Разное

Какая религия у албанцев: ислам, христианство, монастыри в Албании

ислам, христианство, монастыри в Албании

Общая информация

on

02.01.2022

В этой статье я расскажу, какая преобладает религия в Албании. Как формировались в стране религиозные течения. А также как относятся друг к другу представители различных конфессий в этой балканской стране.

На протяжении нескольких тысяч лет Албания не раз становилась ареной конфликтов и войн. Потому страна попадала под влияние и Древнего Рима, а затем и Византийской Империи. На долгих 400 лет Албанию завоевали турки-османы. Но все это привело к тому, что в Албании появилось много различных видов вероисповедания. А в 20 веке албанский диктатор Энвер Ходжа и вовсе предпринял попытку искоренить любую религию в стране.

Оглавление:

  • Общая статистика
  • Краткая история религии в Албании
    • Религия во времена правления Энвера Ходжи
  • Религия в Албании: ислам
  • Христианство и другие религии в Албании
  • Самые известные религиозные сооружения в Албании

Банковские карты для россиян

Карты белорусских или казахских банков: как оформить удаленно


В Албании бесконфликтно уживаются две мировые религии: ислам и христианство

Общая статистика

На данный момент Албания является единственной страной Европы, в которой проживают в основном мусульмане (около 63%). Христиан здесь около 30%. А остальные 7% считают себя атеистами или нерелигиозны.

Про Албанию на карте мира читайте в отдельной статье.

На самом деле, при переписи населения в разные года почти 20% опрашиваемых отказывались отвечать на вопрос о религиозной принадлежности. Возможно, народ еще помнит гонения христиан и мусульман при Энвере Ходже. Но об этом далее.

Краткая история религии в Албании

Христианство впервые появилось в албанских землях еще во времена Римской империи. Первые христиане жили в Дурресе (в древности — Диррахий). Но спустя почти полторы тысячи лет турки-османы завоевали эти земли. Они предложили албанским феодалам перейти в ислам в обмен на привилегии.

Кроме этого, были введены специальные налоги для христиан. Но они стали бременем для небогатых крестьян, и те также начали принимать ислам. Ближе к концу 19 века в Албании появились протестанты.

После второй мировой войны, сформировалась первая Коммунистическая партия. Ее лидер Энвер Ходжа решил создать первое в мире «атеистическое» государство и начал искоренять религию в стране. Для этого он:

  • запретил проводить любые религиозные обряды, даже крестить детей.
  • отправил в тюрьму многих религиозных лидеров и их соратников, а некоторых даже велел казнить.
  • закрыл все культовые сооружения — мечети и церкви, храмы и монастыри.
    • Некоторые из них он сделал хозяйственными постройками, другие были вообще снесены.

Но после смерти Энвера Ходжи к власти пришел его преемник Рамиз Алия. При нем влияние коммунистов на народ начало ослабевать, и религия начала возрождаться.

Большая мечеть в Тиране (соборная мечеть) — самая большая в Албании, была открыта в 2015 году президентом Турции Реджеп Тайип Эрдоганом

Религия в Албании: ислам

Как вы уже знаете, в Средневековье турки не заставляли коренных албанцев перейти в ислам. Но принявший ислам албанец получал больше прав и возможностей, чем христианин:

  • Налоги меньше
  • Привилегий больше

Можно сказать, что принятие ислама воспринималось в первую очередь как продвижение по карьерной лестнице. И такое ненасильственное влияние ислама на жизнь народа привело к тому, что терпимые отношения сохранились между представителями разных религиозных течений.

Благодаря такому смешению различных традиций появилось молодое направление в исламе — бекташи. И хоть эта конфессия зародилась не в Албании, а в Турции, но именно в Албании стала очень популярна. Потому что догмы бекташей удовлетворяли правилам и христиан и мусульман. Ведь для албанцев дружеские «человеческие» отношения гораздо важнее религиозной принадлежности. И вот, чем схожи бекташи и христиане:

  • бекташи имеют христианские корни — распространены в основном среди перешедших в ислам православных в Турции и на Балканах (Албания и Босния)
  • проводятся такие обряды как крещение, причастие и исповедь
  • вино, хлеб и сыр — ритуальная еда
  • бекташи употребляют алкоголь и занимаются виноделием
  • женщинам-бекташи не нужно носить паранджу и закрывать лицо
  • почитают христианских святых, дав им мусульманские имена, и пользуются иконами
  • у бекташей есть монастыри, как в христианстве, а не только мечети

Интересно знать:

Сегодня около 20% албанцев называют себя бекташи.

Свинцовая мечеть в Шкодере также уцелела, так как ее объявили памятником культуры в 1948 году

Религия в Албании: христианство и другие

Как вы уже поняли, каждый третий албанец — христианин. Католики в основном проживают на севере страны и в прибрежных районах, а православные — на юге, около границы с Грецией. Но все-таки большинство христиан в Албании — это проживающие здесь сербы, греки, македонцы и болгары и итальянцы.

Интересно знать:

Православные албанцы часто знают греческий язык, а албанцы-католики — итальянский.

Кроме того, по неофициальной статистике в Албании проживает около 20 тысяч протестантов.

Иудеев в стране совсем немного, около 300 человек. Тем не менее, две синагоги открыты в Тиране и Саранде.

Одна из немногих церквей в Албании, переживших коммунистов

Монастыри в Албании

Как вы уже знаете, немногие религиозные здания «пережили» правление Энвера Ходжи. Далее я расскажу вам о наиболее известных монастырях и мечетях, на которые стоит взглянуть в Албании.

  • Церковь Святой Троицы.

Если вы приехали в Берат, обязательно поднимитесь в крепость над городом, чтобы взглянуть на прекрасно сохранившуюся церковь времен Византийской империи. Церковь построена в 13 веке, и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Святой Троицы в Берате — основная достопримечательность города

  • Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Арденице.

Монастырь расположен на высоком холме и напоминает на крепость. Но и история у него соответствующая. Он был основан около 10 века н.э. И пережил войны, пожары и перестройки. Коммунисты закрыли его в 1967 году, но не разрушили. А даже объявили памятником культуры и открыли здесь отель. Но в начале 90-х годов монастырь вернули церкви.

Монастырь долгое время был недоступной крепостью для мусульман

Интересно знать:

В монастыре в Арденице проживает один единственный монах в Албании. Все другие албанские монахи живут при монастырях в Афоне (Греция).

Монастырь удобно расположен при путешествии из Тираны в Саранду. Все о Саранде читайте по ссылке.

  • Монастырь Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь расположен на острове Звернец. Его соединяет с берегом мост. Основан в 10 веке. Но сейчас здесь открыт летний православный лагерь для мальчиков.

Монастырь рекомендуем посетить тем, кто остановился во Влёре.

Если планируете задержаться во Влёре — обязательно запланируйте поездку в этот красивый монастырь.

  • Монастырь во имя Святого Власия (Шенвлаш).

Находится в деревне Шен Влаш рядом с Дурресом. Православные приезжают сюда помолиться об исцелении. Здесь работает духовная семинария и госпиталь.

  • Воскресенский собор в Корче.

До 1968 года на его месте находился Георгиевский собор, разрушеный коммунистами. Воскресенский собор построили в 1992 в неовизантийском стиле. Но сейчас он является одной из основных достопримечательностей города Корча.

Подробнее про Корчу читайте по ссылке.

Собор в Корче — пример «новодела». Его полностью перестроили, но он стал еще прекраснее.

Заключение:

Сегодня в Албании нет абсолютно никаких конфронтаций на религиозной почве. Как следствие, все религии мирно уживаются друг с другом. Стандартная ситуация для любого городка страны, когда в 5:45 начинается утренняя молитва в мечети, и громкоговорители на минаретах оповещают на весь город об этом. А в 6:00 начинает бить колокол на церкви через дорогу.

Папа Римский Франциск всегда ставил в пример религию в Албании другим странам.

Теперь вы знаете все о религии в Албании, о том, что можно безопасно путешествовать по стране вне зависимости от вашей религиозной принадлежности.

Хорошего вам путешествия по Албании!


Крутые ресурсы для планирования путешествия мечты по Албании!!!

  • Сервисы аренды авто:
    • DiscoveryCar — международный крупнейший агрегатор по Албании и всем Балканам.
    • LocalRent — только национальные прокатные компании. Принимают карты РФ. Самый высокий рейтинг клиентов.
  • Банковская карта белорусских или казахских банков для россиян: как оформить
  • Отели, апартаменты, гестхаузы: Hotellook — мощный метапоисковик. Собирает варианты жилья по всей Албании.
  • Туры:
    • Слетать.ру — одновременный поиск по всем российским тур операторам.
    • YouTravel — авторские туры по Албании — это прям бомба.
  • Авиабилеты: ну конечно же Aviasales 🙂
  • Экскурсии, рафтинг, парапланы: лучшая база экскурсий от местных гидов GetYourGide
  • Страховка (Covid-19, не вылет, для визы): TripInsuarence + услуга онлайн доктора 24/7 бесплатно

«Религия албанцев албанство»: кто такие косовские бекташи?

Каждый, кто наберет в поисковике слово «бекташи», получит полный ворох ссылок, которые скорее не удовлетворят любопытство, а разожгут.

Причем все ссылки будут о истории этого ордена, о его турецких, а затем албанских корнях, о янычарах-вольнодумцах, разрушающих нормы традиционного исламского права, и прочем…

О боснийских бекташах будет очень мало сведений. О косовских – еще меньше.

И даже это «мало» сведениями назвать можно только с натяжкой: так, легкий экскурс в историю архаичного союза каких-то «мусульманских тамплиеров», странных каких-то чудаков, которые объединены в суфийский орден, близкий шиизму (редчайшее явление, поскольку все остальные суфийские ордена зародились в недрах суннизма) и содержащий элементы христианства и даже иудаизма.

А знать о бекташах более чем необходимо, тем более, что бекташизм – не просто собрание людей по интересам, не просто клуб любителей прокалывать части тела, не этнографическое сообщество, которое занимается демонстрацией национальных обрядов для досужих туристов, а фундамент, на котором покоится нечто, называемое албанским национальным самосознанием.

Известная фраза «религия албанцев албанство» как основной тезис албанского общества появилась не просто так. В ней четко сформулировано то, что веками было основой, позволяющей албанцам — которые жили на довольно широкой территории, но не создали своего государства вплоть до начала ХХ века, не были объединены одной религией, не имели общей культуры и не обладали даже общей системой мифов, легенд и тостов, — считать себя одним народом.

Тезис родили братья Фрашери — Мехди и Митхат.

И они оба были бекташия.

Именно под этим девизом албанцы объединились и получили в начале ХХ века государство Албания (откусив при этом хороший кусок Черногории и Греции), и именно под этим девизом они в начале века двадцать первого откусили жирный косовский кусок у Сербии.

Идеология бекташия – основа идеологии нового косовского общества.

Причем бекташия в Косово намного серьезнее их собратьев в Албании.

Официально бекташей в Косово немного. На самом деле бекташийством пропитано все.

После смерти Ибрагима Руговы (одного из главных идеологов независимости Косово и его «президента» в 2002-2006 гг.) многие были удивлены, что он похоронен по католическому обычаю. А все просто: Ибрагим Ругова был бекташи.

Если вы узнаете, что косовские албанцы активно жертвуют на церковь святого Кузьмы, тоже не удивляйтесь. Они жертвуют ему как почитаемому ими Чобан Бабе. Они — бекташи.

Если вы узнаете, что косовские албанцы говорят о том, что их крестили, и называют имя крестного, они – бекташи.

Если вам косовский албанец сказал, что принял причастие, не удивляйтесь, он не католик. Он просто бекташ.

И причастие бекташи принимают вином, хлебом и… сыром.

И исповеди у них есть. И молитва читается над головой. О прощении.

И иконы у них есть. И даже жития святых.

И поздравляют они друг друга с Рождеством.

И на Пасху могут к вам спокойно обратиться «Христос воскресе!».

Пьют ракию и занимаются виноделием. Им можно. Они – бекташи.

Христиане? 

Нет. 

Мусульмане? 

Исламисты их считают плохими мусульманами. 

Они – бекташи.

Ныне о бекташах начали упоминать, но как-то однобоко. Мистифицируя их как носителей неких тайных гностических знаний, которые веками копила албанская земля (тогда радостно приводят пример немецкого оккультиста Рудольфа Зебботендорфа, который в основу ритуалов «Туле» положил несколько обрядов бекташи, поскольку, мол, «они сохранили в чистоте изначальную нордическую традицию»). Или сатанизируя их, или считая, что именно они стоят во главе албанской мафии, которая кроит политику этой части территории (бекташи — все нынешние приштинские политики и почти все военное руководство Армии освобождения Косово, признанной в Сербии террористической организацией).

На самом деле бекташи – балканский феномен в Оттоманской империи. Появились они в результате адаптации, в процессе перехода от христианства к исламу (недаром янычары были поголовно бекташия).

Это-то и давало албанцам возможность чувствовать себя одним народом. В отличие от других балканцев, которых вера заставляла пачкаться в крови по уши, вырезая собственных братьев, албанцы не только остались едиными, но даже еще сильнее объединились: религия албанцев албанство.

— Читайте также: Лярманы — вера пестрая

И поэтому ныне на Балканах албанцы – сила пассионарная, ведущая.

А «винегретность» их ордена дает возможность бекташи вести успешные переговоры как на исламском Востоке, так и на католическом Западе, где в них видят тех «удобных мусульман», которые пригодны для грядущего века толерантности.

Фотографии — из Ораховца (кстати, многие ораховские албанцы не знают албанского, а говорят на варианте сербского языка, называя его раовачким).

— Также по теме: О «нордических албанцах», «иллирийских арийцах» и истоках албанского национализма

Является ли Албания последним маяком религиозной терпимости в Европе?

Пятница, 8 вечера, зеленая улица Каваяс в шумной албанской столице Тиране, и призыв к молитве из мечети Дине Ходжа громко звучит в центре города. Среди вечерней суеты трудно отличить спешащих пассажиров от тех, кто идет в мечеть на вечернюю молитву, или от тех, кто может в воскресенье утром посетить причастие в ближайшем католическом храме, или даже от прихожан близлежащего православного храма.

Эта центральная улица является домом для верующих и неверующих всех мастей; Албанцы, которые легко общаются, ходят в школу, работают и живут вместе. На самом деле, улица Каваяс является примером знаменитой религиозной терпимости Албании в микрокосме. Согласно последним данным переписи населения 2011 года, более половины (56,7%) населения Албании, составляющего 2,8 млн человек, являются самопровозглашенными мусульманами, большинство из которых исповедуют сунниты, 10% католики, почти 7% идентифицируют себя как православные, 5,5% % говорят, что не исповедуют религию, 2,5% идентифицируют себя как атеисты или представители религиозного меньшинства, а 2,1% являются членами Ордена Бекташи (форма балканского суфизма со штаб-квартирой в Албании).

В 2014 году Папа Франциск выбрал Албанию, страну с преобладающим мусульманским населением, в качестве пункта назначения своего первого европейского визита за пределы Италии. В мае 2017 года после визита в эту маленькую юго-восточную европейскую страну специальный докладчик ООН по вопросам религии и убеждений Ахмед Шахид отметил:

«Свобода религии или убеждений является практической реальностью в Албании, и мир может многому научиться из албанского опыта в отношении уважения свободы мысли, совести и религии или убеждений и достижения межрелигиозной гармонии».

В кафе Тираны на втором этаже среди звуков синтезаторной музыки 1980-х годов и болтовни пьющих кофе епископ Андон Мердани из Албанской православной церкви соглашается. Он с любовью вспоминает момент, когда ощутил сильное и положительное влияние межконфессионального единства Албании.

«После теракта Charlie Hebdo в Париже премьер-министр Албании пригласил религиозных лидеров сопровождать его в Париж, чтобы выразить соболезнования и принять участие в марше против экстремизма», — сообщает епископ Мердани Равновременное . «Мы пошли в офис Charlie Hebdo и вместе возложили там цветок. После того, как мы прошли по улицам Парижа, мусульманин, православный, католик, бекташи — все мы в своей религиозной одежде и аксессуарах, гуляли вместе, разговаривали вместе, просто потому, что мы друзья».

Он продолжает: «В то время мы чувствовали напряжение в воздухе, чувствовалась атмосфера, но когда местные жители увидели нас всех вместе, они начали хлопать и кричать «Браво!». Для нас было так нормально гулять вместе, но в Париже это было что-то особенное. Люди продолжали аплодировать и аплодировать, и когда мы шли по улицам, атмосфера становилась радостной».

Религиозная практика в атеистическом государстве

Путь к религиозной гармонии и мирному сосуществованию не был для Албании простым. Хотя сменявшие друг друга посткоммунистические правительства поощряли межрелигиозную гармонию, занимая нейтральную позицию по отношению к религиозным общинам, применяя правовые рамки, гарантирующие свободу религии, и активно продвигая межконфессиональное сотрудничество, так было не всегда.

После оккупации итальянцами и немцами во время Второй мировой войны Албанией более 40 лет правила марксистско-ленинская диктатура Энвера Ходжи. Тайная полиция арестовывала всех, кто бросал вызов режиму, большинству граждан был запрещен выезд за границу, религия была объявлена ​​вне закона, а некоторые религиозные лидеры были убиты.

В 1967 году Албания объявила себя атеистическим государством. Религиозные преследования продолжались до падения коммунизма в 1990 году, после чего албанцы снова приняли свою религиозную идентичность. Верующие всех конфессий начали возвращаться в свои места отправления культа и постепенно восстанавливать святыни, которые были повреждены или разрушены в коммунистический период.

Солнце светит сквозь красивые витражи в штаб-квартире Мусульманской общины Албании в Тиране. Из окна четвертого этажа открывается вид с высоты птичьего полета на строящуюся через дорогу новейшую мечеть Тираны. «Он сможет вместить 5000 человек», — объясняет Агрон Ходжа, представитель сообщества. «Это будет самая большая мечеть на Балканах, и она должна быть завершена в следующем году».

Размеры здания, которое финансируется турецким правительством, захватывают дух. Когда строительство будет завершено, она станет центральной мечетью для практикующих мусульман в Тиране, которые часто вынуждены молиться на тротуаре, посещая свои небольшие городские мечети для пятничной молитвы. Новая мечеть строится на улице Джорджа Буша-младшего. Он был назван таким после визита бывшего президента США в 2007 году, продемонстрировавшего стойкие проамериканские настроения Албании благодаря решительной поддержке Америкой интервенции НАТО во время войны в Косово в 1919 году.99, страны, где более 80 процентов населения составляют этнические албанцы.

Прекращение экстремизма

Несмотря на это, Албания не застрахована от распространения исламского экстремизма. В ноябре 2016 года власти Косово арестовали 19 человек, подозреваемых в планировании теракта во время отборочного матча чемпионата мира по футболу между сборными Албании и Израиля. Полиция, расследующая инцидент, обнаружила взрывчатку и доказательства того, что заговор координировался двумя косовскими албанцами, известными членами так называемого «Исламского государства».

Согласно государственной статистике, в 2015 году было известно, что 114 албанских граждан сражались на стороне так называемого «Исламского государства» (ИГ или ИГИЛ) в Сирии и Ираке. Исследование причин показало, что экономика является одним из основных мотивирующих факторов. Албания остается одной из беднейших стран Европы с высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи – около 28% молодых людей в возрасте 15-29 лет не имеют работы.

Исследование религиозного радикализма и насильственного экстремизма в Албании, проведенное в 2015 году, отмечает: «Пригородные и сельские районы демонстрируют наиболее тревожные показатели социально-экономических факторов, где группы, наиболее уязвимые для радикализации, включают бедных людей и семьи, безработную молодежь или молодых людей, которые считают, что они подвергаются дискриминации из-за своей веры».

Ходжа говорит, что Мусульманская община Албании объединила усилия с посольством США в Тиране для реализации проектов по противодействию радикализму, и он считает, что Албания проделала «хорошую работу» по уменьшению угрозы экстремизма. «У Албании меньше всего проблем с экстремистами в Европе. Число албанцев, присоединившихся к ИГИЛ из Албании, очень мало, учитывая мусульманское население страны», — говорит он.

Последние данные показывают, что число албанцев, присоединившихся к ИГ, упало до нуля. Вопрос о том, связано ли это падение с ухудшением положения ИГ на Ближнем Востоке или с усилиями албанского правительства и религиозных общин, остается открытым, но ясно, что религиозные лидеры могут сыграть важную роль в борьбе с расколом.

Обеспечение гармонии в будущем

В Центре межрелигиозного сотрудничества в центральной части города Эльбасан Сокол Лулгурадж, представитель католической церкви, и местный католический священник отец Эмилио Валенте с гордостью демонстрируют дюжину фотографий различных религиозных лидеров. участие в национальных и международных мероприятиях.

Лулгурадж подчеркивает, что его организация не представляет собой «синхронизацию различных религий». Вместо этого они «хотят продвигать чувство единства с разнообразием, место, где индивидуальная религиозная идентичность беспрепятственно прославляется». Например, каждый год в Новый год Центр организует многоконфессиональный Марш мира по улицам Эльбасана, демонстрируя публичное единство.

Хотя видимое межконфессиональное сотрудничество важно для сохранения гармонии в стране, Албания сталкивается с другими проблемами, которые могут представлять угрозу для статус-кво. Одним из принципиальных вопросов является возвращение религиозной собственности, захваченной коммунистическим правительством Ходжи.

По словам епископа Албанской православной церкви Мердани, «только 10 процентов наших запросов на недвижимость были обработаны правительством. Что нас особенно беспокоит, так это восстановление наших церквей. Некоторые из них являются историческими памятниками и важны для православной религии».

Это мнение разделяют все религиозные общины, которые, по словам Шахида из ООН, «считают, что задержки являются результатом не логистических или даже бюрократических сложностей, а отсутствия политической воли со стороны государства. с годами».

Эти задержки с восстановлением собственности вызвали разочарование среди религиозных общин Албании, что иногда приводит к междоусобицам с теми, кто в настоящее время проживает в рассматриваемой собственности.

Ходжа из Мусульманской общины считает, что способ гарантировать, что опасная идеология и разделение между религиями не укоренятся в Албании, состоит в том, чтобы продолжать продвигать межконфессиональные проекты и диалог на низовом уровне.

«У меня трое детей. Мы мусульмане. На Рождество я водила своих детей в церковь, просто посмотреть, каково это, точно так же, как мы идем в мечеть на Байрам [празднуется во время Рамадана, «Праздника разговения»]. Я хотел, чтобы они увидели, что церковь — это не странное или пугающее место только потому, что мы не христиане… Я надеюсь, что они будут хорошими мусульманами, но быть хорошим мусульманином — значит уважать других. Я считаю, что вы мало уважаете то, чего не знаете, вы должны понимать группу, чтобы уважать. Люди по своей природе создают врагов из тех, кого они не знают».

Албания принимает религию – ПОЛИТИКА

СКРАПАР, Албания. Жарким днем ​​в конце августа десятки тысяч суфийских паломников пробираются по пыльной грунтовой дороге к горе Томорр на юге Албании. На вершине они ритуально зарезали тысячи овец, зажгли свечи и молились во время недельной церемонии, посвященной памяти мусульманского мученика 7-го века Аббаса ибн Али.

Это событие было бы немыслимо всего несколько десятилетий назад, когда на этом святом месте располагались военные казармы, а религия была объявлена ​​вне закона коммунистической диктатурой Албании.

При албанском лидере Энвере Ходже, который занимал пост главы государства с 1944 по 1985 год, были убиты католические священники, снесены суфийские дервишские ложи, монастыри были превращены в склады, а более 200 священнослужителей всех вероисповеданий были заключены в тюрьмы.

Но с тех пор, как в 1990 году был снят запрет, а годом позже рухнул режим, в стране произошло массовое религиозное возрождение.

Вам может понравиться

Большие кресты распространены перед домами и вдоль дорог. Общественные места часто используются для религиозных мероприятий, и небольшое количество женщин сейчас носят хиджаб. Хотя в 1989, все албанские граждане были заклеймены как «атеисты», в 2011 году только 2,5 % считали себя таковыми, согласно Обзору мировых ценностей. В 2002 году недалеко от мавзолея Ходжи открыл свои двери главный католический храм города.

«Чем больше люди верят, тем они нетерпимее» — Мустафа Нано, албанский политолог, о состоянии веры в стране

Однако не все довольны возрождением религии в балканской нации.

В то время как правительство признало пять официальных религий, включая ислам и католицизм, политический истеблишмент остается стойко светским, придерживаясь сильной традиции, восходящей к 19 веку, когда многие националистические лидеры считали нерелигиозную, общенациональную Албанская идентичность была единственным способом избежать религиозного разделения Османской империи.

Из-за такого расстояния и других ограниченных ресурсов религиозные лидеры говорят, что им трудно получить финансирование для восстановления религиозных институтов, разрушенных во время диктатуры, и все чаще вынуждены искать поддержки в других местах.

«Я международный нищий, — сказал архиепископ Анастасий, глава Православной церкви Албании. «Возможно, у нас не будет здесь церкви без поддержки Дании и Всемирного совета церквей [находящегося в Швейцарии]».

* * *

При коммунизме приказ о религии был тотальным. «Здесь коммунизм был не только атеистическим, но и антитеистическим», — сказал архиепископ Джордж Энтони Френдо, выступая в своем кабинете за простым, просторным католическим собором Тираны. «Это была буквально борьба с Богом».

Массовое возрождение веры после 1990 года свидетельствует о том, что правительству так и не удалось полностью ее подавить.

«Даже когда это было незаконным, вера никогда не уничтожалась полностью», — сказал Артан Рама, журналист и православный христианин, проживающий в Тиране. «Во время православной Пасхи моя бабушка варила всего одно яйцо, красила его в красный цвет и без объяснения причин отдавала мне», — вспоминал он.

Она боялась объяснять внуку эту традицию, как он узнал позже, потому что школьные учителя допрашивали маленьких детей на наличие признаков незаконной религиозности в их семьях.

Теперь «больше людей имеют доступ к религиозным знаниям», — сказала Лорета Алико, глава Государственного комитета по делам культов, который является посредником в отношениях между религиозными общинами и государством.

«Ислам в Албании полностью совместим с правами человека и демократией» — Буджар Спахуи, лидер албанской общины мусульман-суннитов

Комитет предоставляет религиозным группам материальную поддержку, такую ​​как электричество и вода для мест отправления культа . Но попытка восстановить религиозную инфраструктуру, которая была разрушена при коммунистическом режиме, оказалась непростой задачей, сказала она.

Хотя в настоящее время в стране насчитывается около 800 мечетей – больше, чем в 1991 году, – это все равно лишь половина мечетей, существовавших, например, в докоммунистической Албании.

Усилия осложняются нежеланием правительства вмешиваться дальше.

Попытки государства дистанцироваться от массовых религиозных движений сделали эти общины уязвимыми для иностранного влияния. Турция, например, была самым активным сторонником мусульманской общины Албании, делая ставку на то, что Албания раньше принадлежала Османской империи.

Диянет, религиозное министерство Турции, строит большую мечеть в албанской столице. Когда она откроет свои двери в следующем году, это будет самая большая мечеть на Балканах.

Турецкие власти также реконструируют старые мечети и суфийские ложи в небольших городах и деревнях по всей Албании. В историческом городе Берат проекты реставрации обычно имеют таблички с указанием финансовой поддержки Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA).

Члены небольшой, но растущей салафитской общины Албании, которая выступает за консервативный, возрожденческий вариант суннитского ислама и стремится вернуться к ранним традициям религии, обратились в Саудовскую Аравию, которая с 19 года предлагала стипендии на Балканах.60-е годы.

Новая мечеть в Тиране построена на средства Министерства религии Турции | Гент Шкуллаку/AFP через Getty Images

Многие из наиболее видных членов движения в Албании, а также в соседних албаноязычных странах, таких как Косово и Македония, получили образование в саудовских университетах.

У движения даже есть собственный телеканал — Peace TV, филиал глобального салафитского медиа-канала, созданного экстремистским индийским проповедником Закиром Наиком, со штаб-квартирой в Косово, но часто приглашает албанских проповедников в качестве гостей, в том числе Генча Плумби, выпускника Исламского университета имени аль-Имама Мухаммада бин Сауда в Саудовской Аравии.

Суфийская община тоже полагается на поддержку извне.

Бекташи Суфийские лидеры совершают регулярные поездки в священный город Кербела в Ираке по приглашению хранителей важных шиитских (или шиитских) святынь, стремясь присоединиться к международному шиитскому сообществу.

«Сегодня шииты в Ираке очень помогают нам», — сказал Эдмонд Брахимадж, Баба Монди Бекташи, или мировой лидер, во время паломничества на гору Томорр.

Правительство Албании, как он намекал, нет. «Вы видели дорогу, которая идет сюда? Паломничество происходит вопреки правительству», — сказал он.

«Мы не можем избежать иностранной финансовой помощи», — сказал Алико из Комитета по культам, который признает, что ресурсы государства ограничены.

* * *

Для албанских политиков возрождение религиозных убеждений происходит в неподходящее время.

Страна, которая с 2014 года идет по пути вступления в Евросоюз, надеется разблокировать давно зашедший в тупик процесс и получить зеленый свет на начало переговоров о вступлении в блок.

Ожидается, что на этой неделе европейские лидеры обсудят вопрос о том, начинать ли переговоры с Албанией и Северной Македонией. Хотя в мае Европейская комиссия заявила, что обе страны добились необходимого прогресса в области демократических стандартов и верховенства права, некоторые страны, в частности Франция и Нидерланды, обеспокоены тем, что западно-балканские страны не сделали достаточно для искоренения коррупции, организованной преступности и бедность или считаться с его недавней историей конфликтов.

Религия также может иметь значение для Албании.

Большинство ее европейских соседей — христиане. Если бы Албания присоединилась к ЕС, это была бы его первая страна с мусульманским большинством.

По данным переписи 2011 года, около 61 процента албанцев идентифицируют себя как мусульмане. Католики составляют около 10 процентов, православные — 7 процентов.

Албанские мусульманки на утренней молитве во время Курбан-Байрам | Гент Шкуллаку/АФП через Getty Images

Мусульманские лидеры настаивают на том, что возрождение ислама среди албанцев не приведет к культурному столкновению с Европой. «Ислам в Албании полностью совместим с правами человека и демократией», — сказал Бужар Спахуи, лидер албанской общины мусульман-суннитов, отметив, что для большинства албанских мусульман соблюдение шариата (исламского закона) влечет за собой следование светскому правительству.

Но в последние годы правительство пыталось преуменьшить размер своей мусульманской общины. В ходе одного громкого разрыва со светскими традициями страны харизматичный албанский баскетболист, ставший премьер-министром, Эди Рама объявил себя католиком и демонстративно ухаживал за Папой Франциском, который посетил Албанию во время своей первой зарубежной поездки в 2014 году.

Для те, кто надеется быстро вступить в ЕС, опасаются, что повторное открытие Албанией религиозности может поставить под угрозу эти амбиции, особенно если политики страны начнут выбирать чью-то сторону.

«Когда албанских политиков спрашивают о том, что Албания может принести Европейскому Союзу, они, как правило, говорят о «межрелигиозной терпимости», — сказал Мустафа Нано, албанский политический аналитик, который не является религиозным.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *