Разное

Год рождения афанасий никитин: Афанасий Никитин биография кратко – жизнь и открытия путешественника (5 класс)

НИКИТИН Афанасий | это… Что такое НИКИТИН Афанасий?

ТолкованиеПеревод

НИКИТИН Афанасий
НИКИТИН Афанасий (год рождения неизвестен — умер весной 1475) — русский купец, путешественник и писатель. Маршруты «хожения» Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Сев. Кавказа. под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране более двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи,терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину. Результаты путешествия разочаровали Никитина: «. . . для нашей земли нет ничего . . . перец да краска, то дешево. . . А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»). В январе 1473 Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский п-ва доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули. 5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его запискам, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради . . . привезли купцы в Москву». Творческое наследие Никитина В 16-17 вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда. Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом Никитин доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек. Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, нач. 12 в.), но и как памятник живого русского языка 15 в. Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник.

Большой Энциклопедический словарь.
2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

  • НИКИТИН Афанасий
  • НИКИТИН Борис Александрович

Полезное

Афанасий Никитин краткая биография (1/1)


Появился на свет в семье крестьянина Никиты («Никитин» — не фамилия Афанасия, а отчество). Совершил в 1468-1474 путешествие по Турции, Индии и Персии; составил описание данного путешествия в книге под названием «Хожение за три моря». Это было в русской литературе первое описание коммерческой поездки, которая насыщена наблюдениями относительно политического устройства, культуры и экономики других стран, а не описание паломничества.

Никитин в путь отправился из Твери. Будучи ограбленными в устье Волги астраханскими татарами, он принял решение не возвращаться с пустыми руками восвояси, так как задолжал, и решил проникнуть в Индию, где хотел наиболее выгодно продать жеребца, и, прикупив необходимые товары, вернуться домой. Неизвестно, где он взял денег на будущее путешествие, поскольку не пожертвовал ширваншах и двух монет, дабы помочь тем, кто пострадал от морских разбойников. Он пишет: «Я сначала последовал в Дербент, а оттуда в Баку».

Но он допустил ошибку в расчетах. Обманувшись в надеждах касающихся торговых выгод, вдобавок он и большой опасности подвергся: «Хан в Чунере у меня взял жеребца и, узнав, что я русский, а не басурманин, сказал: «И тысячу золотых дам, и жеребца отдам, стань в нашу только веру магометанскую; а если в нашу веру не станешь, то и тысячу золотых возьму на твоей голове, и жеребца возьму» — и дал сроку четыре дня, на Спасов день в госпожинки.

Однако Господь смиловался в праздник, от меня не отнял грешного, своей милости, в Чунере погибнуть не повелел с нечестивыми. Приехал накануне Спаса Магмет Хороанец — я с челобитьем к нему, чтобы обо мне похлопотал, и он поехал к самому хану и меня отпросил, чтоб меня в свою веру не смели обращать, и у хана, чтобы жеребца взял моего. Таково на Спасов день Господне чудо! Русские братья христиане! Кто желает в Индейскую землю идти, тот свою оставь на Руси веру, закричи: Магомет! — и в Индостанскую землю ступай!» Отсюда можно сделать вывод, что у Афанасия в Персии и Индии были влиятельные знакомые.

Никитин в своей книге описывает и облик индийских жителей, и нравы, и бедность сельского населения, и богатство вельмож и землевладельцев, дворцов их пышность, и красоту южной природы:

«Завел я знакомство со многими индусами (индеянами — на языке того времени), — говорит Афанасий, — и о своей объявил им вере, что я христианин, а не басурманин, и они от меня не стали скрывать ни о торговле, ни о еде своей, ни о молитвах, и супруг своих не прятали от меня; я узнал об их вере все, и они говорят: верим в Адама, а Бут — это и есть Адам и весь его род. В Индии всего 84 веры, и все в Бута веруют, а вера с верою не женится, не ест, не пьет». «И здесь есть Индейская страна, и люди — все наги ходят, а груди голы, а голова не покрыта, а власы заплетены в одну косу, а дети родятся на год всякий, а все брюхаты ходят, а детишек много у них. А жоны и мужики все черны, все нагы. Яз куда хожу, и за мною много людей, да удивляются человеку белому…»

Тяжело Никитину стало на дальней чужой стороне среди 84 вер: «О христиане благоверные! Кто часто плавает во многие земли, тот грехи впадает во многие и лишается христианской веры! Мне, Афанасию, рабу Божию, по вере сгрустнулось: уже прошло 4-е Светлых воскресенья, четыре Великих поста, а я, не знаю, грешный, когда Рождество Христово, когда пост и другие празднества, ни пятницы, ни середы; у меня нет книг: когда пограбили меня, то у меня и книги взяли, я пошел с горя в Индию, поскольку мне было на Русь идти не с чем, товару ничего не осталось. В басурманской земле уже прошло 4 Светлых воскресенья, а я не оставил христианства: Бог ведает, что далее будет. Боже мой, Господи! Спаси мя, уповах на тя! Не знаю пути, как из Индостана выйти; война везде! А в Индостане жить — истратишь все, потому что все дорого у них».

Никитин, наконец, путь выбрал домой — через Трапезунд и Персию к Черному морю и дальше в Феодосию (Кафу). Однако до дома он не добрался, а скончался под Смоленском в дороге (на территории великого Литовского княжества) 1474 года, осенью.

Записки эти в новое время были обнаружены Н. Карамзиным в картотеке Троицко-Сергиевского монастыря, что в составе Троицкого сборника. Карамзин в 1818 году издал отрывки в примечаниях к шестому дому «Истории Российского государства». Сочинение опубликовал полностью в 1821 году П. М. Строев, в издании Второй Софийской летописи.

Индия глазами русского путешественника

Как и все путешественники, русский купец Афанасий Никитин упаковал все необходимое для длительного заграничного путешествия, но путешествовал он не налегке. Русский купец, проделавший весь путь из Твери в России в Индию по суше и по морю, взял с собой необычный груз — лошадь.

Никитин был расчетливым купцом и слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей. Поэтому он решил, что получит за это хорошую цену. Это было средневековье, и такая поездка, как у Никитина, была сопряжена с неопределенностью, поэтому возить с собой ценные вещи было нельзя. Кроме того, была большая вероятность, что на него нападут и ограбят пираты. И действительно он был. Лошадь будет его единственной страховкой в ​​чужой стране.

Причина, по которой Никитин был готов так сильно рисковать, заключалась в репутации, которую приобрела Индия. Для средневекового мира Индия была страной чудес, и многие иностранные путешественники приезжали сюда в поисках специй, шелка, драгоценных камней и даже религии. Нам известны имена Мегастен из Греции, Хиуен Цанг из Китая, Аль Бируни из Персии, Ибн Батута из Марокко и Марко Поло из Италии, чьи рассказы упоминались на протяжении всей истории.

Никитин прибыл в Индию в 15 веке нашей эры, и его рассказ о путешествии дает нам важные сведения об индийском обществе того времени. Это также говорит нам о 500-летних связях между Индией и Россией.

Долгий путь

Афанасий Никитин родился в Тверском княжестве, зажиточном торговом центре. Купцы со всех концов стекались в Тверь, принося новости о различных товарах, и Индия занимала видное место в их рассказах. Это было время, когда Индией правил султанат Бахмани (1347 — 1518), который активно торговал с Персией. Услышав эти рассказы, Никитин решил попытать счастья.

Он вместе с этим драгоценным конем путешествовал по Черному и Каспийскому морям в Иран и Оман, и в гавань Ормуза на Ближнем Востоке. Отсюда он начал свое плавание через Аравийское море в Индию, делая по пути несколько продолжительных остановок и документируя все в своем журнале, который называл Путешествие за три моря.

Гавань Чаул | Куруш Далал

Никитин достиг западного побережья Индии в 1469 году и высадился в порту Камбей (Кхамбхат) в современном Гуджарате. Он купил здесь немного индиго и продолжил путь в Махараштру, где его конечным пунктом назначения была деревня Чаул в районе Райгад. Когда он приземлился в Чауле, он удивился, почему люди были почти голыми, с обнаженными головами и грудью и с круглыми животами. Он добавляет, что они носили драгоценности и украшения. Как они были источником удивления для него, так и он был для них, потому что они бежали за ним, глядя.

В то время местный правитель был подчиненным Бахманского султана Мухаммад-шаха III (1463-1482). Поскольку султан был еще ребенком, когда взошел на трон, могущественный Махмуд Гаван исполнял обязанности его визиря или премьер-министра. Он носил титул Малик эт-Туззар. В своем аккаунте Никитин называет его «Туззар». Бидар служил столицей бахмани, и Никитин решил посетить его.

Форт Бидар | LHI

Он писал в своей книге, что в Бидаре на рынке продавались лошади, парчовый шелк и «черные люди». Предчувствие Никитина оправдалось. Он продал здесь своего чистокровного коня по хорошей цене и использовал вырученные деньги до конца своего тура. Он говорит, что во дворце в Бидаре было семь ворот и «сотня» вооруженных охранников у каждых ворот. «Сотня» писцов записывала имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотыми узорами. Он описывает слонов, которых использовали для перевозки «замков» (9).0017 howdas или сиденье с навесом), которое иногда перевозило 12 человек.

Никитин дает живописное описание царского шествия во время Улу Байрам («великий пир» или Курбан-байрам). Он был свидетелем пышной прогулки султана и его сановников с 300 слонами и людьми, вооруженными мушкетами. Кони в золотых сбруях, трубачи и танцовщицы, гаремные жены сопровождали поезд. Дрессированный слон, одетый в богатую ткань, с большой железной цепью во рту набрасывался на людей и лошадей, чтобы держать их подальше от султана. В его дневнике также упоминаются войны между султанатом Бахмани и империей Виджаянагара (1336–1646), которые боролись за власть в Декане.

Памятник Никитину в Чауле | https://russinfo.in/

Однако Никитина не впечатлило все увиденное. Он заметил, что высшие касты носили шелк, а большинство других мало. Он писал, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия. Ничего интересного нельзя было купить, что было бы полезно его соотечественникам! Хотя перец и индиго были дешевы, пошлины для иностранцев были высоки, а перевозки через моря слишком опасны из-за пиратов, писал он.

Что касается пищевых привычек, то Никитин отметил, что мужчины ели баранину, птицу, яйца и свинину, но не говядину. Обычной пищей были рис, кичри (приготовление из риса и чечевицы), овощи, топленое масло и молоко, а вино делали из кокосов. Он писал, что «из воловьих экскрементов пекли хлеб и варили блюда, а пеплом красили себе лица, лбы и тела».

Никитин также пишет, что он ездил в священный город Парват и восхищался там великим храмом (возможно, Малликарджуна Джьотирлинга в Андхра-Прадеше). Он сказал, что храмовый комплекс был примерно вдвое меньше, чем в его родном городе Твери! Паломники сюда прибывали тысячами, пешком и в повозках, запряженных волами.

Широко раскрытый русский был очарован преданностью, которую он видел в людях. Он заметил: «Всего в Индии 84 конфессии, и все верят в Бога. Люди поклонялись разным бутам (идолам) разной формы, а также формам Человека-Слона (Ганеша) и Человека-Обезьяны (Хануман). Люди разных вероисповеданий не едят и не пьют вместе и не вступают в смешанные браки».

Никитин также посетил алмазные рудники вокруг Райчура (в современной Карнатаке) и Голконды (в современных Андхра-Прадеше и Телангане), где ограненные алмазы имели мировой рынок. Он написал об их ценах и качестве. Он также писал о Каликуте и Цейлоне, но ученые сомневаются, что он действительно посещал эти места. О Каликуте (Кожикоде) он упоминает, что это был центр всей торговли через Индийский океан. Перец, красители, орехи, камфора, корица, имбирь и всевозможные специи росли вокруг Каликута и продавались за границу. Цейлон (Шри-Ланка) славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.

Проведя столько времени в Индии, Никитин затосковал по дому. Он отмечает, что это был «четвертый раз, когда Пасха прошла» с тех пор, как он ушел из дома, и в этот день «глаза его искали утешения в звездах». Хотя он был набожным христианином, были времена, когда его заставляли принять ислам, но он «избегал их всех», как отмечается в его книге. Но он также писал, что принял мусульманское имя «Ходжа Юсуф Хорасани» в Индии.

Пробыв в Индии три долгих года, Никитин отправился в долгий путь домой. Он отплыл из Дабхола (район Ратнагири в Махараштре) в Эфиопию, а затем далее в Маскат и далее в Россию. Поскольку его книга обрывается резко, предполагается, что Никитин умер под Смоленском в России в 1472 году, всего в 400 км от своего дома в Твери.

Фильм о Никитине | Wikimedia Commons

Несмотря на то, что Никитин не был ни философом, ни ученым, его труды демонстрируют острую наблюдательность. Он изучал социальную систему Индии, экономику, религию, образ жизни и многое другое и даже сегодня является ценным источником информации. Его захватывающий взгляд на индийскую жизнь был в 1957 году экранизирован как на хинди, так и на русском языке.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *