Форма правления коста рика: Коста-Рика, информация о стране | «Окно в Европу», турагентство, г.Пермь
Коста-Рика
Туры в Коста-Рику
Коста-Рика — очень необычная страна. На небольшой площади здесь сосредоточено такое количество разнообразных природных комплексов, сколько не всякий раз найдешь на территории во много раз больших стран. Буквально за несколько часов здесь можно увидеть вечно зеленую сельву и вулканические пустоши, тянущуюся на сотню километров саванну и дождевые леса горных склонов, протяженные пляжи побережий, банановые и кофейные плантации — все это оправдывает название страны («Коста-Рика» в переводе с испанского — «Богатый Берег»). Многочисленны национальные парки, пещеры (в том числе подводные), разнообразные исторические места и памятники архитектуры, археологические памятники и древние индейские поселения, а также водопады, живописные горные и речные долины, в изобилии разбросанные по всей территории страны — вот главные достопримечательности страны.
Коста-Рика — настоящая страна-заповедник, которая не только бережно охраняет свои природные комплексы, но и постоянно увеличивает территорию природоохранной зоны. Удивительно, но на столь маленькой территории, которую занимает эта страна, расположено более 50 различных заповедников и более ста частных природоохранных зон, общая площадь которых составляет почти 30% всей территории страны! Около 70% всех произрастающих на Земле растений можно обнаружить в Коста-Рике, здесь представлены 850 видов птиц, в тропическом лесу можно встретить все многообразие животного мира, а океанские пляжи буквально кишат птицами и являются местом кладки яиц морских черепах. На территории страны расположены 120 вулканов (70 из них действующие), склоны которых густо поросли тропической растительностью знаменитых коста-риканских «заоблачных лесов», являющихся последними островками стремительно исчезающей горной флоры Центральной Америки. Поэтому неудивительно, что более 70% приезжающих в страну туристов большую часть времени проводят в многочисленных заповедниках.
Вулкан Поас (2705 м.) — один из самых красивых вулканов в мире. На высоте 2704 м. из одного из его кратеров бьет гейзер, считающийся самым большим в мире.
Самое большое собранию нефрита в мире находится в Музее нефрита (Марко-Фидель-Тристан-Мусео-де-Жад) в столице Коста-Рики.
Международный парк (биосферный заповедник) Ла-Амистад является самым большим заповедником флоры и фауны в Центральной Америке.
География
Республика Коста-Рика — небольшая гористая страна, расположена практически в самом узком месте Центральной Америки. Граничит с Никарагуа на севере и Панамой на юге. Омывается двумя океанами — Тихим на западе и Атлантическим (Карибское море) на востоке, при этом ни один пункт страны не удален от моря более чем на 120 км.
Общая площадь страны — около 51,1 тыс. кв. км (включая остров Исла-дель-Коко).
Климат
Субэкваториальный. На плато средняя температура в течение всего года держится на уровне +22 C, в горных районах может опускаться до +10 (в зимний период возможны ночные заморозки до -5 С). В низменных местах, на побережье Карибского моря и на юге тихоокеанского побережья, дневная температура колеблется от +27 С до +33 С круглый год. Ночью незначительно прохладнее, чем днем.
Осадков выпадает очень много — от 1000 мм в год на тихоокеанском побережье, до 3000-5000 мм в год на побережье Карибского моря. По распределению осадков и выделяют климатические зоны страны. На Карибском побережье и в южной части тихоокеанского берега дожди идут почти постоянно с мая по ноябрь, с максимумом в период с сентября по октябрь, с коротким сухим периодом с декабря по апрель. При этом с мая по август дождей относительно немного.
В центральных районах страны намного суше, а характер выпадающих осадков сильно зависит от направления ветра. На наветренных склонах гор может выпадать до 5000 мм осадков, а межгорные котловины получают не более 1500 мм дождя в год. Северная часть тихоокеанского побережья — самая сухая часть страны, дожди здесь идут, в основном, весной и осенью. В любое время года ночи обычно безоблачны, а дождь, как по расписанию, начинается после обеда.
Лучшим временем для посещения страны является период с декабря по апрель-июль.
Язык
Испанский (государственный), на восточном побережье также используется английский (креольским диалектом английского неплохо владеют практически все жители страны).
Население
Около 3,9 млн. человек. Основную массу населения составляют потомки испанских переселенцев — креолы (свыше 80%, самоназвание — «тикос»). Доля негров и мулатов составляет около 10%, менее 1% населения — индейцы девяти различных этнических групп (это единственная страна Центральной Америки с таким низким относительным количеством потомков индейских племен). В стране постоянно проживает небольшое число натурализовавшихся китайцев, европейцев и американцев, а также около 30 тыс. иностранных граждан, главным образом никарагуанцев и негров из стран Вест-Индии.
Государственный строй
Республиканская форма правления. Глава государства и правительства — президент (избирается на срок в 4 года без права переизбрания). Коста-Рика считается самой стабильной демократической страной Латинской Америки. Демократия в ней существует уже более века.
Религия
Почти 90% населения страны считаются католиками, протестантов около 10% (в основном это негры карибского побережья). В столице проживают представители почти все мировых религий.
Деньги
Костариканский колон (CRC) равный 100 сентимо. В обращении находятся банкноты номиналом в 50, 100, 200, 500, 1000, 5000 и 10000 колон, а также монеты двух типов в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 колон. Разменные монеты (сентимо) практически вышли из употребления. Курс колона по отношению к другим мировым валютам достаточно стабилен.
Свободное хождение на территории Коста-Рики имеет доллар США. В сфере туризма и гостиничного бизнеса цены обычно указываются именно в долларах, но оплата производится в колонах.
Обмен валюты
Валюту можно обменять в любом банке (процедура обычно занимает немало времени, взимается комиссия в размере US$3 за сделку), в специализированных обменных пунктах и в аэропорту. Предпочтение везде отдается доллару США, валюты других стран обменять значительно сложнее. Наиболее выгодный курс предлагают банки. В аэропорту, в гостиницах и ресторанах курс менее выгодный, но часы работы гораздо удобнее, чем в банках. Не рекомендуется менять деньги на улице — велик риск столкнуться с мошенничеством.
Коммуникация и связь в Коста-Рике
Система телефонной связи страны — одна из самых современных в Центральной Америке. Уличные телефоны-автоматы работают по пластиковым картам (продаются в газетных киосках и магазинах, такие аппараты помечены надписью «Chip»).
Международный телефонный код страны — 506. Исходящий международный код — 00. В стране не используются междугородные коды, все телефонные номера семизначные.
Мобильная связь стандарта GSM 1800/3G предоставляется оператором Instituto Costarricense de Electricidad (ICE), охватывающим своей сетью практически всю территорию страны. Роуминг доступен абонентам основных российских операторов.
Въезд
Гражданам России для посещения Коста-Рики с 1 февраля 2008 года требуется виза, которую можно будет оформить в консульском отделе посольства Коста-Рики в Москве.
Безвизовый въезд на срок, не превышающий 90 дней, будет разрешен лишь тем гражданам, у кого в паспортах имеются действующие годовые визы либо вид на жительство (срок действия должен превышать шесть месяцев на момент пересечения границы с Коста-Рикой) Канады, США или стран — членов ЕС.
Гражданам стран СНГ, включая Украину и Белоруссию, визу необходимо оформлять заранее.
Таможенные правила
Ввоз и вывоз иностранной и национальной валют не ограничен (декларация обязательна).
Лицам в возрасте старше 18 лет разрешен беспошлинный ввоз сигарет — до 400 шт. или сигар — до 50 шт., или табака — до 500 г, крепких спиртных напитков — до 3 л, духов, одежды и обуви — в пределах личных потребностей.
Запрещен ввоз фруктов, овощей, растений, черенков и семян растений, цветов, продуктов из овощей, мясопродуктов, медикаментов, которыми не пользуется турист (требуется рецепт или медкарта), психотропных и наркотических веществ, оружия и боеприпасов (требуется разрешение МВД страны), а также порнографических изданий. Запрещен вывоз археологических ценностей, антиквариата, редких животных и птиц, их шкур и чучел.
Безопасность
Коста-Рика считается в целом безопасной страной. Подавляющая часть регистрируемых преступлений не насильственные, а связанные с мошенничеством. Наибольшую опасность представляют карманные кражи, которых легко избежать соблюдением простейших предосторожностей. В центральных районах Сан-Хосе рекомендуется быть всегда осторожным, не носить с собой крупных сумм наличных, билетов или паспортов. Никогда доверяйте никому, кроме швейцаров и сертифицированных носильщиков, которых легко узнать по спецодежде. Кражи автомобилей и вещей из них также достаточно распространены. В остальном криминальная обстановка в стране достаточно спокойная.
В Коста-Рике существует закон, согласно которому любой человек должен иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Для иностранцев это означает обязательное наличие при себе паспорта или его фотокопии (страницы с фотографией и фамилией, а также с штампом въездной визы).
Медицина
Рекомендуется медицинская страховка международного образца. Медицинские услуги в Коста-Рике осуществляются на страховой основе и общедоступны. Уровень развития здравоохранения в стране очень высок и считается лучшим среди стран Латинской Америки.
Никаких прививок для въезда в страну не требуется (сертификат прививки от желтой лихорадки требуется при перелете из Перу, Бразили и ряда др. стран). Рекомендуется профилактика малярии. Риск заражения малярии (почти исключительно в мягкой форме P. vivax) присутствует в районе Лимона и Лос-Чилес. В других областях страны риск заражения незначителен. Рекомендательный характер несет вакцинация от гепатита А, В и С, холеры, столбняка, дифтерии, бешенства и тифа.
Водопроводная вода обычно хлорируется и относительно безопасна. Питьевая вода за пределами больших городов может быть загрязнена, стерилизация желательна. Бутилированая вода доступна повсеместно и рекомендуется к употреблению. Молоко обычно пастеризовано, молочные продукты также безопасны для потребления. Мясо, домашнюю птицу, дары моря, плоды и овощи считают безопасным для употребления при условии соблюдения обычных норм предосторожности.
Рика — Республика Коста-Рика. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.
Содержание
Государственное устройство
Правовая система
— Общая характеристика
— Гражданское и смежные с ним отрасли права
— Уголовное право
— Судебная система. Органы контроля
Литература
Государственное устройство
Коста-Рика — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 7 провинций.
Действует Политическая Конституция Республики Коста-Рика от 7 ноября 1949 г. По форме правления Коста-Рика — президентская республика. Политический режим — демократический.
Законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному собранию (57 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием на 4 года). Депутаты не могут быть переизбраны на очередной срок. Сессии парламента проводятся дважды в год — с 1 мая по 31 июля и с 1 сентября по 30 ноября.
Решения Собрания принимаются абсолютным большинством присутствующих членов, за исключением случаев, когда Конституция требует квалифицированного большинства.
Законодательное собрание вправе принимать законы, изменять, отменять их и давать их аутентичное толкование; одобрять или отклонять международные соглашения, государственные договоры или конкордаты; уполномочивать исполнительную власть объявлять состояние национальной обороны и заключать мир; приостанавливать голосами не менее 2/3 своих членов в случае очевидной государственной необходимости действие некоторых личных прав и гарантий; принимать бюджеты Республики; вводить национальные налоги и давать согласие на установление муниципальных налогов; назначать членов Верховного суда и их заместителей; назначать главного контролера Республики и его заместителя; декретировать отчуждение или передачу в общественное пользование собственности, принадлежащей нации; назначать из числа своих членов комиссии для расследования любого вопроса по поручению Собрания и для последующего отчета.
В целях политического контроля за деятельностью исполнительной власти Законодательное собрание может формулировать интерпелляции министрам Правительства и, кроме того, решением 2/3 присутствующих депутатов выносить порицание этим должностным лицам, когда, по мнению Собрания, они виновны в совершении неконституционных или незаконных актов или серьезных ошибок, причинивших или могущих причинить явный ущерб государственным интересам.
Глава государства и Правительства — Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года (без права переизбрания). Два вице-президента в порядке должностного первенства замещают главу государства в случае его отсутствия или недееспособности. Вице-президенты избираются тем же путем и на тот же срок, что и Президент.
Исключительными обязанностями и полномочиями Президента Республики являются: свободно назначать и смещать министров Правительства; представлять нацию в актах официального характера; осуществлять верховное командование вооруженными силами; представлять Законодательному собранию в начале первого периода ежегодной сессии письменное послание по различным вопросам деятельности Правительства и о политическом положении Республики.
Президент имеет право законодательной инициативы и наложения вето на решения парламента (преодолевается голосами 2/3 депутатов Законодательного собрания), может созывать специальные сессии Собрания. Важным полномочием Президента является назначение губернаторов провинций. Он обладает также рядом других обычных полномочий главы государства.
Исполнительная власть осуществляется Президентом с помощью кабинета министров. Президент формирует правительство. Министры не могут быть одновременно членами парламента.
Министры Правительства представляют Законодательному собранию ежегодно, в пределах 15 дней первого периода очередной сессии, отчет о делах своих министерств. Они обязаны присутствовать на заседаниях, когда этого требует Законодательное собрание.
В Совет Правительства входят Президент и министры для реализации (под председательством Президента) следующих функций: 1) просить у Законодательного собрания объявить состояние национальной обороны, разрешить призыв в вооруженные силы, организацию армии и ведение переговоров о мире; 2) осуществлять право помилования в форме, указанной законом; 3) назначать и смещать дипломатических представителей Республики; 4) назначать директоров автономных учреждений, если это относится к ведению исполнительной власти; 5) решать все остальные вопросы, которые ставит Президент Республики. Он, если этого требует серьезность вопроса, может пригласить и других лиц для участия в работе Совета в качестве консультантов.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Коста-Рики в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ней в обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования костариканского права выступила правовая культура бывшей метрополии — Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское и уголовное право оказало значительное влияние французское законодательство.
Для государственного и правового развития Коста-Рики, особенно с начала 1940-х гг., характерны демократические тенденции. Она одной из первых в мире отменила смертную казнь (1877). Весьма прогрессивная для своего времени Конституция 1949 г. провозгласила труд правом и обязанностью перед обществом, закрепила право на минимум заработной платы, обеспечивающий благосостояние и достойное существование, 8-часовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск, право на забастовку и установила в качестве основных гарантий защиты конституционных прав процедуры хабеас корпус и ампаро. Она также впервые в Латинской Америке запретила создание в стране регулярной армии.
Основным источником права в Коста-Рике являются законодательные и другие нормативные акты, иерархию которых составляют Конституция, законы и резолюции парламента, декреты Президента, подзаконные акты других органов государственной власти.
Костариканское право хорошо кодифицировано. Действуют ГК, ГПК, УК, УПК, Торговый кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Кодекс о несовершеннолетних, Кодекс об образовании, Муниципальный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс полиции.
Согласно Конституции (ст.46) декреты, решения, резолюции и приказы исполнительной власти требуют скрепления их Президентом Республики, соответствующим министром и в установленных Конституцией случаях одобрения Советом Правительства (Consejo de Gobierno).
Судебные решения в Коста-Рике не причисляются к формальным источникам права, хотя практика Верховного суда заметно влияет на решение нижестоящих инстанций.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Вскоре после провозглашения независимости Коста-Рика, как и многие другие страны региона, рецепировала (с некоторыми изменениями) французский ГК. Действующий Гражданский кодекс Коста-Рики 1975 г. также составлен по образцу Кодекса Наполеона 1804 г. и испанского ГК 1888 г.
Экономическое законодательство направлено на поощрение частной инициативы и иностранных инвестиций. Согласно ст.46 Конституции запрещаются монополии частного характера и всякий акт, хотя бы и вытекающий из закона, но ставящий под угрозу или нарушающий свободу торговли, сельского хозяйства и промышленности. В 1981 г. принят Закон о зонах экспортного производства (Export Processing Zones Law).
В Коста-Рике высоко развито трудовое право, основным источником которого является Трудовой кодекс 1943 г. Он устанавливает, в частности, что в любой компании не менее 90% сотрудников должны быть костариканскими гражданами, на которых должно приходиться не менее 85% фонда зарплаты. Трудовое законодательство устанавливает многочисленные права и льготы для работников, в том числе право на забастовку. В 1998 г. Верховный суд постановил, что право на забастовку имеют также работники публичного сектора, исключая некоторые жизнеобеспечивающие должности.
Конституция (ст.63) установила, что коллективные трудовые договоры, которые в соответствии с законом заключаются предпринимателями (их объединениями) с законным образом организованными профессиональными союзами трудящихся, имеют силу закона.
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права в Коста-Рике является УК, принятый в 1970 г. Со вступлением его в силу в 1971 г. отменены ранее действовавший УК 1941 г., Кодекс полиции, а также другие уголовные законы. УК 1970 г., составленный с учетом ранее действовавшего законодательства, воспринял структуру и концепции французской системы уголовного права. Кодекс отразил многие идеи новой социальной защиты. Так, в нем объявляется, что тюремное заключение и меры безопасности, связанные с ограничением свободы, которые могут назначаться сроком до 25 лет, служат в качестве «реабилитирующей функции» для осужденного (ст.51). Устанавливается, что при назначении условного наказания, условно-досрочного освобождения и в некоторых других случаях запрашивается мнение Института криминологии, которое должно содержать данные о диагнозе личности подсудимого или осужденного, прогнозе его поведения, что учитывается при вынесении приговора (ст. 60, 61, 64 и др.). Кодекс содержит и многие другие моменты, соответствующие идеям доктрины новой социальной защиты.
УК Коста-Рики состоит из четырех книг, каждая их которых делится на главы и разделы, и содержит 417 статей.
Уголовный процесс строится в основном по французской модели с некоторыми элементами англо-американской уголовной процедуры. Конституция и УПК закрепляют демократические принципы судопроизводства, а также права и процессуальные гарантии для обвиняемого. Последние включают право на адвоката (в том числе за государственный счет), право на судебную проверку законности и обоснованности ареста или задержания в течение 24 часов, на освобождение до суда под залог, на быстрый судебный процесс.
Согласно Конституции (ст.48) любое лицо, считающее, что его незаконно лишили свободы, имеет право прибегать к хабеас корпус. Это обращение рассматривается только Верховным судом, и он решает вопрос о вызове пострадавшего, чему не может помешать ссылка на должное подчинение или другие мотивы.
Суда присяжных не существует, дела рассматриваются коллегией из трех судей или только одним судьей, если преступление наказывается не более чем тремя годами заключения.
Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции судебная власть осуществляется Верховным судом и другими судами, созданными на основании закона (ст.152). Для обсуждения и одобрения законопроекта, относящегося к организации и деятельности судебной власти, Законодательное собрание должно получить консультацию Верховного суда; при несогласии с его мнением для решения необходимо большинство в 2/3 всех членов парламента.
Судебная власть независима и подчиняется лишь Конституции и законам. Кроме осуществления функций, указанных Конституцией, судебная власть рассматривает гражданские, уголовные, торговые, трудовые дела, вопросы административной юстиции, а также другие дела, указанные законом.
Низшее звено судебной системы составляют мэрии (алькальдии), которые под руководством мировых судей или магистратов рассматривают дела о проступках. Второе звено — суды первой инстанции, рассматривающие дела, по которым максимальное наказание не превышает 3 лет заключения. Вышестоящий и Верховный трибуналы имеют юрисдикцию по делам, где предусмотрено более строгое наказание. Вышестоящий трибунал является, кроме того, апелляционным судом, в то время как Верховному трибуналу подсудны по первой инстанции наиболее тяжкие преступления. Судьи вышестоящих инстанций назначаются Верховным судом, а нижестоящих Судебным советом.
Верховный суд является высшим органом судебной власти, и ему подчинены все суды, служащие и должностные лица судебных органов. Он состоит из 17 членов, избираемых Законодательным собранием и составляющих различные палаты в соответствии с законом. Члены Верховного суда избираются на 8 лет и считаются вновь избранными на такой же срок, если голосами 2/3 всех членов Законодательного собрания не будет принято противоположного решения.
Законодательное собрание назначает не менее 25 заместителей членов Верховного суда, избранных из списка в 50 кандидатов, предложенных Верховным судом. Места временно отсутствующих заполняются по жребию из заместителей членов Верховного суда. Если освобождается место заместителя, то выбирается один из двух кандидатов, предложенных Верховным судом.
Верховный суд имеет 4 палаты (Salas): Первая — по гражданским и семейным делам; Вторая — по трудовым делам и некоторым другим вопросам; Третья — по уголовным делам; Четвертая палата осуществляет функции конституционного контроля.
Согласно ст.128 Конституции, когда вето Президента мотивируется неконституционностью законопроекта и если Собрание с этим не согласно, оно направляет проект в Верховный суд, чтобы он в течение 10 дней решил этот вопрос. Если Верховный суд большинством в 2/3 признает, что законопроект содержит неконституционные положения, то соответствующая его часть считается отклоненной.
В судебной системе действуют также специальные суды (семейный, подростковый, земельный и трудовой).
Конституция Коста-Рики предусматривает особый независимый орган электоральной юстиции — Верховный суд по избирательным делам, на который возлагаются организация, руководство и контроль за проведением выборов. От этого суда зависят все остальные избирательные органы. Верховный суд по избирательным делам формируется из трех судей и их заместителей, назначаемых не менее чем 2/3 голосов всех членов суда. Срок полномочий членов Верховного суда по избирательным делам 6 лет.
Контроль за государственными финансами в соответствии с Конституцией (ст.183) осуществляет Главное контрольное управление Республики. Оно является вспомогательным органом Законодательного собрания, однако полностью независимо как в своей деятельности, так и в административном отношении. Главный контролер и его заместитель назначаются Законодательным собранием спустя 2 года с даты начала президентских полномочий сроком на 8 лет; они могут переизбираться неограниченное число раз и пользуются иммунитетом и прерогативами членов высших органов власти.
Литература
Antillon W. Costa Rica // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1978. P.C87-93.
Zecrcher H. A. A Statement of the Laws of Costa Rica in Matters Affecting Business. 5th ed. Washington, 1975.
Коста-Рика (07/07)
Самую последнюю версию этой заметки см. в справочных примечаниях A-Z.
ПРОФИЛЬ
ОФИЦИАЛЬНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ:
Республика Коста-Рика
География
Площадь: 51 100 кв. км (19 730 кв. миль), что примерно равно площади штатов Вермонт и Нью-Гэмпшир вместе взятых.
Города: Столица — Сан-Хосе (большая столичная область с населением 2,1 миллиона человек, большая столичная область, как определено Министерством планирования и экономической политики, включает города Алахуэла, Картаго и Эредиа). Другие крупные города за пределами столицы Сан-Хосе — Пунтаренас, Лимон и Либерия.
Ландшафт: Изрезанный центральный хребет разделяет восточные и западные прибрежные равнины.
Климат: умеренный в центральном нагорье, тропический и субтропический в прибрежных районах.
Люди
Национальность: Существительное и прилагательное —Костариканцы.
Население (оценка 2007 г.): 4,13 миллиона человек.
Годовой темп роста (оценка 2007 г.): 1,41%.
Этнические группы: европейцы и некоторые метисы 94%, африканцы 3%, китайцы 1%, индейцы 1%, другие 1%.
Религия: католики 76,3%, евангелисты 13,7%, свидетели Иеговы 1,3%, другие протестанты 0,7%, другие 4,8%, нет 3,2%.
Языки: испанский, с юго-западным карибским креольским диалектом английского языка, на котором говорят в районе Лимона.
Образование: лет обязательное —9. Посещаемость —99% 1-6 классы, 71% 7-9 классы. Грамотность —96%.
Здоровье: Детская смертность —9,45/1000. Ожидаемая продолжительность жизни — мужчины 74,61 года, женщины 79,94 года.
Рабочая сила (оценка 2006 г., 1,866 миллиона человек; эта официальная оценка не включает никарагуанцев, проживающих в Коста-Рике легально и нелегально): Сельское хозяйство —13%; промышленность —22%; услуги —64%.
Правительство
Тип: Демократическая республика.
Независимость: 15 сентября 1821 г.
Конституция: 7 ноября 1949 г.
Ветви: Исполнительная власть — президент (глава правительства и глава государства), избираемый на один 4-летний срок, два вице-президента, кабинет (15 министров) , двое из которых также являются вице-президентами). Законодательная —57 депутатов однопалатного Законодательного собрания, избираемых с интервалом в 4 года. Судебная — Верховный суд (22 магистрата избираются Законодательным собранием на возобновляемый восьмилетний срок). Офисы омбудсмена, генерального контролера и генерального прокурора осуществляют автономный надзор за правительством.
Подразделения: Семь провинций, разделенных на 81 кантонов, разделенных на 421 район.
Политические партии: Партия национального освобождения (PLN), Партия гражданского действия (PAC), Партия либертарианского движения (PML), Партия социал-христианского единства (PUSC) и другие более мелкие партии.
Избирательное право: всеобщее и обязательное с 18 лет.
Экономика
ВВП (2006 г.): 20,77 млрд долларов.
ВВП по ППС (оценка 2006 г.): 48,77 млрд долларов.
Инфляция (оценка 2006 г.): 9,43%.
Реальный темп роста (оценка 2006 г.): 4,7%.
Доход на душу населения (2006 г.): 5 100 долларов США. (12 000 долларов США по ППС, оценка 2006 г.)
Безработица (оценка 2006 г.): 6,6%.
Валюта: Коста-риканский колон (CRC).
Природные ресурсы: Гидроэлектроэнергия, лесные продукты, продукты рыболовства.
Сельское хозяйство (8,6% ВВП): Продукты —бананы, ананасы, кофе, говядина, сахар, рис, молочные продукты, овощи, фрукты и декоративные растения.
Промышленность (31% ВВП): Типы — электронные компоненты, пищевая промышленность, текстиль и одежда, строительные материалы, удобрения, медицинское оборудование.
Торговля, туризм и услуги (60,4% ВВП): гостиницы, рестораны, туристические услуги, банки и страхование.
Торговля (оценка 2006 г.): Экспорт — 7,931 миллиарда долларов: бананы, ананасы, кофе, дыни, декоративные растения, сахар, текстиль, электронные компоненты, медицинское оборудование. Основные рынки —США 42,6%, Гонконг 6,9%, Нидерланды 6,4%, Гватемала 4,2%. Импорт — $10,88 млрд: сырье, потребительские товары, капитальное оборудование, нефть. Основные поставщики —США 41,3%, Япония 5,6%, Венесуэла 4,8%, Мексика 4,8%, Ирландия 4,3%, Бразилия 4,2%, Китай 4,2%.
НАСЕЛЕНИЕ
В отличие от многих своих центральноамериканских соседей, современные костариканцы в основном европейского, а не метисного происхождения; Испания была основной страной происхождения. Однако, по оценкам, от 10% до 15% населения составляют никарагуанцы, прибывшие относительно недавно и в основном метисы. Потомки 19Ямайские рабочие-иммигранты 19-го века составляют англоговорящее меньшинство и — при 3% населения — составляют около 119 000 человек. Немногие из коренных индейцев пережили контакты с европейцами; коренное население сегодня насчитывает около 29 000 человек или менее 1% населения.
ИСТОРИЯ
В 1502 году во время своего четвертого и последнего путешествия в Новый Свет Христофор Колумб впервые вышел на берег в этом районе. Заселение Коста-Рики началось в 1522 году. В течение почти трех веков Испания управляла регионом в составе генерал-капитанства Гватемалы под военным губернатором. Испанцы оптимистично называли страну «Богатый берег». Однако, обнаружив в Коста-Рике мало золота или других ценных минералов, испанцы обратились к сельскому хозяйству.
Относительная бедность мелких землевладельцев, отсутствие крупной местной рабочей силы, этническая и языковая однородность населения, изоляция Коста-Рики от испанских колониальных центров в Мексике и Андах — все это способствовало развитию автономного и индивидуалистического аграрного хозяйства. общество. Возникла и эгалитарная традиция. Эта традиция пережила расширение классовых различий, вызванное введением в 19 веке выращивания бананов и кофе и последующим накоплением местного богатства.
Коста-Рика присоединилась к другим провинциям Центральной Америки в 1821 году, провозгласив совместную декларацию независимости от Испании. Хотя новые независимые провинции сформировали Федерацию, между ними вспыхнули пограничные споры, усугубившие бурную историю и условия региона. Северная провинция Гуанакасте Коста-Рики была аннексирована Никарагуа в результате одного из таких региональных споров. В 1838 году, спустя много времени после того, как Центральноамериканская федерация перестала функционировать на практике, Коста-Рика официально вышла из состава и провозгласила себя суверенной.
Эпоха мирной демократии в Коста-Рике началась в 1899 году с выборов, которые считаются первыми по-настоящему свободными и честными в истории страны. С этого началась тенденция, которая продолжается и по сей день с двумя промахами: в 1917-1919 годах Федерико Тиноко правил как диктатор, а в 1948 году Хосе Фигерес возглавил вооруженное восстание после спорных президентских выборов.
44-дневная гражданская война, ставшая результатом этого восстания, стала самым кровавым событием в истории Коста-Рики 20-го века, когда погибло более 2000 человек, но победившая хунта разработала конституцию, гарантирующую свободные выборы со всеобщим избирательным правом и упразднение вооруженных сил. Фигерас стал национальным героем, выиграв первые выборы по новой конституции в 1953. С тех пор в Коста-Рике состоялось 14 президентских выборов, последние из которых состоялись в 2006 году.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Коста-Рика – демократическая республика с очень сильной системой конституционных сдержек и противовесов. Исполнительные функции возложены на президента, который является центром власти в стране. Также есть два вице-президента и кабинет из 15 членов. Президент и 57 депутатов Законодательного собрания избираются сроком на 4 года. В апреле 2003 года Конституционный суд Коста-Рики аннулировал 1969 конституционная реформа, которая запретила президентам баллотироваться на второй срок. В результате закон вернулся к Конституции 1949 года, которая позволяет экс-президентам баллотироваться на второй срок после того, как они отсутствовали в должности в течение двух президентских сроков или восьми лет. Депутаты могут баллотироваться на переизбрание по истечении одного срока или четырех лет. В третьем квартале 2007 года в стране запланировано проведение первого национального референдума по Соглашению о свободной торговле между США, Центральной Америкой и Доминиканской Республикой (CAFTA-DR).
Избирательный процесс контролируется независимым Верховным Избирательным Трибуналом — комиссией из трех главных судей и шести заместителей, избираемых Верховным Судом. Судебная власть осуществляется Верховным судом, состоящим из 22 магистратов, избираемых на возобновляемый восьмилетний срок Законодательным собранием, и вспомогательными судами. Конституционная палата Верховного суда (Сала IV), созданная в 1989 году, проверяет конституционность законодательства и указов исполнительной власти, а также всех ордеров habeas corpus.
Офисы Генерального контролера Республики, Генерального солиситора и Омбудсмена осуществляют надзор за правительством. Управление Генерального контролера по закону обязано тщательно проверять все контракты в государственном секторе, кроме самых мелких, и строго следить за соблюдением процедурных требований. Благодаря Sala IV эти учреждения играют все более заметную роль в управлении Коста-Рикой.
Существуют границы провинций для административных целей, но нет избранных провинциальных должностных лиц. Коста-Рика провела свои первые выборы мэра в декабре 2002 года, когда мэры избирались на 4-летний срок всенародным голосованием на всеобщих выборах. До 2002 года должности мэра не существовало, и председатель каждого муниципального совета отвечал за управление своим муниципалитетом. Автономные государственные органы пользуются значительной оперативной независимостью; к ним относятся монополия электросвязи и электроэнергетики, государственный нефтеперерабатывающий завод, национализированные коммерческие банки, государственная страховая монополия и агентство социального обеспечения. Коста-Рика не имеет вооруженных сил и содержит только внутреннюю полицию и силы безопасности. Профессиональная береговая охрана была создана в 2000 году.
Главные правительственные чиновники
Президент — Оскар АРИАС Санчес
Министр иностранных дел — Бруно СТАНЬО Угарте
Посол в США — Том DUE�AS
Посол в Организации американских государств — Хавьер САНЧО Бонилья
Посол в ООН — Хорхе УРБИНА
Коста-Рика имеет посольство в США по адресу 2114 S Street NW, Washington, DC 20008 (тел. 202-234-2945 и 202-234-2946).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Коста-Рика давно уделяет особое внимание развитию демократии и уважению прав человека. Политическая система страны неуклонно развивалась, поддерживая демократические институты и упорядоченную конституционную схему передачи власти. Этой тенденции способствовало несколько факторов, в том числе просвещенное лидерство, сравнительное благополучие, гибкие классовые границы, возможности получения образования, создавшие устойчивый средний класс, и высокие социальные показатели. Кроме того, поскольку у Коста-Рики нет вооруженных сил, она избегает военного участия в политических делах, в отличие от других стран региона.
В мае 2006 года президент Оскар Ариас из Партии национального освобождения (PLN) вступил в должность, победив главного соперника Оттона Солиса из Партии гражданского действия примерно с 2% голосов. Ариас назвал принятие CAFTA-DR наряду с фискальной реформой, улучшением инфраструктуры, улучшением образования и повышением безопасности в качестве основных целей своего президентства. Однопалатное Законодательное собрание, состоящее из 57 членов, состоит из четырех основных партийных фракций, при этом правящая партия, PLN, имеет большинство из 25 мест.
ЭКОНОМИКА
После четырех лет медленного экономического роста в 2006 году экономика Коста-Рики выросла почти на 5%. 5100 долларов США и уровень безработицы 6,6%. В течение 2006 г. годовой уровень инфляции снизился до однозначных цифр (9,43%) только в третий раз за последние 28 лет; доказательство того, что правительство Коста-Рики серьезно пытается сократить свой большой бюджетный дефицит.
Внедрение CAFTA-DR, проведение фискальной реформы и создание эффективного процесса концессий являются самыми большими проблемами для лиц, определяющих экономическую политику страны. Коста-Рика занимает 105-е место из 175 стран в индексе ведения бизнеса Всемирного банка за 2006 год. Это препятствует притоку инвестиций и ресурсов, остро необходимых для ремонта и восстановления пришедшей в негодность общественной инфраструктуры страны.
Основными экономическими ресурсами Коста-Рики являются ее плодородные земли и частые осадки, хорошо образованное население и ее расположение на центральноамериканском перешейке, что обеспечивает легкий доступ к рынкам Северной и Южной Америки и прямой доступ через океан к Европейскому и Азиатскому континентам. . Четверть территории Коста-Рики отведена под национальные леса, часто примыкающие к живописным пляжам, что сделало страну популярным местом для состоятельных пенсионеров и экотуристов.
Коста-Рика раньше была известна главным образом как производитель бананов и кофе, но ананасы превзошли кофе как сельскохозяйственный экспорт номер два. В последние годы Коста-Рика успешно привлекла крупные инвестиции таких компаний, как Intel Corporation, в которой работает около 2000 человек на микропроцессорном заводе стоимостью 300 миллионов долларов; Proctor and Gamble, в административном центре которого в Западном полушарии работает около 1000 человек; и Hospira and Baxter Healthcare из индустрии товаров для здоровья. Вклад обрабатывающей промышленности и промышленности в ВВП превзошел сельское хозяйство в течение XIX в.90-х годов, во главе с иностранными инвестициями в зону свободной торговли Коста-Рики. Более половины этих инвестиций поступило из Соединенных Штатов. Dole и Chiquita широко представлены в банановой и ананасовой промышленности. Двусторонняя торговля между США и Коста-Рикой превысила 7,9 миллиардов долларов в 2006 году.
В Коста-Рике есть месторождения нефти у атлантического побережья, но администрация Пачеко (2002-2006) решила не разрабатывать месторождения по экологическим причинам. Гористая местность страны и обильные осадки позволили построить дюжину гидроэлектростанций, что сделало ее в значительной степени самодостаточной в электричестве, но она полностью зависит от импорта жидкого топлива. Коста-Рика может стать крупным экспортером электроэнергии, если будут реализованы планы по строительству новых электростанций и региональной распределительной сети. Мягкий климат и пассаты не требуют ни отопления, ни охлаждения, особенно в высокогорных городах и поселках, где около 9проживает 0% населения.
Общественная инфраструктура Коста-Рики пострадала от отсутствия технического обслуживания и новых инвестиций. В стране имеется разветвленная дорожная сеть протяженностью более 30 000 километров, хотя большая ее часть находится в аварийном состоянии. В большинство районов страны можно добраться по дороге.
Коста-Рика стремилась расширить свои экономические и торговые связи внутри и за пределами региона. Коста-Рика подписала двустороннее торговое соглашение с Мексикой в 1994 году, в которое позже были внесены поправки, охватывающие более широкий спектр товаров. Коста-Рика присоединилась к другим странам Центральной Америки, а также к Доминиканской Республике в создании Совета по торговле и инвестициям с Соединенными Штатами 19 марта.98. Коста-Рика подписала торговые соглашения с Канадой, Чили, Доминиканской Республикой, Мексикой и Тринидадом и Тобаго. Коста-Рика ведет переговоры о торговом соглашении с Панамой и готова начать переговоры по региональному торговому соглашению между Центральной Америкой и ЕС в 2007 году. Коста-Рика была активным участником переговоров о зоне свободной торговли Америки и активно участвует в Кэрнской группе. , которая проводит глобальную либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках Всемирной торговой организации.
г. Коста-Рика завершила переговоры с США об участии в CAFTA-DR в январе 2004 г. Законодательное собрание начало дебаты в октябре 2005 г., но Коста-Рика является единственным партнером CAFTA-DR, который еще не вступил в силу соглашения. Ратификация и реализация ожидаются на референдуме 2007 года. После реализации CAFTA приведет к частичному открытию государственной телекоммуникационной монополии и значительному открытию государственного страхового сектора.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ
Коста-Рика является активным членом международного сообщества и в 1993 году провозгласила свой постоянный нейтралитет. Его послужной список в области окружающей среды, прав человека и пропаганда мирного урегулирования споров придают ему вес в мировых делах, выходящий далеко за рамки его размера. Страна активно лоббировала учреждение Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и стала первой страной, признавшей юрисдикцию Межамериканского суда по правам человека, базирующегося в Сан-Хосе.
В неспокойные 1980-е годы тогдашний президент Оскар Ариас в 1987 году разработал региональный мирный план, который послужил основой для Эскипуласского мирного соглашения. Усилия Ариаса принесли ему Нобелевскую премию мира 1987 года. Последующие соглашения, поддержанные Соединенными Штатами, привели к никарагуанским выборам 1990 года и окончанию гражданской войны в Никарагуа. Коста-Рика также провела несколько раундов переговоров между правительством Сальвадора и Фронтом национального освобождения Фарабундо Марти (ФНОФМ), которые помогли Сальвадору выйти из гражданской войны и завершились 1994 свободные и честные выборы. Коста-Рика была решительным сторонником региональных соглашений об ограничении вооружений. Президент Ариас публично высказался за самоопределение на Кубе и выразил обеспокоенность по поводу разрушения демократических институтов в Венесуэле.
ОТНОШЕНИЯ США И КОСТА-РИКИ
Соединенные Штаты и Коста-Рика имеют историю тесных и дружественных отношений, основанных на уважении демократического правительства, свобод человека, свободной торговли и других общих ценностей. Страна в целом поддерживает США на международных форумах, особенно в сфере демократии и прав человека.
Соединенные Штаты являются самым важным торговым партнером Коста-Рики. На США приходится почти половина экспорта, импорта и туризма Коста-Рики, а также более двух третей ее иностранных инвестиций. Две страны разделяют растущую озабоченность состоянием окружающей среды и хотят сохранить важные тропические ресурсы Коста-Рики и предотвратить деградацию окружающей среды.
Соединенные Штаты отреагировали на экономические нужды Коста-Рики в 1980-х годах значительными программами помощи в области экономики и развития. Предоставив помощь в размере более 1,1 миллиарда долларов, Агентство США по международному развитию (USAID) поддержало усилия Коста-Рики по стабилизации экономики, расширению и ускорению экономического роста за счет политических реформ и либерализации торговли. Инициативы по оказанию помощи в 1990-е годы были сосредоточены на демократической политике, модернизации системы отправления правосудия и устойчивом развитии. Миссия USAID в Коста-Рике закрылась в 1996 году, когда страна перестала получать большую часть помощи США, но USAID завершил проект стоимостью 9 миллионов долларов в 2000–2001 годах для поддержки беженцев, пострадавших от урагана «Митч», проживающих в Коста-Рике.
На протяжении десятилетий волонтеры Корпуса мира оказывали техническую помощь в области экологического образования, природных ресурсов, управления, развития малого бизнеса, микрофинансирования, базового бизнес-образования, городской молодежи и общественного образования.
В стране проживает от 30 000 до 50 000 частных американских граждан, в том числе много пенсионеров, и ежегодно более 700 000 американских граждан посещают Коста-Рику. В отношениях между США и Коста-Рикой возник ряд неприятных вопросов, главными из которых являются давняя экспроприация и другие инвестиционные споры граждан США, которые нанесли ущерб инвестиционному климату Коста-Рики и вызвали некоторые двусторонние трения.
Соглашение о морском сотрудничестве между США и Коста-Рикой, первое в своем роде в Центральной Америке, вступило в силу в конце 1999. С тех пор соглашение привело к увеличению числа изъятий наркотиков, спасений незаконных мигрантов, случаев незаконного рыболовства и поисково-спасательных операций. Двустороннее сотрудничество правоохранительных органов Коста-Рики, особенно в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, было образцовым.
Главные должностные лица посольства США
Посол — Марк Лэнгдейл
Заместитель главы миссии — Дэвид Хенифин, исполняющий обязанности
Советник по политическим вопросам — Дориан Уртадо, исполняющий обязанности0011 Генеральный консул — Дэвид Дреер
Советник по вопросам управления — Скотт Макаду
Сотрудник по связям с общественностью — Элейн Самсон, и.о. Кэтрин Нисиура
APHIS — вакантно
Экологический центр — Бернард Линк
Сотрудник региональной службы безопасности — Кевин Манн, и.о.
Управление по борьбе с наркотиками — Пол Книрим
Директор Корпуса мира — Терри Грамли
Посольство США в Коста-Рике находится в Павасе по адресу Boulevard Pavas and Calle 120, Сан-Хосе, тел. (506) 519-2000 или (506) 220-3127.
Другая контактная информация
Министерство торговли США
Торговый информационный центр
Управление международной торговли
14-я и Конституционная авеню, NW
Вашингтон, округ Колумбия 20320
Тел.: 800-USA-TRADE
www.trade.gov
Коста-риканско-американская торговая палата
c/o Aerocasillas
P.O. Box 025216, Dept 1576
Miami, Florida 33102-5216
Тел.: 506-22-0-22-00
Факс: 506-22-0-23-00
Электронная почта: [email protected]
Ваш источник Global Business Knowledge
Дом
Глобальные идеи
По странам
Коста-Рика
Правительство
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Родриго Чавес Роблес
- Глава правительства:
- Президент Родриго Чавес Роблес
Обзор
- Государственное наименование:
- Республика Коста-Рика
- Конституция:
- Принят на вооружение: 1949 г. ; Предусматривает разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Также устанавливает защиту частной собственности и защиту прав интеллектуальной собственности.
- Тип правительства:
- Демократическая Республика
Герб Республики Коста-Рика
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
С
Очень неопределенные политические и экономические перспективы и бизнес-среда со многими неприятными недостатками могут оказать существенное влияние на платежное поведение корпораций. Вероятность корпоративного дефолта высока. Источник: Coface (2022)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Президент имеет ограниченные полномочия. Он не может наложить вето на законодательный бюджет, но может назначить любого в свой кабинет без одобрения Конгресса. Вице-президенты берут на себя управление в случае, если президент не может этого сделать. | Президент избирается квалифицированным большинством. Вице-президенты избираются по тому же списку, что и президент. | 4 года |
Судебный | Верховный суд осуществляет судебную власть. Конституционная палата рассматривает конституционность законодательства, указов исполнительной власти и всех ордеров habeas corpus. | Верховный суд назначается законодательным собранием. | 8 лет |
Законодательный | Законодательное собрание наделено властью. | Законодательное собрание состоит из 57 членов, которые избираются по системе пропорционального представительства по закрытым спискам. |