Храм святого семейства антонио гауди: Sagrada Família: Proveïdors oficials d’entrades
Храм Святого Семейства — самое значимое творение Гауди в Барселоне
Travel Safe
Советы по безопасности путешествий
Последние новости
Вид ночью на базилику Святого Семейства и башню Глориес в Барселоне, Каталония
©
Fundació Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família
Barcelona
Barcelona
Этот храм у всех на устах, ведь это одно из самых известных произведений великого архитектора Антони Гауди, основного представителя каталонского модерна, один из самых знаковых элементов городского горизонта Барселоны и один из самых посещаемых памятников архитектуры Испании. Это здание, поражающее своей архитектурой, формами и значением, внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. Продолжайте читать и узнайте о его прошлом, настоящем и будущем.
Перейти к моим закладкам
Более 135 лет назад был заложен первый камень в основание этого здания, но его строительство до сих пор не закончено. Первый план храма был разработан в 1882 году Франсиско де Паула де Вильяром, однако он не был похож на то, как выглядит базилика в наши дни. Паула де Вильяр представил базилику, насыщенную элементами неоготического стиля, но год спустя, в связи с различными препятствиями и проблемами, архитектора отстранили и передали проект Антони Гауди, подающему надежды архитектору, который кардинально изменил ход строительства.
Вид ночью на базилику Святого Семейства в Барселоне, Каталония
©
Fundació Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família
Гауди наделил здание своим собственным стилем и работал над ним в течение большей части своей жизни, около 40 лет, причем 15 из них он уделил только этому проекту. Но сам автор этого архитектурного шедевра смог увидеть завершение строительства лишь некоторых, немногочисленных частей храма: крипты, апсиды и части фасада Рождества. Видение гениального архитектора основано на двух главных линиях: христианском дискурсе и наблюдении за природой. Гауди считал, что природа тесно связана с религией, ведь она — творение Господа. Поэтому многие пространства здания имеют природные формы или вдохновлены природой. Их примером является центральный неф с колоннами, которые напоминают стволы деревьев в густом лесу.
Деталь одного из фасадов базилики Святого Семейства в Барселоне, Каталония
©
Fundació Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família
Свет тоже играет огромную роль в храме. Он не только служит для освещения, но и создает полные смысла пространства, которые раскрывают гениальный замысел архитектора. Одним из ярких примеров является освещение различных дверей здания. В двери Рождества лучи солнца попадают на рассвете, что означает рождение, а в двери Страстей Христовых они попадают на закате, символизируя смерть. Фасад Славы освещается солнцем весь день: свет полностью заполняет неф, символизируя Воскресение. Окончание строительства базилики Святого Семейства запланировано на 2026 год, но уже сейчас можно посетить значительную часть храма и начать открывать для себя его секреты. Чего же вы ждете?
Неф базилики Святого Семейства в Барселоне, Каталония
©
Fundació Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família
Узнайте подробнее о…
Чем заняться
Идеи, которые вдохновят вас
Искусство и культура
Тысяча и одно знакомство с Альгамброй в изображениях
Искусство и культура
Изображения Соборной мечети в Кордове
Искусство и культура
Изображения Портика Славы
Дополнительная информация
От камня ручной работы до 3D-печати: технологическая и материальная эволюция храма Святого Семейства Гауди
От камня ручной работы до 3D-печати: технологическая и материальная эволюция храма Святого Семейства Гауди
Шедевр часто определяют как самую выдающуюся работу в карьере художника, которая подчеркивает высоту его техники и идеалов. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; Пьета Микеланджело; сержант Битлз. Альбом Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Есть много примеров, по которым не всегда единодушно соглашаются. Но что, если то, что многие считают шедевром, было начато кем-то другим, указанный создатель не дожил до его завершения, и почти вся его документация была уничтожена? Каталонский архитектор Антони Гауди и его всемирно известный храм Expiatori de la Sagrada Família являются примерами этих сложностей. От тщательно продуманной каменной конструкции до самых современных технологий 3D-печати и высокопрочного бетона — при строительстве проекта использовались и продолжают использоваться многочисленные технологии.
