Год путешествие афанасия никитина: Освоение Азии — урок. География, 5 класс.
§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ. История Тверского края
§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ
Благополучие Тверского княжества во многом зависело от развития торговли. Активных и предприимчивых тверских купцов знали по всей Руси, в Литве, Золотой Орде, генуэзских колониях в Крыму.
Далёкие странствия купцов за пределы русских земель были делом опасным, рискованным. Немногие решались отправиться в чужие края. И всё же такие торговые экспедиции давали купцам в случае удачи редкие на Руси товары, а значит, и большие прибыли.
В 1468 г. в Москву пришло посольство из Ширвандского ханства, расположенного в Закавказье. Ответную московскую миссию возглавил выходец из Твери Василий Папин. Воспользовавшись случаем, русские купцы собрали караван для торговой экспедиции на Кавказ и в Персию. В путь собрались и несколько тверитян, среди них «Офонас тверитин купец» — Афанасий Никитин. Небогатому тверскому купцу пришлось взять для поездки товары в кредит. [65]
Описание своего путешествия Афанасий начал такими словами: «Поидох от Спаса святаго златоверхого и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго, и от владыкы Генадия Тверскаго». Торговый караван отправился с ширвандским посольством по Волге к Каспию. Однако сначала под Астраханью на караван напали татары и разграбили часть товаров, а затем в Каспийском море корабли разметала буря. Купцам пришлось прервать свой путь в Дербенте.
«И мы заплакав да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли». Тверитянину возвращаться на Русь было нельзя, поскольку расплатиться за взятые в долг товары он не мог. В поисках удачи Афанасий пошёл дальше на Восток, через Баку в Персию, где провёл около двух лет.
В 1471 г. Афанасий Никитин отправился морским путём в Индию. Там он прожил три года и побывал во многих городах и государствах, увидев то, что не открывалось доселе глазам европейца. Устав от долгих странствий в чужих землях, Афанасий задумал вернуться на родину и отправился в трудное и опасное путешествие через Индийский океан. Корабль прибило к берегам Эфиопии. Оттуда тверитянин прошёл через Персию и Турцию и добрался до берегов Чёрного моря. На попутном корабле Афанасий переплыл море и попал в Крым. В порту Кафа он присоединился к русским купцам, едущим на родину. Однако добраться после долгих скитаний на чужбине домой, в родную Тверь, Афанасию Никитину не удалось. В пути он заболел и умер в 1475 г. под Смоленском.
Удивительное путешествие тверского купца в далёкую Индию было неслыханным для европейцев. Лишь спустя четверть века португалец Васко да Гама сумел достичь этих земель морским путём. Афанасию Никитину удалось увидеть жизнь Индии взглядом заинтересованного и вдумчивого наблюдателя. Он оказался и первым русским, достигшим Африки.
Рис. 25. Памятник Афанасию Никитину в Твери
События, свидетелем и участником которых стал Афанасий Никитин, известны по его путевым записям. После смерти путешественника эти заметки попали в московский Посольский приказ,[66] и в 1475 г. их включили составной частью в летописный свод.
Свой труд тверитянин назвал «Хожением за три моря». В таких произведениях, известных с XII в., авторы рассказывали о паломничествах[67]к святым местам, о деятельности посольств и торговых миссий за границей.
В «Хожении за три моря» упоминаются Каир и Дамаск, Эфиопия, Цейлон, Бирма, Китай. Сообщения о быте, нравах, государственном устройстве неведомых стран подробны и правдивы. В них нет фантастических преувеличений, многоруких рогачей, пёсьеголовцев, какими рисовали жителей Индии на страницах европейского «Сказания об Индийском царстве». Это нормальные люди, со своими заботами, проблемами, жизненным укладом и бытом: «Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них велми много… А едят, покрываются платом, чтобы никто не видел его». Спокойное и уважительное отношение к чужим обычаям и вере сочеталось у Афанасия Никитина с твёрдой приверженностью православию. Русская земля и христианская вера для автора «Хожения за три моря» неразрывны: «Русская земля да будет Богом хранима! Боже, сохрани её! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя вельможи Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».
«Хожение» написано понятным, неусложнённым языком. В нём звучит живая народная речь, характерная для Руси второй половины XV в.
Записки тверского купца сохранили своё выдающееся значение и по сей день как памятник русской литературы, один из редких источников изучения средневекового Востока.
5. 2. 1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
5. 2. 1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина – China. Считается, что это – одна и та же страна. Мы к этому привыкли. Всегда ли так было? Нет, не всегда.Берем известное «Хождение за три моря» Афанасия Никитина [46] и с
СОВРЕМЕННИК АФАНАСИЯ НИКИТИНА
СОВРЕМЕННИК АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Изучая историю знаменитого «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (1466–1472), я решил подробнее, чем это было сделано до сих пор исследователями, раскрыть личность Василия Мамырева. Удалось установить, что Василий Мамырев, дьяк великого
Путешествие братьев в Индию
Путешествие братьев в Индию
На этом сказка не кончается. Буря-богатырь забрал трех волшебных коней убитых змеев и отправил их вместе с братьями на родину – на Святую Русь. Сам же Буря-богатырь обратился мушкой, вернулся во владения змеев и подслушал разговор, который вели
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
Мы уже отмечали поразительное на первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, употреблялись АРАБСКИЕ изречения, а иногда
10.2.1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
10. 2.1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина (China). Оба они означают на разных языках ОДНО И ТО ЖЕ — современный Китай. Мы к этому привыкли. Но всегда ли так было? Нет, оказывается, не всегда. Берем известное
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
Мы уже отмечали поразительное на первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре, употреблялись арабские изречения, а иногда
8. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
8. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Обратимся к знаменитому произведению старо-русской литературы — «Хожение за три моря» Афанасия Никитина [95] (у Никитина слово «Хождение» написано как «Хожение»). Известно, что «„Хожение за три моря Афанасия Никитина“ было
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Афанасий Никитин оставил после себя «Хожение за три моря» (Каспийское, Индийское и Черное). Однако других биографических сведений о нем нет. Кстати, неизвестна даже его фамилия, поскольку Никитин – не фамилия, а отчество. Любопытно
2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Как и в предшествующий период, собственно-художественная литература во второй половине XV в. особо не выделялась из основной массы письменности, имевшей «деловое» — общественно-политическое, познавательное или
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158} «
«ХОЖЕНИЕ{157} ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА{158}»
(извлечения). ..И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены… детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жёны — все черны. Куда бы я ни пошел, так за мной
4. «Хожение» Афанасия Никитина
4. «Хожение» Афанасия Никитина
Выше уже говорилось о том, что конфликт между этими двумя методами наиболее последовательно сказался в «прагматических текстах» – в первую очередь в отчетах и дневниках путешественников. В них, конечно, было бы бесполезно искать
86. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
86. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию за три моря: Черное или Стамболийское, Каспийское» или Дербентское (Хвалинское), Гиндустанское или Индейское, в 1466–1472 гг. Ему принадлежит первое в европейской
По следам Афанасия Никитина
По следам Афанасия Никитина
В Индии же к тому времени успел побывать в 1469–1472 годах Афанасий Никитин, узнавший там о Цейлоне, Китае, стране Пегу (Бирме) и о других дальних землях. Афанасий изучал рынки города Бидара и великое торжище в Алланде, где продавались татарские и
Хождения Афанасия Никитина
ХОЖДЕНИЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Афанасий Никитин был русским путешественником, а также писателем, тверским купцом.
Дата его рождения неизвестна, год смерти – 1475.
Афанасий совершил немалое путешествие, он прошел от Твери до Индии и Персии. Путешествие длилось с 1468 по 1474 год. Землепроходец побывал в Турции, Маскате и на берегу Африки (в Сомали), когда возвращался обратно.
Никитин собрал свои путевые записки в сборнике под названием «Хождение за три моря». Эти путевые записи стали ценным литературно-историческим памятником. Книга отличается своей многосторонностью наблюдений и необычной для тех времен веротерпимостью в совокупности с верностью христианской вере и отчей земле.
Дневник Афанасия под названием «Хождение за три моря» (здесь имелось ввиду Аравийское, Каспийское и Черное море) не раз переписывался. Всего известно шесть тетрадей с записями. Один список в начале XIX века нашел писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Он оценил исключительное значение труда Никитина.
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… — писал в своей «Истории государства Российского» Николай Карамзин. – Оно доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых, что индейцы слышали о ней прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Америки к Индостану, наш тверянин уже путешествовал по берегу Малабара».
В давние-предавние времена на Руси про Индию говорили всякие небылицы. В этой заморской стране живут, мол, диковинные люди: у одних растут рога, у других — глаза и рот на животе, а есть там ещё и шестирукие и трёхногие…
Из русских первым увидел своими глазами далёкую Индию тверской купец Афанасий Никитин. В нелёгкое путешествие он отправился в 1466 году, и длилось оно целых шесть лет. Никитин был человеком любознательным, а о том, что он приметил или разузнал, записывал в свой дневник.
Всё получилось неожиданно. В Индию Никитин и не собирался. Планы у него вначале были совсем другие. На территории современного Азербайджана находилось в ту пору государство Ширван. В нём самым крупным городом была Шемаха. Там-то и хотел тверской купец продать меха, а затем приобрести жемчуг и пряности, которые ценились на Руси. Своих денег, чтобы закупить меха, у Афанасия оказалось недостаточно. Поэтому часть товара он взял в долг.
Путь к Шемахе считался опасным. Сначала нужно было проплыть по Волге, а затем — по Каспийскому морю. На реке купеческие суда то и дело грабили разбойники, а в самом низовье Волги лежало Астраханское ханство, откуда на торговые караваны тоже нередко совершались нападения. Друзья отговаривали Афанасия от рискованного похода. Но расторопный купец узнал, что в Москве в это время у великого князя Ивана III гостил ширванский посол Хасан-бек. К русской столице добирался он по Волге, а затем по Оке. Стало быть, назад отправится он тем же путём. И если присоединиться к посольскому кораблю, будет намного безопаснее. Отчего же не попытаться?
В XV веке на Руси для торгового судоходства предназначались струги. На больших стругах имелась палуба с каютой посредине. Струги ходили на парусах и на вёслах. Были и небольшие быстроходные суда – ушкуи. На них могли разместиться человек тридцать. А для морского плавания строили большие корабли – бусы. Управляли бусами опытные кормщики. Грузоподъёмность таких судов доходила до нескольких сотен тонн.
Никитин да ещё несколько купцов на двух кораблях с позволения Хасан-бека поплыли за судном посла. Без происшествий проследовали по всей Волге. Афанасий уже было возрадовался. Но, когда корабли вышли к устью реки, где Волга распадается на несколько рукавов, и стали двигаться неширокой протокой, над головами путешественников вдруг засвистели стрелы. На караван напали люди астраханского хана. Один из купеческих кораблей был ими захвачен. Двум другим удалось уйти от преследования и достичь Каспийского моря.
Казалось бы, теперь город Шемаха, к которому так стремился Афанасий Никитин, был недалеко. Но тут нагрянула новая беда. На уцелевшие суда обрушился шторм. Корабль с тверскими купцами разбило о прибрежные скалы. Те, кто остался в живых, были взяты в плен местными горцами — кайсаками. Сам Никитин находился на посольском корабле, который после пятидневного скитания по бурному морю всё же причалил к дербентскому порту. Дербент, также как Шемаха и Баку, принадлежал Ширванскому ханству.
Словом, хоть и оказался Афанасий Никитин в том заморском краю, куда мечтал попасть, да горько было у него на душе: гол как сокол — нет при нём ни друзей-земляков, ни товара.
Кто другой, может, и вовсе сник бы от свалившихся на его голову напастей, да не таков был наш тверчанин. Прежде всего, добился он от властей, чтобы те вступили в переговоры с горцами-кайсаками.
— Неладно станет Дербенту, — убеждал он, — если купцам не будет сюда хода. Обеднеет ваш город, потеряет уважение.
Все русские люди были освобождены, но их товар вернуть не удалось: частью он пропал при крушении, частью — разграблен. Соотечественники вскоре отправились на родину.
Никитин же, бравший товар в долг, появиться в Твери с пустыми руками никак не мог. Афанасий идёт на заработки в Баку, где, как он разузнал, добывают «земляное масло» — так называли тогда нефть. Она ценилась и в те стародавние времена. Из нефти приготавливали разные лечебные мази. В ней вымачивали паклю, которой конопатили корабли. Делали из нефти и горючую смесь — ею пользовались при осаде городов.
Труд на нефтяном промысле был тяжёлый. Из колодцев, вырытых неподалёку от города, вёдрами черпали нефть и увозили на верблюдах в кожаных мешках. Работая от зари до зари, Афанасий сумел скопить немного денег.
Он решает сесть на корабль и поплыть к персидским берегам. Почти два года скитался тверской купец по Персии (теперь это — Иран). Ко всему присматривался, многому удивлялся. Побывав в городе Ормузе (Никитин называет его Гурмызом), путешественник замечает: «Солнце в Гурмызе так палит, что может человека сжечь». А вот что пишет он о приливах и отливах, которые увидел впервые: «Гурмыз лежит на острове, и ежедневно дважды заливает его море».
На базаре Афанасий узнаёт, что в Индии лошади мелкорослые и слабые, поэтому арабские скакуны там в большой цене. Он приобретает коня, который затем очень пригодился ему в странствиях.
Конечно, как торговый человек, он хотел купить что-либо подешевле в одной стране и продать подороже — в другой. Но и жажда «в путь шестовати» охватывает его всё сильнее. Никитин пересекает Аравийское море и попадает в сказочную Индию. Поразила его не природа, а сам люди Индии, их необычная внешность, одежды, драгоценности. Для него эта страна как сказка, где: «… люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голые, волосы в одну косу плетены… Мужи и жёны все черны…» Но и индусы дивились необычной внешности Никитина, ведь они не встречали «белого человека», светловолосого и голубоглазого.
В Индии Никитин проводит несколько лет. Выучив местный язык, он старается здесь как можно больше обо всём разузнать и чему-либо научиться. Он перебирается из города в город, везде подмечает что-то интересное, любопытное. Его приводят в изумление обезьяны, которые повсюду шныряют и хватают всё, что попало. Он пишет: «Индийцы маленьких обезьян подбирают и учат всякому рукоделию, некоторых продают, но только ночью, чтобы они не могли убежать назад, а некоторых обучают играть и плясать».
В султанской столице — Бидаре наш путешественник любовался пышным выездом правителя из дворца. Особенно восхищали Никитина слоны. Он записывает: «Слоны — главная военная сила царства». Выезд, который он наблюдал, открывали триста боевых слонов, наряженных в булатные доспехи. На спине у каждого из них красовался городок-башенка, в которой размещались воины с пищалями и пушками. К бивням слонов были привязаны большие мечи, а к хоботам — тяжёлые гири. Между огромных ушей сидел погонщик, «а в руках у него железный крюк, и им он правит». Считалось, что один боевой слон заменит в сражении 500 воинов.
Чем дальше он путешествовал вглубь Индии, тем более поражала она его воображение. Он уже не раз встречал на своём пути священных животных, которым в индийских городах посвящались храмы, и где они жили в великом множестве. Слышал он и рассказы о птице «гукук» — сове, крик которой приносит несчастье.
В своём путешествии Афанасий Никитин знакомился с религией, обычаями и бытом населения Индии. Жители Индии проникались доверием к чужестранцу из далёкой Московии, они не скрывали от него своих традиций и обрядов, знакомили его с бытом своих семей.
Хоть и сказочная страна Индия, а между тем всё острее и острее начинал тосковать Афанасий по родине. Будучи человеком доброжелательным, честным и общительным, легко сходился он с людьми, а многие индийцы стали его приятелями. Среди знакомых были у него и торговцы драгоценными камнями. Они согласились продать тверскому купцу самоцветы по низкой цене. Этого вполне хватало, чтобы добраться до Твери и вернуть долги.
В скитаниях по странам Востока прошло пять лет. Тосковал Никитин по Руси, по родной Твери, по Волге. Решил он отправляться домой. Принято считать, что обратный путь легче и даже короче. Но не тут-то было. Сел Никитин на корабль, чтобы добраться до Ормуза, но попал в бурю. Судно долго мотало по морю и выбросило у берегов Африки. Затем, поскольку в Персии шла война, решил он пробираться через Турцию, дальше — по Чёрному морю, через Крым и, наконец, по Днепру к русским землям.
Но беды преследовали тверчанина. На этот раз буря, долго носившая корабль по черноморским просторам, вновь прибила его к турецким берегам. В городе Трапезунде на пограничной заставе у Никитина отобрали всё, что он вёз.
В конце концов он попадает в Кафу (Феодосия), где встречает русских купцов, и с ними движется по Днепру. С удивлением слушали купцы его рассказы, похожие на сказку, о далёкой Индии.
Но не суждено было увидеть Афанасию родную Тверь. По дороге к Смоленску он заболел и умер. Перед смертью он передал своим попутчикам записки о своём «Хождении за три моря». Купцы передали записи в Москву в посольский приказ. По приказу Ивана III тетрадки были переданы летописцу. Так появилась на свет интереснейшая книга — «Хождение за три моря». Из неё и стало известно: за 30 лет до португальца Васко да Гама, открывшего путь из Европы в Индию, побывал в этой полной чудес стране наш соотечественник — Афанасий Никитин.
Афанасий, который заранее вовсе не планировал такого длительного путешествия, стал первым европейцем, составившим настолько ценное описание Индии того времени. Он обрисовал Индию правдиво и просто. В его записях не было расового подхода, они отличались редкой для тех времен веротерпимостью. Своими действиями Афанасий доказал всем, что в XV веке, за 30 лет до того, как Индия была открыта португальцами, в путешествие в эту страну мог отправиться каждый, даже не богатый, однако, целеустремленный человек.
Труды Афанасия представляют большой интерес как памятник настоящего русского языка XV века и как один из самых ярких образцов путевых очерков (древнерусских «хожений»).
Афанасий Никитин – герой многих исторических повестей:
Виташевская М. Странствия Афанасия Никитина
Кириллов К. Афанасий Никитин. Время сильных людей
Кунин К. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина
Мурашова К. Афанасий Никитин
Прибытков В. Тверской гость
В 1957 году была названа его именем вершина большого горного массива в Индийском океане вблизи экватора.
В 1958 году вышел фильм «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.
В Твери Никитину воздвигнут памятник в 1955 году по проекту скульптора С.М. Орлова. Бронзовая фигура путешественника, стоящего на корме судна, устремлена к Волге, словно готовится вновь отправиться в своё «хождение за три моря».
В июле 2008 года в Феодосии (бывшей Кафе) был поставлен памятник Афанасию Никитину. (Скульптор — Валерий Зенонович Замеховский). В высоту скульптура превышает три метра и установлена на постаменте, сложенном из дикого камня.
Источники:
Афанасий Никитин //Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 1999. – С.273 – 287.
Тихомиров О. Как Афанасий Никитин ходил за три моря //Мурзилка. – 2003. — №2. – С.12-16.
Набережная Афанасия Никитина. Тверь, часть 3
Тверь, часть 3 — По берегам Волги 26.02.2013
Тверь — первый областной центр, расположенный на Волге, начиная от истока. В следующей части моего рассказа о городе мы дважды пересечем Волгу — сначала в одну сторону по Староволжскому мосту, а потом снова — по Нововолжскому мосту.
Наш путь к набережной Волги мы начнем с городского сада — так еще называют Центральный городской парк Твери. Он занимает археологически охраняемую территорию разрушенного Тверского Кремля. Сад был образован в 1931 в результате слияния Дворцового сада, Губернаторского сада и Сквера. В годы Великой Отечественной войны парк был разрушен, но после этого его перепланировали и снова озеленили.
При входе в парк на главной аллее стоит стенд с краткой исторической справкой и картой города.
Сад ограничен с севера правым берегом Волги и набережной князя Михаила Ярославича, с юга улицей Советской, с запада Волжским проездом, с востока Свободным переулком и занимает площадь около 9гектаров.
5 декабря 2001 года на главной аллее центрального парка установлен памятник Михаилу Ярославичу Тверскому. Скульптор работы — Е.А.Антонов. Памятник выполнен в виде креста, внутри которого находится бюст великого князя с крестом и мечом, при котором Тверское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси.
В 2009 году проведены работы по благоустройству сада, уложена тротуарная плитка, обновлены фонари.
Заодно открылась сквозная перспектива на Волгу и церковь Трех Исповедников с памятником Афанасию Никитину на противоположном берегу реки, но туда мы доберемся позже.
На набережной Михаила Ярославича расположены различные летние кафе, а также речной причал, откуда отправляются прогулочные катера. На одном из них мне удалось прокатиться.
Скульптура «Олень» в сквере на набережной Михаила Ярославича:
В парке также есть свой стандартный набор стандартных каруселей. Но, к сожалению, покататься на колесе обозрения мне не удалось, так как оно в тот день почему-то не работало.
Непосредственно к парку примыкает один из крупнейших кинотеатров Тверской области — «Звезда». Он построен на месте дома Петра I, в котором останавливался император, проезжая через Тверь. Кинотеатр был открыт в 1937 году, а само здание, построенное под руководством архитектора В.П. Калмыкова, является памятником архитектуры позднего конструктивизма (постконструктивизма).
Здание имеет форму бинокля; главный вход выполнен в виде глубокой ниши между двумя башнями с вертикальными окнами и колоннами в верхней части, боковые фасады украшены шестигранными колоннами.
Проект здания аналогичен другому проекту того же архитектора — кинотеатру «Родина» в Москве. Впоследствии подобные архитектурные проекты были реализованы в Смоленске (кинотеатр «Октябрь») и в Симферополе (кинотеатр «Симферополь»).
Кстати, кинотеатр уже находится на набережной Степана Разина, в которую плавно переходит набережная Михаила Ярославича.
Напротив кинотеатра летом есть кафе, посреди которого стоит статуэтка знаменитой кинопремии «Оскар»:
Ну а пока пойдем в обратную сторону — к Староволжский мост.
В парке я обнаружил второй памятник А.С. Пушкина, возведенный здесь в 1974 году.
Староволжский мост, также называемый просто Старый Мост, — автомобильный и первый постоянный мост через Волгу в городе. Он был построен в 1897-1900 годах чешским инженером Л.И. Машека по проекту, составленному в 1895 г. в Петербурге инженером-технологом В.Ф. Точиский. Мост был открыт 8 сентября 1900 года при губернаторе Н. Д. Голицыне.
Длина моста почти 216 метров. В декабре 1941 года мост был взорван, но уже в начале 1942 была проведена временная реставрация, а в 1946-1947 годах мост полностью восстановлен. В 1982-1985 годах Староволжский мост реконструирован (проект Г.М. Янковского, В.А. Тарнаруцкого): установлены новые несущие конструкции пролетов, деревянное покрытие заменено на асфальтобетонное, проезжая часть расширена до 9 метров, береговое подземелье были построены проезды.
Дорожное движение по мосту — 2 полосы (по одной в каждую сторону). С 1931 по 1956 год по мосту проходила трамвайная линия. Троллейбус ходит и сегодня, но его пустили намного позже, в 90-х годов ХХ века.
Мост пересекает административные границы Заволжского и Центрального районов и соединяет площади Революции и Мира.
В тот, когда я был в Твери, проводились какие-то соревнования на воде.
Летом набережная Афанасия Никитина также заполнена многочисленными кафе.
Часть площади Мира в Заволжском районе:
Далее вдоль Волги по набережной Афанасия Никитина в сторону второго главного моста через реку.
Староволжский мост с набережной Афанасия Никитина:
Памятник подводникам на набережной Афанасия Никитина открыт 7 мая 2010 года. Проект памятника разработан тверским скульптором Е.Антоновым.
Храм Трех Исповедников (он же Храм Воскресения Христова), который хорошо виден из городского сада, расположен на левом берегу Волги, на Афанасии Набережная Никитина. Храм с колокольней построен в 1731 году на месте ветхой деревянной церкви при переправе через Волгу на средства купца Седова. После революции 1917 г. храм был закрыт, два яруса колокольни и фрески уничтожены. Впоследствии храм был объявлен памятником республиканского значения. В годы советской власти в здании храма размещались музей здоровья, морской и шахматно-шашечный клубы. В 1996 году храм был возвращен верующим, а в 1997 году в нем начались службы.
В 1955 году перед храмом был установлен памятник известному многим туристам русскому путешественнику, уроженцу Твери Афанасию Никитину.
Площадка перед памятником — отличная смотровая площадка.
Подготовка спортсменов к старту:
Вид на городской сад с набережной Афанасия Никитина:
Дом Комендантов, Р. Ворошилова,
Набережная Степана Разина сразу за кинотеатром «Звезда». Дом построен в 1935 году по проекту архитектора В. Анферова. В плане здание имеет форму прямоугольного треугольника, стороны которого образуют Тверской проспект, набережная Степана Разина и улица Вольного Новгорода. Сейчас в здании расположены гостиница и общежитие Военной академии воздушно-космической обороны имени Г.К. Жуков.
Вот мы и добрались до второго главного моста города — Нововолжского, или просто Нового моста. Новый бетонный мост через Волгу, соединивший Комсомольский и Тверской проспекты, был построен в 1953-1956 годах по проекту инженера А. Б. Воловик.
По Нововолжскому мосту проходят трамвайные пути, соединяющие Заволжский район г. Твери с основной, правобережной частью города.
Начало Комсомольского проспекта в Заволжском районе:
С Нововолжского моста открываются отличные виды на набережную Афанасия Никитина:
На Староволжский мост:
На набережную Михаила Ярославича и центральный городской парк:
Отсюда лучше видно форма кинотеатра «Звезда»:
Колесо обозрения и речной причал:
С Нововолжского моста видна церковь Великомученицы Екатерины, расположенная на территории Екатерининского монастыря прямо у впадения в Тверцу Река в Волгу.
Вдоволь нагулявшись по волжским набережным, мы отправимся по Тверскому проспекту в сторону Советской площади, чтобы осмотреть остальную часть города.
Продолжение следует…
Набережная Михаила Ярославича в Твери – прекрасное место для веселья и развлечений.
Вдоль набережной много кафе и баров под открытым небом. Также есть парк развлечений с незаменимым колесом обозрения. Памятник А.С. Пушкина, который пользуется популярностью у горожан и гостей города. Помимо Пушкина на набережной стоят памятники Калинину, как раз на месте Спасо-Преображенского собора, и князю Михаилу Тверскому. На территории парка, на набережной, расположены два старинных здания: здание бывшего реального училища, в котором сейчас находится музей, и Передвижной императорский дворец.
Набережная Афанасия Никитина
Набережная Афанасия Никитина расположена по левому берегу Волги. Начинается в городе Тверь на речном вокзале. Раньше эта набережная называлась Заволжской (до 1923 г.), Первомайской (с 1923 по 1991 г.). Первые сведения об этой набережной встречаются в 17 веке. Современное название она получила по имени тверского путешественника Афанасия Никитина. Здесь расположены следующие достопримечательности: речной вокзал, церковь Вознесения Христова, Успенский собор Отроцкого монастыря, памятник Афанасию Никитину и другие. Находится от Речного вокзала (устье реки Тверцы) и до Артиллерийского переулка.
Набережная Степана Разина
На правом берегу Волги в центре Твери находится набережная Степана Разина. Он проходит вдоль побережья от пересечения с улицами Вольного Новгорода и Свободного переулка в западной части до Смоленского переулка в восточной части. Вся набережная представляет собой памятник архитектуры с застройкой типа «сплошной фасад» с сохранившимися постройками начала 18 века. Проект этого берега реки разработала группа архитекторов во главе с П. Р. Никитиным. Каменные дома, представляющие собой единый архитектурный ансамбль, характерный для застройки набережных северной столицы, начали застраивать в середине 1760-х гг.
Проект «сплошной застройки» должен был охватить весь город, но тверские купцы выступили против нового архитектурного стиля. Им более привычна была обычная планировка города, когда между поместьями соседей были разделительные промежутки и частные поместья. Единственным местом в городе, где была реализована новая модная застройка, стала набережная Степана Разина.
С 1810 года весь правый берег был пристанью Вышневолоцкой водной системы, а до появления грузового порта и пассажирского речного вокзала набережная заполнялась кораблями. Позже он стал пешеходной зоной и излюбленным местом прогулок и отдыха горожан. Берега были защищены от эрозии гранитным парапетом. Среди самых известных достопримечательностей набережной — кинотеатр «Звезда», дом Ворошиловых стрелков и усадьба Хозинских.
Начинается набережная Афанасия Никитина, которая до 1923 года называлась Заволжской, а до 1991 года — Первомайской. Длина набережной 2,5 километра, далее улица переходит в Санкт-Петербургское шоссе.
1.
Конечно, всю набережную мы не прошли. Доехав до Староволжского моста, мы припарковали машину прямо на набережной и прошли немного вперед, к Воскресенской церкви.
2.
Воскресенская церковь с колокольней построена в 1731 году. Закрыта в 1917 и разместились музей здравоохранения, а также морской и шахматно-шашечный кружки. Богослужения в храме проходят с 1997 года.
3.
На противоположной стороне набережной, прямо перед Воскресенской церковью, установлен памятник Афанасию Никитину.
4.
Возле памятника, фотографируя его со всех сторон — ну очень хорошо! — мы спустились к Волге.
Я покажу вам Волгу с притоками и некоторые мосты отдельно. Только зимой ни людям, ни птицам мосты не нужны, они идут по протоптанной тропе вдоль Волги с одного берега на другой.
5.
А сейчас я вам расскажу криминальную историю от уроженки Твери Веры Волены
«Вы заметили, — пишет Вера, — что здание кинотеатра «Звезда» на берегу напоминает трактор? Это вообще был проект для Таджикистана, а город Калинин его украл».
Вот оно! Кто знает, может быть, мой родной Ленинабад лишился счастья иметь на своей площади такую красоту?! Вера, женщина из Твери, тоже кое-что призналась про мосты, и я ничего от вас не скрою. ..
6.
Оглянемся на нашего родственника по крови, путешественника Афанасия и пойдем не спеша к Староволжскому мосту.
7.
Думаю, летом здесь очень приятно гулять. Хоть зима хороша…
8.
Вот Аленушка сидит, грустит…
11.
А это кто? Неужели братец Иванушка? Нет, не похож на взрослого, такой дядька.
Нам показалось, что это фонтаны.
12.
В 2010 году на площади открыт памятник подводникам.
На постаменте высечены слова подводника, Героя Советского Союза М. Гаджиева:
«Нигде и никогда не было такого равенства перед смертью, как на подводной лодке, где либо все умирают, либо все выживают». Скульптурную композицию дополняет небольшая экспозиция подводного оружия.
В XII веке на правом берегу Волги уже была срублена деревянная крепость, и там начала развиваться древняя Тверь, а на этом месте в XIII веке был основан монастырь — один из старейших на Тверская земля — Успенский Отрочский монастырь. По преданию, монастырь основал отрок Григорий, у которого князь Ярослав украл свою невесту из-под венца. Через некоторое время после такого бедствия он услышал голос Божией Матери, повелевший ему основать монастырь в том пустынном месте.
Территория, прилегающая к набережной западнее Отрочского монастыря, была заселена с XIV-XV вв. (Заволжский Посад), в 1773 г. после крупного пожара начал застраиваться каменными домами.
В 1930-е годы реконструирована набережная, построен речной вокзал. Ради строительства вокзала были разрушены почти все постройки Успенского Отроцкого монастыря. От былой красоты остался только Успенский собор (1722 г.). Сейчас это действующая церковь.
Речной вокзал (1938 г.) задуман и реализован с размахом. Когда-то Калининский речной вокзал принимал многочисленные суда. Сейчас ситуация изменилась, и здание вокзала почти не используется.
В 1950-х — 1960-х годах после строительства Нового моста была проведена новая реконструкция набережной: частично забетонированы берега, разбит парк, создан пляж.
Церковь Воскресения Христова (первая треть XVIII в., с южным приделом, возведенным позднее, в начале XIX в.веке, по проекту К.И. Росси), дом Зубчаниновых (последняя четверть 18 в.), памятник Афанасию Никитину (1955 г.), памятник подводникам (2010 г.), площадь святого апостола Филиппа и другие.
Набережная носит имя Афанасия Никитина, известного путешественника, автора путевых заметок «Хождение за три моря», совершившего путешествие в 1468-1474 годах через Персию, Индию и Турцию. Три моря – Хвалынское (Каспийское), Индийское (Индийский океан), Стамбульское (Черное).
Спустился по Волге с товаром, но вернулся через много лет.
Афанасий Никитин очень загадочная личность. Его называют купцом, но для обычного купца он слишком образован, начитан, развит. Купцы почти никогда не получали такого образования.
Он знаком с тонкостями различных конфессий, его постоянно волнуют вопросы веры. «И среди вер, молю Бога, храни меня…».
Он хорошо разбирается в христианском и мусульманском календаре. Разве может простой купец пятнадцатого века иметь такие знания о звездном небе? «В Индии, Бесерменской, в великой Бедери, глядела ты на Великую Ночь в Великий День — волосы и кол вошли в зарю, а лось стоит головой на восток».
Волосаны и Кола — это Плеяды и Орион, а Лось — это Большая Медведица. И заметьте, эти созвездия были ему знакомы давно, еще до скитаний по Индии. Он употребляет их северные названия, распространенные в его Твери — волосаны, колы, лоси!
Да и торговать он явно не в ладах. Их ограбили из Астрахани, увезли весь товар. Казалось бы, конец торговому предприятию, торговать нечем, надо возвращаться.
Но пути назад для него нет. Путь его предопределен: «И пошел я в Дербент, и из Дербента в Баку, и из Баку пошел за море».
Над морем?! Один? Обворовали до мозга костей?! Что делать заокеанскому купцу, которому нечем торговать?!
И деньги откуда-то берет, и роскошного жеребца, которого «кормил год». Что он ищет, ведь ему не подходит ни один товар на богатейших восточных рынках: «ни ткани, ни пряности, ни редкие натуральные цвета»?
Считается, что житель Твери искал секретные алмазные копи. Алмазы нужны были Твери для поддержки и укрепления княжеской власти. Между князьями тверскими и московскими ведь шла борьба за господство в русских землях. Так послал тверской князь своего верного человека в страну несметных сокровищ, обеспечив его охранной грамотой. Великому князю Михаилу Борисовичу алмазы Индии нужны для оснащения тверской армии, для ведения войны с великим князем Московским за престол.
В конце концов, выполнив свою миссию (успешно?), Афанасий Никитин вернулся в Россию и «не дошел до Смоленска» резко и внезапно ушел в мир иной. А его записи были доставлены в Москву, где вошли в летописи «под 1475 годом».
Вот что сообщает об этом Софийская летопись: «И писание я собственною рукою написал, и даже его руки принесли тетради Василию Мамыреву подьячему великого князя в Москве», записано в 1475 г.
Интересно — записки какого-то купца (их было так много на Руси!) были успешно и своевременно изъяты, и доставлены, и прочитаны, и даже включены в летопись. Известно имя такого нетерпеливого «читателя» драгоценных записей. Это «Василий Мамырев, дьяк великого московского князя Ивана III», заведовавший государевой казной и тайным сыском.
Так закончилась миссия этого удивительного человека. И что особенно поразило меня в его заметках, так это удивительная, глубокая любовь к Родине:
«Боже, храни Русскую землю! Боже, спаси ее! В этом мире нет такой, как она. Хотя бояре земли русской не добры. В нем мало справедливости. Да устроится русская земля!.. «Да будет русская земля благоустроена, и да будет в ней справедливость. О Боже, Боже, Боже…»
И теперь набережная в Твери носит имя этого патриота своей страны.
Читайте также…
- Как добраться из Бангкока в Паттайю самостоятельно Как добраться из Бангкока в Паттайю на поезде
- Как расшифровать виды питания в отелях: RO, BB, HB, BF, AI, UAI
- Гора Эльбрус: координаты, описание, высота
- Курорты Греции: где лучше отдыхать Где можно отдохнуть в Греции
Институты и контексты: письмо и авторство, 11:00–14:00 | История русской литературы
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Еще
CITE
KAHN, ANDREW и др. ,
‘Институты и контексты: письмо и авторство, 1100–1400’
,
История российской литературы
(
Oxford,
2018;
(
,
2018;
;
(
,
2018;
;
(
,
2018; edn,
Oxford Academic
, 24 мая 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0003,
, по состоянию на 9 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте
. в пятнадцатом веке. Влияние византийского наследия на письменность как на источник перевода и подражания поднимает вопросы об определении литературы в средневековый период. В главе обсуждается, почему применение современной идеи жанровой системы проблематично, и утверждается, что применимы другие критерии литературности, инкапсулированные в авторской функции, и что даже в культуре копирования риторические стратегии могут придать эмоциональную достоверность анонимным компиляциям. в то время как молитвы и рассказы о путешествиях передают высоко литературное и личное чувство идентичности.
Ключевые слова:
монашество, текстопродукция, перевод, жанр, авторская функция, компиляция, читательская аудитория, старославянский, границы, путешествия
Предмет
Литературоведение — Мир
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.