Разное

Государственный строй люксембурга: ЛЮКСЕМБУРГ • Большая российская энциклопедия

ЛЮКСЕМБУРГ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

  • Природа.
  • Население.
  • Государственный строй.
  • Вооруженные силы.
  • Экономика.
  • Промышленность.
  • Сельское хозяйство.
  • Финансы.
  • Внешняя торговля
  • Транспорт и связь.
  • Образование.
  • ИСТОРИЯ
  • Люксембург в конце 20 в — начале 21 века

ЛЮКСЕМБУРГ, Великое Герцогство Люксембург, государство в Западной Европе. Площадь 2586 тыс. кв. км. Население 422,5 тыс. человек (1997). Граничит на западе и севере с Бельгией, на востоке с Германией и на юге с Францией. Столичный город тоже носит название Люксембург, как и сопредельная провинция Бельгии, которая занимает бóльшую площадь, чем Великое Герцогство. С 1921 (за исключением периода германской оккупации в 1940–1945) Люксембург состоит в экономическом союзе с Бельгией. Страна входит в экономический союз Бенилюкс и Европейский союз (ЕС).

Природа.

Южная половина Люксембурга – Гутланд – представляет собой продолжение Лотарингского плато и характеризуется волнистым куэстовым рельефом. Здесь выражена система гряд и уступов, постепенно понижающихся к востоку. Преобладают культурные ландшафты. На севере страны, в Эслинге, занятом предгорьями Арденн, развит сильнорасчлененный рельеф с высотами до 400–500 м. Самая высокая точка – гора Бургплац (559 м). Самая крупная река Люксембурга – Сюр (Зауэр) – берет начало на территории Бельгии и течет на восток, затем после слияния с Уром на юго-восток и юг и впадает в Мозель. Альзет, южный приток Сюра, протекает через столичный город Люксембург и промышленные города Эш-сюр-Альзет, Мерш и Эттельбрюк.

По климатическим особенностям Люксембург сходен с Нидерландами и Бельгией. Лето теплое, средняя температура июля 17° С. Зимой преобладают положительные температуры, но в предгорьях Арденн иногда бывают морозы –до –15° С. За год в городе Люксембурге в среднем выпадает 760 мм осадков, частично в виде снега. На севере страны среднегодовое количество осадков возрастает до 850–900 мм, снегопады бывают чаще. В долинах Мозеля и низовьев Сюра нередко выпадает град.

Более 1/3 территории Люксембурга занимают дубовые и буковые леса. Они сосредоточены в Эслинге и северной части Гутланда. В верхних частях склонов Арденн появляются лиственница и ель. Местами встречаются верещатники и торфяные болота. В Люксембурге в садах и парках культивируют такие теплолюбивые растения, как грецкий орех, абрикос, падуб, самшит, кизил, барбарис.

Животный мир сильно обеднен. На пашнях можно увидеть зайцев, а в лесных чащах – отдельные особи косуль, серн и кабанов. Здесь живет много белок. Из птиц встречаются вяхири, сойки и канюки, а также фазаны. Редким гостем стал ястреб-перепелятник. В густых лесных зарослях обитают рябчик и глухарь. В реках и ручьях Эслинга водится форель.

Население.

Кельты, франки и германские племена, мигрировавшие через этот район до и после вторжения римлян, являются предками современных жителей Люксембурга. Страна имеет собственный язык – люксембургский, в основе которого лежит диалект немецкого языка с многочисленными заимствованиями из французского языка. Французский и немецкий также являются официальными языками страны. Кроме того, многие жители говорят по-английски. Преобладающая религия – римско-католическая, но конституция гарантирует свободу вероисповедания и в крупных городах имеются небольшие протестантские и иудейские общины.

Население Люксембурга составляло 300 тыс. человек в 1930, 291 тыс. в 1947 и 385 тыс. по переписи 1991. Численность населения в 2009 оценивают в 491 тыс. 775 человек. Во время Второй мировой войны произошло резкое сокращение численности населения, особенно мужского, но эта потеря была компенсирована за счет роста населения после 1950. Почти весь прирост – результат иммиграции. В 1996 насчитывалось ок. 127 тыс. человек иностранного происхождения (преимущественно португальцев и итальянцев) – 33% всего населения страны. Рождаемость уменьшилась от 31 в расчете на 1000 человек в начале 20 в. до 11,92 в 2003, а смертность составляет 8,78 на 1000 человек. Коэффициент детской смертности составляет 4,65 на 1000 новорожденных. Ожидемая продолжительность жизни в Люксембурге у мужчин – 76, а у женщин – 83.

Бóльшая часть населения концентрируется в южной части страны. В столичном городе Люксембурге проживало 83,8 тыс. человек (2007). Другие города с населением свыше 15 тыс. человек – Эш-сюр-Альзет (27,9 тыс.в 2004), Дифферданж (18,9 тыс. в 2004) и Дюделанж (17,5 тыс. в 2003). Важные туристские центры – Эхтернах и Мондорф-ле-Бен.

Государственный строй.

Люксембург – конституционная монархия. Право наследования принадлежит семейству Нассау. Великий герцог Жан унаследовал престол от великой герцогини Шарлотты в ноябре 1964. В сентябре 2000 Жан отрекся от власти в пользу своего сына принца Анри. Члены совета занимают свои должности до конца жизни. Хотя совет является высшим консультативным органом при герцоге по вопросам законодательства и права, тем не менее герцог может вносить поправки в законы, принятые палатой депутатов (парламентом), и даже временно налагать вето на законы. Конституция, принятая 16 октября 1868, изменялась в 1919 и еще несколько раз после 1948.

Законодательный орган – палата депутатов – состоит из 60 членов, избираемых прямым голосованием на 5-летний срок. Административная власть находится главным образом в руках премьер-министра и кабинета министров. Партия, формирующая правительство, должна иметь большинство мест в палате депутатов. Все взрослые граждане обязаны принимать участие в выборах. Избирательные права были предоставлены женщинам в 1919. Палата депутатов выбирается по системе пропорционального представительства от четырех избирательных округов. Люксембург разделен на 12 кантонов.

Крупнейшая в стране – Христианско-социальная народная партия – католическая, существует с 1870-х, защищает интересы имущих слоев населения. Люксембургская социалистическая рабочая партия – социал-демократическая, создана в 1890-х, входит в Социалистический Интернационал и опирается на профсоюзы. Либеральное политическое течение было представлено до Второй мировой войны Радикальной либеральной, а с 1947 – Либеральной партией. Другие политические партии – Коммунистическая партия Люксембурга, Зеленые и т. д.

Вооруженные силы.

До Второй мировой войны Люксембург в соответствии с условиями Лондонского договора 1867 имел только пограничные войска численностью 300 человек. Несмотря на международные гарантии нейтралитета, Люксембург был оккупирован германскими войсками во время Первой и Второй (в 1940) мировых войн. Поэтому в 1945 страна ввела обязательную воинскую повинность с коротким сроком службы, а в 1948 из конституции была изъята статья о нейтралитете. В 1967 взамен обязательной воинской службы был узаконен набор добровольцев в армию, насчитывающую 800 человек, и жандармерию из 560 человек. Люксембург – член ООН, НАТО, ЕС и ряда других международных организаций, имеет соглашения о военном сотрудничестве с Бельгией и Нидерландами.

Экономика.

В 1990-х годах Люксембург был одной из самых зажиточных стран Запада с высоко развитой экономикой. Основу экономики прежде всего составляет развитая сфера услуг, в том числе в финансовой области.

В 2002 валовой внутренний продукт (ВВП) оценивался в 21,94 млрд. долл., или 48 900 долл. в расчете на душу населения (против 26 556 долл. в Бельгии и 43 233 долл. в Швейцарии). Исходя из паритета покупательной способности, расходы населения Люксембурга составляли в душевом исчислении 16 827 долл. (в США – 17 834 долл.). Годовой рост ВНП в начале 1990-х годов в среднем составлял 5,5%, что намного выше среднего показателя для стран – членов ЕС.

Промышленность.

У южной границы Люксембурга имеются богатые месторождения железной руды, относящиеся к обширному Лотарингскому бассейну. В 1970 было добыто ок. 5,7 млн. т руды, но производство быстро сокращалось и было окончательно свернуто в начале 1997. Тогда же была погашена последняя доменная печь. Значительное сталелитейное производство в последние годы работало на базе импортной руды, ввозившейся главным образом из Франции. На долю стали в 1952 приходилась треть ВВП, а в 1994 – всего 6%. За период 1974–1990 выпуск стали сократился с 6,4 млн. т до 3,5 млн. т, а производство чугуна упало вдвое. Основной сталелитейный концерн АРБЕД, основанный в 1911, был крупнейшим промышленным предприятием страны. В настоящее время сталелитейное производство переориентировано на использование металлолома в качестве сырья и выплавку в электропечах.

В экономике Люксембурга важное место занимает банковское дело, уделяется значительное внимание созданию телекоммуникационных сетей и производству аудио- и видеотехники. Выпускаются химические продукты, машины, пластмассы, ткани, стекло, фарфор. Много новых предприятий было создано крупными фирмами США. Для иностранных компаний весьма привлекательным фактором является то, что местные рабочие знают несколько языков.

Почти вся энергия, потребляемая в Люксембурге, импортируется, включая нефть, природный газ, каменный уголь.

Сельское хозяйство.

Примерно четверть территории Люксембурга обрабатывается, и еще одна четверть занята под лугами и пастбищами. Основные отрасли сельского хозяйства – мясо-молочное животноводство и зерно-кормовое растениеводство.

Средние размеры ферм в Люксембурге невелики – ок. 7 га, и в большинстве из них практикуется смешанное хозяйство. Почвы бедные песчаные, для повышения их плодородия вносятся фосфорные удобрения, побочный продукт металлургического производства. Основные культуры – картофель, пшеница, овес, ячмень, рожь и клевер на семена. Выращивается также виноград; в долине Мозеля производятся качественные белые вина. Возрастает потребность в импорте продовольственного зерна и некоторых видов фуражного зерна. Урожаи сельскохозяйственных культур значительно ниже, чем в Бельгии и Нидерландах. Сельское хозяйство страны получает субсидии от государства и ЕС для поддержания стабильного уровня цен и прямых выплат фермерам. В 1995 на долю сельского хозяйства приходилось 1,1% ВВП и 2,7% общего числа занятых (против 5,4% в 1980). Хотя экономика страны значительно выиграла от участия в Бельгийско-Люксембургском экономическом союзе и в таможенном союзе Бенилюкса, сельское хозяйство не было модернизировано на уровне других отраслей экономики.

Финансы.

Банковское дело и финансовые услуги стали основным видом экономической деятельности, который в 1995 концентрировал 31,9 ВВП и 9,2% занятых. Люксембург – один их финансовых центров Европы, и в 1995 здесь находились представительства 220 иностранных банков, которых привлекали принятые в конце 1970-х годов самые благоприятные в ЕС законы о банковской деятельности, гарантирующие сохранение тайны вкладов. Впрочем, гармонизация законов в странах ЕС, проведенная в 1993, несколько нивелирует преимущества Люксембурга перед другими странами союза. В 1992 суммарные авуары финансовых организаций Люксембурга возросли до 376 млрд. долл., бóльшей частью в долларах США и немецких марках. В 1994 в стране действовало 12 289 холдинговых компаний.

В бюджете 1996 доходы составили 159 млрд. люксембургских франков, а расходы – 167, 2 млрд. На долю косвенных налогов приходилось 42% всех доходов, на долю прямых – 48%. Суммарные доходы от налогов составляли 45% ВВП – самый высокий показатель для стран ЕС.

В Люксембурге обращались люксембургский франк и бельгийский франк. Валюта выпускалась Люксембургским монетным институтом, который опекает финансовый сектор. Центральным банком является Национальный банк Бельгии.

С 1 января 2002 года валютой Люксембурга является Евро (EURO).

Внешняя торговля

Люксембурга связана с внешней торговлей Бельгии, и Национальный банк Бельгии осуществляет международные операции Люксембурга. Государство сильно зависит от внешней торговли. Бóльшая часть промышленной продукции идет на экспорт, причем 1/3 ее составляют металлы и готовые изделия. Люксембург полностью импортирует энергоносители для промышленности – каменный уголь и нефть; ввозятся также автомобили, ткани, хлопок, продовольствие и сельскохозяйственные машины. До середины 1970-х годов торговый баланс обычно был положительным, и поступления от экспорта превышали расходы на импорт, но сокращение производства стали существенно изменило баланс. В 1995 стоимость экспорта составила 7,6 млрд. долл., а стоимость импорта – 9,7 млрд. Торговый баланс сводится за счет больших доходов финансового сектора. Основные внешнеторговые партнеры Люксембурга – страны ЕС.

Транспорт и связь.

Транспорт Люксембурга отличается высоким уровнем развития. Протяженность сети железных дорог 271 км, а автомобильных – 5100 км. Основная меридиональная железная дорога соединена с линиями Франции и Бельгии, а широтная связывает линии Германии и Бельгии. Единственный аэропорт Финдель находится в 5 км к востоку от столицы.

Люксембург играет важную роль в европейском радиовещании и телевидении. «Радио-Теле-Люксембург» – акционерное общество с преобладанием французского и бельгийского капиталов, владеет одной из самых мощных станций в мире, обслуживающих многие европейские страны. В 1988–1996 это акционерное общество финансировало запуск шести паневропейских телевизионных спутников АСТРА.

Образование.

Школьное обучение обязательно для детей в возрасте от 6 до 15 лет. В 1994–1995 учебном году 27 тыс. детей посещали начальные школы. Средние школы, включая профессиональные училища, насчитывали 27 тыс. учащихся. Дети изучают немецкий и французский языки, первый – в начальной школе, а второй – в средней. В стране нет высших учебных заведений.

ИСТОРИЯ

Люксембург, находившийся на пути многих завоевателей, не раз попадал под власть немецких, французских, австрийских, голландских и испанских правителей. Несмотря на многочисленные изменения политического статуса, он сохранил свое лицо и обрел независимость.

То, что известно в истории как Люксембург, включает территорию, выходящую за современные пределы Великого Герцогства – одноименную провинцию Бельгии и небольшие районы соседних стран. Само слово «Люксембург» в переводе означает «маленький замок» или «крепость»; так назывались выдолбленные из камня укрепления столичного города, который в Европе был известен как «Северный Гибралтар». Расположенная на крутых скалах, поднимающихся над р.Альзет, эта крепость была почти неприступна и просуществовала вплоть до 1867.

Римляне, возможно, первые использовали это стратегически важное место и укрепили его, когда правили в области Белгика в Галлии. После падения Римской империи Люксембург был покорен франками в 5 в. и позднее стал частью обширной империи Карла Великого. Известно, что один из потомков Карла, Зигфрид I, был правителем этого района в 963–987, а в 11 в. Конрад, присвоивший себе титул графа Люксембургского, стал родоначальником династии, которая правила до 14 в. Поселение Люксембург в 1244 получило городские права. В 1437 в результате брака одной из родственниц Конрада с германским королем Альбертом II герцогство Люксембург перешло к династии Габсбургов. В 1443 оно было захвачено герцогом Бургундии, и власть Габсбургов была восстановлена только в 1477. В 1555 оно отошло к испанскому королю Филиппу II и вместе с Голландией и Фландрией попало под власть Испании.

В 17 в. Люксембург неоднократно вовлекался в войны между Испанией и набиравшей силу Францией. По Пиренейскому мирному договору 1659 Людовик XIV отвоевал юго-западный край герцогства с городами Тьонвиль и Монмеди. Во время другой военной кампании в 1684 французы захватили крепость Люксембург и оставались там 13 лет, пока по условиям Рисвикского мира Людовика не заставили вернуть его Испании вместе с захваченными им землями в Бельгии. После длительных войн Бельгия и Люксембург в 1713 перешли под власть австрийских Габсбургов и наступил относительно мирный период.

Он был прерван Французской революцией. Республиканские войска вошли в Люксембург в 1795, и во время наполеоновских войн этот район оставался под властью французов. На Венском конгрессе 1814–1815 европейские державы впервые выделили Люксембург как Великое Герцогство и передали его королю Нидерландов Вильгельму I в обмен на бывшие владения, которые были присоединены к герцогству Гессен. Люксембург, впрочем, был одновременно включен в состав конфедерации самостоятельных государств – Германский союз, и прусским войскам разрешалось содержать свой гарнизон в крепости столицы.

Следующая перемена произошла в 1830, когда восстала Бельгия, тоже принадлежавшая Вильгельму I. За исключением столицы, которую удерживал прусский гарнизон, весь Люксембург примкнул к восставшим. Пытаясь преодолеть раскол в регионе, великие державы в 1831 предложили разделить Люксембург: его западная часть с франкоязычным населением стала провинцией независимой Бельгии. Такое решение было окончательно утверждено Лондонским договором 1839, и Вильгельм остался правителем Великого Герцогства Люксембург, сильно уменьшившегося в размерах. Великие державы дали ясно понять, что они рассматривают герцогство как независимое от Нидерландов государство, связанное только личной унией с правителем этой страны. В 1842 Люксембург вступил в Таможенный союз германских государств, основанный в 1834. С распадом Германского союза в 1866 затянувшееся пребывание прусского гарнизона в городе Люксембурге стало вызывать недовольство Франции. Король Нидерландов Вильгельм III предложил продать свои права на Великое Герцогство Наполеону III, но в это время разразился острый конфликт между Францией и Пруссией. Вторая Лондонская конференция собралась в мае 1867, и Лондонский договор, подписанный в сентябре того же года, разрешил назревшие противоречия. Прусский гарнизон был выведен из города Люксембург, крепость ликвидировали. Были провозглашены независимость и нейтралитет Люксембурга. Престол в Великом герцогстве остался привилегией династии Нассау.

Личная уния с Нидерландами была прервана в 1890, когда скончался Вильгельм III и его дочь Вильгельмина унаследовала нидерландский престол. Великое герцогство отошло к другой ветви дома Нассау, и править стал великий герцог Адольф. После смерти Адольфа в 1905 престол занял его сын Вильгельм, правивший до 1912. Затем началось правление его дочери великой герцогини Марии Аделаиды.

2 августа 1914 Люксембург был захвачен Германией. Одновременно немецкие войска вступили в Бельгию. Германский министр иностранных дел пообещал Люксембургу выплатить репарации за нарушение его нейтралитета, и оккупация страны продолжалась до конца Первой мировой войны. С восстановлением независимости в 1918 в Люксембурге произошел ряд перемен. 9 января 1919 Мария Аделаида отреклась от престола в пользу своей сестры Шарлотты. Последняя получила подавляющее большинство голосов на референдуме, проведенном в 1919 для решения вопроса о том, желает ли Люксембург оставаться Великим Герцогством с правящим домом Нассау. В то же время началось проведение конституционных реформ в духе демократизации.

На плебисците 1919 население Люксембурга изъявило желание сохранить независимость страны, но вместе с тем проголосовало за экономический союз с Францией. Однако Франция ради улучшения отношений с Бельгией отклонила это предложение и тем самым побудила Люксембург заключить соглашение с Бельгией. В результате в 1921 был установлен действовавший полвека железнодорожный, таможенный и валютный союз с Бельгией.

Нейтралитет Люксембурга был во второй раз нарушен Германией, когда войска вермахта 10 мая 1940 вошли в страну. Великая герцогиня и члены ее правительства бежали во Францию, а после капитуляции последней организовали правительство Люксембурга в изгнании, находившееся в Лондоне и Монреале. За германской оккупацией последовало присоединение Люксембурга к гитлеровскому рейху в августе 1942. В ответ население страны объявило всеобщую забастовку, на которую немцы ответили массовыми репрессиями. Около 30 тыс. жителей, или более 10% всего населения, включая большинство молодых мужчин, были арестованы и высланы из страны.

В сентябре 1944 войска союзников освободили Люксембург, и 23 сентября правительство в изгнании вернулось на родину. Северные районы Люксембурга были вновь захвачены германскими войсками в ходе наступлении в Арденнах и окончательно освобождены только в январе 1945.

Люксембург принимал участие во многих послевоенных международных соглашениях. Он участвовал в учреждении ООН, Бенилюкса (включавшего также Бельгию и Нидерланды), НАТО и ЕС. Роль Люксембурга в Совете Европы тоже значительна. Люксембург подписал в июне 1990 Шенгенское соглашение, отменившее пограничный контроль в странах Бенилюкса, Франции и Германии. В феврале 1992 страной был подписан Маастрихтский договор. Два представителя Люксембурга – Гастон Торн (1981–1984) и Жак Сантер (с 1995) – выполняли функции президентов комиссий ЕС.

ХСНП остается крупнейшей партией Люксембурга с 1919; она возглавляла все правительства в период до Второй мировой войны. В 1945 – 1947 страной управляла широкая коалиция с участием Христианско-социальной народной, Люксембургской социалистической рабочей, Коммунистической партий и либералов из Патриотического демократического движения. До 1958 и в 1964 – 1968 ХСНП возглавляла правительственные кабинеты в блоке с социалистами, в 1959–1964 и 1969–1974 в коалиции с демократами. В 1974 демократам и социалистам удалось отстранить ХСНП от власти, но левоцентристский альянс продержался только 5 лет.

Люксембург в конце 20 в — начале 21 века

Политическая стабильность и банковские законы, гарантирующие тайну вкладов, привлекли крупные капиталовложения в промышленность и сферу услуг Люксембурга.

На всеобщих выборах в июне 1999 правящие ХСНП и ЛСРП потерпели неудачу: они получили соответственно 19 и 13 мест из 60, потеряв 2 и 4 места. Напротив, демократы укрепили свои позиции, заняв 15 мест в парламенте (на 3 больше, чем в 1994). 7 мест получило объединение пенсионеров, 5 – Зеленые, 1 – блок левых. После выборов было сформировано новое правительство из представителей ХСНП и Демократической партии во главе с Жан-Клодом Юнкером, который был переизбран на этот пост еще и в 2004.

В октябре 2000 Великий герцог Жан отрекся от престола в пользу своего сына, принца Анри.

В 2002 государственной валютой страны стало ЕВРО.

ЛЮКСЕМБУРГ (государство) | это… Что такое ЛЮКСЕМБУРГ (государство)?

ЛЮКСЕМБУРГ (государство)

ЛЮ́КСЕМБУ́РГ, Великое герцогство Люксембургское (франц. Grand-Duche de Luxembourg, нем. Grossherzogtum Luxemburg), государство в Западной Европе, в междуречье Мозеля (см. МОЗЕЛЬ) и Мааса (см. МААС). На севере и западе Люксембург граничит с Бельгией (см. БЕЛЬГИЯ) (с провинцией Люксембург), на востоке — с Германией (см. ГЕРМАНИЯ), на юге — с Францией (см. ФРАНЦИЯ). Площадь 2586 тыс км2. Население 480,2 тыс человек (2004). Столица — Люксембург (см. ЛЮКСЕМБУРГ (столица)).

Государственный строй
Конституционная монархия. Действующая конституция вступила в силу 17 октября 1868 (неоднократно изменялась и дополнялась).

Глава государства — Великий герцог из династии Нассау. С 1964 страну возглавлял Великий герцог Жан (см. ЖАН Нассау). В сентябре 2000 он отрекся от власти в пользу своего сына Анри (см. АНРИ Нассау).

Законодательный орган — однопалатный парламент (палата депутатов). Глава правительства — государственный министр.

Административно-территориальное деление
Страна делится на три административных округа (Люксембург, Дикирх и Гревенмахер), 12 кантонов, 118 городских и сельских коммун.

Крупные города — Люксембург (см. ЛЮКСЕМБУРГ (столица)), Эш-сюр-Альзет, Дифферданж, Дюделанж. Важные туристские центры — Эхтернах и Мондорф-ле-Бен.

Население
66% населения Люксембурга составляют коренные люксембуржцы (см. ЛЮКСЕМБУРЖЦЫ). 34% — это немцы, бельгийцы, итальянцы, португальцы, французы и др.

Официальные языки — французский, немецкий, люксембургский (один из прирейнских диалектов немецкого, с заимствованиями из французского). Люксембургский был принят в качестве официального только в 1985.

Большинство верующих (95%) — католики. Городское население — 88%. Плотность населения — 175,6 человек на 1 км2.

Природа
Южная часть территории Люксембурга — Гутланд («добрая земля») — является продолжением Лотарингского плато (см. ЛОТАРИНГСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ) и представляет собой холмистую средневысотную местность с выраженной системой гряд и уступов, постепенно понижающихся к востоку, на севере — отроги Арденн (см. АРДЕННЫ) (высота до 565 м) и Рейнских Сланцевых гор (см. РЕЙНСКИЕ СЛАНЦЕВЫЕ ГОРЫ). На севере страны, в Эслинге, занятом предгорьями Арденн, развит сильнорасчлененный рельеф с высотами до 400—500 м. Самая высокая точка — гора Бургплац (559 м).

Реки относятся к бассейну Мозеля (см. МОЗЕЛЬ): Сюр (Зауэр) — приток Мозеля, и Альзет — приток Сюра. В реках и ручьях Эслинга водится форель (см. ФОРЕЛИ).

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Зима мягкая (средние температуры января 0-+2 °С), лето нежаркое (средние температуры июля +17 — +18 °C). Осадков свыше 700 мм в год. В предгорьях Арденн зимой часто выпадает снег, иногда бывают морозы до –15 °С.

Когда Люксембург входил в состав Франции, в конце 18 — начале 19 вв., он назывался департаментом Форэ («Лесным департаментом»). До сих пор около 1/3 территории Люксембурга покрывают леса (на равнинах лиственные — дубовые и буковые, в горах — хвойные). Они сосредоточены в Эслинге и северной части Гутланда. В верхних частях склонов Арденн появляются лиственница и ель. Местами встречаются верещатники и торфяные болота. В долинах рек сады и виноградники. В садах и парках Люксембурга культивируют такие теплолюбивые растения, как грецкий орех, абрикос, падуб, самшит, кизил, барбарис.

Животный мир сильно обеднен, встречаются зайцы, косули, серны и кабаны, из птиц — фазаны, рябчики, глухари.

В Люксембурге имеется несколько заповедников, в Арденнах — живописный Германо-Люксембургский лесопарк («Дойч-Люксембургишер») — природный национальный парк, часть которого находится на территории Германии (см. ГЕРМАНИЯ).

Экономика
Люксембург — высокоразвитая индустриальная страна, одна из самых зажиточных стран Европы. ВВП на душу населения 71400 долл. США (2006). В структуре ВВП преобладают сфера услуг, финансы и торговля. В этих отраслях занято около 50% экономически активного населения.

До середины 1990-х гг. ведущей отраслью промышленности являлась черная металлургия, развивавшаяся на богатых месторождениях железной руды (относятся к обширному Лотарингскому бассейну) у южной границы Люксембурга. В экономике страны долгое время главную роль играла сталелитейная отрасль. Сталелитейный концерн «АРБЕД» (ARBED), основанный в 1911, был крупнейшим промышленным предприятием страны. В 1997 была погашена последняя доменная печь и прекращена добыча железной руды; сталь выплавляют только из металлолома и в электропечах. Почти вся энергия, потребляемая в Люксембурге, импортируется, включая нефть, природный газ, каменный уголь.

Химическая, кожевенная, цементная, фаянсовая (стекло, фарфор), деревообрабатывающая, швейная, ткацкая, пищевкусовая промышленность. Оборудование для телекоммуникационных сетей, производство аудио- и видеотехники.

Люксембург — крупный международный финансовый и туристический центр (дельтапланеризм (см. ДЕЛЬТАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ), горные и бальнеологические курорты). В 20 в. Люксембург стал одним из крупнейших мировых банковских центров. На территории страны действует свыше 200 крупнейших банков мира. С 1929 правительство поощряет регистрацию в стране крупных транснациональных компаний, чему в немалой степени способствует внутренний либеральный налоговый климат, оффшоры.

При высоком индустриальном развитии в стране продолжают заниматься традиционными отраслями сельского хозяйства — мясомолочным животноводством, садоводством, виноградарством. Особенно славятся виноградники вдоль реки Мозель, дающие превосходное вино. В этой долине выращивают отборные сорта винограда, из которых производят всемирно известные вина «Рислинг», «Мозельское», «Риванер».

Люксембург входит в экономический союз Бенилюкс (см. БЕНИЛЮКС) и Европейский союз (см. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ) (ЕС).

Денежная единица — евро (см. ЕВРО).

Исторический очерк
Историческая область Люксембург некогда включала территорию, выходящую за пределы современного Великого герцогства Люксембургского. Она объединяла также и одноименную провинцию Бельгии (см. БЕЛЬГИЯ) и небольшие районы соседних стран — Франции и Германии. Люксембург, находившийся на пути многих завоевателей, не раз попадал под власть немецких, французских, австрийских, голландских и испанских правителей. Первыми, вероятно, этот стратегический перекресток заняли римляне и укрепили его, когда правили в области Белгика в Галлии (см. ГАЛЛИЯ). После падения Римской империи (см. ДРЕВНИЙ РИМ) Люксембург был покорен франками (см. ФРАНКИ) в 5 в., а позднее стал частью обширной империи Карла Великого (см. КАРЛ Великий). В 963—987 гг. один из потомков Карла — Зигфрид — воздвиг на крутых скалах, поднимающихся над рекой Альзет, крепость и сделал ее центром своих владений по Мозелю и в Арденнских горах. В 11 в. Конрад, присвоивший себе титул графа (см. ГРАФ (дворянский титул)) Люксембургского, стал родоначальником династии Люксембургов. После пресечения в 1136 мужской линии этого рода земли Люксембурга перешли по женской линии к графу Намюрскому, а затем к графу Лимбургскому (см. ЛИМБУРГ (историческая область)).

Основателем династии Люксембург-Лимбург был Генрих I Белокурый (1247—1281), сын которого Генрих II пал в битве при Верингене, которая и отделила Лимбург от Люксембурга, передав его во власть герцогов Брабантских (см. БРАБАНТ). В 1308 сын Генриха II, Генрих III Люксембургский, был избран императором Священной Римской империи (см. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ) как Генрих VII (см. ГЕНРИХ VII (германский король)), и основал Люксембургскую династию (см. ЛЮКСЕМБУРГИ (династия)), к которой позже принадлежали императоры Карл IV (см. КАРЛ IV Люксембург), Вацлав (см. ВАЦЛАВ IV) и Сигизмунд I (см. СИГИЗМУНД I Люксембург). В 1354 Карл IV передал графство Люксембург, возведенное им в степень герцогства (см. ГЕРЦОГ (титул)), своему брату Вацлаву. После смерти бездетного Вацлава герцогство переходило от одного рода к другому. В частности, с 1419 оно принадлежало герцогам Бургундским (см. БУРГУНДИЯ (историческая область)).

После смерти Сигизмунда в 1437, в результате брака его дочери с австрийским герцогом Альбрехтом V Габсбургом (германским королем Альбрехтом II (см. АЛЬБРЕХТ II (германский король))) герцогство Люксембург перешло к династии Габсбургов (см. ГАБСБУРГИ). В 1443 оно было захвачено герцогом Бургундии, а власть Габсбургов была восстановлена только в 1477. В 1555, вместе с Голландией (см. ГОЛЛАНДИЯ) и Фландрией (см. ФЛАНДРИЯ), Люксембург отошел к испанскому Габсбургу — Филиппу II (см. ФИЛИПП II Габсбург).

В 17 в. Люксембург неоднократно вовлекался в войны между Испанией и набиравшей силу Францией. По Пиренейскому мирному договору (см. ПИРЕНЕЙСКИЙ МИР) 1659 Людовик XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон) отвоевал юго-западный край герцогства с городами Тенвиль и Монмеди. Во время военной кампании 1684 французы захватили крепость Люксембург и оставались там 13 лет, пока по условиям Рисвикского мира (см. РИСВИКСКИЙ МИР) Людовика XIV не заставили вернуть его Испании вместе с захваченными им землями в Бельгии. И только в 1713, после длительных войн, по условиям Утрехтского мира (см. УТРЕХТСКИЙ МИР) Бельгия и территория современного герцогства Люксембург вновь перешли под власть австрийских Габсбургов.

После Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) Люксембургская крепость была взята после длительной осады. В 1795 войска республиканской Франции наконец вошли в Люксембург, и вплоть до 1813 его территория оставалась под французским владычеством. В 1815 по решению Венского конгресса (см. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1814—1815 годов) было образовано Великое герцогство Люксембург, корона которого была передана королю Соединенных Нидерландов (см. НИДЕРЛАНДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО) (современных Бельгии и Нидерландов) Вильгельму I (см. ВИЛЬГЕЛЬМ I Фредерик) (Виллему I) в обмен на бывшие его владения, присоединенные к герцогству Гессен (см. ГЕССЕН (земля в Германии)). При этом от прежнего Люксембурга в пользу Пруссии (см. ПРУССИЯ) были отделены некоторые области. Люксембург оказался в личной унии с Нидерландами. Одновременно Люксембург был включен в состав конфедерации самостоятельных государств — Германский союз (см. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ) (и входил в него до 1860), а прусским войскам разрешалось содержать свой гарнизон в крепости столицы.

Революция 1830 в Бельгии охватила и Люксембург, за исключением столицы, которую удерживал прусский гарнизон. Это привело к расчленению непокорной страны: западная, франкоязычная (валлонская) часть (две трети территории) была передана Лондонским договором 1839 года Бельгии в качестве независимой провинции Люксембург. А Вильгельм I остался правителем Великого герцогства Люксембург, уменьшившегося в размерах до своих нынешних границ и связанного с правителем Нидерландов только личной унией. В 1841 Вильгельм II (см. ВИЛЬГЕЛЬМ II Фредерик) октроировал (см. ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ) (пожаловал) для Люксембурга особую конституцию, а с 1842 по 1919 Люксембург входил в Таможенный союз германских государств.

После распада Германского союза в 1866 затянувшееся пребывание прусского гарнизона в городе Люксембург стало вызывать недовольство Франции. Между Вильгельмом III и Наполеоном III (см. НАПОЛЕОН III) велись переговоры о продаже Люксембурга, но в это время разразился острый конфликт между Францией и Пруссией. По решению Лондонской конференции 1867 года прусский гарнизон был выведен из города, крепостные укрепления Люксембурга были срыты до основания. Были провозглашены независимость и нейтралитет Люксембурга. Престол в Великом герцогстве остался привилегией династии Нассау.

Личная уния с Нидерландами была прервана в 1890 после смерти Вильгельма III. В Нидерландах корона перешла к его дочери Вильгельмине (см. ВИЛЬГЕЛЬМИНА), а в Люксембурге, где по древним законам трон передавался только по мужской линии, — к Великому герцогу Адольфу, представляющему другую ветвь дома Нассау. Адольфу наследовал его сын Вильгельм IV (1905—1912), а Вильгельму (с изменением закона о престолонаследии) — дочь Мария Аделаида (1912—1919).

В Первую мировую войну (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18) Люксембург был оккупирован Германией.

9 января 1919 Мария Аделаида отреклась от престола в пользу своей сестры Шарлотты (1919—1964). В 1919 был проведен референдум, на котором решался вопрос о том, желает ли Люксембург оставаться Великим герцогством с правящим домом Нассау. Население Люксембурга проголосовало за независимость страны, но одновременно и за экономический союз с Францией, которая ради улучшения отношений с Бельгией отклонила это предложение и побудила тем самым Люксембург заключить соглашение с Бельгией. В результате в 1921 был установлен действовавший полвека экономический (в т. ч. таможенный) союз с Бельгией.

Нейтралитет Люксембурга был снова нарушен Германией, когда ее войска 10 мая 1940 вошли в страну. После вторжения немцев Великая герцогиня Шарлотта организовала правительство в изгнании, находившееся в Лондоне и Монреале. Планы Германии аннексировать Люксембург в августе 1942 были сорваны Люксембургской всеобщей стачкой, на которую немцы ответили массовыми репрессиями. Около 30 тыс жителей (более 10% всего населения), включая большинство молодых мужчин, были арестованы и высланы из страны. В сентябре 1944 войска союзников освободили Люксембург, и правительство в изгнании вернулось на родину. Северные районы Люксембурга были вновь захвачены германскими войсками в ходе Арденнской операции (см. АРДЕННСКАЯ ОПЕРАЦИЯ) и окончательно освобождены только в январе 1945.

В 1944—1948 гг. Нидерланды, Бельгия и Люксембург объединились в таможенный союз Бенилюкс (см. БЕНИЛЮКС), а в 1958 создали экономический союз. В 1957 Люксембург стал одним из учредителей ЕЭС (см. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО), а в июне 1990 в люксембургском замке Шенген (см. ШЕНГЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1995) было подписано одноименное соглашение, отменившее пограничный контроль в странах Бенилюкса, Франции и Германии. В феврале 1992 страна вошла в ЕС (см. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ).

Национальный праздник — 23 июня, День рождения Великого герцога Люксембургского Жана (отца ныне правящего герцога).

Политическая система — Government.lu

Великое Герцогство Люксембург было независимым суверенным государством после заключения Лондонского договора от 19 апреля 1839 года. Люксембург является парламентской демократией в форме конституционной монархии . Корона Великого Герцогства передается по наследству в семье Нассау-Вейльбург. Люксембург также имеет отличительную черту: это единственное Великое Герцогство в мире.

Пересмотр Конституции и введение всеобщего избирательного права в 1919 году стал поворотным моментом в политической жизни Великого княжества. До этой даты право голоса облагалось подушным налогом, другими словами, определенной суммой налога, и ограничивалось мужским населением в возрасте 25 лет и старше. После пересмотра 1919, все граждане мужского и женского пола, достигшие 21 года, получили право голоса. В 1972 году возрастной ценз был снижен до 18 лет.

Люксембург – демократическое государство. В соответствии с Конституцией нация является источником суверенной власти, и Великий князь приносит конституционную присягу перед представителями суверенной нации при вступлении на престол.

Нация осуществляет свой суверенитет косвенно через своих представителей, которые избираются в Chambre des députés (Палата депутатов), парламент Люксембурга.

Институциональный ландшафт

Люксембургские институты организованы по принципу разделения властей. В институциональном контексте Люксембурга это разделение мягкое, поскольку существует множество связей между исполнительной и законодательной властью.

Законодательная власть

Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов. Палата депутатов принимает законы в процедурных формах, установленных Конституцией и регламентируемых ее внутренним регламентом. Он разделяет право инициативы в законодательных вопросах с великим князем, который осуществляет его через правительство.

Исполнительная власть

Великий князь является главой государства. Согласно Конституции, великий князь обладает исполнительной властью. Таким образом, он обеспечивает выполнение законов, делая необходимые постановления.

Однако на практике эту задачу выполняет правительство, которое принимает необходимые решения и инициативы.

Кроме того, Великий Князь представляет Великое Герцогство на международном уровне.

Судебная власть

Конституция предусматривает, что судебная власть осуществляется судами и трибуналами. Они независимы при выполнении своих функций. В Люксембурге две ветви юрисдикции:

  • судебная власть, рассматривающая гражданские споры, споры уголовного характера и споры, касающиеся политических прав;
  • административная ветвь, которая разрешает споры с властями.

Конституционный суд принимает решения о соответствии законов Конституции.

Конституция и законы

Первая Конституция была разработана в 1841 году, через два года после обретения Люксембургом независимости в 1839 году. Действующая Конституция вступила в силу 17 октября 1868 года, но с тех пор несколько раз пересматривалась.

Конституция является высшей правовой нормой государства. Он провозглашает основные права и устанавливает основные принципы деятельности государства.

Закон является нормой права, которая принимается законодательной властью и налагается на всех граждан после принятия Великим герцогом и публикации в Официальном журнале Великого Герцогства Люксембург.

В то время как Конституция более жесткая и процедура ее пересмотра более трудоемкая, законы изменяются чаще. Закон может быть изменен только другим законом. Государственный совет может обратить внимание правительства на возможность внесения новых законов или новых постановлений или изменений в существующие законы и постановления.

Закон может быть инициирован как Палатой депутатов, так и правительством. Первый случай — это парламентская инициатива, известная как «proposition de loi»; второй случай — это инициатива правительства, известная как «projet de loi». Propositions de loi (парламентские законопроекты) инициируются парламентом, а projets de loi (правительственные законопроекты) инициируются правительством.

Последнее обновление

Правительственные и политические учреждения

Шанхай >

Великое Герцогство Люксембург >

Правительство и учреждения >

Правительство и политические институты

>

A) Политические институты

ПОЛИТИКА

Великое Герцогство Люксембург является независимым суверенным государством с момента подписания Лондонского договора 19Апрель 1839 года. В стране парламентская демократия в форме конституционной монархии. Корона передается через Дом Нассау. Люксембург расположен в самом сердце Западной Европы, между Бельгией, Францией и Германией.

I) Три ветви власти

Как и во всех парламентских демократиях, разделение властей в Люксембурге является гибким, поскольку между законодательной и исполнительной ветвями существует множество связей; только судебная власть остается полностью независимой.

1) Законодательная власть

Законодательная власть находится в совместной деятельности парламента (палаты депутатов), правительства и Государственного совета. Каждая сущность выполняет совершенно отдельную функцию. Парламент состоит из 60 членов парламента (депутатов), избираемых на пятилетний срок посредством смешанного избирательного права в один человек с одним голосом и системы пропорционального представительства. Его основная функция — голосовать по законопроектам, представленным правительством, и контролировать исполнительную власть. Депутаты также обладают правом парламентской инициативы, которое реализуется путем внесения законопроектов (propositions de loi). Парламентский комитет по контролю за исполнением бюджета, который возглавляет депутат от оппозиции, Счетная палата и омбудсмен – все это органы, помогающие парламенту в осуществлении его права контролировать управление государством.

Правительство имеет право инициативы в законодательных вопросах, известное как правительственная инициатива, что позволяет ему вносить законопроекты (projets de loi). После рассмотрения Государственным советом законопроекты выносятся на голосование в парламенте, где правительство обычно имеет большинство. После парламентского голосования Великий герцог осуществляет свои права согласия и принятия. Законодательная процедура завершается публикацией текста закона в своде законов, известном как Мемориал, после чего текст приобретает юридический статус.

Государственный совет состоит из 21 советника. Государственные советники официально назначаются и увольняются Великим герцогом по предложению правительства, парламента или Государственного совета. В однопалатной системе Люксембурга Государственный совет оказывает сдерживающее влияние второго законодательного собрания. Он обязан высказать свое мнение по всем пунктам законодательства, то есть по всем законопроектам, внесенным в парламент, до голосования депутатов. Его заключение должно повлечь за собой тщательное рассмотрение для обеспечения соответствия проектов текстов Конституции, международным конвенциям и нормам права. Роль Государственного совета заключается в убеждении, а не в принуждении, и поэтому носит консультативный характер. В его основные задачи входит: предоставление заключения по всем законопроектам, а также по поправкам к ним, предложенным в ходе процедуры;

рассмотрение представленного ему проекта великокняжеского постановления; принятие решения об отказе от второго конституционного голосования, то есть второго голосования по закону, поданного по крайней мере через три месяца после первого голосования в парламенте. Таким образом, его отказ в освобождении ограничивается правом отлагательного вето.

2) Исполнительная власть

Великий князь является главой государства. Его неприкосновенный статус означает, что он не может быть обвинен или привлечен к ответственности. Великий князь пользуется полной политической неприкосновенностью; политическая ответственность лежит на министрах. Действительно, любая мера, предпринятая Великим Герцогом при осуществлении своих конституционных полномочий, должна быть скреплена подписью члена правительства, который берет на себя полную ответственность. Более того, любой законодательный документ, подписанный великим князем, должен был быть представлен в кабинет для предварительного рассмотрения. Формально Конституция предоставляет великому князю право свободно организовывать свое правительство, т. е. назначать министров и государственных секретарей, создавать министерские департаменты и наделять их полномочиями. Количество министерских департаментов обычно превышает количество членов правительства, призванных занимать должности; таким образом, один министр обычно имеет более одного портфеля. На практике великий князь выбирает премьер-министра по результатам выборов; затем сам премьер-министр предлагает членов правительства. Правительство, назначенное великим герцогом, представляет свою политическую программу парламенту, который выражает вотум доверия, тем самым давая вновь назначенному правительству парламентское большинство, на которое оно может положиться. По Конституции Великий Герцог имеет право сместить с должности любого члена правительства, но на практике отставка министра или всего правительства подается Премьер-министром Великому Герцогу, который его принимает.

3) Судебная власть

В соответствии с Конституцией суды и трибуналы несут ответственность за осуществление судебной власти. Они независимы при выполнении своих функций. Люксембург является домом для Конституционного суда и имеет две ветви юрисдикции: судебный порядок и административный порядок. Конституционный суд стоит на вершине судебной иерархии.

a) Конституционный суд

Конституционный суд состоит из девяти членов и находится в Люксембурге. Как следует из названия, Конституционный суд выносит решения о конституционности законов, за исключением тех, которые одобряют договоры. Если сторона ставит под сомнение конституционность закона перед судебной или административной юрисдикцией, дело должно быть передано в Конституционный суд, если вопрос о конституционности считается жизненно важным для решения спора. Следует отметить, что общественность не имеет прямого обращения в Конституционный суд. Конституционный суд осуществляет конкретные конституционные проверки апостериори, и дела передаются ему для принятия предварительных решений.

b) Судебный приказ

· Различные суды

B. Мировые суды

Они составляют первый уровень судебной иерархии. Три примирительных суда расположены в Люксембурге, Эш-сюр-Альзетт и Дикирхе. Они обладают юрисдикцией в отношении мелких гражданских и коммерческих дел, при условии, что предмет спора не включает сумму, превышающую 10 000 евро, подлежащую обжалованию. У них есть юрисдикция последней инстанции, когда предмет спора не превышает 750 евро. В некоторых случаях закон наделяет согласительные суды особыми полномочиями, наделяя их юрисдикцией независимо от рассматриваемой суммы. Это касается, например, вопросов, касающихся договоров аренды или постановлений об удержании заработной платы. В уголовных делах примирительные суды действуют как простой полицейский суд и обладают юрисдикцией в отношении нарушений или нарушений закона, которые наказываются штрафом в размере до 250 евро, а также в отношении других нарушений, определенных законом как правонарушения, отнесенные в полицейский суд на закрытом заседании.

C. Окружные суды

Страна разделена на два судебных округа Люксембург и Дикирх, в каждом из которых находится окружной суд. Эти суды обладают юрисдикцией по всем гражданским и коммерческим делам, которые законом прямо не отнесены к другой юрисдикции. В уголовных делах окружные суды действуют как исправительная палата и обладают юрисдикцией в отношении правонарушений, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом или специальным законом лишением свободы на срок от восьми дней до максимум пяти лет или штрафом в размере более 251 евро. Исправительная палата также обладает юрисдикцией в отношении деяний, определяемых законом как преступления, деяний, которые в соответствии с Уголовным кодексом или другим законодательством наказываются пожизненным или срочным лишением свободы либо лишением свободы на срок более пяти лет. Наконец, секция, известная как Суд по делам несовершеннолетних и попечительства, обладает юрисдикцией в отношении дел о защите детей и молодежи в соответствии с законом. Окружные суды также рассматривают и рассматривают дела по апелляциям из примирительных судов, если предмет спора превышает 750 евро.

D. Верховный суд

Этот суд находится в городе Люксембург и состоит из:

Кассационного суда, состоящего из одной палаты, в которой заседают пять судей;

Апелляционный суд, состоящий из девяти палат, в состав которых входят 35 апелляционных судей.

Верховный суд собирается на общее собрание, прежде всего для вынесения решений по юрисдикционным конфликтам и дисциплинарных мер в отношении судей. Генеральная ассамблея также заслушивает обвинения парламента против членов правительства.

Кассационный суд обладает юрисдикцией в отношении решений Апелляционного суда, а также решений, вынесенных в последней инстанции районными судами и судьями по примирению. Апелляция в Кассационный суд не является третьим способом обжалования, но апелляция может быть подана только на основаниях, связанных с нарушением закона, злоупотреблением властью или нарушением основных процедур или процедур, подпадающих под действие закона об исковой давности. , под страхом недействительности.

Апелляционный суд обладает юрисдикцией в отношении решений, вынесенных в первой инстанции районными судами.

· Прокуратура

Члены прокуратуры возглавляются государственным прокурором и несут ответственность за представление интересов государства в судах и трибуналах. Они выполняют свои функции под руководством министра юстиции. Главной задачей сотрудников прокуратуры является расследование преступлений, правонарушений и проступков, соблюдение закона и обеспечение исполнения судебных решений. Государственным обвинителям помогают в выполнении их обязанностей сотрудники судебной полиции, которые фиксируют преступную деятельность, разыскивают правонарушителей и собирают доказательства.

c) Административный приказ

В соответствии с Конституцией административный приказ предназначен для рассмотрения и разрешения административных и налоговых споров. Административный трибунал выносит решение первой инстанции в апелляционном производстве, возбужденном на основании некомпетентности, злоупотребления и злоупотребления властью, нарушения закона или процедур, защищающих частные интересы, против любых административных решений, когда никакие другие средства правовой защиты не допустимы в соответствии с законами и правилами. Административный трибунал в принципе выносит решения по заявлениям об аннулировании. Заявления об исправлении рассматриваются в случаях, прямо предусмотренных законом. Высшая административная юрисдикция принадлежит Административному суду. Это апелляционный орган, который в первую очередь рассматривает дела, возбужденные против решений других административных юрисдикций, и разрешает споры между правительством и Счетной палатой.

II) Законодательная процедура

Различают два вида законодательной инициативы:

· законопроект. Этот предварительный проект закона разрабатывается соответствующим министерством, утверждается кабинетом министров, а затем представляется на рассмотрение Государственного совета. Затем он передается в парламент.

· частный счет. Один или несколько депутатов могут внести законопроект, который передается на Конференцию председателей парламента, которая принимает решение о его передаче в комитет. Текст предложения представляется в Государственный совет для получения его мнения и направляется в правительство для принятия решения.

После того, как Государственный совет вынесет свое мнение, законопроект направляется в соответствующий парламентский комитет, который рассматривает его и отчитывается перед парламентом. Обсуждение на пленарном заседании Парламента проводится в два этапа: общее обсуждение и постатейное обсуждение. Любой депутат может предложить поправки.

При однопалатной системе Люксембурга после того, как парламент проголосовал за проект, он должен провести второе голосование по всему тексту по прошествии не менее трех месяцев. Однако он может отказаться от этого голосования, если Государственный совет примет отказ. Если последний не дает своего согласия, Парламент должен провести повторное голосование по истечении минимального трехмесячного периода.

Закон, окончательно принятый Парламентом, вступает в силу только после получения королевской санкции, принятия Великим Герцогом и публикации в Мемориале (сборник законов).

III) Избирательная система

1) Национальный парламент

Шестьдесят депутатов избираются каждые пять лет. Если парламент распущен, новые выборы проводятся в течение трех месяцев после роспуска. Выборы прямые и тайным голосованием. Депутаты избираются на основе смешанного избирательного права один человек — один голос и системы пропорционального представительства по партийным спискам. Любой гражданин Люксембурга, отвечающий требованиям закона, имеет право участвовать в выборах. Голосование является обязательным для избирателей, включенных в списки избирателей.

Чтобы иметь право голоса, лицо должно быть гражданином Люксембурга в возрасте не моложе 18 лет и обладать гражданскими и политическими правами, что означает, что он никогда не был судим за уголовное преступление. Чтобы баллотироваться на выборах, лицо должно быть не моложе 18 лет, проживать в Великом Герцогстве и соответствовать тем же условиям, что и избирателям. Должность депутата несовместима с обязанностями члена правительства, судьи или члена Государственного совета.

Избирательные округа

Имеется четыре избирательных округа:

южный округ (кантоны Эш-сюр-Альзетт и Капеллен), 23 депутата;

восточный округ (кантоны Гревенмахер, Ремих и Эхтернах), 7 депутатов;

центральный округ (кантоны Люксембург и Мерш), 21 депутат;

северный избирательный округ (кантоны Дикирх, Реданж, Вильц, Клерво и Вианден), 9 депутатов.

Распределение мест

Выборы проводятся по системе пропорционального представительства. Распределение голосов свойственно люксембургскому законодательству. На самом деле у избирателей есть выбор: у них есть столько голосов по одному или нескольким спискам, сколько мест нужно заполнить в каждом избирательном округе; они могут либо отдать весь свой электоральный вес одному списку, либо отдать свои голоса привилегированным кандидатам по своему выбору. Распределение мест соответствует правилам пропорционального представительства и соответствует принципу наименьшего избирательного коэффициента. Эта система обеспечивает справедливое представительство небольших политических групп.

Политические партии, представленные в парламенте (2004 г.)

Христианско-социальная партия (CSV) 24 депутата

Люксембургская социалистическая рабочая партия (LSAP) 14 депутатов

Демократическая партия (DP) 10 депутатов

Зеленые (Déi Gréng) 7 депутатов

АДР 4 депутата

Независимый член 1 депутат

2) Муниципалитеты

В Великом княжестве нет провинций и департаментов. Единственным политическим подразделением страны является муниципалитет. Муниципалитет является юридическим лицом. Он управляет своими активами и собирает налоги через местных представителей под контролем центральной власти, представленной министром внутренних дел.

Есть 116 муниципалитетов. В каждом муниципалитете есть муниципальный совет, избираемый прямым голосованием на шестилетний срок теми жителями муниципалитета, которые имеют право голоса. Текущее управление муниципалитетом возлагается на мэра или даже исполнительную власть муниципалитета, органы, исходящие из муниципального совета.

В принципе выборы проводятся по системе относительного большинства. Однако, если число жителей превышает 3 000, выборы проводятся по системе пропорционального представительства, по типу всеобщих выборов. Действуя через правительство, Великий князь имеет право распустить муниципальный совет, и в этом случае выборы назначаются в течение трех месяцев после его роспуска.

Чтобы иметь право голосовать на муниципальных выборах, необходимо соответствовать следующим условиям:

· быть в возрасте 18 лет на день выборов;

· пользоваться гражданскими правами и не лишаться права голоса в государстве-члене или в государстве происхождения;

· для граждан Люксембурга проживать в Великом Герцогстве;

· для иностранных граждан проживать в Великом Герцогстве и прожить там не менее пяти лет на момент подачи заявления о регистрации в списке избирателей.

Чтобы баллотироваться на выборах, необходимо быть гражданином Люксембурга или гражданином другого государства-члена Европейского Союза, быть не моложе 18 лет, постоянно проживать в муниципалитете в течение шести месяцев и проживать в Великом Герцогстве не менее пять лет.

3) Европейские выборы

С 1979 года представители Великого Герцогства Люксембург в Европейском парламенте избираются прямым голосованием на пятилетний срок. Великое Герцогство имеет право на шесть представителей в Европейском парламенте. Дата европейских выборов устанавливается великокняжеским регламентом. Этот регламент может выбрать одну и ту же дату для выборов в Европейский парламент и выборов в национальный парламент, как это обычно бывает. Граждане Европейского Союза имеют право голосовать или баллотироваться на выборах, даже если они не проживают в стране своего происхождения. К этому праву голоса прилагается ряд условий.

Чтобы иметь право голоса, необходимо:

· быть гражданином Люксембурга или другого государства-члена Европейского Союза;

· быть не моложе 18 лет на день выборов;

· пользоваться гражданскими правами и не лишиться права голоса в государстве-члене происхождения;

· для граждан Люксембурга проживать в Великом Герцогстве; однако граждане Люксембурга, проживающие за границей, имеют право на голосование по почте;

· или граждане другого государства-члена Европейского Союза, проживать в Великом Герцогстве и прожить там не менее пяти лет на момент подачи заявления о регистрации в списке избирателей.

Для участия в выборах необходимо:

· быть гражданином Люксембурга или другого государства-члена Европейского Союза;

· пользоваться гражданскими правами и не лишаться политических прав в Великом Герцогстве Люксембург или в государстве-члене происхождения;

· быть не моложе 18 лет на день выборов;

· для граждан Люксембурга проживать в Великом Герцогстве;

· для граждан другого государства-члена Европейского Союза, проживать в Люксембурге и прожить там не менее пяти лет на момент подачи списка кандидатов.

IV) Основные консультативные органы

1) Профессиональные палаты

Основной целью профессиональных палат является защита и защита интересов профессиональных групп, которые они представляют. Они имеют право вносить предложения правительству по вопросам, в которых они компетентны. После изучения этих предложений правительство может направить их в парламент. Необходимо запрашивать мнение соответствующих профессиональных палат по любым законопроектам или великокняжеским и министерским постановлениям, относящимся к сфере их компетенции.

Состав профессиональных палат определяется выборами внутри каждой представленной социально-профессиональной группы. Любой человек, работающий по профессии, охватываемой одной из профессиональных палат, должен вступить в эту палату, и каждый член, будь то гражданин Люксембурга или иностранец, имеет право голосовать или воздерживаться от голосования.

В Великом Герцогстве шесть профессиональных палат, три из которых представляют работодателей и три представляют рабочих:

› Торговая палата;

› Палата частных служащих;

› Палата государственных служащих и государственных служащих;

› Торговая палата;

› Палата труда;

› Сельскохозяйственная палата.

2) Экономический и Социальный Совет

Экономический и Социальный Совет (ЭСС) является консультативным органом, ответственным за изучение, по собственной инициативе или по запросу правительства, экономических, финансовых и социальных проблем, затрагивающих отдельных отраслей экономики или народного хозяйства в целом. Он может представлять предложения правительству по завершению своих исследований.

Каждый год ESC представляет отчет об экономической, финансовой и социальной ситуации в стране, который правительство направляет в парламент. За исключением чрезвычайных ситуаций, правительство запрашивает мнение ЕСК о широких законодательных или нормативных мерах, которые оно склонно принимать в областях, касающихся нескольких секторов экономики или профессиональных групп или даже национальной экономики в целом.

В состав ESC входят представители тяжелой промышленности, малого и среднего бизнеса, коммерческого, торгового, сельскохозяйственного и виноградарского секторов, а также представители профсоюзов и правительства.

_______________________

Для получения дополнительной информации:

Правительство
www.gouvernement.lu

Премьер-министр
www.gouvernement.lu/gouvernement/premier_ministre/index.html

Члены правительства
www.gouvernement.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *