Государственная религия мьянмы: Религия и государство, роль религии в политике / Мьянма / Политический Атлас Современности
Религия Мьянмы — какие ее черты и особенности?
Рады приветствовать вас на нашем сайте, уважаемые читатели – искатели знаний и истины!
Мы продолжаем добрую традицию знакомства с религиозными традициями разных стран Востока, и тема нашего сегодняшнего материала – религия Мьянмы. Сначала мы разберемся со всем многообразием конфессий, представленных в этой экзотической для нас стране, ненадолго обратимся к истории, узнаем, какая религия считается главной, а затем поговорим об особенностях этой основной традиции.
Что же, давайте начнем погружение в культуру Мьянмы!
Содержание:
Религиозное многообразие
Немного истории
Особенности местного буддизма
Уникальный храм
Заключение
Религиозное многообразие
Официальное название страны – Республика Союз Мьянма, а вплоть до 1989 года она именовалась Бирмой – именно поэтому жителей до сих пор традиционно называют бирманцами, а все, что имеет отношение к государству – бирманским. Республика находится на юго-востоке Азии, на полуострове Индокитай. Она окружена индийскими, бангладешскими, китайскими, лаосскими, тайскими территориями и имеет выход к Бенгальскому заливу и Андаманскому морю.
Население страны численностью почти в 60 миллионов состоит из сотни народностей. Семь из десяти жителей являются бирманцами, а остальные относятся к каренам, шанам, монам, выходцам из Китая и Индии.
Национальное вероисповедание тоже отличается разнообразием: этнические бирманцы в большинстве своем исповедуют буддизм тхеравадинского толка, индийские эмигранты – индуизм, китайцы – конфуцианство, даосизм и буддизм махаяны. Кроме того, когда в Средние века почти всю Азию заполонили европейские колонизаторы, они принесли и христианство.
А до прихода учения Будды на территории современной Мьянмы господствовал шаманизм и анимистические верования, где люди верили в духов природы, предков, стихий и проводили соответствующие обряды. Отголоски этой веры сохранились и до сегодняшнего дня, даже частично сплелись с современными традициями, в частности, с буддистскими, но это касается только отдаленных поселений.
Если говорить о религиозном разнообразии в процентах от общего числа последователей, то цифры распределились следующим образом:
- учение Будды – 88%;
- христианство (в основном католичество и протестантство) – 5%;
- ислам – 3%;
- анимизм – 2%;
- другие верования, например, даосское, конфуцианское, атеистическое или представления малочисленных народов – 2%.
Буддизм является государственной религиозной традицией Мьянмы.
Несмотря на достаточно высокую веротерпимость бирманцев, в западной части государства несколько лет назад вспыхивали серьезные конфликты между буддистами и мусульманами. К примеру, в июне 2012 года в штате Ракхайн начались погромы мусульманских жилищ, больше четырех с половиной тысяч домов сгорело в пожаре, а многие приверженцы ислама вынуждены были бежать в соседний Таиланд.
Тогда власти бирманского государства объявили чрезвычайное положение. Похожая ситуация произошла в городке Мейтхила в марте 2013-го.
И хотя власти прилагают большие усилия, чтобы погасить эту межрелигиозную рознь, некоторая напряженность в отношениях чувствуется и сейчас. Однако стоит напомнить, что это происходит только в некоторых западных регионах – в остальной части представители разных конфессий живут в мире и согласии.
Немного истории
Некоторые историки утверждают, что философия Будды была знакома людям, жившим на землях Бирмы, еще при жизни самого Учителя. Вторая волна началась в III-II столетии до нашей эры, когда могущественный и великий царь Ашока и его последователи стали завоевывать территории, где жили племена монов. Уже тогда традиции индуизма, буддизма и некоторых анимистических практик стали перекликаться.
Правитель Ашока
Однако настоящим «золотым временем» бирманской буддистской философии считают период с IX по XIII столетия. Тогда был построен и стал расцветать город Баган с крепостью и собственным могущественным царством.
Баганское царство в XI веке возглавлял правитель Аноратха. Однажды к нему пришел буддийский монах, которого послал монарх другого королевства по имени Манух. Монах принес с собой многочисленные святыни, реликвии, подарки, священные писания от Мануха и стал проповедовать философию Будды, которая распространялась по всему Багану.
Однажды Манух стал сомневаться в добрых намерениях и искренности Аноратхи и попросил о возвращении всех презентов. Тогда Аноратха разгневался, собрал армию и совершил поход на соседнее царство, завоевав в итоге Мануха и его придворных.
Пленных он обязал поддерживать порядок и чистоту в храмах своих владений, которых насчитывалось ни много ни мало десять тысяч. Спустя века сохранилось две тысячи всех святынь, что делает нынешний Баган храмовым комплексом размером с целый город. Сегодня сюда стекаются тысячи туристов каждый год.
Особенности местного буддизма
Официальная религия оказывает заметное влияние на все аспекты жизни общества: культурный, этический и даже политический. Несмотря на то, кто находится у власти, его политика не должна противоречить буддийским постулатам.
Бирманский буддизм представлен традицией тхеравады. Ее название переводится как «учение старейшин», а сама школа считается самой ортодоксальной, самой строгой из всех.
Верующие в своей жизни и конкретных действиях опираются на Палийский канон. Однако его обетов, ограничений и предписаний обязаны придерживаться только представители монашества, мирянам же достаточно идти Срединным путем.
Через монашество и принятие обетов должен пройти практически каждый мужчина, поэтому по достижении определенного возраста мальчиков отправляют в монастырь, где они обучаются служению и дхарме. Но мужчины не обязаны находиться на монастырской службе до смерти – они могут прослужить несколько лет, а могут и вовсе несколько месяцев.
В городе Мандалай стоит скульптура Будды из золота, которую привезли в конце XVIII века из царства Аркан. Считается, что она была выполнена еще при жизни самого Шакьямуни.
Бирманцы очень трепетно относятся к святыням – храмам, монастырям, ступам. Постройку святилища они видят как прекрасное вложение средств и залог счастливого будущего всех жителей.
Именно поэтому повсюду в стране, даже в самых отдаленных деревушках, стоят величественные храмы, ступы, покрытые золотом, инкрустированные драгоценностями и ослепляющие своим сиянием – и все это на фоне скромных жилищ и покосившихся домиков. Население, каким бы бедным оно ни было, копит деньги на золото, а затем приносит его в качестве пожертвования на реконструкцию святынь.
Буддизм с его великолепной архитектурой, фасадами, отделанными резными элементами, камнями, статуями, священной литературой двигает искусство вперед и не дает ему угаснуть. Все такими же востребованными, как несколько веков назад, остаются мастера по инкрустации камнями, зодчие, архитекторы, резчики по дереву, художники, скульпторы, гончары.
Статуя Золотого Будды в пагоде Махамуни
Сами монахи печатают или вручную переписывают книги, в том числе и светскую литературу, а героями современных произведений становится Будда Шакьямуни, его ученики и обычный народ.
Этические нормы, традиции, обычаи бирманцев тоже связаны с философией Будды. Так, например, она учит с уважением относиться к священным местам, а также монахам и старшим. В храмовые комплексы можно входить только разувшись, в закрытой одежде.
Один из удивительных запретов не разрешает трогать голову другого человека, особенно ребенка. Другая традиция, распространенная в тхераваде – это деление недели не на семь дней, а на восемь. Дело в том, что среда делится на два разных дня, причем каждому дню недели соответствует определенный цвет.
Уникальный храм
Мьянма славится своими святынями, которые буквально рассыпаны по всей стране. Чего стоит одна только пагода Шведагон в бывшей столице Янгоне! Она возвышается более чем на сто метров, а ее фасад, выполненный из чистого золота и инкрустированный 4,5 тысячами драгоценных камней, виден практически из любой точки города.
К другим интересным достопримечательностям относятся:
- Пагода Кутодо, которую также называют «Мраморной книгой» за то, что на ее стенах более чем в 730 залах нанесены тексты из сутр.
Пагода Кутодо, Мандалай
- Пагода Тангобай, где можно увидеть свыше 500 тысяч образов Шакьямуни.
- Колокол Мингун весом более девяноста тонн.
- Баган – город, способный унести в древность, ведь здесь сохранилось больше двух тысяч храмов. Самые величественные из них – Ананда, Табинью и Швезигон.
Но есть одна святыня, которая заслуживает отдельного внимания. Имя ей – Чайттийо, или пагода Золотого Камня.
Она уникальна тем, что на вершине скалистого холма находится огромный валун. Он балансирует, однако, как бы ни пытались его переместить, камень не падает, но под ним можно провести веревку.
Буддисты объясняют такой феномен тем, что он держится на волоске самого Будды Шакьямуни, располагающегося изнутри пагоды. Этот волосок подарил одному монаху сам Учитель. Монах обратился к царю, и на этом месте было решено возвести пагоду.
На огромный кусок гранита – тот самый Золотой Камень – нанесен не один слой сусального золота. Согласно поверьям, его сюда принесли с океанского дна 25 веков назад два мифических дракона, которых называют нагами. Сверху на камень водружена пагода, возвышающаяся более чем на 5 метров
Женщинам прикасаться к камню и подходить близко к ступе запрещается.
Святыня находится в регионе Мон. Несмотря на то, что путь до святилища долог и тернист, сюда стекаются паломники не только из соседних стран, но и со всего мира. Здесь очень развитая туристическая инфраструктура в виде магазинчиков, ресторанов и кафе, а путешественники могут даже остаться ночевать.
Заключение
Таким образом, сегодня мы познакомились с бирманскими религиями, основная из которых – буддизм тхеравады. Он имеет в этой стране свои особенности, а красивые, щедро усыпанные драгоценными металлами и камнями ступы и храмы поражают воображение. Наряду с богатой природой это главные достопримечательности таинственной страны Мьянмы.
Колокол Мингун, Мьянма
Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно читать статью, и вы почерпнули для себя много нового. Спасибо за то, что поддерживаете нас и активно делитесь ссылками на статьи с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на рассылку по электронной почте — мы оповещаем о появлении новых статей — и оставайтесь с нами, чтобы и дальше вместе открывать прекрасный мир Востока.
До скорых встреч!
Религиозные миры Юго-Восточной Азии — Центр изучения религий
Дорогие друзья!
Российский государственный гуманитарный университет приглашает принять участие в работе новой учебной программы Центра изучения религий «Религиозные миры Юго-Восточной Азии: традиции и практики».
Программа повышения квалификации «Религиозные миры Юго-Восточной Азии: традиции и практики» знакомит с учениями, наследием и современным состоянием религий во Вьетнаме, Таиланде, Мьянме (Бирме), Камбодже, Лаосе, Сингапуре, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.
В программе могут принять участие лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, а также студенты старших курсов, магистранты и аспиранты.
Начало обучения — ноябрь 2022 года. Занятия проводятся по будням, вечером, с 19 до 22 часов. Будет организована возможность подключения онлайн через систему Zoom. Будет вестись запись занятий, которые будут доступны участникам программы. По окончании программы выдается удостоверение РГГУ о повышении квалификации.
Записаться на программу можно на странице Института дополнительного образования РГГУ. По любым вопросам можете писать на почту Центра изучения религий ([email protected]) — мы обязательно ответим.
Видео-презентация программы
Лекторы программы
Гордиенко Елена Витальевна – вьетнамовед, религиовед-полевик (провела во Вьетнаме 10 лет), выпускница Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова и ЦИР РГГУ, преподаватель ЦИР РГГУ, готовит к защите диссертацию по вьетнамской народной религии.
Лекции:
- Религии Вьетнама
- Анимистические верования Юго-Восточной Азии
- Буддизм Тхеравады и Махаяны в Юго-Восточной Азии
- Русская православная церковь в Юго-Восточной Азии
Практические занятия:
- Вьетнамский монастырь (Люберецкий р-н)
- Бирманский монастырь (Балашихинский р-н)
- Московская община буддистов Тхеравады тайской традиции.
Оказавшись во Вьетнаме, мы можем подумать, что это буддийская страна, в которой пагоды как-то уживаются с социалистическими флагами. На самом деле здесь сосуществуют различные религиозные традиции: буддизм махаяны, даосизм, конфуцианство, христианство и даже ислам. А самым древним из верований является культ духов, в том числе культ духов предков. Оказавшись на пышном празднике в честь духов и пообщавшись с его участниками, мы увидим, что во Вьетнаме мир вокруг человека одушевлен. Он населен духами природы и духами умерших, постоянно взаимодействующими с живыми людьми, согласно представлениям вьетнамцев. Как в эту картину мира встраивается коммунистическая риторика? Какое влияние оказывает на религии коммунистическая партия Вьетнама? Обо всем об этом мы поговорим на наших лекциях, посвященных Вьетнаму.
Карпова Саяна Олеговна – археолог, востоковед, специалист по Таиланду, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова.
Лекции:
- Реконструкция религиозных практик по археологическим данным (в Юго-Восточной Азии)
- Буддизм в Таиланде
Составить представление о духовной жизни древнего населения Юго-Восточной Азии, учитывая отсутствие письменных документов, можно, в первую очередь, основываясь на археологических данных. Ведь материальная культура во многом является выражением духовной жизни. Источниками в данном случае могут быть, например, орнамент керамических сосудов, набор ритуальных предметов, наскальные росписи или традиции погребального обряда.
В этом курсе я расскажу о памятниках позднего палеолита, наиболее ярко демонстрирующих верования обитателей Юго-Восточной Азии, об эволюции этих представлений во время неолита по данным наскальных росписей Таиланда, Филиппин, Мьянмы, а также поговорим о знаменитых бронзовых барабанах вьетнамского Донгшона и Долине кувшинов в Лаосе.
Рапопорт Ева Вадимовна – выпускница философского факультета РГГУ, антрополог, в 2013–2020 гг. жила в ЮВА, где исследовала народную религию, церемонии и фестивали, аспирант Sunway University, Petaling Jaya, Малайзия.
Лекции:
- Народная религия Явы: социальная, политическая и цифровая жизнь духов в современном мире
Если вы с детства мечтали попасть в толкиеновское Средиземье (или любой другой мир, населенный разными классами разумных волшебных существ), но осознавали невозможность такого путешествия, вы были не совсем правы. Согласно представлениям, по-прежнему разделяемым многими жителями острова Ява, люди живут бок о бок с существами из невидимого мира, и благожелательность либо злонамеренность этих существ в основном зависят от того, как с ними выстроить отношения. Духи на Яве могут быть главными действующими лицами в танцевальных перформансах, поводом сорвать экзамен в школе или причиной поражения политика на местных выборах.
На этой лекции мы поговорим о некоторых наиболее ярких аспектах яванской народной религии, а также обсудим гипотезы, призванные объяснить привлекательность и устойчивость подобных представлений, позволяющих им пережить процессы модернизации, цифровизации и исламизации.
Станюкович Мария Владимировна – филиппинист, полевой антрополог, кандидат исторических наук, заведующей отделом этнографии Австралии, Океании и Индонезии Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, ранее преподаватель СПбГУ (ЛГУ).
Лекция:
- Народное христианство на Филиппинах
90% населения Филиппин – христиане. Однако сквозь 400-летний католицизм просвечивают народные верования, которые более или менее беспримесно сохранились у горцев Филиппинского архипелага. На лекции будет рассказано о практиках народного христианства (vernacular), в том числе и о горцах-шаманистах и анимистах, которые в большинстве своём номинально тоже христиане.
Заикина Екатерина Олеговна – специалист по Камбодже, магистр востоковедения (СПбГУ).
Лекция:
– Народные верования и буддизм в Камбодже.
Буддизм в Камбодже имеет статус государственной религии, а триада «нация-трон-религия» является главной идеологической установкой страны, закрепленной в конституции. Несмотря на это, буддизм в Камбодже мирно сосуществует с «народной религией», которая сосредоточена вокруг веры в сверхъестественных существ, культа предков, духов места и магических ритуалов. Между официальной религией и народной религией нет соперничества или конфликта. Возникновению такого синкретизма способствовали исторические, религиозные и культурные факторы, о которых подробнее мы говорим в нашем курсе.
Куклин Никита Сергеевич – специалист по Индонезии, эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России, ассистент кафедры всеобщей истории РУДН.
Лекция:
– Ислам в современной Индонезии.
Я расскажу о современном политическом исламе в Индонезии (начиная с периода реформации 1998 г.) и особенностях индонезийского синкретического ислама. Для раскрытия специфики ислама в Индонезии мы обратимся к мистике и шаманизму, а также поговорим о яванском образе жизни (кебатинан). Индонезия – крупнейшая по численности населения мусульманская страна мира. Мы познакомимся с основными течениями индонезийского ислама, политической историей мусульманских организаций Индонезии и современным состоянием религиозно-политических процессов в стране.
Зайцев Иван Алексеевич – бирманист, историк, преподаватель и аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова.
Лекции:
- Буддизм в Мьянме (Бирме)
- История религий Индокитая
- История религий Нусантары
- Средневековое буддийское искусство
Колнин Илья Сергеевич (научный сотрудник Института востоковедения РАН)
Лекции:
- Культура и религии китайцев в Юго-Восточной Азии.
- Религии средневекового государства Чампа (ныне центральный Вьетнам).
Малышев Борис Александрович – востоковед, религиовед, выпускник Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, Лиценциат Истории Церкви, преподаватель Института Св. Фомы, внештатный преподаватель ЦИР РГГУ.
Лекции:
- Христианская миссия в Юго-Восточной Азии и её специфика (общая вводная лекция).
- Христианизация Филиппин.
- Христианская миссия во Вьетнаме.
Яковлева Елена Александровна – специалист по Лаосу, кандидат исторических наук, ранее преподаватель МГИМО, автор более 10 научных и учебно-методических работ о проблемах исторического и социокультурного развития стран Индокитая.
Лекция:
– Буддизм в Лаосе.
До скорой встречи на программе!
Религия в Мьянме
Буддизм в Мьянме
Буддисты стремятся достичь состояния божественного просветления, называемого Нирваной. Нирвана приходит с отсутствием человеческих побуждений и желаний.
Как и буддисты во всем мире, буддисты Мьянмы верят в реинкарнацию. Действия человека, или карма, формируют следующую жизнь. Если у вас плохая карма, в следующей жизни вы можете стать жалким стервятником. Добрые дела означают, что ваша реинкарнация приблизит вас к просветлению. Строительство пагоды считается отличной кармой, что помогает объяснить распространенность этих построек во всех городах и деревнях Мьянмы. Фестиваль пагоды Шведагон — один из многих фестивалей и праздников в Мьянме, которые вы можете посетить во время поездки.
Когда буддизм впервые появился в Мьянме, он смешался с местными анимистическими верованиями. Анаврахта, первый буддийский царь Бирманской империи, объявил, что царь местных божеств будет служить хранителем буддизма. Эти родные боги называются натами. В буддийских храмах вы увидите изображения натов, смешавшихся с самим Буддой.
Сегодня бирманцы по-прежнему делают подношения своим любимым натам, часто в виде цветов, ярких тканей и фруктов. Эти святыни и подношения могут показаться посторонним чисто декоративными, но даже эти маленькие символы могут иметь замысловатое значение.
Буддийские монахи и монастыри
В Мьянме проживают сотни тысяч монахов, и Мандалай имеет наибольшую концентрацию.
Когда дети поступают в монастырь, или kyaung по-бирмански, они не только приносят честь своей семье, но и получают солидное образование. Монахи обычно рады практиковать свой английский с западными людьми. Если у вас сложится беседа, возможно даже, что монахи предложат вам экскурсию по их монастырю.
Монастыри, наряду с пагодами и храмами, всегда были самыми богато украшенными и ухоженными местами в Мьянме. Они выделяются из-за своих колоколообразных башен.
Каждое утро рано утром монахи ходят по улицам босиком и в один ряд. Молодой монах идет впереди и звонит в колокольчик. Жители выходят, чтобы пожертвовать рис или фрукты монахам. Этот ежедневный ритуал является способом поклонения, а также общения.
Мусульмане
В штате Ракхайн проживает рохинджа, крупнейшее мусульманское население Мьянмы. Многие граждане Мьянмы считают мусульман-рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш, хотя многие рохинджа жили в Ракхайне на протяжении многих поколений.
Во многих слоях общества Мьянмы сильны антимусульманские настроения. Одни из самых громких голосов исходят от известных буддийских монахов Мьянмы. Некоторые рохинджа бежали от преследований в Бангладеш, и в Мьянме есть фракция, которая хотела бы переселения всех рохинджа.
Анимист
Хотя буддизм с годами смешался с местным анимизмом, народная религия все еще существует в некоторых уголках Мьянмы. Волшебники заявляют, что практикуют форму магии, которую они смешали с господствующим буддизмом. Некоторые из этих колдунов привлекли внимание журналистов своими ритуалами экзорцизма.
Христианство
Миссионеры XIX века успешно обратили в христианство 80 процентов населения малонаселенного штата Чин. Большинство христиан в Мьянме — протестанты, с небольшим количеством католиков и небольшим количеством независимых церквей.
Несмотря на разнообразие, религиозные группировки являются просто одним из аспектов народа и культуры Мьянмы. Здесь вы можете больше узнать о бирманском обществе.
Религия в Мьянме | Путеводитель по Мьянме
Буддизм
До 90% населения Бирмы исповедуют буддизм, что делает его основной религией Мьянмы . Буддизм в Бирме относится к ветви Тхеравады , которая является старейшей и наиболее консервативной ветвью буддизма, следующей без изменений учению Будды. В буддизме нет бога-творца, как в других религиях, и нет теорий. Это учение, философия, основанная на учении Будды, содержащемся в Четырех Благородных Истинах: 1) Истина о страдании; 2) причина страдания; 3) прекращение страданий и; 4) путь, ведущий к прекращению страданий.
Основателем буддизма является Будда, Сиддхартха Гаутама , живший в 5 веке до н.э. Принц небольшого королевства в Индии, он жил в достатке благодаря богатству своей семьи, не имея ни малейшего контакта ни с чем за пределами дворца, ни с нищетой, ни с нищетой, ни со смертью. Именно во время прогулки во внешний мир он впервые стал свидетелем болезни и нищеты. Именно тогда он предпринял поиски, чтобы понять происхождение страдания с целью его искоренения. Будда жил аскетической жизнью с несколькими монахами и священниками. Он испытал просветление, своего рода экстраординарное ясновидение, великую мудрость, когда он понял, что человек причиняет свои собственные страдания, предпринимая и совершая негативные действия.
Каждый буддист стремится достичь просветления. Бирманские буддисты, как и во всей Юго-Восточной Азии, верят в реинкарнацию и карму, естественный закон причин и их следствий. В Мьянме в каждой деревне есть пагода и монастырь для богослужений и религиозных церемоний. Нет сомнений, что во время вашего путешествия в Мьянму вы увидите множество буддийских пагод, напоминающих о важности религии в Мьянме .
Христианство
Христианство является второй по величине религией в Мьянме , составляя около 8% населения. Многие этнические меньшинства в Мьянме исповедуют христианство, например чины, качины, карены и нага. Это христианское присутствие восходит к тому времени, когда европейских и американских миссионера прибыли, чтобы поселиться в Мьянме и евангелизировать ее. В 19 веке многие племена, которые считались низшими из-за их анимистических верований, такие как чины, обратились в христианство.
В целом христианские этнические меньшинства сталкиваются в Мьянме с дискриминацией и обращением как с гражданами второго сорта. Их детей часто заставляют участвовать в буддийских ритуалах, которые проводятся в школе каждое утро перед началом занятий. При этом ситуация улучшается, особенно в городах, где уровень образования повысился, а население более открыто относится к религии в Мьянме .
Ислам
Третий по величине после христианства религия в Мьянме – ислам. Официально 4% жителей Мьянмы исповедуют ислам. В этой преимущественно буддийской стране мусульмане часто подвергаются дискриминации со стороны мощного националистического движения, которое стремится защитить буддийскую идентичность, создавая тем самым борьбу для групп меньшинств.