Разное

Какая у украинцев религия: Религиозные предпочтения населения Украины — Украина — Исследования

Украина религиозная. Государственная статистика и независимая социология

  • Mнение

29 дек. 2020

В Украине примерно 2/3 граждан являются верующими. Однако их конфессиональную принадлежность установить не так просто. Государственная статистика по количеству зарегистрированных религиозных организаций существенно отличается от данных соцопросов

Массовое крещение в Днепре в рамках празднования 1030-летия введения христианства как государственной религии в Киевской Руси, 22 июля 2018 года / Фото: Reuters

Каждый год на протяжении вот уже двадцати лет одна из самых авторитетных украинских социологических служб – Центр Разумкова проводит специальный опрос, посвященный вопросам веры и религии. Ценность постоянных опросов состоит в том, что благодаря им можно не только зафиксировать существующую на поточный год ситуацию, но и проследить динамику изменений, увидеть, как развивалась ситуация и иметь основания для прогноза в будущем.

Также факты, полученные и отслеженные в динамике, являются куда более основательными. Ведь при единичном опросе при желании неудобный факт можно списать на ошибку выборки или неточность в формулировке. Но если ответ на один и тот же вопрос на протяжении десяти лет не меняется, то это дает повод считать, что все-таки результат опроса отражает реальную картину происходящего.

Кроме Центра Разумкова в разные годы опросы проводили группа «Рейтинг», Киевский международный институт социологии и фирма «Социс». Все они показывали результаты, подобные данным Центра Разумкова, с различием в рамках погрешности. То есть фактически четыре ведущие социологические службы показывают один и тот же результат, что увеличивает вероятность достоверности данных.

Как себя идентифицируют

Так, в Украине в среднем две трети граждан являются верующими. Были различные колебания данной величины. Самый низкий уровень был зафиксирован в 2000 г., спустя 9 лет после падения атеистического СССР – 57,8%. Самый высокий уровень религиозности наблюдался в 2014 г. на фоне кризиса государственности, аннексии Крыма и начала войны на Донбассе – 76%.

В переломные моменты истории люди испытывают необходимость в сверхъестественном. В иные годы этот показатель колебался в районе 66-71%, т.е. был достаточно стабильным как для такого общего вопроса. Около 12-13% тех, кто колеблется между верой и неверием, и порядка 8% неверующих и убежденных атеистов.

Среди конфессий доминирует православие, с ним себя идентифицирует около двух третей населения, но в последние годы этот показатель стал постепенно снижаться – с 67,3% в 2018 г. до 62,3% в 2020 году. На втором месте греко-католики. К этой конфессии принадлежит почти каждый десятый. И эта группа постепенно растет – с 5,7% в 2013 г. до 9,6% в 2020 году. Кроме того, опросы в рамках погрешности фиксируют представителей римско-католической церкви – 1,2%, протестантизма – 1,5%, ислама – 0,5% и иудаизма – 0,1%. Также социологи выделяют отдельную и достаточно большую группу – «просто христиане» – 8-9% и еще около 15% респондентов не относят себя ни к одной из религиозных традиций.

В свою очередь среди православных лидерство, начиная с 2010 г., удерживал Киевский патриархат, который после Объединительного собора и получения Томоса об автокефалии вошел в состав Православной Церкви Украины. С 2019 г. на первом месте по количеству верующих находится именно ПЦУ. В этом году с ней ассоциирует себя каждый пятый украинец. На втором месте находится церковь Московского патриархата – 13,6% и еще полпроцента – другие православные церкви.

В этот список входят верующие, которые поддерживают опального патриарха Филарета и считают себя последователями Киевского патриархата, хотя такового ни юридически, ни канонически больше не существует. Кроме того, сюда же включается небольшая румынская диаспора в Украине, которая может идентифицировать себя с церковным Бухарестом.

Помимо этого среди православных есть группа «просто православные», которые никак не идентифицируют себя ни с одной из церковных юрисдикций. И среди православных это самая большая общность людей – 26,8% опрошенных.

Куда ходят

Но данные социологических опросов очень часто существенно отличаются от данных государственной статистики по количеству зарегистрированных религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2020 г. в Украине было зарегистрировано более 35 тысяч религиозных организаций.

Так вот, если, согласно опросам, лидером является ПЦУ, а УПЦ МП лишь на втором месте, то, согласно данным статистики, на первом месте именно Московский патриархат – более 12 тысяч общин, а в ПЦУ около 7 тысяч. У греко-католиков 3900 и еще 900 у римо-католиков.

Но как такое может быть? Почему так разнятся данные социологии и статистики? Тут есть несколько объяснений.

Во-первых, количественные данные приходов УПЦ МП отчасти искусственно увеличены. Да, скорее всего, у них больше храмов, чем у ПЦУ, но вряд ли аж целых 12 тысяч. Дело в том, что в своих базовых регионах, а это Юг и Восток Украины, УПЦ МП закрепилась благодаря административной поддержке местных элит. Таким образом они открыли молитвенные комнаты при управлении полиции, СБУ, военных частях, тюрьмах, больницах, университетах и даже железнодорожных депо. И понятно, что часовня в депо или при университете посещается небольшим количеством людей, но по документам она равна любой другой религиозной организации или, например, огромному собору в массивном спальном районе. Т.е. количество зарегистрированных в реестре общин еще не означает, что за каждой формальной организацией стоит мощная община верующих и большой храм.

Во-вторых, люди очень часто точно не знают в какой достоверно храм они ходят. Ведь названия юрисдикций очень похожи: «Украинская Православная Церковь» и «Православная Церковь Украины». К тому же общий обряд и внешнее убранство. Человек может посещать церковь Московского патриархата и думать, что он ходит в «украинскую церковь», ведь на табличке написано «Украинская православная церковь», по документам это официальное название Московского патриархата в Украине.

Эта проблема и неразбериха с названиями давно известна экспертам-религиоведам. Прошлый состав Верховной Рады даже принял соответствующий закон о том, что церковь, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре (так в законодательном поле Украины называют Россию), должна поменять свое официальное название и добавить аффилиацию со страной-агрессором. Но с приходом к власти Владимира Зеленского реализация данного закона откровенно забуксовала. Сейчас закон уже долгое время «лежит» в Конституционном суде и его будущее пока неизвестно. Но в церкви Московского патриархата все равно отказываются исполнять действующий сегодня закон.

В-третьих, кроме верующих Московского патриархата и ПЦУ, в поле внимания социологов появляется «черная лошадка», это группа «просто православные». Они составляют самую большую группу, но достоверно неизвестно, в какие храмы они ходят. Вернее так – в целом две трети «просто православных» никуда и так не ходят, кроме как по большим праздникам. Территориально они больше распространены как раз-таки на Юге и Востоке Украине – в базовом регионе УПЦ МП.

Моя гипотеза состоит в следующем. УПЦ МП имеет большое количество религиозной инфраструктуры – храмов, часовен, молитвенных комнат и так далее. Но из-за пророссийской политической позиции ее руководства количество верующих, которые идентифицируют себя с этой церковью, постоянно снижается – с 23,6% в 2010 году до 13,6% в 2020.

В то же время есть большая масса не очень церковных людей, которые называют себя «просто православные» и ходят в храм лишь по большим праздникам, не очень интересуются религиозной политикой и не следят за церковными скандалами. Живут такие люди в регионах, где большинство храмов именно УПЦ МП, вот туда они и приходят по праздникам, но без четкой привязанности именно к этой церковной юрисдикции.

Вот и получается, что, по опросам, эти люди себя называют «просто православными», но ходят в храмы Московского патриархата. Именно поэтому в последнем делают вывод о том, что они самая большая церковь Украины.

Религиозный ландшафт

Галичина

На самом же деле религиозная карта Украины весьма и весьма разнообразна. Есть несколько субрегионов со своими историческими, этническими и религиозными особенностями. Начнем с Галичины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), поскольку это самый яркий с религиозной точки зрения регион. Тут, в отличие от всей остальной Украины, доминируют как по статистике, так и по социологии не православные, а греко-католики. Галичина – это базовый регион для Украинской Греко-католической церкви.

Тут насчитывается 3053 греко-католические общины, это 87,5% от всех общин УГКЦ. Среди православного меньшинства доминирует ПЦУ – 1968 общин. Московский патриархат в «бандеровском» регионе имеет аж 184 общины. В основном за счет севера Тернопольской области, который исторически относится к Волыни, а не Галичине. Кроме того, тут еще 259 общин римо-католической церкви.

Волынь

На Волыни исторически были сильны позиции православных. Условное лидерство тут удерживает Московский патриархат – 1170 общин. Ему в спину «дышит» ПЦУ – 956 приходов. Традиционно на Волыни также были сильны позиции протестантов. Совокупно баптисты, пятидесятники и адвентисты тут имеют 846 общин. А для пятидесятников это и вовсе ключевой регион, тут располагается до трети всех их приходов.

Закарпатье

Достаточно необычным регионом является Закарпатье (Закарпатская область). В силу близости политических границ стран Евросоюза (Венгрии, Словакии, Польши и Румынии) и наличия естественной границы со стороны остальной части Украины – Карпатских гор, история, а главное население края достаточно пестрое. Тут есть венгерская, румынская, словацкая и ромская меньшины. В религиозном плане тут доминирует Московский патриархат, впервые в истории сюда пришедший лишь 75 лет назад. У этой церкви 624 общины.

Второй по численности является греко-католическая церковь – 446 приходов. Интересно, что местная греко-католическая епархия является автономной и подчиняется напрямую Ватикану, не входя в состав Украинской Греко-католической церкви. Уникальной локальной группой является Реформатская протестантская церковь, к которой принадлежат в основном члены венгерской общины – 113 приходов. Словацкая меньшина исповедует римо-католицизм и насчитывает 92 общины.

Уникальность Закарпатья состоит в том, что тут есть две религиозные организации сугубо локального характера, которых нет за пределами области и которые в своем официальном названии содержат названия местных топонимов: «Мукачевская греко-католическая епархия» и «Закарпатская реформатская церковь». Другой такой области в Украине нет.

Буковина

Обширная румынская диаспора есть на Буковине (Черновицкая область). Там главной конфессией является православие. Достаточно сильны позиции Московского патриархата – 427 общин. Ведь глава УПЦ МП митрополит Онуфрий ранее возглавлял Черновицкую епархию. Этнические румыны окормляются священниками Московского патриархата. Также в регионе есть несколько епархий ПЦУ с совокупным количеством в 205 приходов. Кроме того, на Буковине достаточно сильны позиции протестантов, как и на Волыни. Совокупно баптисты, пятидесятники и адвентисты тут имеют 470 общин.

Исторические предпосылки

Другие регионы Украины не столь религиозно разнообразны. К тому же они значительно сильнее секуляризированы и роль религии там существенно ниже. Это проявляется и в количестве людей, считающих себя верующими, и в практикующих, и в поддерживающих церковь материально и доверяющих священникам. Наблюдается разительный контраст между жителями Востока и Запада Украины. И этому есть несколько объяснений.

Во-первых, территории Галичины, Волыни, Закарпатья и Буковины в межвоенный период не входили в состав Советской Украины, а были под властью Польши, Чехословакии и Румынии. Там не было насильственной атеизации, религиозных гонений и сталинских репрессий. Религиозная жизнь не была выкорчевана на корню, а развивалась своим чередом. Богоборческая машина советов пришла туда на двадцать лет позже и уже не с тем запалом.

Во-вторых, эти регионы были значительно меньше русифицированы, а религиозная составляющая часто ассоциировалась с национальной украинской идеей, по крайней мере, на Галичине. Поэтому роль церкви была высокой не только в духовной сфере, но и в национально-патриотическом воспитании. В противовес государственному атеизму СССР.

В-третьих, это преимущественно аграрные регионы, в отличие от промышленного Донбасса. Аграрии чаще более религиозны, чем промышленники. Дело в том, что сельское хозяйство зависит от большого количества переменных (погодных условий, нашествия насекомых и т.д.), не зависящих от воли человека. Промышленность же менее подвержена переменным условиям. Человеку легче просчитывать, он архитектор, он пользователь недр земли и зачастую думает, что сам хозяин жизни. Это дополнительный фактор, в добавок к предыдущим, который объясняет различия в религиозных настроениях Запада и Востока Украины.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском.
Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

  • hristianstvo
  • православие
  • Украина
  • religiya
  • конфессии

Журналист, публицист, эксперт в области религиозных и политических отношений (Украина)

Новости по теме

В Украине русскоязычные школы перешли на обучение на украинском языке

Для представителей нацменьшинств, языки которых не являются официальными в ЕС, в средней школе и старших классах не менее 80% учебного времени преподавание будет вестись на украинском языке

Анталью с начала года посетили более 1,5 млн туристов из 162 стран

За период с января по август этого года больше всего отдыхающих – 798 524 человек – прибыло в августе. Основная их часть – это туристы из России. Второе место по количеству посетивших турецкий курорт туристов  занимает Украина

Анкара и Томос. Роль Турции в получении Украиной автокефалии

Доселе никто не задумывался о роли Турции, на территории которой и был, собственно, оформлен и вручен один из главных церковных документов XXI века

Станут ли мусульманские праздники государственными в Украине?

Для чего Зеленский все больше внимания уделяет мусульманам, и как это связано с Турцией и Ринатом Ахметовым?

В той же категории

Саммит ОТГ в Самарканде: новая страница в интеграции тюркского мира

Встреча лидеров государств Организации тюркских государств в Самарканде продемонстрировала, что объединение выходит на новый качественный уровень взаимодействия

Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ

На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами

Миграционные потоки Израиля: с Востока на Запад

Наряду с притоком в Израиль евреев, желающих получить гражданство страны, сегодня наблюдается и активный отток успешных израильтян в более благополучные страны. Как работают «сообщающиеся сосуды» Израиля и диаспоры?

Турция может укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества

В случае дальнейшей интеграции Турции в ШОС Организация получит новый импульс к развитию, а с учетом амбиций и способностей турецкого руководства Анкара сможет реализовать новые экономические проекты и диверсифицировать собственные внешние связи

Что ещe Вы хотели бы узнать?

hristianstvo

православие

Украина

religiya

конфессии

Статус Айя-Софии — внутреннее дело Турции

Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней

Будущее Израиля выглядит туманным

Бывший руководитель разведки считает, что подполье в Израиле стремительно растет и предсказывает будущее еврейского государства как «плохое или очень плохое»

Посол РФ впечатлен усилиями Турции по обеспечению безопасности туристов

Другим странам следует изучить систему сертификации «Безопасный туризм», используемую в Турции, — считает глава дипмиссии России в Анкаре Алексей Ерхов

Казахстанский транзит ровняет курс

Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?

Трамп, Москва и «талибы» VS Демпартия США

Дональд Трамп, Москва и «талибы» называют фейком публикацию The New York Times о заказах российской разведкой нападений на американских военных в Афганистане. Скандал вызвал большой резонанс в мире и эскалацию политического противостояния в США

Религия на Украине / Travel.Ru / Страны / Украина



  1. Travel.ru

  2. Страны

  3. Украина
  4. org/ListItem»>
    Культура

  5. Религия




  • Отели


  • Авиабилеты

Большинство верующих (76%) являются православными христианами, при этом часть относит себя к Московскому Патриархату, часть — к Киевскому, часть — к Украинской автокефальной церкви. Достаточно широко представлена католическая церковь восточного обряда (униаты, до 14% верующих), а также протестантизм, иудаизм и ислам.


Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)

02.05.2017 | anton_ermachkovКиев на майские праздники

—>


Киево-Печерская лавра — один из первых монастырей в Древнерусском государстве


Я не мог не посетить одну из главных достопримечательностей украинской столицы — Киево-Печерскую Лавру. Она является одним из самых первых монастырей Древней Руси. Читать дальше →


ser_rubtsov
|
зима 2015

    travel.ru/c517/travelContent/css/images/nophoto.png» data-tr-seo-links-block=»»>


  • В Киеве разрушаются церковные памятники


  • Храм-маяк будет возведен в Крыму под Алуштой


  • Путеводитель по святым местам Крыма.


  • Центр туризма в Новгороде-Северском на Черниговщине


  • В Крым привезена часть Животворящего Креста Господня.


  • План развития заповедника «Херсонес Таврический».


  • Собор Александра Невского в Ялте отпразднует столетие.


  • Фестиваль искусств «Рождественские встречи» — в Крыму.


  • Мыс в одной из бухт Севастополя назовут в честь папы Климента.


  • В поселке Партенит открыт для посещения монастырский храм




Какие продукты и почему отбирают у туристов?


Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы


8 правил выживания в постсоветском отеле


Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ


Таможенные правила ввоза алкоголя


Таможенные правила России


Виза в США — так ли это страшно?


Документы для биометрического паспорта


Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах



Религия в Украине | Факты и статистика об украинской вере

Религия в Украине имеет несколько иной «смесь» конфессий по сравнению с религией в России. Хотя регион когда-то был домом для довольно больших мусульманских и еврейских общин, ислам и иудаизм значительно уменьшились по сравнению с их историческими высотами. Украина, в отличие от России, является преимущественно христианской, где более 90% религиозно активных граждан принадлежат к православным, католическим или протестантским конфессиям (опрос Центра Разумкова, 2006 г.).

Согласно тому же исследованию Центра Разумкова 2006 года, расклад религиозных конфессий в Украине выглядит следующим образом.

  • 14,9% принадлежат к Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата
    • не признается Восточной православной общиной
    • использует украинский и славянский языки в качестве богослужебных языков
  • 10,9% принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
    • юрисдикция Русской Православной Церкви
    • имеет самое большое количество церквей в Украине
    • утверждает до 75% населения Украины (orthodox. org.ua)
    • использует преимущественно старославянский язык для обслуживания
  • 5,3% принадлежат к Украинской греко-католической церкви
    • практикует византийские обряды, сходные с православными, но объединенные с Римско-католической церковью
    • образован в 1596 году для объединения православных и католиков
    • запрещен в Советском Союзе с 1946 по 1989 год
    • использует украинский язык
  • 1% принадлежат к Украинской Автокефальной Православной Церкви
    • преобладает на западе Украины
    • использует украинский язык
  • 0,9% принадлежат к протестантским конфессиям
    • Пятидесятники, баптисты, лютеране, меннониты, адвентисты
  • 0,6% принадлежат к Римско-католической церкви
    • в основном украинцы польского происхождения из Западной Украины
  • 0,2% придерживаются ислама
    • состоят из коренных крымских татар, а также выходцев-мусульман из стран бывшего СССР
  • Практика 0,1% Иудаизм
  • 3,2% заявили, что принадлежат к «другим» конфессиям
  • 62,5% заявили, что они нерелигиозны или не принадлежат к какой-либо конкретной религиозной конфессии

 

Трагическая утрата еврейской и мусульманской культур в Украине

Несмотря на то, что сегодня в Украине царит свободный религиозный климат, история преследований евреев и мусульман и упадка каждой общины является трагической частью украинской истории.

Еврейские поселения в Украине восходят к 8 веку (до существования Киевской Руси). Процветая при польском правлении (10-16 века), терпимость сменилась преследованием с приходом казака Богдана Хмельницкого в 1648 году. Антисемитизм и насильственные погромы стали печальной реальностью для еврейской общины вплоть до 20 века. Крупнейшее массовое убийство украинских евреев произошло от рук нацистов и их местных украинских сторонников между 1941 и 1945 г. Из 2,7 млн ​​евреев, проживавших на территории современной Украины, 1,6 млн были убиты и около 900 000 были вынуждены бежать в другие части Советского Союза. Всего 100 000 украинских евреев пережили нацистскую оккупацию.

 

Местная мусульманская община жила немногим лучше, чем евреи. На протяжении веков мусульмане жили и процветали в южной части современной Украины, особенно на Крымском полуострове. Известные как крымские татары, эти мусульмане-сунниты были потомками тюркоязычных поселенцев, прибывших сюда еще в 7 веке. Основание Крымского ханства в 15 веке и попадание под влияние Османской империи, крымских татар были постоянным противником русских и казачьих интересов в Украине. К концу 18 века влияние турок-османов начало ослабевать, и Крым в конечном итоге был присоединен к России. Это вызвало волну преследований в интересах русской колонизации. Первый массовый исход (из многих) начался, когда мусульманское население Крыма бежало на более дружественную османскую территорию. Этот исход завершился более чем 150 лет спустя, когда советский лидер Иосиф Сталин обвинил всех крымских татар в пособничестве нацистам. 18 мая, 1944 года все мусульманское население Крыма было массово депортировано в Узбекскую ССР и другие отдаленные районы Советского Союза. К сожалению, крымскотатарскому населению не разрешалось возвращаться из ссылки вплоть до перестройки 1980-х годов. К этому времени было слишком мало, слишком поздно. В Крыму, где на пике своего развития проживало около 6 000 000 мусульман, сейчас проживает всего 248 000 потомков. (Всеукраинская перепись населения 2001 г.)

Раскол украинской и русской церквей отражает политическое значение православия 900:01 Президент Украины Петр Порошенко вместе с Вселенским Патриархом Константинопольским Варфоломеем I (в центре) и митрополитом Киевским Епифанием I (справа) на церемонии подписания указа о провозглашении независимости Украинской Православной Церкви. (Озан Косе/AFP viaGetty Images)

Недавнее решение Украинской православной церкви отделиться от своей российской коллеги после более чем 300-летней связи отражает не только продолжающийся в последние годы военный конфликт между двумя странами, но и важную политическую роль православия играет в регионе.

Украина — преимущественно православная нация, где почти восемь из десяти взрослых (78%) идентифицируют себя как православные (по сравнению с 71% в России), согласно опросу исследовательского центра Pew, проведенному в 2015 году на большей части страны (некоторые оспаривают территории на востоке Украины не обследовались). Это выше, чем в 1991 году, когда официально атеистический Советский Союз распался, а Украина обрела независимость. Украина, где проживает около 35 миллионов православных христиан, занимает третье место в мире по численности православного населения после России и Эфиопии.

Кроме того, православие тесно связано с национальной и политической жизнью Украины. Примерно половина всех украинцев (51%) говорят, что для православного хотя бы в какой-то степени важно быть настоящим украинцем. То же самое верно и для России, где 57% говорят, что быть православным важно, чтобы быть по-настоящему русским. В обеих странах около половины (по 48% в каждой) говорят, что религиозные лидеры имеют хоть какое-то влияние в политических вопросах, хотя большинство украинцев (61%) и примерно половина россиян (52%) предпочли бы, чтобы это было не так.

Раскол между православными церквями в двух странах является неотъемлемой частью более широкой истории политической напряженности между геополитическими амбициями России в регионе и сопротивлением им Украины – даже несмотря на то, что некоторые другие преимущественно православные страны Восточной Европы смотрят на Россию как на политическое и религиозное лидерство. Например, большинство православных в таких странах, как Сербия (77%) и Грузия (62%), считают, что Россия обязана защищать православных за пределами своих границ, но меньше православных украинцев (41%) считают так.

Действительно, несмотря на то, что опрос проводился в 2015 году, когда Украинская Православная Церковь еще находилась в юрисдикции Русской Православной Церкви, множество православных украинцев (46%) заявили, что обращаются к лидерам Украинской национальной церкви ( либо патриарх киевский, либо митрополит киевский и всея Украины) как высший авторитет православия. Лишь 17% считают патриарха Московского (в настоящее время Кирилла I) своим духовным лидером, и еще меньшая часть (7%) заявила, что они рассчитывают на лидерство во вселенском патриархе Константинопольском (в настоящее время Варфоломей I), хотя технически он является выдающийся лидер примерно 300 миллионов православных христиан мира.

Но отношение в Украине к политическому и религиозному руководству России также сильно различается между восточной и западной частями страны. Восточные украинцы более позитивно относятся к России, чем западные. Например, опрос 2015 года показал, что более половины жителей востока (55%) считают, что Россия обязана защищать православных христиан, проживающих за ее пределами. Между тем на западе Украины большинство (58%) не согласны с этой точкой зрения. Патриарх Московский также получает более высокую поддержку на востоке Украины, чем на западе Украины. Западные украинцы чаще смотрят на своих национальных патриархов как на высший авторитет Православной церкви.

Из-за боевых действий на востоке Украины между пророссийскими силами и украинским правительством опрос 2015 г., использованный в этом анализе, охватывал только 80% населения страны и исключал самую южную область Крым (которую Россия аннексировала в 2014 г.), а также как восточные области Донецкой и Луганской. Учитывая сохраняющуюся геополитическую напряженность между двумя странами, отношение западных украинцев к России вряд ли улучшилось с 2015 года.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *