Гигиена монголов: Особенности гигиены в Монгольской империи
Особенности гигиены в Монгольской империи
Anarasius
Автор:
Anarasius
03 мая 2021 11:22
Метки: гигиена интересно монгольская империя факты фото
10970
10
Представители этого народа настолько истово почитали воду, что не осмеливались загрязнять ее.
Монгольская империя была одной из крупнейших в истории человечества. Она охватывала значительную часть Азии и простиралась до Европы и Ближнего Востока. Некоторые специалисты не стесняются заявлять, что её владычество принесло определенную пользу покоренным народам. Но об этом как-нибудь в другой раз, а сегодня мы расскажем о своеобразных гигиенических практиках, бытовавших среди этих воинственных завоевателей. В то время людские популяции не могли похвастать чистоплотностью, особенно по современным меркам, но бытовые повадки монголов шокировали всех без исключения. Представители этого народа настолько истово почитали воду, что не осмеливались загрязнять ее. В результате большую часть своей жизни они ходили немытыми. Впрочем, давайте по пунктам и поподробнее.
1. Мытье волос
Источник:
Францисканский монах Гильом де Рубрук в 50-х годах 13 века совершил путешествие по Монгольской империи и оставил записи, содержащие много интересных сведений об этом государственном образовании. Он, в частности, описал прически местных жителей, отметив, что мужчины выбривали полосы вдоль висков и шеи, а также ото лба до макушки. Длинные пряди, свисавшие по бокам, заплетались в косы. Женщины после замужества обривали область лба, но остальные волосы заботливо отращивали. Также монах сообщил следующее: «Умываясь, они набирают воду в рот, после чего пускают её струйкой на руки и смачивают волосы». Монголы почитали воду и не желали обидеть её грязью своих волос. Некоторые авторы сообщали, что Чингисхан требовал казнить всякого, кто умывался над источником и проронил хотя бы каплю обратно.
2. Священная вода
Источник:
В связи с особой святостью воды в ней нельзя было стирать одежду. Запрещалось купаться весной и летом, так как это якобы могло вызвать грозу. Но самым страшным преступлением являлось мочеиспускание в ручьи и реки — считалось, что этот постыдный физиологический акт оскорбляет духов. Чингисхан известен тем, что закрепил в правовом поле многие запреты религиозного характера. В данном случае он постановил карать смертью за осознанное справление малой нужды в проточные водные источники. Если «преступление» совершалось ненамеренно, на провинившегося налагался крупный штраф.
3. Стирка
Источник:
Немного подробнее о стирке одежды. Запрет на осуществление этого действия в воде был введен в «Ясе» — уложении, изданном Чингисханом. Впрочем, в этом вопросе существуют некоторые разночтения. Согласно одним интерпретациям, стирать можно было только во время грозы, в то время как Гильом де Рубрук сообщает, что, по убеждениям монголов, именно стирка могла вызвать это природное явление. Францисканец писал следующее: «Они никогда не моют одежду, ибо верят, что бог разгневается и пошлет грозу, когда она будет сушиться. Грома они боятся необычайно. Услышав его, они выгоняют из жилищ всех чужаков, кутаются в черный войлок и сидят, скукожившись, пока все не закончится». Людей, решивших нарушить запрет на стирку, избивали. Среди монголов бытовало мнение, что одежду нужно носить до тех пор, пока она не износится полностью.
4. Жир
Источник:
Поев, монголы вытирали жирные руки об одежду, которая, как мы помним, никогда не знала стирки. Но отвратительный покров, который со временем накапливался на вещах, в какой-то степени оберегал их от стихии в степях Центральной Азии. Представители этого народа часто специально натирали одежду жиром и салом, чтобы сделать ее непроницаемой для дождя и ветра.
5. Очищение огнем
Источник:
Гильом де Рубрук писал: «Все то, что предназначено попасть ко двору, проносится между двух огней. Таким же образом они очищают вещи своих умерших. Когда кто-то из них погибает, они откладывают все его имущество и не отдают никому, пока не очистят пламенем». Монголы считали огонь связующей нитью между небом и землей. Он давал им вкусную пищу, согревал жилища, очищал вещи от разного рода заразы. Когда итальянский дипломат Джованни Плано Карпини прибыл ко двору Гуюка, внука Чингисхана, монголы заявили ему: «Не бойся. Ты всего лишь пройдешь между двух огней. Если ты задумываешь навредить нашему господину или при тебе есть какой-нибудь яд, пламя уничтожит всё зло».
6. Карантин
Источник:
Несмотря на то, что монголы не имели ни малейшего представления о микробах и природе инфекционных болезней, они понимали важность недопущения посторонних к заразившимся людям. По свидетельству Гильома де Рубрука, если заболевал один из членов большой семьи, его родственники выставляли вокруг становища стражу, которая никому не позволяла пересекать определенную границу. Эти люди искренне верили, что чужаки могут привести с собой злых духов. К больным пускали только шаманов. Монголы считали любые недуги следствием расстройства духа, но при этом сознательно дистанцировались от страдающих ими людей. Более того, они прекрасно понимали, что трупы погибших являются переносчиками опаснейших болезней. Отчаявшись взять героически сопротивлявшуюся Кафу (современная Феодосия) привычными способами, монголы забросили за стены крепости тела погибших от чумы людей. Это вызвало эпидемию и позволило захватчикам ворваться в город.
7. Плевки
Источник:
Монголы верили, что если человек начинает задыхаться во время трапезы, это происки какого-то злого духа, которого нужно уничтожить. Если же бедняга выплевывал то, чем поперхнулся, его «преступление» становилось ещё более серьезным. Он не только расточал еду, но и загрязнял жилище. Упомянутый выше Джованни Плано Карпини писал об этом следующее: «Если кто-то выплевывает взятый в рот кусок, не в силах проглотить его, под жилищем делают подкоп и вытаскивают этого человека сквозь него, после чего без всякой пощады предают смерти». Китайский автор Ху Сыхуэи, писавший во времена монгольского владычества над своей страной, оставил после себя странную сентенцию: «Лучше плевать ближе, чем дальше, но ещё лучше вообще не плевать». Она может значить, что в ту эпоху слюноизвержение делилось на категории, каждая из которых была наказуема, но в разной степени.
8. Мясо и молоко
Источник:
Французский историк Жан де Жуанвиль сообщил благодарным потомкам о том, что монголы размягчали и «варили» ломти сырого мяса, подкладывая их под свои седла. Сегодня достоверность этой информации вызывает серьезные сомнения, однако то, что представители этого народа питались в основном мясом, совершенно бесспорно. В пищу шли овцы, кони, собаки, волки, различные грызуны и, в отсутствие другого выбора, люди. Существует убеждение, что монголы предпочитали сырое мясо, но, вероятнее всего, они все же варили его, так как это «сохраняло его духовную ценность». Посуду они ополаскивали кипящим бульоном, который затем выливали обратно в котел. Их молочная диета состояла в основном из кумыса — перебродившего кобыльего молока. Данный напиток, кстати, содержит приличное количество алкоголя. Это, вероятно, объясняет свидетельство Джованни Плано Карпини о том, что «пьянство у монголов в чести».
9. В туалет по-большому
Источник:
Гильома де Рубрука, посетившего Монгольскую империю, больше всего раздражали две вещи. Во-первых, языковой барьер, который не позволял ему достаточно эффективно проповедовать христианство. И, во-вторых, та непосредственность, с которой монголы испражнялись. Он оставил следующее описание этой отвратительной привычки: «Когда их охватывало желание опорожнить желудок, они не чувствовали необходимости отойти подальше или скрыться из виду. Они делали своё грязное дело прямо рядом с нами, не переставая разговаривать друг с другом. Это было досадно сверх всякой меры».
10. Лечение подагры
Источник:
Среди монголов была чрезвычайно распространена подагра, которая вызывается несдержанностью в питании и потреблении алкоголя. Об этом, в частности, писал путешественник 14 века Ибн Баттута. У Хубилая, внука Чингисхана и правителя Китая, болезнь протекала настолько неприятно, что он не мог нормально передвигаться. Подагру лечили весьма необычным способом — засовывая ноги в труп убитой лошади. Однако это была не единственная методика. Во время завоевания Кавказа один из монгольских военачальников, следуя совету своего знахаря, повелел отыскать для той же цели рыжеволосых детей. После того как смерть 30 малышей не принесла облегчения, он приказал приконить своего «советчика» и скормить его внутренности собакам.
Источник:
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
Ссылки по теме:
Интересные факты о книгах
Почему воинам Чингисхана было запрещено мыться
Кто обитал на затонувшем восьмом континенте?
Немного о женской гигиене 19 века
Истинное происхождение некоторых популярных блюд
Метки: гигиена интересно монгольская империя факты фото
Новости партнёров
реклама
«Думаете, я шучу?»: Джо Байден дал ценный совет тем, у кого внезапно из-за грозы погас свет
«Мы не заслужили таких народных артистов»: Виктория Боня предложила лишить высокого звания. ..
«Настоящие изменники и беглецы!»: Рамзан Кадыров предложил ужесточить наказание для уклоняющихся…
Фанатов «Гарри Поттера» попросили не оставлять носки возле могилы Добби в Уэльсе
«О России, наверное, думает!»: грустного Чубайса заметили в аэропорту Израиля
Мощные смартфоны Cubot со скидками
«Наши военные — великие герои!»: Николай Басков не смог сдержать слёз, рассказывая о посещении…
Показать ещё
Удиви меня!
Гигиена монголо-татар: что переняли русские
Когда два разных народа долгое время соседствуют, процесс культурного взаимодействия неизбежен. Люди перенимают друг у друга слова, предметы домашнего обихода, различные ремесла, кулинарные рецепты и многое другое. Некоторые обычаи и ежедневные привычки тоже могут быть позаимствованы, если они кажутся полезными и обоснованными. Это относится и к нормам гигиены.
Позаимствовали немало
Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей книге «Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь» (Москва, 2009 г.) описал, как происходил процесс культурного взаимодействия. Автор отметил, что такие качества как восприимчивость, открытость и способность осваивать лучшее, что имеется у соседей, были присущи русским на заре становления их государственности.
«Русь в XIII – середине XVI в. еще весьма активно шла по пути синтеза самых разнообразных культурных приобретений», – считает Вадим Долгов.
Неслучайно в русском языке так много слов, позаимствованных у монголо-татар, а отдельные восточные мотивы в декоре православных храмов, которые считаются влиянием византийской архитектурной традиции, на самом деле могли быть скопированы русскими мастерами с изделий народно-прикладного искусства, привезенных князьями из Золотой Орды.
Даже национальный костюм жителей Руси подвергся, по мнению историков, татарскому влиянию. Например, русские аристократы носили похожие головные уборы – шапки с треугольным вырезом спереди и поднятыми кверху полями. Восточное происхождение также имеют слова «кафтан», «сарафан», «шуба», «ферязь» и т.п.
И традиционное оружие русских воинов подверглось трансформации в результате частых стычек с монголо-татарами. На смену тяжелым мечам пришли сабли, ведь они гораздо эффективнее в конном бою.
Чистить зубы
Новость о найденной сравнительно недавно зубной щетке, которой в XIV веке пользовался некий житель золотоордынского города Азак (ныне – Азов), не удивила историков и археологов, но стала сенсацией для общественности. Об этом журналист Николай Грищенко написал в «Российской газете». Его статья «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку» была опубликована 11 июня 2015 года.
Костяная рукоять с дырочками, в которые вставлялись щетинки, обнаруженная учеными, предположительно принадлежала монгольскому воину. То есть, русские могли перенять привычку ухаживать за полостью рта у жителей Золотой Орды.
Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, Андрей Масловский, рассказал: «Есть мнение, что зубные щетки появились только в XV веке, и то в Китае. На самом деле, щетки известны благодаря раскопкам городов, расположенных на территории древней Монголии и датируются они Х-ХII веками. Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками».
Окуривать дымом от инфекций
Как известно, целью гигиенических процедур является не только физическая чистота, но и защита человека от микробов. Во многих странах Азии с древнейших времен существовал обычай окуривать людей, их одежду и жилища дымом, чтобы спастись от инфекций. Не зная, как распространяются болезни, и не имея антибиотиков, люди именовали микробов «злыми духами».
Монголы неукоснительно соблюдали обычай: перед визитом к высокопоставленному лицу каждый человек был обязан пройти между двумя дымящимися кострами, чтобы подтвердить тем самым свою благонадежность. Разумеется, такая мера предосторожности не могла полностью гарантировать защиту правителя от инфекций, но риск заражения все-таки снижался.
Русские князья удивлялись требованию пройти между двух костров перед посещением хана Золотой Орды, считая такую защиту от «злых духов» проявлением язычества.
Как написал известный историк Дмитрий Володихин в своей книге «Рюриковичи» (Москва, 2013 год издания), Михаил Всеволодович Черниговский мог быть казнен ханом Батыем в 1246 году по этой причине. Дело в том, что «…от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров – поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Михаил счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой».
Поскольку князей не только удивляло, но и возмущало требование пройти сквозь дым двух горящих костров, можно сделать вывод, что в домонгольский период на Руси не применяли такой способ борьбы с инфекциями. А сейчас окуривание больного человека дымом целебных трав – один из методов русской народной медицины.
Эффективность такой меры при борьбе с инфекциями подтверждают и современные специалисты, в том числе японский целитель Кацудзо Ниши – автор популярной книги «Дыхательные практики» (Санкт-Петербург, 2010 г., перевод Веры Марковой).
«Наши предки широко использовали лечение дымом. Такое лечение хорошо помогало при насморке и простудных заболеваниях, при ревматизме и для лечения от инфекций», – отметил специалист по альтернативной медицине.
Брить голову
Известный востоковед Евгений Кычанов в своей книге «Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?» (Москва, 2013 г.) упомянул и о том, какие прически традиционно носили монгольские воины. Как и представители многих других азиатских народов, они брили большую часть головы.
Обычно воины оставляли три чуба: спереди и по бокам. Причем, передний чуб подстригали, а боковые пряди волос были достаточно длинными, так что они свисали на плечи. Бритье головы было обязательным. Необходимость борьбы с паразитами при кочевом образе жизни заметно возрастала, так, что даже мужская мода была продиктована гигиеническими соображениями.
Вскоре эта прическа была заимствована жителями юга Руси. Претерпев некоторые изменения, она прочно закрепилась у запорожских казаков. Все помнят их знаменитые длинные чубы по многочисленным картинам, а также по литературным описаниям.
После принятия ислама
Большое влияние на ежедневные гигиенические привычки жителей Золотой Орды оказало принятие ислама в качестве государственной религии.
Александр Ханников – автор книги «Энциклопедия ислама» (издатель И.В. Мельников, 2012 г.) – указал, что это событие произошло во времена правления хана Узбека в 1312-1342 годах. С этого момента жизнь Золотой Орды начала претерпевать изменения.
Мусульманская религия унифицировала ежедневные гигиенические процедуры монголо-татар, введя их в строгую систему. Верующий человек должен был регулярно мыться, тщательно следить за гигиеной полости рта, подстригать ногти, избавляться от волос на лобке и в подмышках, а также подмываться после каждого похода в туалет. Поэтому правоверные жители Золотой Орды посещали отхожие места, прихватив с собой кумган (небольшой кувшин с высоким горлом и ручкой).
Не исключено, что некоторые русские, живущие по соседству, могли обратить внимание на подобные гигиенические процедуры и кое-что перенять.
Какой была гигиена в Монгольской империи?
Фото
:
Аранико
/ Wikimedia Commons / Public Domain вызванное чрезмерным употреблением пищи и питья, было распространено среди монголов. В Золотой Орде путешественник XIV века Ибн Баттута посетил дом дочери султана, муж которой «страдал подагрой и не мог по этой причине ни ходить пешком, ни ездить верхом, а потому ездил верхом». только в повозке… эта болезнь широко распространена среди [монголов]».
Хубилай-хан, внук Чингисхана и правитель Китая на протяжении большей части 13-го века, страдал от такой тяжелой подагры, что она ограничивала его передвижения как воина, так и лидера. Для лечения подагры монголы советовали втыкать ноги в грудь дохлой лошади.
Однако лошади были не единственным вариантом. Вместо лошади один кавказский знахарь сказал Хулу, монгольскому генералу, найти рыжеволосого ребенка и воткнуть ему ногу в живот. Зул испытал эту технику на 30 детях. В конце концов, его боль не утихла, и он покончил с доктором, а внутренности скормил собакам.
ФОТО
:
Неизвестный
/ Wikimedia Commons / Public Domain
Монголы положили воду в свои рты, прежде чем использовать их, чтобы мыть свои волосы
Franciscan Mission William of RubruC в течение 1250-х годов, записывая свои путешествия. Рубрук описал монгольские прически, отметив, что мужчины выбривали участки на макушке, вдоль висков и шеи, а также «ото лба до макушки головы». Затем длинные волосы по бокам головы были заплетены в косы. Точно так же женщины брили переднюю часть головы при выходе замуж и отращивали остальные волосы.
Рубрук продолжал: «Когда они хотят вымыть руки или голову, они наполняют рот водой, которая капает на руки, и таким образом они также смачивают волосы и моют голову».
Монголы почитали воду, никогда не желая оскорблять ее, что диктовало, как они мыли голову. Согласно источникам, современным монголам, Чингисхан повелел, что если вода коснется лица человека, а затем снова попадет в источник воды, они должны быть казнены. Поэтому может быть справедливо предположить, что этот процесс был разработан, чтобы не допустить, чтобы монголы пролили воду обратно в источник.
Photo
:
KoizumiBS
/ Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0
Mongols Had A Retainer Or Servant To Suck Out Blood From Arrow Wounds
As avid archers, the Mongols were prone к ранам от стрел. Чингисхан был ранен несколько раз, и его спасли усилия преданных своему делу людей, которые пили кровь из его ран.
Согласно труду 13 века Тайная история монголов, когда Чингисхан получил рану на шее, из-за которой неудержимо шла кровь, его слуга Джелме высосал кровь, «которую он проглотил или выплюнул». Когда хан попросил чего-нибудь попить, Джелме отправился за кумысом (ферментированным молоком) и водой, которые он дал Чингисхану, предположительно предотвратив обезвоживание после того, как провел ночь, сдерживая опасные тромбы.
Персидский врач и историк Рашид ад-Дин (ум. 1318) записал заявление, которое он приписал хану. Предполагалось, что Чингисхан сказал, что упражнение по сосанию крови вернуло «угасшую искру жизни… и [он] снова мог двигаться».
Ни при каких обстоятельствах монгол не мог помочиться в водоем
Вода была священной для монголов и ее нарушение или загрязнение каралось преступлением. Стирать одежду было запрещено, а мыть тело или руки весной или летом также запрещалось из-за боязни грозы. Однако одним из худших правонарушений было, если человек выплеснул свои телесные жидкости в ручей, реку или аналогичный водоем.
Чингисхан придал законный статус многим прежде религиозным табу, а монголы строго запрещали мочеиспускание в проточной воде или в жилище, опасаясь оскорбительных духов. Если человек намеренно мочился в любом из них, он подвергался смертной казни. В случае случайного мочеиспускания монголы подвергались крупному штрафу, а оплата шла на уборку дома и имущества обиженного. Но пока это очищение не произошло, «никто не посмеет войти в жилище или взять что-либо из него».
Вода, санитария и гигиена (WASH)
Программа
Чистая вода, элементарные туалеты и надлежащая гигиена необходимы для выживания и развития детей.
ЮНИСЕФ Монголия
Прыгать на
Испытания
Ситуация
Низкое использование улучшенных источников воды (68 процентов) и санитарно-технических сооружений (58 процентов) является еще одним приоритетом для детей. Доступ к улучшенным санитарным условиям для сельских и более бедных домохозяйств значительно ниже, чем для городских и богатых домохозяйств. Эта ситуация вызывает беспокойство, учитывая, что небезопасная вода и небезопасная гигиена являются основными причинами диареи и гепатита. Первая является третьей по величине причиной смертности детей в возрасте до пяти лет, а вторая становится эндемичной и на ее долю приходится 22 процента инфекционных заболеваний.
Наиболее важные причины плохого доступа к воде, санитарии и гигиене (WASH) связаны с сохраняющимися негативными социальными и культурными обычаями и убеждениями, а также с ограниченной качественной инфраструктурой. Это еще более усугубляется воздействием изменения климата на и без того ограниченные и сокращающиеся источники пресной воды, усилением опустынивания и загрязнения, удаленностью населения и общей низкой приоритетностью на политическом и бюджетном уровне.
Действия ЮНИСЕФ
Действия ЮНИСЕФ с партнерами
- Продолжать предлагать инновационные решения для расширения доступа к улучшенным санитарным условиям для детей в школах, детских садах и общежитиях
- ЮНИСЕФ поддерживает местные органы власти во внедрении национальных стандартов WASH в детских садах, школах и общежитиях
- ЮНИСЕФ работает с партнерами над расширением инициатив по менструальной гигиене, чтобы дать девочкам возможность учиться и учиться без страха и стигматизации
Основные результаты
- Благоприятная среда для WASH улучшена за счет разработки «Норм и требований к WASH в школах, общежитиях», а также пересмотра руководств по санитарно-техническим сооружениям на местах
- Методика установления тарифов на воду, ориентированная на равенство, была пересмотрена на основе рекомендаций исследования под руководством EAPRO «Справедливость в государственном финансировании ВСГ в Монголии.