Как в индии живут бедные люди: Бедность, нищета и грязь в Индии: как живут простые обычные люди в 2022 году
«Большой процент изнасилований» – и еще 9 фактов об Индии, которые нужно знать, прежде чем туда поехать
«Индия затягивает», – утверждает Екатерина, которая уже трижды зимовала в этой стране. Каждый относится к ней по-своему, но есть вещи, о которых стоит знать. Записали 10 фактов, которые, по ее мнению, помогут подготовиться к поездке.
Найти мясо не так просто
– В Индии очень много вегетарианцев: около 60% населения ни разу в жизни не пробовали ни рыбы, ни мяса. Найти мясные блюда даже в кафе бывает проблематично. Большие праздники – например, свадьбы – часто тоже отмечаются с чисто вегетарианским столом. Поэтому у тех, кто очень любит мясо, в Индии могут быть проблемы с питанием.
Люди бедные, но счастливые
В Индии просто сумасшедший уровень бедности, многие до сих пор живут в каких-то хижинах без электричества и канализации, но при этом они все счастливы и довольны жизнью.
На улицах много людей с дополнительными потребностями, но все они ходят, поют, танцуют, улыбаются. Сравнить хотя бы с Беларусью – такое ощущение, что у нас все в глубокой депрессии. И на контрасте это очень бросается в глаза.
В Индии живут по «индийскому времени»
У них даже выражение такое есть: «Индийское время». Если ты договариваешься встретиться с кем-то в 4, но приедешь к 5, то все равно будешь ждать. По моему опыту, индусы ужасно непунктуальные.
Или, бывает, едешь с другом-индусом на встречу, опаздываете, а он посреди дороги останавливается просто потому, что увидел какой-то храм – и идет в него молиться.
При этом я не раз замечала, что индусы очень мягкие в плане общения. Они не спорят, не ругаются. А если начинаешь на них злиться (из-за той же непунктуальности, например), они как-то пугаются и готовы все сделать, лишь бы только тебя успокоить.
В Индии культ белокожих людей
Ты просто идешь по улице – к тебе все подходят, просят сделать фотографию. С одним сфотографируешься – набегает очередь человек в 15. И это, бывает, очень напрягает: однажды знакомые девочки даже деньги стали с них брать за фото – и им платили.
Что они потом делают с этими фотографиями, я точно не знаю, но говорят, что парни любят выкладывать их в соцсетях и всем рассказывать, что это они со своими девушками.
«Гормоны у местных бушуют знатно»
Мужчин в Индии намного больше, чем женщин. Плюс до свадьбы им ничего нельзя, поэтому гормоны у местных бушуют знатно – нужно быть готовой к тому, что на тебя постоянно будут пялиться.
По этой же причине в стране запрещено УЗИ. Часто, когда семья узнает, что будет дочь, женщина делает аборт. Во-первых, девочка не может быть кормилицей. Во-вторых, по местным правилам, церемонию бракосочетания оплачивает семья невесты – а это всегда очень большие деньги.
Антисанитария ужасная
Антисанитария в Индии, конечно, ужасная, но я еще ни разу никакой инфекции не подхватила, хотя даже прививки перед поездкой не делала. Бывает, и уличную еду покупаю. А однажды я случайно засунула палец в Ганг (самую загрязненную реку в мире), потом этим пальцем еще и глаз почесала – и ничего, нормально.
Местные в основном честные
…И лишней копейки не возьмут. За все время я только один раз видела, как на вокзале у кого-то украли кошелек и убежали, – но это, скорее, исключение. Обычно наоборот. Например, однажды мы сели в тук-тук, чтобы доехать до нужного места, но водитель немного заблудился в лабиринте улиц, покатал нас минут 20 и в итоге привез на то же место, откуда забрал. Мы хотели дать ему немного денег, но тот не взял – и случалось такое неоднократно.
В Индии большой процент изнасилований
Если жить не в центре, а где-то на окраине, возвращаться вечером домой реально опасно. В стране очень большой процент изнасилований – причем самых разных.
У местных достаточно хороший уровень английского
В Индии два официальных языка: хинди и английский. Но есть еще столько диалектов, что люди из соседних штатов могут друг друга вообще не понимать – поэтому между собой индусы тоже часто общаются на английском.
Произношение у них, конечно, свое, специфическое, но у русскоязычных людей же тоже часто есть свой акцент.
Не стоит заказывать чизкейк и капучино
Чизкейк – мой любимый десерт. Но у индусов свои представления о еде. Поэтому, когда в кафе заказываешь чизкейк, они могут принести тебе любой белый десерт: безе, зефир, обычный песочный торт – все, что белого цвета, у них «чизкейк».
Кофе в Индии тоже чаще всего странный. Если закажешь капучино, тебе принесут черный кофе с горячим молоком. Не знаю, как они его готовят, но там обычно еще и молочная пенка плавает. Причем кофе они добавляет очень мало, а молока – очень много, и в итоге вместо капучино получается какой-то молочный напиток.
Обычный черный кофе у них по цвету светлее чая – просто бежевый. В некоторых местах, конечно, можно найти и хороший американо, и вкусный капучино, но это нужно постараться.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: личный архив героини.
поделиться
Битвы за калории — BRICS Business Magazine
Взгляды на проблему бедности в Индии так же разнообразны, как индийская кухня. Лишь в одном местные ученые и экономисты, как правило, сходятся: истоки бедности некогда богатой страны ведут к эпохе колонизации. Как сказал индийский политик Шаши Тхарур в своей знаменитой речи в Оксфорде летом 2015 года, «фактически британская промышленная революция основывалась на деиндустриализации Индии».
Сегодня экономический подъем Индии если не удивляет, то как минимум впечатляет. На фоне других экономик мира, особенно коллег по БРИКС, Индия с ее 7% роста выглядит рекордсменом. Прошедшая в феврале этого года в Мумбаи масштабная выставка «Делай в Индии», принесшая в копилку 222 млрд долларов потенциальных инвестиций, показала: страна интересна миру, несмотря на непрозрачность законодательства и тендерных процедур, налогообложения, дефицит квалифицированных рабочих и множество других проблем.
Не пугает ли иностранных инвесторов, приезжающих в Индию, вид из роскошных номеров отелей и офисов-небоскребов – вид на синие полиэтиленовые крыши шалашей в беднейших районах? Здесь такие вопросы предпочитают не задавать. А если вам пришелся по душе фильм «Миллионер из трущоб», не спешите делиться впечатлениями с индийцами. Многие воспринимают эту картину исключительно как «порочащую репутацию Индии».
Сколько стоит быть бедным?
В октябре 2015 года Всемирный банк (ВБ) озвучил новые данные по бедности, согласно которым процент людей, живущих за ее чертой, снизился в Индии с 21% (озвучивалось в 2011–2012 годах) до 12,4%. Ранее, по подсчетам ВБ, в эту категорию попадали 269 млн индийцев. Теперь показатель сократился до 172 млн (на снижении явно сказалось использование уточненного показателя международной черты бедности в 1,90 доллара в день вместо предыдущих 1,25 доллара).
Правительство Индии оспорило данные ВБ, утверждая, что реальные показатели бедности намного выше, а метод расчета бедности ВБ лишен научной базы: потребительская корзина, используемая ВБ для расчетов по ППС, не соответствует реалиям обычных индийцев, не говоря уже о бедных.
В самой Индии над созданием адекватной методики расчета бьется уже не одно поколение ученых и экономистов. Первая «линия бедности» была определена в середине 1970-х Комиссией по планированию Индии на основе данных Национальной службы по выборочным обследованиям о количестве потребляемых калорий.
Комиссия вычислила суммы, необходимые на удовлетворение потребности в 2400 калориях для сельской местности и 2100 калориях для города, которые и стали использоваться для определения «линии бедности». Тогда, в 1970-х, эта линия проходила на уровне 49,1 рупии в сельской и 56,6 рупии в городской местности. По данной методике расчета, 56% населения в деревне и 49% в городской местности Индии той поры находились за чертой бедности.
В дальнейшем эти цифры ежегодно индексировались с учетом изменения потребительских цен, но без учета изменения «потребительской корзины» и других факторов. Попытки пересмотра методики были предприняты в 1993 году специально назначенной Комиссией Лакдвала, а в 2009-м Комиссией Тендулкара, которая порекомендовала уйти от расчета на основе потребления калорий и предложила в качестве новой точки отсчета национальную городскую линию бедности.
Большинство экономистов подвергли эту методику острой критике. По словам Р. Рамакумара, декана и профессора Центра изучения развивающихся экономик факультета исследований развития Тата-Института социальных наук, Комиссия Тендулкара за основу расчетов взяла старую методику, признанную многими экспертами несовершенной, а предложенная ею усредненная линия бедности была основана на потреблении всего 1800 калорий, рекомендованных для офисных работников (людей с сидячим образом жизни), и не соответствовала потребностям людей, работающих в полях.
Согласно расчетам по методике Тендулкара, которой в Индии оперируют до сих пор, в 2011–2012 годах процент бедных в стране составлял 21,9% (по методике Лакдвала – 29,5%). В реальных цифрах черта бедности по Тендулкару соответствует расходам на потребление 972 рупий в месяц на человека в сельской местности и 1407 рупий в месяц в городе. Если напрямую исходить из потребления калорий, считает Р. Рамакумар, реальный масштаб бедности в Индии – около 60–65%, втрое выше того, что предлагает официальная статистика.
В начале 2000-х вопросами расчета бедности в Индии занимались и зарубежные ученые. Например, Ангус Дитон, который в 2015 году получил Нобелевскую премию по экономике за анализ потребления, бедности и благосостояния, и индийский экономист бельгийского происхождения Жан Дрез. В соавторстве они написали ряд статей, породивших горячие споры. Однако предложение Дитона по методике использования статистических данных было использовано Комиссией Тендулкара.
Очередная попытка уточнить данные была предпринята в 2014 году, когда Комиссия Рангараджана предложила новую методику. По ней граница бедности составляет 32 рупии на человека в день в сельской местности и 47 рупий в день в городе. Количество бедных в Индии в данном случае должно возрасти до 29,6%. Правда, пока не ясно, возьмет ли Государственный национальный институт трансформации Индии, созданный в 2014 году взамен Комиссии по планированию, эту методику на вооружение или нет.
Ученица Ангуса Детона Ритика Кхера, экономист и профессор Индийского института технологий Дели, в разговоре с BRICS Business Magazine отмечает, что индекс человеческого развития – более приемлемый индикатор, чем тот, что применяется в Индии и базируется на калориях, или же отправная точка в «доллар в день», которую использует для расчета Всемирный банк.
Индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный пакистанским экономистом Махбуб уль Хаком и индийским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1998 года Амартией Сеном в 1990-х, кардинально изменил международный подход к концепции развития человека, предложив использовать не только традиционные индикаторы экономического прогресса, но и систематически исследовать огромный пласт информации о том, как люди живут в каждом обществе и какими основными свободами они пользуются.
Кстати, сам Амартия Сен, оказавший огромное влияние на исследования проблем бедности, человеческого развития и неравенства, в своей новой книге «Неявная слава: Индия и ее противоречия», написанной в соавторстве с Жаном Дрезе, нелестно высказывается о выбранном страной пути развития. Сравнивая Индию с Китаем (неприятное для индийской элиты сравнение) и даже с Бангладеш (хуже не может быть), авторы отмечают неадекватность социальной политики Индии, излишнюю увлеченность идеей роста при нежелании признавать, что социальное развитие зависит от того, как накопленные богатства используются и распределяются государством.
Известные критики Сена, профессоры Колумбийского университета Джагдиш Бхагвати и Арвинд Пангирья, авторы книги «Почему важен рост», вышедшей годом позже книги Сена и Дрезе, настаивают, что рост и только рост может наплодить достаточно ресурсов для инвестиций в социальные схемы.
Реальные шаги
Несмотря на попытки Индии после обретения независимости идти по пути социалистического планирования, значения всеобщему и бесплатному образованию и здравоохранению в стране практически не придавалось ни тогда, ни сейчас. При этом, утверждает Партх Шах, основатель и президент Центра гражданского общества, «опыт Индии 1990 годов интересен как уникальный пример достижения роста в отсутствии инвестиций в здравоохранение и образование, особенно в сельских районах. Эксперт напоминает, что в 1991 году уровень грамотности в стране составлял 50%, а в 2001-м уже 63% – самый высокий рост за одно десятилетие за всю историю Индии (с 2001 по 2011 год уровень грамотности вырос всего на 10 п. п. – до 74%).
«ВВП Индии в 2001 году был около 1 трлн долларов, сегодня – 2 трлн, но
прирост рабочих мест составил примерно 80 млн. Ни одна страна не могла
бы удвоить ВВП, создав так мало рабочих мест. Кроме того, рост ВВП
произошел не за счет сельского хозяйства, несмотря на то что 54% рабочей
силы сосредоточено в этой сфере. Это создало проблему навыков
и занятости», – говорит
С. Чандрашекхар
Многие экономисты отмечают отсутствие реальных земельных реформ как важного шага к глубоким социальным изменениям в обществе после обретения государством независимости как одну из фундаментальных причин неудач в борьбе с бедностью. При этом, отмечает Р. Рамакумар из Тата-Института социальных наук, в 1970-х индийское правительство фактически признало, что ожидать каких-либо земельных реформ уже не стоит, а значит, надежды на искоренение бедности путем социальных преобразований оказались напрасны.
Последствия тех решений видны сейчас. В 2014 году, по данным Национального бюро статистики преступлений Индии, 5650 крестьян совершили самоубийство (в 2004 году был зарегистрирован пик самоубийств – 18 241 случай). По данным Национальной статистической организации Индии за 2003–2004 годы, примерно 45–65% угодий находится в руках крупных собственников, тогда как более 40% жителей сельской местности в Индии вообще не владеют землей. В итоге основной массе крестьян приходится наниматься на сезонные сельскохозяйственные работы, их заработка едва хватает на то, чтобы прокормить семью. Сезонность заставляет их в периоды простоя устремляться в город в поисках любой неквалифицированной работы на короткий срок. Процент вынужденных сезонных мигрантов в Индии в последнее десятилетие растет особенно быстро – связано это в том числе с непостоянностью урожая, вызванной изменением климата.
Среди наиболее масштабных инициатив, направленных на преодоление бедности, за последние десять лет индийские эксперты называют Систему государственного распределения и программы в двух ключевых сферах – образования и здравоохранения. Кампания за всеобщее образование направлена на развитие инфраструктуры в сфере образования, строительство школ и обеспечение их учителями; программа обедов для школьников мотивирует бедные семьи отправлять детей в школу хотя бы потому, что там они получат полноценный обед.
Национальная миссия здравоохранения в сельской местности ставит задачей расширение инфраструктуры здравоохранения, создание различного уровня медицинских учреждений в непосредственной близости к сельскому населению, а Национальная программа медицинского страхования, которая предполагает безналичное страхование медицинских расходов для людей за чертой бедности, мотивирует бедных обращаться за медицинской помощью.
Официальные данные показывают позитивную динамику, тогда как на практике в реальных масштабах страны влияние этих инициатив не всегда заметно, считают эксперты. Тысячи школ в сельских местностях работают в разваливающихся зданиях, не имеющих туалетов, но еще больше школ не имеют главного: учителей. Случай смерти 23 детей в деревне Гандаман штата Бихар в 2013-м – дети отравились школьной едой, в которой позже выявили остатки токсичных сельскохозяйственных пестицидов, – в очередной раз поставил под сомнение адекватность имплементации ключевых социальных программ.
Ситуация в здравоохранении, несмотря на принимаемые меры, остается трудной. В Индии практикуют около 1,4 млн врачей, 74% из которых живут и работают в городах и, следовательно, обслуживают 28% населения страны. Учитывая, что в сельской местности проживают более 70% населения, масштабы проблемы очевидны. По данным Статистики здравоохранения в сельской местности за 2013–2014 годы, дефицит врачей в локальных центрах здравоохранения в деревнях превышает 80% (дефицит хирургов – 82,5%, гинекологов и акушеров – 76,6%, терапевтов – 82,6%, педиатров – 82,2%).
Эксперты расходятся во мнении, какую роль в сфере здравоохранения должен играть частный сектор, на который сегодня приходится более 70% рынка услуг оказания медицинской помощи Индии. Многие спорят, что из-за отсутствия государства в этой сфере бедные лишены доступа к медицине, но есть и иные мнения. А вот сфера образования, считает Партх Шах, яркий пример проникновения бизнеса туда, где государство не сумело выполнить своих обещаний.
«С середины 1990-х, когда заработки населения начали расти, первоочередной задачей было образование детей, мы наблюдаем распространение в индийских трущобах маленьких общинных школ, которые берут около 100–200 рупий за обучение в месяц. В деревнях я видел школы, которые берут всего 50 рупий в месяц», – рассказывает он. Феномен появления общинных школ был наиболее заметен в особо бедных районах, где правительство не смогло предоставить свои услуги.
Другая важная инициатива – Национальная программа обеспечения гарантированной занятости в сельских областях. Она гарантирует взрослым членам сельских домохозяйств, готовым заниматься неквалифицированным ручным трудом, занятость минимум в течение 100 дней в финансовом году. Согласно официальной статистике, за десять лет эта программа снизила бедность в сельской местности на 32% и предотвратила падение за черту бедности 14 млн людей, однако многочисленные критики оспаривают эти данные, отмечая фундаментальные проблемы: зачастую работу получают вовсе не те, кто находится за официальной чертой бедности, зарплаты выплачиваются не в полном размере, население плохо осведомлено о программе.
Многие экономисты отмечают отсутствие реальных земельных реформ как
важного шага к глубоким социальным изменениям в обществе после обретения
государством независимости как одну из фундаментальных причин неудач в
борьбе с бедностью в Индии. При этом, в 1970-х индийское правительство
фактически признало, что ожидать каких-либо земельных реформ уже не
стоит, а значит, надежды на искоренение бедности путем социальных
преобразований оказались напрасны
Эксперты отмечают, что анализ всех этих инициатив затрудняет отсутствие адекватной статистики и четкого, разделяемого всеми подхода к определению границ бедности в стране. Одна численность населения Индии в 1,3 млрд осложняет любые операции с данными. Обобщая значимость государственных программ, Ритика Кхера отмечает, что интервенции, имеющие всеобщий охват, как правило, более успешны, чем целевые инициативы. «Система государственного распределения, которая предполагает предоставление права на получение продовольственного зерна по субсидированным ценам, была целевым мероприятием, и утечки (когда ресурсы направляются лицам, не отвечающим установленным критериям. – Прим. ред.) были велики. Когда все штаты перешли к более универсальному охвату, проблема уменьшилась. В наших исследованиях мы обнаружили, что пятая часть общего сокращения разрыва в показателях бедности в 2009–2010 годах приходится на эффект от системы распределения».
С. Чандрашекхар, профессор Института исследований в области развития им. Индиры Ганди, в разговоре с BRICS Business Magazine отметил, что создание рабочих мест остается ключевой задачей страны для снижения бедности в долгосрочной перспективе. «ВВП Индии в 2001 году был около 1 трлн долларов, сегодня – 2 трлн, но прирост рабочих мест составил примерно 80 млн. Ни одна страна не могла бы удвоить ВВП, создав так мало рабочих мест. Кроме того, рост ВВП произошел не за счет сельского хозяйства, несмотря на то что 54% рабочей силы сосредоточено в этой сфере. Это создало проблему навыков и занятости», – говорит эксперт.
Правительство Индии планирует создать рабочие места за счет привлечения прямых инвестиций в страну. Однако Рамкишен Раджан, экономист и профессор Университета Джорджа Мэйсона, отмечает, что ПИИ в Индии традиционно имеют перевес в сторону средне- и высококвалифицированных специалистов, поэтому влияние их на уровень бедности до сих пор было практически незаметным. «Если же новая инициатива Моди, направленная как раз на привлечение ПИИ, создающих рабочие места, окажется успешной, безработица в этой среде снизится, что поможет уменьшить масштабы бедности», – считает эксперт.
У индийского бизнеса, крупного и не очень, есть собственный опыт создания рабочих мест в сельских регионах. Например, Правин Кханделвал, глава компании Pranay Impex, которая производит средства для уборки дома, в интервью BRICS Business Magazine рассказал, что около 70% рабочих на заводах компании – женщины сельских регионов штатов Махарашртра, Бихар, Уттар Прадеш и Панджаб. По его словам, бизнес в Индии, включая стартапы, теперь все чаще делает основные государственные инициативы частью собственных программ корпоративной социальной ответственности, чтобы расширить права и возможности бедного населения.
В феврале 2016 года премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил о запуске очередной национальной инициативы, «Миссии Рурбан» (от слияния rural и urban), которая предполагает превратить 300 деревень в различных уголках Индии в «центры роста». Под развитием, очевидно, понимается улучшение качества жизни и увеличение рабочих мест в самих деревнях, что поможет ограничить уровень миграции в крупные центры. Однако гарантий того, что эта инициатива станет столь же успешной, как призыв Моди «Делай в Индии», нет. Оценить создаваемую стоимость качественной жизни сложнее, чем посчитать приток инвестиций.
Бедность в Индии: число бедных в Индии сократилось примерно на 415 млн в период с 2005-06 по 2019-21 годы, что является «историческим изменением»: ООН
Число бедных в Индии сократилось примерно на 415 млн в период с 2005-06 по 2019–2021 годы, «историческое изменение» и демонстрация того, что цель в области устойчивого развития по сокращению как минимум вдвое доли мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в бедности, к 2030 году возможна даже в больших масштабах. , по данным ООН.
Новый индекс многомерной бедности (MPI), опубликованный в понедельник Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Оксфордской инициативой по бедности и человеческому развитию (OPHI) Оксфордского университета, показал, что в Индии 415 миллионов человек вышли из бедности в период с 2005 г. 06 и 2019/21.
Он демонстрирует, что «задача 1. 2 Цели в области устойчивого развития по сокращению к 2030 году не менее чем наполовину доли мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в бедности во всех ее измерениях в соответствии с национальными определениями, возможна — и в масштабе» «, — говорится в сообщении.
ООН в пресс-релизе по отчету говорится, что «в Индии около 415 миллионов человек вышли из многомерной бедности за 15-летний период — историческое изменение».
«Индия является важным примером Целей устойчивого развития, первая из которых состоит в том, чтобы покончить с бедностью во всех ее формах и сократить, по крайней мере, наполовину долю мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в нищете во всех его размеры в соответствии с национальными определениями к 2030 году, при этом никто не будет забыт», — говорится в сообщении.
В отчете говорится, что, основываясь на данных о населении Индии за 2020 год, в ней проживает самое большое количество бедных людей в мире (228,9 миллиона), за ней следует Нигерия (96,7 миллиона прогнозируется в 2020 году).
«Несмотря на прогресс, население Индии остается уязвимым для усиливающихся последствий пандемии COVID-19 и роста цен на продукты питания и энергоносители. Приоритетом должна быть комплексная политика, направленная на преодоление продолжающегося продовольственного и энергетического кризисов», — говорится в сообщении.
«Несмотря на огромные достижения, постоянная задача искоренить бедность для 228,9миллионов бедняков в 2019/2021 годах пугает, тем более что это число почти наверняка увеличилось с момента сбора данных.
В 2019/21 году в Индии все еще насчитывалось 97 миллионов бедных детей — больше, чем общее число бедных людей, детей и взрослых вместе взятых, в любой другой стране, охваченной глобальным ИМБ. Тем не менее, эти многосторонние политические подходы показывают, что комплексные меры могут улучшить жизнь миллионов людей», — говорится в отчете.
Беднейшие штаты и группы в Индии (дети, низшие касты и жители сельской местности) быстрее всего сократили бедность в абсолютном выражении, хотя данные не отражают пост-Covid-19пандемические изменения, говорится в докладе.
Несмотря на то, что бедность среди детей сокращалась быстрее в абсолютном выражении, Индия по-прежнему имеет самое большое количество бедных детей в мире (97 миллионов, или 21,8% детей в возрасте 0-17 лет в Индии), говорится в сообщении.
В докладе говорится, что в 111 странах 1,2 миллиарда человек, или 19,1 процента, живут в острой многомерной бедности. Половина этих людей — 593 миллиона — дети в возрасте до 18 лет.
В анализе рассматриваются наиболее распространенные профили депривации в 111 развивающихся странах. Самый распространенный профиль, затрагивающий 3.9процентов бедняков, включает лишения ровно по четырем показателям: питание, топливо для приготовления пищи, санитария и жилье.
Более 45,5 миллионов бедняков лишены только этих четырех показателей. Из этих людей 34,4 миллиона проживают в Индии, 2,1 миллиона в Бангладеш и 1,9 миллиона в Пакистане, что делает этот профиль преимущественно южноазиатским, говорится в сообщении.
В некоторых странах субнациональные регионы, которые изначально были одними из самых бедных в своей стране, сокращали бедность в абсолютном выражении быстрее, чем в среднем по стране, сокращая разрыв бедности. К ним относятся Бихар, Джаркханд и Уттар-Прадеш в Индии (2015/2016–2019 гг.)./2021).
В отчете говорится, что снижение значения индекса многомерной бедности (MPI) в Индии было быстрым в течение двух последних периодов.
Из почти 415 миллионов человек, вышедших из бедности в Индии за 15 лет до пандемии COVID-19, примерно 275 миллионов сделали это в период с 2005/2006 по 2015/2016 год и 140 миллионов сделали это в период с 2015/2016 по 2019 год. 2021.
Значение ИМБ страны и уровень бедности снизились более чем вдвое. «Прогресс Индии показывает, что эта цель достижима даже в больших масштабах», — говорится в сообщении.
В отчете отмечается, что влияние пандемии COVID-19 на бедность в Индии не может быть полностью оценено, поскольку 71% данных Медико-демографического обследования страны за 2019/2021 гг. были собраны до начала пандемии.
Данные за 2019-2021 годы показывают, что около 16,4% населения Индии живут в бедности, при этом средний уровень бедности составляет 42%.
Около 4,2% населения живет в условиях крайней нищеты. Около 18,7% людей, примерно столько же, сколько и в 2015-2016 годах, уязвимы к бедности, поскольку их показатель депривации колеблется от 20% до 33%. Две трети этих людей живут в домашнем хозяйстве, в котором по крайней мере один человек недоедает — «тревожная статистика», говорится в сообщении.
Процент бедных составляет 21,2% в сельской местности по сравнению с 5,5% в городской местности. На сельские районы приходится почти 90 процентов бедняков: 205 миллионов из почти 229 миллионов бедняков проживают в сельской местности, что делает их очевидным приоритетом.
Отмечая, что дети по-прежнему являются беднейшей возрастной группой, в отчете говорится, что в Индии более одного из пяти детей бедны (21,8 процента) по сравнению с примерно каждым седьмым взрослым (13,9 процента). Это переводится как 97 миллионов бедных детей.
Индия – единственная страна в Южной Азии, в которой бедность значительно выше среди домохозяйств, возглавляемых женщинами, чем среди домохозяйств, возглавляемых мужчинами. Около 19,7% людей, живущих в домохозяйствах, возглавляемых женщинами, живут в бедности по сравнению с 15,9% в домохозяйствах, возглавляемых мужчинами.
Каждое седьмое домашнее хозяйство возглавляет женщина, поэтому около 39 миллионов бедняков живут в домашнем хозяйстве, возглавляемом женщиной.
Снижение значения MPI в Индии в абсолютном выражении по-прежнему было ориентировано на малоимущих, как это было с 2005/2006 по 2015/2016 годы, говорится в отчете. Сельские районы были самыми бедными, и в них наблюдалось самое быстрое снижение значения ИМБ. Уровень бедности снизился с 36,6% в 2015/16 году до 21,2% в 2019 году./2021 в сельской местности и с 9,0% до 5,5% в городской местности.
У детей, самой бедной возрастной группы, наблюдалось самое быстрое снижение значения ИМБ. Уровень бедности снизился с 34,7% до 21,8% среди детей и с 24,0% до 13,9% среди взрослых.
Точно так же самые бедные касты и религиозные группы испытали самое быстрое абсолютное сокращение за последний период. Эта общая закономерность сохраняется в штатах и союзных территориях.
В Бихаре, беднейшем штате в 2015/2016 гг., наблюдалось самое быстрое снижение значения MPI в абсолютном выражении. Уровень бедности там снизился с 77,4 процента в 2005/2006 году до 52,4 процента в 2015/2016 году и до 34,7 процента в 2019 году./2021, говорится в сообщении.
Среди штатов и союзных территорий Индии самое быстрое сокращение в относительном выражении было в Гоа, за которым следуют Джамму и Кашмир, Андхра-Прадеш, Чхаттисгарх и Раджастхан.
В относительном выражении беднейшие штаты не догнали. Из 10 беднейших штатов в 2015/2016 гг. только один (Западная Бенгалия) не входил в число 10 беднейших штатов в 2019/2021 гг. Остальные — Бихар, Джаркханд, Мегхалая, Мадхья-Прадеш, Уттар-Прадеш, Ассам, Одиша, Чхаттисгарх и Раджастхан — остаются в числе 10 самых бедных.
Темпы и модели снижения ИМБ в Индии варьируются в зависимости от штатов и союзных территорий. Хотя для выяснения движущих сил изменений в каждом контексте необходим дополнительный анализ, ясно, что в основе этих результатов лежит множество политических действий и схем.
«Были заметные инвестиции в расширение доступа к санитарии, топливу для приготовления пищи и электричеству — показатели, которые значительно улучшились. Политический акцент на всеобщем охвате — например, в образовании, питании, водоснабжении, санитарии, занятости и жилье — вероятно способствовал этим результатам.
«Однако остаются вопросы относительно того, как модели расходов, стимулы за эффективность, институты, негосударственные действия, интегрированные пакеты политики и местная динамика в каждой среде привели к изменениям. Такие исследования принесут пользу многим странам, стремящимся быстро и массово сократить острую бедность», — это сказал.
Что такое бедность на самом деле? Пример Индии
(январь 2010 г.) Страны испытывают затруднения с измерением численности бедного населения, которое часто определяет распределение средств государственной помощи нуждающимся.
По оценкам Всемирного банка, 1,4 миллиарда человек живут ниже уровня дохода в 1,25 доллара США в день, а 2,6 миллиарда человек во всем мире живут ниже уровня 2 долларов США. 1 Решение о том, какая из этих цифр представляет «бедность», остается за человеком. Индия является примером противоречивого характера статистических оценок, хотя это далеко не единственный пример в этом противоречии. Меры по борьбе с бедностью в Соединенных Штатах часто подвергаются критике. Индия также служит хорошим примером, поскольку изменения в определении бедности в стране могут увеличить глобальную бедность на сотни миллионов человек.
Официальный показатель бедности в Индии долгое время основывался исключительно на способности приобрести минимальный рекомендуемый дневной рацион питания в размере 2400 килокалорий (ккал) в сельской местности, где проживает около 70 процентов населения, и 2100 ккал в городских районах. Сельские районы обычно имеют более высокие потребности в килокалориях из-за большей физической активности среди сельских жителей. Национальная комиссия по планированию, которая отвечает за оценку, в настоящее время оценивает ежемесячный доход в размере около рупий. 356 (около 7,74 долларов США) на человека необходимо для обеспечения необходимого рациона питания в сельской местности и рупий. 539в городских районах. 2 Такие факторы, как жилье, здравоохранение и транспорт, не учитываются при оценке бедности.
Типичная сельская деревня в штате Тамил Наду. По оценкам, за чертой бедности в настоящее время проживает 29 процентов сельского населения Индии. Фото: Карл Хауб.
Оценка получена из Национального выборочного обследования (NSS), которое измеряет ежемесячные потребительские расходы на душу населения (MPCE) каждые пять лет. Последнее такое обследование проводилось в 2004-2005 гг., следующее проводится в 2009 г.-2010. Оценки Комиссии по планированию имеют важное значение, поскольку они используются для определения официального уровня населения страны и штата за чертой бедности (BPL). Население BPL в настоящее время оценивается в 29 процентов в сельской местности и 26 процентов в городах. Оценки BPL устанавливают приблизительный потолок того, сколько людей имеют право на получение удостоверений личности BPL, которые предоставляют некоторые товары по значительно сниженным ценам. 3
Суммы доходов, приведенные выше для оценки населения BPL, были высмеяны в индийской прессе как «смехотворно низкие» и «поразительные». 4 Для решения этой проблемы в 2008 году был создан комитет Тендулкар, который сообщил о своих рекомендациях в ноябре 2009 года. Он предложил отменить предыдущее требование к калориям и установить черту бедности по стране и штату на основе текущей городской оценки в 26 процентов. . После корректировки процент сельской бедности увеличился с 29 процентов до 42 процентов. Денежные ограничения были повышены до рупий. 447 расходов в месяц для сельской местности и рупий. 579 в месяц для городских районов. Эти новые черты бедности также учитывали потребности в образовании и здравоохранении. Хотя направление изменений было явно правильным, один исследователь назвал его «скудным», указав, что повышение минимального ежедневного дохода в сельской местности с рупий. от 12 до рупий. Только 15 добавили к населению BPL более 100 миллионов человек. 5 Кроме того, учитывая тот факт, что НСС за 2004-2005 годы показал, что 77 процентов населения имели средний дневной доход всего рупий. 16, огромное количество людей чуть выше черты бедности, тем не менее исключены из льгот BPL. Комитет также осторожно указал, что, несмотря на более высокую оценку бедности, их анализ прошлых опросов показал, что бедность снизилась, как ранее заявляло правительство.
В 2008 году Союзное (национальное) министерство сельского развития создало комиссию для изучения альтернативных методов оценки бедности. Комиссия сообщила о своих выводах в конце 2009 года.. Вначале Комиссия сочла, что денежные суммы, указанные Комиссией по планированию для минимального рациона, слишком малы. Вместо рупий. 356 в месяц на человека в сельской местности, рупий. 700 считалось необходимым (1000 рупий в городских районах). Комиссия рекомендовала увеличить долю сельского населения, живущего за чертой бедности, по крайней мере до 50 процентов. Но даже эта цифра была достигнута за счет снижения потребности сельского населения до 2100 килокалорий, как и в городах, и добавления минимального ежемесячного потребления крупы в 12,25 килограмма. Если бы был сохранен критерий 2400 ккал, доля сельского населения Индии, живущего за чертой бедности, возросла бы примерно до 80 процентов.
Следует упомянуть еще две индийские оценки. В 2004 году была создана Национальная комиссия по делам предприятий неорганизованного сектора (NCEUS) для изучения способов обеспечения благосостояния этой группы. Неорганизованный сектор включает 86 процентов рабочей силы Индии и почти всегда работает ниже минимальной дневной заработной платы в рупиях. 152 человека в день, не имеют никаких пособий, не платят налогов и часто практически не имеют гарантии занятости. Многие из них являются низкооплачиваемыми сельскохозяйственными рабочими, рабочими в небольших производственных цехах или рабочими, доставляющими опасные материалы на велосипедах. В своем исследовании NCEUS установил общий минимум в размере рупий. 20 в день в персону как свой предел бедности и высчитало что 77 процентов индийцев живут за чертой бедности. Фигура рупий. 20 в день было указано в Экономическом обзоре центрального правительства за 2008-2009 гг. , но при пересчете бедности на основе НСС за 2004-2005 гг. было подсчитано, что 60,5% жили в бедности в национальном масштабе — 72% в сельской местности и 32% в городах.
Различные оценки числа живущих за чертой бедности в Индии, 2009 г.
Источник: PRB, на основе различных недавних оценок процента за чертой бедности.
Оценки Всемирного банка приведены на рисунке выше для сравнения. По оценкам Всемирного банка, 41,6% населения Индии живет менее чем на 1,25 доллара в день, а 75,6% живут менее чем на 2 доллара в день.
Из исследований, упомянутых выше, ясно, что относительно незначительные изменения дневной нормы рупий могут добавить к бедности сотни миллионов человек. Таким образом, официальная цифра BPL, используемая в настоящее время, определяет тех, кто живет в действительно крайней нищете. NCEUS в своих отчетах отметил, что недавний экономический рост Индии просто обошел стороной подавляющее большинство населения, принося пользу относительно немногим. К чести нынешнего национального правительства, предпринимаются серьезные шаги для охвата бедных слоев населения посредством программ социального обеспечения, расширения возможностей для образования и технического обучения на местном уровне.
Помимо всех этих дико различающихся цифр, что на самом деле означает бедность в Индии? Тем, кто живет в промышленно развитой стране, трудно по-настоящему оценить уровень бедности в стране. На Западе даже те, кто живет в бедности , могут жить в благоустроенных жилищах, с отоплением, чистой водопроводной водой, внутренними туалетами, доступом к медицинскому обслуживанию и даже транспортным средством. Такая роскошь, если использовать общепринятое индийское выражение, для индийской бедноты — всего лишь «далекая мечта».
Карл Хауб — старший демограф PRB. О.П. Шарма — консультант PRB в Индии.
Ссылки
- Всемирный банк использует показатель паритета покупательной способности (ППС): 1,25 доллара в день ППС — это количество товаров, которое можно купить в Соединенных Штатах на 1,25 доллара.