Разное

Что означает алханай: Алханай — национальный парк в Забайкалье | Chita.ru

Содержание

Алханай. Краткая история обители Чакрасамвары

Устная традиция говорит, что Алхана является одним из самых значительных тридцати трех святых для буддистов мест, по значимости занимает третье место после Поталы и горы Утайшань. 

Малое гороо, ритуальный обход, занимает день (или как называют, впрочем, тоже неправильно, русские, ездящие в Тибет, — кора; на самом деле всё это попытки передать тибетское слово кхорло, «круг», «колесо»). Большой обход составит четыре дня пешего перехода и включает в себя восхождение на вершину Алханы — Алаг-хан. Алаг-хан — древнее название горы, от которого получил имя весь комплекс. «Алаг» означает «пёстрый», так как гольцы гор покрыты каменным лишайником, сверкающим на солнце яркими пятнами, отсюда и название Пестрый Владыка. 

Эта вершина самая высокая в комплексе, горы которого имеют вулканическое происхождение. На вершине Алаг-хана сохранился вулканический кратер. Вершина Алханы (Алханайин орой) одна из самых высоких точек Забайкалья, во времена кочевой военной демократии она имела стратегическое военное значение. Говорят, что есть три великих хозяина местности: Хухэ уула, Хан-уула и Алаг-хан. Вершина Алаг-хана была пунктом постоянного дозора воинов Чингис-хана. Гора Алханай самая высокая точка этих мест и с вершины ее открывается обзор на много десятков километров вокруг. Застава на вершине Алханая позволяла за много километров обнаружить врагов Великой монгольской империи. 

У российских ученых есть обоснованная исторически версия (с которой спорят монгольские ученые), что отец монгольских народов Чингисхан родился в долине реки Онон, которая протекает недалеко от национального парка Алханай. Все речки и ручейки, стекающие с его гор, впадают в Онон. На левом берегу реки, посреди степи есть памятники поклонения, связанные с именем великого хана. 

Относительно этимологии названия горы существует и такое мнение, что это слово тибетского происхождения. В самом деле, велико искушение прочесть его как тибетское Лханэ (lha gnas) — место обитания богов. К тому же места эти были признаны обителью тантрического божества Чакрасамвары и дакинь его мандалы. Однако исторические факты о приходе буддийских проповедников, монахов-гелонгов и йогинов в Алхану только во второй половине XVIII века свидетельствуют не в пользу этого мнения — тогда гора уже имела своё название. 

Анализ содержания письменного источника по истории культового комплекса не приводит к однозначному решению этого вопроса. В рукописном тексте «Легенда о горе, приумножающей добродетель — обители Шри Чакрасамвары» анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст написан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай-лама. В народе о нем говорят как о яркой, мощной, незаурядной личности, он был первым учителем знаменитого Агвана Доржиева. 

В добуддийские времена на территории национального парка Алханай жили шаманы. Они и местные жители особенно почитали Храм Ворота – огромную скалу в форме арки. Под аркой могло одновременно пройти 6 навьюченных верблюдов. На внутренних стенах арки изображены рисунки первобытных людей – петроглифы. 

В давние времена люди называли ее «скала с дырой». Когда местных жителей кусали бешеные собаки или волки, или люди чем-то заболевали, их проводили под аркой, и они излечивались. Так излечивали не только людей, но и домашний скот. Когда одолевали эпидемии и болезни, местные приходили к скале, приносили подаяния и молились о том, чтобы боги и духи им помогли. И они, видимо, помогали. Издавна в этих местах наблюдались не только целительные чудеса, но и различные сияния и свечения. Наверное, поэтому это место силы притягивало шаманов. В середине 19 века на Алханае практиковало до тридцати шаманов. 

Именно в это время на священную гору пришел первый лама из Цугольского дацана – Шагдар Намнанай. Он стал медитировать недалеко от Храма Ворота. Местные жители построили ему домик и подкармливали его. Было это в 1859 году. 

Домик ламы Шагдара Намнанай 

Упомянутая выше рукопись об Алхане говорит, что «в год дерева, коровы, когда убаши Жигжид встретился с Сэ Римпоче Лобсан Даши Рабжа ламой и поклонился, в те времена в Алхане не было буддийских традиций, и в его окрестностях учение еще не было распространено. Сказал он, что очень много здесь шаманов и шаманок. Когда учение распространится здесь в средней степени, шаманы и шаманки исчезнут».Убаши Жигжид его называли, потому что он первым принёс в Бурятию полную тантру Дордже Джигджед (Ямантаки Ваджрабхайравы), но это случилось позже, уже после столкновения с шаманами. 

История говорит, что шаманам соседство с ламой не нравилось, и они насылали на него разные проклятия и вредили ему всячески. Им удалось его выжить – Шагдар Намнанай ушел, но потом шаманы пожалели об этом. Из Алханая Намнанай пошел в Тибет, где набрался силы для борьбы с шаманами. Он встретил там учителя, который многому его научил. А когда лама уходил обратно, учитель подарил ему стрелу, обвязанную разноцветными ленточками (хадаками). Когда Шагдар Намнанай вернулся на Алханай, он воткнул эту стрелу в землю у Храма Ворот. Таким образом, он оградил эту землю от действий шаманов и провозгласил Алханай буддийской землей. Он позвал всех шаманов и объявил им, что это больше не их территория – теперь они должны уйти. Конечно, шаманы его не послушали и остались. Но жизнь их стала невыносимой – они не могли справиться с ламой, стали болеть и постепенно вынуждены были все уйти оттуда. 

Он поставил на вершине горы Алханай обоо (место поклонения местному духу, хозяину горы), а под аркой Храма Ворота — буддийскую ступу и стал проводить обряды почитания, буддийские подношения, медитативные практики. Позже на Алханай приезжал Дечен гэгэн, Ринпоче (высший лама) и подтвердил, что это не простое место, а тут обитает Идам Чакрасамвара (буддийское божество, одно из воплощений Будды) с защитниками и дакинями (женскими духами, носителями тайных учений). Он это доказал поведя несколько медитативных практик. Так же он установил, что многие скалы в Алханае священны и в каждой живет какое-нибудь божество. На Алханай приезжали и другие гэгэны – Туган Ринпоче и Сэ Римпоче. Они тоже подтвердили своими медитативными практиками и буддийскими ритуалами, что Алханай – это благодатная земля, дом йидама Чакрасамвары. Вблизи Храма Ворот обнаружили пещеру Божества Дэмчог (Чакрасамвары). И у этого места стали постоянно проводить хурал, молебен. В 1911 году Жимба Жамгарсан гэгэн, посетив Алханай, подтвердил это. Еще он определил, что в скалах вокруг Храма Ворот живут дакини Ваджравараха (Юм Падма Доржин орон), Ваджрайогини (Наро Хажод), что вход в пещеру Чакрасамвары охраняют дакини Симхамукха и многие другие. С тех пор появлялись целебные источники, обнаруживались обители разных божеств, и все великие ламы, посещавшие Алханай продолжали подтверждать, что Аханай – обитель Идама Чакрасамвары. 

Далай-лама 14-й в ходе визита на Алханай. 1991 год. В то время в Забайкалье шли проливные дожди, 

реки были полноводны, на дорогах было много грязи. А в день приезда Далай-ламы в Агинское 

дожди прекратились, воцарилась солнечная погода, которая все 6 дней держалась почти без осадков. 

Горный комплекс насчитывает тринадцать вершин, каждая из которых имеет свое название, а некоторые считаются дворцом-обителью какого-либо божества: Дэмчог-сумэ (то есть храм Чакрасамвары), Наро Кхажод (Ваджрайогини), Сэндонгма (Симхамукха), Намсарай (Кубера), Палден Лхамо, Падмасамбхавы, Аюши (Амитаюс) и т. д. 

В этой местности существует ряд источников, каждый из которых, согласно поверьям, излечивает различные органы человеческого организма. Как показали химические исследования, воды источников содержат радон, золото, серебро и прочие минералы и редкие элементы. Сами горы, вулканического происхождения, богаты залежами полезных и редких ископаемых

Алханай » Туризм и отдых в Забайкалье

Национальный парк «Алханай»

Алханай — это живописный горный массив, величественно возвышающийся над просторами степных и лесостепных ландшафтов юга Забайкальского края. Это — целая страна, где легенды прошлого открывают мир гармонии и красоты страждущему сердцу оторванного от природы современного человека. «Седые» хранители древних тайн — останцовые скалы, испещренные морщинами трещин, поросшие мхами и причудливыми узорами разноцветных лишайников, почитаются, как природные храмы — обители буддийских божеств, шаманских духов местности.
Бесчисленные россыпи гранитных и базальтовых глыб и обломков каменными реками ниспадают с горных хребтов. Гремящие по ущельям и разлетающиеся мириадами брызг холодные воды аршанов несут исцеление и душевный покой каждому пришедшему сюда с открытым сердцем и с добрыми намерениями.
Горный воздух, настоянный на ароматах цветущих трав, лиственничной и хвойной тайги широкие панорамные виды, открывающиеся с алханайских вершин, дают возможность на мгновение ощутить себя птицей, свободно парящей над широкими просторами привольной Агинской степи.
Сюда тянутся тысячи туристов, паломников и просто желающих отдохнуть на лоне первозданной природы. Эти места привлекают к себе и тем, что связаны с именем великого Чингисхана и историей северного буддизма.
Мы приглашаем Вас к нам в гости посетить этот неповторимый по своей красоте, овеянный легендами и преданиями, прекрасный во все времена года заповедный уголок — священный Алханай…

