Разное

Экология для детей что это такое: Наука экология — урок. Окружающий мир, 3 класс.

что это такое и зачем его развивать?

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Разбираемся, как развивать его у детей, вместе с Лилией Шабутдиновой, сооснователем детского онлайн-клуба Botanikids и Вячеславом Хотченковым, организатором детских походов, основателем проекта СлаваДетям.

Что такое экологическое мышление и почему это важно

Экологическое мышление — это понимание ценности каждого элемента живого мира вокруг и оценка своих действий с точки зрения возможных последствий для благополучия планеты.

В докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экологическое мышление упоминается в числе главных навыков 21-го века наряду с креативностью, эмоциональной и цифровой грамотностью и кросс-культурностью.

Глобальный тренд на экомышление задала шведская школьница Грета Тунберг. В 2019 году она выступила на саммите ООН по климату с очень эмоциональной, а местами даже дерзкой речью. Девочка обвинила мировых лидеров в опасном бездействии в вопросах экологии и призвала незамедлительно принять меры, чтобы сохранить планету для будущих поколений.

Очередной саммит ООН по климату, который недавно прошел в Глазго, показал, что человечество по-прежнему слишком мало делает для сохранения окружающей среды: количество парниковых газов в атмосфере растет, участились природные пожары и наводнения, есть серьезная угроза утраты целых государств из-за повышения уровня мирового океана. 

Основатель натуралистического онлайн-клуба Botanikids Лилия Шабутдинова уверена, что изменить ситуацию смогут только правильно воспитанные представители будущих поколений:

«Сегодня весь мир говорит о том, с какими серьезными глобальными экологическими проблемами сталкивается наша планета. Чтобы решить эти проблемы, нужны умные, преданные делу люди, которых заботит природа. А значит, перед взрослыми стоит непростая задача — растить детей в парадигме экологического мышления, то есть осознания своей ответственности за сохранность всех элементов экосистемы».

Как развивать экологическое мышление у детей

Изучать природу

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей. 

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению Лилии Шабутдиновой, — наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

«Создание кормушек для птиц, свободная игра ребенка на природе и прогулки в «зеленых» районах развивают в детях исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем роднее и ближе он ему становится». 

Иллюстрация: Ольга Бонитас

Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие.

  • Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.
  • Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия. 
  • Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие. 
  • Еще одно исследование показало, что прогулки даже раз в неделю в зеленой зоне улучшают здоровье. 
  • За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными. 

Читать эколитературу

Кроме прогулок и изучения природы, Лилия Шабутдинова рекомендует родителям читать с детьми книги об экологии и устройстве окружающего мира. На современном книжном рынке есть отличные детские издания. 

  • Для малышей трех-четырех лет подойдут «Экологические сказки» Елены Ульевой. В книге рассказана история мальчика Тимы и супергероя Гринмена, которые вместе спасают планету от мусора. Автор ненавязчиво включает в художественный текст идеи экологических привычек, которые могут освоить даже самые маленькие.
  • Для детей от пяти лет — книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Из нее ребенок узнает, куда мусор попадает со свалки, какие есть способы переработки отходов и почему батарейки и электроприборы нельзя бросать в общий бак.
  • Младшим школьникам подойдет книга «Как маленькому человеку помочь большой планете» Лилии Шабутдиновой. В ней автор кратко рассказывает об основных экологических проблемах современности и предлагает простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете.
  • Подросткам — «Маленькая книга зеленой жизни» Марии Ершовой. Книга рассчитана на взрослую аудиторию. С ее страниц подросток узнает, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, сможет добавить собственные экоидеи на специальных страницах в конце книги.

Еще в этом возрасте полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона. 

Ходить в походы

Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат: 

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;
  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
  • находить следы животных; 
  • предсказывать погоду по природным явлениям;
  • ориентироваться по карте;
  • приготовить полезный перекус;
  • делать игрушки из природных материалов;
  • заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков. Для этого можно просто носить в кармане пакетик с семенами цветов и трав и сажать их во время прогулки; 
  • наблюдать за птицами.

Возможно, в эпоху GPS и 5G-вышек такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.

О том, как развивается экологическое мышление в походах и для чего стоит ходить в лес детям, рассказал Вячеслав Хотченков — организатор детских походов и основатель проекта СлаваДетям:

«Очень сложно научиться любить и понимать природу только по книжкам, а для развития экологического мышления недостаточно просто посмотреть на YouTube ролик о том, что мусорить плохо и нужно очищать океан. Только погружаясь в природную среду, ребенок может по-настоящему, на практике соприкоснуться с тем, о чем до этого только слышал или читал. И в этом прямом, непосредственном контакте рождается любовь и уважение в окружающему миру».  

Из личного архива Вячеслава Хотченкова

«Мы регулярно проводим «зеленые выходы» — приходим в лес только для того, чтобы убраться. В отличие от теоретического ролика об экологии, такой поход — это проектная практическая деятельность. Ребенок приходит в лес, сравнивает замусоренные и чистые участки и решает для себя, как ему больше нравится. Потом он своими руками собирает мусор и выносит его из леса, то есть преобразует среду вокруг себя. Когда дети видят результаты своей работы, у них появляется гордость и чувство удовлетворения. А если еще и посадить несколько деревьев, то эти чувства станут еще сильнее», — уверен Вячеслав. 

Экопривычки для детей (и их родителей)

Борьба за сохранение планеты кажется многим родителям чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого. Вот несколько идей от проекта Botanikids, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у ребенка. Это можно сделать уже сейчас!

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
  • Отказ от пластиковых пакетов. Можно вместе с ребенком сшить тряпичные мешочки-«фруктовки» и брать их с собой в магазин.
  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете. 
  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказать ребенку, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Ребенок может сам или с вашей помощью доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы. 
  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите ребенку многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
  • Развитие осознанного потребления. Детям нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных дешевых машинок, «киндер-сюрпризов». Но родителям важно прививать им осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.
  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.

Иллюстрация: Ольга Бонитас

Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений.

Полезные ресурсы:

Recyclemap — интерактивная карта пунктов приема вторсырья от Greenpeace. На карте можно выбрать города, а также сделать выборку по виду мусора, который необходимо сдать.
ЭкоКласс — собрание видео-уроков об экологичном образе жизни. Маст-хэв для родителя и учителя!
Kapoosta — всероссийский гид по «зеленым» мероприятиям, заведениям и организациям.


Материалы по теме: 

  • Не Гретой единой: 8 интернет-ресурсов об экологии для школьников
  • Экологическое образование в России: проблемы и решения

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Зачем нужно экологическое воспитание

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Зачем нужно экологическое воспитание

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • ребенок в обществе
  • природа
  • экологическое воспитание
  • нравственность

Сегодня все чаще можно услышать призывы о необходимости экологического воспитания детей. Влияние человека на природу на протяжении многих веков носило разрушающий характер. А со второй половины XIX века, когда технологический прогресс вышел на новый уровень, это влияние приобрело такие масштабы, что природа не успевает с ним справляться. Внимание проблемам экологии уделяется во всем мире — приоритетным стало движение: «Человек + Природа = Единство».

Однако многочисленные международные программы по решению экологических проблем до сих пор не дают желаемого результата. Во-первых, они обладают долгосрочным эффектом: просто невозможно за 5-10 лет исправить вред, наносимый столетиями. Во-вторых, отсутствует понимание глобальных экологических проблем и возможностей их решения на уровне каждого человека. Именно второй аспект призвано «подтянуть» экологическое воспитание.

Экологическое воспитание – это формирование у человека убежденности в необходимости бережного отношения к природе. Человек, получивший экологическое воспитание, осознает ценность природных ресурсов и всего живого на земле, понимает силу и возможности природы, но также знает, что они небезграничные и требуют бережного обращения.

Главные цели экологического воспитания:

  • Ознакомление с современными экологическими проблемами — глобальными и региональными.

  • Обучение сознательному отношению к природе и всему живому на земле.

  • Знакомство с конкретными методами сохранения окружающей среды.

Что дает ребенку экологическое воспитание?

  • Экологическое воспитание не только формирует готовность защищать природу, но и закладывает основы нравственности в ребенке.

  • Новые знания об окружающем мире и процессах, происходящих в нем, способствуют развитию интеллекта и аналитических способностей.

  • Развивает способность видеть красоту природы и формирует чувство эстетики.

  • Наблюдение за природой развивает внимание и память.

  • Навыки ухода за животными и растениями учат сопереживать живым существам.  

Читайте также

Как научить детей беречь и ценить вещи

Как научить детей бережному отношению к природе

В каком возрасте следует начинать экологическое воспитание?

Собственно, ребенок в возрасте 3-4 лет уже начинает активно знакомиться с окружающей средой – животными, растениями. И это — лучший период для того, чтобы прививать ему навыки бережного отношения ко всему живому.

В дошкольном возрасте ключевая роль в экологическом воспитании ребенка возлагается на родителей. Малыш на подсознательном уровне перенимает модель поведения взрослых, и в первую очередь, родителей. Слова папы или мамы о том, что нельзя обижать животных, совершенно бесполезны, если в следующий момент родитель будет прогонять камнями с детской площадки случайно забредшего туда бездомного пса.

Доступные способы экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте

Начинать следует с наблюдения за природой. Нужно объяснить малышу, что человек (даже ребенок) в большинстве случаев сильнее и умнее других живых существ, и на нем лежит ответственность за сохранение их жизни. Расскажите, что нельзя тянуть собаку или кота за хвост, а также отрывать бабочке крылья, топтать цветок и т. д, потому что живые существа испытывают боль и могут погибнуть от неправильного обращения.

Несколько простых способов знакомства с окружающей природой в рамках экологического воспитания:

  • При знакомстве с животными (кошка, собака, пони и др. ) учите ребенка гладить их очень аккуратно – это процесс должен доставлять удовольствие обоим «сторонам».

  • Учите малыша, что за некоторыми животными лучше просто наблюдать – делать это необходимо тихонько, чтобы не испугать. Речь идет о птичках, белочках, бабочках, например. Показывайте, что такое наблюдение может быть очень интересным – как птички ищут корм, как они общаются между собой и т.д.

  • Полезными будут и наблюдения за растениями. Продемонстрируйте, что если не ломать ветку, кустик или стебель, то каждый день можно наблюдать, как появляются новые листики, как они увеличиваются в размерах, появляются и раскрываются цветочки. Кроме того, растения – это отличное пособие для изучения форм, цветов и текстур.

  • Дети старшего дошкольного возраста или школьники могут стать отличными помощниками в уходе за растениями и животными.

Популярная и распространенная практика – уход за домашними животными. Это действительно замечательно, но при одном условии – родители не должны целиком перекладывать ответственность за животное на ребенка, независимо от того, собака это, кот, хомяк или рыбки! Ребенок может не справиться с возложенной на него ответственность или просто забывать, и нет ничего хуже, чем вид неухоженного, замученного и несчастного животного перед глазами. И верх безответственности взрослых – возврат животного, ведь в первую очередь нужно демонстрировать ответственность за братьев меньших и прививать это качество ребенку.

Если нет возможности завести домашнего питомца, то сделайте семейной традицией посещать:

  • зоопарк;

  • выставки кошек и собак;

  • экофермы;

  • ботанические сады и дендрарии;

  • зоологические музеи и т.д.

Уделяя внимание экологическому воспитанию ребенка, вы способствуете формированию личности с устойчивыми моральными принципами и ответственным отношением ко всему живому. И наиболее эффективным экологическое воспитание будет в том случае, если оно подкреплено личным примером родителей.

София Шевченко

Фото с сайта pibig.info

Ваши отношения с подростком

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

Еще по теме

Алгоритм выполнения домашнего задания для младших школьников

Зависть к одноклассникам — что предпринять родителям

Как воспитать в ребенке благодарность

Социальная экология здоровья и благополучия ребенка

Обзор

. 2001; 22:143-66.

doi: 10.1146/annurev.publhealth.22.1.143.

Ф Эрлз
1
, М. Карлсон

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Гарвардская медицинская школа, Кембридж, Массачусетс 02138, США. [email protected]
  • PMID:

    11274516

  • DOI:

    10. 1146/annurev.publhealth.22.1.143

Обзор

F Earls et al.

Анну Рев Общественное здравоохранение.

2001.

. 2001; 22:143-66.

doi: 10.1146/annurev.publhealth.22.1.143.

Авторы

Ф Эрлз
1
, М Карлсон

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Гарвардская медицинская школа, Кембридж, Массачусетс 02138, США. [email protected]
  • PMID:

    11274516

  • DOI:

    10. 1146/annurev.publhealth.22.1.143

Абстрактный

Термин «социальная экология» относится к взаимосвязям семьи, школы, района и сообщества, в которых растут дети. В этой главе исследуются новые направления в науке об общественном здравоохранении, отраженные в теоретических и методологических последствиях концепции. Рассмотрены вклады этого экологически ориентированного подхода в практику охраны здоровья детей, разработанного с точки зрения укрепления здоровья. Также представлена ​​критика термина «социальный капитал» из-за его растущей популярности в вопросах здоровья детей. Подчеркивается, что применение этого расплывчатого термина сопряжено с серьезным риском неправильного определения социальных явлений. Будущие тенденции в содействии благополучию детей могут процветать, учитывая сочетание достижений в теории, методах и аналитических возможностях. Способность приносить пользу детям также расширяется, поскольку наука в области общественного здравоохранения стремится воплотить принципы прав ребенка в практику и политику здравоохранения.

Похожие статьи

  • Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.

    Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи.
    Шор Э.Л. и соавт.
    Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71.
    Педиатрия. 2003.

    PMID: 12777595

  • Показатели здоровья шведских детей: роль социального капитала в семье, школе и районе.

    Эрикссон У., Хохвальдер Дж., Карлсунд А., Селлстрем Э.
    Эрикссон У. и соавт.
    Акта Педиатр. 2012 май; 101 (5): 513-7. doi: 10.1111/j.1651-2227.2011.02579.x. Epub 2012 12 января.
    Акта Педиатр. 2012.

    PMID: 22211735

  • Бедствия в районе, здоровье детей и роль в развитии сообщества.

    Ютте Д.П., Миллер Дж.Л., Эриксон Д.Дж.
    Ютте Д.П. и др.
    Педиатрия. 2015 март; 135 Приложение 2: S48-57. doi: 10.1542/пед.2014-3549Ф.
    Педиатрия. 2015.

    PMID: 25733725

  • Модель укрепления здоровья для профилактики и выявления насилия в детстве.

    Скайбо Т, Поливка Б.
    Скайбо Т. и др.
    Джей Клин Нурс. 2007 Январь; 16 (1): 38-45. doi: 10.1111/j.1365-2702.2006.01621.x.
    Джей Клин Нурс. 2007.

    PMID: 17181665

    Рассмотрение.

  • Социально-экологические подходы к людям и их контекстам: двадцать лет санитарного просвещения и поведенческих вмешательств по укреплению здоровья.

    Золотой SD, Earp JA.
    Голден С.Д. и др.
    Здоровье Educ Behav. 2012 июнь; 39 (3): 364-72. дои: 10.1177/1090198111418634. Epub 2012 20 января.
    Здоровье Educ Behav. 2012.

    PMID: 22267868

    Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Перерисовка городов с детьми и подростками: разработка основы и индекса возможностей для благополучия — протокол исследования REDibuja.

    Агилар-Фариас Н., Роман Мелла Ф., Кортинес-О’Райан А., Каркамо-Оярсун Дж., Серда А., Толедо-Варгас М., Миранда-Маркес С., Кортес-Моралес С., Бальбоа-Кастильо Т.
    Агилар-Фариас Н. и соавт.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 27 апреля; 19 (9): 5312. дои: 10.3390/ijerph29095312.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022.

    PMID: 35564706
    Бесплатная статья ЧВК.

  • A’uwẽ (Xavante) Социальные конструкции благополучия в Центральной Бразилии.

    Уэлч-младший.
    Уэлч Дж.Р.
    Мед Антропол. 2021 ноябрь-декабрь;40(8):799-814. дои: 10.1080/01459740.2021.1961247. Epub 2021 12 августа.
    Мед Антропол. 2021.

    PMID: 34383573
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Тестирование адаптированной социально-экологической модели расстройств аутистического спектра.

    Brisendine AE, O’Kelley SE, Preskitt JK, Sen B, Wingate MS.
    Brisendine AE, et al.
    Здоровье матери и ребенка J. 2021 Jun; 25 (6): 956-966. doi: 10.1007/s10995-020-03064-5. Epub 2021 4 января.
    Здоровье матери и ребенка J. 2021.

    PMID: 33394274

  • Социально-экономическое неравенство в отношении детского недоедания в Бангладеш: различаются ли они по регионам?

    Хасан М.М., Уддин Дж., Пулок М.Х., Заман Н. , Гаджизаде М.
    Хасан М.М. и др.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 8 февраля; 17 (3): 1079. дои: 10.3390/ijerph27031079.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020.

    PMID: 32046277
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Сокращение, но не устранение: неравенство в отношении здоровья среди городских, мигрантов и сельских детей в Китае — сдерживающее влияние уровня образования отцов.

    Ван Д.
    Ван Д.
    Общественное здравоохранение BMC. 4 сентября 2019 г .; 19 (1): 1219. doi: 10.1186/s12889-019-7522-6.
    Общественное здравоохранение BMC. 2019.

    PMID: 31484566
    Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Как наш меняющийся мир угрожает правам детей » Сеть исследований вмешательств на жизненном пути

Экология детства: как наш меняющийся мир угрожает правам детей

Барбара Беннетт Вудхаус, 2020 New York University Press

Обзор Ширли Расс

В ее книге «Экология детства» Барбары Беннетт Вудхаус рассказывает захватывающую историю о том, как она изначально намеревалась провести этнографическое исследование, сравнивая благополучие детей в районе Сидар-Ки во Флориде, где, по-видимому, мало сетей социальной защиты, и в деревне Сканно в регионе Абруццо в Италии с гораздо более щедрой политикой защиты детей. Однако Великая рецессия 2008 года оказала серьезное влияние на жизнь детей в обоих регионах, превратив ее исследование из сравнения политики в исследование, которое вместо этого выявило силу глобальных сил, угрожающих благополучию всех детей. Автор показывает, как прямое и косвенное воздействие рецессии и последующих реакций, включая пакеты экономических стимулов в США и жесткие меры жесткой экономии в Италии, оказали непосредственное и продолжительное воздействие на детей и их семьи, а также показало, насколько близко судьбы разных стран связаны друг с другом. Короче говоря, политика, разработанная и принятая в США, влияет на детей в США, но также влияет и на детей в Италии. Глобализация реальна и осязаема, и, как утверждает Вудхаус, это сила, с которой необходимо бороться, чтобы дети процветали.

Вудхаус документирует подробное исследование микросистем – т.е. семьи и группы сверстников, где разворачивается повседневная жизнь детей; мезосистемы, в которых микросистемы перекрываются и пересекаются – т. е. в религиозных школах в местных общинах; и экзосистемы, окружающие детские миры, даже если дети в них не входят. места работы родителей, рынки жилья, демонстрируя, как силы в каждой из этих систем влияют на чувство идентичности и благополучие детей. То, что она говорит, не обнадеживает, учитывая тревожное количество тенденций, оказывающих постоянно растущее давление на семью и детей, включая изменение климата, массовую миграцию, потерю рабочих мест и технологическую революцию, и это лишь некоторые из них.

Ситуация кажется настолько острой и настолько подверженной риску попасть в еще большую нисходящую спираль, что автор утверждает, что срочно необходимо глобальное движение для защиты благополучия детей. Она считает, что наиболее разумным местом для начала будет всеобщее принятие Конвенции ООН о правах ребенка, договора о правах детей, который в настоящее время не принят в США. Те, кто сомневается в подходе ООН по правам человека, часто ссылаются на опасения по поводу возможного ослабления роли семьи как защитника, кормильца и воспитателя детей; в то время как сторонники подхода подчеркивают глубокий характер глобальных изменений, происходящих в обществе, и потенциальные угрозы для детей, противодействовать которым в одиночку семьям не под силу. В этой книге, несмотря на веские доводы, я не думаю, что автору удастся развеять опасения первой группы или предоставить второй достаточно сильный аргумент, чтобы победить. Например, Италия уже приняла Конвенцию ООН о правах детей, но неясно, какое влияние это могло оказать на их реакцию на великую рецессию. Тем не менее, она приводит прекрасные примеры силы голосов молодежи и детей и необходимости того, чтобы их услышали и рассмотрели лица, принимающие решения на всех уровнях.

Правозащитная программа — это не все, что может предложить Вудхаус. В своих предыдущих работах она развила идею «экогенеризма», ориентированного на ребенка и ориентированного на окружающую среду взгляда на события. Его руководящая философия рассматривает приверженность благополучию будущих поколений как признак справедливого и устойчивого общества. Это приводит к предложениям о системе ценностей, ориентированной на ребенка, как меру того, насколько хорошо общество действительно функционирует. Здесь автор стоит на твердой и знакомой почве. В главе 5 она исследует два текущих кризиса, в значительной степени объясняемых экзосистемными факторами: резкое снижение уровня рождаемости в развитых странах и миграция молодых людей из сельской местности в города. Ее аргументы хорошо развиты, сбалансированы и убедительны. Действительно ли мы хотим будущего, в котором молодые люди боятся иметь детей из страха быть не в состоянии их содержать, или такого, в котором молодое поколение должно оставить старшее поколение в поисках постоянно меняющейся работы и доступного жилья, разрывая семейные и социальные связи в процесс? Это реальные и насущные проблемы, затрагивающие почти все семьи во всем мире, и искренность автора в обосновании необходимости срочного решения этих проблем делает его особенно сильным.

Идея экогенеризма Вудхауса сильно перекликается с подходами к развитию здоровья на протяжении всей жизни. Оба ориентированы на будущее, утверждая, что инвестиции на раннем этапе приносят дивиденды позже таким образом, что это хорошо не только для некоторых, но и для всего общества. Как хранители окружающей среды, мы должны смотреть в будущее, учитывая не только непосредственные последствия наших действий, но и вероятные последствия через 10, 50 и даже 100 лет. Детям полезно проводить время на природе способами, которые мы только начинаем полностью понимать, и один из самых мощных стимулов для поиска наилучших способов взаимодействия с окружающей средой — оставить позади мир, в котором дети могут процветать. Этой «межпоколенческой перспективе» еще только предстоит осмысленно проникнуть на политическую арену, и эта книга проделала долгий путь к аргументации в пользу применения «экогенеративной» линзы или линзы «жизненного пути» ко всем современным процессам принятия решений.

В последней главе Вудхаус возвращается к подходу «в маленьком — красиво», призывая к массовым действиям, которые включают в себя принципы прав детей, продвигают сообщества, доброжелательные к детям, и строят мир, пригодный для детей. Эта книга может многое предложить всем, кто интересуется правами детей и экологическим подходом к изучению детского благополучия.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *