Разное

Что открыл никитин: Афанасий Никитин что открыл? — Kratkoe.com

Как Карамзин открыл Афанасия Никитина

В 2021 году исполняется много круглых дат, связанных со значимыми событиями тверской истории или с жизнью и творчеством выдающихся соотечественников. Один из них – Николай Карамзин.

Прозаик, поэт, журналист, он во многом опередил современников. Карамзина считают одним из создателей русского литературного языка. Император Александр I в 1803 году назначил Николая Карамзина официальным историографом, что впоследствии стало причиной его представления перед сестрой императора Екатериной Павловной (1778–1818/1819), муж которой, принц Георг Ольденбургский, являлся генерал-губернатором Тверской, Ярославской и Новгородской губерний с центром управления в Твери, проживая в императорском путевом дворце.

Д. Б. Дамон Ортолани.
«Портрет Н. М. Карамзина»

Год 1803-й исследователи считают годом превращения ученого, писателя, публициста Карамзина в Карамзина – создателя «Истории государства Российского» «…чтобы оставить по себе Отечеству недурной монумент». Конкретная работа началась в 1804 году (собраны материалы и сделан текст половины первого тома), в марте 1806 года был готов второй том, в 1808 году – третий и начат четвертый том, и только летом 1811 года он закончил пятый том. Потом произошла война с Наполеоном, и только в 1816 году закончены восемь томов и начат девятый. Выход в свет «Истории» произошел в 1818 году с немалыми трудностями.

Место тверской земли в томах Карамзина

Впервые Тверь упоминается Карамзиным при описании нашествия войска Бату-хана, битвы на реке Сити и попытки взять врагами Новгород.

В четвертом томе тверской тематике уделено несколько глав. Это глава третья «Великий князь Ярослав Ярославич. Г. 1263–1272», четвертая под названием «Великий князь Дмитрий Александрович. Г. 1276–1294», в которой автор впервые начинает разговор о независимости Тверского княжества, седьмая глава «Великий князь Михаил Ярославич. Г. 1304–1319» и восьмая «Великие князья Георгий Данилович. Димитрий и Александр Михайловичи. Г. 1319–1328».

Шестой том весь посвящен годам правления Ивана III. Про Тверь упоминается в первой и четвертой главах, в них как бы мимоходом говорится о завоевании Твери, а «Иоанн – творец величия России».

Знаменитые тверские чтения

Александр I и его сестра Екатерина Павловна

В 1809 году в начале декабря московская знать пригласила императора Александра I посетить Москву. С собой Александр привез сестру – великую княгиню Екатерину Павловну с мужем. Живший с семьей в Москве Николай Карамзин тоже был представлен и императору, и его сестре, покровительнице литераторов, женщине умной, с либеральными взглядами, понимавшей значимость работ Карамзина. Она «осыпала его ласками» и пригласила приехать в Тверь для основательного ознакомления ею с трудами историка, в том числе с его представлением о современном положении России, с тем чтобы они были поданы царю.

Весь 1810 год Карамзин работал над «Запиской о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В начале 1811 года она была готова и при очередном приезде Карамзина в Тверь прочитана Екатерине Павловне. Оценка великой княгини была такой: «Записка ваша очень сильна», и она попросила отдать ее для передачи брату.

Приведем один из пассажей в адрес российского общества: «Везде грабят и кто наказан? Ждут доносов, улики, посылают сенаторов для исследования и ничего не выходит! Доносят плуты – честные терпят и молчат, ибо любят покой. Не так легко уличить искусного вора-судью, особенно с нашим законом, по коему взяткобратель и взяткодатель равно наказываются. Указывают пальцем на грабителей – и дают им чины, ленты, в ожидании, чтобы кто-нибудь на них подал просьбу. А сии недостойные чиновники в надежде на своих, подобных им, защитников в Петербурге беззаконствуют, смело презирая стыд и доброе имя, какого они условно лишились. В два или три года наживают по несколько сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают деревни».

Согласись, уважаемый читатель, что эти слова двухвековой давности звучат так, как будто их нам произнесли по телевизору или напечатали в независимых газетах. Меняется ли Россия?

А вот камни в адрес тогдашней власти, то есть в огород самого царя: «…равнодушие местных начальников ко всяким злоупотреблениям, грабеж в судах, наглое взяткобрательство капитан-исправников, председателей палатских, вице-губернаторов, а всего более самих губернаторов; наконец, беспокойные виды будущего, внешние опасности, – то удивительно ли, что общее мнение столь неблагоприятствует правительству?»

Александр «Записку» прочитал внимательно, остался очень ею недоволен и положил ее под сукно. В России она в копии была опубликована в 1837 году Александром Пушкиным в журнале «Современник».

Новое открытие Афанасия Никитина

К 1817 году Николай Михайлович продолжал делать «раскопки» в поисках исторической информации для своих томов по «Истории государства Российского». Подобные клады и залежи имелись во многих православных монастырях, в их библиотеках, куда доступ Карамзину был разрешен, ведь он имел статус государственного историографа. И вот однажды он нашел записки о тверском купце, побывавшем в Индии: «Я нашел их в библиотеке Троицы Сергиева монастыря при одной летописи в четвертку старинного письма».

С этого времени «Хожению за три моря» нашего земляка посвящены и продолжают появляться исследования историков, краеведов, архивистов, филологов с различными оценками текста, личности самого Афанасия, споры о цели путешествия в Индию и так далее и тому подобное. И везде звучит наша Тверь, а это приятно.

В результате споров и исследований текста «Хожения» пришли к согласию о времени путешествия: это 1468–1474 годы вместо ранее упоминавшихся 1466–1472 годах. Или вот вопросы о самом Афанасии – когда он родился? Можно предположить, что он родился в январе или феврале, так как в эти месяцы покровительствовал святой Афанасий. Сложное и ответственное путешествие мог начать зрелый человек 30–40 лет и с хорошим здоровьем, значит, он мог родиться в 1430–1440 годах, во время правления великого князя Тверского Бориса Александровича, при котором княжество успешно развивалось по многим направлениям. Торговля процветала, и род Афанасия, наверное, был богат, это подтверждает его грамотность, литературный стиль «Хожения».

И вообще, был ли Афанасий только купцом? Молодой князь Михаил Борисович и его окружение, постоянно находящиеся под неусыпным присмотром и давлением могущественного Ивана III, кому могли доверить тайную деликатную миссию налаживания контактов с Персией, Гератом? Разумеется, только патриоту-тверитянину. Самостоятельность, грамотность, верность князю и своей Твери, ну и, конечно, торговая выгода, которую мог получить тверской князь и тверские купцы от налаженных торговых контактов, – вот те критерии, по которым был выбран Афанасий, купец и разведчик. Да-да, разведчик. Пусть читатель заглянет в переводной текст «Хожения» и попробует ответить на вопросы: зачем на пути в Индию он (это с большой вероятностью) побывал в Средней Азии? С какой целью он приводил численность войск индийских княжеств, сообщал о местонахождении алмазных копей?

Исследования и публикации современных историков, литераторов, краеведов не прекращаются. Из них у нас в Твери назовем достаточно свежее издание Архивного отдела Тверской области «Хожение за три моря Афанасия Никитина» 2003 года под редакцией коллектива специалистов.

Борис Ершов

Афанасий Никитин биография, фото, семья и дети

Афанасий Никитин биография. Афанасий Никитин – известный русский путешественник, купец и писатель. Он вошел в историю как один из первых европейцев, которому удалось совершить длительное путешествие в Персию, Турцию и Индию. Свои удивительные открытия и достижения он описал в книге «Хожение за три моря» – Каспийское, Черное и Аравийское.

Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских путешественников. Читайте еще: Фернан Магеллан биография.

В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех.

Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным и вошли в «Историю государства Российского».

Детство и юность

О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.

Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.

Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.

В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой.

В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел.

По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Смерть

Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.

Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.

Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.

Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя Ивана III, и в 1480 году рукописи вошли в летопись.

Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери. В 1958 году «Мосфильмом» было отснято кино «Хождение за три моря», а в 1955 в Твери поставлен памятник Никитину. Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.

Афанасий Никитин: интересные факты о путешествии

  • Он впервые увидел материковый мир Индии в Гуджарате.
  • Затем он продолжил свое путешествие по морю от Камбэя до Чаула. Там он исследовал деревни в Махараштре.
  • Никитин путешествовал по мусульманским царствам. Самым мощным из них был Султанат Бахмани.
  • Афанасий был набожным православным христианином и вынужден был сопротивляться нескольким попыткам обратить его в ислам, во время своего пребывания в Индии.
  • Хотя он принял мусульманское имя Ходжа Юсуфа Хорасани и даже постился с мусульманами в месяц Рамзан.
  • Свои заметки автор писал на тюркском языке, чтобы ни кто не смог прочесть его записи.

О книге Афанасия Никитина Хождение за три моря

Путешествие Афанасия Никитина в Индию в конце 1460-х и начале 1470-х годов не было инициировано по чьей-либо просьбе. Это была частная инициатива торговца. Отправляясь на «Ширванскую землю» (Северный Кавказ) с письмами от своего государя, князя Твери, Никитин надеялся присоединиться к каравану московского купца Василия Папина, но не смог встретиться с ним.

В Астрахани караван купцов, с которым был Никитин и другие купцы, был ограблен ногайскими татарами. Афанасий и его спутники обратились за помощью в Дербент к местному правителю и посланнику-москвичу, который прибыл туда ранее, но получил отказ в помощи. «И мы заплакали и рассеялись; те из нас, кто владел чем-то на Руси, уехали на Русь, а те, у кого были долги, шли, куда глаза глядят».

Среди купцов, которые имели долги на Руси путь домой был закрыт страхом банкротства, таким купцом был и Афанасий Никитин. Ему ни чего не оставалось делать, как отправился в странствия искать лучшей доли. Его путь вначале пролегал из Дербента в Баку, а уже оттуда Афанасий отправился в Персию, далее через Хормуз в Индию. Отправляясь в Индию из-за «многих несчастий», Никитин так и не сумел наладить успешную торговлю.

Предмет, который он надеялся продать в Индии, — лошадь, перевозившая его с большим трудом. Животное принесло ему больше беды, чем дивидендов: хан отнял у него лошадь, требуя от Никитина принять исламскую веру, и только помощь персидского торговца, с которым он познакомился, помогла путешественнику из Твери вернуть себе собственность и честь православного верующего.

Никитин, только спустя шесть лет после начала своего путешествия, вернулся на родные земли, не без великого труда и потери здоровья (Тверской купец умер где-то недалеко от Смоленска, так и не доехав до своего родного города Твери). Афанасий вряд ли мог погасить свои долги. Единственными плодами скитаний Никитина были его заметки, которые в полной мере оценили историки, географы и любители приключенческой литературы.

Сохранившиеся заметки, конца пятнадцатого века, «Хождение за три моря», это неофициальный исторический материал, но от этого он не теряет своей ценности и  полезного наполнения. Его заметки во многом помогли русским ученым, дипломатам и торговцам в изучении Азии и налаживании связей, со странами, в которых побывал русский путешественник.

По своей форме, путешествие Никитина, это путевой дневник, отчет о его приключениях и мучения православного верующего, он пишет: «Четыре пасхальных воскресенья уже прошли в мусульманской земле, но я не оставил христианской веры; и Бог знает, что еще может случиться … В Тебя я верю, Боже, спаси меня, Господи! Я не знаю своего пути. Куда я пойду из Индостана?» Позже Никитин отправился обратно к русским землям, найдет и опишет путь «из Индостана», записи его странствий обрываются с его прибытием в Каффу (Феодосия) в Крыму.

При записи своих впечатлений за границей тверской купец, вероятно, надеялся, что его «Путешествие» в один прекрасный день будет прочитано его соотечественниками на Руси.

Тверской купец не понимал всего, что видел в странствиях. Как и большинство людей, которые оказались за границей, он удивлялся и пугался необычным традициям и странным местным обычаям. Определенное легковерие проявляется в его рассказах о «повелителе обезьян», у которого есть своя армия, которую он использует против своих врагов.

Индия, которую видел Никитин, была далекой страной с особыми пейзажами и своеобразными обычаями, хотя устройство политическое и экономическое было таким же, как и на других землях, с которыми русский путешественник был знаком: «Земля очень густонаселенная; соотечественники очень бедны, но бояре богаты и живут в роскоши».

Никитин прекрасно понимал разницу между завоевателями-мусульманами и коренным населением — народом Индостана. Он также заметил, что мусульманский правитель «едет на мужчинах», хотя «у него много слонов и прекрасных лошадей», и «народ Индостана идет пешком … и все голые и босые».

Иностранец Никитин, не имеющий прав, не без гордости отмечает, что индейцы, которые знали, что он не мусульманин, тщательно скрывали свою повседневную жизнь от других мусульман, «не скрывали от меня, когда ели, торговали, молились, или делали что-то еще, не скрывали своих жен»

Афанасий страдал от одиночества. Тема тоски по своей стране, пожалуй, является центральной в записях. Ностальгия по родине присутствует в строках Никитина о том, что нет другой земли, кроме России. Читайте еще: Суворов Александр Васильевич биография.

Написанные заметки Афанасия Никитина «Хождение за три моря» — одно из самых значительных произведений Древней Руси. Благодаря очеркам путешественника, современники знают, кто такой Афанасий Никитин и могут оценить его личность в истории.

Большой труд, книга «Хождение за три моря», через века передает все эмоциональные переживания приключений автора, эта рукопись обладала новыми чертами в древнерусской литературе и не характерными для 15-го века. Афанасий Никитин — сильная и интересная личность, вошедшая во все мировые справочники и историю путешествий.

Что открыл Афанасий Никитин? «Путешествие за три моря» Афанасий Никитин

Наверняка вам будет интересно узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474 (75). Родился он в Твери, в семье Никиты, крестьянин, так что Никитин — отчество, а не фамилия путешественника. Большинство крестьян в то время не имели фамилий.

Историкам лишь частично известна его биография. Достоверных сведений о юности и детстве этого путешественника нет. Известно только, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал для торговли Крым, Византию, Литву и другие государства. Торговые предприятия Афанасия шли весьма успешно: он благополучно вернулся с заморским товаром на родину.

Внизу памятник Афанасию Никитину, расположенный в Твери.

В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой посетил страны Востока, Африку, Индию и Персию. Это путешествие описано в книге под названием «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Ормуз

Никитин отправился в Персию через Баку, после чего, перейдя горы, пошел дальше на юг. Путешествовал он не спеша, подолгу останавливаясь в деревнях и изучая местные языки, а также занимался торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 г.в Ормузе — крупном городе, расположенном на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.

В России уже были известны товары из Ормуза. В частности, знаменит Ормузской жемчужиной. Афанасий Никитин, узнав, что из этого города вывозят лошадей в города Индии, решился на рискованную авантюру. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде выгодно перепродать его в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Это продолжило открытие русскими Индии. Афанасий Никитин попал сюда морем.

Первые впечатления от Индии

Шесть недель морского путешествия. Самое сильное впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся и этнографическими исследованиями. Он подробно записывал в свои дневники то, что видел. В его заметках Индия предстает чудесной страной, в которой все совсем не так, как в России. Афанасий писал, что все люди здесь голые и черные. Его поразило, что даже бедняки носят украшения из золота. Сам Никитин, кстати, тоже поразил индусов. Редко местные жители видели белых людей раньше. Никитину не удалось продать своего жеребца в Чауле. Он отправился в глубь страны, посетив небольшой городок в верховьях Сины, а затем и Джуннар.

О чем писал Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал бытовые подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание жизни Индии не только для России, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем кормят скот, какие товары продают, как одеваются. В них даже описывался процесс приготовления хмельных напитков, а также обычай домохозяек в Индии спать в одной постели с гостями.

История, произошедшая в крепости Джуннар

В крепости Джуннар путешественник задержался не по своей воле. Местный хан взял жеребца у Афанасия, когда узнал, что он пришелец с Руси, а не басурман, и поставил гетеросексуалу условие: либо он примет ислам, либо не только не вернет своего коня, но будет продан ханом в рабство. На медитацию отводилось четыре дня. Только случай спас русского путешественника. Он встретил Мухаммеда, старого знакомого, который поручился за незнакомца перед ханом.

Никитин за два месяца, которые провел в Джуннаре, изучал сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии в сезон дождей сеют и пашут пшеницу, горох и рис. Он также описывает местное виноделие. Кокосы используются в нем в качестве сырья.

Как Афанасий продал свою лошадь?

Афанасий посетил город Алланд после Джуннара. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабскую лошадь, но сделать это снова не удалось. И без него на ярмарке было много хороших лошадей.

Афанасию Никитину удалось продать его только в 1471 году, да и без прибыли, и даже с убытком. Это произошло в городе Бидаре, куда прибыл путник, пережидая сезон дождей в других населенных пунктах. Он остался здесь надолго, подружился с местным населением. Афанасий рассказал жителям о своей вере и земле. Индусы также много рассказывали о своем семейном быте, молитвах, обычаях. Религии местных жителей посвящено немало записей Никитина.

Парват в записях Никитина

Следующим, что открыл Афанасий Никитин, был священный город Парват. Он прибыл сюда, на берег Кришны, в 1472 году. Из этого города съезжались верующие со всей Индии на ежегодные празднества, которые были посвящены богу Шиве. Никитин отмечает в своих дневниках, что это место так же важно для индийских брахманов, как Иерусалим для христиан.

Дальнейшее путешествие Афанасий Никитин

Еще полтора года купец путешествовал по Индии, пытаясь торговать и изучая местные обычаи. Но коммерческие предприятия (почему Афанасий Никитин ушел за три моря) провалились. Подходящих для экспорта в Россию из Индии товаров он не нашел.

На обратном пути Афанасий Никитин посетил Африку (восточное побережье). В эфиопских землях, по дневниковым записям, ему чудом удалось избежать грабежа. Путешественник купил у бандитов хлеб и рис.

Обратный путь

Путешествие Афанасия Никитина продолжилось тем, что он вернулся в Ормуз и отправился на север через Иран, где в то время велись боевые действия. Афанасий прошел Кашан, Шираз, Эрзинджан и оказался в Трабзоне, турецком городе, расположенном на южном берегу Черного моря. Возвращение казалось близким, но удача вновь отвернулась от Никитина. Турецкие власти арестовали его, так как его приняли за иранского шпиона. Так Афанасий Никитин, русский купец и путешественник, был лишен всего своего имущества. Все, что у него осталось, это его дневник.

Афанасий занял деньги на поездку под честное слово. Он хотел попасть в Феодосию, где планировал встретиться с русскими купцами и с их помощью расплатиться с долгами. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только в 1474 г., осенью. Никитин провел здесь зиму, дополняя путевые заметки. Весной он решил вернуться в Россию на Днепр, в Тверь. На этом закончилась поездка в Индию Афанасия Никитина.

Смерть Афанасия Никитина

Но вернуться путешественнику не суждено: он погиб в Смоленске при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, годы лишений и скитаний подорвали здоровье Афанасия. Его спутники, московские купцы, привезли его рукописи в Москву и передали их Мамыреву, дьякону, советнику Ивана III. Записи позже были включены в хроники 1480 г.

Открыты в XIX веке Карамзиным и опубликованы под авторским названием в 1817 году. В названии этого труда упоминаются три моря — Каспийское, Черное и Индийский океан.

Что открыл Афанасий Никитин?

Задолго до прихода европейцев в Индию в этой стране жил русский купец. Морской путь сюда был открыт португальским купцом Васко да Гамой несколько десятилетий спустя.

Хотя коммерческая цель не была достигнута, результатом поездки стало первое описание Индии. В Древней Руси до этого он был известен только по легендам и некоторым литературным источникам. Человек 15 века смог увидеть эту страну своими глазами и талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. Он писал о государственном устройстве, религиях, торговле, экзотических животных (слоны, змеи, обезьяны), местных обычаях, а также записывал некоторые легенды.

Никитин описал также районы и города, в которых сам не был, но о которых ему рассказали индейцы. Он упоминает, в частности, острова Цейлон, Калькутту, Индокитай, которые в то время были неизвестны русским. Поэтому то, что открыл Афанасий Никитин, имело большую ценность. Тщательно собранная сегодня информация позволяет судить о геополитических и военных устремлениях тогдашних правителей Индии, их армии.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина — первый текст подобного рода в истории русской литературы. Неповторимое звучание композиции придает тот факт, что путешественник не описывал исключительно святые места, как до него паломники. В его поле зрения попадают не разные объекты христианской религии, а люди с иными верованиями и образом жизни. Заметки лишены внутренней цензуры и официальности, что особенно ценно.

Никитин Сергей | Николай II

ФОТО: Сергей Алексеевич Никитин реконструировал скульптурные портреты императора Николая II и членов его семьи

Накануне 103-й годовщины убийства царя Николая II и его семьи екатеринбургское издание 66. RU опубликовало сообщение интервью с Сергеем Алексеевичем Никитиным, уважаемым советским и российским экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы в Москве.

Никитин — всемирно известный судебно-медицинский эксперт, известный своими работами по реконструкции и идентификации лиц и голов многих исторических личностей с помощью пластической реконструкции по методу Герасимова. По его проектам воссозданы лица и черепа Ильи Муромца, матери Ивана Грозного Элины Глинской и Адольфа Гитлера.

Но, пожалуй, больше всего он известен главным делом своей жизни с останками, эксгумированными в 1991 году в урочище Поросенков Лог под Екатеринбургом. Именно Никитин впервые идентифицировал череп Николая II, а затем воссоздал скульптурные портреты Императора и его семьи.

66.RU: Как получилось, что в 1991 году Вы стали заниматься опознанием останков царской семьи?

САН: Первоначально эту работу выполняли Свердловские судебно-медицинские эксперты и НИИ судебной медицины Минздрава СССР, но это министерство поддержало ГКЧП, и пришлось передать исследования в Бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. Меня включили в экспертную группу как специалиста в области как идентификации, так и антропологической реконструкции.

66.RU: Несколько лет назад в одном из своих интервью вы сказали, что Николая II сразу «опознали» еще до того, как начали использовать метод Герасимова, в Верх-Исетском РОВД Екатеринбурга. Более того, это оказался вовсе не череп №1, как все думали в то время, а череп №4 (и последующие исследования подтвердили вашу догадку). Как это случилось?

SAN: Ничего удивительного в этом нет: до 19 августа91, у меня уже был 19-летний опыт воссоздания скульптурного портрета по черепу. Императора я узнал не с первого взгляда, так как череп № 4 претерпел довольно серьезные повреждения. Только на третий день имперские лобные бугорки на этом черепе дали мне ключ к разгадке.

66.RU: Другим доказательством подлинности останков императора необходимо считать шрам, сделанный саблей – во время покушения на Николая II в молодости во время визита в Японию, когда он был ранен по голове саблей японского полицейского. Где вы нашли эту дыру на черепе Николая II? Где и когда вам удалось осмотреть шляпу, которую носил наследник престола в момент покушения?

SAN: Это было в 2006 году, когда я подробно изучил раны, нанесенные наследнику, я сделал открытие. Описание очень подробное, с измерениями как повреждений черепа, так и расстояния между отметинами. Потом я сделал профильную фотографию черепа № 4 (я уже фотографировал ее в 1994 году с масштабной линейкой), наложил на профильную фотографию императора, и оказалось, что рана « лобно-теменная » точно совпало со сквозным повреждением черепа! Из-за этой раны 12 мая 189 г.1 врачи удалили фрагмент наружной костной пластины, обнажив губчатый слой. Именно сюда убийцы ввели серную кислоту, которая впоследствии «проела» череп.

Именно в 2008 году при осмотре в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге мне удалось сравнить надрыв на котелке Николая Александровича с повреждением черепа. Таким образом, все сомнения в этой тайне были разрешены!

66. RU: У Вас как у эксперта, работавшего с черепами Николая II и членов его семьи, есть сомнения в подлинности екатеринбургских останков?

САН: Ни у меня, ни у других экспертов таких сомнений не было даже в августе 1991 года. исследований и выводов в комиссию РПЦ, но признавать останки царя церковь пока не спешит. Что вы думаете обо всем этом?

SAN: Думаю, это классический пример абсурда.

66.RU: Как вы думаете, почему РПЦ, несмотря на многочисленные экспертизы и очевидность выводов, не признает екатеринбургские останки? Как вы думаете, когда возобладает здравый смысл?

SAN: Одним из канонов неприкосновенности останков является их чудесное обретение, чего не было с екатеринбургскими останками. Нельзя забывать, что на момент их приобретения в 1979 г. (частично) и в 1991 г. (полностью) они не были реликвиями, так как ни Николай II, ни члены его семьи не были тогда канонизированы Московским Патриархатом Русской Православной Церкви.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *