История азербайджана кратко: История Азербайджана – это минное поле — Захираддин Ибрагими
Исторические события Азербаджана. Древний Азербайджан
- Главная
- Азербайджан
- История
Исторические события Азербайджана. Древний Азербайджан
История Азербайджана начинается еще с эпохи палеолита.
Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия Азербайджана способствовали появлению на его территории человека уже в глубокой древности. На северо-западе Азербайджана на горе Авейдаг и в пещере Азых в Гарабаге обнаружены каменные орудия труда. Кроме того, в пещере Азых была найдена нижняя челюсть одной из древнейших форм неандертальца. Памятники бронзового века обнаружены в Ходжалы. Гядабее, Дашкесане, Гяндже. Мингячевире, в Нахчыване. Недалеко от Баку, в Гобустане, на месте поселения древних людей сохранились наскальные рисунки, возраст которых около 10 тысяч лет. Здесь же скала с латинской надписью, повествующая о пребывании в Гобустане в I веке нашей эры центурия римского легиона: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максим. Центурион XII Легиона Молниеносного.
В конце III — начале II тыс. до н. э. сложились предпосылки для зарождения первых классовых обществ. Первыми государственными образованиями на территории Азербайджана были племенные союзы маннеев, а затем мидян.
В 1-м тыс. до н. э. на территории Азербайджана обитали также кадусии, Каспии, албаны и др.
В IX веке до н. э. возникло государство Мана. В VII в. до н.э. возникло другое крупное государство — Мидия, распространившее в дальнейшем свою власть на огромную территорию. Наибольшего могущества это государство достигло в период правления царя Киаксара (625-584 до н. э.), превратившись в крупнейшую империю Древнего Востока.
К середине IV века до н. э. власть в Мидии перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Государство Ахеменидов пало под ударами войск Александра Македонского и в конце IV века до н.э. образовалось государство Атропатена («страна хранителей огня»). Главной религией в Атропатене было огнепоклонничество — зороастризм, высокого уровня в стране достигла хозяйственная и культурная жизнь, использовалась пехлевийская письменность, расширилось денежное обращение, развивались ремёсла, в частности, широкой известностью пользовалась выделка шерстяных тканей.
В I веке до н.э. — I веке н.э. возникло государство Албания Кавказская.
В начале IV века в Албании в качестве государственной религии было принято христианство, по всей стране были возведены храмы, многие из которых сохранились до наших дней.
В начале V века в Албании появился собственный алфавит из 52 букв. В течение всей своей истории Азербайджан неоднократно подвергался нашествию иноземных завоевателей, через Дербендский проход осуществлялись набеги кочевых племён, гуннов, хазар и др.
В середине VII века началось арабское нашествие на Азербайджан. В ходе сопротивления прославился ставший впоследствии правителем Албании, албанский полководец Джеваншир — глава феодального владения Гирдыман.
В начале VIII века Арабский халифат захватил Азербайджан. С тех пор религия Азербайджана — ислам.
В IX веке произошло крупное народное восстание, переросшее в крестьянскую войну под руководством Бабека. Война охватила огромную территорию, равную территориям современных европейских держав. В течение двадцати лет Бабек, благодаря своему необыкновенному полководческому и организаторскому таланту, руководил крестьянским государством. Во 2-й половине IX — 1-й половине X веков в Азербайджане образовался и усилился ряд феодальных государств, среди которых особенно выделялось, государство Ширваншахов с центром в городе Шамахы. Оно просуществовало до XVI века и сыграло огромную роль в истории средневекового Азербайджана.
На протяжении многих веков азербайджанский народ, его учёные, поэты и писатели, зодчие и деятели искусств создавали высокую культуру, внося свой вклад и сокровищницу мировой цивилизации. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос «Китаби Деде Горгуд». В XI — XII веках жили и творили видные учёные Макки ибн Ахмед, Бахманъяр, поэты-мыслители Хатиб Тебризи, Хагани, поэтесса Мехсети Гянджеви и др. В Азербайджане сохранились шедевры зодчества этой эпохи: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира и Момине-хатун в Нахчыване и др. Вершиной общественной и культурной мысли Азербайджана этого периода было творчество Низами Гянджеви (1141-1209), вошедшее в золотой фонд мировой литературы.
В 20-30 годы XIII века монгольским нашествием был прерван экономический и культурный подъем Азербайджана, а с конца XIV века на Азербайджан осуществлялись вторжения войск Тамерлана. Эти нашествия затормозили, но не остановили развитие культуры Азербайджана.
В XIII — XIV веках жили и творили выдающиеся поэты Зульфигар Ширвани, Авхеди Марагаи, Иззеддин Гасан-оглы, учёные Насирэддин Туси — основатель Марагинской обсерватории, философ Махмуд Шабустари, историки Фазлуллах Рашидаддин, Мухаммед Нахчыв ани и др.
Основные центры азербайджанской культуры в конце XIV — XV вв. — Тебриз и Шамахы. В этот период был воздвигнут дворец Ширваншахов в Баку — шедевр средневекового азербайджанского зодчества, построена Голубая мечеть в Тебризе и др. В начале XVI века возникло государство Сефевидов со столицей в Тебризе, сыгравшее значительную роль в истории Азербайджана. Основателем этого государства был шах ИсмаилI (1502-24). Впервые произошло объединение всех земель Азербайджана в составе единого государства. В середине XVIII века на территории Азербайджана начался процесс образования независимых государств — ханств. Разные ханства были знамениты различными видами ремесел. Шеки был центром шёлкоткачества, в Ширванском ханстве развивалось производство медной утвари и оружия, в Губинском — ковроткачество и т. д. Исторические условия XVII — XVIII веков нашли своё выражение в культуре Азербайджана.
Выдающимся памятником народного творчества является героический эпос «Короглу», по имени народного героя — предводителя крестьян, выступавших против иноземных и местных угнетателей. В число выдающихся памятником азербайджанской поэзии периода XVI — XVII веков входит творчество великого поэта Физули. В первой половине XIX века в результате русско-иранских войн Азербайджан оказался разделённым на две части. По Гюлистанскому и Туркменчайскому мирным договорам 1813 и 1828 гг. , заключённым между Россией и Ираном, к России отошли Гарабагское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербендское, Губинское, Талышское, Нахчыванское, Эриванское ханства и другие территории. Большое значение в развитии Азербайджана и его столицы — баку в последующий период сыграла нефтяная промышленность. Нефть в районе Баку добывалась с незапамятных времен. Во второй половине XIX века начался невиданный рост добычи нефти. Появились первые крупные промышленные предприятия. Примитивные нефтяные колодцы заменялись буровыми скважинами. С 1873 года в бурении стали применять паровые двигатели.
Высокие прибыли привлекали в нефтяную промышленность Бакинского района отечественные и иностранные капиталы. В 1901 году добыча нефти здесь составила около 50% всей мировой нефтедобычи. В середине XIX века немецкая фирма «Сименс» построила два медеплавильных завода в Гядабее, на долю которых приходилась четвертая часть выплавляемой в царской России меди. 28 мая 1918-го года была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Это была первая республика на всем мусульманском Востоке. Республика просуществовала почти два года и была свергнута Советской Россией. 28 апреля 1920 года 11 Красная Армии вошла в столицу Азербайджана. Согласно Конституции 1936 года Азербайджан стал союзной республикой в составе СССР. После распада СССР Верховный Совет Азербайджана принял декларацию «О восстановлении Государственной Независимой Республики Азербайджан», была провозглашена суверенная Азербайджанская Республика.
С обретением в 1991 году независимости Азербайджан столкнулся с рядом непростых проблем, связанных с развалом плановой экономики и трудностями переходного периода. В решении этих и других задач, в том числе связанных с укреплением независимости республики, большое значение имеет подписанный в сентябре 1994 года контракт с Консорциумом ведущих международных нефтяных компаний, именуемый также «Контрактом века».
Азербайджанцев всегда отличали, несмотря ни на какие невзгоды, вера в будущее и большой оптимизм. И сегодня, когда наша молодая республика встала на путь своего независимого развития, мы верим, что Азербайджан займет достойное его прошлому, настоящему и будущему место в мире.
Свидетельством многовековой истории Азербайджана являются памятники истории и культуры. На протяжении тысячелетий яркая и многогранная история Азербайджана воплощалась талантом народа в многочисленных бесценных реликвиях. В стране сохранились руины античных и средневековых городов, оборонительные сооружения — крепости и башни, великолепные памятники зодчества — храмы, мечети, ханеги, мавзолеи, дворцы, караван-сараи и др.
История
- Следы первобытной жизни
- Древнейшие племена и первые государства
- Азербайджан феодальный
- Азербайджан XIX, XX, XXI вв.
- Баку
- Гянджа
- Закаталы
- Кахи
- Сумгаит
- Шеки
Независимый Азербайджан
Важное военно-стратегическое расположение территории Азербайджана, связывающей Европу с Азией, Россию с Ближним и Средним Востоком, а также наличие несметных подземных и наземных богатств, оставили глубокий след в исторической судьбе азербайджанцев. В результате проводимой политики ассимиляции с целью уничтожения азербайджанцев и «чистки» Кавказа от них со стороны великих держав которые стремились на разных этапах истории завоевать азербайджанские земли и укрепиться здесь, азербайджанцы, постоянно подвергавшиеся преследованиям, репрессиям, депортации, геноциду, вынуждены были в различные периоды истории покинуть родные края и поселиться в разных странах мира.
В настоящее время азербайджанцы, наряду с исконной их родиной Азербайджанской Республикой (Северный Азербайджан) и Южным Азербайджаном, начиная с древнейших времен как аборигенное население компактно проживают в различных областях Ирана, в Ираке, Восточной Анатолии, Грузии (в основном на юго-востоке страны -территории исторической Борчалинской области), в Дагестане и в других местах.
В начале XIX в. в результате завоевательных войн и колониальной политики Российской империи на Южном Кавказе азербайджанцы были насильственно выселены с пограничных с Турцией и Ираном исконных земель Западного Азербайджана, где в 1828 г. была создана «Армянская область», а в 1918 г. — армянское государство.
Азербайджанцы, вынужденные в различные исторические периоды покинуть свою Родину, также проживают в Турции, Российской Федерации, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Гыргызыстане, Таджикистане, на Украине, в Беларуси, Литве, Латвии, Эстонии и в других странах. В результате политики дискриминации и жестоких преследований, азербайджанцы, проживающие в Южном Азербайджане и в других регионах Ирана, вынуждены были ещё более значительными массами эмигрировать в Европу, Америку, страны Ближнего и Среднего Востока, а также в Африку и Австралию. В настоящее время во многих странах Европы, Азии и Америки действует многочисленная азербайджанская диаспора.
Азербайджанцы — один из народов, имеющих древнейшие в мире традиции государственности. История государственности азербайджанского народа насчитывает примерно 5 тысяч лет. На территории Азербайджана первые племенные объединения и государственные образования зародились ещё в конце IV — начале III тыс. до н.э. С I тысячелетия до н.э. — начала I тысячелетия н.э. на территории Азербайджана существовали такие сильные государства как Маннейское, Искитское (Скитское, Скифское) и Массагетское царства, Албания и Атропатена. Эти государства сыграли важную роль в этнополитической истории Азербайджана и в процессе формирования на территории страны единого народа.
В III в. Азербайджан был завоеван Иранской Сасанидской империей, а в VII в. – Арабским халифатом. Сведения арабских источников подтверждают, что «Азербайджан издревле был страной тюрков».
В первые столетия нашей эры тюркские этносы, составлявшие большинство населения страны и являвшиеся более сильными и организованными в военно-политическом отношении, играли важную роль в процессе формирования единого народа. Среди тюркских этносов Азербайджана преобладали огузские тюрки. Древние тюрки, в том числе ранние огузы, проникли на являющийся составной частью общетюркского мира Южный Кавказ, в том числе и на территорию Азербайджана, через Дербендский проход, называемый древними тюрками «Темир капы» («Железные ворота»), а также через другие горные перевалы Большого Кавказа. .
Факты, приведенные в огузнаме Абу Бекра аль-Тихрани аль-Исфахани «Китаби-Дийарбекрийа», написанном по указанию одного из самых могущественных правителей огузских тюрков Узун Гасана Аггоюнлу (1453-1478), также доказывают, что стоящие у этногенетических истоков огузских тюрков, в том числе и нашего народа, аггоюнлу и гарагоюнлу были одними из самых древних обитателей Азербайджана, а также Южного Кавказа и Передней Азии.
Вхождение Азербайджана в состав возглавляемого Огуз хаганом государства, а также смерть самого великого хагана здесь, в окрестностях моря Гёйча, доказывает, что этот край был одним из древнейших поселений огузов.
Тюркские племена в отличие от других народов и этнических групп распространились по всей территории Азербайджана — как северной, так и южной — и составляли большинство населения страны. Поэтому тюркский язык становился основным средством общения между проживавшими на территории Азербайджана малочисленными народами и этническими группами. К тому же, тюркский язык играл объединяющую и связующую роль между северными и южными землями Азербайджана. Этот фактор в то время имел очень важное значение 6 процессе формирования единого народа, так как в указанный период ещё не было единого религиозного мировоззрения — единобожия, охватывавшего всю территорию Азербайджана. Здесь продолжали существовать зороастризм, огнепоклонство, поклонение Солнцу, Луне, Небу, звездам, земле, воде и пр. Поклонение древних тюрков единому богу Танры — тенгрианство — ещё не смогло полностью вытеснить другие религиозные воззрения. На севере страны – в некоторых районах Албании — все ещё продолжало распространяться христианство.
Принятие в VII в. в Азербайджане исламской религии дало сильный толчок формированию единого народа и языка, оказало решающее влияние на ускорение этого процесса. Возникновение религиозного единства среди тюркских и нетюркских этносов способствовало формированию на всей территории Азербайджана единых обычаев и традиций, расширению родственных связей, углублению процесса консолидации.
После упадка Халифата, начиная с середины IX в. вновь возродились древние традиции азербайджанской государственности. В Азербайджане началось новое политическое возрождение: образовались такие местные государства как Саджиды, Ширваншахи, Салариды, Раввадиды, Шеддадиды и Шекинское владение. Азербайджанский тюркский язык стал основным средством общения по всей территории страны.
Начиная с конца 70-х годов IX века нахождение на протяжении более полувекового периода (879-941) всех азербайджанских земель в составе единого азербайджанского тюркского государства — государства Саджидов — оказало положительное влияние на дальнейшее углубление экономических и культурных связей в масштабах всей страны, на ликвидацию этнических различий и ускорение процесса формирования единого азербайджанского тюркского народа. Государство Саджидов в период своего наибольшего могущества охватывало обширные территории от Зенджана до Дербенда, от побережья Каспия до городов Ани и Дабиль. Все земли Азербайджана входили в состав государства Саджидов. Нанесение Саджидами поражения грузинским и армянским феодалам, пользовавшимися покровительством ориентировавшей их на восток — на Азербайджан — Византийской империи, и их подчинение сыграли важную роль в сохранении территориальной целостности, государственности Азербайджана и укреплении этнополитического единства на территории страны. Именно в этот период, можно сказать, на территории всего Азербайджана завершился процесс распространения дастанов «Китаби Деде Горгуд», являющихся шедевром азербайджанской и общетюркской литературы.
Таким образом, образование после 600-летнего ирано-сасанидского и арабского господства местных государств (Саджиды, Ширваншахи, Салариды, Раввадиды, Шеддадиды, Шекинское владение), и существование по всей территории страны ислама как официальной государственной религии сыграли важную роль в этнической консолидации азербайджанского народа, в формировании единого языка и культуры.
В результате того, что ни одному из азербайджанских государств, образовавшихся после упадка Арабского халифата, не удалось в течение длительного исторического периода перерасти в единое, жизнеспособное и могучее государство, которое охватило бы всю территорию страны, в Азербайджане так и не установилась продолжительная политическая стабильность. Именно в этот период — в середине XI века начался этап важного переломного момента в истории Ближнего и Среднего Востока. Была образована Великая Империя Сельджуков, которая включала обширные территории от Центральной Азии до берегов Средиземного моря и от Дербендского прохода до Персидского залива. Азербайджан вошёл в состав очередного огузо-тюркского государства — Сельджукской Империи.
Сельджукский период сыграл решающую роль в исторических судьбах Азербайджана и азербайджанского народа. Вследствие сокрушительного разгрома султаном Алп-Арсланом военных сил Византийской империи в Малазгирдской битве (26 августа 1071 г.) тюркско-исламское единство одержало решающую победу над стремившейся захватить Азербайджан Византией и защищаемыми ею армяно-грузинскими феодалами.
В период наплыва сельджуков всё новые массы огузских тюрков обосновались на территории Азербайджана. В скором времени азербайджанские тюрки слились с огузо-сельджукскими тюрками, принявшими ислам и имевшими с ними общие корни. Процесс формирования азербайджанского народа завершился. Азербайджанский тюркский язык превратился в основное средство общения на всем Южном Кавказе, в том числе и на территории Азербайджана.
Возродившиеся и усилившиеся после падения Великой Сельджукской Империи местные азербайджанские государства Ширваишахов и Эльденизов (Атабеков) сыграли важную роль в продолжении традиций государственности азербайджанского народа. Азербайджанское государство Эльденизов, превратившееся в одно из могущественных государств Ближнего и Среднего Востока, имело огромное значение в этнополитической истории азербайджанского народа, и ещё большем расширении сферы влияния азербайджанского языка. Территория распространения азербайджанских тюрков, азербайджанского тюркского языка и культуры еще более расширилась.
Таким образом, после упадка Арабского халифата начиная с середины IX века на Кавказе, а также на всем Ближнем и Среднем Востоке усилилась роль тюркско-исламских государств (Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинского владения, Сельджуков, Эльденизов, Монголов, Эльханидов (Хулагуиды), Тимуридов, Османского, Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров, Гаджаров и др. ). На протяжении длительного времени Азербайджан был центральной областью большинства из этих государств, а Тебриз — столицей.
В XV-XVIII веках восточные империи с обширными территориями, такие как Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов и Афшаров — управлялись непосредственно азербайджанскими династиями. Начиная с конца XVIII века Ираном также правила азербайджанская династия Гаджаров. Этот важный фактор положительно отразился на развитии внутренних и международных связей Азербайджана, расширил сферу военно-политического влияния азербайджанцев, и ареал функционирования азербайджанского языка, создал благоприятные условия для расцвета материальной и духовной культуры азербайджанского народа.
Во второй половине XVIII века Азербайджан распался на мелкие государства — ханства. Начался период военно-политического упадка страны. Воспользовавшись этим, гаджарский Иран и Российская империя превратили Азербайджан в арену кровавых, войн между собой. Согласно Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам, Азербайджан был разделен между двумя империями: север страны (Северный Азербайджан) отошел к России, а юг (Южный Азербайджан) -к гаджарскому Ирану. В итоге, начался период русификации азербайджанского народа на севере и иранизации — на юге. Азербайджанский народ как на севере, так и на юге вступил на исторический путь освободительной борьбы против завоевателей.
Россия после Туркменчайского договора (1828) с целью ещё большего продвижения на восток, получения выхода к теплым морям стала проводить политику вытеснения азербайджанцев с Кавказа. Для этого она, в первую очередь, стала опираться на христианское население Южного Кавказа — албанцев-христиан Азербайджана и грузин. Чтобы укрепиться в Азербайджане, завоеватели использовали албанское христианское население страны.
Таким образом, на Южном Кавказе спустя примерно 1200 лет после распространения ислама вновь был возрожден христианский фактор. Были предприняты попытки переселения из России на территорию Азербайджана христианского населения. Первоначально, когда эта политика не оправдала себя, Россия с целью создания своей опоры на Южном Кавказе, стала в массовом порядке переселять из соседних стран на завоеванные земли Азербайджана, в особенности нагорные районы Гарабага, на территории бывших Иреванского и Нахчыванского ханств армянское население. На приграничных с Турцией и Ираном землях Западного Азербайджана — территориях бывших Иреванского и Нахчыванского ханств была образована «Армянская область» (1828). Этим был заложен фундамент будущего армянского государства на землях Азербайджана.
Наряду с вышесказанным Россия в 1836 году аннулировала также автокефальную Албанскую церковь, передав ее в подчинение армяно-григорианской церкви. Тем самым, были созданы более благоприятные условия для григорианизации и арменизации древнего населения Азербайджана — албанских христиан.
В результате целенаправленного осуществления Российской империей этих мероприятий была заложена основа для новых территориальных притязаний армян по отношению к азербайджанцам. Не довольствуясь всем этим, царская Россия прибегла к еще более грязной политике: вооружив армян, их подняли против тюркско-мусульманского населения, и начался массовый геноцид азербайджанцев. К тому же ускорился и процесс переселения христианского населения из России в Азербайджан.
Аналогичная политика проводилась Гаджарским Ираном и на юге Азербайджана.
В итоге усилилась освободительная борьба азербайджанского народа как на севере, так и на юге. Являясь историческими врагами, Российское и Иранское государства, доселе ведшие между собой кровопролитные войны за овладение Азербайджаном, превратились в надежных союзников против освободительного движения азербайджанцев. Несмотря на все это азербайджанский народ не приостановил освободительную борьбу против российских и иранских завоевателей и с целью возрождения своего независимого государства неоднократно поднимал восстания, отдавая в жертву многочисленных шехидов.
В период Первой мировой войны (1914-1918) азербайджанцы как севера, так и юга, чтобы возродить традиции своей национальной государственности, поднялись на борьбу. Освободительное движение в Северном Азербайджане обернулось невиданными трагедиями. Дашнакско-большевистское правительство С. Шаумяна, захватив власть в Баку, в марте-апреле 1918 года осуществило страшный геноцид азербайджанцев. Братская Турция протянула руку помощи Азербайджану. Освободительное движение одержало победу. 28 мая 1918 года в Азербайджане была создана первая на Востоке демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика (Джумху-рият). А в Южном Азербайджане образовалось независимое государство Азадистан. Однако большевистская Россия и шахский Иран потопили в крови оба этих азербайджанских государства. В стране вновь восстановилось господство России и Ирана. На одной части — восточной, оккупированных Советской Россией земель Северного Азербайджана, образовалась Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (1920), а на землях Западного Азербайджана была создана сначала Армянская Республика (1918), а затем — Армянская Советская Социалистическая Республика (1920). Таким образом, в период большевистской власти Российская империя предприняла ещё один шаг на пути укрепления армян и создания буферного христианского государства на приграничных с Турцией исконных землях Азербайджана.
В годы Советской власти движение сопротивления против большевистского гнёта в Северном Азербайджане вступило на новую ступень. В Гяндже, Гарабаге, Шамкире, Загаталах, Шеки и в других местах народ поднялся на борьбу с большевистскими завоевателями не за жизнь, а на смерть. Народные восстания против советского колониального режима продолжались и впоследствии. Поднявшиеся на вооруженное восстание против большевиков повстанцы из Гейнюка (Шеки) были в массовом порядке зверски расстреляны (1930). Стремившийся к свободе народ подвергся кровавой резне, репрессиям, ссылке. Созданное в 1945 году на юге Азербайджана Национальное Правительство также было свергнуто реакционным режимом Ирана. Начался период массового насильственного выселения как северных, так и южных азербайджанцев со своих родных земель. В 1948-1953 годах началось массовое выселение азербайджанцев со своей древней родины — западных районов Северного Азербайджана (территории Армянской Советской Социалистической Республики). Армяне еще больше укрепились на западных землях Северного Азербайджана (на территории нынешней Армянской Республики). Было обеспечено их численное преимущество на этой азербайджанской территории. В Иране же режим Пехлеви, внешне проводя политику «религиозного единства» и выдвигая на словах на первый план понятия «мусульмане» и «иранцы», на деле пытался внести раскол между Южным и Северным Азербайджаном, равно как и религиозный разлад между другими братскими тюркскими народами, и запрещением образования на азербайджанском языке (реакционные круги Ирана продолжают проводить эту политику и сегодня) стремился ассимилировать азербайджанцев как народ.
Приход 14 июля 1969 года Гейдара Алиева к руководству республикой стал историческим событием с точки зрения поиска ясных ответов на многие судьбоносные вопросы, стоявшие перед Азербайджаном, и их последовательного решения.
Широкомасштабные меры, осуществленные в 1970-х — начале 1980-х годов с целью развития экономики республики, в том числе создание многочисленных промышленных предприятий, отраслей производства, основанных на самых современных для того времени технологиях, в корне изменили экономическую инфраструктуру, заложили основу превращения ее из аграрной республики большей частью в промышленную республику.
Таким образом, несмотря на все лишения, гигантский потенциал, созданный в годы советской власти, в особенности, в 1969-1982 годах, очень пригодился нашему государству, которое в конце ХХ столетия вновь обрело независимость.
В процессе распада СССР Северный Азербайджан превратился в один из центров мощного народно-освободительного движения на этом пространстве.
История Азербайджана
- Начало
- Азербайджан
- История
Первые национально-политические объединения, которые можно отнести к государствам первобытного типа, появились в Азербайджане еще до нашей эры. Такие государства, как Манна, Албания и Атропатена, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры и первом тысячелетии нашей эры, могли похвастаться хорошо развитой для того времени политической структурой. Более того, они способствовали укреплению культуры управления, развитию экономики и объединению людей с едиными политическими взглядами.
В 3 веке нашей эры Азербайджан был оккупирован империей иранских Сасанидов, а в 7 веке арабским халифатом. Захватчики заселили страну многочисленными иранцами и арабами. С внедрением исламской религии в 7 веке в истории Азербайджана произошел важный прорыв. Ислам значительно способствовал формированию единой нации, языка, обычаев и т. д. среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана.
Азербайджан стал свидетелем нового политического развития: на землях Азербайджана, объединенных исламом, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Это было началом Возрождения истории Азербайджана. Конец 15 — начало 16 века можно считать новой вехой в истории Азербайджана. Выдающемуся государственному деятелю Шаху Исмаилу Хатаи удалось объединить под своей властью все северные и южные азербайджанские земли. В результате было создано государство Сефевидов со столицей в городе Тебриз, которое впоследствии превратилось в одну из самых могущественных империй на Ближнем Востоке.
Выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах, пришедший к власти после падения государства Сефевидов, еще более расширил границы бывшей империи. Этот азербайджанский правитель в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако после смерти Надир-шаха империя распалась. Таким образом, во второй половине 18 века Азербайджан распался на более мелкие государства — ханства и султанаты. В конце 18 века Иран находился под властью Гаджаров, азербайджанской династии. Они стали проводить политику подчинения всех территорий бывшей империи Надир-шаха и Азербайджанских ханств централизованному управлению.
Так началась эпоха долгих войн между гаджарами и Россией, стремившейся завоевать Южный Кавказ. В результате на основе Гюльюстанского (1813 г.) и Туркменчайского (1828 г.) договоров Азербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а его южная часть — к Ирану.
Этот период знаменует собой начало геноцида азербайджанцев со стороны соседей-армян. Борьба за свободу в Северном Азербайджане была очень напряженной. Благодаря помощи Турции освободительное движение победило, и в 1918 была основана первая демократическая республика на Востоке справа в Северном Азербайджане — Азербайджанская Демократическая Республика (АДР).
Однако его существование было недолгим. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанская ССР) на территории АДР. В декабре 1922 года Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 году вошла в состав СССР, а в 1936 ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР вошла в состав СССР как независимая республика, просуществовавшая до 1991 года.
30 августа 1991 года Азербайджан стал независимым государством.
История | Azərbaycan Respublikasının Nazirlər Kabineti
ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
Азербайджан является одним из древнейших центров цивилизации в мире. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамжилы, Дашсалахлы, Газма и на других стоянках, в том числе нижняя челюсть Азыхантропа, азыкского человека, жившего 300–400 000 лет назад, свидетельствуют о том, что Азербайджан был одним из мест поселение первобытных людей. Эта редкая находка обеспечила включение Азербайджана в карту мест раннего заселения Европы.
Имея 5000-летнюю историю государственности, азербайджанский народ может похвастаться самыми древними в мире традициями государственности. Первые государственные или этнополитические учреждения на территории Азербайджана относятся к н.э.
В I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. в Азербайджане находился ряд могущественных государств, в том числе Манна, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли решающую роль в экономической и культурной истории Азербайджана, а также в повышении культуры государственного управления в стране и создании единой нации.
На территории Азербайджана в этот период не было единой культуры, древние тюрки исповедовали тенгрианство, зороастризм, а также религию поклонения природе, особенно огню, воде, земле, луне, звездам и солнцу. На территории Албании в северной части страны, преимущественно в горных районах, было распространено христианство.
Средневековье
В 3 веке Азербайджан был захвачен Сасанидской империей, а в 7 веке попал в состав Арабского халифата. Исламизация Азербайджана в VII веке была эпохальным событием в истории и судьбе нашего народа. Ислам дал сильный толчок и сыграл решающую роль в объединении нации и установлении ее единого языка. Религиозное единство тюркских и других этносов способствовало установлению их общих традиций и способствовало их интеграции.
Середина IX века ознаменовалась политическим возрождением Азербайджана, когда были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Салларидов, Раввадидов, Шаддади и Эльдигузидов. Появление независимых государств способствовало оживлению всех областей политической, экономической и культурной жизни. Создание местных государств на азербайджанских землях после 600 лет сасанидской и арабской оккупации, возвышение ислама как основной монотеистической религии в стране сыграли решающую роль в этнической эволюции азербайджанского народа и формировании единого языка и культура.
В 15-18 веках культура азербайджанской государственности еще более обогатилась. Это был период, когда государства Кара-Коюнлу, Аг-Коюнлу, Сефевиды, Афшар и Гаджар, простиравшиеся на значительной части Востока, находились под контролем азербайджанских племен.
При Узун Гасане (1468-1478) государство Аг Коюнлу превратилось в мощный военно-политический фактор на Ближнем и Среднем Востоке. Его политика была направлена на создание мощного и централизованного государства, охватывающего все азербайджанские земли. В конце 15-начале 16 века азербайджанская государственность вступила в новый этап своего развития, когда внуку Узун Гасана, выдающемуся государственному деятелю шаху Исмаилу Хатаи (1501-1524) удалось объединить все азербайджанские территории в рамках единого государства. Со столицей в Тебризе это было единое централизованное Азербайджанское государство Сефевидов. При Сефевидах азербайджанский язык был объявлен государственным. Государство Сефевидов было одним из самых могущественных государств Ближнего и Среднего Востока.
Выдающийся азербайджанский правитель Надир-шах (1736-1747), пришедший к власти после падения государства Сефевидов, расширил территорию бывшей империи.
В 1739 году он вторгся в Северную Индию, включая Дели. Но его планы создать мощное централизованное государство на этой большой территории провалились.
После смерти Надир-шаха его империя пала. Во второй половине 18 века Азербайджан был разделен на мелкие государства – ханства и султанаты. Этот период истории азербайджанской государственности характеризуется как период кризиса и спада.
В конце 18 века к власти в Иране пришла династия Каджаров тюркского происхождения. Каджары проводили политику подчинения азербайджанских ханств центральной власти. Азербайджан стал театром длительных кровопролитных войн Каджаров с царской Россией, стремившейся оккупировать Южный Кавказ.
После Гюлистанского и Туркменчайского договоров
Территория Азербайджана была разделена между двумя империями по Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам: север Азербайджана был присоединен к России, а южный Азербайджан стал частью Ирана , которым правила династия Каджаров.
Это положило начало массовому переселению армянского населения из соседних стран на азербайджанские земли, в частности на территории Карабахского, Иреванского и Нахчыванского ханств. Только в 1828-1829 годах из Ирана в Азербайджан было переселено 40-50 тысяч армян, а из Турции — 90 тысяч. Неслучайно в 1978 году в селе Шихарк Тертерского района армяне возвели мемориал «Марага-150» в ознаменование 150-летия переселения из села Марага в Иране в Карабах. В 1988 армяне намеренно разрушили памятник, так как он свидетельствовал об их переселении на исконную азербайджанскую землю Карабах.
В 1836 году царская Россия упразднила Албанскую христианскую церковь и подчинила ее Армянско-григорианской церкви. Это подготовило почву для григорианизации и арменизации албан-христиан, составлявших древнее население Азербайджана.
Азербайджанская Демократическая Республика
Просуществовав всего 23 месяца из 19С 18 по 1920 год Азербайджанская Демократическая Республика вошла в историю как первое светское и демократическое государство на мусульманском Востоке. Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика работала в чрезвычайно сложных и нестабильных общественно-политических условиях, она добилась выдающихся достижений в самых разных областях, включая государственное строительство, экономику, культуру, образование и строительство армии.
В Декларации о независимости, принятой Национальным советом Азербайджана, говорилось: «Отныне, поскольку народ Азербайджана является источником власти, Азербайджан, охватывающий юго-восточное Закавказье, является полноценным независимым государством. Азербайджанская Демократическая Республика обеспечивает политические права и гражданские права всех граждан, проживающих в пределах ее границ, независимо от их национальности, вероисповедания, сословия, слоя и пола». За короткое время правительство приняло Государственный флаг, гимн и герб Азербайджана, азербайджанский язык был объявлен государственным языком. Большие успехи были достигнуты в государственном и армейском строительстве, экономике и культуре, образовании и здравоохранении. Азербайджан впервые на востоке и раньше большинства европейских стран предоставил женщинам право голоса.
11 января 1920 года Парижская мирная конференция признала Азербайджан независимым государством. Азербайджанская Демократическая Республика занимала площадь 114 000 км2 (без спорных территорий) и имела население более 2,8 млн человек.
Правительство Азербайджанской Демократической Республики базировалось в Тбилиси с 28 мая по июнь, а в Гяндже с 16 июня по 17 сентября 1918 года, до переезда в Баку, где оно работало до своего падения 28 апреля 1920 года.
На протяжении всего своего существования В Азербайджанской Демократической Республике пять раз менялось правительство, причем первые два из них возглавлял Фатали-хан Хойский (1875-1919 гг.).20) и следующие три — Насиб бек Юсифбейли (1881-1920).
Парламент Азербайджанской Демократической Республики действовал с 7 декабря 1918 года по 27 апреля 1920 года, проведя за этот период 145 заседаний. Алимардан бек Топчубашов (1863-1934) был председателем парламента.
Азербайджан во времена Советского Союза
28 апреля 1920 года Азербайджанская Демократическая Республика пала в результате большевистской военной интервенции. В этот же день была основана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджанская ССР). В советский период территории Зангезурской, Гейчинской областей, часть Нахчыванского и других районов были отторгнуты от Азербайджана и присоединены к Армении. Площадь Азербайджана сократилась со 114 000 км2 во времена Азербайджанской Демократической Республики до 86 600 км2. 7 июля 1923 декабря лидеры большевиков инициировали создание Нагорно-Карабахской автономной области.
В ответ на сопротивление и протесты советское правительство провело в Азербайджане жестокие репрессии.
Только в 1937 году репрессиям подверглись 29 тысяч человек, народ потерял десятки своих мыслителей, в том числе Гусейна Джавида, Микаила Мушфига, Ахмада Джавада, Салмана Мумтаза, Али Назми, Таги Шахбази и других.
Бакинская нефть сыграла решающую роль в обеспечении победы Советского Союза над фашизмом во Второй мировой войне (1939-1945). Азербайджанские дивизии героически сражались от Кавказа до Берлина, еще раз доказав мужество и самоотверженность народа.
1948-1953 годы ознаменовались новой волной массового изгнания азербайджанцев с их исконных земель в Западном Азербайджане (территория под названием Армянская ССР). По постановлению Совета Министров СССР от 23 декабря 1947 года из 24 районов Армении и города Еревана было депортировано более 100 тысяч азербайджанцев.
Приход Гейдара Алиева к власти в Азербайджане 14, 19 июля69, стал переломным для страны, открыв путь для ее быстрого развития и превращения в одну из ведущих республик Советского Союза.
За годы правления общенационального лидера Азербайджан добился выдающихся успехов во всех сферах экономики, особое внимание уделялось сохранению национальных и нравственных ценностей, тысячи азербайджанцев были направлены на обучение в ведущие учебные заведения. Всего с 1970 по 19 годы в Азербайджане было введено в эксплуатацию 23 крупных промышленных предприятия.85, и страна начала экспортировать 350 видов продукции местного производства в 65 стран мира.
Великие меры, предпринятые при общенациональном лидере Гейдаре Алиеве, превратили Азербайджан в одну из передовых республик СССР в области промышленности, сельского хозяйства и культуры.
18 октября 1991 года Азербайджан восстановил свою независимость, объявив себя политическим и правопреемником Азербайджанской Демократической Республики. Молодая страна восстановила государственные символы Азербайджанской Демократической Республики. Первые годы независимости были чрезвычайно тяжелыми для Азербайджанской Республики. Страна была значительно ослаблена расширяющейся агрессией Армении, внутренней борьбой за власть и экономическим спадом. Некомпетентное управление дуэтом Народный фронт-Мусават поставило Азербайджан на грань краха.
Но возвращение общенационального лидера Гейдара Алиева к власти в 1993 году по требованию народа имело решающее значение для спасения Азербайджана. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. Этот день вошел в историю Азербайджана как День национального спасения. 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики.
Именно спасительная миссия Гейдара Алиева позволила Азербайджанской Республике сохранить государственную независимость, пребывание общенационального лидера на посту президента с 19С 93 по 2003 годы вошли в историю Азербайджана как период коренных реформ.