Какая религия у абхазцев: Традиционная религия абхазов / / Независимая газета
Традиционная религия абхазов / / Независимая газета
Абхазы. – М.: Наука, 2007. – 547 с.
Абхазы – один из древнейших народов Кавказа. Что помогло им выстоять в самые тяжелые времена своей истории? Что составило их духовную опору в годы испытаний? Что способствует их этническому самосохранению в быстро меняющемся мире? Ответы на эти вопросы попытались дать российские и абхазские ученые, проанализировавшие в своем коллективном труде важнейшие этапы этнической истории абхазов.
Рецензируемый сборник статей описывает уклад жизни, нравы, быт и культуру этого кавказского народа. Но особое внимание уделено религиозным представлениям абхазов. Две статьи сборника посвящены этой проблеме: «Традиционные религиозные верования абхазов» Лили Хуршитовны Акаба (Абхазский институт гуманитарных исследований им. Дмитрия Гулия) и «Современная религиозная ситуация в Абхазии» Александра Борисовича Крылова (ИМЭМО РАН).
По мнению Лили Акаба, традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включенных в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа – творцу природы и людей, повелителю и вседержателю мироздания. Анцэа обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п.
Александр Крылов исследует традиционную религию в общем контексте сложившейся в Закавказье этнорелигиозной ситуации. Он обращает внимание на то, что процесс возрождения традиционной религии абхазов совпал по времени с распадом Советского Союза. По мере того как движение за национальное самоопределение в Абхазии набирало силу, традиционные верования, и до того служившие абхазам в качестве важнейших основ национальной идентичности, стали возводиться властями в ранг чуть ли не государственной религии.
По мнению Александра Крылова, традиционная религия абхазов автохтонна: она сложилась без влияния основных мировых религий. Как подчеркивается в книге, степень воздействия на абхазскую религию со стороны иудаизма, христианства и ислама является весьма незначительной и, таким образом, ее нельзя отнести к синкретическим религиям.
Значительный интерес в этой связи представляют наблюдения Александра Крылова относительно слабой приверженности абхазов к другим, неабхазским вероучениям: «В Абхазии христианство, ислам (и атеизм) играли в первую очередь роль не религии, а официальной государственной идеологии». Опросы людей, причислявших себя к категории «абхазских мусульман», позволили автору выявить следующую картину. В подавляющем большинстве они не имеют представления о Коране, не проявляют никакой заинтересованности в изучении этой священной для мусульман книги, ничего не знают ни о ежедневной молитве, ни о других пяти столпах ислама. В итоге ученый приходит к выводу, что в реальности в современной Абхазии подлинными мусульманами можно считать лишь потомков абхазских мохаджиров, возвратившихся на свою историческую родину из различных стран Ближнего и Среднего Востока. Но они составляют совсем незначительную часть местного населения и не оказывают сколько-нибудь заметного влияния в масштабах всего абхазского этноса.
По мнению Александра Крылова, традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир есть осуществление божественного промысла, а абсолютно бесконечный Бог стоит над миром и человеком. Абхазская религия подходит также под определение «строгого монотеизма», где Бог является единственным источником и добра, и зла (к которому, по мнению многих исследователей, нельзя отнести даже христианство и ислам). Она представляет собой систему религиозных взглядов, канонов и ритуалов, которая сформировалась у абхазов в процессе длительного исторического развития. Несмотря на значительное количество имеющихся в ней локальных особенностей и разновидностей, это – единая религия, в которой сохраняются устойчивые основополагающие представления и ритуальная практика.
В отличие от христианства, ислама и атеизма традиционная религия абхазов в прошлом не имела официального государственного статуса. Это, как и отсутствие в ней профессиональных священнослужителей, способствовало сохранению наиболее архаичных форм и представлений. Превращение этой народной религии в официально признанную знаменует собой качественно новый этап в ее развитии. По мнению Александра Крылова, это может привести к унификации большого числа локальных культовых вариантов, в которых до сих пор продолжает сохраняться бесценное наследие далекого исторического прошлого.
Нарисовав сложную картину религиозных представлений абхазов, авторы сборника подводят читателя к мысли о том, сколь необходима человечеству многомерность религий и культур, какого бережного и трепетного отношения требуют к себе эти хрупкие и уязвимые субстанции, как важно в сегодняшнем взаимозависимом мире учитывать стремление к сохранению самобытности столь отличных друг от друга религиозно-культурных общностей, как крупных, так и малых, – наподобие абхазской. Ведь каждая из разнородных религиозно-культурных общностей по-своему уникальна.
происхождение народа с Кавказа, их традиции, культура, религия и язык
Факты
Численность в РФ — 11249 человек
Основной регион — Краснодарский край
Родной язык — абхазский язык
Владение родным языком — .
Истоки — Кавказ
Содержание:
- Происхождение народа абхазы
- Место проживания и численность народа абхазы
- История народа абхазы
- Язык народа абхазы
- Религия и обычаи народа абхазы
- Культура народа абхазы
- Жилище народа абхазы
- Внешность народа абхазы
- Известные абхазы
Абхазы составляют национальное большинство частично признанной Республики Абхазия. Существенная часть представителей народа проживает в других государствах. В том числе в России.
Происхождение народа абхазы
Формирование абхазского народа началось, по мнению некоторых историков, еще в III тысячелетии до нашей эры. О том, как это происходило, ученые спорят до сих пор. Все теории можно условно поделить на три типа: автохтонные, миграционные и смешанные.
Сторонники миграционных теорий выдвигают множество предположений. Прародителей абхазского народа ищут и на Северном Кавказе, и даже в Африке. Но у этих гипотез нет ни письменных, ни археологических доказательств. Более популярна теория, по которой пращуры абхазов пришли из Малой Азии. Возможно, это были малоазийские кашки и апешла.
Среди сторонников автохтонных теорий наиболее популярна гипотеза, согласно которой абхазы, адыгейцы и кабардинцы – останки киммерийских племен, не вытесненные скифами. Эта теория была популярна в 1970—1980-х годах. Ее придерживались А. В. Фадеев, Л. И. Лавров, Н. Л. Членов, С. Х. Хотко и другие видные антропологи и археологи.
Смешанная теория, как несложно догадаться, считает абхазов смесью местных кавказских и пришлых малоазийских народов. Согласно этой теории, этногенез начался примерно в III веке нашей эры.
Этноним пришел в русский язык из грузинского. Грузины называли одно из раннеабхазских племен абазгами. Сами абхазы называли себя «апсуа», что означало «люди воды».
Место проживания и численность народа абхазы
Историческая родина абхазов находится на территории частично признанной Республики Абхазия. Различают так называемую Большую Абхазию – от реки Ингур до реки Бзыбь – и Малую Абхазию – от реки Бзыбь до реки Мзымты. Абхазы составляют большинство населения Республики Абхазия – больше 122 тысяч человек по данным 2011 года (при общем населении в 250 тысяч).
Всего же на планете живет, по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч представителей народа. То есть на исторической родине на данный момент проживает меньшинство. Больше всего абхазов живет в Турции – 162 000 человек по данным 2011 года. Далее – после, собственно, Абхазии – идет Россия. По данным переписи 2010 года, в стране живут 11 249 абхазов. Больше всего – в Москве – 3 604 человека. Далее следуют Краснодарский край (2 092), Ростовская область (851), город Санкт-Петербург (783) и Московская область (715).
Всего абхазы живут в 52 странах. Небольшие диаспоры находятся в Сирии, Германии и Украине. В Грузии, без учета самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, живут 864 абхаза.
История народа абхазы
Еще ко II веку н. э., когда территория Западной Грузии входила в состав Римской империи, здесь начали появляться княжества абхазов. Их предводителями становились «цари», получавшие право на титул от римского императора. Впоследствии эти территории вошли в состав Византии, а их жители приняли православие.
Среди княжеств особенно выделялась Абазгия, которой удалось заполучить множество привилегий, воспользовавшись противостоянием Византийской и Персидской империй. Также это был один из немногих регионов, не пострадавших от арабского нашествия в VII-VIII веках. К 778 году басилевс Леон II, заручившись поддержкой хазар, добился полной независимости Абхазского царства от Византии. В начале IX века новое государство получило и религиозную независимость, местная православная церковь откололась от Константинопольской. К X веку Абхазия занимала территорию почти всей современной Грузии. До XIII века абхазские цари именовали себя «царями абхазов, картлов, ранцев и кахетинцев».
Но к этому моменту период расцвета царства уже закончился. В XIII веке Абхазия вошла в состав грузинского государства. Спустя непродолжительный период абхазы снова освободились. Но в XVI веке и Абхазия, и Грузия оказались в зависимости от Османской империи. Турки укрепились на восточном побережье Черного моря, построив крепости в Сухум-Кале, Поти и Анапе. Колонизация этих земель и попытки обратить местное население в ислам закончились антиосманскими выступлениями и попытками заручиться поддержкой России.
Первым в российское подданство попросился абхазский князь Келешбей в 1803 году. В 1808 году произошел дворцовый переворот, предположительно, организованный турками. Сын Келешбея – Асланбей – убил отца и объявил себя мтаваром Абхазии. Мятеж подавил другой сын убитого князя – Сафарбей. В 1809 году он обратился за покровительством к российскому императору Александру I. Тот удовлетворил просьбу и 17 февраля 1810 года подписал манифест о включении Абхазского княжества в состав России. Полностью российскими территории Абхазии и Грузии стали после победы в Русско-турецкой войне 1812 года.
Не всем местным жителям понравилась идея с присоединением к России. Отдельные роды поддержали Асланбея и оказали русским и сторонникам владетеля Абхазии Сафарбея вооруженное сопротивление. Попытки усмирить местных продолжались вплоть до окончания Кавказской войны в 1864 году. Некоторые районы сопротивлялись еще дольше. Османы также не теряли надежды вернуть былое влияние в регионе. Во время Крымской войны после падения Севастополя в Абхазии высадился турецкий десант, но русским, абхазам и грузинам удалось от него отбиться. После этого российские власти обвинили владетеля Абхазии – тогда им был Михаил Шервашидзе – в поддержке турок. Эти подозрения, а также неспособность владетеля разрешить напряженную ситуацию в регионе заставили царскую администрацию задуматься об упразднении Абхазского княжества. Но официально это произошло лишь в том же 1864 году, когда его расформировали в Сухумский военный отдел.
Незадолго до этого наместник императора на Кавказе Михаил Романов представил план развития региона. Заселить Абхазию планировали казаками и грузинами, активно принимавшими участие в подавлении абхазских выступлений. У местных же племен – убыхов и садзов – потребовали покинуть насиженные места. В итоге 45 000 убыхов и 20 000 садзов были вынуждены переехать в Турцию. Оставшиеся в России абхазы на тридцать лет стали «виновным населением». Выселившихся замещали грузинами и мегрелами. О необходимости этого процесса, не стесняясь, писали в местных газетах. В итоге абхазы постепенно начали терять национальное большинство у себя же на родине. Если в 1886 году они составляли 86% населения, то в 1897 — лишь 55%.
После Февральской революции власть в Сухуми отошла грузинским меньшевикам. С ноября 1917 года Сухумский округ находился под управлением Закавказского комиссариата. За время Гражданской войны Абхазия несколько раз переходила от комиссариата к коммунистам и обратно. Окончательно красные укрепились в регионе лишь в 1921 году. Была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. Но уже в 1931 году республика на правах автономии была включена в состав Грузии. Последовавшая грузинизация региона, прекращение преподавания в школах абхазского языка, перевод абхазской письменности на грузинский алфавит привели к еще большему сокращению доли абхазов в населении родной республики. К 1989 году их здесь было всего 18%. Грузин, для сравнения, было 45%.
Во время Великой Отечественной войны Абхазия почти не пострадала. Немцам удалось дойти только до села Псху. Оккупация продлилась лишь несколько дней – со 2 по 8 сентября 1942 года.
Столкновения местных жителей с грузинами начались еще до распада СССР. Массовые беспорядки с требованием вывести Абхазию из состава ГССР вспыхивали в 1957, в 1967 и два раза в 1978 годах. 18 марта 1989 года в деревне Лыхны состоялся 30‑тысячный сход, выдвинувший все те же требования. 15‑16 июля опять произошли столкновения между абхазами и грузинами, погибло 16 человек.
Новое обострение произошло, когда грузинские власти объявили, что возвращаются к Конституции Грузинской Народной республики 1918 года, не предусматривающей никаких автономий. В 1990 году Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. В 1991 году Грузия объявила о выходе из СССР, Абхазия же изъявила желание остаться. В 1992 году Грузия ввела в Абхазию войска, начался вооруженный конфликт с применением артиллерии и авиации. В 1993 году грузин удалось вытеснить с захваченных территорий (кроме Кодорского ущелья). В 1994 году конфликт удалось мирно урегулировать при посредничестве России и ООН.
Россия поддержала требования абхазов о независимости. 18 августа 1994 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Абхазией и Башкортостаном, что как бы констатировало суверенитеты обеих республик. В 2005 году Абхазия выпустила собственные паспорта.
В 2008 году разногласия снова вылились в вооруженный конфликт, в результате которого абхазские силы освободили территорию республики от грузинской армии. В этом же году Российская Федерация признала независимость Абхазии. Чуть позже ее признали Венесуэла, Никарагуа и Науру.
Язык народа абхазы
По разным оценкам, абхазский язык знают всего 120-125 тысяч человек в мире. Их них 6 786, по данным переписи 2010 года, живут в России. По данным 1965 года 4 563 граждан Турции считали абхазский родным. Еще 7 836 использовали его как второй.
В самой Абхазии язык хоть и является государственным, совсем недавно был незнаком большей части населения. Это, как мы уже говорили, было связано с переселением абхазов после Кавказской войны и грузинизацией местного населения. В начале XIX века абхазский язык был распространен по всей Абхазии. Но в 1989 году его носители в основном встречались лишь в двух районах Абхазской АССР: Очамчырском и Гудаутском.
Абхазский язык включает в себя множество диалектов, чьи носители долгое время проживали на всем восточном побережье Черного моря. Но сейчас на Кавказе остались только три: абжуйский в Очамчырском районе, бзыбский в Гудаутском районе и самурзаканский в некоторых сёлах Галского района.
Доля абхазоязычных жителей Абхазии стала меняться после вооруженных конфликтов 90-х годов. Тогда республику покинули многие грузины. Население Абхазии резко сократилось с 520 тысяч до 150—220 тысяч. Если в 1989 году абхазский язык в регионе знало чуть больше 17% населения, то в 1995 году – больше 50%.
Несмотря на богатую историю народа, своя письменность у него начала зарождаться лишь в XIX веке. В 1862 году российский лингвист и этнограф П. К. Услар опубликовал монографию «Абхазский язык», к которой приложил первую абхазскую азбуку на основе кириллицы. Особой популярности азбука не сыскала. Ее с многочисленными изменениями какое-то время использовало местное духовенство для печати религиозной литературы. Абхазский алфавит в это время не имел четкой нормы и мог меняться от издания к изданию.
В 20-е годы абхазский язык, как и языки многих народов, прошел латинизацию, чтобы в 40-50-е снова вернуться к кириллице. Но абхазский перед этим в 30-е пытались перевести на грузинскую графику. Нынешний алфавит был составлен в 1954 году на основе все той же грузинской письменности и работ все того же Услара.
Религия и обычаи народа абхазы
По данным 2003 года, 60% населения Абхазии – христиане, 16% – мусульмане. Первая религия, как мы уже говорили, распространилась на восточном побережье Черного моря во времена Византийской империи. Ислам в Абхазии начал распространяться под влиянием турок.
Но, согласно исследованиям Института востоковедения РАН в 1994-1998 годах, большая часть абхазов исповедует свою традиционную религию. Даже если при этом формально считают себя мусульманами или христианами. Такие христиане не считают Иисуса сыном Божьим, не посещают храмов и не постятся. Мусульмане спокойно едят свинину, а обрезание вообще считают поступком, недостойным мужчины.
Согласно абхазской вере, миром правит невидимый и вездесущий Творец – Анцва. Он имеет бесконечное множество проявлений на земле, то есть, по сути, является Природой.
В девяностые годы, как и по всему бывшему СССР, в Абхазии начался ренессанс религии. В том числе – народных верований. На данный момент в республике появилось семь святилищ аныха, их совокупность называется быжныха («семь святилищ»). В ходе опроса Института востоковедения РАН в 1997 году стало известно, что 199 из 420 абхазов, проживающих в Гагрском и Гудаутском районах и называющих себя христианами, посещают время от времени такие святилища. То же касается 163 из 245 мусульман.
Жрецов традиционной абхазской религии называют аныха паю («сыновья святилища»). Ими могут стать только представители нескольких абхазских фамилий: Гочуа, Харчлаа, Чичба, Шакрыл и Шинкуба. 3 августа 2012 года в Сухуме состоялось первое заседание Совета жрецов Абхазии.
Культура народа абхазы
Совокупность абхазских традиций, обычаев, материальной и нематериальной культуры называется «апсуара» – «абхазство». Впервые это понятие упоминается в 1920-х годах в текстах основоположника абхазской литературы Д. И. Гулиа. С тех пор его постоянно используют, когда разговор идет о духовных ценностях абхазского народа, нормах приличия, уважении к старшим и о традициях предков.
В узком смысле слово «апсуара» используют, когда имеют ввиду принятые в абхазском обществе нормы этикета. Это сложная тема, «апсуара» регламентирует все аспекты общения между людьми, включая мимику и жестикуляцию. Но в общем «абхазство» можно свести к совокупности нескольких важнейших принципов. Например, «аламыс» — совесть. Как говорят местные жители, «смерть абхаза в его же совести», что означает моральную смерть абхаза, не имеющего совести. Другой важный принцип – «ауаюра» — человечность. Он ставит человека в центр мироздания и провозглашает ценность каждой человеческой жизни. Среди других принципов – галантность, рыцарство и снисходительность.
«Апсуара» предписывает уважительно относиться к старшим. Абхазы обязательно встают, когда кто-то старший входит в помещение. Хотя так принято делать с любым вошедшим, даже если сидящим он неприятен. Вошедший должен попросить встающих не утруждаться и сесть только когда сядут старшие.
Если верить российским туристам, местные жители любят здороваться даже с незнакомыми людьми. Причем в республике принято здороваться «по-абхазски». Рукопожатия здесь не обязательны. Но, если кто-то идет мимо работающего крестьянина, он может крикнуть ему «Добро тебе делать!». А отправляющемуся на охоту: «Тебя ждет дичь, смерть которой настала!».
Важным элементом материальной культуры абхазов является национальный костюм. Черкеска – один из древнейших и популярнейших даже сегодня элемент мужской одежды. Под черкеску одевают штаны и рубаху с тугим воротом. Будничной обувью являлись постолы из сыромятной кожи, «на выход» обувались в сафьяновые чувяки. Ноги перетягивали ноговицами и наколенниками. На голове носили башлыки. Обязательным элементом одежды всадника является плащ из войлока – бурка. Женская одежда была сложной и состояла из платья, кафтанчика, двух юбок, штанов и шапки. Платье стягивали поясом, часто красиво украшенным вышивкой.
Жилище народа абхазы
Традиционное жилище абхазов называется апацха. Если верить археологам, подобные жилища местные народы собирали еще в первом веке до нашей эры. Но по-настоящему массовым жильем для абхазов он стал во второй половине XIX века.
Это жилище, состоящее из четырех стен. Делали их из плоских тесаных бревен и решеток, плетенных из рододендрона, азалии или орешника. Чтобы стены не гнили, их укрепляли камнями. Пол был земляной, иногда его покрывали досками. Дверей обычно две – «верхняя» и «нижняя», одна против другой. В фасадной стене для вентиляции и наблюдения за двором прорубали небольшое окошко – «дверь для головы».
Апацха редко была однокомнатной. Обычно дом состоял из двух-трех комнат: одной-двух маленьких и одной большой справа от входа. Последняя выполняла роль гостиницы и спальни для старших членов семьи. Здесь же – ближе к «нижней» двери – располагался очаг. Для абхазов, как и для большинства народов Кавказа, это сакральная вещь. Абхазы старались сохранять огонь как можно дольше. Во-первых, потому что это душа дома, во-вторых, это банально проще и безопаснее, чем добывать огонь снова.
Внешность народа абхазы
Внешне абхазы похожи на черкесов, но отличаются от них более правильными чертами лица. У местных жителей смуглая кожа, средний рост и стройное и сильное тело. Овальное лицо, большой нос, темно-каштановые волосы.
Известные абхазы
Самым известным абхазом в России, конечно, является Фазиль Искандер. Писатель родился в 1921 году в Сухуме и провел детство в селе Чегем. Именно в этом месте будет происходить действие многих его произведений. Больше всего Искандер известен своей саркастичной прозой и остроумными афоризмами. Но все это было написано по-русски, а сам Фазиль Абдулович всегда считал себя русским писателем. В 1989 году Фазиль стал одним из депутатов от Абхазской АССР в Верховном Совете СССР 12-го созыва. Но на самороспуске Совета закончилась политическая деятельность Искандера. Призывая Россию к окончанию обеих чеченских кампаний, подписывая многочисленные петиции по защите сосланных писателей и представителей нацменьшинств, писатель старался никак не высказываться по поводу независимости Абхазии. Более того, по словам критика Станислава Рассадина, Искандер даже высказывался против.
По-другому считал земляк и коллега Искандера – известный абхазский поэт Баграт Шинкуба. В 1947 году он даже писал Сталину с просьбой отделить Абхазию от Грузии. Широко известна его поэма «Песнь о скале», по которой в 1975 году вышел фильм «Белый башлык». Другой известный роман – «Последний из ушедших» — рассказывает о трагедии мухаджиров, которые вынуждены были покинуть Абхазию после Кавказской войны.
Источники:
- https://abaza. org/abkhazy-i-abaziny-nositeli-unikalnoy-natsionalnoy-kultury;
- https://ria.ru/20120814/722748974.html;
- https://ria.ru/20080812/150313916.html#ixzz2SPfSeStU;
- https://www.ng.ru/ng_religii/2004-03-17/4_abkhazia.html$
- http://apsny.ru/culture/;
- https://sputnik-abkhazia.ru/culture/20141016/1013195507.html;
- http://www.religare.ru/2_26824.html;
- https://sputnik-abkhazia.ru/infographics/20160629/1018899010.html#:~:text=%D0%90%D0%BF%D0%B0%D1%86%D1%85%D0%B0%20%E2%80%93%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0%20%D0%B0%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2.;
- http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text14. htm;
- https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
Абхазия
Обзор Абхазии
Местоположение: Черное море, Западный Кавказ
Столица: г. Сухум
Языки: абхазский, русский
Население (2012 г.): 242 862
Валюта: Абхазский апсар, Российский рубль
География: Горная
Религия: христианство, ислам, язычество
Президент: Аслан Бжания
Международный аэропорт: N/A
Часовой пояс: GMT +4
Государственный гимн: «Aiaaira»
Уникальные факторы: Самая глубокая пещера в мире. Один из старейших производителей вина в мире.
Где находится Абхазия?
Абхазия расположена на берегу Черного моря, между Россией и Грузией. Абхазия занимает 3300 квадратных миль вдоль восточного побережья Черного моря и Кавказских гор. Примерно три четверти Абхазии составляют горы, которые контрастируют с морем, создавая выдающиеся пейзажи и пейзажи. Регион известен среди россиян своими прекрасными морскими курортами, которые привлекали видных российских деятелей, таких как Иосиф Сталин, который сделал Абхазию своим летним домом. Сухум является столицей региона, также известного как Сухуми и Сухуми. Абхазское название Сухума — «Акуа», что восходит к тому времени, когда Сухум был одним из крупнейших морских портов мира. В Абхазии есть несколько потрясающих регионов, в том числе Гагра на севере, где находится пещера Воронья — самая глубокая пещера в мире на глубине ниже 7000 футов!
Кто такие абхазы?
Абхазы — коренной народ Абхазии. Абхазы родственны черкесам по этническому происхождению, языку и культуре. Знаменитые своим долголетием абхазы часто ведут довольно долгую и активную жизнь. Известно, что абхазы живут до 140 лет! После распада Советского Союза в 1991 году абхазы были вовлечены в конфликты с грузинами, соседней этнической группой. Тысячи абхазов были убиты, многие другие были перемещены. С такой малочисленностью населения и бурным прошлым абхазы теперь опасаются, что они могут вымереть как раса.
Наряду с древней абхазской религией среди абхазов исповедуют и христианство, и ислам. В древней религии Абхазии много богов, однако верховного бога зовут Антсва, что является множественным числом от «Ан», что означает Мать.
Только 7% абхазов до сих пор исповедуют древнюю религию, 60% — христиане и 16% — мусульмане-сунниты. Религии живут в гармонии в Абхазии, и это олицетворяет национальный флаг. Зеленые и белые полосы отмечают мир между христианами и мусульманами в Абхазии. Красный угол символизирует средневековое Абхазское царство, а открытая ладонь означает «Добро пожаловать, друзья, остановите врагов». Число 7 особенно важно для абхазов, так как на флаге каждая из 7 звезд представляет собой древние регионы страны — Садзен, Бзып, Гумаа, Абжыва, Самурзаган, Дал-Цабал и Псхуй-Аибга.
Абхазский образ жизни
Поскольку Абхазия в основном гористая, многие абхазы по-прежнему живут в сельской местности. Они живут в старых, построенных вручную каменных домах в небольших горных городках, питаясь собственным урожаем и животными. В домах обычно живут три-четыре поколения. Все больше и больше абхазов селятся также в городах и поселках, где многие живут в многоэтажных квартирах. Несмотря на городское проживание, многие абхазские семьи по-прежнему держат собственный скот, в том числе лошадей, коров, кур и овец. Полей для содержания животных в вольере немного, поэтому они обычно свободно бродят по окрестным дорогам и садам, что является истинным напоминанием о непринужденном образе жизни в Абхазии.
Дети обычно идут в школу в возрасте 6 лет и заканчивают школу в 17 лет, хотя в сельской местности большинство детей обучаются на дому. Это одна из причин того, что школьное образование в городах по-прежнему находится на более высоком уровне, чем в сельской местности. Главным вузом Абхазии является Абхазский государственный университет, который находится в Сухуме.
Абхазы отмечают Новый год по григорианскому календарю (31 декабря — 1 января) и Новый год по старому юлианскому календарю (13 — 14 января). Один из самых популярных праздников называется «Лыхнашта» (Лыхний луг). Отмечаемый после сбора осеннего урожая, он свозит в село Лыхны людей со всей Абхазии. В этот день зрители наблюдают за невероятными скачками и конными играми. С 1993, 30 сентября отмечается как День освобождения. Он знаменует собой уход грузинских вооруженных сил из Абхазии. В этот день абхазские вооруженные силы принимают участие в параде, а в течение дня для развлечения проводятся фестивали песен и танцев. Подробнее о грузино-абхазских конфликтах читайте здесь.
Кто преследует мусульманское духовенство Абхазии?
Мусульманский священнослужитель Эмик Чакмач-оглы был застрелен 17 июля в абхазском черноморском городе Гагра, всего через неделю после неудавшегося покушения на имама сухумской мечети Салиха Кварацхелия.
Сообщается, что полиция не может определить мотив или личность преступников в любом случае. Также неясно, есть ли какая-либо связь между недавними инцидентами и аналогичными убийствами в августе 2007 года.
10 июля специалисты по разминированию из британской организации HALO Trust были вызваны для обезвреживания взрывного устройства , обнаруженного на крыше автомобиля Кварацхелия.
Чакмач-оглы, 49 лет, был членом Духовного управления мусульман Абхазии (ДУМ) и бывшим депутатом парламента, воевал в 1992-93 Грузино-абхазская война. Он был застрелен во дворе своего дома. ДУМ выступила с заявлением, в котором объяснила его убийство религиозной деятельностью и исключила личную неприязнь в качестве мотива.
В этом заявлении также подтверждается, что деятельность ДУМ никому не наносит вреда, а мусульманская община не стремится активно обращать других в ислам. ДУМ осудила как покушение на Кварацхелия, так и убийство Чакмач-оглы как террористические акты.
По данным независимой «Нужной газеты» от 15 апреля 2008 г., примерно 30 процентов населения самопровозглашенной республики составляют мусульмане. В Абхазии есть две мечети, одна в Гудауте и вторая в Сухуми. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров имеет , как сообщается, предложили финансирование строительства третьего.
Оценки отношений между мусульманами и членами абхазской православной церкви противоречивы. В августе 2007 г. член мусульманской общины Сухуми был застрелен на улице вместе с женой. Спустя две недели Хамзат Гицба, имам гудаутской мечети, был застрелен средь бела дня вместе с гражданином России из Башкортостана.
Гицба была неоднозначной фигурой. Как и Чакмач-оглы, он тоже воевал в 19войны 92-93 гг., но в составе отряда северокавказских добровольцев, возглавляемого чеченским полевым командиром-перебежчиком Шамилем Басаевым.
Гицба впоследствии участвовал в захвате в январе 1996 года парома в турецком порту Трабзон в попытке заставить российские власти позволить чеченскому полевому командиру Салману Радуеву отступить целым и невредимым из села Первомайское в Дагестане. Гицба и его товарищи по угонщикам были задержаны и предстали перед судом в Турции. Он был освобожден в 2000 году, вернулся в Абхазию и стал мусульманским священнослужителем. Его убийство остается нераскрытым.
После убийств в 2007 году глава ДУМ Тимур Дзыба заявил, что за несколько месяцев до этого он предупредил службы безопасности о преследовании некоторых членов общины, но не было предпринято никаких усилий для их защиты. В апреле 2008 года Дзыба заявил «Нужной газете», что в Абхазии существует «негативное отношение» к исламу.
Однако оппозиционный Форум национального единства Абхазии (ФНЕА) 19 июля опубликовал заявление в связи с убийством Чакмач-оглы, в котором утверждается, что Абхазия «никогда не знала напряженности между мусульманами и членами православной церкви».
Общественная палата, созданная президентом Сергеем Багапшем в 2007 году, выступила с аналогичным заявлением, возложив ответственность за стрельбу на неназванные «силы, направленные на дестабилизацию ситуации в стране и раскол общества».