Разное

Древняя история корея: Древнейшая история Кореи: первые века

Содержание

Древнейшая история Кореи: первые века

История древних веков всегда вызывает много вопросов и теорий. Трактаты, записи, повествования разных источников иногда противоречат друг другу. Но интереснейшие факты, доказательства и версии заставляют учёных всего мира продолжать исследования.

Древняя история Кореи – не исключение из общего правила, поскольку имеет множество белых пятен. Месторасположение корейского государства и его исторических корней не вызывает сомнения. Восточноазиатская страна, расположенная на одноимённом полуострове и многочисленных островах, соседствует с Китаем и Россией. Окруженная Жёлтым, Японским морями и Корейским проливом, страна имеет почти постоянные границы с древних времён.

Древние люди полуострова

Полуостров, по сведениям историков, был заселён уже в период палеолита. При раскопках находят множество доказательств этому. Недалеко от города Конджу найдены древнейшие места обитания людей, живших в Восточной Азии. Небольшие землянки, остатки очагов, фигурки животных из камня датируются 7-6 тысячелетиями до н. э.

История Кореи, первые века которой трудно исследовать, всё же представлена некоторыми экспонатами на всей территории полуострова. Предполагается, что на его территории было 5 поселений:

  • Область Пхеньяна.
  • Юг полуострова Хванхэ.
  • Отдельные места Пусана.
  • Окрестности Сеула.
  • Побережья реки Туманган.

Морское рыболовство, собирательство, охота были основным занятием древних людей. Преобладали орудия из камня – кинжалы, небольшие ножи, заострённые наконечники для стрел, поскольку страна горная – камни здесь всегда были в избытке. В 5-4 тысячелетиях до н.э. появились земледелие и разведение скота. Во втором тысячелетии из соседнего Китая было принесено умение обрабатывать бронзу, и широко распространились металлические орудия.

Три древнейшие династии

Самые известные династии руководили страной, и вместе с ними сменялся уклад и порядок в стране. На протяжении царствования всех трёх династий государственный строй оставался монархическим, с беспредельной королевской властью и бюрократической государственной системой. Однако с приходом каждой династии государственный механизм усложнялся, появлялись новые должности и направления. История Кореи до н.э. насчитывает три значительных этапа:

Тангунская (ранняя) Корея

Этот виток корейской истории длился более полутора тысяч лет. В начале третьего тысячелетия до н.э. её местоположение определялось между рекой Чхончхон на севере, руслом реки Хан на юге. К окончанию тысячелетия границы расширились до Ляодуна, истоков Сунгари и Корейского полуострова. Древняя Корея стала первым восточным государством.

Древнейшая история Кореи этого периода начинается с приходом к власти единого правителя. Родоначальником нации считается Тангун, основавший государство Чосон в ХХХ в. до н.э. Старинные рукописи Самгукюса и Чеваньунги содержат мифические описания Тангуна. По легенде он был сыном женщины-медведицы и небесного владыки. Главным местом страны он определил Пхеньянскую крепость.

Монархическая форма правления подразумевала передачу власти по наследству. За время существования этой династии сменилось 47 королей. Во II тысячелетии до н.э. образовались противоречия между представителями власти, что привело к беспорядкам, упадку руководящего класса и смене династии.

Поздняя Корея

В середине XV в. до н.э. на смену пришла Поздняя Корея. Загадочная история Кореи, первые века которой имеют много вопросов, насыщена интересными фактами. Так вторая династия образовалась благодаря знатному китайскому сановнику Кидже. Он прибыл в Чосон с отрядом приверженцев династии Шан. Китайские переселенцы сблизились с местным населением и научили коренных жителей шелководству и нескольким ремёслам.

Территория страны сократилась до перевала Чхор в северной части, реки Ресон – на юге, до берегов реки Лань – на западе и провинций Южного и Северного Пхеньяна – на востоке. Период её существования продлился более тысячи лет.

Существенно изменился государственный уклад страны, в сравнении с историей Кореи первых веков. Появились должности верховных чиновников, разных министров и военачальников. Повсеместно образовывались княжества для управления удалёнными территориями. Рабовладельческому обществу требовалась сильная армия. Развивались экономика, животноводство, различные ремёсла, сельское хозяйство.

Манская Корея

Эпоха Манской Кореи началась во II веке до н.э. Свергнув короля Чуна, её возглавил основатель другой династии Ви Ман. Его правление принесло небольшое увеличение территории – в западном районе Пайсуй.

Древняя история Кореи этого времени характеризовалась стремительным развитием кустарных производств, обработки металла. Доказательством стала находка металлических изделий в Кансанской гробнице. Изящное украшение в виде сетки было сделано из бронзы. Диаметр тонкой проволоки был всего 0,25 мм.

Древний сельский инвентарь и оружие, обнаруженные при раскопках, также являются подтверждением активизации отрасли. Одновременно повсеместно осваивались техники обработки кожи, глины, изготовления керамики, ткацкого дела. Соответственно, развивались торговое дело и коммерция.

В 108 до н.э. закончились 3 тысячелетия монархического правления. Поражению династии Ман от империи Хань и утрате столицы Вангомсон способствовали некоторые правители и малочисленность армии. История Кореи до н.э. перешла к завершающему этапу.

Новый государственный строй

К 1 в. н.э. появились 4 самостоятельные области. На месте нынешнего Пхеньяна активно развивалась Накран (Лола). Племенные объединения юга полуострова Пёнхан, Махан и Чинхан организовывали поселения, занимались земледелием, шелководством, добывали железо. Все они были схожи по обычаям и языку, но имели значительные отличия от племён севера. Древнейшая история Кореи того времени отличалась постоянным пополнением страны китайскими беженцами. Это разрушало родовой строй племён и привело к появлению новых отдельных государств. Так появились 3 крупных союза племён:

  • В юго-восточной части – Силла, недалеко от города Кёнджу.
  • Юго-запад – Пэкче на территории племени Махан.
  • На правом побережье реки Амноккан – Когурё, определив столицей Куннэнсон.

Из этих племенных союзов в дальнейшем сформировались государства с одноимёнными названиями. Археологические раскопки доказывают широкое распространение металлопроизводства и торговли, часто находят китайские монеты, украшения, зеркала из бронзы. Таким образом, наиболее активно корейские союзы торговали между собой и Китаем.

Читать онлайн «Корея Южная и Северная. Полная история», Сон Чжунхо – ЛитРес

© С. Чжунхо, текст, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

* * *

Ключевые даты истории Кореи

2333 до н. э. – Мифологический герой Тангун основал Древний Чосон – первое государство на Корейском полуострове. Если же опираться не на мифы, а на реальность, то временем основания этого государства следует считать середину I тысячелетия до н. э.

108 до н. э. – Захват Древнего Чосона империей Хань.

57 до н. э. – Пак Хёккосе основал государство Саро, впоследствии получившее название Силла.

37 до н. э. – Чумон основал государство Когурё.

19 до н. э. – Онджо основал государство Пэкче.

8 – Пэкче присоединило бо́льшую часть племенного союза Махан.

42 – Основание племенного союза Кая.

313 – Когурё покоряет три китайских округа – Наннан, Тэбан и Хёнтхо.

346 – С приходом к власти вана Кынчхого начинается расцвет Пэкче.

369 – Начало военного соперничества Когурё и Пэкче за власть на Корейском полуострове. Весь Махан поглощен Пэкче.

371 – Вторжение Пэкче в Когурё.

372 – Проникновение буддизма в Когурё. Основание в Когурё Высшей государственной школы Тхэхак знаменует начало распространения конфуцианства на Корейском полуострове.

375 – Ко Хыном составлены «Исторические записи» («Соги») – первая летопись Пэкче.

Вторая половина IV века – Составление «Записей о прошлом» («Юги») – первой летописи хроники Когурё.

384 – Основание первого буддийского храма в столице Пэкче Унджине.

392 – С приходом к власти вана Квангэтхо начинается расцвет Когурё.

427 – Пхеньян становится столицей Когурё.

433–434 – Пэкче и Силла создают альянс против Когурё.

Первая половина V века – Проникновение буддизма в Силла.

545 – Кочхильбу составил «Историю государства» («Кукса») – первую летопись Силла.

554 – Силла начинает войну с Пэкче и побеждает в ней.

594 – Силла (формально) становится вассалом империи Суй.

598 – Первый неудачный поход на Когурё суйской армии.

612 – Второй неудачный поход на Когурё суйской армии.

660–663 – Пэкче покорено альянсом империи Тан и Силла. Территория Пэкчэ разделена на пять танских наместничеств.

668 – Когурё покорено альянсом империи Тан и Силла, на его территории создано танское наместничество.

670–676 – Война Силла против империи Тан, результатом которого стало освобождение Корейского полуострова из-под танской власти.

698 – Когурёский военачальник Тэ Чжоён основывает государство Пархэ.

900 – Образование государства Позднее Пэкче (Хупэкче).

901 – Образование государства Позднее Когурё (Хукогурё – Маджин – Тхэбон).

918 – После переворота Ван Гон переименовывает Тхэбон в Корё.

926 – Кидани захватывают Пархэ.

935 – Силла входит в состав Корё.

936 – Корё завершает объединение корейских земель, присоединив остатки территорий Позднего Пэкче и Пархэ.

958 – Принятие законов о введении системы экзаменов для чиновников (кваго) и для монахов (сынгва).

993 – Первая война Корё с киданями.

1010 – Вторая война Корё с киданями.

1018 – Третья война Корё с киданями.

1033–1044 – Строительство пограничной стены на северной границе Корё.

1127 – Корё признаёт себя вассалом чжурчжэньской империи Цзинь.

1145 – Ким Бусик завершает составление «Исторических записей Трех государств» («Самгук Саги»).

1231 – Начало вторжений монголов в Корё.

1258 – Захват части Корё монголами. Корё становится вассалом Монгольской империи.

1356 – Восстановление независимости Корё.

1392 – Ли Сонге восходит на престол и основывает государство Чосон.

1394–1395 – Основание новой столицы, которая в наше время называется Сеулом.

1446 – Создан национальный алфавит.

1449–1451 – Составлена «История Корё» («Корёса»).

1592–1598 – Имджинская война против японской интервенции.

1627 – Первое маньчжурское вторжение.

1636 – Второе маньчжурское вторжение. Корея становится вассалом маньчжурской империи Цин.

1696–1699 – Великий голод, унесший жизни 300 000 человек.

1776–1800 – Корейский «Ренессанс» в правление просвещенного правителя Чонджо.

1866 – Начало экспансии западных держав против Кореи. Инцидент с американским судном «Генерал Шерман».

1876 – Канхваский договор закрепил «открытие» Кореи.

1910 – Аннексия Кореи Японией.

1945 – Восстановление независимости после капитуляции Японии. Корейский полуостров разделятся по 38 параллели на зоны влияния СССР и США.

1948 – Установление режима Ким Ир Сена[1] в Северной Корее и режима Ли Сынмана – в Южной.

1950–1953 – Корейская война между Югом и Севером.

1960 – В результате Апрельской революции свергнута Первая Республика и установлена Вторая.

1961 – Установление военного управления Верховного совета национальной реконструкции.

1980 – Восстание в Кванджу.

1988 – Установление Шестой Республики в результате демократических выборов.

1993 – Седьмым по счету президентом Республики Корея становится Ким Ёнсам, реформы которого активно способствовали демократизации общества.

1994 – Главой КНДР после смерти Ким Ир Сена становится его сын Ким Чен Ир.

2000 – Состоялся первый саммит корейских лидеров, на котором Республику Корею представлял Ким Дэджун, а КНДР – Ким Чен Ир.

2011 – Главой КНДР после смерти Ким Чен Ира становится его сын Ким Чен Ын.

2017 – Президентом Республики Корея стал Мун Чжэин.

Топ-25. Самые знаменитые персонажи корейской истории

АН ЧУНГЫН (1879–1910) – герой-патриот, деятель корейского национально-освободительного движения. 26 октября 1909 года застрелил на Харбинском вокзале председателя Тайного совета Японии и бывшего генерал-резидента Кореи Ито Хиробуми. Был приговорен к смертной казни и повешен в марте 1910 года.

ЁН КЭСОМУН (?–666) – полководец государства Когурё, организатор и руководитель антикитайского (антитанского) сопротивления. Совершил государственный переворот в 642 году, свергнув правителя Енрю, который шел на уступки Танской империи.

КИМ ЁНСАМ (1927–2015) – президент Республики Корея в 1993–1998 годы. Реформы Ким Ёнсама превратили Корею в подлинно демократическое государство и сделали процессы демократизации необратимыми.

КИМ ИР СЕН (настоящее имя Ким Сонджу, 1912–1994) – основатель северокорейского государства, называемого Корейской Народной Демократической Республикой (КНДР), и его руководитель в 1948–1994 годы. После смерти провозглашён вечным президентом КНДР.

КИМ МАНДЖУН (1637–1692) – выдающийся учёный, поэт и политический деятель. Написал первый роман на корейском языке под названием «Скитания госпожи Са по югу».

КИМ ХОНДО (Танвон; 1745–1806) – выдающийся корейский художник и мастер каллиграфии. Его картина, изображающая совет богов, внесена в список Национальных сокровищ Кореи.

КО ХЫН (IV век) – ученый древнего государства Пэкче, составивший «Исторические записи» – первую летопись Пэкче.

ЛИ БЁНЧХОЛЬ (1910–1987) – один из самых выдающихся корейских бизнесменов, основатель корпорации «Samsung Group», на долю которой приходится 17 % валового внутреннего продукта Республики Корея и 20 % корейского экспорта.

ЛИ И (псевдоним – Ильгок; 1534–1584) – видный средневековый политический деятель, прославившийся борьбой с коррупцией, философ-неоконфуцианец, писатель. Сын Син Саимдан.

ЛИ СУНСИН (1545–1598) – флотоводец, знаменитый своими победами над морским флотом Японии в Имджинской войне (1592–1598) и тем, что не проиграл ни одной битвы. Был смертельно ранен во время морской битвы с японцами в бухте Норян.

ЛИ СЫНМАН (1875–1965) – первый глава Временного правительства Республики Корея в изгнании, а также первый президент Республики Корея. Ушел в отставку в 1960 году после массовых протестов, вызванных фальсификацией результатов президентских выборов. Ли Сынман был далеко не самым лучшим руководителем государства, но он был первым президентом возрожденной Кореи.

ЛИ ХВАН (псевдоним – Тхвеге; 1501–1570) – знаменитый корейский философ, последователь неоконфуцианского[2] учения Чжу Си, основатель школы Ёнсан и неоконфуцианской академии Досан-Сеовон.

ПАК ЧИСОН (1981) – знаменитый южнокорейский футболист, полузащитник. Провёл 100 матчей за сборную Республики Корея. Играл в команде клуба «Манчестер Юнайтед» в 2005–2012 годах. В настоящее время является глобальным послом «Манчестер Юнайтед».

 

ПАК ЧОНХИ (1917–1979) – генерал корейской армии, президент Республики Корея в 1962–1979 годах, инициатор экономических реформ, которые называются «Корейским экономическим чудом». В то же время режим Пак Чон Хи был диктаторским. Его правление сопровождалось ограничением конституционных свобод и преследованием политических противников.

ПАН ГИМУН (1944) – Восьмой Генеральный секретарь ООН, занимавший эту должность с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

ПАК ЧИВОН (псевдоним – Ёнам; 1737–1805) – выдающийся корейский учёный, философ, писатель и поэт. Одним из первых начал использовать упрощённый литературный стиль.

СЕДЖОН ВЕЛИКИЙ (1397–1450) – четвертый правитель (ван) государства Чосон, правивший с 1418 по 1450 год. При нем наблюдалось укрепление мощи корейского государства, сопровождавшееся большим культурным прогрессом.

СИН САИМДАН (1504–1551) – знаменитая корейская художница, поэтесса и мастер каллиграфии. Создала художественный стиль чочунгдо (изображения растений и животных).

СИН СУКЧУ (1417–1475) – знаменитый политический и военный деятель, философ-конфуцианец, один из авторов корейского алфавита хангыль.

ТАНГУН (III век до н. э.) – легендарный основатель первого корейского государства Древний Чосон (Кочосон). Легенда гласит, что у Властелина Неба Хванина был сын Хванун, который спустился на гору Пэктусан и основал там Синси – Город Бога. Тигр и медведица просили Хвануна, чтобы тот сделал их людьми. Хванун назначил им испытание, которое выдержала только медведица, превратившаяся в женщину. Хванун взял её в жены, и она родила ему сына, названного Тангуном. В 2333 году до н. э. Тангун основал столицу в крепости Пхеньян, а страну назвал Чосон. Спустя некоторое время столица государства была перенесена в город Асадаль, местоположение которого неизвестно. Тангун правил Чосоном около 1500 лет…

Существовал ли Тангун на самом деле – вопрос весьма спорный, несмотря на то, что в КНДР сумели найти его останки, принадлежность которых вызывает большие сомнения.

ХАН ЁНУН (псевдоним – Манхэ; 1879–1944) – корейский общественный и религиозный деятель, поэт, буддийский монах. До принятия монашеского сана был участником вооруженного сопротивления японским оккупантам, затем перешел к мирным формам протеста. В 1962 году посмертно награждён орденом «За заслуги в создании государства»[3].

ЧАН ЁНСИЛЬ (1390 – после 1442) – знаменитый корейский учёный-изобретатель, придворный правителя Чосона Седжона Великого. Изобрёл осадкомер «чхыкуги», водомерный камень «супхё», усовершенствовал ряд астрономических инструментов и водяные часы, участвовал в создании первой корейской модели солнечных часов.

ЧОН БОНСУ (1572–1645) – корейский полководец, один из главных организаторов и руководителей борьбы против маньчжурских интервентов.

ЧХВЕ ХОНХИ (1918–2002) – генерал корейской армии, создатель корейского боевого искусства тхэквондо, создатель и первый президент Международной федерации тхэквондо (International Taekwon-do Federation, ITF).

ЫЛЬЧИ МУНДОК (вторая половина VI века – первая половина VII века) – государственный деятель и полководец государства Когурё, организатор ряда побед над китайскими (суйскими) интервентами, автор древнейшего сохранившегося корейского поэтического произведения «Ыльчи Мундок Ханси», которое представляет собой небольшую и весьма язвительную поэму, адресованную вражескому военачальнику перед разгромом его войска.

Глава первая. Древний Чосон

Корейский полуостров до «начала времен»

На Корейском полуострове найдено много свидетельств обитания древнего человека, относящихся к раннему, среднему и позднему палеолиту (каменному веку). Здесь жили разные представители людского рода – человек прямоходящий, который совершил первое расселение по планете, неандерталец, оказавшийся тупиковой ветвью эволюции, и наши предки, относящиеся к виду человек разумный. Однако от тех представителей этого вида, которые населяли полуостров в раннем и среднем палеолите, нельзя протягивать генеалогическую нить к современным корейцам, то есть нельзя считать их прямыми предками корейцев. Корейская нация начала формироваться лишь в позднем палеолите, с VI по I тысячелетие до н. э.

Для генетического типа корейцев характерно сочетание признаков, имеющихся у народов Юго-Восточной Азии и Сибири (а именно – обитателей восточной области Саянских гор и окрестностей озера Байкал). Наибольшее генетическое сходство по отношению к другим нациям наблюдается между корейцами и монголами. В том, что древние обитатели Корейского полуострова были кочевниками, сомнений нет. Об этом свидетельствует множество археологических находок, начиная с обилия конного снаряжения в гробницах и заканчивая рисунками на стенах этих гробниц, рисунками, на которых можно увидеть характерные кочевнические признаки.

Теорий происхождения корейцев существует много. Обычный плюрализм, характерный для столь древних научных проблем, умножается на идеологическое противостояние между северными и южными научными школами. Многие ученые (в том числе и автор этой книги) отдают предпочтение теории тунгусского происхождения корейцев. Большинство противников тунгусской теории (речь идет о корейцах) отвергают ее не столько по научным, сколько по идейным соображениям, поскольку основоположниками этой теории являются японцы, а не корейцы. Но тут можно вспомнить к месту слова китайского лидера Дэн Сяопина, который сказал: «Не имеет значения, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей». Не важно, кто именно первым предложил теорию тунгусского происхождения корейцев. Важна ее убедительность.

Настенный рисунок из комплекса гробниц Когурё, расположенного в городах Пхеньян и Нампхо. Охотник, изображенный в верхней правой части, развернулся корпусом на 180 градусов, опустил поводья и целится из лука. Так уверенно чувствовать себя в седле и результативно стрелять на скаку мог только кочевник, который верхом на лошади проводил больше времени, чем на ногах

Согласно этой теории в древние времена на территории Маньчжурии[4], Восточного Китая и Корейского полуострова обитал пришедший из центральной части Евразии народ тонъи, от которого произошли современные корейцы и эвенки (тунгусы). В формировании корейской нации принимали участие китайцы, монголы, кидани[5], чжурчжэни[6], а также несколько других народов. Изначально протокорейцы объединялись в родовые общины, но борьба между общинами и нападения китайцев привели к созданию более крупных объединений – племен, которые в свою очередь объединялись в племенные союзы или племенные государства, которые «выросли» в три древние государства Корейского полуострова – Когурё, Пэкче и Силла. Завершилось формирование корейской нации в Объединенном Силла в VII–IX веках.

Древний Чосон – первое государство на Корейском полуострове

Подзаголовок таит в себе глубокий смысл. Речь идет не о «первом корейском государстве», а о «первом государстве на Корейском полуострове». И это неспроста. Корейцы привыкли вести отсчет своим национальным государственным образованиям с Чосона, к названию которого в наше время добавляют слово «древний», чтобы отличать его от другого, более позднего Чосона, существовавшего с 1392 до 1897 года. Но нет достоверных данных о том, что Древний Чосон был именно корейским государством. Частичное расположение на Корейском полуострове не делает автоматически Чосон корейским, что бы там ни утверждали некоторые историки, которым непременно нужна корейская принадлежность Чосона[7].

Загадкой остаётся не только этнокультурная принадлежность Древнего Чосона, но и его расположение. По этому вопросу существуют два различных мнения и третье, которое пытается объединить первые два.

В китайских исторических хрониках есть указание на то, что столица Древнего Чосона Пхеньян находилась близ Великой Китайской стены к востоку от нее. Если взять это утверждение за основу, то получается, что Древний Чосон располагался в районе современной китайской провинции Ляонин. Эта версия подтверждается археологическими находками на территории Ляонина, главным образом – характерными чосонскими кинжалами-пипха в форме лютни, которые сильно отличаются от холодного оружия, найденного на территории Древнего Китая.

Бронзовый кинжал-пипха (пипхахён)

Согласно второй теории Древний Чосон был расположен в северной части Корейского полуострова, а местоположение древнего Пхеньяна совпадает с местоположением Пхеньяна современного. Это мнение тоже подтверждается древними китайскими хрониками конца V – начала VI века.

Территория Древнего Чосона (на карте объединены разные периоды)

Если разные мнения имеют документальное подтверждение, то их надо объединить в одно. В результате войн с соседним китайским княжеством Янь территория Древнего Чосона уменьшилась, а его столица переместилась в северную часть Корейского полуострова, на то место, где находится современный Пхеньян.

Третий камень преткновения – время образования Древнего Чосона. Согласно древним корейским мифам Чосон был основан Тангуном, внуком Властелина Неба Хванина, на 50-м году правления китайского императора Яо, что соответствует 2333 году до н. э. Сам император Яо, к которому «привязана» легенда об основании Чосона Тангуном, тоже является мифическим персонажем, одним из пяти легендарных древних императоров Китая. Однако этому мифическому императору приписаны реальные годы правления – с 2356 по 2256 год до н. э. И не нужно удивляться тому, что Яо правил целое столетие. Согласно преданиям Тангун правил Чосоном 1200 лет! Столь длительный срок правления может восприниматься двояко – как чистейшая выдумка или же как исторический факт, как знание о том, что древних чосонских правителей звали «тангунами» или даже «тангун-вангомами»[8], ведь именно так звучит полное имя прародителя корейской государственности.

 

Миф о Тангуне зафиксирован в целом ряде корейских исторических хроник, например в «Достопамятных событиях Трех государств» («Самгук юса») или в «Рифмованных записях о королях и императорах» («Чеван унги»), датированных XIII веком. Итак, в 2333 году до н. э. Тангун основал столицу в крепости Пхеньян, а страну назвал Чосон. Спустя некоторое время столица была перенесена в город Асадаль («Восточная гора»), местоположение которого неизвестно. В 1122 году до н. э. китайский правитель пожаловал чосонские земли некоему Цзи-цзы (Кичжа)[9]. Тангун перенес столицу в город Чан-дангён, который предположительно мог находиться в горах Кувольсан,[10] а сам стал горным духом.

Если же отстраниться от мифа, то образование Чосона состоялось примерно в середине I тысячелетия до н. э. Об этом свидетельствуют скудные данные, содержащиеся в китайских исторических хрониках, и археологические находки.

Мавзолей якобы Тангуна

Правда, находки бывают разными. Так, например, в начале девяностых годов прошлого века возле Пхеньяна, на склоне горы Тэбак, нашли могилу Тангуна. Эта «сенсационная» новость облетела весь корейский мир. Над могилой соорудили пирамиду около 22 метров высотой. Монументальность пирамиды косвенно свидетельствует о ценности того, что под ней спрятано. Однако принадлежность найденных останков Тангуну вызывает большие, если не сказать «огромные» сомнения. Даже время обнаружения «могилы Тангуна» указывает на ее искусственность. Как только была дана установка на борьбу с «искажениями корейской истории», которые были сознательно сделаны японскими учеными, так сразу же, словно по мановению волшебной палочки, нашлась «могила» основателя Чосона, превращающая его из мифического персонажа в исторического и позволяющая передвинуть дату образования этого государства из II тысячелетия в III.

У моих коллег призыв «Давайте пойдем искать могилу Тангуна!» служит приглашением выпить, облеченным в пристойную форму.

Китайская традиция обоснования легитимности власти

Римляне заняли многие земли вплоть до Британии не потому, что имели на это право. Они могли завоевать – и завоевали. Право в этом вопросе сводилось к мечу в руке римского воина. Александр Македонский не имел никаких обоснованных прав на Вавилон и Дамаск, но это обстоятельство не стало для него препятствием. В китайских империях дело обстояло иначе. Здесь было принято доказывать право на власть и ради этого совершались исторические подтасовки.

Первым китайским государством, существование которого не вызывает сомнений у историков, поскольку оно подтверждено как археологическими находками, так и письменными источниками, является государство Шан (оно же Инь), существовавшее с середины по конец II века до н. э. Сомневаться в существовании Шан – все равно что сомневаться в существовании солнца и луны.

Шанский правитель-ван был фигурой сакральной, не только правителем, но и первосвященником, совершавшим торжественные ритуалы в честь покойных предков. Ван был посредником между нашим и загробным мирами, гарантом благосклонности высших сил, обеспечивающих благополучие государства. Власть передавалась в роду правителей по мужской линии, сначала – к самому старшему представителю рода, а после – от отца к сыну. Сакральный ореол распространялся на весь род, якобы избранный Небесами для правления за свои особые заслуги.

Все было хорошо, пока в 1045 году до н. э. род Цзи не сверг правившую династию Шан и не установил новую династию Чжоу. Новым правителям, не обладавшим «врожденной» сакральностью, понадобилось обосновать легитимность правления своего дома. Это была очень важная проблема, особенно в те стародревние времена. Умные головы придумали концепцию Небесного мандата на правление – Высшего благословения, которое даруется достойнейшим и может быть отобрано у недостойных. Последний правитель династии Шан утратил добродетель, погряз в пороках и не внимал увещеваниям, поэтому Небо отобрало у него мандат на правление и вручило его достойному основателю династии Чжоу. Когда же на чжоуский престол сел недостойный порочный правитель, мандат перешел в «чужие» достойные руки, и так было много раз… С этими «многими разами» проблем не возникало, поскольку все делалось по знакомому, проверенному шаблону передачи Небесного мандата. «Так было прежде, и потому так будет сейчас» – это очень удобный принцип, позволяющий обосновать даже то, что плохо укладывается в рамки логики или в рамки чаяний общества. Но дело в том, что у династии Чжоу не было такой «волшебной палочки», поскольку считалось, что династия Шан правила изначально, испокон веков. Тогда был создан миф о некоем государстве Ся, основанном мифическим Жёлтым Императором (Хуан-ди) в III веке до н. э. Когда правители Ся утратили добродетель, мандат перешел к новой династии – правителям Шан. В подобном ключе свержение династии Шан и переход власти к династии Чжоу (Цзи) выглядело легитимным, обоснованным, убедительным, справедливым.

Китайская историческая традиция привыкла обосновывать не только перевороты, но и завоевания. После того как Чосон был завоеван империей Хань (206 до н. э. – 220), ханьские историки создали легенду о древнем китайском мудреце Цзи-цзы (Киджа), который пришел править Чосоном в конце II тыс. до н. э. и сменил Тангуна. Тангун, заметьте, этому не противился – передал власть и стал духом. Миф о Киджа оправдывал захват Чосона ханьцами. Во времена Позднего Чосона, считавшего себя истинным носителем древних культурных традиций в противовес кочевникам-маньчжурам, которые правили Китаем с середины XVII по начало XX века, Киджа считался реальным историческим персонажем. Иначе и быть не могло, ведь именно он связывал Чосон с Китаем. Вскоре после установления правления маньчжурской династии Цин в корейском учебнике для детей из образованных семей «Тонмон сонсып»[11] появился текст, воспевающий сходство между Кореей и Китаем. «Несмотря на то, что наша страна расположена далеко, находится на противоположном берегу моря и территория наша не так велика, но церемонии и музыка, законы и правление, одежда и головные уборы, традиции и обычаи те же, что и в Китае. Китайцы называют Корею «Малым Китаем», ведь их просвещённые нравы нам передал Киджа…»

Таким представляют Киджа корейцы

Киджа получил статус «духовного наставника корейцев», который приравнивал его к Конфуцию. В провинции Пхёнан была обнаружена могила Киджа. Первое упоминание об этом встречается в «Описании избранных деревень» («Тхэнниджи»), составленном в середине XVIII века чиновником Ли Джунхваном. Обнаружение «могилы Тангуна» – это ремейк старой истории с «могилой Киджа».

Киджа – это мифический персонаж, созданный ханьскими историками. Таким же мифическим персонажем является Тангун. Поэтому неверно широко распространённое деление истории Древнего Чосона на период правления Тангуна (2333–1122 до н. э.), период правления Киджа и его наследников (1122–194 до н. э.) и период правления Вэй Маня (Вимана) и его наследников (194–108 до н. э.). Правильнее будет говорить о раннем и позднем Чосоне. Что же касается Вэй Маня, то его существование сомнений не вызывает, поскольку он упоминается в исторических документах своего времени.

Древняя Корея — Энциклопедия всемирной истории

Корея, расположенная на большом полуострове на восточном побережье азиатского материка, была заселена со времен неолита. Первым узнаваемым политическим государством был Кочосон во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. С 1 века до н.э. по 7 век н.э. в период Троецарствия на полуострове доминировали королевства Пэкче, Когурё и Силла, а также конфедерация Кая.

Силла, при значительной помощи Китая, в конечном итоге завоюет все остальные корейские государства и сформирует Единое Королевство Силла, правившее до 9 г.35 г. н.э. С 10 века нашей эры полуостров находился под властью королевства Корё, пока независимость Кореи не была подорвана монгольскими нашествиями в 13 веке нашей эры.

Удалить рекламу

Реклама

Тесные культурные и политические связи поддерживались с Китаем, хотя и со значительными периодами конфликтов между двумя областями. Япония была еще одним торговым партнером, а также участвовала в корейском культурном обмене. Древняя Корея внесла много уникальных вкладов в мировую культуру, включая изобретение подвижной металлической печати, превосходной керамики из селадона, изысканных золотых корон Силла, старейшей астрономической обсерватории в Азии, прекрасных буддийских фигурок из позолоченной бронзы, каменных пагод, hanji , самая дорогая бумага в мире, и система подогрева пола ondol .

Доисторическая Корея

Корейский полуостров был заселен с 10 000 г. до н.э. (или даже раньше) людьми, которые существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства. Самые ранние известные поселения датируются ок. 6000 г. до н.э. Мегалитические сооружения 2-го тысячелетия до нашей эры до сих пор усеивают ландшафт Кореи, и их насчитывается более 200 000. Дольмены были построены из огромных одиночных камней и, вероятно, использовались в качестве маркеров гробниц. Другие типы захоронений представляют собой выложенные камнем могилы-ящики с драгоценными предметами, такими как украшения из амазонита, которые хоронят вместе с умершим.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

История Кореи была впервые записана в Самгук саги 1145 г. н.э. («История трех королевств»).

Жилища этого периода, как правило, подземные, с крышей, поддерживаемой столбами, и имеют центральный очаг. Деревни, как правило, расположены на склонах холмов и иногда обнесены деревянным забором по периметру. Археологические находки включают украшения из камня, кости и ракушек; колотые каменные топоры; каменный пестик и ступки; каменные плуги, серпы и мотыги; и наконечники стрел из обсидиана или сланца. Ранняя керамика, особенно в виде плоскодонных коричневых чаш с резным орнаментом, демонстрирует культурную связь с общинами провинции Ляонин и Ляодунского полуострова в Китае. Керамика эпохи неолита и предметы из обсидиана также указывают на раннюю морскую торговлю с древней Японией.

Сельское хозяйство впервые начали практиковать во втором тысячелетии до нашей эры, чему способствовало выращивание риса из Китая к 700 году до нашей эры. Корейский бронзовый век охватывает тот же период с культурой металла, привезенной из Маньчжурии. Наличие прекрасных бронзовых изделий, таких как мечи, колокольчики и зеркала, в некоторых гробницах вдоль реки Тэдон указывает на культуру с племенной элитой. Другие распространенные бронзовые предметы включают тонкие кинжалы, наконечники копий, пряжки для ремней и веерообразные топоры. Корейский железный век начался в 3 веке до нашей эры, о чем свидетельствуют находки гробниц того времени в Кёнджу. Именно в этот период образовалось первое государство Кочосон.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Настольный дольмен, Ганхва, Корея

Hairwizard91 (CC BY-SA)

Кочосон

Годжосон, согласно корейской мифологии, изложенной в 13 веке н.э. медведица превратилась в женщину. Археологические данные свидетельствуют о том, что государство было сформировано из союза небольших укрепленных городов вокруг бассейнов рек Дэдонг и Ляо, возможно, в 7 веке до нашей эры и, более определенно, в 4 веке до нашей эры. Хотя упоминается в c. 100 г. до н.э. текст Записи великого историка , написанные китайским историком Сыма Цянем, современные историки продолжают спорить о том, можно ли описать Кочосон как собственно государство, когда именно оно существовало, где находилась его столица и какие именно территории находились под его управлением. его контроль.

Кочосон процветал благодаря улучшениям в сельском хозяйстве (с железными инструментами, привезенными из Китая) и обильным природным ресурсам, таким как золото, серебро, медь, олово и цинк. В это время знаменитая ондоль была изобретена система подогрева пола и произведен первый корейский серый керамогранит. Однако Кочосон был ослаблен атаками соседнего штата Ян c. 300 г. до н.э., и начался долгий упадок. Кочосон окончательно рухнул во 2 веке до н.э., а его преемник, Виман Чосон, тоже просуществовал недолго, поскольку в 108 г. до н.э. он был завоеван китайской династией Хань (206 г. до н.э. — 220 г. до н.э.). СЕ). Хань интересовались природными ресурсами, такими как соль и железо, и они разделили Северную Корею на четыре округа, находящиеся под непосредственным управлением их центрального правительства.

Удалить рекламу

Реклама

Карта трех королевств Кореи

Ашраф Камель (CC BY-NC-SA)

Территории Кочосон позже стали Когурё (Когурё), в то время как южная часть Кореи в это время, часто называемая периодом Прото-Трех Королевств, была разделена на Три Хань: Пёнхан, Махан и Джинхан (никакой связи с китайским Хан), которые стали тремя государствами Пэкче (Пэкче), Гая (Кайя) и Силла в последующий период Троецарствия. Эти королевства извлекли выгоду из сложной культуры, принесенной беженцами из рухнувшего Кочосона и побежденных государств Виман Чосон.

Период Троецарствия

Четыре государства периода Троецарствия (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) находились в постоянном соперничестве, поэтому они образовывали постоянно меняющиеся союзы друг с другом и с двумя доминирующими региональными державами Китая и Японии. Согласно традиции, основанной на XII веке н.э. Samguk sagi («Исторические записи трех государств»), это произошло с 1 века до н.э., но современные историки предпочитают 2 или 3 век н.э. (или даже позже) как более точную дату, когда штаты можно было охарактеризовать как имеющие более централизованное правительство.

Когурё со столицей в Пхеньяне, особенно процветавший в 5 веке н.э. во время правления Квангэто Великого (391-413), который соответствовал своему другому титулу «широкого расширителя владений» и позволил Когурё доминировать на севере. Корея, большая часть Маньчжурии и часть Внутренней Монголии. Тем временем Силла со столицей в Кымсоне (Кёнджу) процветала во время правления короля Беопхына (годы правления 514–540 гг. Н. Э.), Достигнув гораздо большей степени централизации и процветания на восточном побережье благодаря сельскохозяйственным нововведениям, таким как гужевой транспорт. плуги и оросительные системы. Гайя, зажатая между своими более могущественными соседями на юге полуострова, так и не превратилась полностью в централизованное королевство. Силла захватил правящий город-государство Гая Кымван Гая (Бон-Гая) в 532 г. н.э., и несколько десятилетий спустя государство полностью рухнуло. Пэкче преуспел в конце 4 века до нашей эры при короле Кынчого и сформировал свою столицу в Хансоне (современный Кванджу). Союз с Силла между 433 и 553 годами н.э. принес некоторую стабильность, но в 554 году н.э. в битве у крепости Квансансон (современный Окчхон) Пэкче попытался вернуть территорию, которую он потерял во время вторжения Силла, и их 30-тысячная армия потерпела поражение, а Пэкче король Сон убит.

Удалить рекламу

Реклама

Общество было жестко разделено на социальные ранги, что лучше всего отражалось в системе рангов священных костей Силла, основанной на рождении.

Система правления трех королевств была во многом такой же, какой она останется на протяжении всей остальной истории древней Кореи. Монарх правил с помощью высших административных чиновников, набранных из земельной аристократии. Назначенные правительством чиновники управляли провинциями с помощью местных вождей племен. Большинство населения составляли крестьяне-землевладельцы, и государство взимало с них налог, который обычно уплачивался натурой. Государство также могло обязать граждан воевать в армии или работать над государственными проектами, такими как строительство укреплений. В самом низу социальной лестницы находились рабы (как правило, военнопленные или лица с большими долгами) и преступники, которых заставляли работать в поместьях аристократии. Общество было жестко разделено на социальные ранги, что лучше всего олицетворялось системой рангов священных костей Силла, которая основывалась на рождении и диктовала возможности работы, налоговые обязательства и даже одежду, которую можно было носить, или посуду, которую можно было использовать.

Противостояние между корейскими государствами было окончательно урегулировано благодаря вмешательству Китая извне. Когурё успешно отразил три вторжения из Суйского Китая в 7 веке н.э., а затем династия Тан (618-907 гг. н.э.) предприняла попытку вторжения в 644 г. н.э., но великий полководец Ян Маньчунь снова принес победу корейцам. Когурё объединил свои силы с Пэкче и двумя годами ранее успешно вторгся на территорию Силла, но Таны не закончили свои планы в отношении Кореи, и они выбрали Силла в качестве своего временного союзника, чтобы победить два других оставшихся корейских государства. В 660 г. н.э. армии Силла численностью 50 000 человек во главе с генералом Ким Ю Сином и военно-морских сил численностью 130 000 человек, посланных танским императором Гаозуном, оказалось более чем достаточно, чтобы сокрушить Пэкче, а его король Уйджа был доставлен в Китай. Затем в 667 г. н.э. Пхеньян пал, а в следующем году царь Когурё Боджанг был также взят в плен в Китай вместе с 200 000 своих подданных. Однако Силла не собиралась становиться вассальным государством Китая и победила оставшуюся танскую армию в битвах при Мэсосоне (675 г. н.э.) и Кибольпо (676 г. н.э.). Затем Силла взяла под свой контроль всю Корею в 668 году н.э., образовав новое государство, Объединенное Королевство Силла.

Объединенное королевство Силла

Объединенное Королевство Силла (668-935 гг. н.э.) было первой династией, правившей всем Корейским полуостровом. На севере в это время существовало государство Балхэ (Пархэ), но большая часть его территории находилась в Маньчжурии, и поэтому большинство историков не считают его собственно корейским государством.

Удалить рекламу

Реклама

Золотая корона Силла

Национальный музей Кореи (CC BY)

Все государство теперь было разделено на девять провинций (по три в каждом из трех старых королевств) и пять второстепенных столиц. Кымсон продолжал оставаться столицей, тогда известной как Сорабеол, которая выиграла от обширной программы восстановления, дворцов удовольствий и храмов, и в конечном итоге могла похвастаться населением около 9 человек.00 000. Целый ряд административных районов, префектур и уездов был создан вплоть до уровня деревни. Для консолидации королевства были насильственно переселены неблагополучные народы и правящая элита бывших королевств, а деревенские старосты вынуждены были направлять своих старших сыновей на работу в столичную администрацию или в армию. Королевство процветало благодаря процветающему сельскому хозяйству, которое стало более продуктивным благодаря обширным ирригационным проектам и торговле по всему Восточно-Китайскому морю. Длительное отсутствие войн также означало, что искусства и науки процветали как никогда раньше.

Государство начало медленный упадок с 8 века н.э., в основном из-за жесткости его классовой структуры, все еще основанной на системе рангов кости, строгой социальной классификации прав и обязанностей. Мало того, что отсутствие возможности подняться над классом своего рождения привело к застою идей и нововведений, но и аристократия начала возмущаться властью короля. На другом конце социальной лестницы крестьянство все больше и больше возмущалось непрекращающимися налогами, взимаемыми с него. Вдобавок ко всему, местных земельных аристократов становилось все труднее контролировать из столицы. Государство разваливалось изнутри.

Два человека доставят особые проблемы королям Силла. Некий Гён Хвон, крестьянский вождь, воспользовался политическими беспорядками в 892 г. н.э. и возродил старое королевство Пэкче на юго-западе. Между тем, лидер аристократически-буддийских монахов Гунг Е объявил о создании нового государства Когурё на севере в 901 году н.э., известного как Позднее Когурё. Затем последовала еще одна беспорядочная борьба за власть над полуостровом, как это было в период Троецарствия, действительно, этот период часто называют Поздним периодом Трех королевств. Кён Хвон напал на Кымсона в 927 г. н.э., в то время как непопулярная и фанатичная тирания Гун Е привела к его смерти от рук его народа. Его сменил его первый министр, способный Ван Геон, в 918 году н.э., который напал на Позднее Пэкче, теперь окруженный борьбой за лидерство, а затем на Силла. Последний король Силла, Кёнсун, сдался в 935 году н.э. и покинул Ван Гон, чтобы снова объединить страну, но под новым именем, династией Корё.

Корё

Корё (Корё) правил Кореей с 918 г. н.э. по 1392 г. н.э., и это название королевства является источником английского названия полуострова Корея. Ван Геон выбрал северный город Сонгдо (современный Кэсон) в качестве своей новой столицы и объявил себя королем. За свой вклад в создание нового государства ему было присвоено посмертное звание «Король Тэджо» или «Великий основатель». Новое государство не обошлось без внешних угроз, и племена киданей (кидан) на севере дважды нападали на Корё. В 1033 году н.э. они были окончательно побеждены, и была построена оборонительная стена, протянувшаяся прямо через границу с Северной Кореей.

Корейская каллиграфия

Хан Хо (общественное достояние)

С тех пор королевство процветало, а в столице Сонгдо было более 1000 магазинов. Впервые Корея чеканила собственные монеты (996 г. н.э.), а серебряные вазы unbyong (также известные как hwalgu ) были изготовлены в 1101 г. н.э., которые приняли форму империи Корё и были отмечены как законная валюта благодаря официальному на них выбита государственная печать. Была изобретена печать с подвижным металлическим шрифтом и усовершенствован старый метод ксилографии. В этот период наблюдался бум буддийских текстов и интерес к документированию истории страны со знаменитыми Самгук саги («История трех королевств»), написанная в 1145 году н.э. Кимом Пусиком.

Процветание имело свою оборотную сторону и привело к неуклонно растущему упадку среди правящей элиты, коррупции и социальным волнениям. В 1126 и 1135 годах нашей эры вспыхнули открытые восстания, которые в конечном итоге были подавлены, но ситуация достигла апогея во время правления короля Уйджонга, которого сильно критиковали за строительство роскошных дворцов и аквапарков. Военные, которым нечего было делать и у которых не было статуса в высшем обществе, устроили переворот в 1170 году нашей эры. Уиджона заменил его брат Мёнджон, но он остался только марионеточным правителем. Десятилетия бурной борьбы между всеми уровнями общества Корё привели к новым переворотам, убийствам и восстаниям рабов. Однако худшее было впереди. Чингисхан, объединивший монгольские племена, пронесся по Китаю, и его сын Угедей-хан обратил свое внимание на Корею в 1231 году н.э. В следующем году Корё был вынужден перенести свою столицу на остров Канхва. В то время как правящая элита благополучно обосновалась на своем острове, остальной части населения Корё пришлось столкнуться с шестью монгольскими вторжениями в течение следующих трех десятилетий. К 1258 году н.э. народу надоело, и военный правитель был убит, царь был восстановлен с полной властью, и с монголами был заключен мир. Корея не будет снова независимой до тех пор, пока генерал Ли Сон Ге не создаст новое государство Чосон в 139 г. 2 н.э.

Отношения с Китаем и Японией

Отношения между Кореей и Китаем восходят к мифологии, когда мудрец Гиджа (Дзидзи для китайцев) и 5000 последователей покинули Китай и поселились в королевстве Дангун. Когда последний решил уединиться для медитации на вершине горы, Хиджа стал королем Кочосона в 1122 году до нашей эры. Этот миф может представлять собой приход культуры железного века в Корею.

Бронзовая монета династии Корё

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Торговля между двумя областями продолжалась в течение всего этого периода. Железо, золото, серебро, медь, женьшень, товары из конопли, кедровые орехи, мебель, бумага и лошади экспортировались в Китай, а шелк, чай, специи, лекарства, керамика, книги и письменные принадлежности шли в обратном направлении. Китайская культура, вероятно, была принесена в Корею беженцами, спасающимися от конфликтов 4-го века до нашей эры периода Воюющих царств. Археологические свидетельства этого раннего культурного влияния, пожалуй, лучше всего видны в использовании могильных ям в районе реки Дэдон и частом присутствии в них конской сбруи. Более поздние культурные связи более четко определены, когда Корея приняла китайскую систему письма, королевский титул wang , чеканка, литература и элементы искусства. Студенты и ученые часто ездили учиться в Китай.

Точно так же дипломатические и культурные отношения с Японией продолжались с бронзового века. Ва (Ваэ) Японии имели особенно прочные связи с конфедерацией Гая. Последнее было более развитой культурой и экспортировало большое количество железа, но ученые до сих пор спорят о том, насколько одно государство влияло на другое или даже контролировало его. Культура Пэкче была экспортирована в Японию, особенно через учителей, ученых и художников, которые также распространяли там китайскую культуру, такую ​​как классические тексты Конфуция. Отношения с южной Японией поддерживало Объединенное королевство Силла, особенно в периоды Нара и Хэйан. Корё также продолжал торговые отношения и импортировал японские товары, особенно мечи и бумажные веера.

Корейская религия

Корейские государства, традиционно практикующие шаманизм, приняли сначала конфуцианство, затем даосизм и буддизм из Китая, причем Корея сделала последний официальной государственной религией с 4 века нашей эры. Конфуцианские принципы соблюдались в государственном управлении и были неотъемлемой частью вступительных экзаменов на должности в этой системе. Однако самой сильной верой был буддизм, и повсюду возникали храмы и монастыри. Буддийские храмы-монастыри с их земельными владениями, королевским покровительством и освобождением от налогов стали богатыми, а весь религиозный аппарат стал соперничать с аппаратом самого государства. Многие такие монастыри даже имели собственные вооруженные силы, набранные из воинов-монахов и простого населения. Буддизм исповедовали не только элитные семьи, которые часто отправляли сына учиться в монастырь и стать монахом, но и низшие классы.

Статуя Будды, грот Соккурам

Джинхо Юнг (CC BY-NC-SA)

Корейское искусство

Обожженный серый керамогранит производился в больших количествах с периода Троецарствия. Керамику украшали насечками, накладывая дополнительные кусочки глины и срезая глину для создания эффекта решетки. Тем не менее, самой известной корейской керамикой любого периода являются бледно-зеленые селадоны, произведенные в королевстве Корё. Также известные как зеленая посуда, они имеют гладкую глазурь и, как правило, тонкие инкрустированные узоры (9).0011 sanggam ), особенно буддийские мотивы, такие как цветок лотоса, журавли и облака. Селадоны были впервые завезены в Корею из Китая в 9 веке нашей эры, но корейские гончары стали настолько опытными в их изготовлении, что их изделия экспортировались обратно в Китай, и даже сегодня корейские селадоны являются одними из самых ценных керамических изделий в мире.

Роспись гробниц лучше всего видна в гробницах Когурё. Более 80 из них имеют залы, украшенные яркими сценами из повседневной жизни, портретами обитателей и мифическими существами. Картины были выполнены нанесением краски либо непосредственно на каменную стену, либо на основу из известковой штукатурки.

Селадоновая рыба-дракон Юэр, династия Корё

Национальный музей Кореи (CC BY)

Буддийское искусство было популярно на всем полуострове, и позолоченная бронза использовалась для изготовления выразительных статуэток Будды, Майтрейи (грядущего Будды) и бодхисаттв. Монументальные фигуры были вырезаны из валунов и скал. Позолоченная бронза также использовалась для изготовления декоративных курильниц, реликвий и корон. Самые известные корейские короны — короны королевства Силла, сделанные из листового золота. У них есть деревья и оленьи ветви, которые представляют собой связь с шаманизмом. Ювелирные изделия всех видов изготавливались с использованием таких техник работы с золотом, как проволока, штамповка, резка и грануляция. Нефрит, часто вырезанный в форме полумесяца, был популярным украшением для этих сверкающих украшений. Еще одним искусством корейских мастеров по металлу, начиная с Объединенного королевства Силла, было литье больших бронзовых колоколов ( pomjong ), которые использовались в буддийских храмах для объявления служб.

Корейская архитектура

Лучшими сохранившимися остатками корейской архитектуры периода, предшествующего письменной истории, являются мегалитические сооружения, крепостные стены и облицованные камнем гробницы. Выдающимися примерами древних корейских дольменов являются конструкции столового типа на острове Канхва, которые датируются ок. 1000 г. до н.э. в корейском бронзовом веке. Отдельные стоячие камни (менгиры), не связанные с контекстом захоронения и, возможно, использовавшиеся в качестве указателей, также встречаются по всей Корее.

К сожалению, сохранилось несколько общественных зданий древней Кореи до 16 века н.э. Таким образом, архитектуру древней Кореи лучше всего можно увидеть в росписях гробниц и тех сооружениях, которые все еще стоят, таких как каменная пагода храма Пэкче Миреука в Иксане, которая имеет шесть из своих первоначальных 7-9 этажей. Каменные пагоды являются уникальным вкладом Кореи в буддийскую архитектуру, а двумя другими прекрасными примерами являются пагоды Даботап и Сокгатап в храме Пульгукса 8-го века н.э. недалеко от Кёнджу.

Muryangsujeon, Buseoksa, Korea

ko:Excretion (CC BY-SA)

Большие курганные гробницы типичны для периода Троецарствия. Это засыпанные землей курганы с внутренними каменными или кирпичными внутренними камерами для умерших, как правило, с горизонтальным входным проходом (кроме гробниц Силла, не имеющих прохода). Одна из самых больших таких гробниц находится в некогда столице Когурё Гуннэ (современный Тонгоу) и считается гробницей короля Квангэто Великого (годы правления 39 г.).1–412 г. н.э.). Он имеет длину 75 метров и использует блоки размером 3 х 5 метров.

Одним из выдающихся каменных сооружений эпохи Объединенного Силла является буддийский храм в гроте Соккурам к востоку от Кёнджу. Построенный между 751 и 774 годами н.э., он содержит внутреннюю камеру с круглым куполом, внутри которой находится массивный сидящий Будда. Еще одним интересным сооружением Силла является обсерватория Чхомсондэ середины 7 века н.э. 9 метров в высоту, он действовал как солнечные часы, но также имеет окно, выходящее на юг, которое улавливает солнечные лучи на внутреннем полу в каждое равноденствие. Это старейшая сохранившаяся обсерватория в Восточной Азии.

Хорошее представление о корейском архитектурном стиле для больших домов и дворцов можно увидеть в Зале вечной жизни Корё 13 века н.э. (Мурянсуджон) в храме Пусок в Йонджу. Это одна из старейших деревянных построек, сохранившихся во всей Корее. Крыши корейских зданий, как видно из Зала Вечной Жизни, обычно имеют высокие наклоны, позволяющие легко стекать дождевой воде, и достаточно прочные, чтобы противостоять весу снега зимой. Они также высоки, чтобы обеспечить приток воздуха в теплое время года. Древние крыши были сделаны из деревянных балок, а затем покрыты черепицей ( giwa ) поверх слоя земли для обеспечения дополнительной изоляции. Крыши выполнены вогнутыми из эстетических соображений, а карнизы плавно изгибаются вверх ( cheoma ). Эта кривизна позволяет дополнительному солнечному свету проникать в здание зимой и в то же время обеспечивает небольшую дополнительную тень летом.

Интерьер ханока

Неомыслитель (общественное достояние)

Внутренние стены традиционных корейских зданий ( ханок ) были сделаны из дерева и бумаги и часто выполняли роль раздвижных дверей ( чанходжи ). Полы комнат могли быть деревянными и слегка приподнятыми (система maru ) для сохранения прохлады в помещении в жаркие месяцы или использовать систему подогрева полов ondol , необходимую в зимние месяцы. Этот последний тип, сделанный из камня с покрытием из вощеной бумаги, имеет систему дымоходов, через которые проходит горячий воздух из основного очага дома. Внешние двери и окна были сделаны с использованием переплетенных деревянных решеток ( чансал ), часто вырезанных в виде очень декоративных решеток ( ккоцал ). Дом был разделен на целевые зоны и обычно окружал внутренний двор или сад.

Наконец, непосредственная топография зданий была важным фактором, поэтому архитекторы стремились гармонично вписать свои проекты в естественную среду ( pungsu ) и использовать живописные виды ( andae ). Наилучшим возможным местом был участок, который был окружен горами, чтобы блокировать ветер, и выходил на широкую равнину с протекающей через нее рекой, чтобы обеспечить дом положительной энергией или 9. 0011 ги .

Этот контент стал возможен благодаря щедрой поддержке Британского корейского общества.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Корея | История, полуостров, правители и факты

пагода, Южная Корея

Смотреть все СМИ

Основные события:
Русско-японская война
Первая китайско-японская война
Портсмутский договор
Осада Пусанджина
Движение первого марта
Ключевые люди:
Сынман Ри
Династия Чосон
Династия Корё
Рой Чепмен Эндрюс
Йи Сун-Син
Похожие темы:
Корейское временное правительство
Англо-японский альянс
Синганхо
Похожие места:
Северная Корея
Южная Корея
Когурё
Силла
Пэкче

См. весь связанный контент →

Корея , история Корейского полуострова с доисторических времен до перемирия 1953 года, завершившего Корейскую войну (1950–53). Чтобы узнать о более поздних разработках, см. Северная Корея: история; и Южная Корея: История.

Корея до

c. 1400

На заре истории

Археологические, лингвистические и легендарные источники подтверждают мнение о том, что Корейский полуостров был заселен тунгусоязычными народами, которые волнами мигрировали из Маньчжурии и Сибири. Они расселились вдоль побережья и двинулись вверх по долинам рек. Эти народы составили господствующую этническую основу корейского народа и развили корейский язык. В период неолита (новый каменный век) и бронзового века существовала тесная связь между корейской культурой и культурой соседних народов. Например, корейская гребенчатая керамика, широко использовавшаяся в период неолита, обычно встречается в северо-восточной Азии; Корейские бронзовые кинжалы, крючки для ремней и зеркала с выпуклостями также демонстрируют черты бронзовых инструментов, обнаруженных в других местах региона.

Каменный век

Каменные артефакты периода палеолита были обнаружены в Кулп’о-ри в провинции Северный Хамгён (Северная Корея) и в Сокчанге в провинции Южный Чхунчхон (Южная Корея). Из 13 стратифицированных палеолитических памятников в каждом культурном слое были обнаружены каменные сколотые орудия различной формы. Здесь обнаружены стоянки с круглыми очагами и резные гальки.

Период неолита утвердился к 3000 г. до н.э. Главной особенностью было использование гребенчатой ​​керамики, встречавшейся в основном на участках побережья и речных бассейнов, где также были обнаружены населенные пункты и курганы из ракушек. Кроме того, были найдены каменные копья и кремневые наконечники стрел, а также костяные крючки и каменные грузила, использовавшиеся для рыбной ловли. Остатки периода позднего неолита включают каменные плуги и серпы, которые указывают на начало земледелия. Люди жили в землянках, в основном неглубоких круглых или прямоугольных углублениях с очагами в центре, которые могли быть покрыты соломенными крышами. Эти убежища жались друг к другу группами. Размер таких деревень еще предстоит определить, но легенды свидетельствуют о том, что члены семьи жили вместе, образуя родовые общины.

Использование металлов и возникновение племенных государств

Бронзовая посуда, вероятно, впервые была использована в 8 веке до н.э., хотя некоторые ученые предполагают, что она появилась раньше 10 века. С началом бронзового века дизайн керамики изменился на неукрашенную глиняную посуду. Обнаружение такой керамики указывает на то, что корейцы бронзового века жили на склонах холмов в землянках, построенных немного над землей. Каменные ножи в форме полумесяца и рифленые каменные топоры, использовавшиеся для рыхления, показывают, что практиковалось выращивание риса, а бронзовые кинжалы и бронзовые наконечники стрел указывают на участие в завоевательных войнах. Дольмены-гробницы, обнаруженные в южной Маньчжурии и на Корейском полуострове, показывают рубеж древней корейской культуры. Поскольку в дольменах хоронили только видных деятелей, их количество и расположение указывают на существование множества мелких племенных государств бронзового века, которые, вероятно, были основаны могущественными людьми.

Самым развитым государством был Старый Чосон, основанный в бассейне реки Тэдонг, в северной части полуострова. Согласно легенде, сын неба Хванунг спустился на землю и женился на женщине, ставшей медведем, которая родила сына Тангуна, основателя Чосона. Возможно, Тан’гун и его потомки правили племенным государством, в котором ритуалы и политика не были разделены.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

г. Чосон превратился в союз племен в районе рек Тэдонг и Ляо ( г. ок. г. 4 век до н.э.). Примерно в это же время стали использовать железные изделия. Железные плуги и серпы указывают на использование животных в сельском хозяйстве и более эффективные методы сбора урожая. Деревянные дома строились на земле, а также был разработан ондол , устройство для подогрева пола. Появление железного оружия, конского снаряжения и экипажей указывает на то, что в войнах использовались лошади и колесницы. Виман ( Вэй Ман по-китайски), который, как говорят, дезертировал из Китая, стал правителем Чосона около 19 г.4 г. до н.э. Скорее всего, он был коренным жителем Чосона. Чосон Вимана был свергнут китайской империей Хань и заменен четырьмя китайскими колониями в 108 г. до н. э.

Развитие древних государств

Помимо Чосона, регион Кореи превратился в племенные государства. На севере Пуё поднялся в бассейне реки Сунгари в Маньчжурии (ныне северо-восточный Китай). Цинь, возникший к югу от реки Хан во II веке до н. э., был разделен на три племенных государства — Махан, Чинхан и Пхёнхан. Эти государства образовывали лиги или племенные федерации, центром которых было ведущее государство. Племенные союзы простирались на обширной территории от бассейна Сунгари до южной части Корейского полуострова. Они превратились в три соперничающих королевства — Когурё (Когурё), Пэкче (Пэкче) и Силла. Согласно легендам, Когурё был основан Чу-монгом в 37 г. до н. э., Пэкче — Онджо в 18 г. до н. э., а Силла — Пак Хёккосе в 57 г. до н. э. Однако реальная задача государственного строительства была начата для Когурё королем Тэджо (годы правления 53–146 гг. Н.э.), для Пэкче королем Кои (годы правления 234–286), а для Силла королем Нэмулом (годы правления 356–402). .

Три королевства имеют несколько общих характеристик. Они превратились в государственность в результате частых войн за расширение, были организованы централизованные военные системы и созданы учебные заведения ( kyŏngdang в Когурё, hwarangdo в Силла). Укреплялась власть короля в каждом государстве, развивались наследственные монархии.

Еще одной общей характеристикой было появление могущественной аристократии, состоящей из вождей племен, переехавших в столицу. Аристократы были разделены на несколько социальных классов с определенными привилегиями по мере их социального и политического развития. Силла 9Типичной была система 0011 колпум («костно-чиновая»), при которой семьи правителей обычно монополизировали политическую власть.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *