Разное

Когда умер афанасий никитин: Смоленск, Смоленское княжество

НИКИТИН, АФАНАСИЙ | Энциклопедия Кругосвет

НИКИТИН, АФАНАСИЙ (умер в 1475) – тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автор Хожения за три моря.

Год рождения А.Никитина неизвестен. Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного. Его он описал в своих заметках, озаглавленных Хожение за три моря.

Точная дата начала путешествия также не известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал его 1466–1472, современные российские историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семенов) полагают точной дату 1468–1474. Согласно их данным, караван из нескольких судов, объединивший русских торговцев, отправился из Твери по Волге летом 1468. Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Данное путешествие также началось гладко: Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани (некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет).

В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и, к тому же, посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.

На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской», дойти до Трапезунда, затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье А.Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.

Желая поведать другим то, что повидал сам, А.Никитин вел путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие Хожение за три моря. Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных – змей и обезьян, таинственную птицу «гукук», якобы предвещавшую смерть и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. Деловитый, энергичный купец и путешественник не только искал товары, нужные русской земле, но внимательно наблюдал и точно описывал быт и нравы.

Живо и интересно описал он и природу экзотической Индии. Однако как купец Никитин был разочарован результатами путешествия: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин, но нам они не дадут [ничего] провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много». Скучавший по родной земле, чувствовавший себя неуютно в чужих краях, А.Никитин искренне призывал восхищаться «землею Русской»: «Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. И хотя вельможи русской земли не справедливы, пусть да устроится Русская земля и да будет в ней [достаточно] справедливости!» В отличие от ряда европейских путешественников того времени (Никола де Конти и др.), принявших на Востоке магометанство, Никитин до конца был верен христианству («не оставил веры своей на Руси»), все моральные оценки нравам и обычаям давал, опираясь на категории православной морали, оставаясь в то же время веротерпимым.

Хожение А.Никитина свидетельствует о начитанности автора, владении им деловой русской речью и в то же время очень восприимчивого к чужим языкам. Он привел в своих записках много местных – персидских, арабских и тюркских – слов и выражений, дал им русское толкование.

Хожение, доставленное кем-то в 1478 в Москву дьяку великого князя Василию Мамырёву уже после смерти их автора вскоре были включены в летописный свод 1488, в свою очередь вошедший в Софийскую Вторую и Львовскую летописи. Хожение переведено на многие языки мира. Его автору в Твери в 1955 был поставлен памятник на берегу Волги, на том месте, откуда он отправился «за три моря». Памятник был установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня

В 2003 памятник был открыт и в Западной Индии. Семиметровая стела, облицованная черным гранитом, по четырем сторонам которой золотом выгравированы надписи на русском, хинди, маратхи и английском языках, спроектирована молодым индийским архитектором Судипом Матрой и построена на местные пожертвования при финансовом участии администраций Тверской области и города Тверь.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Никитин Афанасий Умер в 1475. Русские предприниматели. Двигатели прогресса

Никитин Афанасий

Умер в 1475

Афанасий был купцом из города Твери. Во времена Афанасия Тверь не входила в Московское княжество, она была еще самостоятельным княжеством. Афанасий родился в крестьянской семье Никиты, по-видимому, «Никитин» – отчество Афанасия, а не фамилия. Неизвестно, в каком году родился Афанасий Никитин.

Этот человек совершил путешествие в 1468–1474 годах. Он ездил по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу Руси. Обратный путь его лежал через африканский берег – Сомали, – Маскат и Турцию. Он вел путевые записки, известные человечеству как произведение «Хождение за три моря». Записки представляют собой не описание паломничества, а поездки по торговым делам. Оно насыщено наблюдениями обо всей жизни заморских стран – политическом устройстве, экономике и культуре диковинных народов.

Перед путешествием Афанасий, собиравшийся развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани, получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича.


Афанасий Никитин входил в товарищество купцов. Они снарядили два судна, наполнив их разным товаром для выгодной торговли. Торговал Афанасий Никитин, как видно из его записей, «рухлядью», то есть пушниной. Она очень ценилась на многочисленных рынках нижней Волги, а также Северного Кавказа. Другие купцы имели свои суда в этом караване, который плыл по Волге. По всей вероятности, Афанасий Никитин был опытным купцом, к тому же смелым и решительным. Он до этого не один раз посещал заморские страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым. В прошлые разы ему удавалось благополучно возвращаться домой с диковинным товаром, об этом он косвенно упоминает в дневнике.

Тверские купцы выехали из родного города летом 1466 года. Они плыли на двух судах, собираясь осуществить заморскую торговлю в далеких краях: в низовьях Волги и за морем Дербенским – Хвалынским, – так в старину называлось Каспийское море. По своей сути это была обычная коммерческая поездка каравана речных судов по Волге из Твери до Астрахани для налаживания экономических связей с азиатскими купцами. По Великому шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху, шла оживленная торговля. В планах Афанасия Никитина посещения Персии и Индии не было.

Караван судов плыл мимо городов Калязина, Углича, Костромы, Плеса. Об этой части пути в дневнике Афанасия очень короткие записи: всем известные места, обычная походная жизнь. В Нижнем Новгороде произошла длительная остановка. Здесь караван плыл «сторожко и с опаской», ездить по Волге в то время было небезопасно: местные разбойничьи шайки татар нещадно грабили купцов.

Все же в дельте Волги на тверских купцов напал отряд астраханского хана Касима. Путешественникам пришлось взяться за оружие. Нападающие татары «застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили», – сообщает Никитин. К несчастью, одно из суден не прошло через рыболовный ез, а второе село на мель. Татары разграбили эти суда, в плен попало четыре русских путешественника.

Уцелевшим двум судам удалось пробиться в Каспийское море. Однако меньшее из них судно, на котором было «6 москвичь да 6 тверичь», во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). На побережье жили кайтаки, которые разграбили товар, нескольких путешественников же захватили в плен. В Твери Никитин брал товар для заморской торговли в долг, поэтому утрата товара грозила ему по возвращении не только позором, но и привела бы его в долговую яму. Возвращаться в Тверь он не мог, а торговать ему было нечем – все пропало. Так и пришлось Никитину решиться пойти в разведку в чужие страны в надежде на удачу и собственную смекалку и предприимчивость. Никитин много слышал об Индии и ее сказочных богатствах и рискнул отправиться именно туда. Путь лежал через Персию.

С десятком русских купцов Афанасий Никитин попал на посольское судно. До города Дербента добрались благополучно, а из Дербента в Баку. Прежде всего Никитин позаботился об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: кайтаки через год освободили купцов. Но товар разбойники не вернули.

Из Баку в сентябре 1468 года Никитин отправился в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Перевалив горы, которые он называет Эльбурс, затем двинулся на юг. Никитин ехал по южным странам не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь поселении, пытаясь заниматься торговлей. Он пересек Персию от Чапакура на южном побережье Каспия вплоть до Ормуза, куда он попал весной 1469 года. Город-порт Ормуз тогда был большим и оживленным портом Каспийского моря, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Товары из Ормуза доходил и до Руси. Особо были известны «гурмыжские зерна» (жемчуг). Никитин, узнав, что из этих мест вывозят в Индию лошадей, которые там «не родятся» и очень дорого ценятся, приобрел на последние деньги хорошего коня с целью выгодно продать его в Индии. Из Ормуза по Индийскому океану он доплыл до Индии: 23 апреля 1471 года сел на судно и через шесть недель прибыл в индийский город Чаул. Он надеялся, что там можно продать коня и дешево купить товары для перепродажи их на Руси.

Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу. Никитин долго путешествует по разным городам Индии под видом простого ходжи. Его подвергали гонениям. Много натерпелся он от местных властей. Наконец он достиг Бидара, многолюдной столицы государства Бахмани. Только здесь ему удается продать коня. Тверской купец Афанасий Никитин около трех лет путешествовал по Индии. Его путевые записи соотносятся с индийскими хрониками 1471–1474 годов, уточняют и дополняют их. Никитин описал все диковинное и необычное для русского человека: пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян. Его удивляли кастовые и религиозные различия: «разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Странствия за морями Афанасия Никитина продолжались. В январе 1472 года он добрался до священного города Парвата, там он прожил полтора года. Затем почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» провинции Райчур. Наконец он принял решение вернуться на родину.

Купеческая деятельность Афанасия Никитина не имела успеха. Он совершил единственную торговую сделку – перепродал таки жеребца, как сам описывает в «Хождении». Но она обошлась ему в убыток. В его дневнике с досадой записано: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлину. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много».

Никитину предстоял путь домой – через Персию и Трапезунд к Черному морю и далее в Кафу (Феодосию). До родной Твери он, однако, так и не добрался. Первый русский путешественник «за три моря» умер в дороге под Смоленском – тогда это была территория Великого княжества Литовского – осенью 1474 года.

В 1475 году рукопись «Хождения за три моря» попала в руки московского дьяка Василия Момырева. Прочитав, тот сразу же понял, какую ценность представляют записи купца. Ведь до Никитина русские люди не бывали в Индии. Текст Никитина был внесен в Летописный свод 1489 года. Но этот текст, при включении его в летопись, был значительно сокращен. В XVI–XVII веках «Хождение…» неоднократно переписывалось. Историк и писатель Н.М. Карамзин в начале XIX века случайно наткнулся на один из летописных сводов «Хождения…». Благодаря ученому далекое путешествие тверского купца Афанасия Никитина стало известно читающей общественности.


Афанасий Никитин по праву считается не только первым русским путешественником вообще. Его можно считать европейским купцом, побывавшим в Индии за четверть века до знаменитого португальца Васко да Гамы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Путешествие по трем морям

« Travel Более Три Море ‘ — ARNIOR Русский Работа в стиле из диарией. автор — тверской купец Афанасий Никитин — описывает путешествие через Дербент и Баку по земле в Персию и далее в Индию. Путешествие длился с 1466 по 1472 год. По дороге домой, не доехав до Смоленска , Афанасий Никитин умер.

Наиболее вероятная датировка путешествия 1471-1474 годы, по другой гипотезе — 1466-1472 годы. Отправляясь с товарами в Северный Азербайджан (Ширван), А.Никитин был ограблен татарами . Среди людей, имевших долги в России и у которых дорога домой была закрыта из-за банкротство опасность А.Никитин пошел дальше на юг . Он отправился из Дербента в Баку, оттуда впоследствии через Гурмыз в Индию. В некоторых научных и научно-популярных работах А. Никитин именуется «торговым разведчиком, предприимчивым купцом, прокладывающим новый путь в Индию» и т. д. Для таких предположений нет основания : А. Никитин предпринял путешествие волей-неволей, на свой страх и риск, без какой-либо официальной помощи. И когда Никитин наконец вернулся в Россия , он был едва ли более в состоянии погасить свои долги , чем в начале из путешествия . Единственным плодом путешествия были записи Никитина — « Путешествие над три моря «, которые, как кажется, он держал в пути, ожидая, что его записи будут прочитаны его’ Русский Христианин братьев.

В «Путешествии» Никитин подробно описывает маршрут, местами указывая расстояние от одного город другому в днях, рассказывает о своих злоключениях. Много внимания уделяет он описанию Индии: его поражают обычаи, нравы и нравы, одежда, он подробно описывает роскошный образ жизни ханов, религиозные праздники . Не раз заявлял о себе профессиональный интерес купца — Никитин говорит о местных товарах и ценах.

Тверской купец находящийся в иностранном страна не понимала всего вокруг; он может поспешить с неправильными выводами, доверяя суевериям и легендам. Но где А.Никитин ориентировался не на рассказы своих собеседников, а на собственные наблюдения его выводы были верными и трезвыми. Несмотря на всю своеобразность Индии по сравнению с Россией Никитин увидел там хорошо знакомую ему картину человеческих отношений : «И земля густо населена, сельские люди очень бедны, дворяне очень сильны и богаты».

А.Никитин пребывал в основном на территории сильнейшего мусульманского государства Южной Индии — штатов Бахманидов, он мог заметить разницу между мусульманскими завоевателями и местным населением — народом «гундустан». Никитин отмечал, что хан «ездит на людях», хотя «у него много хороших слонов и лошадей». В противоположность «ост-индейцам» (индуистам) мусульмане неоднократно пытались обратить Никитина в ислам, и сила мусульманского султана, возможно, могла бы 0009 императрица нем. Но записи автора, хранившиеся у него в Индии, о его приверженности христианству и факте его возвращения в Россию дают основание думать, что А.Никитин не поддался этим попыткам . Общение с представителями разных религий оказало, вероятно, влияние на его мировоззрение и вылилось в своего рода синтетический монотеизм, который он сам выразил в словах : «И правильную (т. е. правильную, истинную) веру знает только сам Бог, и правильная вера — знать единого Бога, восхвалять имя Божие на всяком месте», атрибутами «правильной веры» для Никитина были только единобожие и нравственная чистота. В глазах А. Никитина использование им мусульманского имени и мусульманских молитв было оправданным.

Разлука с родной землей была очень болезненной для тверского путешественника . Но любовь к родине, действительно, не затмила воспоминаний о несправедливости и бедах России , и он записывает на тюркском языке эмоциональную исповедь (представленную в переводе А. Д. Желтякова): « Русская земля да будет богом спасен!.Нет такой земли как Россия в этом мире .А почему бы и нет Русской принцы живут как братья! Процветайте русской земле, ибо справедливости там мало».

» Путешествие над три моря » это не искусственно стилизованная композиция, а созданный человеком документ удивительной художественной силы. «Путешествие» является примером того стихийного начала художественной литературы из деловой письменности, которое характерно для XV века .

А.Никитин так и не добрался до родной Твери, умер в пределах Великое Литовское Княжество на пути в Смоленск. Его записи попали в руки писаря Василия Мамырева, который передал их сверх составителю самостоятельной летописной сводки 80-х годов, что в свою очередь нашло отражение во Львовской и Софийской второй летописях, в которых мы найти «Путешествие». Другая версия может быть найдена в сборнике конца XV ​​века, содержащем также Ермолинскую летопись.

Памятник Афанасию Никитину в Феодосии – Российский информационный центр

Феодосия или Кафа была важным средневековым портом, где Афанасий Никитин высадился после своего путешествия по Индии, где он провел 3 года, высадившись в Ревданде (Махараштра) и посещение Каллур (Телангана) и выход из порта, известного как Дабхол (Махараштра). Именно в Феодосии Афанасий Никитин написал свою книгу об Индии « Путешествие за три моря» . По этой книге был снят фильм, который является совместным индийско-российским проектом с участием ведущих звезд Индии и России, а также лучших съемочных групп. Фильм называется « Pardesi » и был выпущен 1957 .

Город был основан греками в 6 ом веке до нашей эры и является одним из древнейших в истории земли. За время своего долгого существования его несколько раз захватывали и дважды переименовывали. Теперь Феодосия – колыбель истории, доступной каждому.

Порт Феодосия расположен на территории Крымского полуострова. Омываемый водами Черного моря и имеющий удобное расположение, город быстро завоевал статус важнейшего торгового порта региона. В 4 веке город был разрушен, и здесь поселились аланы. Новое поселение было названо Ардабда – в переводе с осетинского «санибона». В пятом веке город перешел под управление Римской империи. А в 6 г. оно было захвачено хазарами, но через небольшой промежуток времени вновь отошло к римлянам. Следующие пять столетий он существовал как небольшое поселение. Лишь в 13 веке на месте Феодосии был построен порт Кафа, ставший центром торговли генуэзских купцов. Кафа (крымско-тат.) переводится с древнегреческого как «данная Богом».

Именно в процветающую Кафу в 1474 году прибыл Афанасий Никитин, выдающийся русский путешественник, писатель и купец. Здесь он остановился на зиму, прежде чем завершить многолетний поход в Индию. Феодосия стала звеном в его уникальном путешествии. Во время пребывания в этом городе Афанасий Никитин записывал свои приключения. Книга называется «Путешествие за три моря» и стала важным историческим документом. Афанасий Никитин был первым европейцем, достигшим Индии примерно за 30 лет до Васко да Гамо, преодолев 18 000 км. По пути он посетил Иран, Турцию, Аравию, Эфиопию и собрал уникальные сведения о жизни, культуре и обычаях различных народов и племен.

Вернувшись из Крыма в Тверь, при невыясненных обстоятельствах погиб Афанасий Никитин. Попутчики Афанасия Никитина передали сохранившиеся рукописи и передали помощнику царя Ивана III. Благодаря этому записи вошли в летопись 1480 года и сохранились до нашего времени.

В память о «Хождении за три моря» в Феодосии установлен памятник Афанасию Никитину. Он находится на мысе Карантин, возле церкви Иверской иконы Божией Матери, где обычно молился путник.

Примечательно, что памятников Афанасию Никитину в мире всего три. В 1955 году памятник был открыт в Твери, в 2003 году — в Индии в небольшом городке Ревданда и в 2008 году — в Крыму. Таким образом, все три памятника завершают маршрут выдающегося путешествия.

Феодосия примечательна не только своей историей. Знаменитый художник Иван Айвазовский родился, жил и работал здесь в 19 годах. А еще в 1888 году Феодосию посетил писатель А. П. Чехов. До наших дней в городе сохранились архитектурные памятники: крепости, башни, мосты генуэзского периода, христианские храмы 14 – 15 вв.

Феодосия, как и весь Крым, хороша для посещения в любое время года. Вас удивит количество и разнообразие исторических памятников, сохранившихся до наших дней. А близость к морю позволит разнообразить поездку и насладиться пляжным отдыхом

В мае 2017 и апреле 2019 памятник Афанасию Никитину посетили делегации мотобайкеров из Индии, находившиеся в Крыму в составе мототуры, посвященные великому путешественнику. Мототуры были организованы Русским информационным центром в Индии. В 2017 году городские власти Феодосии устроили торжественный митинг у памятника и традиционные русские «хлеб-соль» вместе с русскими красавицами. В 2019 годуИндийские байкеры, проехав по Крымскому мосту с флагами России и Индии, также подошли к памятнику Афанасию Никитину. Вместе с администрацией Феодосии, Российским информационным центром (Индия) и другими гостями из Индии они возложили цветы в память о великом путешественнике. В это время в церкви Иверской иконы Божией Матери звонил колокол. После этого члены делегации прошли внутрь храма, посмотрели на византийские фрески, прикоснулись к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отголоски прошлого, и ощутили всю благодать этого места.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *