Гаутаме, Сиддхартха Шакьямуни умер 80 лет в г. Кушинагар, предупредив об этом своих последователей. Он передал им сообщение, что его дух скоро перейдет на новый этап пути, знаменующий конечную фазу достижения бессмертия. Гаутама объявил, что покинет свое тело, после чего совершил свою последнюю трапезу и вскоре скончался.


Сутры из Махаяны утверждают, что Будда был здоров и молод, но выглядел гораздо старше и болезненнее. Последователи Сиддхартхи считают, что он принял более понятный простым людям облик для ухода из земной жизни. Если верить легендам, то Будда Шакьямуни хотел показать, какой результат приносят рожденным в колесе сансары плохие поступки, оскорбления и обиды. Так он поощрял и стимулировал желание своих последователей стремиться к нирване.


История Будды говорит, что перед оставлением земного тела Сиддхартха обратился к ученикам с вопросом об их сомнениях. Последователи не выказали никаких возражений учению Будды, поэтому Гаутама ступил на новый путь. Он ушел в паринирвану – конец земной жизни, перед этим дав последнее наставление. Сиддхартха сказал, что составные вещи временны, и нужно стараться освободить себя от них с особым тщанием.


Также перед уходом в паринирвану Шакьямуни наставил своих последователей идти за Дхармой, а не за авторитетами. После смерти Сиддхартха был кремирован, а его останки разделили на 8 частей, которые разместили в фундаментах специально возведенных памятников. 


При жизни Шакьямуни запрещал создание символики в свою честь, но после превращения буддизма в полноценную религию построение храмов и установка скульптур под названием «Будда Гаутама» стало нормальным явлением. Одна из известнейших статуй находится на острове Лантау в Гонконге. Ее отлили из бронзы и назвали «Большой Будда». Статуя весит около 250 т и достигает 34 м в высоту.

Сколько Будд жило на Земле?


Согласно легендам, путь Сиддхартхи к пробуждению начался за несколько тысяч лет до его появления на Земле. Это мнение основано на учении о колесе сансары, включающее в себя круг духовных перерождений. Они ограничены кармическим законом, согласно которому все действия человека способны определить его дальнейшую судьбу. От поведения конкретного существа зависит, что его ждет впереди – мучения или счастье.


Часть палийского священного канона Буддавамсе говорит о деяниях Гаутамы и 27 его предшественников. Также она повествует о 29-м воплощении по имени Меттейя, которому только предстоит появиться на Земле. Предшественниками Дипанкары, предсказавшего будущее состояние просветления, стали трое первых Будд:


  • Танханкара – родился в Поппхавади;


  • Медханкара – появился на свет в Ягхаре;


  • Сарананкара – место рождения Випула.


История Будды начинается со встречи Дипанкары с мудрым брахманом Сумедхи. Он был восхищен безмятежностью собеседника и дал себе обещание найти способ достичь такого же спокойствия. Вскоре Сумедхи получил новое имя – Боддхисаттва, означающее «Находящийся на пути к совершенному знанию».


Мудрец открыл истину о том, что нужно много раз воплотиться на Земле в разных обличьях, чтобы донести до людей истину о просветлении. После смерти Боддхисаттвы его тяга к пробуждению и сила никуда не пропали. Они остались с духом Сумедхи и позволили ему многократно перерождаться на Земле. Каждое новое воплощение продолжало дело мудреца и увеличивало его знания. 


Жившие после Дипанкары Будды (по данным википедии)


























Имя


Место рождения


Воплощение


Конданнья


Махаянгана


Виджитави – правитель в Маджхиммадеше


Мангала


Балангода


Суручи


Сумана


Дамбаденайя


Атуло – правитель нагов (змееподобные люди)


Ревата


Монарагала


Путешествующий монах (шраман)


Собхита


Аджанта


Суджата – аскет в Раммавати


Аномадасси


Нагпур


Царь духов природы якша


Падума


Хайдарабад


Лев


Нарада


Веллор


Тапасо (Гималаи)


Падумуттара


Тирупати


Аскет Джатило


Сумедха


Агра


Житель Уттаро


Суджата


Инда


Правитель (Чакраварти)


Пиядасси


Мандалай


Монах Кассапа


Аттхадасси


Таксила


Странствующий аскет Сусино


Дхаммадаси


Патна


Индра (лидер дэвов)


Сиддхартха


Нагаленд


Монах Мангал


Тисса


Читтагонгский горный район


Царь Суджата


Пусса


Варанаси


Виджитави


Випасси


Гондар


Правитель Атула


Сикхи


Арунавати


Ариндамо


Вессабху


Анупаманагара


Садассана


Какусандха


Кхемаватинагара


Правитель Кхема


Конагамана


Собхаватинагара


Царь Паббата (Митхила)


Кассапа


Варанаси


Монах Джотипала


Следующим Просветленным после Кассапы стал Гаутама. Есть легенда, что благодаря одной из своих инкарнаций в форме дэва Шакьямуни получил право выбрать свое последнее воплощение. Согласно писаниям, он решил возродиться в семье рода Шакья. Дело в том, что дух хотел нести знания, но понимал, что к людям с благородным происхождением больше прислушиваются.


Известно, что каждый новый Будда встречал своего предшественника. Тот предсказывал будущему святому пробуждение в одной из следующих жизней. Существует краткое упоминание о том, что каждый Будда, как и Сиддхартха, совершил по 12 важных деяний в своей жизни. 


Общее количество Будд в палийском каноне – 29 воплощений. Они включают будущего святого Метейю (Майтрею – в переводе с санскрита «Любящий»), который спустится с небес в конце нынешней кальпы. Буддисты Азии считают его спасителем от невежества в будущем, когда настоящие каноны будут забыты.


Жизнеописание Будды рассказывает о чудесах, происходивших вокруг него. Много тематической литературы предлагается на сайте «Ашанти». В индуизме считают, что Шакьямуни стал девятым воплощением бога Вишну на Земле. Сейчас остались только писания, гиперболизирующие образ Сиддхартхи. Поэтому все знания об основоположнике буддизма подтверждаются только верой.

Видео: Философия — Будда

Даты Будды

Даты Будды, Сиддхартхи Гаутамы, вот уже более 100 лет вызывают озабоченность в первую очередь западных ученых из-за особенно западной потребности в точной датировке исторических личностей и событий. Проблема с точной датировкой жизни Будды заключается в том, что это просто невозможно из-за отсутствия подтверждающих первоисточников.

Это не исключает современных восточных ученых, которые стремятся к тому же, и не принижает усилия по точности исторических датировок, но древние историки не испытывали такой потребности в точных датах, которой одержимы современные ученые, и поэтому, как буддисты научные исследования убедительно доказывают, что усилия по достижению установленных сроков обречены на разочарование и, в конечном счете, напрасны; хотя это никого не остановило от попытки.

Удалить рекламу

Реклама

Сидящий Будда

Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)

Даты жизни Будды были получены из различных хронологий, все из которых признают, что Сиддхартха Гаутама прожил 80 лет, но не согласны с датами, которые охватывают эти 80 лет. Хронология:

  • Цейлонский Длинная хронология: ок. 624 — ок. 544 г. до н.э.
  • г.

  • Исправлена ​​длинная хронология: c. 567 — ок. 487 г. до н.э.
  • г.

  • Индийская краткая хронология: ок. 448 — ок. 368 г. до н.э. 9 г.0020
  • Современная хронология: ок. 563 — ок. 483 г. до н.э.
  • г.

Существует также так называемая пунктирная хронология, в которой делается попытка датировать смерть Будды, ссылаясь на пять патриархов, пришедших после него, их преемников и точку, поставленную ими в рукописях в конце их жизни. Ученые обычно отвергают эту хронологию из-за невероятно длинных дат, приписываемых патриархам, и того факта, что не каждая буддийская школа признает одних и тех же патриархов и даты. Другие хронологии имеют аналогичные проблемы, и даже современная попытка может быть только приближением.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Легенда Фонда

Трудность в установлении дат Будды связана с легендой, повествующей о ранней жизни Сиддхартхи, его просветлении и деятельности после просветления. Ученые согласны с тем, что он существовал, но также согласны с тем, что нет никакого способа узнать, отражают ли описанные события его жизни историческую правду.

Согласно легенде, Сиддхартха родился у индуистского царя, который в ответ на пророчество, в котором говорилось, что ребенок станет великим царем или духовным лидером, защитил своего сына от любых страданий в течение первых 29 лет.лет его жизни. Причина, по-видимому, заключается в том, что пока Сиддхартха не знал о неприятных аспектах существования, он не чувствовал бы необходимости идти по духовному пути.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Основополагающая легенда, которая стала служить биографией Будды, была написана не для установления окончательной хронологии, а для использования в качестве учебного пособия.

План короля работал хорошо, пока Сиддхартха, отправившийся на прогулку в своей карете (или колеснице), не был взят водителем по незнакомой дороге. Согласно некоторым версиям легенды, его постоянный водитель был болен в тот день, и король запретил всем больным или раненым, старым или хромым людям общаться с его сыном, а заменяющий водитель как-то не знал, что он должен держать принца в пределах пределы садов удовольствий. В других версиях не указывается причина, по которой водитель вывез Сиддхартху из идиллического комплекса на улицы города.

По какой-то причине Сиддхартха столкнулся с реальным миром и увидел основные Четыре Знака — старика, больного, мертвого и духовного аскета. Он понял тогда, что он так же подвержен болезням, старению и смерти, как и любой другой, осознал, что жизнь в удовольствиях, которой он жил, может закончиться в любое время, и поэтому отказался от своего положения, чтобы следовать примеру аскета, единственного человек, которого он встретил, которого, казалось, не беспокоила природа жизни. После многих лет духовной дисциплины он достиг просветления, сидя под деревом Бодхи в деревне Бодх-Гая, и его признали Буддой («пробужденным»), после чего он начал учить других пути к просветлению.

Удалить рекламу

Реклама

Учения и смерть

Его духовное озарение ясно показало ему, что люди страдают в жизни, потому что они цепляются за непостоянные ситуации, людей и объекты, как будто они будут существовать, и, таким образом, сопротивляются естественному течению жизни, которое представляет собой постоянное изменение. Чтобы избежать страданий, нужно было отказаться от настойчивости в постоянных состояниях бытия и признать, что все находится в постоянном движении, ничто не будет длиться долго и, следовательно, ничто не имеет какого-либо продолжительного значения.

Гаутама Будда в Падмасане

Фрэнсис Чанг (CC BY)

Он учил, что можно оставить страдание позади, признав Четыре Благородные Истины, ведущие к ментальной и духовной дисциплине Восьмеричного Пути, и, продвигаясь по этому пути, человек оставит привязанность к чувствам и достигнет нирваны (буквально «выдувание» тяги и привязанности). Пока кто-то сопротивлялся природе жизни, он был в ловушке бесконечного цикла перерождений и смертей (9).0065 сансара ), но, следуя его пути, можно было достичь освобождения. Он продолжал преподавать до самой своей смерти, в возрасте 80 лет, и после этого его ученики продолжили его видение и основали школы его имени.

Происхождение основополагающей легенды

Было предпринято много попыток точно идентифицировать отца и царство Сиддхартхи, и множество теорий заполняют книги по всему миру, утверждая, что это было сделано. Проблема этих теорий в том, что они исходят из легенды, написанной много лет спустя после смерти Сиддхартхи и с определенной целью. Ученые Роберт Э. Басуэлл-младший и Дональд С. Лопес-младший комментируют:

Удалить рекламу

Реклама

Хотя на Западе существует большой интерес к «биографии» Гаутамы или Будды Шакьямуни, ранняя традиция, казалось, стремилась продемонстрировать его сходство с буддами прошлого, а не его уникальность. Такая озабоченность отчасти была мотивирована необходимостью продемонстрировать, что то, чему учил Будда, было не нововведением отдельного человека, а, скорее, повторным открытием вневременной истины (то, что сам Будда называл «древним путем»), которая была открыта в точно так же, с незапамятных времен, человеком, предпринявшим такую ​​же длительную подготовку. В этом смысле учение о существовании будд прошлого позволило раннему буддийскому сообществу претендовать на авторитет, аналогичный авторитету Вед их индуистских соперников и джайнской традиции предыдущих тиртханкаров. Таким образом, в своих биографиях все будды прошлого и будущего изображаются делающими одно и то же. (149)

Основополагающая легенда, которая стала служить биографией Будды, была написана не для того, чтобы установить окончательную хронологию его жизни, а для того, чтобы служить учебным пособием, а также установить древнее происхождение системы верований. Если это так, то попытки привязать к легенде определенные даты столь же тщетны, как и любые попытки трактовать миф как историю.

Проблема хронологии

Сам Будда ничего не писал, и никакие работы, касающиеся событий его жизни, не появляются до тех пор, пока спустя много лет после его смерти. Именно тогда, когда эта смерть (его нирвана , говоря буддийским языком), — это проблема, которую пытались решить ученые. Вплоть до 20 века нашей эры даты Будды принимались как ок. 624 — ок. 544 г. до н.э. (Длинная цейлонская хронология), которая затем была пересмотрена до ок. 567 — ок. 487 г. до н.э. на основании указов царя Маурьев Ашоки Великого (годы правления 268–232 до н.э.). Эти даты, однако, значительно отличаются от Краткой хронологии индийской традиции, которая цитирует ок. 448-368 гг. до н.э. и был принят на основании веры в то, что Будда умер ровно за 100 лет до коронации/посвящения Ашоки.

«Великая ступа» в Санчи

Жеральд Анфосси (CC BY-SA)

Индийская хронология была согласована, по-видимому, на основании не более чем веры в то, что Будда умер ровно за 100 лет до правления Ашоки, потому что это было твердое, круглое число, которое, кажется, правильно звучало как интервал между смертью основателя буддизм и его величайший проповедник Ашока, который распространил буддизм по всему миру. Однако этот интервал невозможно определить как 100 лет, поскольку он должен ссылаться на хронологию пяти патриархов буддизма, которые жили между смертью Будды и правлением Ашоки и чьи даты указаны как чрезвычайно длинные, в соответствии с традицией агиографических текстов. многих различных культур.

Удалить рекламу

Реклама

Современный научный консенсус в отношении дат существования Будды, начиная с ок. 1906 г. н.э., ок. 563 — ок. 483 г. до н.э. на основе внешних свидетельств, таких как джайнские тексты, правление Ашоки и астрономические расчеты, а также вероятные даты основания буддийских школ мысли. Эти даты, однако, также являются приблизительными и, хотя они более приемлемы для современных чувств в отношении точной датировки, далеко не точны. Никакие даты рождения, событий жизни или смерти Будды никогда не будут точными, потому что первые авторы, записавшие события его жизни, как уже отмечалось, не заботились о точности датировки; они заботились о том, чтобы рассказать незабываемую историю.

Знакомства в Древнем мире

Цель любого древнего исторического текста заключалась не в том, чтобы дать более поздней аудитории точную хронологию событий, а в том, чтобы удостовериться, что последующие поколения помнили об этом.

Однако отсутствие конкретных дат в древней истории или биографии вряд ли является уникальным для буддийской традиции. Древние исторические тексты любой культуры имеют тенденцию датировать события по отношению к другим, которые были более известны. В Месопотамии, например, можно найти событие, записанное как «через десять лет после того, как царь Шульги, сын Ур-Намму, совершил свой великий поход», и публика будет знать, что автор имел в виду Шульги из Ура (год правления 2029 г.).-1982 г. до н.э.) и его знаменитый однодневный забег между городами Ниппур и Ур для участия в религиозных праздниках в обоих городах. В Египте можно найти ту же парадигму со строками вроде «Через два года после Великого наводнения» или «На пятом году правления Рамсеса», а в Индии следовали той же модели. Не было очевидной необходимости писать что-то вроде «Шульги из Ура добился большого успеха в 2022 году», потому что простое упоминание известного события давало аудитории контекст, из которого они могли более или менее датировать любое менее известное событие, к которому обращался автор. .

Смысл любого древнего исторического текста заключался не в том, чтобы предоставить более поздней аудитории точную хронологию событий, а в том, чтобы удостовериться, что последующие поколения помнили, что произошло что-то стоящее памяти. Индийская литература придерживается этой парадигмы так же близко, как и любая другая древняя цивилизация, поскольку она впечатляет аудиторию тем, что произошло, но не заходит далеко в указании, когда. Примером этого является битва на Курукшетре, как она появляется в Махабхарате и Бхагавад-гите 9.0066 . Хотя современные ученые и приверженцы индуизма часто называют приблизительные или даже определенные даты битвы, в самих текстах об этом мало говорится. Та же самая парадигма применима к ранним текстам по буддизму, на которые опирались при установлении дат существования Будды.

Хронологии

Четыре хронологии, на которые чаще всего ссылаются, как уже отмечалось, были разработаны на основе текстов, написанных задолго до того, как Будда жил и учил. Средства, используемые учеными для установления этих временных рамок, кажутся такими же произвольными, как и сами даты, и в тот или иной момент все они были признаны «авторитетными». Цейлонская длинная хронология использовалась до начала 20 века нашей эры (и до сих пор признается некоторыми школами мысли) только потому, что она была основана на двух самых ранних буддийских текстах, которые все еще существуют.

Цейлонский Длинная хронология: ок. 624 — ок. 544 г. до н.э. г.: Длинная хронология из Шри-Ланки была признана наиболее точной на основе двух работ: Дипавамса (3-4 вв. Н.э.) и Махавамса (5 век н.э.). Шри-Ланка была первой страной, которую посетили буддийские монахи, когда Ашока начал свою миссионерскую деятельность, и первой страной, которая полностью приняла систему верований. В Дипавамсе утверждается, что сам Будда трижды за свою жизнь посещал Шри-Ланку, что не подтверждается ни индийскими, ни китайскими текстами. Mahavamsa опирался на более раннюю работу, чтобы представить историю в более сжатой повествовательной форме. Хотя исторические фигуры действительно появляются в произведениях, такие утверждения, как визит Будды, не могут быть подтверждены, и хронология позже была пересмотрена, чтобы соответствовать правлению Ашоки.

Исправленная длинная хронология: c. 567 — ок. 487 г. до н.э. г.: Используя эдикты Ашоки в качестве основы, особенно 13-й Большой рок-эдикт, эта хронология включает ссылку на пять патриархов и относит дату 13-го эдикта Ашоки к 255 г. до н.э., утверждая, что между смертью Будды и указ, в котором рассказывается об обращении Ашоки в буддизм после войны в Калинга и его усилиях по распространению буддийской мысли. Эта временная шкала также включает пять патриархов и их очень долгую жизнь, что затрудняет признание ее точной.

Скальный указ Ашоки

Анкур Панчбудхе (CC BY)

Индийская краткая хронология: ок. 448 — ок. 368 г. до н.э. г.: Эта хронология настаивает на промежутке в 100 лет между смертью Будды и коронацией Ашоки. Похоже, что число было получено произвольно.

Современная хронология: ок. 563 — ок. 483 г. до н.э. г.: Современная хронология была впервые создана между 1906-1909 гг. н.э. и опубликована в Журнале Королевского азиатского общества. Ученый Джон М. Сенавератне, написав вскоре после этого, комментирует:

Когда умер Гаутама Будда? Дата, которую до сих пор выдвигали вперед, и еще год или два назад, очень общепринятая, была 544 г. до н. э. Но д-р Флит, великий ученый-востоковед, недавно установил, что Будда умер не в 544 г. до н. э., а в 483 г. до н. э., т. е. 61 г. до н. э. лет позже даты, обычно назначаемой этому событию. Правильность даты доктора Флита не подлежит сомнению. (141)

Эта хронология основана на принятом 80-летнем сроке жизни Будды и на том, что он был младшим современником Махавиры (также известного как Вардхамана, l. c. 59).9-527 г. до н.э.), который установил и систематизировал джайнизм. Доктор Флит, кажется, принял c. Дата 599 г. до н.э. и установленная дата рождения Сиддхартхи ок. 563 г. до н.э. на основе астрономических расчетов, с датой его смерти 80 лет спустя, ок. 483 г. до н.э. Хотя эти даты общеприняты в наши дни, научный консенсус ни в коем случае не является универсальным. Ученый Хайнц Бехерт, например, в 1980 г. н.э. называет теорию Флита серией «крайне ненадежных аргументов» (31). Тем не менее, это наиболее общепринятые даты жизни Будды.

Вардхамана

Васил (CC BY-SA)

Другой хронологией, обычно отвергаемой учеными, является так называемая пунктирная хронология, которая исходит из китайских источников. Этот отчет основан на утверждении, что после того, как Будда умер и его учение было записано, его главный ученик поставил точку в рукописи после последнего написанного им отрывка. Пять патриархов и их преемники делали то же самое незадолго до своей нирваны, причем последняя точка была поставлена ​​в 489 году. н.э. с указанием даты смерти Будды, основанной на смерти последнего патриарха, поставившего точку, в 486 г. до н.э.

Заключение

Сам Будда не позаботился бы об установлении хронологии своей жизни. В его учениях нет ничего, что могло бы предложить заботу о том, когда он родился, как он жил — кроме как о том, как это отражало его видение — или когда он умер, поскольку это представляло бы привязанность к миру. Тот факт, что школы, которые развивались от его имени, часто расходились друг с другом из-за «правильного учения» их основателя и дат его жизни, представляет собой институционализацию системы верований, а не отражение изначального видения и взглядов Будды. сообщение.

Попытки установить авторитетные даты Будды, несомненно, будут продолжаться, но вряд ли они будут более успешными, чем попытки прошлого. Кем бы ни был Сиддхартха Гаутама или когда он жил, не так важно, как то, чему он учил, и попытки определить и придерживаться любой данной хронологии, похоже, определяют то, что поэт 20-го века н. э. Т.С. Элиот предположил в строке из своего «Четыре квартета »: «У нас был опыт, но мы упустили смысл». Сам Будда, несомненно, мягко предупредил бы тех, кто настаивает на определенных датах и ​​событиях его жизни, чтобы они оставили этот предмет вместе с любыми другими привязанностями к иллюзии постоянства, которые, как он подчеркивал, только привязывают человека к циклу страданий.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Буддизм | Определение, убеждения, происхождение, системы и практика

Будда

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Венди
Джаяварман VII
Факсиан
Сюаньцзан
Тайси Сётоку
Похожие темы:
дзен
Махаяна
Четыре благородные истины
тибетский буддизм
Сингон

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Буддизм , религия и философия, возникшие на основе учений Будды (санскрит: «Пробужденный»), учителя, жившего в северной Индии между серединой 6-го и серединой 4-го веков до нашей эры (до нашей эры) . Распространившись из Индии в Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, Корею и Японию, буддизм играл центральную роль в духовной, культурной и общественной жизни Азии, а с 20 в. распространился и на Запад.

Древние буддийские писания и доктрины, разработанные на нескольких близкородственных литературных языках древней Индии, особенно на пали и санскрите. В этой статье слова на пали и санскрите, получившие распространение в английском языке, рассматриваются как английские слова и передаются в той форме, в которой они появляются в англоязычных словарях. Исключения случаются при особых обстоятельствах — как, например, в случае санскритского термина дхарма (пали: дхамма ), который имеет значения, обычно не связанные с термином 9.0065 дхарма , как это часто используется в английском языке. Палийские формы даны в разделах, посвященных основным учениям раннего буддизма, которые реконструированы в основном из палийских текстов, и в разделах, посвященных буддийским традициям, в которых основным священным языком является пали. Санскритские формы даны в разделах, посвященных буддийским традициям, основным священным языком которых является санскрит, и в других разделах, посвященных традициям, основные священные тексты которых были переведены с санскрита на язык Центральной или Восточной Азии, такой как тибетский или китайский.

Основы буддизма

Культурный контекст

Буддизм возник на северо-востоке Индии где-то между концом 6-го и началом 4-го века до н.э., в период больших социальных изменений и интенсивной религиозной деятельности. Ученые расходятся во мнениях относительно дат рождения и смерти Будды. Многие современные ученые считают, что исторический Будда жил примерно с 563 по 483 год до нашей эры. Многие другие считают, что он жил примерно на 100 лет позже (примерно с 448 по 368 год до н. э.). В то время в Индии было много недовольства брахманскими (индуистскими высшими кастами) жертвоприношениями и ритуалами. В северо-западной Индии были аскеты, которые пытались создать более личный и духовный религиозный опыт, чем тот, который можно найти в Ведах (священных писаниях индуизма). В литературе, выросшей из этого движения, в Упанишадах, можно найти новый акцент на отречении и трансцендентном знании. Северо-восточная Индия, менее подверженная влиянию ведической традиции, стала рассадником многих новых сект. Общество в этой области было обеспокоено распадом племенного единства и расширением нескольких мелких королевств. В религиозном отношении это было время сомнений, потрясений и экспериментов.

Группа прото-самкхьи (т. е. основанная на школе индуизма санкхья, основанной Капилой) уже прочно утвердилась в этом районе. Возникло множество новых сект, включая различных скептиков (например, Санджайя Белаттипутта), атомистов (например, Пакудха Каччаяна), материалистов (например, Аджита Кесакамбали) и антиномистов (т. е. противников правил или законов — например, Пурана Кассапа). Однако наиболее важными сектами, возникшими во времена Будды, были адживики (адживаки), которые подчеркивали правило судьбы (9).0065 нияти ), и джайнов, подчеркивавших необходимость освобождения души от материи. Хотя джайнов, как и буддистов, часто считают атеистами, их верования на самом деле более сложны. В отличие от ранних буддистов и адживики, и джайны верили в постоянство элементов, составляющих вселенную, а также в существование души.

Несмотря на ошеломляющее разнообразие религиозных общин, многие из них использовали один и тот же словарь— нирвана (трансцендентная свобода), атман («я» или «душа»), йога («союз»), карма («причинность»), Татхагата («тот, кто пришел» или «один который таким образом ушел»), будда («просветленный»), сансара («вечное возвращение» или «становление») и дхамма («правило» или «закон») — и большинство из них связано с практикой. йоги. Согласно традиции, сам Будда был йогом, то есть чудотворным аскетом.

Буддизм, как и многие секты, возникшие в то время на северо-востоке Индии, основывался на присутствии харизматического учителя, учении, которое распространял этот лидер, и на сообществе приверженцев, которое часто состояло из отреченных членов и мирские сторонники. В случае буддизма этот образец отражен в Триратне, то есть в «Трех драгоценностях» Будды (учителя), дхармы (учения) и сангхи (общины).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В течение столетий после смерти основателя буддизм развивался в двух направлениях, представленных двумя разными группами. Одна из них называлась Хинаяна (санскрит: «Малая колесница») — термин, данный ей ее буддийскими противниками. Эта более консервативная группа, которая включала в себя то, что сейчас называется общиной Тхеравады (пали: «Путь старейшин»), составляла версии учений Будды, которые сохранились в сборниках под названием «9».0065 Сутта Питака и Виная Питака и сохранил их как нормативные. Другая основная группа, называющая себя Махаяной (санскрит: «Большая колесница»), признала авторитет других учений, которые, с точки зрения группы, сделали спасение доступным для большего числа людей. Эти якобы более продвинутые учения были выражены в сутрах, которые Будда якобы сделал доступными только для своих более продвинутых учеников.

По мере распространения буддизма он сталкивался с новыми течениями мысли и религии. В некоторых общинах махаяны, например, строгий закон кармы (вера в то, что добродетельные действия создают удовольствие в будущем, а недобродетельные действия создают боль) был изменен, чтобы учесть новые акценты на эффективности ритуальных действий и религиозных практик. Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры в Индии возникло третье крупное буддийское движение, Ваджраяна (санскрит: «Алмазная колесница»; также называемое тантрическим или эзотерическим буддизмом). Это движение находилось под влиянием широко распространенных в то время гностических и магических течений, и его целью было более быстрое достижение духовного освобождения и чистоты.

Несмотря на эти перипетии, буддизм не отказался от своих основных принципов. Вместо этого они были переосмыслены, переосмыслены и переформулированы в процессе, который привел к созданию огромного объема литературы. Эта литература включает Палийскую Типитаку («Три корзины») — Сутта-питаку («Корзина рассуждений»), содержащую проповеди Будды; Виная-питака («Корзина дисциплины»), в которой содержится правило, регулирующее монашеский орден; и Абхидхамма-питака («Корзина особой [дальнейшей] доктрины»), которая содержит доктринальные систематизации и резюме.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *