Йемен религия: Религия в Йемене / Travel.Ru / Страны / Йемен
Религия в Йемене / Travel.Ru / Страны / Йемен
-
Travel.ru -
Страны -
Йемен -
Культура -
Религия
-
Отели
-
Авиабилеты
Государственная религия — ислам, поэтому почти 99% верующих составляют мусульмане (на юге страны распространен суннизм шафиитского толка, на севере — шиизм зейдистского толка). По конституции страны ислам является не только государственной религией, но и основой для местного законодательства (законы шариата — фундамент всех судебных решений), а функционирование других церквей ограничено. Однако в стране проживает некоторое количество иудеев, католиков, индуистов и представителей других конфессий.
В последние годы позиция исламских клерикалов по отношению к другим вероисповеданиям становится все более непростой. Не так давно на официальном уровне была запрещена религия Бахайев, а йеменские евреи, веками жившие на севере страны, были вынуждены перебраться в Сану, спасаясь от погромов местных исламских радикалов.
Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
-
000+03:00″ itemprop=»published»>14:25|18.07.2022Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
-
Названы самые опасные и безопасные страны для туристов
-
Как мусульманские отели намекают туристам на возможность выпить
-
МИД РФ напоминает об опасности посещения Йемена
-
Посетители выставки MITT в Москве смогут приобрести туры по специальной цене
-
Ростуризм и МИД снова напомнили об опасности поездок в Йемен
-
Туристам не рекомендуется посещать Йемен
-
Уличные протесты в Йемене и Иордании: туристам следует быть осторожными
-
Йемен отменил выдачу виз в аэропортах
-
Увеличился визовый сбор по прибытии в Йемен
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США — так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах
Религия арабов, Религии древнего мира в их отношении к христианству.
Т. 1-2
епископ Хрисанф (Ретивцев)
Религии древнего мира в их отношении к христианству
Часть 13Часть 15
Скачать
epub
fb2
Если страны к западу и северо-западу от Ассирии и Финикии представляют сходство с главными из семитических религий, то то же и еще более нужно сказать о территории передней Азии на юг и юго-восток от Сирии и Финикии. Разумеем Аравийский полуостров. Религия арабов, по характеру сродная с обще-семитическим культом, обращает на себя внимание в истории религии семитов и по некоторым особым историческим обстоятельствам, имеющим важное значение. Если, как мы говорили, семитический натурализм есть следствие влияния других народов, то пустынные племена Аравии, более разобщенные с остальным миром, чем семиты Халдеи и Сирии, должны были лучше сохранить древнейшие религиозные предания, свойственные их племени. У них по преимуществу нужно искать следов этих первичных преданий, особенно же у тех из арабских племен, которые принадлежат к чисто семитической, а не смешанной (кушитской) расе1605.
У греков и римлян Аравийский полуостров, как известно, делился на Аравию каменистую и пустынную. Сами арабы не знали такого деления. Обитатели этого полуострова у арабских писателей разделялись: I) на Ariba, т. е. первых, древнейших обитателей его, между которыми, в свою очередь, различались адиты – adites (от Ада, потомка Хамова), происхождения хамитского и амалики, – арамейская отрасль потомков Сима; II) на Moutearriba – вторых арабов, к которым принадлежали ектаниды – Iectanides, потомки Иектана, сына Евера, и наконец III) на Moustarriba – новых арабов, происхождение которых сравнительно позднее и к которым причислялись потомки Измаила. Местность полуострова так же разделялась на несколько частных областей. Из них Йемен (Yemen) на юго-западной оконечности полуострова с городом Сабе (откуда и имя сабеев, или савеев, – обитателей Йемена или южной Аравии). Hedjaz (преграда), на западе полуострова, шла продольной линией параллельно Красному морю до юга Аравии. На юго-востоке полуострова, около Персидского залива, лежала область Оман (Oman), а центральную площадь Аравии занимала область Nedjd (высокая страна). К югу от неё шла пустыня Dahnâ, занимавшая самую большую часть всего полуострова. Юг полуострова населяли иектаниды, вместе с кушитами (хамиты). Измаелиты жили по преимуществу в Hediaz и Nedjd, а также в прилежащих пустынях Сирии.
Религия Аравии в её древнейших формах мало известна. Сведения о ней принадлежат большей частью позднейшим временам. Но и то немногое, что известно, служит доказательством, что и здесь, особенно у чистых, не смешанных семитов, древнее предание о едином верховном Боге было живо и распространено еще более, чем у семитов Ассирии, Вавилона и Финикии.
Всего более известна религия Йемена, жители которого составляли смесь из кушитов и семитов (адитов и иектанидов), и известны под именем сабеев, или савеев, обитателей счастливой Аравии1606. Она ближе всего подходит к религии вавилонян. Встречается множество богов с теми же именами, что и в Халдее. В именах Bil, Schams, Sin, Simdan, Nasr нельзя не узнать вавилонских Bel, Samas, Sin, Samdan, Nisroch1607. Но культ бога El, Jl, или вавилонского Jlou здесь был распространен гораздо шире и выдавался более, чем в Вавилоне. Там бог Jlou почти не имел культа и заменялся второстепенными божествами; здесь во многих местностях, в том числе и в столице Йемена, ему были храмы и имя его было названием национального бога. Другие боги с именами Bil, Schams и т. под. были только как бы олицетворениями свойств этого великого бога Jl, который один «слышит», т. е. который есть верховный правитель судеб мира. Свойства эти замечательны по своему чисто нравственному характеру: Koulal – совершенный, Dhamar – покровитель, Rahman – милосердый, Yathâa – спаситель1608. Боги Йемена, как и в Вавилоне и в Сирии, дробились на местные, отдельные божества, сохраняя один и тот же общий тип1609.
Второстепенные боги и здесь, как в Вавилоне, были по преимуществу богами планетными и арабы Йемена – сабеи1610 издавна известны, как поклонники звездного мира. Действительно боги и богини их были олицетворениями планет. Но общая другим семитам мысль, что планетный мир есть только отображение свойств и сил иного, верховного бога, сокровенного, здесь была особенно ясна и жива. Солнце, главнейшее из второстепенных божеств1611, для савеев было самым чистым и полным откровением этого скрытого высокого бога. Другие небесные тела, – луна, представлявшаяся в мужском виде, пять планет и созвездия Aldebaran – глаз быка (l’oeil du Taureau) и Schaariloboûr – Сириус признавались второстепенными, меньшими отражениями божественной силы и могущества1612. Но астральный культ в Йемене отличался простотой: это была религия без жрецов и почти без идолов; савеи поклонялись солнцу и звездам в их непосредственном явлении. Развития идололатрии в тех формах и размерах, какие представляет она в Вавилоне и Ассирии, здесь не было. До конца сохранялось первоначальное, чистое, простое и возвышенное понятие божества1613. По-видимому, у савеев было верование и в будущую жизнь. Известно, по крайней мере, что в фамилиях иектанидов умершие предки обоготворялись и были предметом домашнего, семейного культа.
Религия обитателей Hedjaz и Nedijd (большей частью измаелитов и иектанидов) проникнута была теми же воззрениями. Верховный Jlou вавилонян и Jl жителей Йемена здесь назывался Allah и с эпитетом taâla, высший – Allah-taâla. Понятие об единстве божества также было очень живо. Во времена, предшествовавшие явлению Магомета, явилась здесь даже целая секта (т. н. ганифов Hanyfes), отвергавшая всякий другой культ, кроме единого, верховного Аллаха. О древности этого культа Аллаху свидетельствуют все арабские предания и все национальные историки. По их словам, он распространен был некогда по преимуществу между племенами иектанидов и искажен у их потомков. В надписях, которые относятся к 7 и 8 веку до Р. X., имя Аллах часто встречается в обозначении местностей: Az-Allah, Scham-Allah1614. He смотря впрочем на общераспространенность понятия об Аллахе, у обитателей этой области было множество других богов, которые разнообразились у каждого отдельного рода и почти в каждой местности. Как и в Йемене, боги эти были планетного значения, – то же солнце – под именем Akhas-Samaim, Ourotal, Hobal, – та же луна с именем Alilat, (по Геродоту Alitta, – арабская Венера), Naila на месте Астарты и Бэлит. Несомненно однако же, что этот политеизм здесь развился позднее, чем у всех прочих народов передней Азии1615. Идололатрия, как и в Йемене, явилась здесь также поздно1616 вместе с цивилизацией в быте этих племен, и, сообразно с относительной дикостью их, приняла форму более грубую, чем в Йемене. Древнейшим временам принадлежат лишь немногие изображения богов, – Sawâha (луны) под видом женщины, Yagouth под видом льва и Yauk под видом лошади. Издавна впрочем было известно здесь поклонение не только св. камням (bethil), доходившее до фетишизма, но и некоторым св. деревам (spina aegyptiaca). Сверх того было множество низших духов, добрых и злых – джинов, или гениев, на которых человек мог влиять посредством магии, или чародейства и которые, как известно, перешли в коран Магомета1617.
Идея бессмертия также не чужда была и этим арабским племенам, не смотря на сравнительную грубость их нравственного быта. Если некоторые из них думали, говорит Персеваль, что со смертью все кончается, то другие верили в будущую жизнь и в воскресение. Когда умирал родственник или друг, они зарезывали на его могиле верблюда или морили его голодом, в убеждении, что он оживет вместе с умершим и будет служить ему в пути, когда он пойдет на суд Аллаха. Они думали также, что по смерти душа улетает из тела, под формой птицы – hâma, или sada (род ночной совы), которая не перестает порхать над могилой умершего, испуская жалобные звуки, и приносит ему весть о его детях.
Религия других семитических племен полуострова, известных под именем амаликитян, мадианитян и едомитян, по-видимому, ближе всего примыкала к финикийскому культу, подобно религии моавитян и аммонитян. Известен из Библии культ Ваал-Фегора, которым мадианитяне прельстили евреев. Но и у них, особенно у едомитян, потомков Исава, мы встречаем верховного бога с именем El (El-Ga – бог высокий) вместе с его манифестацией в лице женского божества Alath. За ним, как и в Финикии и Сирии, следуют Baal-Samim – владыка неба и Baal-Iarchi – владыка луны, а затем известный в Сирии Aziz, «могучий», и Katsiou – бог аеролит. Национальное божество впрочем здесь носило своеобразное имя Douschara или Doulschara. Это был солнечный бог, которого греки сравнивали с Дионисом (слово составлено из Dhou-el-Scharа, т. е. владыка горы Сеир). Много других божеств служили частнейшим выражением, или откровением свойств того же верховного существа. Некоторые из них с эпитетами «блестящий» указывали по-видимому на планеты1618.
Таким образом у всех семитов, чистых и смешанных (кушитов), не смотря на развитый натурализм, в религии сохранился древний, несколько иной, чем у всех других народов древнего мира, взгляд на божество, как на существо, более или менее возвышенное над природой, и мы можем заключить свою характеристику религий народов передней Азии и особенно семитов, тем, что говорит Ренан о политеизме семитических племен. Сказав о том, что единый верховный El-Eliun был древнейшим божеством семитов, он продолжает: «культ верховного Аллаха, возвышенного над природой, от древности был основой религии арабов, как и всех семитов. Конечно, мне могут возразить, что и у семитических племен, как в Финикии напр., исповедовался чистейший паганизм и натурализм. Но, не говоря уже о миграциях семитов и о чужеземных влияниях на них, необходимо признать, что сущность семитического натурализма еще не изучена вполне. Когда узнают этот «тонкий предмет» лучше, увидят, быть может, что политеизм Финикии, Сирии, Вавилона, Аравии не столько разрушает, сколько подтверждает наш взгляд. Во всяком случае, некоторые отрасли семитов до конца остались чуждыми натурализму и реформы в религии семитических народов состояли в обращении их к религии Авраама, как её древнейшей форме»1619. Мы после увидим, насколько прав Ренан в объяснении причин этого исключительного явления и его значения в истории религии древнего мира; но самый факт, им подтверждаемый, верен и имеет важное значение в истории религии.
* * *
1605
В этом отношения очень верно замечание, сделанное г. Хвольсоном в Die Ssabier und der Ssabismus (II. S. 719), по поводу исследований Озиандера о религии арабов до Магомета. При исследовании о религии арабов, говорит он, совершенно опускают из внимания то важное обстоятельство, что на Арабском полуострове издревле, жило семитское и не семитское, т. е. кушитское население. Между божествами Аравии встречаются поэтому, наряду с семитическими, и названия богов кушитские, или хамитские. Нельзя поэтому забывать, что между богами, известными у арабов, есть божества 1) чисто кушитские, или хамитские (искать их нужно преимущественно в южной Аравии), 2) древне-семитские, общие всем семитическим народам, 3) новые по времени явления семитские боги и наконец 4) боги, которые арабами позднейшего времени заимствованы у иноземцев, вследствие соприкосновения с арамейскими народами и персами.
1606
Арабы иектаниды пришли в Йемен позднее и смешались здесь с древними сабеями-кушитами; они выселились с севера; колыбель их была там же, где и отечество Авраама. Они прошли через всю длину полуострова на юг и сначала жили рядом с хамитами, которые затем подчинили их себе, а наконец они сами сделались господствующим классом в царстве савеев.
1607
Последний изображался также с головой орла, как и на вавилонских памятниках.
1608
См. Lenormant. Manuel d’histoire. t. III p. 303. Все эти свойства получил после и магометов Аллах.
1609
Некоторые божества мужские и женские в надписях называются: «господин» или «владычица» такого то города или такой то местности.
1610
Вследствие чего прежде и термин сабеизма, обозначавший астральный культ, как мы уже замечали, производили от их имени.
1611
И у Jl было соответственное ему женское божество Jlahat.
1612
Племя Himjar у позднейших арабских писателей причисляется к поклонникам солнца, Хвольсон. Die Ssabier. Dimeschqi. t. III S. II. 14, 404.
1613
Было только, как и у других семитов, почитание св. камней (бетилей), упавших с неба (аеролитов). Существовали и идолы, но в очень ограниченных размерах. Соблюдались посты и праздники в честь восхождения солнца и возобновления природы весной. Был и особый годовой праздник в день, когда солнце вступает в знак овна. Жрецов заменяли главы семейств. Lenormant. Manuel d’hietoire. t III. p. 307.
1614
Lenormant. Manuel d’histoire. t. III. p. 351.
1615
Известнейшие и сравнительно древнейшие из этих второстепенных божеств: Rodha, которому был и храм в Yemana, Al-lat женское божество, святилище которого было в Tayf, не далеко от Мекки, Monat, обожаемый в Codayd, Alozza, Yagouth, Ourotal Геродота, вернее Ourtaala – «верховный свет». Последний, как видно из самого имени, был олицетворением солнца и Геродот сравнивал его с Дионисом. Yagouth значил также огонь. Луна, как и во всей передней Азии, почиталась под формой мужского божества. Известны были также боги и богини планет Сатурна (Zouhal), Юпитера (Al Moschtari), Меркурия (Alared). Lenormant. Manuel d’histoire. t. III. p. 353 – 354.
1616
Известно, что в III в. нашей эры Амр сын Lohay, поместил статую сирийского бога Гобала в Мекке, в Каабе, где до этого времени ничего не было, кроме древнего «черного камня», который принадлежал к числу бетилей и, по преданию, упал с неба. В храме богини Al-lat в Tayf также ничего не было, кроме простого камня, который и служил её символом. Известны также 7 камней близ Мекки, указывавшие без сомнения на 7 планет. Lenormant. Ibid. р. 355.
1617
Мусульманские писатели сравнивают их с библейскими ангелами, но приписывают им женскую форму и называют их Benat-Allah, т. е. дщерями бога.
1618
Едомитов Ленорман отождествляет с набатеями, на том основания, что около 7 века до нашей эры имя едомитов исчезает н на месте их у древних писателей являются набатеи (Manuei d’histoire t. III. p. 378 – 382). Между тем известно, что имя набатеев, производимое доныне историками от Nebajot, сына Измаилова, указывает вовсе не на арабов (арабские писатели под именем набатеев разумеют вовсе не племена своего полуострова), а на древнейших и позднейших поселенцев южной Месопотамии или Халдеи, а в широком смысле на все арамейские племена или жителей Ханаана, вернее на первоначальное семитское население Вавилона или Халдеи. Поэтому, для соглашения этого показания арабских писателей со свидетельствами древних о набатеях, предполагают, что набатеи древних были семитскими колонистами Халдеи, поселившимися на месте едомитов. Во всяком случае известная «Agricultura Nabathaeorum», на которую мы указывали выше, есть произведение Халдеи и описывает религию Вавилона, а не Аравии. Она явилась в арабском переводе в 704 г. нашей эры, сделанном Jbn Wahschyah-ом. Приписывается её составление мифическим Isagrit, Sanbuechad и Qûtâma, жившим за многие циклы времен до нашего исторического времени. Необходимо, во всяком случае, предположить, что она явилась задолго до Р. Хр., по крайней мере, на несколько веков. Chwolsohn. Die Ssabier. I, 697 и 711.
1619
Renan. Histoire des langues simitiques. p. 6.
Часть 13Часть 15
Источник: Религии древнего мира в их отношении к христианству : Ист. исслед. / [Соч.] Архим. Хрисанфа, ректора С.-Петерб. духов. семинарии. Т. 1-3. — Санкт-Петербург : тип. духов. журн. «Странник», 1873-. / Т. 1. Религия Востока. 1873. — 639 с.; Т. 2. – Религия Египта, семитических народов, Греции и Рима. 1875. — 625 с.
Государственный департамент США
Резюме
Конституция провозглашает ислам государственной религией. Он предусматривает свободу мысли и выражения «в рамках закона», но не упоминает свободу религии, убеждений или совести. Конституция гласит, что шариат является источником всего законодательства, хотя он сосуществует со светскими моделями общего права и гражданского кодекса в гибридной правовой системе. Закон запрещает осуждение ислама, обращение из ислама в другую религию и прозелитизм, направленный против мусульман. Отступничество карается смертной казнью, а богохульство наказывается штрафом или тюремным заключением. Конфликт, начавшийся в 2014 году между правительством во главе с президентом Абд Раббухом Мансуром Хади, и «Ансар Аллах», зайдитским шиитским движением, более известным как хуситы, продолжался в течение всего года. Правительственный контроль был ограничен на большей части территории страны, что ограничивало его возможности по борьбе с нарушениями свободы вероисповедания. В сентябрьском отчете Группы видных международных и региональных экспертов ООН по Йемену (Группа экспертов ООН), охватывающем период с июля 2020 г. по июнь 2021 г., сообщается о расследованиях обвинений в том, что все стороны конфликта совершали исчезновения, незаконные задержания и/или пытки. религиозных меньшинств «наказать их за их религиозные убеждения». Некоторые аналитики говорят, что политические и экономические проблемы были более важными причинами конфликта, чем религия. В октябре известный исламовед из ОАЭ сообщил в социальных сетях, что религиовед Тахер бин Хусейн аль-Аттас был похищен возле своего дома в городе Тарим, и автор поста обвинил в этом правительство. Правительство публично осудило религиозные преследования со стороны движения хуситов, особенно бахаи и евреев.
В течение года хуситы продолжали контролировать примерно треть территории страны, на которой проживало от 70 до 80 процентов населения. По данным неправительственной организации (НПО) и источников ООН, группа ввела строгий доктринальный режим, который дискриминировал лиц, не следовавших этим обычаям. Правительство и Хьюман Райтс Вотч приписали ракетный обстрел 31 октября суннитской мечети и центра шейха аль-Хаджури в округе Джуба мухафазы Мариб хуситам. В результате удара десятки человек погибли и были ранены, но ни одна из сторон не взяла на себя ответственность. Источники приписывают хуситам различные нарушения религиозной свободы в течение года, в том числе ракетный обстрел 10 июня другой мечети в Марибе; «систематическое и молчаливое истребление» общины Веры Бахаи; задержание и физическое насилие над христианскими пасторами; давление на христиан с целью заставить их отказаться от своей веры; и продолжающееся содержание под стражей Леви Салема Мусы Мархаби, еврея, задержанного с 2016 года за якобы помощь в вывозе из страны древнего свитка Торы. В течение года хуситы выгнали из страны три еврейские семьи, в результате чего в стране осталось от четырех до шести евреев, включая Мархаби. В ноябре СМИ сообщили, что хуситы выслали новообращенного христианина Мушира аль-Халиди после четырехлетнего заключения. Источники также обвинили хуситов в ограничении религиозных обрядов путем «обложения налогами» религиозных мероприятий и издания «указов» о навязывании религиозных норм хуситов другим группам. НПО, следящая за учебными программами, заявила, что учебники хуситов, в которых подчеркивается ненависть к евреям, являются «схемой» радикализации и подстрекают к насилию и ненависти. Группа экспертов ООН сообщила, что в марте лидер хуситов Абдулмалик аль-Хуси подстрекал к насилию и дискриминации в отношении бахаи, евреев и других религиозных меньшинств, заявив, что эти группы «не хотят сосуществовать… Они хотят лишить суверенитета ислама». Кроме того, имамы хуситов и исламские ученые в течение года делали антисемитские высказывания, а популярным скандированием хуситов было «Смерть Израилю». НПО Open Doors USA («Открытые двери») сообщила, что исламские террористические группы, такие как «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) и ИГИЛ-Йемен (ИГИЛ-Й), считали христиан вероотступниками и действовали в значительной степени безнаказанно. Согласно июльскому отчету ООН, АКАП «хорошо зарекомендовала себя в центральных и восточных провинциях» и действовала в провинциях Шабва, Абьян и Байда, в то время как ИГИЛ-Y находилось в упадке, но все еще активно в провинциях Байда и Дали.
Open Doors заявили, что давление на христиан во всех сферах жизни, включая образование, работу, семейную жизнь и возможность соблюдать религиозные обряды, было «на крайнем уровне». Open Doors сообщила, что христиане также столкнулись с социальной дискриминацией при распределении экстренной помощи и медицинского обслуживания, в то время как те, кто обратился в христианство, столкнулись с угрозами смерти и рискуют быть изгнанными из своих племен. НПО сообщила, что женщины-христианки, по сообщениям, подвергались сексуальным домогательствам, изнасилованию и/или принудительному браку с супругами-мусульманами. Из-за конфликта не было возможности установить статус небольшой изолированной мусульманской общины исмаилитов в стране.
Государственный департамент приостановил деятельность посольства США в Сане в 2015 году, и с тех пор дипломатические операции США в отношении Йемена координируются Отделом по делам Йемена (YAU), базирующимся в Саудовской Аравии. Из соображений безопасности, возникших в результате конфликта, правительство США в течение года ограничило доступ к религиозным общинам в стране. YAU продолжал внимательно следить за условиями задержанных представителей религиозных меньшинств и настаивать на их освобождении, а также продвигать свободу вероисповедания через социальные сети. Специальный посланник США в Йемене в течение года беседовал с иностранными правительственными чиновниками, организациями гражданского общества и религиозными лидерами по поводу продолжающегося задержания Мархаби.
Раздел I. Религиозная демография
Правительство США оценивает общую численность населения в 30,4 миллиона человек (середина 2021 года). Более 99 процентов населения исповедуют ислам (оценка 2010 г.), связывая свои верования либо с шафиитским орденом суннитского ислама, либо с зайдитским исламом, отдельной формой шиитского ислама. Есть также значительное количество суннитов, последователей маликитской и ханбалитской школ, а также других исмаилитов и двунадесятников, последователей шиитского ислама. Хотя официальной статистики нет, по оценкам правительства США, 65 процентов населения составляют сунниты, а 35 процентов — зайдиты. По оценкам неправительственной организации ACAPS, занимающейся анализом гуманитарной ситуации, 55 процентов мусульман являются шафаитами-суннитами, а 45 процентов — зайдитами-шиитами. Индусы, бахаи, христиане (многие из которых являются экономическими мигрантами) и евреи вместе составляют менее 1 процента населения.
Нет точной оценки числа лиц индийского происхождения или тех, кто исповедует индуизм, сикхизм или вариант исмаилитского шиитского ислама Давуди Бора, проживающих в стране. Индуистское население до конфликта составляло 150 000 человек (оценка 2010 г. ), они были сосредоточены в Адене, Мукалле, Шихре, Лахадже, Мохе и Худайде. Многие члены общины индийского происхождения проживали в стране на протяжении поколений и имеют йеменское гражданство. Согласно одному источнику, в настоящее время число граждан Индии составляет менее 3000 человек.
По словам представителя Веры Бахаи, община Веры Бахаи насчитывает до 2000 членов (оценка на 2016 год). Христианские группы включают католиков и англикан. По данным Группы экспертов ООН, многие экономические мигранты-христиане из Эфиопии и Эритреи проезжают через страну в поисках работы в Саудовской Аравии, что приводит к колебаниям общего числа христиан в стране в любой момент времени. По оценкам Open Doors, в стране насчитывается несколько тысяч христиан9.5 процентов из них обращены из ислама. Еврейская община является коренной религиозной группой немусульманского меньшинства. По оценкам отчетов, на конец года в стране оставалось от четырех до шести евреев.
Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания
Правовая база
Конституция провозглашает ислам государственной религией. Он предусматривает свободу мысли и выражения «в рамках закона», но не упоминает свободу религии, убеждений или совести. Конституция гласит, что шариат является источником всего законодательства.
Шариат служит основой правовой системы, хотя он сосуществует со светскими моделями общего права и гражданского кодекса в гибридной правовой системе. Суды первой инстанции рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и личные дела. Неофициальные трибуналы, действующие в основном в сельской местности, при разрешении споров применяют обычное право в дополнение к шариату.
Конституция гласит, что президент должен быть мусульманином, который «выполняет свои исламские обязанности»; однако он позволяет немусульманам баллотироваться в парламент, если они «выполняют свои религиозные обязанности». Закон не запрещает политические партии, основанные на религии, но в нем говорится, что партии не могут претендовать на то, чтобы быть единственным представителем какой-либо религии, выступать против ислама или ограничивать членство определенной религиозной группой.
Уголовный кодекс гласит, что «преднамеренное» и «настойчивое» отречение от ислама или переход из ислама в другую религию является вероотступничеством и карается смертной казнью. Закон предоставляет обвиняемым в отступничестве три возможности и 30 дней для покаяния; при покаянии они избавлены от смертной казни.
Законы о богохульстве запрещают «высмеивание» религий, наказуемое лишением свободы на срок до трех лет или штрафом в неопределенной сумме. Если ислам является высмеиваемой религией, наказание составляет до пяти лет или штраф в неопределенной сумме. Уголовный кодекс предусматривает пять лет лишения свободы или штраф любому, кто «преднамеренно искажает Священный Коран таким образом, чтобы изменить его смысл с целью нанесения вреда естественной религии».
Семейный закон запрещает брак между мусульманином и лицом, которое закон определяет как вероотступника. Мусульманки не могут жениться на немусульманах, а мужчины-мусульмане не могут жениться на женщинах, которые не исповедуют ни одну из трех авраамических религий, признанных законом (ислам, христианство или иудаизм). По закону женщина, добивающаяся опеки над ребенком, «не должна» быть отступницей; мужчина «должен» быть той же веры, что и ребенок.
Закон запрещает прозелитизм, направленный против мусульман.
Регистрация религиозных групп не предусмотрена.
Закон запрещает участие НПО в политической или религиозной деятельности.
По закону правительство должно разрешить строительство любых новых зданий. Однако в законе конкретно не упоминаются места отправления культа. Закон предусматривает уголовную ответственность за «посягательство на святость веры» и предусматривает тюремное заключение на срок до одного года или штраф в размере до 2000 риалов (3 доллара США) для лица, которое «разрушает, представляет в ложном свете или оскверняет мечеть» или другой разрешенный государством религиозный объект или разрушает религиозные ритуалы.
В государственных школах должно преподаваться ислам, но не другие религии. Закон гласит, что уроки начальной школы должны включать знания об исламских ритуалах, истории и культуре страны в контексте исламской цивилизации. Закон также определяет знание исламских верований как цель среднего образования. Государственные школы обязаны обучать учащихся-суннитов и шиитов по одной и той же учебной программе, но правительство не может обеспечить соблюдение этого требования в районах, контролируемых хуситами, где в учебных материалах указывается, что школы обучают только принципам зайдитов, а хуситы систематически меняют учебную программу, чтобы отразить их идеология.
Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.
Государственная практика
Конфликт, начавшийся в 2014 году между правительством, возглавляемым президентом Хади, и «Ансар Аллах», шиитским движением зайдитов, более известным как хуситы, продолжался в течение года. В течение года правительство осуществляло ограниченный юридический или административный контроль на большей части территории страны, что ограничивало его способность обеспечивать соблюдение законов или бороться с нарушениями свободы вероисповедания, совершаемыми государственными или негосударственными субъектами в неподконтрольных ему районах.
Аналитики заявили, что зайдизм хуситов отличается от ислама двунадесятников, доминирующего в Иране, хотя обычно считается, что оба они подпадают под широкую категорию шиитского ислама. Некоторые аналитики заявили, что политические и экономические проблемы были более важными факторами конфликта, чем религия.
В сентябрьском отчете Группы экспертов ООН под названием «Положение с правами человека в Йемене, включая нарушения и злоупотребления с сентября 2014 г. », который охватывал период с июля 2020 г. по июнь 2021 г., сообщалось о расследованиях обвинений в том, что все стороны конфликта совершали насильственные исчезновения. , незаконные задержания и/или пытки членов групп религиозных меньшинств «для наказания их за их религиозные убеждения». В отчете не приводится конкретных примеров того, как правительство участвовало в этих злоупотреблениях.
12 октября исламский ученый из ОАЭ Али аль-Джифри сообщил в социальных сетях, что неизвестные боевики похитили религиозного деятеля Тахера аль-Аттаса возле его дома в городе Тарим, когда он возвращался с утренней молитвы. Автор поста обвинил в этом правительство, в частности руководство Первого военного округа.
По данным Open Doors, христиане, как правило, ассоциировались с Западом и поэтому должны были иметь доступ к деньгам. НПО заявила: «По этой причине тюремные охранники иногда дольше удерживали христиан в обмен на деньги».
Правительство публично осудило преследование хуситами религиозных меньшинств. В январе министр информации, культуры и туризма Муаммар аль-Эриани написал в Твиттере: «Поддерживаемое Ираном ополчение хуситов продолжает преследовать меньшинства в [] незаконном судебном процессе над 24 общинами бахаи, в том числе шестью их лидерами, депортированными за пределы Йемена. после задержания и разграбления их имущества, что является грубым нарушением международного гуманитарного права». В апреле он выступил с заявлением в официальном правительственном новостном агентстве 9.0055 Saba , осуждающий преследование евреев и бахаи хуситами. В августе аль-Эриани написал: «Члены секты бахаи подверглись организованному терроризму со стороны ополчения хуситов», и сказал Сабе, что правительство осуждает хуситов за изгнание последних трех еврейских семей из страны и за продолжающееся задержание Мархаби. Он также обвинил хуситов в подрыве социальной ткани страны и традиционных ценностей сосуществования.
Злоупотребления со стороны иностранных сил или негосударственных субъектов
Хуситы и официальные лица, проживающие в районах, контролируемых хуситами, представляющие фракцию крупнейшей светской политической партии Всеобщего народного конгресса, совместно учредили Высший политический совет в 2016 году. структура управления страной при режиме во главе с хуситами в Сане. Правительство и международное сообщество признали Высший политический совет неконституционным и нелегитимным, и международное сообщество продолжает признавать правительство во главе с президентом Хади.
На конец года хуситы продолжали контролировать примерно одну треть страны, в которой проживало от 70 до 80 процентов населения. В районах, которые они контролировали, хуситы установили строгий доктринальный режим, основанный на зейдизме, и дискриминировали людей, которые не следовали этим обычаям, особенно религиозные меньшинства.
Правительство и Хьюман Райтс Вотч приписывают хуситам ракетный обстрел 31 октября мечети и центра шейха аль-Хаджури, где преобладают сунниты, в округе Джуба, мухафаза Мариб. В результате удара десятки человек погибли и были ранены, но ни одна из сторон не взяла на себя ответственность. Министр информации аль-Эриани осудил нападение как «ужасную расправу» над гражданским населением, совершенное хуситами.
В отчете Йеменской коалиции по мониторингу нарушений прав человека Мариб: мирные жители между обстрелами и минами, , охватывающем период с декабря 2014 г. по июнь 2021 г., говорится, что хуситы напали на мечеть 10 июня, а также на соседнюю женскую тюрьму в район аль-Муджамаа, принадлежавший полицейскому управлению Мариба. Организация заявила, что две баллистические ракеты и два вооруженных беспилотника попали во время молитвы и убили 11 мирных жителей, в том числе ребенка, и ранили 24 человека.
В октябре базирующаяся в Австралии организация по борьбе со смертной казнью Eleos Justice опубликовала видео лидера бахаи Хамеда Камаля бин Хайдары, в котором рассказывается о пытках и «систематическом и молчаливом истреблении» бахаи в районах, контролируемых хуситами. страна. Хуситы задержали Хайдару в 2013 г., обвинили его в вероотступничестве и шпионаже в 2015 г., приговорили к смертной казни в 2018 г. и освободили, но выслали из страны в 2020 г.
В феврале Международное Сообщество Веры Бахаи опубликовало заявление, в котором говорилось, что хуситы продолжают «запугивать и подвергать опасности жизнь бахаи» и используют безосновательные обвинения для конфискации их имущества. В заявлении указано, что их было 19.Бахаи, которые продолжали сталкиваться с дилеммой: либо явиться в «суд» хуситов, чтобы столкнуться с ложными обвинениями и несправедливым тюремным заключением, либо рисковать тем, что хуситы заклеймят их как «беглецов». В сентябрьском отчете Группы экспертов ООН говорится, что хуситы захватили и заморозили активы 70 членов общины Веры бахаи в период с июля 2020 года по июнь 2021 года.
Газета Christian Post сообщила в марте, что президент Open Doors заявил, что хуситы задерживают христиан и пытают пасторов. Согласно Christian Post, заключенных, освобожденных из центров содержания под стражей хуситов, заявили, что хуситы преследовали лиц, подозреваемых в христианстве. В ноябре СМИ сообщили, что хуситы сослали Мушира аль-Халиди после четырехлетнего заключения. Сообщается, что спецслужбы хуситов держали Халиди, принявшего христианство, и других христиан в одиночных камерах и заставляли их отказаться от своих религиозных убеждений.
СМИ и йеменская неправительственная организация «Мватана за права человека» сообщили, что хуситы продолжают задерживать Леви Салема Мусу Мархаби, йеменского еврея, которого они удерживали с 2016 года за якобы помощь в вывозе древнего свитка Торы из страны, несмотря на решение «суда» хуситов. в 2019 годуосвободить его. Хуситы продолжали требовать возвращения свитка из Израиля.
29 марта газета «Джерузалем пост» сообщила, что хуситы вытеснили последние три еврейские семьи из страны, оставив только четырех пожилых еврейских жителей. Европейский еврейский конгресс заявил, что после отъезда семей в стране осталось шесть евреев, включая Мархаби. Согласно Jerusalem Post , хуситы нарушили свое обязательство освободить Мархаби, если эти семьи покинут страну.
ACAPS сообщил в ноябре, что хуситы подавляли не-зейдитские религиозные обряды, вводя «налоги» и зейдитские нормы на религиозные праздники, в том числе во время свадеб, в салафитских центрах и на молитвы таравих, проводимые во время Рамадана, и сохраняли обязательную 20-процентную благотворительность. налог» ( закят) на хозяйственную деятельность.
Базирующийся в США проект данных о местоположении и событиях вооруженных конфликтов зафиксировал 61 случай религиозных репрессий с участием сил сторонников хуситов с января по март. Инциденты включали в себя неуказанные нападения на религиозных лидеров, изменение учебных программ и издание «указов» и «постановлений» для навязывания идеологии хуситов.
СМИ al-Monitor сообщило, что руководство хуситов выделило 34 публичных площади в Сане, на которых люди могли собираться 28 июля, чтобы отпраздновать Курбан-Байрам в ознаменование того случая, когда, согласно шиитским верованиям, Пророк Мухаммед назначил свой зять Али в качестве его преемника. Лидер хуситов Абдулмалик аль-Хути выступил с двухчасовой телевизионной речью, посвященной празднику Курбан-байрам. Согласно al-Monitor , йеменцы не праздновали этот праздник до того, как хуситы взяли под свой контроль часть страны. Ахмед Атиа, бывший министр пожертвований и руководства в международно признанном правительстве, сказал в телеинтервью, что хуситы использовали Ид аль-Гадир, чтобы манипулировать населением, чтобы оно признало власть хуситов.
Арабские новости сообщили 17 августа, что хуситы использовали финансовые стимулы для вербовки детей в лагеря, где их учили, что «истинный ислам» состоит из лояльности хуситам и ненависти к Соединенным Штатам и Израилю. Родители этих детей заявили, что боялись выступать против хуситов, опасаясь репрессий.
15 апреля издание Arab News процитировало оценку израильской неправительственной организации «Институт мониторинга мира и культурной терпимости в школьном образовании» о том, что изменения хуситов в учебниках являются «планом» радикализации и будут разжигать насилие и ненависть. Об этом сообщил генеральный директор института американскому изданию 9.0055 Направить , что антисемитская риторика «постоянно присутствует» в образовании хуситов. Он сказал: «Евреи подвергаются такому непропорциональному вниманию, как уникальные враги Йемена, народа Йемена и ислама».
В девятом периодическом отчете правительственной Национальной комиссии по расследованию предполагаемых нарушений прав человека, опубликованном в августе, говорится, что в феврале «должностные лица» хуситов из Управления пожертвований и руководства Саны разрушили историческую мечеть аль-Нахрейн в Старый город Саны под предлогом сохранения «религиозной идентичности».
Группа экспертов ООН сообщила в сентябре, что Абдулмалик аль-Хути подстрекал к насилию и дискриминации в отношении Веры Бахаи, еврейских общин и других религиозных меньшинств, заявив в марте, что эти группы «не хотят сосуществовать…». Они хотят лишить ислам суверенитета».
Группа экспертов ООН сообщила, что Абдулмалик аль-Хуси продемонстрировал поддержку систематических преследований религиозных меньшинств, когда обвинил западную страну «в стремлении утвердить бахаизм, ахмадию и атеизм в Йемене с целью подорвать ислам».
Несколько средств массовой информации в течение года сообщали, что хуситы продолжали использовать антисемитский лозунг: «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа исламу». Группа экспертов заявила, что детям в летних лагерях хуситов было приказано выкрикивать этот лозунг. В апреле в социальных сетях появилось видео, на котором большая группа ополченцев-хуситов отдает нацистское приветствие, выкрикивая вышеупомянутый лозунг. СМИ, контролируемые хуситами, транслируют антисемитские заявления и проповеди. Например, СМИ транслировали пятничную проповедь 11 июня, во время которой неназванный имам из «министерства нефти» хуситов сказал, что евреи и их союзники были среди «поклонников креста», «тиранов Белого дома» и « Верблюды залива», которые объединились для совершения геноцида против «людей веры, мудрости, стойкости и стойкости». 4 мая исламский ученый-хуситы Ибрагим аль-Убейди заявил по контролируемому хуситами телевидению, что COVID-19была рукотворной болезнью, созданной «Америкой, Великим Сатаной, которая распространяет развращение на земле посредством сионистского лобби», что вирус был «очень опасной еврейско-сатанинской целью» и что «они вакцинировали нас, чтобы контролировать нас. »
В северных районах, находящихся под контролем хуситов, поступали сообщения о продолжающихся попытках хуситов навязать свои религиозные обычаи жителям, не принадлежащим к зейдитам, включая запрет музыки, требование от женщин носить полную чадру и запрет на смешение полов в кафе, за исключением случаев, когда у пар есть дети или имел свидетельство о браке.
Организация «Открытые двери» сообщила, что исламские террористические группы, такие как АКАП и ИГИЛ-Y, угнетали местных христиан, в том числе новообращенных христиан, которых они считали отступниками, в том числе путем запрещения богослужений и соблюдения таких ритуалов, как крещение. Open Doors заявила, что эти группы действовали в значительной степени безнаказанно, «особенно в районах, связанных с правительством Хади». Согласно июльскому отчету ООН, АКАП «хорошо зарекомендовала себя в центральных и восточных провинциях» и действовала в мухафазах Шабва, Абьян и Байда, в то время как присутствие ИГИЛ-Y в стране сокращалось. В 2020 году Организация Объединенных Наций заявила, что ИГИЛ-Y активно действует в мухафазах Байда и Дали.
Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания
Организация «Открытые двери» заявила, что давление на христиан во всех сферах жизни, включая образование, занятость, семейную жизнь и возможность наблюдать за религиозными обрядами, было «на крайнем уровне».
Организация «Открытые двери» сообщила, что во время продолжающегося гуманитарного кризиса христиане как в районах, контролируемых правительством, так и в районах, контролируемых хуситами, были особенно уязвимы, поскольку местные исламские лидеры и мечети, распределяющие экстренную помощь, дискриминировали немусульман. Организация также сообщила, что больницы отказали в помощи христианам. Open Doors сообщила, что мусульмане, принявшие христианство, считались бесчестными для своих семей; им угрожали смертью и им грозило изгнание из своих племен, если они не вернутся в ислам. НПО заявила, что женщины-христианки подвергались сексуальным домогательствам, изнасилованию или принудительному браку с супругом-мусульманином.
Из-за конфликта не было возможности установить статус меньшинства мусульман-исмаилитов в стране.
Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США
Государственный департамент приостановил деятельность посольства США в Сане в 2015 году, и с тех пор дипломатические операции, связанные с Йеменом, координируются YAU, базирующимся в Саудовской Аравии. Из соображений безопасности, возникших в результате конфликта, правительство США в течение года ограничило доступ к религиозным общинам в стране. Правительство США продолжало взаимодействовать с представителями религиозных общин йеменской диаспоры, внимательно следить за условиями задержанных представителей религиозных меньшинств и добиваться их освобождения. Он также осудил нападения хуситов на гражданские объекты и инфраструктуру. В октябре и ноябре специальный посланник США в Йемене беседовал с иностранными правительственными чиновниками, организациями гражданского общества и религиозными лидерами по поводу продолжающегося задержания Леви Салема Мусы Мархаби. YAU также продвигал свободу вероисповедания через социальные сети. Например, ЯАУ разместил в Твиттере 29 июляпослание госсекретаря, в котором он сказал: «Свобода вероисповедания является ключевым элементом открытого и стабильного общества. Без этого люди не смогут в полной мере внести свой вклад в успех своей страны».
Государственный департамент США
Резюме
Конституция провозглашает ислам государственной религией, а шариат — источником всего законодательства. Он предусматривает свободу мысли и выражения «в рамках закона», но не упоминает свободу религии, убеждений или совести. Закон запрещает осуждение ислама, обращение из ислама в другую религию и прозелитизм, направленный против мусульман. Конфликт, начавшийся в 2014 году между правительством во главе с президентом Абд Раббухом Мансуром Хади, и возглавляемым хуситами движением зайдитов «Ансар Аллах», продолжался до конца года. Сепаратистский Южный переходный совет (ЮПС) оставался под контролем Аден, временной столицы, до 30 декабря, когда кабинет правительства национального единства, сформированный в соответствии сЭр-Риядское соглашение при посредничестве Саудовской Аравии возвращено в город. Правительство не осуществляло эффективного контроля над большей частью территории страны и имело ограниченные возможности для борьбы с нарушениями свободы вероисповедания. Правительство публично осудило религиозные преследования со стороны движения хуситов. Источники указали на поддержку Ираном с шиитским большинством хуситов, которые имеют исторические корни как движение возрождения зейдитов, и поддержку Саудовской Аравии с суннитским большинством правительства. Некоторые аналитики подчеркивали, что зайдизм хуситов отличается от ислама двунадесятников, преобладающего в Иране, хотя оба обычно считались подпадающими под широкую категорию шиитского ислама, и говорили, что политические и экономические вопросы были более важными факторами конфликта, чем религия. В течение года не поступало сообщений о воздушных ударах коалиции во главе с Саудовской Аравией по религиозным объектам.
По состоянию на конец года хуситы продолжали контролировать примерно одну треть территории Йемена и почти 80 процентов населения. В районах, которые они контролировали, хуситы следовали строгому религиозному режиму и продолжали дискриминировать людей, которые следовали этим обычаям, особенно религиозные меньшинства. По данным Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации, военные действия хуситов продолжали наносить ущерб местам отправления культа и религиозным учреждениям, а также приводить к жертвам на религиозных собраниях. В январе СМИ сообщили, что боевики-хуситы нанесли ракетный удар по мечети на правительственном военном объекте в провинции Мариб, убив не менее 116 солдат во время молитвы. Группа экспертов ООН сообщила о втором нападении хуситов в августе на мечеть в правительственном комплексе безопасности в Марибе, в результате которого погибли семь человек. В начале года суд, контролируемый хуситами, провел слушания по апелляции Хамеда Камаля Мухаммада бин Хайдары, бахаи, приговоренного к смертной казни Специализированным уголовным судом, контролируемым хуситами, в 2018 году по обвинению в вероотступничестве и шпионаже в пользу Израиля. В марте Махди аль-Машаат, председатель Высшего политического совета хуситов (ВПС) в Сане, приказал освободить всех задержанных бахаи и помиловал Хайдару. В июле Хайдара и пять других задержанных бахаи — часть группы из 24 бахаи, обвиненных в отступничестве и шпионаже в 2018 году — были освобождены и сосланы. По данным базирующейся в Сане правозащитной организации Mwatana, Специализированный уголовный суд продолжил разбирательство в отношении шестерых изгнанных бахаи, приказав им вернуться в Сану для предания суду, и суд продолжил слушания в отношении остальных 19 бахаи.Бахаи предъявили обвинения в 2018 году. Мватана сообщил о более чем 70 случаях злоупотреблений в отношении общины бахаи с 2015 года, таких как произвольные задержания десятков бахаи за занятие культурной деятельностью, а также депортация и насильственные исчезновения других. Местная правозащитная организация сообщила, что с момента подписания Стокгольмского соглашения в декабре 2018 года хуситы только в Ходейде повредили или разрушили 49 мечетей и превратили более 100 мечетей по всей стране в военные казармы и снайперские позиции. В январе министр пожертвований Ахмед аль-Аттия заявил, что хуситы атаковали 76 мечетей в районах, находящихся под их контролем. По данным Группы видных международных и региональных экспертов ООН по Йемену, хуситы продолжали использовать антисемитскую риторику, включая многочисленные выступления верховного лидера хуситов Абдулмалика аль-Хуси, которые подстрекали к насилию против евреев. Группа экспертов сообщила, что евреи столкнулись с ограничениями свободы передвижения, введенными хуситами, и с постоянными угрозами их жизни и безопасности. По данным Организации Объединенных Наций, «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) продолжала действовать в мухафазах Хадрамаут, Шабва, Мариб, Байда и Абьян. По данным СМИ, 5 декабря боевики убили Халида аль-Хамейди, профессора университета, известного как светский мыслитель и критик религиозного экстремизма, в городе Дале. Местные власти заявили, что, по их мнению, боевики были членами АКАП или филиала ИГИЛ. .
члена еврейской общины заявили, что сокращение их числа затрудняет поддержание их религиозной практики. В стране не осталось раввинов, не осталось религиозного авторитета для забоя мяса в соответствии со строгими кошерными обычаями. По сообщениям СМИ, правительство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) способствовало поездке еврейской семьи в ОАЭ в августе для воссоединения с членами семьи. Из-за конфликта не было возможности проверить статус небольшой изолированной мусульманской общины исмаилитов в стране.
Государственный департамент приостановил работу посольства США в Сане в 2015 году, и с тех пор посольство функционирует как Отдел по делам Йемена (YAU), базирующийся в Саудовской Аравии. В марте посол США выразил обеспокоенность новостными сообщениями о том, что суд хуситов оставил в силе приговор о казни Хамеда бин Хайдары, лидера веры бахаи, находящегося в заключении с 2013 года. Посол подчеркнул, что все люди должны иметь право заниматься религиозной практикой без страх. В ноябре Государственный департамент выпустил пресс-релиз, призывающий хуситов освободить Леви Салема Мусу Мархаби, еврея, задержанного с 2016 года за якобы помощь в вывозе древнего свитка Торы из страны.
Раздел I. Религиозная демография
Правительство США оценивает общую численность населения в 29,8 миллиона человек (оценка на середину 2020 года). Более 99 процентов населения исповедуют ислам (оценка 2010 г.), связывая свои верования либо с шафиитским орденом суннитского ислама, либо с зайдитским исламом, отдельной формой шиитского ислама. Есть также значительное количество суннитов, последователей маликитской и ханбалитской школ, а также значительное количество исмаилитов и двунадесятников, последователей шиитского ислама. Хотя официальной статистики нет, по оценкам правительства США, 65 процентов населения составляют сунниты, а 35 процентов — зайдиты. Бахаисты, евреи, индуисты и христиане, многие из которых являются беженцами или временно проживающими за границей, составляют менее 1 процента населения. Христианские группы включают католиков и англикан. По данным Группы экспертов ООН, многие экономические мигранты-христиане из Эфиопии и Эритреи пересекают страну, направляясь в Саудовскую Аравию в поисках работы, в результате чего общее число христиан подвержено колебаниям.
Нет точной оценки числа лиц индийского происхождения или тех, кто исповедует индуизм, сикхизм или вариант исмаилитского шиитского ислама Давуди Бора, проживающих в стране. Доконфликтное индуистское население составляло 150 000 человек (оценка 2010 г.), оно было сосредоточено в Адене, Мукалле, Шире, Лахадже, Мохе и Ходая. Согласно одному источнику, в настоящее время число граждан Индии составляет менее 3000 человек. Многие члены общины индийского происхождения проживали в стране на протяжении поколений и имеют йеменское гражданство.
Еврейская община является коренной религиозной группой немусульманского меньшинства. По сообщениям, осталось от 20 до 40 евреев, сосредоточенных в Сане и Райде, в провинции Амран к северу от Саны.
Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания
Правовая база
Конституция провозглашает ислам государственной религией. Он предусматривает свободу мысли и выражения «в рамках закона», но не упоминает свободу религии, убеждений или совести. Конституция гласит, что шариат является источником всего законодательства, хотя он сосуществует со светскими моделями общего права и гражданского кодекса в гибридной правовой системе.
Шариат служит основой правовой системы. Суды первой инстанции рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и личные дела. Неофициальные трибуналы, действующие в основном в сельской местности, при разрешении споров применяют обычное право в дополнение к шариату.
Конституция гласит, что президент должен быть мусульманином, который «выполняет свои исламские обязанности»; однако он позволяет немусульманам баллотироваться в парламент, если они «выполняют свои религиозные обязанности». Закон не запрещает политические партии, основанные на религии, но в нем говорится, что партии не могут претендовать на то, чтобы быть единственным представителем какой-либо религии, выступать против ислама или ограничивать членство определенной религиозной группой.
Уголовный кодекс гласит, что «преднамеренное» и «настойчивое» отречение от ислама или переход из ислама в другую религию является вероотступничеством и карается смертной казнью. Закон предоставляет обвиняемым в отступничестве три возможности покаяться; при покаянии они избавлены от смертной казни.
Семейный закон запрещает брак между мусульманином и лицом, которое закон определяет как вероотступника. Мусульманки не могут жениться на немусульманах, а мужчины-мусульмане не могут жениться на женщинах, которые не исповедуют ни одну из трех авраамических религий (ислам, христианство или иудаизм). По закону женщина, добивающаяся опеки над ребенком, «не должна» быть отступницей; мужчина «должен» быть той же веры, что и ребенок.
Закон запрещает прозелитизм, направленный против мусульман. Закон предусматривает до трех лет лишения свободы за публичное «высмеивание» любой религии и до пяти лет лишения свободы, если высмеиваемой религией является ислам.
Регистрация религиозных групп не предусмотрена.
По закону правительство должно разрешить строительство любых новых зданий. Однако в законе конкретно не упоминаются места отправления культа.
В государственных школах должно преподаваться ислам, но не другие религии. Закон гласит, что уроки начальной школы должны включать знания об исламских ритуалах, истории и культуре страны в контексте исламской цивилизации. Закон также определяет знание исламских верований как цель среднего образования. Государственные школы обязаны обучать учащихся-суннитов и шиитов одной и той же учебной программе, но правительство не в состоянии обеспечить ее соблюдение в районах, контролируемых хуситами, где в учебных материалах указывается, что школы преподают только принципы зайдитов.
Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.
Государственная практика
СМИ сообщают, что Иран с шиитским большинством поддерживает хуситов, которые имеют исторические корни как движение возрождения зейдитов, а Саудовская Аравия с суннитским большинством поддерживает правительство. Некоторые аналитики подчеркивали, что зайдизм хуситов отличается от господствующего в Иране ислама двунадесятников, хотя оба обычно считались подпадающими под широкую категорию шиитского ислама, и они заявили, что политические и экономические вопросы были более важными общими движущими силами конфликта, чем религия. Многие источники, в том числе международные СМИ и фонды, продолжали описывать конфликт как часть региональной борьбы за власть между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией.
В июле правительство и ЮПС достигли нового соглашения об ускорении реализации заключенного при посредничестве Саудовской Аравии Эр-Риядского соглашения от ноября 2019 года, которое предусматривало прекращение огня, вывод войск и разделение власти. В декабре стороны достигли договоренности о формировании нового правительства национального единства, и 30 декабря кабинет вернулся в Аден. В течение года правительство не осуществляло эффективного правового или административного контроля над большей частью страны, что ограничивало его возможности бороться с нарушениями свободы вероисповедания со стороны негосударственных субъектов в районах, не находящихся под его контролем.
В докладе Группы экспертов ООН за сентябрь 2019 г. Ситуация с правами человека в Йемене, включая нарушения и злоупотребления с сентября 2014 г. , охватывающем период 2014-2019 гг., сообщается, что военные действия всех сторон во время места отправления культа и религиозные учреждения. По данным неправительственной организации Yemen Data Project, количество авиаударов сил коалиции под руководством Саудовской Аравии в течение года значительно увеличилось по сравнению с 2019 годом.. Однако НПО сообщила о продолжающемся сокращении авиаударов по невоенным целям, в то время как авиаудары по военным целям увеличились, как и авиаудары неизвестного происхождения по различным целям. Однако в течение года не поступало сообщений о воздушных ударах коалиции во главе с Саудовской Аравией по религиозным объектам. Согласно Проекту мониторинга воздействия на гражданское население (CIMP) Кластера защиты ООН, число жертв среди гражданского населения в результате авиаударов сократилось с 2588 в 2018 году до 796 в 2019 году и, наконец, до 216 в 2020 году. На воздушные удары пришлось менее 10 процентов из 2087 жертв среди гражданского населения CIMP зарегистрировано в течение года (749человек убиты и 1338 ранены).
В августе правительство через государственное информационное агентство публично осудило власти хуситов за преследование религиозных меньшинств в ответ на депортацию хуситами шести бахаи в европейские страны и США.
Из-за конфликта и отсутствия правительства в стране до конца года правительство не смогло проверить содержание религиозной программы, преподаваемой в частных школах. Многие государственные и частные школы по всей стране оставались закрытыми, а действующие работали всего несколько часов в день.
Злоупотребления со стороны иностранных сил или негосударственных субъектов
Хуситы и официальные лица, проживающие в контролируемых хуситами районах, представляющие фракцию крупнейшей светской политической партии Всеобщего народного конгресса (ВНК), совместно учредили ВНС в 2016 году. ВНС состоит из 10 членов, созданных для создания и определения структура управления страной при режиме во главе с хуситами в Сане. Правительство и международное сообщество признали СПК неконституционным и нелегитимным. SPC не связан с STC, Южным переходным советом.
В январе СМИ сообщили, что боевики-хуситы нанесли ракетный удар по мечети на правительственном военном объекте в провинции Мариб, убив не менее 116 солдат во время молитвы. По данным Группы экспертов ООН, 28 августа произошло второе нападение на мечеть и военный городок. Группа экспертов ООН, посетившая комплекс, сообщила, что баллистическая ракета попала в мечеть во время второго нападения, в результате чего семь человек погибли и около 120 получили ранения. Группа сообщила, что направление атаки предполагает, что за нападение несут ответственность силы хуситов. По данным группы, силы Министерства внутренних дел в комплексе, как сообщается, следили за безопасностью в городе и не входили в состав вооруженных сил международно признанного правительства Йемена и, следовательно, должны были находиться под защитой международного гуманитарного права. Группа также отметила, что «во время военных операций необходимо проявлять особую осторожность, чтобы не повредить здания, посвященные религии».
В марте Апелляционная палата Специализированного уголовного суда оставила в силе обвинительный приговор и смертный приговор Хамеду Камалю Мухаммаду бин Хайдаре, бахаи, находящемуся в заключении с 2013 года и приговоренному к смертной казни в 2018 году по обвинению в шпионаже в пользу Израиля и вероотступничестве. Три дня спустя президент SPC Махди аль-Машаат объявил о помиловании Хайдары и потребовал от властей освободить его и всех других задержанных бахаи. Хайдара оставался в заключении до июля, когда он и пять других заключенных-бахаи — часть группы из 24 бахаи, обвиненных в отступничестве и шпионаже в 2018 году — были освобождены, сосланы, и, по данным Группы экспертов ООН, их имущество конфисковано. По данным местной неправительственной организации INSAF «Центр защиты свобод и меньшинств», на конец года шестеро изгнанных бахаи проживали в Европе или США. Мватана и источники в СМИ сообщили, что местный суд возобновил разбирательство по делу 24 бахаи. По данным Международного Сообщества Бахаи, во время судебного заседания в августе обвинение призвало пятерых изгнанных бахаи присутствовать на следующем судебном заседании и назвало их «беглецами». Суд продолжал рассматривать дела до конца года. Группа экспертов ООН сообщила, что хуситы угрожали, преследовали и иногда задерживали адвокатов, защищавших бахаи.
Мватана сообщил о более чем 70 случаях злоупотреблений в отношении общины бахаи с 2015 года. Злоупотребления включали произвольные задержания, депортации и насильственные исчезновения.
Согласно отчету за 2020 г., Хьюман Райтс Вотч (HRW) вновь задокументировала десятки случаев произвольных задержаний и насильственных исчезновений хуситов с 2014 г. В отчете HRW также говорится, что в апреле силы хуситов использовали пандемию COVID-19 в качестве предлог для изгнания тысяч эфиопских мигрантов, многие из которых были христианами, из северного Йемена, убив десятки и оттеснив их к границе с Саудовской Аравией.
Хуситы продолжают заключать под стражу Леви Салема Мусу Мархаби, еврея, задержанного с 2016 года за якобы помощь в вывозе из страны древнего свитка Торы. Группа продолжала требовать возвращения свитка из Израиля.
По данным Группы экспертов ООН, после начала войны усилились преследования христиан, в основном со стороны хуситов. Христиане сообщали, что тайно проводят богослужения, потому что боятся быть пойманными. Группа экспертов ООН задокументировала случаи насильственного задержания христиан, в том числе эфиопов, на основании религиозных убеждений, но заявила, что для защиты задержанных не может разглашать подробности этих случаев.
В сентябрьском отчете Группа экспертов ООН выразила обеспокоенность по поводу дискриминации со стороны хуситов религиозных и социальных меньшинств, в том числе мухамашинов (маргинализированный класс слуг), а также внутренне перемещенных лиц, мигрантов и беженцев. Согласно отчету, «риск эксплуатации и физического насилия для этих групп усугубляется тяжелым экономическим положением и самим конфликтом… Религиозные меньшинства по-прежнему сталкиваются с особыми препятствиями на пути к осуществлению своих прав. По соображениям безопасности Группа видных экспертов не может публично сообщать обо всех нарушениях, с которыми столкнулись эти группы».
Местная правозащитная организация сообщила, что с момента подписания Стокгольмского соглашения в 2018 году хуситы только в Ходейде повредили или разрушили 49 мечетей и превратили более 100 мечетей по всей стране в военные казармы и снайперские позиции. В январе министр пожертвований Ахмед аль-Аттия сообщил, что хуситы атаковали 76 мечетей в районах, находящихся под их контролем.
Согласно сентябрьскому отчету Группы экспертов ООН, хуситы продолжали использовать антисемитскую риторику. Помимо слогана хуситов, включающего фразу «Проклятие евреев», Группа экспертов ООН отметила многочисленные выступления верховного лидера хуситов Абдулмалика аль-Хуси в 2019 г.и в течение года, подстрекавшего к насилию против евреев. В майской речи он заявил: «Евреи стремятся к тому, чтобы у нации не было правильного видения». Группа экспертов ООН сообщила, что еврейское меньшинство столкнулось с ограничениями свободы передвижения, введенными хуситами, и с постоянными угрозами их жизни и безопасности.
Абд аль-Ваххаб аль-Махбаши, член Политбюро хуситов, сказал в проповеди 20 марта, что мусульмане должны объединиться на пути в Иерусалим и в джихаде против евреев, что враждебность по отношению к евреям является одной из отличительных черт мусульман , и что евреи и американцы несут ответственность за COVID-19пандемия.
На канале a l-Masirah TV , связанном с хуситами, 25 января ведущий Хамид Ризк назвал визит в Освенцим делегации Всемирной мусульманской лиги во главе с саудовским генеральным секретарем Лиги «еще одним ядовитым удар [Саудовской Аравии] по телу арабской и исламской нации». Ризк сказал, что могилы жертв Холокоста и музеи Холокоста были ложью, заявив, что «многие историки доказали, что этот геноцид не был правдой».
г. В апреле власти хуситов формализовали своим указом действовавшую с момента захвата Саны в 2015 году практику взимания 20-процентного благотворительного налога (90 194 закят 90 195) со всей экономической деятельности, связанной с природными ресурсами, и перераспределения этих доходов в пользу меньшинства шиитов-зайдитов. Население хашимитов (заявляющих о своем происхождении от пророка Мухаммеда). Восстановление этой практики вызвало широкую общественную критику в районах, контролируемых хуситами, за то, что власти стремились навязать сектантскую политическую и экономическую систему, несовместимую с национальной несектантской традицией страны.
В северных районах, традиционно находящихся под контролем хуситов, поступали сообщения о продолжающихся попытках хуситов навязать свои религиозные обычаи жителям, не принадлежащим к зейдитам, включая запрет музыки, требование от женщин носить полную чадру и запрет на смешение полов в кафе, если у пар нет детей или иметь при себе свидетельство о браке.
СМИ сообщили о том, что боевики убили Халида аль-Хамейди, профессора университета, известного как светский мыслитель и критик религиозного экстремизма, в результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля в городе Дале 5 декабря. Ни одна группировка сразу не взяла на себя ответственность, но местные власти заявили они считали, что боевики были членами АКАП или филиала ИГИЛ. Согласно отчету Группы экспертов ООН, АКАП и ИГИЛ-Йемен, а также другие ополченцы и сепаратистские группировки продолжали способствовать насилию в стране. Эти источники заявили, что АКАП продолжала апеллировать к местным племенам, чтобы позволить группе внедриться в гражданское население. Источники сообщили, что АКАП продолжала отдавать приоритет своей борьбе с ИГИЛ, а не борьбе с хуситами, чтобы сохранить свою позицию доминирующей террористической группировки в районах своих операций в стране, хотя между силами АКАП и хуситами происходили активные столкновения на нескольких фронтах. Источники заявили, что отсутствие сильного центрального правительства в стране по-прежнему создавало благоприятную среду для деятельности АКАП. По данным Организации Объединенных Наций, АКАП продолжала действовать в мухафазах Хадрамаут, Шабва, Мариб, Байда и Абьян.
Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания
члена еврейской общины продолжали сообщать об уменьшении своего числа, что затрудняло поддержание их религиозной практики. Единственный оставшийся в стране раввин — Яхья бин Юссеф — бежал из страны в январе 2019 года, не оставив религиозного авторитета для забоя мяса в соответствии со строгими кошерными обычаями. По сообщениям СМИ, правительство ОАЭ способствовало поездке еврейской семьи в ОАЭ в августе для воссоединения с родственниками.
Из-за конфликта не было возможности проверить статус небольшой изолированной общины мусульман-исмаилитов.
Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США
Государственный департамент приостановил деятельность посольства в Сане в 2015 году, и с тех пор посольство работает как YAU, базирующееся в Саудовской Аравии. На встречах с представителями правительства официальные лица США продолжали подчеркивать важность свободы вероисповедания, терпимости и межконфессионального диалога. В марте YAU опубликовал заявление посла, в котором выражается глубокая обеспокоенность по поводу сообщений в новостях о том, что суд хуситов оставил в силе приговор о казни лидера бахаи Хамеда бин Хайдары, и подчеркивается, что все люди должны иметь право заниматься религиозной практикой без страха.