Киргизия традиции и обычаи: Обычаи и традиции в Кыргызстане
Обычаи и традиции | Trip to Kyrgyzstan
Эпос “Манас”
Кочевая жизнь
Национальная одежда
Национальная кухня
Юрта
Музыкальное искусство
Этно-игры
Прикладное искусство
Культура кыргызского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся кыргызы.
Приехав в Кыргызстан, вы сможете по-настоящему познать материальную и духовную культуру народа, познакомиться с его обычаями и традициями, соприкоснуться с частицей его истории. Необычайную энергетику и самобытность несут в себе произведения устного народного творчества, национальные игры, творения местных мастеров-ремесленников, национальная одежда, кухня и жилище.
Эпос “Манас” – это настоящий шедевр устного народного творчества кыргызского народа. Во всем мире он известен, прежде всего, тем, что это наиболее объемное произведение среди всех известных эпосов. В одном из вариантов он состоит более чем из 500 000 стихотворных строк. В 1995 году в Кыргызстане отмечалось 1000-летие эпоса “Манас”.
На протяжении веков эпос “Манас” передавался из уст в уста, из поколения в поколение, при этом обогащаясь и приобретая новые оттенки, но сохраняя четкую сюжетную линию. Истинного мастерства в повествовании произведения достигали народные сказители – манасчи. Они часами могут рассказывать увлекательные истории о великом герое Манасе и его подвигах. У каждого манасчи свой собственный стиль изложения и своя интерпретация событий эпоса, однако основная сюжетная линия у всех одна. В настоящий момент известно 35 вариантов эпоса.
Learn more
Во все времена основным занятием кыргызов было скотоводство. Разводили, в основном, овец, лошадей, яков и верблюдов. Чтобы обеспечивать домашних животных кормом, они постоянно перекочевывали с место на место. С наступлением тепла кочевники поднимались высоко в горы, на летнее пастбище джайлоо. С приходом зимы они спускались в долины, на зимнее пастбище кыштоо.
Переход на джайлоо всегда был большим праздником для кыргызов. Они облачались в праздничную, богатую одежду, и вели караваны с имуществом на новые угодья. Верблюдов и лошадей покрывали красивыми разноцветными коврами с орнаментов и яркими узорами. Впереди каравана ехала самая красивая девушка в дорогих украшениях. Если путь каравана лежал через какое-нибудь поселение, то его жители гостеприимно встречали кочевников, угощали их прохладительными напитками, желали счастливого пути.
Learn more
Особенности кочевого образа жизни кыргызского народа нашли свое отражение в национальной одежде. Во-первых, одежда должна была быть легкой и удобной, чтобы в ней можно было комфортно передвигаться верхом на лошади. Во-вторых, одежда должна была быть прочной, но незамысловатой, чтобы ее можно было без труда изготовить в натуральном хозяйстве. В-третьих, она должна надежно защищать человека от холодов, что немаловажно в условиях горного климата. Основными материалами для изготовления одежды были грубая шерсть, войлок, шкуры и кожа домашних животных. Знатные семьи могли позволить себе одежду из дорогих тканей, привезенных из городов Великого Шелкового Пути.
Верхняя мужская и женская одежда называется чапан. Чапан представляет собой подобие халата на вате или из прочной и теплой шерстяной ткани, с пуговицами и стоячим воротником.
Learn more
Национальная кухня в Кыргызстане богата и разнообразна. Она формировалась на протяжении всей истории кыргызского народа и вобрала в себя наивкуснейшие блюда и напитки, оставшиеся со времен кочевой жизни, а также блюда народов-соседей по региону.
Поскольку кочевой образ жизни требует много сил и энергии, национальные блюда кыргызов отличаются необычайной питательностью и калорийностью. Их основные ингредиенты – это мясо, молоко, мука и злаки.
Большинство традиционных блюд не обходится без мяса. В пищу употребляются баранина, говядина, мясо яков, и особо любимая и ценимая кыргызами конина. Наиболее известным кыргызским блюдом является бешбармак – отварная, мелко нарезанная баранина, залитая бульоном, с добавлением лука и лапши. Название этого блюда переводится с кыргызского как “пять пальцев”.
Learn more
Постоянные переезды с одного места на другое присущи кочевому образу жизни. Поэтому важно иметь жилище, которое легко собирать, разбирать и перевозить на вьючных животных. Таким жилищем для кыргызского народа стала юрта.
Основу юрты составляет деревянный каркас, состоящий из нескольких элементов. Установка юрты начинается с дверного проема – босого, обычно обращенного на юг или юго-восток. Стены представляют решетку из березовых жердей – кереге. Основа купола также собирается из жердей – уук, после чего возводится обод – тюндюк. Тюндюк служит для проникновения солнечного света внутрь юрты, а также для выхода дыма изнутри. Тюндюк – один из наиболее узнаваемых символом кыргызского народа, который изображен на флаге страны. Снаружи юрта покрывается чием (плетенной соломой) и толстым войлоком – кийиз.
Learn more
С незапамятных времен музыка занимала видное место в жизни кыргызов. Ни один праздник в селении не обходился без музыки, а жители, от мала до велика, собирались, чтобы послушать чудесные мелодии в исполнении мастеров-музыкантов. Как у любого народа, у кыргызов есть свои традиционные музыкальные инструменты, отражающие уникальный национальный колорит.
Наиболее широко распространенный инструмент – это комуз. Он изготавливается искусными мастерами из цельного куска дерева (обычно арчи, абрикоса или ореха). Его длина не превышает 80-90 см. Комуз имеет три струны. Играют на нем обычно сидя: музыкант держит инструмент в горизонтальном положении, левой рукой держит струны у грифа, а правой пощипывает их. Комуз можно настроить по-разному: из него могут литься как веселые и заводные звонкие мелодии, так и грустные мотивы.
Learn more
Национальные развлечения занимают видное место в жизни кыргызов. Различные этно-игры и состязания необычайно популярны в народе. Они также являются одним из важнейших элементов кочевой культуры, поскольку они помогали развивать необходимые кочевникам качества и навыки – мастерство верховой езды, силу, ловкость, выносливость, меткость.
Learn more
Декоративно-прикладное искусство кыргызского народа развивалось на протяжении веков. Оно формировалось с учетом потребностей повседневной жизни и быта, и во многом ощутило на себе влияние кочевого образа жизни. Среди основных форм декоративно-прикладного искусства кыргызов можно выделить войлочное искусство, ткачество, мастерство узорной вышивки, изготовление циновок, изделий из кожи, ювелирных украшений, резьбу по дереву.
Искусство изготовления войлочных изделий тесно связано с жилищем кочевников – юртой. Ковры из войлока, украшенные орнаментом, называют шырдаки, и они являются важным элементов в убранстве юрты. Располагаются обычно на полу. Войлок для шырдаков делается из овечьей шерсти, которая плотно скатывается и окрашивается в яркие цвета. Из кусков войлока составляется орнамент, затем они сшиваются друг с другом.
Learn more
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА.
КИРГИЗСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА. ЧАСТЬ 1 : Новости : ВСЕ МЫ
09.03.2022
С древних времён у киргизов роды считались опасным процессом, и даже в случае благоприятного их завершения не было гарантии, что младенец выживет в дальнейшем. Многие существующие традиции, связанные с рождением и развитием ребёнка, в Кыргызстане были направлены на то, чтобы обеспечить ребенку здоровье и долголетие, защитить его от нечистой силы. Поскольку эти традиции зародились в то время, когда ислам ещё не был доминирующей религией, они сочетают в себе множество элементов шаманства и язычества.
Повитуха – «киндик-эне» помогала разместить малыша в удобное предродовое положение и обрезала пуповину ребёнка сразу после его рождения. Кроме того, она помогала защитить новорожденного от злых духов, читая особые заклинания. Повитуха считалась земной реинкарнацией богини Умай-эне и покровительницей рожениц и младенцев, поэтому после родов ей преподносили дары: баранью шкуру и самое лучшее мясо – грудинку.
После рождения младенца киргизский народ проводил праздник «дже-энтек той», во время которого гостей угощали расплавленным маслом (сары мал), специально хранимым для такого случая в желудке забитого ягнёнка.
Если ребенок рождался недоношенным, его заворачивали в лисий мех и вывешивали с деревянной рамы юрты. Этот маленький гамак передвигали каждый день от правого косяка юрты до тех пор, пока срок не доходил до девяти месяцев, девяти дней, девяти часов и девяти минут – после этого недоношенный считался новорожденным и устраивался «дже-энтек».
Новорожденного младенца сорок дней никому не показывали, поскольку именно в это время, согласно поверью, ребёнок переходил из мира животных в мир человека. На сороковой день совершали «помазание» малыша сорока каплями солёной воды, а затем дарили ему лоскутное одеяло – кудак – сшитое из сорока лоскутов ткани. Число сорок символизировало каждый день прожитой жизни младенца.
Когда ребенок только начинал делать первые шаги, проводилась церемония под названием «тушоо кесуу»: его ноги связывали черно-белой веревкой, символизирующей добро и зло. Гости наперегонки спешили к малышу и тот, кто прибегал первым, разрезал веревку и помогал ему пойти.
В семьях, где дети часто умирали, киргизы могли отдать младенца другой семье при условии, что родители вскоре «выкупят» его обратно. Если в семье умирали мальчики, то до 10-12-летнего возраста родители одевали своего сына в одежду для девочек, а волосы заплетали в косы. По достижении названного возраста волосы торжественно состригали.
Киргизы старались всячески оберегать ребёнка от злых духов, для чего использовали талисманы и амулеты. Талисманом мог быть кончик хвоста яка или новорожденного жеребёнка, который вшивали в одежду младенца. Позже, когда кыргызские племена приняли ислам, появился новый вид талисмана – тумар – треугольный футляр, в который вкладывали свиток с сурой, взятой из Корана.
У киргизского народа существовало множество запретов, которым следовали взрослые, чтобы защитить ребенка. Так, чтобы малыш не вырос ленивым и капризным, его нельзя было целовать в пятки. Запрещалось называть его точный возраст, чтобы оградить от сглаза и порчи. После наступления темноты нельзя было окликать ребенка настоящим именем, так как считалось, что его может услышать злой дух «албарсты». Кроме того, киргизы считали, что в темное время суток одежды младенца могут коснуться злые духи, поэтому на ночь ее всегда убирали. Для того, чтобы не сглазить ребёнка, ему не выказывали слишком много любви.
Продолжение следует
При подготовке публикации были использованы материалы следующих сайтов:
https://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/traditions/child-birth.htm
https://kaktus.media/doc/387684_rojdenie_rebenka_v_kyrgyzskoy_seme. _obychai_i_tradicii.html
https://centralasia.media/news:1386563
Отдел международных проектов
Теги: Традиции народов мира, Киргизы
Обычаи и традиции | Поездка в Кыргызстан
Эпос о Манасе
Кочевая жизнь
Традиционная одежда
Типичная еда
Юрта
Музыка
Этно игры
Искусство и ремесла
Охота на беркута
Культура кыргызов складывалась веками и до настоящего времени сохранила свое своеобразие и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни.
Гостеприимство, доброта и открытость – главные качества нации.
Приехав в Кыргызстан, вы сможете ближе познакомиться с материальной и духовной культурой народа, познакомиться с его обычаями и традициями, узнать некоторые факты их истории. В фольклоре, национальных играх, работах местных мастеров, традиционной одежде, кухне и жилище вы сможете заметить необыкновенный дух и самобытность.
Эпос о Манасе – великий шедевр фольклора кыргызов. Это самая длинная эпическая поэма в мире. В одной из своих итераций он состоит из более чем 500 000 строк. В 1995 кыргызстанцев отметили 1000-летие эпоса «Манас».
На протяжении веков эпос о Манасе циркулировал, обогащаясь и приобретая новые оттенки, но сохраняя четкую сюжетную линию. Истинное мастерство повествовательной работы достигали народные сказители, которых называли «манасчи». Они могут часами рассказывать увлекательные истории о великом богатыре Манасе и его подвигах. У каждого манасчи свой стиль изложения и своя интерпретация событий эпоса, но все они придерживаются одной сюжетной линии. На данный момент известно 35 различных итераций эпоса. Они написаны со слов известных и искусных сказителей С.Орозбакова, С.Каралаева, Тоголока Молдо и других.
Узнать больше
Во все времена основным занятием кыргызов было скотоводство. Они разводили в основном овец, лошадей, яков и верблюдов. Чтобы обеспечить скот пастбищем, им приходилось кочевать с одного места на другое. Летом кочевники поднимаются на высокогорные летние пастбища «жайлоо». С наступлением зимы спустились в долину, на зимние пастбища «кыштоо».
Поход на джайлоо всегда был значимым праздником для кыргызов. Они надевали праздничную, нарядную одежду и вели караваны на новое место. Верблюдов и лошадей покрывали красивыми цветными коврами с яркими узорами. Впереди каравана ехала самая красивая девушка в дорогих украшениях. Если караванный путь пролегал через какой-либо поселок, его жители с большим гостеприимством встречали кочевников, угощали их угощением и желали счастливого пути. Семья, которая забрела в джайлоо первой, традиционно готовила еду для следующих семей.
Узнать больше
Особенности кочевого образа жизни кыргызов нашли отражение в их национальной одежде. Во-первых, одежда должна была быть легкой и удобной, чтобы кочевнику было удобно ездить верхом. Во-вторых, одежда должна была быть прочной, но несложной, чтобы ее можно было сшить в домашних условиях. В-третьих, он должен надежно защищать человека от холода, что немаловажно в условиях горного климата. Основными материалами для изготовления одежды были грубая шерсть, войлок, мех и кожа. Дворянские семьи могли позволить себе дорогую одежду из тканей городов Великого шелкового пути.
Верхняя одежда называется «чапан». Чапан представляет собой стеганое пальто из прочной и теплой шерстяной ткани с пуговицами и высоким воротником. Зимой кочевники носили тулуп «тон» и шубы «ичики» из меха лисы, волка или рыси. Основная традиционная обувь – сапоги, украшенные пестрым орнаментом, с длинным голенищем и узкими носками.
Узнать больше
Национальная кухня Кыргызстана особенно богата и разнообразна. Он развивался на протяжении всей истории кыргызского народа и собрал в себе самые вкусные блюда и напитки периода кочевой жизни, а также блюда соседних народов региона.
Поскольку кочевой образ жизни требовал много сил и энергии, национальные блюда кыргызов отличались необычайной питательностью и калорийностью. Их основными ингредиентами были мясо, молоко, мука и крупы.
Большинство традиционных блюд не обходятся без мяса. Кыргызы любят есть баранину, говядину, мясо яка и особенно конину. Самое известное блюдо – киргизский бешбармак. Это отварная рубленая баранина с луком и лапшой, залитая бульоном. Название этого блюда переводится с кыргызского как «пять пальцев», и его традиционно едят пальцами.
Узнать больше
Переезды из одного места в другое присущи кочевому образу жизни. Поэтому важно иметь жилище, которое легко собирать, разбирать и перевозить вьючных животных. Таким жилищем для кыргызов стала юрта.
Основа деревянного каркаса юрты состоит из нескольких элементов. Постановку юрты начинают с дверного проема «босого», обращенного обычно на юг или юго-восток. Стены представляют собой сетку из березовых жердей, называемых «керегэ». Основание купола также собирается из столбов «уук», затем идет обод «тюндюк». Тюндюк используется для проникновения солнечного света в юрту, а также для выхода дыма. Тюндюк – один из самых узнаваемых символов Кыргызстана, который представлен на флаге страны. Снаружи юрта покрыта плетеной соломой «чий» и толстым войлоком «кийиз». Дверной проем также обтянут войлоком или вместо него стоят двустворчатые двери.
Узнать больше
С древних времен музыка играла важную роль в жизни кыргызов. Ни один праздник в селе не обходился без музыки, и молодые и пожилые люди собирались, чтобы послушать замечательные мелодии мастеров-музыкантов. У кыргызов, как и у любого народа, есть свои традиционные музыкальные инструменты, отражающие неповторимый национальный характер.
Самый распространенный инструмент — комуз. Изготавливается искусными мастерами из цельного куска дерева (обычно можжевельника, абрикоса или ореха). Его длина не превышает 80-90 см. Комуз имеет три струны. На ней обычно играют сидя: музыкант держит инструмент в горизонтальном положении, левая рука держит струны на грифе, а пальцы правой руки пробегают по ним. Комуз можно настроить по-разному. Музыканты умеют играть и веселые и звонкие мелодии, и лирические мотивы, беря за душу. Еще одним известным музыкальным символом кыргызов является темир-комуз.
Узнать больше
Национальные развлечения занимают видное место в жизни кыргызов. Большой популярностью пользуются различные этно-игры и конкурсы. Они также являются одним из важнейших элементов кочевой культуры, так как помогали развивать необходимые навыки и качества кочевников: мастерство верховой езды, силу, ловкость, выносливость и меткость.
Самая популярная игра – скачки. На похоронах или в праздники устраивались скачки на длинные дистанции. Это соревнование называется ат-чабыш. В нем могут принять участие только лошади большой выносливости, чтобы они преодолели дистанцию до 100 км. Соревнование под названием «жорго-салыш» похоже на аль-чабыш, но стиль верховой езды в нем – иноходь (когда копыта лошади попарно поднимаются и опускаются на землю).
Игра улак-тартыш сейчас очень популярна.
Узнать больше
Декоративно-прикладное искусство кыргызов складывалось веками. Он формировался исходя из потребностей повседневной жизни людей, и кочевой образ жизни оказал на него большое влияние. Среди основных видов декоративно-прикладного искусства — войлочное искусство, ткачество, узорная вышивка, изготовление циновки, изделий из кожи, ювелирное дело, резьба по дереву.
Узнать больше
Охотников на орлов на местном языке зовут Беркунчи. Несмотря на то, что со временем эта практика постепенно исчезла, охота с птицей (особенно с беркутом) по-прежнему популярна в некоторых районах Кыргызстана и Казахстана. Людям с запада свойственно представлять себе соколиную охоту – и хотя охота с ястребами и соколами тоже имеет место быть, но для тех, кто охотился с беркутами, это выглядит детской забавой. Охота проходит на специально подготовленной лошади. Чтобы всадник имел возможность держать беркута, к седлу приделывали специальное приспособление «балдак», поддерживающее его руку.
Узнать больше
кыргызских обычаев и национальных традиций. Кыргызские юрты
На культуру кыргызов большое влияние оказало их кочевое наследие. Это находит отражение в ведении домашнего хозяйства, в обычаях и обрядах. Люди украшали свои дома красивыми и практичными предметами. Шедевром народного творчества является кыргызская юрта (юрта, юрта, шатер), которую было легко собрать и перевезти с места на место.
Юрта — небольшое жилище, украшенное войлочными коврами и тесьмой ручной работы. Уходя своими корнями в древние тюркские племена, юрта вобрала в себя все самое лучшее из многовекового опыта кочевых народов. Кыргызские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством в горах, выработали лучший тип передвижного жилища, которое легко разбирается, передвигается на вьючных животных и снова ставится.
Юрта состоит из деревянных деталей и войлочного покрытия.
Решетчатые складные стены (кереге) состоят из отдельных звеньев. Они определяют размер юрты. Снаружи кереге покрывают циновками из стеблей чиха. Он пропускает воздух в жилище и одновременно защищает его от ветра и пыли.
Сферическая крыша юрты сделана из остро изогнутых жердей — уук. Одним концом, где они загнуты, они крепятся к верхней части основания стены, другим концом вставляются в отверстия тундука — деревянного круга наверху юрты.
Юрта из ивы; для тундука, представляющего собой отверстие для выхода дыма из юрты, используют более твердые породы дерева (береза, можжевельник).
Юрта покрыта войлоками разных видов. К ним относятся тундук джабуу, туундук и узуктор. Войлочный чехол соединен с каркасом узкими ткаными и кожаными полосками. Крышка тундука подвижна, а отверстие для дыма легко открывается утром и закрывается на ночь с помощью длинных шнуров. Дверной проем закрывают войлочными или ткаными орнаментированными портьерами.
Юрту можно установить примерно за 1 час.
Внутренние и внешние стороны юрты богато украшены разнообразным орнаментом из войлока, аппликаций, плетеной узорчатой бахромы, разноцветных кистей (чачык) и узорной тесьмы (теренчек боу).
С годами изменилась не только юрта в целом, но и ее интерьер. Правая сторона юрты считалась женской частью (епчи жак). Здесь хранились цветные сумки с войлочной аппликацией, одежда, головные уборы, украшения, вышивка хозяек и гончарная посуда. Хранилище для продуктов отделялось ширмой из орнаментированного коврика (чыгдака).
Левая сторона была мужской (эр жак), где висела лучшая одежда и головные уборы мужчин, а ближе к входу висела сбруя.
Место напротив входа считалось почетной должностью (тор). На этой части стены стоял ряд сундуков, на которых лежали редко употребляемые узорчатые ковры. Чем больше ковров, тем богаче люди, живущие в юрте. На пол юрты стелили только лучшие ковры — ала-кийиз, а на них — узкие стеганые одеяла (тошок) или меховые коврики — колдолоши. «Тор» был центром юрты. Это было место для самых почетных гостей. «Когда ты в гостях, не сиди в торах». Если появится человек более почетный, чем вы, мастер скажет вам: «Уступи ему место!». И вам придется уступить это место на глазах у всех гостей. Так что когда вы в гостях, занимайте менее почетное место. А хозяин дома придет и скажет: «Уважаемый друг, пожалуйста, идите в тор», тогда ваш авторитет возрастет). Перед сидящими гостями настилали своеобразную скатерть — «достархан». Посреди юрты разводили огонь и готовили еду. Это место называется «коломто». Богатые люди готовили свои блюда в специальных юртах — «ошканах». Бедняки жили в небольших, дымящихся юртах (боз уй, кара уй), где хранили не только свои принадлежности (кровать, глиняную посуду), но в самое холодное время года — новорожденных телят и ягнят.
В юрте людей всегда окружают удобные ковры, тканые и вышитые покрывала, одеяла и подушки и другие изделия, часто изготовленные самой хозяйкой. Материалы, которые она использует, включают войлок, ворсистую ткань, меха, текстиль и чигу; основные украшения — яркие цвета и орнамент.
Колорит кыргызской национальной одежды, ковров и вышивки насыщенный и жизнерадостный. Он состоит из ярких контрастных цветов, в которых преобладают теплые тона (красный и светло-коричневый). Раньше мастера использовали натуральные красители. Орнамент берет свое начало в бронзовом веке, но постепенно совершенствовался и расширялся. Его элементы были взяты из флоры и фауны, окружавшей кочевые народы. Основным мотивом кыргызского орнамента был «кочкор» — стилизованные бараньи рога. Извилистые линии с ритмично расположенными завитками называются «кьял» (мечта или фантазия). Он также напоминает ветви цветущего дерева.
Кыргызские ковры — «кийиз» и «шырдак» — изготавливаются из теплого войлока и всегда богато украшены. Шырдак выполнен в технике мозаичной аппликации, основанной на лоскутном оплетении кусочков фетра разноцветными нитками. Ала-кийиз изготавливается путем утрамбовки и закатывания разноцветного меха в рыхлую войлочную основу. Он славится чистотой линий и нечеткостью.
Коврики и ширмы, как правило, представляют собой целую художественную композицию, выполненную путем оплетения стеблей чиха разноцветным мехом. На самодельных станках женщины плели из толстых ниток тесьму (бу) для различных украшений. Вышивали мехом и золотыми нитями на коже, войлоке, замше и холсте.
Праздники и праздники
Нооруз (Новый год)
Нооруз — мусульманский Новый год и самый широко отмечаемый праздник в Кыргызстане. Он отмечается 21 марта года года уже более 2000 лет. В этот особенный день идет большая подготовка. Люди покупают или шьют новую одежду, а боз уи возводят и украшают можжевельником, чтобы сделать их как можно более привлекательными.
В Бишкеке колоссальные гуляния завершаются игрой в улак тартыш (см. ниже), а в каждом городе и селе края проходят более мелкие, но не менее оживленные праздники. Для меня большая честь принять участие в Нооруз, который проходит в мусульманских странах мира.
Уйлонуу той (Свадебный пир)
Перед свадьбой родители молодой пары готовят для них одежду. Мать невесты, невестки и подруги поставили белую юрту. Жених и его друзья приходят за невестой. По традиции мать невесты и невестка поют кошок (оплакивание ее ухода) и прощаются друг с другом. Ее невестки сопровождают невесту в дом жениха, где начинается свадебное торжество.
Бешик той (Колыбельный праздник)
Этот праздник празднует первый день рождения нового ребенка в колыбели в течение недели после его или ее рождения. Бешик – это деревянная люлька, в которую пеленают ребенка до тех пор, пока он не начнет ходить. Исторически кыргызы делали очень простые бешики, соответствующие их кочевому образу жизни. Из пучка сухой ивы толщиной с предплечье делают две дуги; в их основаниях делаются отверстия. Прикрепляются палочки, соответствующие этим отверстиям, а между палочками натягивается плетеная веревка. Внутри расстилается матрас.
Жентек той (Праздник рождения)
Новоиспеченные родители выражают свое счастье, угощая соседей, а в знак уважения угощают людей сары май (желтым маслом). Сначала его кладут в рот ребенку, а затем самому старшему человеку в доме. Для этого пира сары май держат в желудке забитого ягненка, овцы или теленка. Чтобы почтить память новорожденного, гости приносят одежду, животных или еду. Родственники предлагают телят, овец или ягнят. Также могут подарить шырдак (ковер) или попону.
Струнные инструменты кыргызские
Комуз — изготовлены из цельного куска дерева, с тремя струнами, играемыми защипыванием. Современный комуз имеет длину около 85-90 см с капроновыми струнами. Особенностью комуза является возможность по-разному настраивать струны в соответствии с исполняемой музыкой. Для игры на комузе исполнитель держит его в горизонтальном положении сидя или, реже, стоя. Возможны многочисленные приемы игры, а владение техникой правой (щипковой) руки особенно позволяет исполнять разнообразные трудные и сложные композиции. Комуз является стандартным участником любой кыргызской народной музыкальной группы. По легенде, первый комуз сделал охотник Камбар. Он сам был мастером-исполнителем (комузчи), а камбаркан стал одним из самобытных творческих жанров кыргызской народной музыки.
Кыяк (кыл кыяк) — струнно-смычковый инструмент длиной 60-70 см. Традиционный кыяк делается из древесины абрикосового дерева и состоит из двух нитей нескрученного конского волоса. Конский волос также используется для лука. На кияке мастер-исполнитель (кыякчи) играет сидя, держа инструмент вертикально, в то время как натянутые волосы на смычке мягко перетягиваются по струнам. Пальцы левой руки не прижимают струны к грифу; они мягко касаются его, производя красочные гармоничные тона, похожие на определенные приемы игры на скрипке. Учитывая два варианта настройки, верхняя струна мелодична, а нижняя струна резонирует. Традиционный кыяк — это инструмент, транспонирующий на одну октаву вниз. Большинство традиционных произведений для кыяка очень лиричны и проникновенны, что полностью соответствует музыкальному характеру инструмента.
Национальная кухня
В Кыргызстане проживает более 80 различных культур и национальностей. Неудивительно, что его разнообразная многоэтническая среда повлияла на разнообразие национальных кухонь и напитков, особенно кыргызских, русских, дунганских, узбекских и корейских традиций.
В кыргызской кухне много мяса, молочных продуктов и хлеба и мало специй. В меньшей степени это касается дунганских и уйгурских блюд. Каждый прием пищи заканчивается «омином» — движением, напоминающим умывание лица, которое выражает благодарность Богу.
Беш бармак
Для кыргызов беш бармак – это не просто обычная трапеза, это церемония со своими традициями и обычаями. Целую овцу разделывают и варят в казане (железном котле) до тех пор, пока суп из этого котла не будет готов к употреблению и кости с мясом на них не будут готовы к раздаче. Блюдо (отварные куски мяса с домашней лапшой) едят пальцами (беш бармак в переводе с кыргызского означает «пять пальцев»). После беш-бармака лучшим блюдом для подачи высокому гостю является плов.
Плов обычно подают в виде огромной горки риса с луком и морковью и кусочками вареного мяса сверху. Среди других основных блюд также манты (вареные пельмени размером с кулак с начинкой из баранины и лука), лагман (дунганское блюдо из толстой домашней лапши в относительно остром соусе с капустой, луком и помидорами), чучпара или пельмени. (небольшие клецки с луком, бараниной и жиром, подаваемые в супе), куурдак (ломтики жареной баранины с луком и специями, подаются на тарелке, украшенной зеленью), шорпо (суп с картофелем, овощами и большой кусок баранины на кости).
Гостям также предлагаются различные закуски, такие как куйрук-бур (кусочек курдючного сала и ломтик той же овечьей печени, подаваемые вместе со специями или шашлык — копченые шашлыки из баранины (или говядины, курицы, печени или различных рыбы), подается с луком в уксусе
Среди всего многообразия напитков следует выделить особо Кымыз – самый популярный напиток на жайлоо, приготовленный из перебродившего кобыльего молока Бозо – густой перебродивший пшенный напиток, слабогазированный и пьемый в основном зимой Джарма: Напиток из перебродившего ячменя, который пьют в основном летом.