Разное

Как переводится будда: Будда | это… Что такое Будда?

Содержание

Будда | это… Что такое Будда?

Запрос «Будда» направляется сюда. О человеке см. статью Будда Шакьямуни.

Скульптура будды Амитабхи династии Тан, расположенная в пещерных гротах восточного Китая

Будда (санскрит)

Будда (китайский)

Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветленный») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)[1].

Содержание

  • 1 Значение и смысл понятия
    • 1.1 Неединственность
    • 1.2 Отличение от центральных фигур других религий
    • 1.3 Отличение от других буддийских фигур
    • 1.4 Общедоступность состояния будды
  • 2 Будда Шакьямуни
  • 3 Культурное значение
    • 3. 1 Скульптурные изображения Будды
    • 3.2 Главные будды (в алфавитном порядке)
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Значение и смысл понятия

Неединственность

Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы.

В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ[1], так что Гаутама-будда является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником был будда Дипанкара ruen, а будда, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Данный список из 24 будд перечислен в «Будцхавансе» или «Рассказах о буддах», которые являются частью неканонического сборника историй о жизни Будды Шакьямуни «Нидана-катхи»[2].

Согласно палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым[3][4]. Также существует список из 28 будд прошлого ruen, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды.

Отличение от центральных фигур других религий

Исторический Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами»[5] или спасителя[6], а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.

Отличение от других буддийских фигур

Следует иметь в виду, что различия между буддийскими фигурами:

  • буддами,
  • бодхисаттвами (существами, взявшими на себя миссию пробуждения сознания всех существ),
  • дхармапалами (защитниками учения и его носителей),
  • дакинями (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
  • йидамами (медитационными формами будд),
  • богами (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
  • и другими, —

не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами, — для буддистов и буддологов очевидны и важны.

Общедоступность состояния будды

Блаженство пробужденного состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком[7]. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадет головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни[7]:

  • (с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
  • (с точки зрения махаяны) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

Будда Шакьямуни

Основная статья: Будда Шакьямуни

Будда в греко-буддийском стиле I—II вв. Гандхара (современный Пакистан). (Стоящий Будда в Национальном музее Токио).

Голова Будды. Национальный музей Индии.

В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.

Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны тексты, такие как Махавасту, Лалитавистара, Ниданакатха, Буддхачарита, Абхинишкраманасутра[8]. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник «Джатака», составленный около II века до н. э. на языке пали.

Культурное значение

Скульптурные изображения Будды

Будда

Главные будды (в алфавитном порядке)

  • Акшобья
  • Амитабха
  • Амогхасиддхи
  • Будда Гаутама
  • Будда Самантабхадра
  • Ваджрадхара
  • Вайрочана
  • Майтрея
  • Ратнасамбхава
  • Самвара

См.

также

  • Дхьяни-будды
  • Второй Будда
  • Семь будд прошлого
  • Архат
  • Бодхисаттва
  • Авалокитешвара
  • Категория:Будды
  • Патриархи чань
  • Будда в индуизме

Примечания

  1. 1 2 Степанянц, 2011, с. 171
  2. Андросов, 2001, с. 55—56
  3. Ермакова, 2004, с. 68
  4. Leiden, J.Ph. Vogel. THE PAST BUDDHAS AND KAA’SYAPA IN INDIAN ART AND EPIGRAPHY. \\ Asiatica vol.65, 1954.
  5. Лысенко, 2003, с. 8—9
  6. Бернюкевич, 2009, с. 34
  7. 1 2 Торчинов, 2000, с. 24
  8. Жуковская, 1992, «Личность основателя буддизма»

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2
  • Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-397-00531-9
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика)
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9
  • Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9

Ссылки

  • Будды / Ю.  Н. Рерих «Тибетская живопись»
  • Буддийская скульптура из Китая: фотографии
  • Учение Будды в сутрах и джатаках в Библиотеке сайта Индостан. Ру
  • Кто такой Будда? Сангхаракшита
  • Благородный Восьмеричный Путь Будды Сангхаракшита

Буддизм в 9 вопросах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Антропология, История

Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий

Автор Людмила Жукова

1. Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма  Индуизм — религия Индии, которую испо­ведует более 80 % населения страны. В отли­чие от буддизма, индуизм — нацио­нальная религия, принадлежность к которой опреде­ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради­ций, кото­рые, как принято считать, объеди­няет при­знание авторитета Вед — главного священ­ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му  Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю­бо­дей­ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница»  Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред­ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст­венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате­лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри­тельно называют хинаяной, то есть «малой колес­ницей», — ведь оно предпола­гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни­сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро­вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест­венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден­ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен­ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи  В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхи­саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?

Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд­дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед­ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен­ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда­вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима­ется как свидетель­ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита­нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер­вых буддийских культовых соору­жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми­ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже­ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий­скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи­нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере­родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере­рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр­ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб­ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со­бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд­дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред­ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?

Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона­чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по­читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно­виднос­тей ступ, и их архитектурный облик во мно­гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу­сфериче­скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро­шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз­ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий­ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

 

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век



Rubin Museum of Art



Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.

    М., 1993.

  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.

    СПб., 1999.

  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.

    М., 2014.

  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.

    London, 2006.

  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Теги

Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Десерт дня

Персики, яблоки и груши

Ария дня

Ария долгожителя

Чудовище дня

Кот, пес и свинья

Архив

Антропология

11 слов, помогающих понять культуру франкоязычной Бельгии

Пиво, дождь, жирные шеи, картошка фри и системы ценностей

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

84000 Перевод слов Будды

Являясь переводческим проектом на основе грантов и интернет-публикацией, мы используем и интегрируем новые технологии, чтобы сделать нашу цифровую библиотеку мудрости Будды максимально доступной и полезной для читателей, практиков и ученых. во всем мире.

Наша последняя публикация


Вопросы Симхи

  • སེང་གེས་ཞུས་པ།
  • Симхапарипричча

Богатство достигается непривязанностью.
Имущество увеличивается, если не быть скупым.
Где бы ты ни родился, тебя будут отличать
Без зависти.

Вопросы Симхи
/ 1,27

Опубликовано 14 октября 2022 г.


Великая битва

  • སྒྲ་ཆེན་པོ།
  • Махарана

…так ушедшие, достойные и полностью совершенные будды обладают этими неизмеримыми качествами: они обладают безмерной дисциплиной, безмерным самадхи, безмерным прозрением, безмерным освобождением и безмерной мудростью и видением освобождения.

Великая битва
/ 1,6

Опубликовано 29 сентября 2022 г.


Сутра Васитхи

  • གནས་འཇོག་གི་མདོ།

Васиштха спрашивает Будду, как с точки зрения накопления заслуг раздача подарков соотносится с соблюдением восьмеричного соблюдения. Ответ Будды однозначен: заслуга, порожденная щедростью, даже близко не приближается к части заслуги, порожденной соблюдением восьмеричного соблюдения.

Сутра Васиштхи
/ я.4

Опубликовано 16 сентября 2022 г.


Pure Sustenance of Food


Тот, кто ищет заслуги в будущем, должен правильно, гигиенично и уважительно распределять достойные подношения пищи. Они должны тщательно мыть руки, накрывать все теплые блюда, такие как овощи и тому подобное, обращаться с ними осторожно и не пробовать их заранее.

Чистая пища
/ 1,8

Опубликовано 1 сентября 2022 г.


Квинтэссенция Солнца

  • ཉི་མའི་སྙིང་པོ།
  • Сурьягарбха

84000.co/translation/Toh357.html#UT22084-066-015-457″>

Я воспринимаю Будду через понятия моего собственного ума. Ум не познает ум. Ум не видит ума. Ментальные восприятия лишены познания. Ментальные восприятия суть отрицания, а отрицания нематериальны. Эти феномены проявляются только потому, что лишены познания.

Квинтэссенция Солнца
/ 4,25

Опубликовано 18 августа 2022 г.


в похвале славной богини Сарасвати

  • དཔལ་ སྒྲ་ དབྱངས་ ལ་ བསྟོད་ པ པ ། ། ། ། །

Помоги нам быть смелыми на пути к пробуждению.
Пусть наши языки будут быстры, и наши слова будут праведны.
Надели нас сокровищницами знаний и речи беспрепятственной.
Позвольте нам достичь полного красноречия всех хорошо ушедших.

Во славу славной богини Сарасвати
/ 1,12

Опубликовано 4 августа 2022 г.


Пророчество Кемавати

  • Кшемавативьякарана

  • …Благословенный обладает тридцатью двумя основными и восемьюдесятью второстепенными телесными признаками великого существа, десятью силами ушедших, четырьмя бесстрашиеми, четырьмя особыми способами знания, восемнадцатью уникальными качествами будда, великая любящая доброта, великое сострадание, великая радость и великая невозмутимость.

    Пророчество Кшемавати
    / 1,16

    Опубликовано 14 июля 2022 г.


    Учение о сиянии света

    • འོད་ཟེར་ཀུན་དུ་བཀྱེ་བ་བསྟན་པ།
    • Расмисамантамуктанирдеша

    84000.co/translation/Toh55.html#UT22084-040-006-246″>

    Знай, что те, кто услышит этот дискурс в будущем
    И заинтересуйтесь на мгновение, и Будда и Манджушри благословят вас;
    Они увидят множество будд, которые доверят им тайные учения,
    И их проницательность станет острой.

    Учение о сиянии света
    / 1,181

    Опубликовано 10 марта 2022 г.


    Сутра Джнянаки

    • ཤེས་ལྡན་གྱི་མདོ།
    • Джнянакасутра

    Этот рассказ о благородных деяниях Будды восхищает ученых
    И порождает великую добродетель в мудрых людях, которые ее слышат.
    Не так уж тривиальны результаты даров, приносимых с ясной верой
    Ушедшему Будде, который безграничен, как просторы океана.

    Сутра Джнянаки
    / 1,24

    Опубликовано 30 июня 2022 г.


    Вопросы домохозяина Вирадатты

    • Вирадаттагархапатипариприччха

    Все люди уходят вслед за своими кармическими деяниями.
    Благодаря кармическим деяниям они переносятся в мирские обители.
    Зная природу кармы этого перерождения,
    Мудрые совершают добродетельные дела.

    Вопросы домохозяина Вирадатты
    / 1,63