В 1882 году архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр начал проект церкви, следуя руководящим принципам того времени, и таким образом использовал стандартные элементы неоготики: пять продольных нефов, оживальные окна, контрфорсы и остроконечную колокольню. Однако из-за разногласий с католической церковью Вильяр ушел с работы, и в 1883 году ответственным за это был назначен Антони Гауди, 31-летний архитектор, как показано в хронологии произведения. В то время как крестообразный план первоначального проекта был сохранен, Гауди внес в здание множество значительных изменений, таких как угловые колонны и гиперболоидные своды, устраняя необходимость в контрфорсах. Удалив эти важные структурные элементы, которые могли выдержать горизонтальные толчки тяжелой крыши, архитектор предложил вместо них культовые разветвленные и угловые колонны.
С тех пор проект постоянно строился и, как ожидается, будет завершен в 2026 году, к столетию со дня смерти Антонио Гауди. Но можно себе представить, что работы, которые ведутся более 130 лет, с некоторыми остановками, претерпели несколько изменений в методах строительства и материалах. «Первый период строительства, в котором Гауди был архитектором, ответственным за работу, длился с 1883 по 1936 год. В то время использовались традиционные материалы того времени, особенно каменная кладка с известковым раствором в качестве связующего». [1] С 1914 по 1926 год Гауди жил на строительной площадке церкви, посвятив себя исключительно работе и построению многочисленных гипсовых моделей колонн, нефов, фасадов и других строительных элементов с целью донести свои идеи до сотрудников.
Незадолго до этого, в 1901 году, первый цементный завод в Каталонии был основан Эусеби Гуэлем, другом, сторонником и покровителем Гауди. Исследователи [3] укажите, что одной из причин, по которой железобетону потребовалось много времени, чтобы добраться до Каталонии, было то, что в регионе были оптимизированы традиционные каталонские методы, такие как каменные арки (каталонские своды), поддерживаемые металлическими балками, которые имели хорошее соотношение затрат и выгод для строительства. и уменьшила потребность в других решениях.
Оттуда Гауди начал экспериментировать с материалом, который использовался при строительстве Парка Гуэля, Дома Мила и церкви Колония Гуэль. При строительстве храма Святого Семейства впервые был использован железобетон на шпилях фасада храма Нативидаде, построенного между 1915 и 1934 годами.
Спустя десять лет после смерти Гауди, которого сбил трамвай возле строительной площадки, пожар уничтожил большинство планов и чертежей в офисе. К счастью, некоторые модели были сохранены, что позволило переделать большую часть документации проекта в соответствии с идеями архитектора.
Некоторые периоды простоя из-за Второй мировой войны и гражданской войны в Испании задерживали работу. Многие отделочные решения, некоторые структурные решения, а также некоторые детали и связи между различными материалами должны были быть определены последующими поколениями архитекторов и инженеров, работавших над зданием, которые стремились максимально соответствовать оригинальным идеям Гауди.
«Начиная с 1944 года, здания, для которых бетон уже был одним из важнейших материалов, возобновили строительство. В эти годы они использовали, прежде всего, циклопический бетон при заполнении стен и железобетон в конструктивных элементах. [2]«Начиная с 60-х годов, железобетон стал широко использоваться в строительстве, но в 90-х годах на самой известной строительной площадке в мире начинается новый этап. Именно в это время общественный интерес к Саграда Фамилия значительно возрастает, что приводит к увеличению посещений и увеличению доходов. В результате работы стали включать множество новых достижений в процессе строительства, в том числе несколько кранов и начало экспериментов по компьютерному моделированию сложной геометрии. «Два события символизируют изменения, которые произошли с тех пор: увеличение доходов, которое позволило нам ускорить темпы строительства, и внедрение новых технологий с точки зрения материалов, проектирования и строительных процессов. Основной задачей в последние годы было строительство нефов. Это привело к подъему стен по периметру (завершено в 1999 г.), колонн и внутренних сводов, а также изгибов основного корпуса, которые в настоящее время завершены; в настоящее время они работают на трансепте и апсиде [2]».
В настоящее время почти все строительные элементы в церкви Саграда Фамилия построены из бетона, часто облицованного натуральным камнем. Бетон бывает различных форм: сборные элементы, железобетон, твердый бетон и детали из специального бетона с очень высокой структурной прочностью, например, в колоннах апсиды и трансепта, где в бетонную смесь вводили микрокремнезем, достигая сопротивления 80 МПа. . В других частях конструкции из-за сложной геометрии Гауди, арматуры и невозможности увеличения поперечного сечения требовалось разработать бетонные элементы с высокой текучестью и прочностью.
Кроме того, в последние десятилетия в Саграда Фамилия использовались современные технологии цифрового дизайна и строительства. Архитекторы и ремесленники используют такие программы, как Rhinoceros, Cadds5, Catia и CAM, для понимания сложной геометрии и визуализации здания в целом. В этом процессе используются стереолитографические 3D-принтеры, которые создают прототипы слой за слоем, в результате чего получается гипсоподобный материал, метод, который позволяет строителям вручную изменять прототипы в соответствии с конкретными требованиями здания.
Строительство храма Святого Семейства заняло так много времени, что строительные технологии и материалы значительно изменились от начала до конца. Многие исследователи задаются вопросом, мог ли он быть построен из материалов того времени, когда он был спроектирован, при этом сохраняя все формы, придуманные гением каталонского модернизма. Был бы Гауди адаптирован к проекту, если бы он дожил до решения всех проблем с дизайном? Или его гений, как указывали некоторые исследователи, заключается в том, что он разработал проект, который позволяет со временем внедрять новые технологии и материалы?
Примечания
[1] Роза Грима Лопес. Эль-Ормигон-ан-эль-Темпло-де-ла-Саграда Фамилия. Доступно по этой ссылке [2] Р. Эспель, Х. Гомес, Р. Грима, А. Агуадо. Эволюция строительства храма Святого Семейства. Informes de la Construcción 61 (516). Декабрь 2009 г. Доступно по этой ссылке. [3] Роза Грима Лопес, Антонио Агуадо де Сеа и Хосеп Гомес Серрано. Гауди и железобетон в строительстве. Доступно по этой ссылке
Эта статья является частью Topic: New Practices, гордо представленного PERI. Отдел будущих продуктов и технологий PERI исследует прорывные технологии, которые могут коренным образом изменить строительную отрасль. Цель состоит в том, чтобы распознать признаки будущего и помочь сформировать это будущее. Таким образом, благодаря методичному подходу PERI расширяет свою ключевую компетенцию и является явным пионером на рынке. Узнайте больше о наших ежемесячных темах. Как всегда, в мы приветствуем вклад наших читателей; если вы хотите отправить статью или проект, свяжитесь с нами.
.
Католическая изобретательность Гауди признала Святое Семейство дверью в чудесную тайну Божьего милосердия
Епископ Хайме Сото
Одной из моих любимых церквей, помимо Собора Святого Причастия, является красивая базилика Саграда Фамилия (Святое Семейство) в Барселоне, Испания. На протяжении многих лет я несколько раз посещал этот необычный Дом Божий. Родственники со стороны отца живут в Испании. Так что в поездках, чтобы посетить их, я часто совершал поездку в Барселону, посвящая вторую половину дня базилике.
Во время моего первого посещения базилики много лет назад сооружение казалось невероятно далеким от завершения. Внутренние стены уходили в открытое небо. Экскурсия проходила под звуки стройки вокруг. Казалось бы, медленный темп создавал впечатление, что Иисус принесет Парусию до того, как это здание будет завершено. В мои недавние визиты я блуждал в изумлении от прекрасного величия базилики. Строительство все еще продолжается, но здание было завершено достаточно, чтобы Его Святейшество Папа Бенедикт освятил его 7 ноября 2010 года. Хотя базилика в основном построена из камня, гипса и стекла, она является живым памятником. Днем солнечные лучи, фильтруясь через калейдоскоп витражей, создают движущиеся цвета и тени. Здание вздыхает и трепещет жизнью.
Художником, придумавшим и спроектировавшим базилику Святого Семейства, был Антонио Гауди. Он был пионером в архитектуре. Он умер в 1926 году, и его тело погребено в склепе любимой им базилики. Есть повод для его канонизации. Он находился под влиянием растущих современных движений в искусстве, но в то же время имел глубокие католические инстинкты. Заимствуя возобновившийся интерес к привнесению природных тем в искусство и архитектуру, он также считал, что природа наполнена величием Бога. Он был вдохновлен готическими соборами Европы и стремился найти способ примирить современные устремления с теологическими измерениями традиционной католической церкви. Проходя в базилику сегодня, создается ощущение, что вы попадаете в рай, воображаемый как сад, рай. Оставляя позади суматошные улицы Барселоны, человек попадает в представление о новом небе и земле, предсказанных в Книге Откровения. (Откр. 21:1)
Первое впечатление от искусства Гауди отмечает его занятость. Подобно готическому или барочному зданию, в искусстве многое происходит. Гауди по-новому оценил дикость и кажущуюся случайность природы с непредсказуемыми эффектами. Кто может сказать, как вырастет ветка или как расцветет роза?
В течение многих лет после его смерти его работа и проект базилики вызывали сожаление, в значительной степени из-за все более секуляризационных тенденций в культуре и политике в 20 веке. Они предпочитали чистые, рациональные линии и формы как признаки прогресса разума. Слово «безвкусный», взятое из его имени, было введено в современный словарь как не очень дополняющая ссылка на его работу. Это стало синонимом яркого или диковинного стиля. В последнее время репутация его искусства получила большее признание, кульминацией которого стало историческое завершение большей части базилики и ее посвящение Папой Бенедиктом.
Большая часть работ базилики проходила после его смерти. Ремесленники, взявшие на себя проект после Гауди, старались оставаться верными его вдохновению. Одной из основных частей здания, которое было завершено при его жизни, был фасад Рождества Христова. На этом величественном творении буквально повсюду отпечатки пальцев Гауди. Это сад сложной красоты и манящей тайны. Требуется время и внимание, чтобы уловить теологическую симметрию, вплетенную в переплетение небесных и земных образов.
Фасад обращен на восток, где свет каждого нового дня встречает «Зарю свыше» (Лк 1:78), рожденную в яслях. Есть три больших портика, представляющих три богословских добродетели: веру, надежду и милосердие. Благотворительность — центральная и самая большая из дверей. Это полихроматические изображения листьев, намекающие на райский сад внутри.
Над Дверью Милосердия, простым, но притягательным центром всего фасада, изображен Иосиф, стоящий над Девой Марией, преклонивший колени в нежном поклонении Ее Сыну, Младенцу Христу. Над ними находится группа молодых ангелов, склонившихся над облаками и друг над другом, чтобы мельком увидеть Святое Семейство. Столб, установленный посреди ангельских поклонников, выполнен в виде лучей яркой мерцающей звезды, которая привела волхвов к новорожденному царю. Группа пастухов находится на одной стороне благотворительного портика. Волхвы с другой стороны. Над каждой группой изображено небесное воинство, поющее и трубящее в трубы благой вести о спасении, завернутое в пеленки. Все фигуры появляются из пещер, деревьев, цветов, пальмовых ветвей и облаков. В этом головокружительном фасаде небо и земля действительно собраны, чтобы стать свидетелями рождения нового творения.
Двери на фасаде Рождества также следуют видению Гауди: празднование радости жизни через природу pic.twitter.com/KjAttDgvQz
— La Sagrada Família (@sagradafamilia) 18 ноября 2020 г.
На фасаде Рождества Гауди есть еще много всего, чем можно поразмыслить и восхититься. Большинство событий повествований о младенчестве в Евангелиях представлены в той или иной форме. Я приглашаю вас изучить в Интернете, если не лично, эту удивительную архитектурную медитацию о Воплощении.
Католическая изобретательность Гауди признала Святое Семейство дверью в чудесную тайну Божьего милосердия. Замысловатый дизайн фасада поначалу может показаться пугающим. Когда человек начинает переходить от одного изображения к другому, фасад вовлекает посетителя в историю. Вскоре становится ясно. Интенсивная красота фасада мягко раскрывает его поклонникам непревзойденную красоту Воплощенного Слова, Иисуса. Мы видим «Его славу, славу как Единородного Сына Отца, полную благодати и истины». (Ин 1:14)
Выпуск «Католического вестника»
Ноябрь-декабрь 2020 г.
Искусство и мученичество Святого Семейства, Искупительной церкви Святого Семейства
9 апреля 2021 г.
Доротея и Вольфганг Кох
Среди драгоценных сокровищ Церкви, которые приносят спасение душ, которые мы должны вернуть, чтобы спасти наши семьи и восстановить христианское общество, является Таинство Брака. Не затемнено ли оно сегодня прежде всего потому, что мы редко провозглашаем эту забытую жемчужину среди семи таинств, не позволяем ей более сиять в нашей жизни? Надежда рождается при рассмотрении, пожалуй, самого невероятного явления нашего времени — создания 9-го0042 Sagrada Família , Искупительная церковь Святого Семейства, прямо в центре современной мегаполиса Барселоны.
Сопротивление храму Святого Семейства
Принимая во внимание его основополагающий дух, а также личное благочестие Антонио Гауди, к которому привело его строительство Святого Семейства , неудивительно, что такой проект встретил определенное сопротивление. Как сказал один из учеников Гауди и его официальный биограф, архитектор Сезар Мартинель-и-Бруне (1888-1919 гг.73), отмечает, что молодой Гауди отвернулся от своих либеральных взглядов из-за все более жестокого анархистского движения, но не отказался от своих трудовых идеалов. Что он сделал, так это заменил истинное христианское милосердие чисто светской филантропией ( Gaudi: His Life, His Theories, His Work . Cambridge: MIT Press, 1975). Он всегда оставался верен своей ранней братской поддержке честного рабочего. Под влиянием католического социального учения Гауди понял, что серьезные социальные конфликты его времени не могут быть разрешены «мессианским материализмом».
В 1910 году он участвовал в «Социально-католической неделе», организованной предпринимателем Эусеби Гуэлем и Бачигалупи (1846-1918), клиентом и покровителем Гауди, в рабочем поселке Колония Гуэль . Дружба Гуэля и Гауди на протяжении всей жизни вышла далеко за рамки деловых отношений и была основана на глубокой католической религиозности. В 1886 году Гауди начал строительство Palau Güell , городского дворца семьи Гуэль. Помощник Гауди Франсеск д’Ассис Беренгер-и-Местрес (1866–1914) построил винодельню Bodegas Güell между 189 г.5-1901. В 1898 году Гуэль поручил Гауди построить церковь для Colònia Güell в Santa Coloma de Cervello недалеко от Барселоны. Крипта и портик были завершены. В 1900 году Гауди начал строительство Парка Гуэля . С 1906 до конца 1925 года он жил там в доме, который с 1963 года увековечивает его память как Дом-музей Гауди .
В Setmana Tràgica , «трагической неделе» лета 1909 года, когда антиклерикальные, анархистские и распутные силы, как Пий IX назвал их в Quanta cura , разрушенные церкви и монастыри Барселоны, духовные школы и приюты, Sagrada Família до сих пор в значительной степени уцелел, как будто чудом. Однако во время гражданской войны в Испании Federación Anarquista Ibérica атакует Искупительную церковь Святого Семейства в лоб. В течение нескольких часов 20 июля 1936 года более чем пятидесятилетняя работа пошла прахом, а рисунки, переписка и архивы Гауди стали жертвами огня. Тысячи часов работы, в течение которых Гауди разработал свою модульную структуру для Саграда Фамилия , были уничтожены. В скульптурных и модельных мастерских анархисты разбили все, что смогли найти, в том числе замысловатые модели и хрупкие трехмерные гипсовые детали.
Аэрофотоснимок храма Святого Семейства, сделанный Вальтером Миттельхольцером (1930 г.) / Wikimedia Commons (Public Domain) Ученик Гауди Франческ де Паула Кинтана-и-Видаль (1892-1966) пробрался в руины после наступления темноты, рискуя своей жизнью, и спас все, что мог. На этой основе Кинтана смог реконструировать 3D-модели Гауди, начиная с 19 века.44. Сегодня макетная мастерская по-прежнему является конструктивным сердцем Sagrada Família , где модели Гауди реконструируются из многих тысяч фрагментов с помощью компьютеров.
12 мучеников Святого Семейства
Наконец, анархисты осквернили гробницы в склепе. Каменная крышка гробницы Гауди была сломана, а его забальзамированное тело вытащили. Они также разрушили семейную гробницу Бокабеллас и пронесли тела жутким шествием по улицам. 19 августаВ 1936 году художник-сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989) написал на открытке своему другу Пабло Пикассо (1881–1973), который, как он знал, ненавидит работы Гауди: «На днях в Барселоне мой друг увидел мистера Антони Гауди пересекает Via Laietana во второй половине дня. […] Его тащили с веревкой на шее, и он выглядел довольно плохо, чего и следовало ожидать в его состоянии, так как его только что эксгумировали. Он немного постарел, хотя его все-таки забальзамировали». Еще в 1900 году Пикассо написал другу, чтобы тот «послал Гауди и Саграда Фамилия к черту». Английский писатель Джордж Оруэлл (1903-1950), участник Гражданской войны в Испании на стороне республиканцев, охарактеризовал храм Sagrada Família как «одно из самых отвратительных зданий в мире», добавив, что «анархисты проявили дурной вкус в не взорвали его, когда у них была возможность».
Оруэлл был ближе к истине, чем он думал. Ибо анархисты действительно вернулись, чтобы взорвать фасад Рождества. Ближайший соратник Гауди Суграньес, рискуя жизнью, убедил анархистов воздержаться. Через несколько дней первый из «12 мучеников 9-го0041 Sagrada Família ”погиб. Священник Хиль Парес-и-Виласау (1880-1936), капеллан храма Святого Семейства , который десятью годами ранее принес последние причастия умирающему Гауди, был убит семью пулями в голову. С 2011 года он тоже похоронен в склепе. Вскоре после этого были убиты два учителя школы Sagrada Família , отцы семейств, а также брат капеллана. За ним последовал генеральный викарий Барселоны, потому что он председательствовал на 9-м0041 Ассоциация продвижения храма Святого Семейства . Образовательным для Гауди был его исповедник и духовный наставник, ораторский отец Агусти Мас-и-Фольч (1866-1937). В Оратории он помог пробудить любовь Гауди к литургии и григорианскому пению. После освобождения из анархистской пыточной тюрьмы Сант-Элиес Мас был ранен выстрелом в затылок и брошен в канаву. Процесс беатификации был открыт и для двенадцати мучеников Святого Семейства .
В 1950-х годах была попытка остановить строительство. Помимо прочих, знаменитые архитекторы Ле Корбюзье (1887-1965) и Вальтер Гропиус (1883-1969) подписали даже молодых Субирахов, которые в старости спроектировали фасад Страстей. Но проект провалился. В 1990-х снова разгорелся ожесточенный спор. Группа современных архитекторов и градостроителей вокруг архитектора Ориола Бохигаса и Гвардиолы (род. в 1925 г.) придерживалась мнения, что дальнейшее строительство храма Святого Семейства должно быть запрещено. Еще в 2008 году группа из 400 архитекторов, актеров, режиссеров и галеристов требовала остановить строительство. Тем не менее, противники Гауди и его искусства по-прежнему безуспешны в своих попытках запретить строительство церкви, финансируемой исключительно за счет пожертвований.
Предварительная кульминация и надежда
В воскресенье, 7 ноября 2010 г. , Папа Бенедикт XVI (*1927) освятил главный алтарь Саграда Фамилия , массивный блок розового камня, благоухающим миром и воздвиг Искупительный Церковь Святого Семейства в ранге Малой Папской базилики. Особенно трогательно папское благословение, полученное Хорди Бонет-и-Арменголом (*1925), старейшим архитектором линии, которая непрерывно восходит к самому Гауди.
Это был самый важный день в истории Sagrada Família с момента закладки первого камня в праздник Святого Иосифа в 1882 году. Папа Бенедикт превращает упоминание святого Иосифа в личное: «Мой радость от возможности председательствовать на этом празднике стала еще больше, когда я узнал, что это священное здание с самого начала было тесно связано с фигурой святого Иосифа. Меня особенно тронула уверенность, с которой Гауди перед лицом бесчисленных трудностей, которые ему пришлось преодолеть, с уверенностью в божественном провидении воскликнул: «Св. Иосиф завершит церковь». Поэтому тот факт, что она теперь освящена Папой, чье имя при крещении — Иосиф, имеет немаловажное значение».
Для Бенедикта XVI освящение алтаря является кульминацией важного повествования. «Это событие также в некотором роде является кульминацией и результатом истории каталонского региона, — сказал он в своей проповеди, — которая, особенно с конца XIX века, произвела на свет множество святых и основатели религиозных орденов, мученики и христианские писатели: история святости, художественного и поэтического творчества, рожденного верой». Воздействие Sagrada Família не ограничивается Каталонией:
«Что значит освятить эту церковь? Посреди мира, перед лицом Бога и человека, в смиренном и радостном акте веры, мы построили огромное здание, плод природы и огромного усилия человеческого разума, строителя этого произведения искусства. […] В этом священном пространстве Гауди хотел обобщить то, что он получил из трех великих книг, из которых он черпал пищу как человек, как верующий и как архитектор: Книги Природы, Книги Писания и Книги Мира. Литургия. Таким образом, он соединил реальность мира и историю спасения, рассказанную нам через Библию и представленную в литургии. Он взял камни, деревья и человеческую жизнь в священное здание, чтобы направить все творение к божественной славе, но в то же время вынес ризницу, чтобы люди увидели тайну Божию».
В заключение, когда мы подвергаем сомнению архитектуру храма Святого Семейства на предмет ее духовной ценности, мы должны начать с того, какой должна быть церковь. В ней Иисус Христос через Священную Литургию продолжает свое священническое дело, чтобы искупить грехи, восстановить нарушенный порядок и привести людей к истоку и конечной цели всех тварей. Для Пия XII (1876-1958) все, что относится к церковной музыке, применимо и к церковной архитектуре и скульптуре. Новые формы искусства «не следует презирать и отвергать целиком и по предвзятому мнению». Ибо если они «мудро избегают как простого подражания природе, так и преувеличенного «символизма»» и «больше учитывают потребности христианской общины, чем особую концепцию и личное отношение художников, то путь обязательно должен быть открыт».