Директор национального парка «Алханай»
Б.Б. Нимаев

Природа Алханая

Территория национального парка «Алханай» занимает площадь 138234 га и по ландшафтному и биологическому разнообразию с ним трудно соперничать многим особо охраняемым природным территориям нашей страны.
Парк расположен на стыке степей, лесов и горной тайги. Здесь выявлено более 560 видов различных растений, многие из которых являются редкими и исчезающими, занесенными в Красную Книгу Российской Федерации и Забайкальского края. Почти половина растений находят применение в официальной и народной (в том числе в тибетской) медицине. Много ценных пищевых растений: кедровые орехи, грибы и ягоды, клубни, луковицы и зеленые побеги съедобных дикоросов. Ежегодно учеными-ботаниками ведутся научные исследования, изучается видовое разнообразие растительных сообществ, постоянно пополняется список видов, произрастающих в национальном парке растений. Воистину можно сказать, что здесь располагается музей под открытым небом, природная лаборатория для любознательных и пытливых исследователей родной природы.
Распределение растительности подчинено законам высотной поясности. Степные ландшафты на равнинных участках, лесостепной пояс, господствующий у подножия гор сменяется лесным поясом, а еще выше — кедрово-стланниково — лиственничным редколесьем подгольцового пояса. На самой вершине — гольцовый пояс, выраженный относительно слабо.
Необычайно гармонично сочетание степей, лугов, лесов, горной тайги, лишайников и мхов, горного редколесья. На маленьких участках территории и на небольшом протяжении можно проследить многие типы ландшафтов и видов растений, на лоне которых соседствуют в покое и гармонии многочисленные обитатели дикой природы.
Красавица белая береза, сосна, лиственница, кедр, рябина сибирская, багульник, кедровый стланик, другие деревья и кустарники являются украшением наших лесов и дарят людям незабываемые впечатления. Дикие плантации ягод — брусники, голубики, смородины, земляники, жимолости, ценные лекарственные и съедобные растения — лук алтайский, лилия пенсильванская, лофант китайский, родиола розовая (золотой корень), солодка уральская, ревень компактный, шлемник байкальский и многие другие, некоторые из которых являются редкими и исчезающими, представлены в национальном парке в необыкновенном разнообразии.
Все это растительное великолепие и богатство нуждается в бережном отношении и строго охраняется в национальном парке «Алханай».

Зона отдыха

Зона отдыха для туристов, отдыхающих и паломников делится на несколько секторов: палаточный лагерь, кемпинговый лагерь, юрточный городок, зона принятия водных процедур (источник Аршан), Визитно-информационный центр, дачи и коттеджи сторонних организаций. В начале июля 2007 года был сдан в эксплуатацию новый центр принятия и размещения туристов и отдыхающих — туристический комплекс «Алханай», в который входят новые кемпинговый, юрточный, палаточный городки.
Туристический комплекс «Алханай»
Туркомплекс «Алханай» делится на несколько секторов, расположенных недалеко друг от друга. Зона кемпингов включает 30 домиков, способных вместить около 100 человек. Зона коттеджей включает 7 двухэтажных домов общей вместимостью до 96 человек. 3 коттеджа утеплены и способны круглогодично обслуживать отдыхающих. Юрточный городок состоит из 20 жилых юрт вместимостью 60 человек. Зона палаточного лагеря способна вместить до 200 палаток одновременно.
Палаточный лагерь
Оборудованы места под палатки с местами для разведения костров и установки автомобилей. В центральной части расположено кафе «Рандеву», рядом медпункт, административное здание, водонапорная башня. На территории палаточного лагеря построены волейбольная, детская площадки, беседки для отдыха. В летний сезон функционируют закусочные-позные (в меню входят блюда национальной бурятской кухни, а также русской и кавказской), магазины-киоски.
Кемпинговый лагерь
— На территории 20 кемпингов вместимостью до 60 человек: в наличии 2-местные — 10 шт., 4-местные — 10 шт., с постельными принадлежностями. Рядом оборудованы места для пикника. Размещение туристов в кемпинги производится через турфирмы г. Чита, которые заключают договора с национальным парком «Алханай». На территории лагеря расположены автостоянка, спортивная площадка для мини-футбола и волейбола, кафе.
Юрточный городок
На территории 9 юрт для жилья вместимостью 3 человек (при желании можно поселиться и большему количеству туристов при наличии собственных спальных мешков и постельных принадлежностей). Предоставляются постельные принадлежности, обогреватель (в холодную погоду). Имеется гостевая юрта для банкетов, в наличии холодильник. Недалеко строятся баня и душевые кабинки.
Визитно-информационный центр
Здесь можно получить информацию о национальном парке «Алханай», о маршрутах и т.д., располагается по дороге чуть дальше палаточного лагеря. Рядом располагаются: кафе «Соболь» (в ведении СП «Алханай»), кемпинги для ветеранов (6 шт.), автостоянка.

Памятники природы Алханая

Алханайский горный массив — единственное место в России, где гармонично соседствуют уникальные памятники природы и сакральные объекты буддийской религии.
Узкие каньонообразные ущелья, чистейшая вода холодных целебных источников, великолепные водопады и водопадики, диковинные каменные «реки» на крутых склонах гор, причудливой формы останцовые скалы, имеющие каждый свое название, куда приходят люди поклониться, удивительные грязевые вулканчики, богатейшее разнообразие растительного и животного мира — все это Алханай, являющийся Меккой буддистских паломников и входящий в первую десятку самых почитаемых природных святынь буддийского мира. По устной буддийской традиции гора Алханай в иерархии святынь занимает высокое место после Поталы в Тибете и горы Утайшань в Китае.
Много здесь сотворенных природой каменных изваяний, которые являются объектами почитания и поклонения буддийских паломников. Главные из них: «Дэмчог Сумэ» — обитель хранителя Алханая божества Дэмчог (идама Чакрасамвары), поклонение которому по поверьям приносит человеку неисчислимые заслуги в этой жизни и будущих рождениях. «Храм Ворота» — величественная скала со сквозным проемом, в центре которой сооружен субурган обладающий свойствами умиротворять и излечивать людей. «Чрево матери», дарующая женщинам детей. «Нара-Хажад»- место медитаций буддистских священнослужителей и многие другие.

Аршан (Минеральный источник)

Слово Аршан — общеупотребительный термин в бурятском языке, обозначающий целебный источник, вода которого считается священной. Аршан Сухой-Убжогое берет свое начало в южных отрогах горы Алханай и течет на восток. Аршан — символ освящающей силы всего Алханая. Его воды ультрапресные, без запаха и вкуса, гидрокарбонатно-кальциевые с большим количеством микроэлементов, таких как йод, селен, фтор, серебро и др., концентрации которых в несколько десятков раз превышают их средние содержания в водах Забайкалья. Присутствие серебра делает воду антисептической. Целебная сила вод Аршана пользуется огромной популярностью не только у бурят, но и среди русского населения по всему Забайкалью. Здесь есть места для купания. Они оборудованы желобами, сделанными из цельных стволов молодых деревьев.
Характерной радиогеохимической особенностью горных пород является относительно низкая для Забайкалья степень насыщенности радиоактивными элементами: отсутствуют не только месторождения и проявления урана и тория, но даже аномалии радиоактивности. По предположениям некоторых специалистов, употребление Алханайских аршанов внутрь, а также прием водных ванн наоборот способствуют выведению из организма человека радионуклидов.
Алханай издавна является для местного населения, а теперь и для многочисленных приезжих, популярным бальнеологическим районом, который нуждается в дополнительных и целенаправленных медикобиологических исследованиях целебных свойств аршанов.

Димчиг Сумэ (Храм Хозяина Алханая)

Димчиг считается главным хозяином и Охранителем Алханая, а «сумэ» в переводе с бурятского обозначает «храм, сотворенный природой». Димчиг — хранитель и защитник буддийской веры. У подножия скалы расположен грот — углубление в скале, диаметром около 7 метров. С потолка и стен грота стекает вода, считающаяся лечебной и сохраняющая свои свойства в течение многих лет. Здесь делают жертвоприношения рисом, монетами, табаком, к сосне привязывают лоскутки материи — просьба к горному духу даровать здоровье, богатство и благополучие.

Зула Сумэ (Храм Светильник)

Храм Светильник, или Вечная лампада по форме напоминает светильник с ручкой. «Ручка» — смотровая площадка высотой до 2 метров, на которую можно легко подняться, а остальная часть — «чаша светильника» — останец высотой до 30 метров. ЗулаСумэ раньше всех встречает утреннюю зарю и остается освещенным солнцем до позднего вечера. Считается, что луч света Зулы олицетворяет силу и энергию созерцания, распространения буддийского учения, пробивает путь во мглу.

Сэндэма (Небесная фея мудрости)

Один из основных скальных объектов Алханая. Он отличается от остальных почти сглаженной вершиной. Его высота на северных окраинах 15 м., а на южных — до 30 м. У ее основания на большой площади лежат глыбы россыпных камней. В скале много полостей и гротов. Небесная фея мудрости считается защитницей верующих и учения Будды. Паломники, обходя вокруг скалы Сэндэма, желают, чтобы добро победило зло, чтобы восторжествовала справедливость, мир и спокойствие на земле, чтобы их дети овладевали азами наук.

Часовня — Бумхан

В 40 м от ручья, протекающего перед Храмом Ворот, на его правом берегу расположена часовня в виде небольшого каменного домика. Часовня сложена из остроугольных обломков пород и побелена снаружи известью. Внутри небольшое помещение с металлическими чашами для жертвоприношений местным духам Алханая. Бумхан — это небольшое культовое сооружение, предназначенное для почитания Божеств-защитников буддийской веры или духа-хозяина и хранителя местности. Алханайский Бумхан — это еще и место где ламы и йогины прошлого в уединении занимались духовной практикой, призывая благо для всех живых существ.

Храм Ворота (Уудэн Сумэ)

Останец Храм Ворота считается воротами в мир великого блага. Согласно национальному обычаю бурят, человек, прежде чем войти в дом, должен привести в порядок мысли, одежду и тело. Храм Ворота — это ворота в мир божества Димчига.
Это одно из самых почитаемых и посещаемых мест на Алханае, поклониться и возложить свои дары которому приезжают многочисленные паломники и туристы.
Под сводом арки верующими в далеком прошлом возведен субурган — буддийская ступа, у которой производятся приношения рисом, конфетами, деньгами, молоком, хадаками. Вокруг субургана паломники совершают трехкратный обход — гороо, читают молитвы и мантры.
По словам лам, все сделанные здесь подношения, дары и высказанные просьбы доносятся незримой связью до хозяина Байкала на острове Ольхон и приобретают еще большую силу и вероятность осуществления.
Ежегодно 29 июня здесь проводится большой Молебен — Хурал в честь хозяина Алханая божества Дэмчог. Многочисленные верующие и паломники становятся в этот день свидетелями незримого присутствия Идама Дэмчог, который благословляет всех участников молебна.
На гладких каменных стенах, приглядевшись, можно увидеть наскальные рисунки и письмена древнего человека. На северной стене Храма Ворот, по старинным преданиям, находится якобы одно из врат в загадочную страну Шамбала.

Нара-Хажад (Небесная музыкантша)

Нара-Хажад переводится как небесная музыкантша. Главная особенность скалы — обширная расщелина естественного происхождения, подножие которой в устьевой части представляет собой почти ровную площадку. Далее вглубь расщелина сужается, появляются естественные каменные ступеньки, поднявшись по которым паломники подносят свои дары на импровизированный алтарь. Прямо вверху над головой с этого места в скале видно овальной формы отверстие, через которое, как считается, в Космос выбрасывается отрицательная энергия и наоборот, через этот же проем алханайская земля подпитывается мощным потоком положительной космической энергетики. Здесь особая аура, особая атмосфера. Недаром на протяжении веков именно это место избирали для своей созерцательной медитативной практики буддистские священнослужители-ламы. Говорят, что «посвященным» порой слышится льющаяся сверху дивная божественная чарующая музыка.

Загуурди (Промежуточный мир)

Примечательная особенность скалы Загуурди — естественное нагромождение ее обломков, образующих узкий сквозной проход длиной 2.5 метра. Зияющая трещина — это местоположение промежуточного мира, где 49 дней витает душа умершего, после чего она должна пройти свое перерождение. Давно утвердилось, что проход в скале Загуурди — своеобразное чистилище: если человек свободно пролез через эту щель между глыбами, значит он не грешен и Алханай его принимает, если он не может пролезть или боится, то Алханай его не принимает, поскольку человеку мешают грехи (отсюда и еще одно название останца — «Щель грешников».)

Эхын Умай (Чрево матери)

Эхын Умай — это естественный грот длиной около 4 м. , высотой более 1 м., из самых посещаемых культовых и загадочных мест Алханая. Здесь паломники совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей для продолжения своего рода. Грот, как правило, навещали и навещают те семьи, у которых по разным причинам нет детей. Жертвоприношения совершают у входа в грот, выговаривая и вымаливая свои просьбы. Внутри грота зажигают лампадку, окуривают пространство благовонными травами, совершают «омоление» каплями воды, стекающими по стенкам и с потолка грота. Затем ищут, буквально выковыривая пальцами из ямок стен и потолка, камушки. По поверьям, сколько камушков удалось «добыть» в Чреве Матери, столько детей должно родиться.

Доржо Пагмо (Алмазная принцесса)

В двухстах метрах к северу от Уудэн Сумэ высится скала необычной формы — обитель дакини Ваджраварахи (Юм Пагма Доржинорон), которая почитается как супруга хозяина Алханая божества Дэмчог. Считается, что в пространстве между Храмом Ворота и Доржо Пагмо и располагается мир Великого блага. На юго-восточной стороне скального останца находится естественный грот — ниша, которая служит местом проведения различных буддийских обрядов ламами и верующими мирянами. Здесь паломник находит моральное успокоение, избавляется от душевных терзаний и физических страданий, получает энергетический заряд. Дорога к ней ведет по глубокой желобообразной тропе, выложенной тысячами паломников, ежегодно посещающих этот культовый объект.

Хорёо Шулуун (Каменный забор)

Хорёо Шулуун представляет собой останец полукруглой формы. Другое название — Чойжил Сумэ («Храм божества Чойжил»). Чойжил — царь закона, по преданию он собрал с помощью своей чудодейственной силы в крепость злых духов, уничтожил их и совершил суровый обряд сожжения. Отсюда черная окраска скал.

Зурхэншулуун (Каменное сердце)

Каменное сердце — это сердце Алханая — целитель сердец и душ людей. Это природный Храм Идама Махагала — покровителя буддийской веры. На северо-западных склонах останца имеется грот, по форме напоминающий перевернутый сапог с узкой «горловиной» длиной до 1 м и глубоким изгибом до 1,5 м. В глубине грота делают жертвоприношения. Сюда приходят паломники, чтобы избавиться от сердечных болезней, молиться и вобрать в себя энергию Сердца Алханая.

Алханайское обоо

Алханайское обоо занимает центральное место в системе проводимых буддистских обрядов, связанных с Алханайским природно-культовым комплексом. Построено в конце 19 века и расположено на залесенной сопке в 1 км к северу от памятной ступы, возведенной в честь Далай Ламы XIV.
Представляет собой комплекс культовых рукотворных купольных сооружений из 53 каменных построек разной величины, называемых «мунханами» (часовни). В самом центре композиции располагается наиболее крупный мунхан — символ «мировой горы» Сумеру. По четырем сторонам света вокруг этой композиции воздвигнуты из дикого камня «байпуры» — каменные сооружения для ритуальных жертвенных костров, где возжигаются благовонные травы и угощения для духов и хозяев этой местности. 13-го числа серединного летнего месяца по лунному календарю ежегодно здесь проводится грандиозный молебен — обоо тахилгаан. Считается, что именно в это время здесь происходит наибольшее представительство хозяев и духов этой местности. Во время обряда верующими и буддистскими священнослужителями у духов и божеств испрашивается хороший урожай, умножение скота, удаление бед, болезней и несчастий, успех и удача во всех делах.
Во время молебна исполняется обряд «гороо» — обхождение обоо по солнцу нечетное количество раз с чтением молитв и мантр, молением о благополучии для своей семьи, родных и близких. Завершается молебен народными гуляниями, спортивными состязаниями и культурными мероприятиями внизу под пологом леса на обширной лужайке.

Вершина горы Алханай

Гора Алханай — самая высокая точка Алханайского горного массива, она издавна служит основой культа в религии бурят. Вершину Алханая называют обителью божеств. Возле триангуляционного пункта на горе Алханай есть обоо — место жертвоприношений с сухой веточкой, на которой подвязаны лоскутки материи. По периметру плоской вершины горы Алханай проложена тропа, по ней верующие совершают малое гороо- обход с чтением молитв вокруг священной вершины. В 1991 году Его святейшество Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо освятил гору Алханай. Теперь она входит в пятерку священных вершин северного буддизма.

Девять желобов

В верховье реки Салия в скалистом ущелье Хара Заба (Темное Ущелье) находится знаменитый каскад водопадов Девять желобов. Русло реки Салия порожистое, на протяжении 1 км. насчитывается 21 водопад. Высота водопадов от 0.5 до 3 метров и более. Среди водопадов реки Салия различаются скатные, струйные, каскадные и широкие. Практически все водопады приурочены к выходам коренных горных пород. Падая с уступа, в половодъе вода получает сильное вращательное движение, захватывает, крутит камни и высверливает на дне реки под уступом «эрозионный котёл», или «ванну», как называют местные жители. При этом река подмывает основание уступа, что вызывает постепенное отступление уступа вверх по реке.

Памятный субурган, посвященный Далай-ламе XIV

В рамках проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию официального признания буддизма как религии в России, 22 июля 1991 года Алханай посетил и освятил большим молебном под сводами Уудэн Сумэ (Храма Ворот) глава буддийского духовенства мира Его Святейшество Далай-лама XIV. Со своими учениками и последователями из Индии и Тибета, в присутствии буддистских священнослужителей из местных дацанов и огромном скоплении верующих он помолился за чистоту природы Алханая и подтвердил важное значение этого сакрального объекта для всех верующих буддистов мира.
В честь посещения Алханая Его Святейшеством, верующие миряне собрали средства и воздвигли памятную ступу (Субурган) на месте, где он впервые ступил ногой на алханайскую землю.
4 августа 2019 года, в нацпарке Алханай Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, глава Буддийской традиционной Сангхи России провел обряд освящения восьми буддийских ступ. Каждая из восьми ступ Благодеяний Будды Шакьямуни имеет свое, отдельное значение. Те, кто им поклоняется, получают от Будды защиту и спасение от злых духов, плохих мыслей. Они даруют душевные силы и долголетие.
Верующие убеждены, что возведение «Восьми ступ Алханая» необходимо для защиты земли от войн и насилия, экологических бедствий. Также ступы послужат защите от природных катаклизмов таких, как пожары, наводнения, засуха, землетрясения.

Карта-схема основных объектов национального парка Алханай

Видео «Таинственный Алханай»

Видео «Природные храмы Алханая»

Развенчание мифов о Сибири

Студенты по обмену в видео от первого лица

Воскресенье, 31 августа 2014 г.

В этом году у меня было одно из величайших приключений в моей жизни — я провел 10 месяцев по программе обмена в Бозмане, штат Монтана. Для меня это был поистине удивительный и незабываемый опыт – попробовать пожить в совершенно другой культуре, поучаствовать в новых семейных мероприятиях и традициях, познакомиться с новыми интересными людьми и просто увидеть совершенно новый мир.

Однако главная цель программы обмена — не только взять то, что вам дано, но и поделиться своей культурой с другими. Я заметил, что у людей в Бозмане много стереотипов о России и особенно о том месте, откуда я родом — Сибири. Когда я говорю «я из Сибири», все представляют себе это: кусок замерзшей земли в глуши, где каждый божий день в году выпадает снег, а люди передвигаются из одного места в другое на ездовых собаках и медведях.
Если вы приедете в Россию летом, то наверняка удивитесь, что у нас действительно лето; обычно температура достигает 80 ”F! И вас поразит сибирская природа: бескрайние леса, полные зверей, грибов и ягод, огромное количество озер и людей, которые ловят на них рыбу, цепи гор, покрытых снегом… мы думаем, что нет места прекраснее, чем Сибирь осенью , когда все становится золотым и красным.

Сибирь сама по себе огромный регион, это больше половины России, но я живу возле Байкала в одном дне езды на машине от Китая.

Если вы когда-либо были в России и никогда не посещали знаменитое озеро Байкал — вы упустили массу удовольствия, особенно если вам нравится проводить время на свежем воздухе и в походах. Байкал — самое глубокое озеро в мире, в некоторых местах глубина может достигать 7 км! Кроме того, он настолько широк, что ни один пловец не смог бы пересечь его. У меня, честно говоря, нет слов, чтобы описать его красоту, каждый раз, когда я вижу его, мое сердце замирает от восторга. Это одно из тех мест, куда хочется возвращаться снова и снова. Байкалу более 25 миллионов лет, он имеет очень богатую историю, старинные легенды, загадочные места и огромное количество уникальных животных. Существует более 57 видов рыб, и 27 из них существуют только в Байкале, больше нигде! Кстати, наше озеро — самое чистое озеро в мире, если бросить на дно яркий диск, то его видно даже на глубине 40 метров!

Еще одно прекрасное место для посещения — национальный парк Алханай. Он не такой большой, как Йеллоустоун, но его все же стоит посетить, особенно если вы любите историю и древние истории. Алханай получил свое название из буддийской легенды. Столетия и века назад одну молодую девушку заставили выйти замуж за очень богатого, но подлого принца. Девушка решила бежать в лес, но отец послал за ней людей. Она убежала вглубь леса и закричала «Алханай!» что означает «Будь спокоен!», и попросила всех животных и птиц в лесу молчать, чтобы она могла слышать своих последователей. И с этого времени вы никогда не услышите ни пения птиц, ни рычания медведей, только тишина. Это не единственная загадка: если очень хочется иметь детей, но по каким-то причинам не получается, нужно отправиться в пещеру Матери. На первый взгляд это маленькая и некрасивая пещера, но если вы войдете туда и попросите у матушки-природы ребенка и возьмете оттуда маленький яркий камень, ваша мечта сбудется! Я сама видела, оставленные счастливыми семьями, свидетельства о рождении малышей.

Еще одно народное поверье — Трещина грешников: небольшая тропинка между двумя горами. Если вы можете легко пройти через это, значит, вы чистый и невинный человек, но если удача отвернулась от вас и вы там застряли, значит, ваши грехи не отпускают вас. На моих глазах в прошлый раз, когда я был там, один довольно крупный мужчина протиснулся без всяких усилий, и сразу после него такой же худой, как и я, там полностью застрял!

Мое любимое место — Шамбала. Буддисты верят, что Шамбала — это утопическая страна, скрытая за стеной. Когда идет дождь или если побрызгать водой, можно увидеть дверь со старинным орнаментом и странными буквами. Люди верят, что однажды, когда найдется человек с добрым сердцем и красивой душой, дверь Шамбалы откроется для него. Может быть, эта дверь была высечена в камне людьми, но кто знает? Может быть, вы тот человек, который откроет Шамбалу.
    
Мира учится в старшей школе в Сибири. С помощью Эрин Роберг она поделилась многовековыми и таинственными сибирскими сокровищами с журналом Bozeman Magazine. Мира хотела бы вернуться в Бозман и работать журналистом. Она считает, что ее взгляд на различия между ее жизнью здесь и в Сибири, а также развенчание мифов о Сибири важны и интересны.

Девушка на Луне: быть преподавателем-буддистом-бахаи из числа коренных народов

Запись в гостевом блоге, написанная Ириной Аюрзанаевой, педагогом-экологом из региона озера Байкал в Восточной Сибири. Ирина Аюрзанаева посетила Сару Джонсон , основательницу Wild Rose Education, в западном Колорадо в рамках американо-российской программы обмена социальным опытом Фонда Евразия на две недели в августе и сентябре 2022 года.

В этом гостевом блоге Ирина Аюрзанаева начинается с двух историй, в которых переплетаются ее коренные корни и буддийская вера. Затем Аюрзанаева подробно рассказывает о том, когда она впервые узнала об историях благодаря своей вере, и о том, как истории улучшают ее работу в качестве педагога-эколога. Первая история про девушку на Луне, а вторая про национальный парк Алханай.

Девушка на Луне: Вариации легенд коренных народов от антрополога на русском языке.

«Вы видите девушку с ярмом на плечах?» — спросил я Сару Джонсон, основательницу Wild Rose Education, глядя на круглую луну в полночь во время нашего кемпинга в Национальном монументе Колорадо.
«Что? Где?» — спросила Сара.
«Вы когда-нибудь видели луну как холст с девушкой?»
«Нет, не видел. »
Тогда я начал рассказывать индейскую историю о бедной девушке, образ которой мы можем видеть на круглой полной луне:

Девушка из сельской местности решила пойти к реке и принести воды, но, к сожалению, была темная ночь, она упала в реку и утонула. Так и осталась ее душа на Луне, напоминая нам об этой барышне.

Еще одна история, которая впечатлила Сару, была о пещере в одном из национальных парков в моем родном регионе, который является единственным национальным парком, имеющим религиозное значение в Азиатской России. Ежегодно в национальный парк Алханай (очень значимый для шаманов и буддистов) приезжает много паломников и совершают ритуалы и церемонии.

В этой истории есть пещероподобная дыра или арка в Алханайском национальном парке. Шаманы и буддисты верят, что если вы можете извиваться и протискиваться через отверстие, это означает, что все ваши грехи прощены, и теперь вы чисты. Были случаи, когда толстый человек пролезал через эту дыру, а худой там застревал. Это потрясающе!

Будучи коренной женщиной с буддийскими корнями, я очень рада, что моя мама и пожилые люди из моей общины поделились этими историями в моем детстве.

Буддисты верят, что у всего есть душа. Когда мы причиняем боль животным или растениям, мы можем причинить боль нашим близким родственникам, которые переродились новыми существами. Помню, когда я была маленькой девочкой, я давила в наших огородах мелких насекомых: комаров, мух и жуков. Однажды я убил маленькую букашку, и старушка-соседка сказала мне очень строго: «Ты не должен этого делать, потому что у нее тоже есть душа. Люди не должны убивать другие жизни». Я был ошеломлен, но теперь я помню эти слова. По нашему убеждению, уничтожение растения или животного является грехом.

Конечно, настоящий буддист не уничтожает ни животных, ни растения. В моем сообществе говорят, что мы должны брать у матушки-природы ровно столько, сколько нам нужно. Например, каждый год наши отцы и братья отправляются в лес за дровами на зиму. Они рубят деревья и привозят их на грузовиках. Но весной многие семьи из нашей общины идут и сажают деревья. Если вы берете одно дерево у природы, вы должны посадить десять деревьев. Эта буддийская философия помогает мне жить в гармонии с природой.

Когда я стал старше, я встретил Веру Бахаи, которая углубила мои знания об окружающей среде. Мне нравится эта вера, потому что она дает мне представление о том, как сообщества могут вносить изменения на местном уровне. В Вере Бахаи сказано, что Природа дает нам все, в чем мы нуждаемся: пищу, кров и лекарства. Но человечество не заботится и много потребляет, и в результате мы имеем изменение климата, деградацию климата и другие проблемы. Все, что нам нужно, это сохранять равновесие.

В буддизме и вере бахаи есть много историй, которые можно использовать в экологическом образовании. Я считаю, что нематериальное наследие может помочь сохранить объекты материального культурного и природного наследия. Использование фольклора и историй коренных народов в нашей интерпретации общественных земель может дать нашим посетителям больше идей.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *