Епифань город: Чем живет Епифань Тульской области и почему туда надо съездить
Епифань – город Большой засечной черты
Епифань – город Большой засечной черты
Епифань – город Большой засечной черты
Ученые до сих пор не определились с точной датой основания города. В одних источниках указывается период с 1566 по 1567 гг., в других – 1571–1572 гг. и даже 1578 г. Место для установки крепости выбрано не случайно – в нескольких километрах находится знаменитое Куликово поле (своеобразный защитный рубеж). Закладывал деревянную крепость князь Мстиславский, племянник Ивана Грозного. Комплекс включал в себя сторожевую башню, жилые терема, посадские храмы. Основную численность гарнизона составляли пищальники, стрельцы, пушкари, и было их порядка 700 человек. Параллельно образовывались казачьи слободы. Необходимость возникновения крепости обоснована исторически – в защите нуждалась столица Руси Москва и оружейный город Тула. Оборонительные позиции надежно противостояли ханским набегам на протяжении 150 лет. О выборе наименования крепости ходят различные мнения. По одной версии ее назвали в честь почитаемого в те времена монаха-писателя Епифания Премудрого. Другие историки указывают на перевод с греческого – «богоявление», предполагая, что первыми здесь поселились люди верующие. И только потом посад укрепили сторожевым гарнизоном.
1. Указ царя Алексея Михайловича богородицкому воеводе Стефану Ефремовичу Нелединскому от 23 июня 1670 г. о проведении обыска в поместьях Акакия Заева и Семена Артемова в Поспеловой слободе Епифанского уезда, оспариваемых степенным ключником Федором Барковым и Автомоном Котеневым. ГУ ГАТО. Ф. 2202. Оп. 1. Д. 120. Л. 1-5об.
Previous
Next
2. Отписка Стефана Ефремовича Нелединского епифанскому воеводе Андрею Ивановичу Страхову о высылке епифанцев в г. Богородицк для разбирательства дела о поместьях в Поспеловой слободе Епифанского уезда. Не ранее 9 июля 1671 г. ГУ ГАТО. Ф. 2202. Оп. 1. Д. 120. Л. 6, 6об., 7.
Previous
Next
3. Отписка епифанского воеводы Андрея Ивановича Страхова богородицкому воеводе Стефану Ефремовичу Нелединскому о высылке в г. Богородицк детей боярских для разбирательства дела о поместьях в Поспеловой слободе Епифанского уезда. Не ранее 14 августа 1671 г. ГУ ГАТО. Ф. 2202. Оп. 1. Д. 120. Л. 8, 8об.
Previous
Next
4. Распросные речи епифанских детей боярских в Богородицкой воеводской избе о принадлежности спорных поместий в Поспеловой слободе Епифанского уезда Ивану Заеву и его детям Акакию с братьями и Семену Артемьеву с братом. Не ранее 22 августа 1671 г. ГУ ГАТО. Ф. 2202. Оп. 1. Д. 120. Л. 9-10.
Previous
Next
5. Отписка епифанского воеводы Стефана Ефремовича Нелединского в Поместный приказ о направлении роспросных речей епифанских детей боярских, бывших и не бывших на очной ставке в г. Богородицке. Не ранее 22 августа 1671 г. ГУ ГАТО. Ф. 2202. Оп. 1. Д. 120. Л. 11, 11об.
Previous
Next
6. Указ царя Алексея Михайловича от 7 августа 1675 г. об отводе подьячему Стрелецкого приказа Илье Колпакову поместья его дяди Кондратия Колпакова в Поспеловской слободе Епифанского уезда. ГУ ГАТО. Ф. 2202. Оп. 1. Д. 141. Л. 1, 3-6.
Previous
Next
7. Указ ЕИВ Екатерины II от 22 мая 1767 г. о назначении инженер-капитана А. Тучкова в комиссию для обследования канала между р. Шат и Дон в Епифанском уезде. ГУ ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 114а. Л. 338-339.
Previous
Next
8. Генеральный план города Епифань. 1867 г. ГУ ГАТО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 231. Л. 153.
Previous
Next
9. Карта Епифанского уезда. 1912 г. ГУ ГАТО. Ф. 734. Оп. 1. Д. 115а. Л. 1.
Previous
Next
Торговля и промышленность
В начале 18 века по указанию Петра I началось строительство судоходного канала между Доном и Волгой, но предприятие не было завершено (событию посвящен роман Платонова «Епифанские шлюзы»).
По повелению Екатерины II сторожевой оборонительный пункт становится уездным городом, что стимулирует развитие торговых связей; в это время зародились традиции медовых ярмарок.
В 1777 г. Епифань становится уездным городом. Екатерина II утверждает план и герб города. На гербе Епифани – три конопли, показывающие, что окрестности города изобилуют коноплей. Конопля в те времена играла особую роль: из ее семян изготавливали масло, из волокон – ткани, веревки, необходимые в домашнем хозяйстве. По Епифани проходили две большие дороги: из Тулы на Скопин и из Венева (от Москвы) на Данков. По этим дорогам зимой и летом двигались бесконечные обозы с грузами в Москву, в Тулу и в другие города. Везли продукты и сельхозпродукцию в города, а обратно доставляли одежду, обувь, ткани, украшения, вина. Товар продавался потом в лавках купцов, на базаре (он был на Красной площади) и на ярмарке (она проходила 2 раза в год, весной и в конце лета).
К концу 19 века в Епифани было 7 храмов, уездная больница, богадельня для престарелых людей. Здесь воспитывались настоящие купеческие династии, представители которых радели не только о своем достатке. Самыми богатыми в Епифани были купцы 1 гильдии (то есть их доход превышал 10000 р. в год) — Расторгуевы. Они имели магазины в Туле и Москве, их кондитерская фабрика имела большую известность. Константин Иванович Расторгуев был не только гласным уездного и губернского земских собраний, он избирался депутатом 3-ей и 4-ой Государственной думы. С его помощью были получены деньги (5000 р.) на строительство храма Сергия Радонежского на Куликовом поле.
Купцы Оводовы прославили Епифань на всю Россию. Аркадий Александрович Оводов был чемпионом по заочной игре в шашки. Заочная – значит по переписке, так сообщали о сделанных ходах. Он внес значительный вклад в развитие шашек в России, был всеобщим любимцем среди поклонников этой игры.
Именем Оводовых названа и одна из улиц Епифани, Оводовская. Арсений Петрович Оводов – яркая личность. Трудно перечислить все его должности, указанные в памятной книжке Тульской губернии: гласный городской думы и уездного собрания, член комитета общины сестер милосердия, попечитель мужского и женского приходского училищ и, наконец, староста церкви Успения.
К началу XX века в Епифанском уезде было 175 школ, 95 из которых были церковноприходскими. В них обучались 7199 детей. Работали 213 начальных училищ, 128 земских, 10 министерских, 75 ц/п, где обучались 11156 детей. В Епифани работала вторая в губернии учительская семинария.
1. Ведомости и краткие исторические справки о фабриках и заводах Епифанского уезда за 1823-1824 гг. ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1, т. 1. Д. 969. Л. 159, 160-160об., 161, 162-162об., 163, 164-164об., 171, 172-172об., 173, 174-174об.
Previous
Next
2. Ведомость об оборотах денежных сумм на ярмарках в г. Епифань за 1858 г. ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1, т. 32. Д. 25711. Л. 4
Previous
Next
3. Ведомость об оборотах денежных сумм на ярмарках в Епифанском уезде за 1858 г. ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1, т. 32. Д. 25711. Л. 17.
Previous
Next
4. План усадебного места в г. Епифань, принадлежащего епифанскому купцу 2-й гильдии П. К. Оводову. 1878 г. ГУ ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 497. Л. 1.
Previous
Next
5. Письмо графа А. В. Олсуфьева тульскому губернатору В. К. Шлиппе от 14 мая 1904 г. о выдаче свидетельства на официальное признание конного завода в имении Даниловка Епифанского уезда. ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1, т. 45. Д. 38794. Л. 56-57.
Previous
Next
Храмы Епифанского уезда
Большинство храмов, возведенных в Епифани, появились благодаря меценатству местной знати – Савельевых, Брежневых, Расторгуевых, Суровых, Оводовых. Заслуживает внимания и величественный Никольский собор. Первое упоминание о соборной церкви во имя святителя и чудотворца Николая «на Епифани на посаде» относится к 1640-м годам. В 1736-1738 годах на месте деревянного был выстроен каменный пятиглавый собор. Он был обнесен каменной оградой высотой в 2 сажени, с четырьмя банями по углам и колокольней над воротами главного въезда на соборную площадь. В 1810 году по предложению церковного старосты купца П. М. Логвинова на месте тесного пятиглавого собора причт и прихожане решили построить новый, более светлый и просторный.
Благодаря пожертвованиям прихожан и в первую очередь местных купцов он был полностью выстроен 1850 году и 20 июля, на Ильин день, освящен соборным протоиереем Иоанном Гумилевским во имя Святителя и Чудотворца Николая с двумя приделами во имя Архистратига Михаила и мученика Иоанна Воина. Новый собор стал невиданной роскошью для небольшого уездного городка.
1. Рапорт священнослужителей Николаевского собора г. Епифань епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию от 22 марта 1791 г. о заключении договора о реставрации золочением собора с мастером И. А. Иконниковым. ГУ ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2, т. 1. Д. 440. Л. 1а.
Previous
Next
2. Прошение князя А. М. Голицына епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию от 19 сентября 1795 г. об освящении церкви Архангела Михаила в с. Красные Буйцы Епифанского уезда. ГУ ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2, т. 1. Д. 523. Л. 9.
Previous
Next
3. Опись церковного имущества церкви Архангела Михаила в с. Красные Буйцы Епифанского уезда, 19 сентября 1795 г. ГУ ГАТО. Ф. 1770. Оп. 2, т. 1. Д. 523. Л. 11-13.
Previous
Next
Designed with Mobirise html themes
Как Епифань стала столицей России
Анастасия Божева/ WWW.FOTOKTO.RU/ID139813/BLOG
В XVI веке для защиты русских земель создается единый оборонительный комплекс из укрепленных городов, лесных завалов, волчьих ям, валов, частоколов и водных преград, протянувшийся от Козельска на Жиздре в Калужской области до Переславля рязанского. Большая часть этого «укрепрайона» проходит по территории современной Тульской области. Помимо непосредственно самих засек, были еще и крепости, построенные за их пределами — в Диком поле. Это Епифань, Крапивна, Дедилов. Именно они принимали первый удар степняков.
Епифань находится недалеко от истока Дона. Этот бывший уездный город, а ныне поселок, в котором проживает около двух тысяч жителей, считается «некоронованной» столицей Куликова поля. Впрочем, был в истории момент, когда Епифань на несколько дней оказалась реальной столицей нашего государства. В Смутное время здесь спасалась бегством коронованная на царство Мария Мнишек. Правда, сегодня про столичный статус Епифани вспоминают разве только историки.
Сам же епифанский острог основал Иван Мстиславский в 1566-1567-х годах. Это был форпост на южных границах Российского государства. Причем епифанский гарнизон стал одним из самых многочисленных среди подобных крепостей: здесь находилось 50 конных и сто пеших стрельцов и еще посад, в котором жили около семисот казаков. Вообще казаки XV-XVI веков — это, по сути, пограничники того времени. Как рассказал «РГ» научный сотрудник музея «Куликово поле» Сергей Кусакин, помимо прочего, они сторожили броды многочисленных рек и речек. Причем в каждой команде были казаки из разных крепостей: завидев врага, гонцы мчались в свои города предупредить, чтоб готовились к осаде. Собственно, это главная задача форпостов — вовремя предупредить и выдержать первую осаду. Постепенно толи граница отодвигалась на юг, толи казаки переносили свои «сторожа» и селились все дальше и тем самым двигали границу. Но факт один — донское казачество от истока Дона расселилось дальше по великой реке.
Неповторимый облик городу придал величественный Никольский собор, который очень похож на Исакиевский
Епифанская крепость, к сожалению, не сохранилась. Но про удивительных бойцов «воротников» здесь расскажут. Оказывается, средневековая русская крепость имела перед главными воротами небольшое временное укрепление — три на четыре сажени. Когда шла осада, задача воротников состояла в том, чтобы удерживать, сколько можно, это укрытие, защищая ворота. Вообще, осада и защита крепостей средневековой Руси — это отдельная тема, удивительная и непростая.
В эпоху Петра I Епифань была центром строительства Ивановского канала, который должен был соединить Дон и Волгу. Для этого здесь даже создали адмиралтейство. Но с каналом не получилось, хотя само строительство более двухсот лет назад все же начиналось, да и потом к этой идее периодически возвращались вплоть до советских времен. В сущности, это был самый длительный долгострой в истории нашей страны. Его «следы» можно найти до сих пор.
В 1777 году по указу Екатерины II Епифань становится центром уезда со своим гербом. Герб, к слову, уникальный — на нем изображена конопля, поскольку славились эти места конопляными маслом да веревками. Неповторимый облик Епифани придал величественный Никольский собор, построенный в середине XIX века, как считается по проекту Монферрана или одного из его учеников, а потому очень похожий на Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Несмотря на разрушения в годы немецкой оккупации в 1941 году, пейзажи города и планировка XIII века во многом сохранились до сих пор. Недаром Епифань была включена в список исторических мест России.
Сегодня здесь усилиями музея «Куликово поле» возрождаются ярмарки, открыт филиал — «лавка купца Байбакова».
Российская газета — Неделя — Центральная Россия: №88(8142)
Поделиться:
ИсторияТульская областьЦентральная РоссияВ регионах
Удаленное производство видео с оборудованием Epiphan
Создавайте высококачественный контент удаленно
В наши дни вы не всегда можете быть на месте. Где бы ни происходило ваше производство на платформе Pearl, Epiphan Cloud™ дает вам полный контроль над удаленной потоковой передачей и записью, мониторингом и переключением. Это самый простой способ для вашей команды создавать видео вещательного качества на расстоянии.
Power up Pearl с удаленными возможностями
Системы Epiphan Pearl дают вам инструменты для создания потрясающих и увлекательных прямых трансляций и записей. Соедините Pearl с Epiphan Cloud, чтобы получить доступ к этим мощным возможностям в любое время и в любом месте.
Запускайте события из любого места
Упростите настройку устройства с помощью конфигурации в облаке и пакетных действий, позволяющих сэкономить время, включая предопределенные места назначения потоковой передачи. Тогда вы всего в одном клике от безупречной прямой трансляции и записи.
Установите стандарт для удаленного участия с помощью SRT
В дополнение к стандартам потоковой передачи, таким как RTMP(S), все системы Pearl поддерживают протокол Secure Reliable Transport (SRT) для безупречной потоковой передачи с малой задержкой по любой заданной сети. Используя Epiphan Cloud в качестве своего производственного центра, вы можете объединять потоки удаленных участников через SRT для непревзойденного качества видео и звука.
Наблюдение за удаленным производством
Из любой точки мира Epiphan Cloud дает вам окно в состояние ваших устройств и текущего производства. Отслеживайте подключенные видео- и аудиопотоки. Получите доступ к ключевой статистике устройства, включая рабочее состояние, доступное хранилище и общее состояние. Все, что вам нужно, — это веб-браузер и подключение к Интернету — VPN или сетевые туннели не требуются.
Совместная работа в облаке
Прямые трансляции — это командная работа, поэтому Epiphan Cloud упрощает работу с коллегами по всему миру. Любой член команды с профилем Epiphan Cloud может контролировать или контролировать общие устройства с централизованной панели инструментов платформы.
Круглосуточный мониторинг всех ваших устройств
С Epiphan Cloud вы первыми узнаете о любых проблемах во время производства. Легко настраивайте настраиваемые оповещения для выявления и быстрого решения проблем. Платформа регистрирует каждую ошибку — даже те, которые она устраняет автоматически, — чтобы вы могли просмотреть и принять меры для предотвращения повторения ошибок в будущем.
Упростите управление несколькими устройствами
Чем больше у вас устройств Pearl, тем больше преимуществ вы получите от Epiphan Cloud. Централизованная конфигурация и мониторинг упрощают управление парками устройств любого размера, а сверхэффективные пакетные действия, такие как обновление прошивки нескольких устройств, экономят массу времени.
Выберите план, который подходит именно вам
Получите базовое управление устройством с помощью бесплатного плана или перейдите на план премиум-класса с ценой за устройство для доступа к удаленным возможностям и другим инструментам.
Ежемесячно
Выставляется ежегодно
Ежемесячно
Выставляется ежегодно
$0 в месяц Неограниченное количество устройств Начать | 25 долларов США за устройство в месяц Сэкономьте до 20% при покупке годового плана Начать | |
Панель управления устройством | ||
Контроль каналов и входов | ||
Управление потоковой передачей и записью | ||
Полная возможность удаленного производства | ||
Переключение раскладки | ||
Видеонаблюдение в реальном времени | ||
Сверхэффективные пакетные действия | ||
Создание предустановок и управление ими | ||
Оповещения по электронной почте |
0 долларов в месяц Неограниченное количество устройств Начать | 20 долларов США за устройство в месяц Сэкономьте до 20% при покупке годового плана Начать | |
Панель управления устройством | ||
Контроль каналов и входов | ||
Управление потоковой передачей и записью | ||
Полная возможность удаленного производства | ||
Переключение раскладки | ||
Видеонаблюдение в реальном времени | ||
Сверхэффективные пакетные действия | ||
Создание предустановок и управление ими | ||
Оповещения по электронной почте |
Поддерживаемое оборудование
Подключите системы Pearl или LiveScrypt к своей учетной записи Epiphan Cloud, чтобы получать доступ и управлять ими из любого места, отслеживать важную статистику устройств и получать оповещения в режиме реального времени для быстрого решения любых проблем.
Усильте свое производство с помощью решений Epiphan
Продукты Epiphan упрощают видеопроизводство благодаря множеству дополнительных функций, а также конструкции и компонентам профессионального уровня — и все это подкреплено надежной поддержкой клиентов.
Системы производства видео
Автоматическая транскрипция в реальном времени
Системы видеопроизводства
Автоматическая транскрипция в реальном времени
Поставь на замок
Как известно любителям русской литературы, все течет ( Все течет , название последнего неоконченного романа Василия Гроссмана). Редко эта фраза подходит больше, чем к неуловимому литературному поджанру канальной фантастики. От неуклюжего воплощения г-ном Тоудом прачки на барже канала в романе Кеннета Грэма «Ветер и ивы » до более сложных механизмов обмана, лежащих в основе советских литературных ответов на строительство печально известного Беломорского канала (19). 31-33), только марсианин мог не заметить, что каналы являются важным, хотя и недооцененным топосом литературного произведения. В русской прозе, в частности, сюжеты, связанные с каналом, текут прямо к нашему беспокойному человеческому ядру гордыни, надежды и уязвимости — возможно, тем охотнее, что, как искусственная река, канал выражает как наше господство над природой, так и наше беспомощное подчинение законам природы. . Пара рассказов о каналах, которые я выбрал ниже, хотя и написаны с разницей в семьдесят лет, имеют общую тему: индивидуальная выносливость. Один главный герой — смотритель замков, другой — строитель каналов: оба преследуют несбывшиеся надежды с настойчивостью, сравнимой только с водой.
Епифанские шлюзы Андрея Платонова ( Богоявленские замки , 1927 ) почти правдивая история: Платонов, молодой писатель, работавший над инженерными проектами под засушливым Тамбовом в середине 1920-х, позаимствовал исторического персонажа (англичанин Джон Перри) для своего главного героя. Исторический Перри был нанят Петром Великим для надзора за строительством канала между Черным и Каспийским морями и мирно умер в Англии, написав свои мемуары. Вымышленная версия Платонова, Бертран Перри, влюбленный инженер из Ньюкасла, которого Питер нанимает для строительства канала между реками Дон и Ока. Проект проваливается, и Бертрана вызывают в Петербург на казнь. Название рассказа происходит от города Эпифан, где Перри базирует свои операции. Платонов преуспевает в написании уныния, особенно ностальгического уныния, и этот рассказ умело противопоставляет мучительное изгнание Перри из Ньюкасла его невольному погружению в сухие степи Центральной России. Заброшенность канала природой — воды в его русле недостаточно, чтобы спустить на воду судно — завершает череду предшествующих неудач или полетов: ломаются машины, бегут иностранные инженеры, русские крестьяне отказываются от своей работы. Когда Перри, «маленький человек» с очень маленькими мечтами, становится козлом отпущения, он сознательно приносит себя в жертву, хотя читатель понимает, что настоящим виновником является Питер, большой человек, чьи огромные мечты оттолкнули его собственную нацию. Это троп, знакомый по пушкинской девятке.0313 «Медный всадник» (1833 г.), где нечестолюбивый госслужащий Евгений ненадолго обретает трагическое величие, потеряв надежды на женитьбу и семейную жизнь ни по какой другой причине, кроме того, что Петр I решил построить город на пойме. Жертва Евгения, в отличие от Перри, невольна и бессознательна, что делает решение Перри подчиниться государственной несправедливости еще более пугающим. Хотя Платонов был относительно конформистским советским писателем, в этом раннем рассказе явно проявляется «эзоповская подрывная деятельность» сталинских планов по преобразованию природы.0007
Почти случайно читатель узнает, что Соня Полоротова, героиня романа Юрия Буйды « Все плывущие » (« Все, что плывет через », 1998 г.), является хранительницей замков. Она берет на себя роль своего мужа после того, как он впадает в кому через несколько часов после их свадьбы, очевидно, из-за раскрытия информации от лучшего друга Сони, за которым следует его первый проблеск Сони en déshabillé . История следует за Соней и Мишей через их совместную жизнь, определяемую этим происшествием, подобно тому, как вода течет по каналу. Мы никогда не узнаем, что подруга сказала Мише, потому что она умирает от рака, не успев раскрыть секрет; а Соня больше никогда не выйдет замуж и не заведет детей, хотя на ее пути случаются искушения. Ее дни превращаются в рутину:
Присматривала за воротами шлюзов, лебедками, дренажом шлюзов; она красила и чистила и помогала рабочим, которые посещали замок несколько раз в год. Вместе со старухой она ухаживала за садом и стадом. Два раза в неделю, щуря от ужаса глаза, Соня мыла мужа с мылом и щеткой; потом, вся алая, она надевала чистую кружевную ночнушку и устраивалась рядом с ним. Тело Миши было едва теплым. Перед сном Соня рассказывала мужу все городские сплетни: по субботам читала ему вслух из какой-нибудь книги: «Трех мушкетеров» или «Евгения Онегина». Выключив свет, она долго смотрела в маленькое полукруглое окошко. Затем она задремала.
Описанная здесь смесь невинной эротики (ночнушка) и растерянного романтизма ( Онегин и Дюма!) кажется обреченной на горькое разочарование: все же развязка у Буйды нежнее и загадочнее, чем можно было бы ожидать. Вдохновленная воспоминаниями бабушки Миши о посещении Венеции девочкой, Соня мечтает о поездках на гондоле по Большому каналу. Ночью она плывет по собственному каналу до вечера, когда ее муж, наконец, просыпается и ищет ее, чтобы воспроизвести их несостоявшуюся свадьбу:
Миша на дрожащих ногах спустился в переднюю, кое-как влез в резиновые сапоги и вышел на плотину, вдоль которой вилась речка Преголь, посеребренная лунным светом и нависшая по обоим берегам залитыми росой ивняками. Сразу за поворотом он увидел черную лодку, которую течение несло к воротам шлюза. В лодке сидела женщина в белом, с опущенной головой.
Миша шагнул в воду и остановил лодку руками.
«Соня», — мягко позвал он ее.
Возможно, обе эти сказки стали заглавными для сборников, в которых они впервые появились.