Разное

Киргизия вероисповедание: Исламизация Киргизии становится необратимой / СНГ / Независимая газета

Исламизация Киргизии становится необратимой / СНГ / Независимая газета






Сооронбай Жээнбеков в своих выступлениях может процитировать Коран.
Фото с сайта www.president.kg


Президент Сооронбай Жээнбеков свое выступление на XI курултае (съезде) судей Киргизии начал с чтения хадиса (высказывания пророка Мухаммада) и отметил, что «самое главное – надо бояться закона и Всевышнего». Это не первое публичное обращение главы государства к исламу. Общественные деятели отмечают стремительный отход от прописанного в Конституции светского характера государства к исламскому. Киргизский политический обозреватель Денис Бердаков утверждает, что «президент пытается взять ислам под государственный контроль».


На съезде, который состоялся в государственной резиденции «Ала-Арча» 11 марта, был утвержден Кодекс чести судьи. Глава государства предостерег судей от необдуманных действий. Он напомнил высказывание пророка Мухаммада: «Суд бывает трех видов. Два в аду, один в раю. Если судья вынесет справедливое решение, то его место в раю. А те, кто выносит приговор, не разобравшись в деле или зная правду, выносят несправедливое решение, то их ожидает ад». От цитирования пророка президент снова перешел к хадису: «Не забывайте это. Все будете отвечать перед Богом».


Киргизский политик и общественный деятель Токтайым Уметалиева отметила, что исламизация страны началась не сегодня. Активная фаза пришлась на 2016–2017 годы, период конституционных изменений, когда прописывался закон о светском статусе государства. Против тогда выступили представители религиозных организаций, действующих в Киргизии, и политики, лоббирующие их интересы. «На членов конституционного совещания со стороны религиозных лидеров оказывалось сильнейшее давление, едва не перешедшее в столкновения. Заигрывание политических лидеров с представителями религиозных организаций привело сегодня к тому, что они получили политический окрас и являются инструментом влияния на политиков и государственную линию Киргизии», – сказала «НГ» Уметалиева. Она не исключает, что в будущем парламенте, выборы которого намечены на 2020 год, большинство депутатских мест перейдет к приверженцам различных исламских организаций и течений. Причина, по ее мнению, столь быстрой исламизации страны кроется в социальной уязвимости населения, экономической деградации, популяризации медресе, где преподают муллы, получившие образование в Пакистане, Египте, Саудовской Аравии, отсутствии качественного светского образования и альтернативной идеологии.


«В республике взят курс на целенаправленное построение государственного ислама», – сказал «НГ» киргизский политолог Денис Бердаков. Он считает, что президент Жээнбеков пытается ислам взять под контроль, дабы не получить политическую исламскую оппозицию. Пример Таджикистана показывает, что любая исламская партия будет противостоять власти.


Предыдущий президент Алмазбек Атамбаев в начале своей карьеры пытался «оседлать» процесс исламизации. И он тоже публично обращался к Корану. Но к 2014–2015 году понял, что тот политический ислам, который придет на смену культурному и социальному, «задавит» его. «Атамбаев – человек светской формации, русскоязычный, ментально чуждый исламистам. Он решил обратиться к альтернативной идеологии – сделал ставку на возрождение тенгрианства (культ Тенгри – религия древних киргизов, культ обожествленного неба, имеющий отчетливо прослеживаемые параллели с хуннским Ченли и китайским Тянь. – «НГ»). Но и здесь у него не сложилось», – пояснил в одной из статей религиовед из Уфы Артем Соловьев.


Сегодня Киргизия – полноценная исламская страна, с традициями, обрядами, исламским мировоззрением, хотя официально исламской республикой вряд ли станет. Как ранее «НГ» писала (см. номер от 01.10.17), ислам в стране играет все более весомую роль не только в обществе, но уже в политике и экономике. «Если на парламентских выборах 2015 года исламский фактор был значимым, но не определяющим, то к 2020 году ситуация может кардинально поменяться. Политический ислам нарастает. Например, есть такой религиозный лидер, как экс-муфтий Киргизии Чубак ажы Жалилов, у которого насчитывается несколько сотен тысяч активных последователей. Это колоссальный электорат с учетом того, что для прохождения партии в парламент необходимо набрать всего 115 тыс. голосов, и 10 депутатских мест гарантировано. При этом Чубак не один такой имам в Киргизии. У многих религиозных деятелей имеется паства сопоставимого размера», – отметил Бердаков.


Эксперт обратил внимание на то, что на выборах 2015 года религиозная паства в целом не поддержала те партии, которых лоббировали их духовные лидеры, – не было сильной связи ислама и политики. «Сейчас мы переходим к гораздо более жесткой смычке, потому что за пределами Бишкека, в регионах мечеть становится одним из главных социальных институтов. Это и религиозное образование, это и место сбора и общения людей. Возрастает количество и роль имамов. Они проводят все обрядовые ритуалы, начиная от рождения до похорон. Они берут под контроль определенные денежные потоки и социальные практики. Эта тенденция не может не беспокоить президента Жээнбекова», – считает Бердаков.


Эксперт не исключает, что на встрече с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась в начале февраля в Сочи, Сооронбай Жээнбеков обсуждал проблему исламизации Киргизии. Косвенным доказательством этого может служить то обстоятельство, что Путин во время визита в Казань на переговорах с экс-президентом, госсоветником республики Минтимером Шаймиевым обсуждал вопрос обучения имамов из Киргизии в Болгарской исламской академии в Татарстане.


Жээнбекову нужны те имамы, которые будут поддерживать светскость и государственность и пропагандировать ее. Проблема обострилась очень резко и продолжает обостряться – в частности, в пятничную молитву уже и многих госслужащих не бывает на работе, силовиков. Бишкек стал самым религиозным городом Центральной Азии, а Киргизия – самой религиозной страной. Киргизы невесело шутят о том, что мечетей у них больше, чем общеобразовательных школ. К этому стоит добавить 102 действующих медресе, 7 исламских институтов и 1 исламский университет. Женщины все чаще надевают традиционную мусульманскую одежду – хиджаб, а мужчины – пакистанские белые шальвары и длинную рубаху – камиз. Такого типа одежда у киргизов никогда не была в почете. 

Почему Киргизия принимает христианство? Мнения

Омбудсмен Киргизии Турсунбай Бакир уулу заявил о том, что, по его мнению, в стране назревает крупный межконфессиональный кризис, вызванный принятием многими киргизами христианской веры.

Ряд политологов страны называют это высказывание известного общественного деятеля вполне закономерным для созданного им особого имиджа «борца за истинную веру», который весьма импонирует многим людям мусульманского вероисповедания.

Однако правозащитник не ограничился негодованием по поводу потерянных единоверцев.  Омбудсмен высказал мысль о том, что даже пресловутые активисты партии «Хизб-ут Тахрир» — официальной запрещенной, напомним, во всех без исключения странах Центрально-Азиатского региона, России и ряде других государств религиозно-политической организации — не столь опасны, как факт наличия в Тогуз-Торокском районе Джалал-Абадской области 100 киргизов, принявших христианскую веру.   Бакир уулу отметил, что «христианизация» населения в республике приобретает крупные масштабы, и призвал внести соответствующие изменения в законодательство Киргизии, запрещающие подобную трансформацию вероисповедания. В противном случае омбудсмен предрекает неизбежные социальные потрясения и крупный межконфессиональный конфликт.

Развивая тему, нельзя однако не обратиться к мнению специалистов, проанализировавших межконфессиональные отношения в республике более детально. К примеру, президент международного агентства по развитию и политике Киргизии, доктор политических наук Аликбек Джекшенкулов в эксклюзивном интервью «РГ» подверг сомнению версию омбудсмена о масштабности «христианизации» населения страны.

— Основная часть населения республики исповедует светский, либеральный ислам, — пояснил ученый. — В то же время отношение киргизов к представителям других ветвей религии всегда было и остается толерантным. И если в последнее время некоторые представители титульной нации приняли христианство или буддизм, то ведь и многие славяне принимают мусульманство. Нет никаких оснований для беспокойства по поводу того, что некоторые наши сограждане склонны к перемене веры. Такую же картину мы наблюдаем во всем мире, это та самая свобода вероисповедания, узаконенная во многих странах и в конституции Киргизии.

В то же время, по словам Аликбека Джекшенкулова, реальную опасность для устоев государства может представлять собой набирающий силу исламский экстремизм.

Так что эксперты ассоциации политологов Киргизии предполагают, что причиной грядущей социально-политической и межконфессиональной нестабильности в стране могут стать отнюдь не христиане. Особую опасность в этом плане, по мнению аналитиков, представляет собой деятельность так называемого подполья или представителей радикальных исламских группировок фундаменталистского толка. К ним относят военизированное «Исламское движение Узбекистана», «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» (ХТИ — «Исламская партия освобождения») и уйгурское «Исламское движение Восточного Туркестана». Напомним, штаб-квартира партии «Хизб-ут Тахрир» находится в Лондоне, а тайные или явные подразделения этой религиозной организации, несмотря на запреты официальных властей, действуют в десятках стран мира.

Начало создания многочисленных филиалов ХТИ на юге Киргизии, согласно различным источникам, относится к 1996-1997 годам. Центром подпольной деятельности исламистов в республике являются города Ош и Джалал-Абад, а также Сузакский, Базар-Курганский, Кара-Суйский, Араванский и Узгенский районы. Несмотря на предпочтение мирных средств «обработки» населения, отмечают эксперты, данное движение представляет собой явную угрозу для безопасности Киргизии. Это обусловлено тем, что его идеи направлены на свержение светского строя, пропаганду насилия в межэтнической и межконфессиональной сферах. Конечной целью деятельности ХТИ специалисты называют создание на части территорий стран Центральной Азии и России так называемого Исламского халифата, живущего исключительно по канонам шариата.

По данным спецслужб, в настоящее время на юге Киргизии насчитывается от двух до пятнадцати тысяч членов ХТИ. Усилившиеся в последнее время процессы миграции населения с юга на север республики, по мнению аналитиков, приводят к укреплению социальной базы исламистов и расширению их оперативных и пропагандистских возможностей в северных регионах страны и ее столице. В то же время продолжающаяся тенденция нарастания исламского радикализма на юге Киргизии позволяет говорить о том, что здесь действует широко разветвленная подпольная сеть исламистов. В целом в Центрально-Азиатском регионе складываются благоприятные условия для распространения идей ХТИ, делают вывод политологи.

Кроме того, существенно усложняет религиозную ситуацию на юге сепаратизм части узбекского населения приграничных областей Киргизии, ранее ставивших цель создания узбекской культурной автономии в пределах Ферганской долины. Позднее, вследствие  влияния радикальных учений исламских религиозных организаций, данная идея получила развитие, и сегодня исламисты ставят перед собой более обширную задачу — создание так называемой Кокандской исламской Джамахирии. Что это может принести постсоветским республикам региона — гадать не надо, достаточно лишь обратиться к опыту «талибизации» соседнего Афганистана.

На состоявшемся в сентябре этого года совете безопасности Киргизии в числе основных рассматривался также и вопрос о религиозной ситуации в стране. Его положительным итогом можно считать решение о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и более тесного сотрудничества власти с Духовным управлением мусульман Киргизии (ДУМ).

Однако последняя инициатива омбудсмена о внесении поправок в законодательство республики, препятствующих, применяя термин Букир уулу, «христианизации» ее населения, противоречит решению совета безопасности и может самым негативным образом сказаться на межконфессиональном и межнациональном согласии, считают эксперты ассоциации политологов Киргизии.

комментарии

Канатбек Мурзалилов, заместитель директора госагентства по делам религий при правительстве КР:

— Свобода вероисповедания —  это конституционное право каждого гражданина республики. В то же время люди должны выбирать свою религию осознанно, а большинство сегодня принимает иную веру из-за временных материальных трудностей.

Официально и с уверенностью могу заявить, что, как такового, небывалого роста христианства в Киргизии не происходит. Анализ показывает, что сейчас приток христианских организаций в республику прекратился и наблюдается тенденция к их закрытию, как и сокращению числа теологических образовательных учреждений. В стране официально зарегистрированы 32 общины протестантского направления. В то же время, по нашим данным, в ту или иную ветвь христианства перешли 10 — 15 тысяч представителей коренного населения — киргизов, дунган, узбеков.

Периодически наблюдаемые в стране межконфессиональные конфликты чаще всего носят локальный характер. К примеру, был отмечен ряд проблемных ситуаций в тех семьях, члены которых придерживаются различных вероучений. Добавлю, что в течение 2007 года никаких серьезных противостояний на религиозной почве в республике не зафиксировано.

Что же касается перспектив возникновения в Киргизии какого-то масштабного конфликта на межконфессиональной почве, то это утверждение не имеет под собой достаточных оснований.

Асан Саипов, пресс-секретарь Духовного управления мусульман Киргизии:

— Подобные слухи ходят с тех пор как в республику стали проникать миссионеры из-за рубежа, распространявшие новые и чуждые нашему народу идеи. Основной упор они делали на пропаганду среди людей, плохо знающих свою собственную религию, и поэтому неспособных грамотно возразить новоявленным «учителям». Подобное положение вещей приводило к ряду мелких столкновений не межконфессиональной почве. Например, человека не давали хоронить по законам ислама, что вызывало возмущение со стороны его родственников, придерживающихся традиционного вероучения. В принципе ДУМ против работы иностранных религиозных миссий в Киргизии, считая, что в духовной жизни республики должны преобладать ислам и православное христианство.

Государственный департамент США

Резюме

Конституция гарантирует свободу совести и религии и запрещает религиозным группам предпринимать действия, возбуждающие религиозную ненависть. Он устанавливает отделение религии от государства и запрещает преследование политических целей религиозными группами. Закон требует, чтобы все религиозные группы были зарегистрированы в правительстве, и запрещает деятельность незарегистрированных религиозных групп. В январе был пересмотрен закон о криминализации «экстремистских материалов»; новый закон требует, чтобы правоохранительные органы продемонстрировали намерение распространять экстремистские материалы для обвинения подозреваемого в совершении преступления. Власти сохранили запреты на деятельность 21 «религиозно ориентированной» группы, которую они считали экстремистской. Государственная комиссия по делам религий (ГКДР) предложила поправки к закону о религии, а государственные органы провели проверку их конституционности. Поправки включают запрет на прозелитизм по домам. После рассмотрения ГКДР представил поправки в парламент для рассмотрения и обсуждения. В марте Совет ООН по правам человека вынес решение, в котором установил, что требование закона о регистрации религиозных групп в местных советах для создания новых мест отправления культа является нарушением статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и конституция. Это решение перекликается с более ранним решением Верховного суда, признавшим эту практику неконституционной. Закон, однако, остался без изменений, так как к концу года парламент не принял поправки к Закону о религии, вводящие новые, конституционные принципы регистрации религиозных организаций. Свидетели Иеговы, приверженцы тенгрианства и Ахмадийская Мусульманская Община по-прежнему сталкивались с трудностями при регистрации в качестве официальных религиозных групп, а «Форум 18», международная неправительственная организация по свободе вероисповедания (НПО), сообщила, что даже зарегистрированным религиозным группам полиции и других государственных структур. По данным НПО, правительство не предоставляло религиозные материалы заключенным, осужденным за принадлежность к запрещенным религиозным группам.

По словам христианских активистов, немусульманские религиозные меньшинства по-прежнему сталкивались с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах. В марте Элдос Саттар уулы, христианин, подвергшийся нападению со стороны односельчан за свои религиозные убеждения, бежал из страны после непрекращающихся угроз в адрес него и его семьи. Его адвокату также угрожали из-за того, что она работала на Саттар уулы, и, по данным неправительственной организации, имели место репрессии против других христиан из его деревни. В январе неизвестные вандалы осквернили русское православное кладбище.

Посол и другие сотрудники посольства США встретились с государственными чиновниками, чтобы обсудить ограничения в отношении групп религиозных меньшинств, предлагаемые поправки к закону о религии и насилие в отношении религиозных меньшинств. Сотрудники посольства регулярно встречались с религиозными лидерами, в том числе с представителями великого муфтията, а также с представителями НПО для обсуждения терпимости и уважения к религиозным группам. Обсуждаемые вопросы включали закон о терроризме и экстремизме, возможность регистрации независимых религиозных групп и права религиозных меньшинств 9.0005

Раздел I. Религиозная демография

Правительство США оценивает общую численность населения в 5,9 миллиона человек (оценка на середину 2019 года). По оценкам правительства, примерно 90 процентов населения составляют мусульмане, подавляющее большинство из которых — сунниты. По оценкам правительства, шииты составляют менее 1 процента мусульманского населения. Существует также небольшая община ахмадийских мусульман, не отраженная в правительственных данных и насчитывающая, по оценкам международной организации, 1000 человек. По правительственным оценкам, около 7 процентов населения исповедуют христианство, из них около 40 процентов — православные. Евреи, буддисты, бахаи и неаффилированные группы вместе составляют примерно 3 процента населения. По оценкам приверженцев тенгрианства, местной религии, в стране насчитывается 50 000 последователей.

По данным Национального статистического комитета, этнические кыргызы составляют примерно 73 процента населения, а этнические узбеки – примерно 15 процентов. И этнические кыргызы, и этнические узбеки в основном мусульмане. Этнические русские в первую очередь являются приверженцами Русской православной церкви или одной из нескольких протестантских конфессий. Члены Русской православной церкви и других немусульманских религиозных групп живут в основном в крупных городах.

Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания

Правовая база

Конституция гарантирует свободу совести и религии; право исповедовать или не исповедовать религию индивидуально или совместно с другими лицами; и право на отказ от выражения своих религиозных взглядов. Он запрещает действия, возбуждающие религиозную ненависть.

Конституция устанавливает отделение религии от государства. Он запрещает создание религиозных политических партий и преследование политических целей религиозными группами. Конституция запрещает установление любой религии в качестве государственной или обязательной религии.

Закон гласит, что все религии и религиозные группы равны. Он запрещает «настойчивые попытки обращения последователей одной религии в другую» и «незаконную миссионерскую деятельность», определяемую как миссионерская деятельность групп, не зарегистрированных в ГКДР. Закон также запрещает участие несовершеннолетних в организованных религиозных группах, занимающихся прозелитизмом, без письменного согласия родителей.

Закон требует, чтобы все религиозные группы и религиозные школы регистрировались в ГКДР, который отвечает за надзор за выполнением положений закона о религии. Закон запрещает деятельность незарегистрированных религиозных групп. Группы, подающие заявку на регистрацию, должны представить форму заявки, устав организации, протокол организационного собрания и список членов-учредителей. Каждое собрание религиозной группы должно регистрироваться отдельно и иметь не менее 200 проживающих граждан-основателей. Иностранные религиозные организации обязаны ежегодно продлевать регистрацию в ГКДР. Закон также требует, чтобы религиозные группы регистрировались в местных советах для открытия новых мест отправления культа.

ГКДР законодательно уполномочен отказать в регистрации религиозной группы, если она не соответствует закону или считается угрозой национальной безопасности, социальной стабильности, межэтническому и межконфессиональному согласию, общественному порядку, здоровью или нравственности. ГКДР также может отказать в регистрации определенной религиозной группы или отложить ее, если сочтет, что предполагаемая деятельность группы не носит религиозного характера. Заявители, получившие отказ, могут в любое время подать повторную заявку или обратиться в суд. Закон запрещает незарегистрированным религиозным группам такие действия, как аренда помещений и проведение религиозных служб. Нарушения могут повлечь за собой административный штраф в размере 500 сомов (7 долларов США).

После того, как ГКДР одобрил регистрацию группы в качестве религиозной организации, группа должна зарегистрироваться в Министерстве юстиции, чтобы получить статус юридического лица, чтобы она могла владеть имуществом, открывать банковские счета и иным образом заниматься договорной деятельностью. Организация должна подать заявление в министерство, которое включает устав группы с административной структурой и списком членов правления и учредителей. Если религиозная группа занимается коммерческой деятельностью, она обязана платить налоги. По закону религиозные группы определяются как некоммерческие организации, освобожденные от налогов на свою религиозную деятельность.

Закон наделяет ГКДР правом запрещать религиозную группу в случаях, когда суды приходят к выводу, что религиозная организация подрывает безопасность государства; предпринял действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; создание вооруженных сил или пропаганда войны или терроризма; причастен к посягательству на права граждан или воспрепятствованию обязательному обучению детей; принуждал членов передать свое имущество религиозной группе; или побуждало граждан отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей и нарушать закон. Группа может обжаловать решение в суде.

Конституция запрещает религиозным группам «участие в организационной деятельности, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти». Осуждение за разжигание национальной, расовой или религиозной вражды может привести к лишению свободы на срок от трех до восьми лет, а осуждение за создание организации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, может привести к лишению свободы на срок от пяти до 10 лет. . Осуждение за убийство, совершенное на почве религиозной ненависти, наказывается пожизненным заключением.

Закон предписывает отдельные тюремные учреждения для заключенных, осужденных за терроризм и «экстремизм». Закон также позволяет лишать гражданства любого кыргызского гражданина, уличенного в обучении навыкам совершения террористических или экстремистских преступлений за пределами страны. Закон определяет «экстремистскую деятельность» как насильственное свержение конституционного строя; подрыв безопасности страны; насилие или подстрекательство к насилию на расовой, национальной или религиозной почве; пропаганда символики или атрибутики экстремистской организации; совершение массовых беспорядков или актов вандализма на почве идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды; разжигание ненависти или враждебность по отношению к какой-либо социальной группе.

Согласно закону, миссионерскую деятельность могут осуществлять только лица, представляющие зарегистрированные религиозные организации. Если иностранный миссионер представляет организацию, одобренную ГКДР, он должен подать заявление на получение визы в Министерство иностранных дел. Визы действительны на срок до одного года, и миссионеру разрешается работать в стране три года подряд. Все иностранные религиозные организации, в том числе миссионеры, должны действовать в рамках этих ограничений и ежегодно проходить перерегистрацию. Представители религиозных групп, действующие не в соответствии с законом, могут быть оштрафованы или депортированы. Нарушения закона могут повлечь за собой штраф в размере 1000 сомов (14 долларов США) и депортацию иностранных миссионеров.

Закон предусматривает право религиозных объединений производить, ввозить, вывозить и распространять религиозную литературу и материалы в установленном порядке, что может включать экспертизу государственных экспертов. Закон не требует государственной экспертизы религиозных материалов (таких как литература и другие печатные, аудио- и видеоматериалы) и не определяет критерии для государственных религиоведов. Закон запрещает распространение религиозной литературы и материалов в общественных местах или при посещении отдельных домовладений, школ и других учреждений. Закон устанавливает штрафы в зависимости от характера нарушений. В январе президент Сооронбай Жээнбеков утвердил поправки к Уголовному кодексу, включая закон, регулирующий экстремистские материалы. Обновленный закон теперь требует, чтобы правоохранительные органы продемонстрировали намерение распространять экстремистские материалы для задержания подозреваемого. До внесения изменений в закон для ареста подозреваемых считалось достаточно простого обладания экстремистскими материалами.

Закон разрешает государственным школам предлагать курсы по религии, в которых обсуждаются история и характер религий, если предметом такого обучения не является религиозная доктрина и не пропагандируется какая-либо конкретная религия. Частные религиозные школы должны зарегистрироваться в ГКДР, чтобы работать как таковые.

Согласно закону, религия является основанием для отказа от военной службы и освобождения от нее по убеждениям. Лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, должны заплатить сбор в размере 18 000 сомов (260 долларов США), чтобы отказаться от военной службы. Мужчины, имеющие право на призыв в армию, должны уплатить сбор до достижения ими 27-летнего возраста. Неуплата по возрастному цензу требует от лица выполнения 108 часов общественных работ или уплаты штрафа в размере 25 000 сомов (360 долларов США). Если мужчины не могут служить по семейным обстоятельствам и не заплатили по возрасту, они должны заплатить 18 000 сомов (260 долларов США). Призывники, уклоняющиеся от военной службы и не подпадающие под освобождение, подлежат штрафу или лишению свободы на срок до двух лет. Обязательно служить в армии в течение 12 месяцев, хотя закон предусматривает альтернативные формы общественных работ. Религиозные группы не освобождаются от действия этого закона и должны платить за отказ от военной службы.

Страна является участником МПГПП.

Государственная практика

19 июня в Ат-Башинском районе Нарынской области сотрудниками ГКНБ и МВД задержаны шесть членов организации «Хизб ут-Тахрир».

Правительство сохранило запрет на 21 «религиозно ориентированную» группу, которую оно считало экстремистской, в том числе: «Аль-Каида», «Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Конгресс курдских народов», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Хизб ут- Тахрир (ХТ), Союз исламского джихада, Исламская партия Туркестана, Федерация семей за мир и объединение во всем мире (Церковь объединения), Такфир-джихадист, Джейш аль-Махди, Джунд аль-Хилафа, Ансарулла, Ат-Такфир Вал Хиджра, Акромия, ИГИЛ, Джабхат ан-Нусра, Катибат аль-Имам аль-Бухари, Джаннат Ошиклари, Джамаат ат-Таухид валь-Джихад и Якин Инкар. Власти также продолжали запрещать все материалы или деятельность, связанные с лидером чеченских исламистских боевиков А.А. Тихомиров (он же Саид Бурятский), деятельность и материалы которого Бишкекский районный суд признал экстремистскими в 2014 г.

Согласно открытым источникам, количество арестов за экстремизм значительно сократилось после внесения изменений в законы об экстремизме в январе: в течение года в прессе было сообщено о шести арестах по сравнению с 213 в предыдущем году. Официальной государственной статистики не было. Экстремистские инциденты включали членство в запрещенной «религиозно ориентированной» организации, распространение литературы, связанной с запрещенной организацией, а также прозелитизм от имени или финансирование запрещенной организации. ГКНБ сообщил, что за первые девять месяцев года 39Правительство изъяло 9 экстремистских материалов, но уголовные дела не были возбуждены в связи с изменениями в законе об экстремизме. Этнические узбеки заявили, что полиция преследовала их и преследовала их, как правило, в связи с хранением запрещенной религиозной литературы или поддержкой запрещенных организаций, что, по их словам, было основано на ложных показаниях или подброшенных уликах. Руководство двух христианских конфессий сообщило, что и ГКДР, и ГКНБ совершали необъявленные визиты в их места отправления культа под предлогом предотвращения экстремизма, в ходе которых они требовали от церквей предоставить свои финансовые отчеты и религиозные тексты.

Верховная Рада продолжила рассмотрение проекта поправок к закону о религии от 2018 года, представленного ГКДР. Пересмотренные поправки включают запрет на прозелитизм по домам и требование уведомлять правительство до начала религиозного образования за границей. ГКДР отменил предложенное изменение по увеличению числа членов, необходимых для регистрации в качестве религиозной организации (с 200 до 500 членов), что позволило зарегистрированным религиозным организациям создавать филиалы по всей стране независимо от количества приверженцев в населенном пункте. Свидетели Иеговы продолжают выражать озабоченность проектом поправок. ГКДР представил поправки в парламент в начале года, и в конце года они рассматривались во втором чтении перед парламентом. Как правило, предлагаемые законы проходят три чтения в парламенте перед дебатами и голосованием.

29 марта Комитет ООН по правам человека установил, что положение закона, требующее, чтобы религиозные группы регистрировались в местных советах для создания новых мест отправления культа, является нарушением статьи 18 МПГПП и Конституции. В 2014 году Верховный суд признал это положение неконституционным. Свидетели Иеговы отметили, что положение закона осталось в силе, заявив, что парламент не внес поправки в закон, чтобы отразить решение Верховного суда.

НПО, занимающиеся тюремной реформой и противодействием насильственному экстремизму, сообщали, что законы, предусматривающие отдельные учреждения для заключенных, осужденных за терроризм и экстремизм, часто плохо соблюдаются. НПО сообщили, что воинствующих экстремистов не отделяли от заключенных, отбывающих наказание за менее серьезные преступления, включая простое хранение экстремистских материалов, что, по их словам, могло привести к радикализации других групп населения в тюрьмах. НПО сообщали, что тюремным властям требовалась религиозная литература, кроме Корана или h adith (запись преданий или высказываний Пророка Мухаммеда) должен быть одобрен муфтиятом.

Религиозные группы продолжали сообщать, что процесс регистрации в ГКДР был громоздким и занимал от одного месяца до нескольких лет. Одна группа сообщила, что ГКДР не зарегистрировал ее после пяти лет попыток. Некоторые незарегистрированные группы продолжали сообщать о том, что они могут проводить регулярные религиозные службы без вмешательства правительства, особенно иностранные религиозные организации, которые были зарегистрированы в прошлом и подавали ежегодную заявку на перерегистрацию. ГКДР сообщил, что в течение года зарегистрировал одну протестантскую, восемь пресвитерианских, три пятидесятнических, три баптистских и четыре протестантских евангелических общины. ГКДР сообщил, что 2669мечети были юридически зарегистрированы в соответствии с законом, и около 300 мечетей не получили регистрацию из-за отсутствия документации.

По данным Форума 18, в период с конца 2018 года по июнь ГКДР зарегистрировало более 60 христианских церквей и организаций, большинство из которых протестантские. Власти зарегистрировали Общину Свидетелей Иеговы в Оше в начале года после 10 лет попыток регистрации. Однако «Форум 18» сообщил, что общины Свидетелей Иеговы в Нарынской, Джалал-Абадской и Баткенской областях по-прежнему не могут зарегистрироваться.

Согласно Новостям Форума 18, несмотря на успешную регистрацию некоторых религиозных организаций, регистрация «не устраняет многих препятствий для осуществления свободы религии и убеждений». Члены различных религиозных общин заявили, что они по-прежнему не могут проводить публичные собрания вне своего зарегистрированного адреса без разрешения, и что власти обычно не дают разрешения. Они также заявили, что религиозную литературу нельзя ввозить без государственной цензуры и что члены не могут публично делиться своими убеждениями.

Хотя правительство по-прежнему не включало Ахмадийскую Мусульманскую Общину в список запрещенных организаций, представитель этой группы подтвердил, что она до сих пор не прошла регистрацию. Первоначально община была зарегистрирована в 2002 году, но ГКДР отказывался одобрять ее перерегистрацию каждый год с 2012 года, в том числе снова в 2019 году. ГКДР также отказывается регистрировать тенгрианство как религию с 2013 года на том основании, что является философским движением, а не религией.

ГКДР продолжал заявлять, что, хотя закон не требует экспертизы религиозной литературы, его практика заключалась в проверке ввозимых религиозных материалов, представляемых на экспертизу религиозными организациями. По-прежнему не существовало специальной процедуры для найма или оценки экспертов, проводящих экспертизу религиозной литературы, которую группы хотели распространять в местах отправления культа. По словам ученых-религиоведов, ГКДР продолжало выбирать своих собственных сотрудников или религиоведов, с которыми агентство заключило договор в качестве экспертов. Адвокаты религиозных групп продолжали заявлять, что выбранные ГКДР эксперты были предвзяты в пользу прокуратуры и не являлись официальными экспертами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Государственная служба судебной экспертизы при поддержке ГКДР по религиозным вопросам проверила содержимое веб-сайтов, печатных материалов и других средств массовой информации на наличие экстремистского содержания.

Представители Свидетелей Иеговы заявили, что ГКДР и другие государственные организации продолжают использовать ложные применения закона для предотвращения создания новых общин. 28 августа ГКДР отклонил заявление Свидетелей Иеговы о регистрации религиозной организации в городе Кадамжай, мотивировав отказ статьей Жилищного кодекса, отметив, что в жилых домах запрещена промышленная или коммерческая деятельность. . Согласно письму ГКДР, поскольку Свидетели Иеговы пытались зарегистрировать свою религиозную организацию по месту жительства, ГКДР не смог одобрить их заявление. Свидетели Иеговы также сообщили, что ремонт построенного Зала Царства в поселке Советская Джалал-Абадской области был остановлен после того, как городские власти сформировали комиссию для расследования строительства. В комитете заявили, что Свидетели Иеговы занимаются прозелитизмом, а их община не прошла регистрацию в местном совете. В свете этих выводов комиссия, в состав которой входил представитель ГКДР в Джалал-Абадской области, потребовала от Свидетелей Иеговы прекратить всю религиозную деятельность, не одобренную местными жителями, во избежание угрозы религиозного конфликта. Хотя закон не требует проверки всей религиозной литературы и материалов, религиозные группы, в том числе Свидетели Иеговы, заявили, что ГКДР требует, чтобы они представили 100 процентов своих религиозных материалов для проверки.

По словам представителей религиозных групп, отказ либо служить, либо платить сбор за отказ от военной службы по-прежнему подвергал лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, лишениям, поскольку военная служба оставалась обязательным условием для работы в правительстве и у многих частных работодателей.

В течение года ГКДР вновь провела форумы межконфессионального диалога во всех семи областях страны. В этих форумах участвовали мусульмане, русские православные, католики, протестанты и бахаисты, а также представители гражданского общества, местных органов власти и должностные лица Министерства внутренних дел и ГКНБ. Форумы были посвящены религиозной толерантности, сотрудничеству и взаимопониманию между представителями религиозных общин, а также между государством и религиозными организациями. Религиозные группы заявили, что в целом довольны межконфессиональными платформами, хотя конкретных результатов было мало.

Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания

По словам христианских активистов, немусульманские религиозные меньшинства по-прежнему сталкивались с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах. Источники сообщили как минимум о пяти отдельных случаях, когда членам групп религиозных меньшинств было отказано в погребении на общественных кладбищах. В 2017 году ГКДР объявило о политике разделения общественных кладбищ по религиозному признаку, которая, по его словам, будет введена постановлением правительства. ГКДР заявило, что разработало эту политику в ответ на сообщения о том, что религиозные меньшинства продолжают сталкиваться с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах; однако по состоянию на сентябрь эта политика не была реализована.

По данным активистов гражданского общества, случаи преследования религиозных меньшинств, как правило, происходили в небольших городах и селах, где преобладает кыргызское население. В 2018 году, по сообщению службы новостей Форума 18, Элдос Саттар уулы подвергся нападению за свои протестантские религиозные убеждения в селе Тамчи. После непрекращающихся угроз в адрес него, его адвоката и его семьи, включая угрозы во время допроса в полиции по поводу нападения, Саттар уулы бежал в Украину. В июле полиция сняла обвинения с предполагаемых нападавших, мотивируя это отъездом обвинителя из страны. После отъезда Саттар уулы из страны «Форум 18» заявил, что его адвокату угрожали судебным преследованием за разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти в отместку за то, что она представляла его интересы. По данным Форума 18, имели место репрессии против других христиан из села Саттар уулы, в том числе насилие в отношении других христиан.

11 января вандалы осквернили русское православное кладбище в селе Ананьево Иссык-Кульской области. По словам местных жителей, повреждено 89 надгробий. Властям не удалось установить подозреваемых.

Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США

Посол и другие сотрудники посольства регулярно встречались с государственными чиновниками, в том числе с главой и заместителем ГКДР, а также с высокопоставленными чиновниками великого муфтията, чтобы обсудить ограничения в отношении групп религиозных меньшинств, предлагаемые поправки к закону о религии и насилие в отношении религиозных меньшинств.

В июне в посольстве состоялся ифтар с участием великого муфтията, в состав которого вошли местные имамы и представители религии. Высокопоставленный сотрудник посольства также провел ифтар с участием религиозных экспертов и государственных чиновников. Во время обоих ифтаров представители посольства обсуждали толерантность, свободу вероисповедания и межрелигиозное взаимодействие.

Сотрудники посольства также продолжали взаимодействовать с представителями муфтията, лидерами религий меньшинств, НПО и представителями гражданского общества для обсуждения закона о терроризме и экстремизме, возможности регистрации независимых религиозных групп и прав религиозных меньшинств. Посол регулярно встречался с членами религиозных общин, в том числе с великим муфтием, представителями Свидетелей Иеговы, Баптистского и Евангельского союзов Кыргызстана, и обсуждал религиозную регистрацию, межрелигиозные отношения и религиозный экстремизм.

Государственный департамент США

Резюме

Конституция гарантирует свободу совести и религии и запрещает религиозным группам предпринимать действия, возбуждающие религиозную ненависть. Он устанавливает отделение религии от государства и запрещает преследование политических целей религиозными группами. Закон требует, чтобы все религиозные группы были зарегистрированы в правительстве, и запрещает деятельность незарегистрированных религиозных групп. А власти сохранили запреты на 21 «религиозно ориентированную» группу, которую они считали экстремистской. Свидетели Иеговы, приверженцы тенгрианства и Ахмадийская мусульманская община по-прежнему сталкивались с трудностями при регистрации в качестве официальных религиозных групп. К концу года парламент не принял поправки к закону о религии, предложенные в 2019 году Государственной комиссией по делам религий (ГКДР), которые включают запрет на подворовое обращение в свою веру. ГКДР продолжал отказывать в регистрации местных собраний Свидетелей Иеговы на юге страны, несмотря на вывод Комитета ООН по правам человека в 2019 году.что требование закона о регистрации религиозных групп в местных советах для создания новых мест отправления культа является нарушением Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и конституции, и несмотря на ранее принятое Верховным судом решение о признании этой практики неконституционной. По данным неправительственных организаций (НПО), правительство не всегда предоставляло религиозные материалы заключенным, осужденным за принадлежность к запрещенным религиозным группам.

По словам христианских активистов, немусульманские религиозные меньшинства по-прежнему сталкивались с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах. Предложенное ГКДР решение, согласно которому общественные кладбища будут разделены по религиозному признаку, чтобы у всех религиозных групп было место для захоронения, по состоянию на конец года оставалось нерешенным. Продолжали поступать сообщения об угрозах насилия и других притеснениях в отношении христианских меньшинств, в том числе об угрозах членам семьи в случае с Эльдосом Саттар уулу, на которого напали соседи из-за его протестантских убеждений.

Из-за ограничений, введенных в связи с COVID-19, посол и другие сотрудники посольства США в основном проводили виртуальные встречи с государственными чиновниками для обсуждения ограничений в отношении групп религиозных меньшинств, предлагаемых поправок к закону о религии и насилия в отношении религиозных меньшинств. Сотрудники посольства регулярно встречались виртуально с религиозными лидерами, в том числе с представителями Великого муфтията, и с представителями НПО для обсуждения терпимости и уважения к религиозным группам, закона о терроризме и экстремизме, возможности регистрации независимых религиозных групп и прав религиозные меньшинства.

Раздел I. Религиозная демография

Правительство США оценивает общую численность населения в 6,0 миллионов человек (оценка на середину 2020 года). По оценкам правительства, примерно 90 процентов населения составляют мусульмане, подавляющее большинство из которых — сунниты. По оценкам правительства, шииты составляют менее 1 процента мусульманского населения. Существует также небольшая община мусульман-ахмади, не отраженная в правительственных данных и оцениваемая международной организацией в 1000 человек. По правительственным оценкам, около 7 процентов населения исповедуют христианство, из них около 40 процентов — православные. Евреи, буддисты, бахаи и неаффилированные группы вместе составляют примерно 3 процента населения. По оценкам приверженцев тенгрианства, местной религии, в стране насчитывается 50 000 последователей.

По данным Национального статистического комитета, в 2019 году (последние доступные данные) этнические кыргызы составляют примерно 73 процента населения, этнические узбеки — примерно 15 процентов, а этнические русские — примерно 6 процентов. И этнические кыргызы, и этнические узбеки в основном мусульмане. Этнические русские в первую очередь являются приверженцами Русской православной церкви или одной из нескольких протестантских конфессий. Члены Русской православной церкви и других немусульманских религиозных групп живут в основном в крупных городах.

Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания

Правовая база

Конституция предусматривает свободу совести и религии; право исповедовать или не исповедовать религию индивидуально или совместно с другими лицами; и право на отказ от выражения своих религиозных взглядов. Он запрещает действия, возбуждающие религиозную ненависть.

Конституция устанавливает отделение религии от государства. Он запрещает создание религиозных политических партий и преследование политических целей религиозными группами. Конституция запрещает установление любой религии в качестве государственной или обязательной религии.

Закон гласит, что все религии и религиозные группы равны. Он запрещает «настойчивые попытки обращения последователей одной религии в другую» и «незаконную миссионерскую деятельность», определяемую как миссионерская деятельность групп, не зарегистрированных в ГКДР, правительственной организации, состоящей из назначенцев президента, которая отвечает за надзор за выполнением положения закона о религии. Закон также запрещает участие несовершеннолетних в организованных религиозных группах, занимающихся прозелитизмом, без письменного согласия родителей.

Закон требует, чтобы все религиозные группы и религиозные школы были зарегистрированы в ГКДР. Закон запрещает деятельность незарегистрированных религиозных групп. Группы, подающие заявку на регистрацию, должны представить форму заявки, устав организации, протокол организационного собрания и список членов-учредителей. Каждое собрание религиозной группы должно регистрироваться отдельно и иметь не менее 200 проживающих граждан-основателей. Иностранные религиозные организации обязаны ежегодно продлевать регистрацию в ГКДР. Закон также требует, чтобы религиозные группы регистрировались в местных советах для создания новых мест отправления культа, несмотря на решение Верховного суда от 2016 года, отменившее этот раздел закона.

ГКДР законодательно уполномочен отказать в регистрации религиозной группы, если она не соответствует закону или считается угрозой национальной безопасности, социальной стабильности, межэтническому и межконфессиональному согласию, общественному порядку, здоровью или нравственности. ГКДР также может отказать в регистрации определенной религиозной группы или отложить ее, если сочтет, что предполагаемая деятельность группы не носит религиозного характера. Заявители, получившие отказ, могут в любое время подать повторную заявку или обратиться в суд. Закон запрещает незарегистрированным религиозным группам такие действия, как аренда помещений и проведение религиозных служб. Нарушения могут повлечь за собой административный штраф в размере 500 сомов (6 долларов США).

После того, как ГКДР одобрил регистрацию группы в качестве религиозной организации, группа должна зарегистрироваться в Министерстве юстиции, чтобы получить статус юридического лица, чтобы она могла владеть имуществом, открывать банковские счета и иным образом заниматься договорной деятельностью. Организация должна подать заявление в министерство, которое включает устав группы с административной структурой и списком членов правления и учредителей. Если религиозная группа занимается коммерческой деятельностью, она обязана платить налоги. По закону религиозные группы определены как НПО, освобожденные от налогов на свою религиозную деятельность.

Закон наделяет ГКДР правом запрещать религиозную группу в случаях, когда суды приходят к выводу, что религиозная организация подрывает безопасность государства; предприняли действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; создание вооруженных сил или пропаганда войны или терроризма; занимается посягательством на права граждан или воспрепятствование обязательному обучению детей; принуждали членов передать свое имущество религиозной группе; или побуждали граждан отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей и нарушать закон. Группа может обжаловать решение в суде.

Конституция запрещает религиозным группам «участие в организационной деятельности, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти». Осуждение за разжигание национальной, расовой или религиозной вражды может привести к тюремному заключению на срок от трех до восьми лет, а осуждение за создание организации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, может привести к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет. годы. Осуждение за убийство, совершенное на почве религиозной ненависти, наказывается пожизненным заключением.

Закон предписывает отдельные тюремные учреждения для заключенных, осужденных за терроризм и «экстремизм». Закон также позволяет лишать гражданства любого кыргызского гражданина, уличенного в обучении навыкам совершения террористических или экстремистских преступлений за пределами страны. Закон определяет «экстремистскую деятельность» как насильственное свержение конституционного строя; подрыв безопасности страны; насилие или подстрекательство к насилию на расовой, национальной или религиозной почве; пропаганда символики или атрибутики экстремистской организации; совершение массовых беспорядков или актов вандализма на почве идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды; разжигание ненависти или враждебность по отношению к какой-либо социальной группе.

Согласно закону, миссионерскую деятельность могут осуществлять только лица, представляющие зарегистрированные религиозные организации. Если иностранный миссионер представляет организацию, одобренную ГКДР, он должен подать заявление на получение визы в Министерство иностранных дел. Визы действительны на срок до одного года, и миссионеру разрешается работать в стране три года подряд. Все иностранные религиозные организации, в том числе миссионеры, должны действовать в рамках этих ограничений и ежегодно проходить перерегистрацию. Представители религиозных групп, действующие не в соответствии с законом, могут быть оштрафованы или депортированы. Нарушения закона могут повлечь за собой штраф в размере 1000 сомов (12 долларов США) и депортацию иностранных миссионеров.

Закон предусматривает право религиозных объединений производить, ввозить, вывозить и распространять религиозную литературу и материалы в установленном порядке, что может включать экспертизу государственных экспертов. Закон не требует государственной экспертизы религиозных материалов (таких как литература и другие печатные, аудио- и видеоматериалы) и не определяет критерии для государственных религиоведов. Закон запрещает распространение религиозной литературы и материалов в общественных местах или при посещении отдельных домовладений, школ и других учреждений. Закон устанавливает штрафы в зависимости от характера нарушений. Закон требует, чтобы сотрудники правоохранительных органов продемонстрировали намерение распространять экстремистские материалы для задержания подозреваемого.

Закон разрешает государственным школам предлагать курсы по религии, в которых обсуждаются история и характер религий, если предметом такого обучения не является религиозная доктрина и не пропагандируется какая-либо конкретная религия. Частные религиозные школы должны зарегистрироваться в ГКДР, чтобы работать как таковые.

Согласно закону, религия является основанием для отказа от военной службы и освобождения от нее по убеждениям. Лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, должны заплатить сбор в размере 18 000 сомов (220 долларов США), чтобы отказаться от военной службы. Мужчины, имеющие право на призыв в армию, должны уплатить сбор до достижения ими 27-летнего возраста. Неуплата по возрасту требует от лица отработать 108 часов общественных работ или заплатить штраф в размере 25 000 сомов (300 долларов США). Если мужчины не могут служить по семейным обстоятельствам и не заплатили по возрасту, они должны заплатить 18 000 сомов (220 долларов США). Призывники, уклоняющиеся от военной службы и не подпадающие под освобождение, подлежат штрафу или лишению свободы на срок до двух лет. Обязательно отслужить в армии 12 месяцев, хотя закон предусматривает альтернативные формы общественных работ. Религиозные группы не освобождаются от действия этого закона, и их члены должны платить за отказ от военной службы.

Страна является участником МПГПП.

Государственная практика

Правительство сохранило запрет на деятельность 21 «религиозно ориентированной» группы, которую оно считало экстремистской, включая «Аль-Каиду», «Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», Конгресс курдских народов, Организацию освобождения Восточного Туркестана, «Хизб ут-Тахрир». , Союз исламского джихада, Исламская партия Туркестана, Семейная федерация за мир во всем мире и объединение (Церковь объединения), Такфир-джихадист, Джейш аль-Махди, Джунд аль-Халифат, Ансарулла, Ат-Такфир Вал Хиджра, Акромия, ИГИЛ, Джабхат Ан Нусра, Катибат аль-Имам аль-Бухари, Джаннат Ошиклари, Джамаат ат-Таухид валь-Джихад и Якин Инкар. Власти также продолжали запрещать все материалы или деятельность, связанные с лидером чеченских исламистских боевиков А.А. Тихомиров (он же Саид Бурятский), деятельность и материалы которого Бишкекский районный суд признал экстремистскими в 2014 г.

В течение года власти продолжали арестовывать членов панисламской организации «Хизб ут-Тахрир» по обвинению в экстремизме. По сообщениям местной прессы, за первые шесть месяцев года власти арестовали 13 предполагаемых членов «Хизб ут-Тахрир». В большинстве случаев задержанные содержались под стражей в следственном изоляторе Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), где содержались воинствующие экстремисты.

По данным правозащитных НПО, количество арестов за религиозный экстремизм значительно сократилось после внесения изменений в законы об экстремизме в 2019 г.который отменил положения, разрешающие арест лиц за хранение материалов, считающихся экстремистскими. Официальной государственной статистики, подтверждающей это, не было. По данным правозащитной НПО, отслеживающей эти дела, в восьми из 12 подтвержденных арестов по обвинениям в экстремизме в течение года обвинения были сняты после того, как суды сочли недостаточными доказательства в соответствии с пересмотренным законом. Экстремистские инциденты определялись как членство в запрещенной «религиозно ориентированной» организации, распространение литературы, связанной с запрещенной организацией, а также прозелитизм от имени или финансирование запрещенной организации. Несмотря на изменения в законах об экстремизме, НПО сообщали, что правительство арестовывало пользователей социальных сетей, которые делились или лайкали цифровой контент, который правительство считало экстремистским, особенно религиозную литературу, связанную с запрещенными группами, вместо арестов за хранение физических носителей. НПО отметили, что аресты были сосредоточены в этнических узбекских общинах на юге.

Руководство Свидетелей Иеговы заявило, что 3 сентября руководство ГКДР провело на местном телевидении передачу с участием представителей Русской православной церкви и местного мусульманского священнослужителя, в которой участник ГКДР неоднократно говорил о том, что Свидетели Иеговы являются экстремистами.

этнических узбека заявили, что полиция продолжала преследовать и преследовать их, как правило, в связи с хранением запрещенной религиозной литературы или поддержкой запрещенных организаций, что, по их словам, было основано на ложных показаниях или подброшенных уликах. В отличие от 2019 года, не было никаких сообщений о том, что правительственные чиновники посещали христианские церкви, чтобы потребовать показать их финансовые отчеты.

Поступали сообщения о том, что полиция и прокуратура продолжали угрожать членам семьи Элдос Саттар уулу насилием или арестом. Саттар уулу, протестант, вернулся в страну в течение года после бегства в 2018 году из-за угроз из-за его веры.

Парламент продолжил рассмотрение проекта поправок в закон о религии, представленного ГКДР в 2019 годуно не принял меры до конца года. Поправки запрещают подворовое обращение в свою веру, требуют уведомления правительства перед тем, как начать религиозное образование за границей, и сохраняют минимум 200 членов для регистрации в качестве религиозной организации, что ограничивает зарегистрированные организации от создания более мелких дочерних отделений по всей стране. страна.

По состоянию на сентябрь Свидетели Иеговы сообщили, что ГКДР продолжает отказывать в регистрации местных молитвенных домов на основании положения закона, требующего от религиозных групп регистрироваться в местных советах для открытия новых мест отправления культа. Требование осталось в силе, несмотря на вывод Комитета ООН по правам человека в 2019 году.что это было нарушением статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции, а также решения Верховного суда от 2016 года о неконституционности этого требования.

Представители Свидетелей Иеговы заявили, что ГКДР и другие государственные организации продолжают использовать ложные применения закона, чтобы помешать им создавать новые общины. 20 января община Свидетелей Иеговы повторно подала заявку на регистрацию своих местных молитвенных домов. Их запрос от 2019 года был отклонен ГКДР. ГКДР отклонил январскую заявку «во избежание угрозы социальной стабильности, межконфессиональному согласию и общественному порядку». 28 мая «Свидетели Иеговы» подали иск в административный суд Бишкека, ссылаясь на то, что ГКДР настаивает на применении положения закона, признанного неконституционным. 24 июня суд вернул иск без рассмотрения, приняв довод ГКДР о том, что Свидетели Иеговы не исчерпали административного обжалования. 14 июля община подала апелляцию на первоначальное решение в ГКДР. ГКДР отклонил это обращение, заявив, что оно не было подано своевременно. 24 июля Свидетели Иеговы подали второй иск против ГКДР в Бишекский административный суд, после чего ГКДР заявило, что приостанавливает рассмотрение вопроса о регистрации общин Свидетелей Иеговы в связи с иском. 12 ноября Верховный суд оставил в силе решение суда Бишкека, приняв довод ГКДР о том, что Свидетели Иеговы не исчерпали административного процесса и, следовательно, не могут обжаловать решение ГКДР в суде. Решением суда отказ ГКДР в удовлетворении заявления Свидетелей Иеговы стал окончательным.

Религиозные группы продолжали сообщать, что процесс регистрации в ГКДР был громоздким, занимая от одного месяца до нескольких лет, даже в случае успеха. Одна группа сообщила, что ГКДР не зарегистрировал ее после пяти лет попыток. Некоторые незарегистрированные группы продолжали сообщать о том, что они могут проводить регулярные религиозные службы без вмешательства правительства, особенно иностранные религиозные организации, которые были зарегистрированы в прошлом и подавали ежегодную заявку на перерегистрацию. ГКДР сообщило, что к октябрю зарегистрировало 112 мечетей, 11 христианских церквей (информация о конфессиях не предоставлена), 38 религиозных школ и 28 религиозных организаций. ГКДР также сообщил, что в стране зарегистрировано 2662 мечети, два зарегистрированных исламских университета, 141 зарегистрированное медресе и 77 зарегистрированных исламских фондов.

Хотя правительство по-прежнему не включало Ахмадийскую Мусульманскую Общину в список запрещенных организаций, представитель группы снова заявил, что она до сих пор не прошла регистрацию. Первоначально община была зарегистрирована в 2002 году, но ГКДР отказывался одобрять ее перерегистрацию каждый год, начиная с 2012 года, в том числе снова в 2020 году. не религия.

Хотя закон не требует проверки всей религиозной литературы и материалов, религиозные группы, в том числе Свидетели Иеговы, заявили, что ГКДР требует, чтобы они представляли 100 процентов ввозимых ими религиозных материалов для проверки. По словам представителей Свидетелей Иеговы, ГКДР продолжил практику, согласно которой лица, назначенные ГКДР в качестве экспертов, рассматривали импортированные религиозные материалы, представляемые на рассмотрение религиозными организациями, хотя закон не предписывал такую ​​проверку. По-прежнему не существовало специальной процедуры для найма или оценки экспертов, изучавших религиозную литературу, которую группы хотели распространять в местах отправления культа. По словам ученых-религиоведов, ГКДР продолжало выбирать своих сотрудников или религиоведов, которых агентство привлекало в качестве экспертов. Адвокаты религиозных групп продолжали заявлять, что выбранные ГКДР эксперты были предвзяты в пользу прокуратуры и не являлись официальными экспертами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Государственная служба судебной экспертизы при поддержке ГКДР по религиозным вопросам проверила содержимое веб-сайтов, печатных материалов и других средств массовой информации на наличие экстремистского содержания.

НПО, занимающиеся тюремной реформой и противодействием насильственному экстремизму, продолжали сообщать о том, что законы, предписывающие отдельные учреждения для заключенных, осужденных за терроризм и экстремизм, часто плохо соблюдаются. НПО сообщили, что воинствующих экстремистов не отделяли от заключенных, отбывающих наказание за менее серьезные преступления, включая простое хранение экстремистских материалов, что, по их словам, могло привести к радикализации других групп населения в тюрьмах. Правительство объявило, что пересмотрит старые судимости за хранение таких материалов, но не было никаких сообщений о том, что оно действительно это сделало. НПО сообщили, что тюремные власти требовали, чтобы религиозная литература, кроме Корана или хадисов (записей преданий или высказываний Пророка Мухаммеда), была одобрена муфтиятом.

По словам представителей религиозных групп, отказ либо служить, либо платить сбор за отказ от военной службы по-прежнему подвергал лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, лишениям, поскольку военная служба оставалась обязательным условием для работы в правительстве и у многих частных работодателей.

По словам христианских активистов, немусульманские религиозные меньшинства по-прежнему сталкивались с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах. Объявленная в 2017 году государственная политика по решению этой проблемы путем разделения общественных кладбищ по религиозному признаку, чтобы все религиозные группы имели место для захоронения, по состоянию на конец года не была реализована. По данным ГКДР, проект политики был одобрен соответствующими государственными органами и подвергался доработке перед внедрением.

В январе ГКДР провел форум межконфессионального диалога, однако ограничения, введенные из-за COVID-19, не позволили провести последующие форумы в течение года. В мероприятии приняли участие мусульмане, русские православные, католики, протестанты и бахаи, а также представители гражданского общества, местных органов власти и должностные лица Министерства внутренних дел и ГКНБ. Как и в предыдущие годы, форум был посвящен вопросам религиозной толерантности, сотрудничества и взаимопонимания между представителями религиозных общин, а также между государством и религиозными организациями, в том числе особое внимание уделялось религиозным общинам за пределами столицы.

Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания

По данным активистов гражданского общества, в небольших городах и селах с преобладающим населением кыргызской национальности продолжали происходить случаи преследования групп религиозных меньшинств. В январе Елдос Саттар уулу, бежавший в Украину в 2018 году из-за нападок на его протестантскую веру, вернулся в страну, но не в свое село Тамчи, опасаясь расправы со стороны общинников из-за своего решения отправиться в СМИ после нападений на него. Саттар уулу вернулся после сообщения о примирении между нападавшими на него и его семьей, в котором он согласился не преследовать нападавших в судебном порядке в обмен на безопасность своей семьи. По мнению наблюдателей из этого района, поселение, вероятно, было связано с продолжающимися угрозами в адрес родителей Саттар уулу.

18 марта муфтият приостановил пятничные молитвы и исламское прозелитизм ( дават ) из-за COVID-19. Великий муфтий Максат Ази Токтомушев призвал мусульман молиться дома и соблюдать социальную дистанцию. 26 августа муфтият снял эти ограничения, если мечети соблюдают протоколы против COVID-19.

Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США

Перед тем, как были введены пандемические ограничения, посол и другие сотрудники посольства встретились с государственными чиновниками, в том числе с заместителем главы ГКДР и высокопоставленными чиновниками в Великом муфтияте, чтобы обсудить ограничения в отношении групп религиозных меньшинств, предложенные поправки к закону о религии и насилие. против религиозных меньшинств. В ноябре сотрудник посольства встретился с официальными лицами ГКДР, чтобы обсудить планы законодательства на 2021 год, в том числе предлагаемые поправки к Закону о религии, а также то, как новое правительство планирует подходить к давним проблемам, включая религиозную нетерпимость.

Сотрудники посольства продолжали общаться с представителями муфтията, лидерами религий меньшинств, НПО и представителями гражданского общества для обсуждения закона о терроризме и экстремизме, возможности регистрации независимых религиозных групп и прав религиозных меньшинств. В течение года эти взаимодействия значительно сократились из-за пандемии, хотя сотрудники посольства продолжали общаться с контактными лицами виртуально. Посол также виртуально встретился с членами религиозных общин, в том числе с представителями Свидетелей Иеговы, Баптистского и Евангельского союзов Кыргызстана, и обсудил религиозную регистрацию, межрелигиозные отношения и религиозный экстремизм.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *