Разное

Чехи православные или католики: Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия

Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия



  1. Travel.ru

  2. Страны

  3. Чехия

  4. Культура

  5. Религия




  • Отели


  • Авиабилеты

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны — это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой — это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса — 6 июля — является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул «готической и мистической столицы Европы». Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот — понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% — протестанты, около 3% — приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как «Шествие королей», пасхальные «Помлазки» (языческий обычай «охаживания» женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, «Сожжение ведьм» и «Вальпургиева ночь» (с 30 апреля на 1 мая), «Время любви» (1 мая) с украшением «майских деревьев» (по-чешски — «майки»), осенний праздник сбора урожая «Дожинок», День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и «Барборки» (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам — сами чехи свято верят в их правдивость.


Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)

01.03.2017 | dmrogРытьё могил на благо церкви. Чехия, Кутна Гора

—>


Пражская Лорета: амбит и Храм Рождества Господня


Согласно архитектурному решению, прежде чем паломник подойдет к Святой хижине, он имеет возможность пройти серверную часть амбита с пристроенными часовнями. Читать дальше →


lebkatvas
|
осень 2016


Пражская Лорета: Сокровищница


В Сокровищнице Пражской Лореты выставлены дары, подаренные паломниками и почитателями Лоретанской Богородицы — это почти исключительно произведения эпохи строительства Лореты. Читать дальше →


lebkatvas
|
осень 2016


Пражская Лорета: Святая хижина Девы Марии Лоретанской


Лорета — комплекс исторических построек на восточной стороне Лоретанской площади в Градчанах, которая представляет собой копию святой Хижины Девы Марии в итальянском городе Лорето. Читать дальше →


lebkatvas
|
осень 2016


  • В Чехии даже монахи варят пиво


  • Пражский Еврейский музей возобновляет выставочную деятельность.


  • Чехи впервые выставили на обозрение свою национальную реликвию.




Какие продукты и почему отбирают у туристов?


Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы


8 правил выживания в постсоветском отеле


Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ


Таможенные правила ввоза алкоголя


Таможенные правила России


Виза в США — так ли это страшно?


Документы для биометрического паспорта


Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах



Какая вера, религия и ритуалы в Чехии?

Юра Залога

  • Скопировать ссылку

Оглавление

[Скрыть]

Вероисповедание Представители церкви Ритуалы и святые места Чехии Смерть и жизнь после смерти

Вероисповедание

Христианство распространилось на территории Чехии в 9 веке. На западе страны немецкие миссионеры прививали католическую веру, на востоке византийские посланники – православную. Восточными миссионерами были братья Константин (позже он стал Кириллом) и Мефодий, уроженцы Фессалоники (Македония).

Их пригласил в 863 году Ростислав, правитель Великой Моравии. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность, перевели на славянский язык часть Библии. В концу 9 века сюда пришли мадьяре, Великая Моравия распалась, и влияние православной церкви было ослаблено. Епископство было создано в 973 году в Праге, латинский язык стал языком литургий и все большее распространение начало приобретать католичество.

В первой половине 15 века отношения с Римом дали трещину вследствие движения Реформации, начатого Яном Гусом. Гус был сожжен на костре в Констанце в 1415 году. Его деятельность заняла свое место в национальном наследии.

В середине 16 века Фердинанд I, император Священной Римской империи и король Богемии, пытался установить власть римско-католической церкви над чешским народом. После битвы при Белой Горе в 1620 году католицизм и власть Габсбургов были приравнены к символам иностранного гнета.

Точных данных о количестве приверженцев тех или иных конфессий нет. Предположительно, католики составляют 40%, протестанты – 4-5%, православные – 1%, атеисты, агностики – 54%. Моравские католики являются более ярыми религиозными приверженцами. Религиозные настроения всегда были сильнее у сельского населения.

В послевоенный период наметилась тенденция к более светскому образу жизни. 41 год коммунистического правления (с 1948 по 1989 гг.) еще больше свел на нет религиозные практики. Регулярно посещающие мессы подвергались дискриминации в плане профессиональной карьеры. С 1989 года началось возрождение религиозных обрядов, особенно это заметно среди молодежи.

До Второй мировой войны в Чехии жило около 120 тысяч евреев. Некоторые смогли эмигрировать, но 80 тысячам было суждено погибнуть в нацистских концлагерях. Немногие из переживших Холокост вернулись обратно в Чехию.

Представители церкви

Пражская епархия Римско-католической церкви основана в 1344 году, епархия в Оломоуце (Моравия) – в 1777 году. Архиепископ Пражской архиепархии является единственным в Чехии кардиналом. Кроме того, имеются шесть епархий, возглавляемых епикоскопами – четыре в Богемии и две в Моравии.

Протестантские церкви (в чешском языке их называют термином, который можно перевести как «евангелические») обычно маленькие, менее иерархизированы. Есть религиозных учреждения баптистов, Чешских братьев, Чехословацкой гуситской церкви, Свидетелей Иеговых, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Силезской евангелической церкви. Кроме того, зарегистрированы объединения Чешской православной церкви, Старой католической, унитариев и Федерации еврейских общин в Чехии.

Ритуалы и святые места Чехии

Католические церкви или часовни построены даже в самых маленьких поселениях. Религиозные постройки других конфессий находятся только в тех местах, где довольно велика численность общины. Небольшие группы собираются на богослужения в частных домах или в арендованных помещениях.

Благочестивым верующим надлежит каждый год совершать паломничество в святые места. Некоторые из таких мест известны по всей стране. Например, начиная с 1647 года паломники ходят к Святой Горе – горе Пршибрам, расположенной в центральной Богемии.

С 1990 года проходят паломничества в восточной Моравии (Гостын и Велеград). Многие ежегодные церемония превратились в события, по своей сути напоминающие ярмарочные шествия, которые объединяют тысячи людей. Примером этому является ярмарка Матфея (matějská pout), которая проходят на окраине Праги весной.

Смерть и жизнь после смерти

Все серьезные приверженцы христианской церкви, будь то католики или протестанты, верят в загробную жизнь. Даже те, кто обычно не слишком часто ходит в церковь, в случае смерти близкого человека старается соблюсти все религиозные обряды.

Раньше всех мертвых хоронили в гробах, а над могилой ставили надгробия. В последние 50 лет кремация стала общепринятой практикой, но в сельской местности до сих пор чаще всего людей хоронят в земле.

Читайте также:

  • Флаг США (Соединенных Штатов Америки)
  • Где недорого поесть в Санкт-Петербурге
  • Жилье в Монако: отели, апартаменты, яхты, виллы.
  • Топ 5 лакшери отелей в Шарм-эль-Шейхе
  • Кемер для семейного отдыха

Есть что добавить?

Чем чехи и словаки отличаются в религиозном отношении

Алтарники готовятся к воскресной мессе в католической церкви в Штрбе, Словакия. (Джо Кламар/AFP/Getty Images)

1 января 1993 года Чехословакия мирно разделилась на Чехию и Словакию, событие, которое иногда называют «бархатным разводом». Но, несмотря на то, что они были одной нацией примерно 75 лет, две страны имеют очень разные религиозные профили, согласно недавнему исследованию Pew Research Center.

В то время как в Словакии большинство католиков (63%), около семи из десяти чехов (72%) не исповедуют религию – это самая высокая доля неаффилированных взрослых в 34 европейских странах, опрошенных Центром. Кроме того, в Словакии гораздо больше людей, чем в Чехии, говорят, что верят в Бога (69).% и 29% соответственно).

Преимущественно светский религиозный ландшафт Чешской Республики является результатом резкого снижения с течением времени доли взрослых, считающих себя католиками. В ходе опроса, проведенного в 1991 году Times Mirror Center for the People & Press, организацией-предшественником Pew Research Center, 44% говорящих на чешском языке в Чехословакии идентифицировали себя как католики. Около половины этого числа (21%) сегодня считают себя католиками в Чешской Республике.

Помимо того, что словаки преимущественно католики, они также более религиозны, чем чехи. Например, разница между двумя нациями в доле тех, кто говорит, что молится ежедневно (31% словаков против 9%).% чехов) и посещают религиозные службы не реже одного раза в месяц (31% против 11%). А словаки чаще считают религию очень важной в своей жизни (23% против 7%).

Словаки также больше принимают религиозные меньшинства, чем чехи. Почти половина словаков (47%) говорят, что были бы готовы принять мусульман в члены своей семьи, и почти три четверти (73%) говорят то же самое о евреях. Для сравнения, только 12% чехов готовы принять мусульман в члены своей семьи, и около половины (51%) говорят то же самое о евреях.

В вопросах нации и культуры чехи в целом чаще, чем словаки, согласны с националистическими заявлениями. В то время как одинаковые доли в обеих странах говорят о том, что иметь семейное происхождение из их страны «очень» или «в некоторой степени» важно для того, чтобы быть настоящим гражданином (т. (78% против 56%). И больше чехов, чем словаков, согласны с утверждением «Наши люди не идеальны, но наша культура выше других» (55% против 44%).

В то время как словаки кажутся более восприимчивыми к религиозным меньшинствам и менее националистичными по некоторым параметрам, чехи в некоторых областях менее социально консервативны. Подавляющее большинство чехов считают, что аборты должны быть законными во всех или большинстве случаев (84%), и что геям и лесбиянкам должно быть разрешено вступать в законные браки (65%). Меньшее большинство в Словакии поддерживает легальные аборты (70%), и менее половины словаков поддерживают однополые браки (47%).

В дополнение к различиям в религии и других вопросах, чехи и словаки отличаются этнически и культурно. Эти, а также политические, экономические и другие причины побудили словацких политических лидеров настаивать на выходе из Чехословакии после краха коммунизма в 1989.

Келси Джо Старр — аналитик-исследователь, специализирующийся на религии в Исследовательском центре Пью.

СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЯ TWITTER EMAIL

Православная церковь в Чешской и Словацкой республиках · CNEWA

На момент обретения независимости в 1918 году Чехословакия была преимущественно католической страной. В 1920 году группа прогрессивных католических священников и верующих отделилась и образовала Национальную Чехословацкую Церковь. Некоторые из них симпатизировали православию, и когда церковь провела съезд в 1921 сентября в нем прозвучал призыв сербского епископа к объединению с Православной Церковью. В сентябре того же года Сербский Патриарх рукоположил о. Матей Павлик, управляющий одной из национальных католических епархий, как православный епископ и лидер формирующейся общины. Он взял себе имя Горажд. Только меньшинство национальных католиков стало православным; большая группа в конечном итоге сформировала протестантскую церковь. На тот момент в стране было около 40 000 православных, но вскоре их число увеличилось, когда группа греко-католиков на Закарпатье стала православной.

Последующие события привели к расколу внутри православной общины. 3 марта 1923 года Константинопольский Патриархат издал Томос о предоставлении автономии Чехословацкой церкви и направил туда митрополита Саббазда для присмотра за православными верующими. А в 1930 году Сербский Патриархат прислал в Закарпатье своего епископа. Однако большинство православных чехословаков оставались под юрисдикцией епископа Горажда. По переписи 1931 года в Чехословакии насчитывалось 145 583 православных, из них 117,897 из них в Закарпатье.

Во время нацистской оккупации Чехословакии церковь была уничтожена; Епископ Горазд и его приближенные были казнены в 1942 г. (епископ Горадз был канонизирован Чехословацкой Православной Церковью как мученик в 1987 г.). Все православные священники были отправлены в немецкие трудовые лагеря, а все православные храмы были закрыты. Освобождение страны советскими войсками означало, что православные могли начать восстанавливаться. Но присоединение Закарпатья к Советскому Союзу в 1945 снова сократил число православных в стране примерно до 40 000 человек. В 1946 году чехословацкие православные обратились за защитой к русскому патриарху Алексию I. Он послал епископа и создал экзархат Московского Патриархата, в который теперь входили все православные страны.

В 1950 году греко-католики Словакии были насильственно присоединены к Чехословацкой православной церкви. Это значительно увеличило общее число православных примерно до 400 000 человек, и в том же году церковь была реорганизована в четыре епархии. Большинство этих новых членов снова были потеряны, когда греко-католической церкви в Словакии было разрешено возобновить работу во время короткой «Пражской весны» 19 г.68. Церковные постройки, однако, остались в руках православных.

В декабре 1951 года, ввиду возросшего к тому времени размера храма, Московская Патриархия приняла решение о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви Чехословакии. Но этот акт не был признан ни Константинопольским Патриархатом, ни другими грекоязычными церквами. Чтобы урегулировать ситуацию и решить спорный вопрос, который может осложнить планы проведения Всеправославного Собора, Вселенский Патриархат 8 сентября 19 года издал собственный Томос о предоставлении автокефального статуса церкви в Чехии и Словакии.98. Церковь присоединилась к Всемирному совету церквей в 1966 г.

Крах коммунистического правительства в 1989 г. и последующее разделение Чехословакии на отдельные Чешское и Словацкое государства 1 января 1993 г. потребовали изменений в структуре этой Православной Церкви. церковь. В ноябре 1992 года Священный Синод принял решение о разделении на две митрополии с двумя епархиями в каждой из новых независимых республик. Единый Священный Синод продолжает собираться периодически, как и прежде, под председательством Митрополита всей Церкви, которым может быть как Пражский, так и Прешовский архиепископ.

Митрополит Пражский Дорофей скончался в декабре 1999 года после 35-летнего руководства церковью. В мае 2000 года его сменил на посту митрополита архиепископ Прешовский Николай. В то время штаб-квартира церкви была перенесена из Праги в Прешов. Архиепископ Николай скончался 30 января 2006 года, и ему наследовал митрополит Пражский Христофор, который перенес штаб-квартиру церкви обратно в этот город.

12 апреля 2013 года митрополит Пражский Христофор подал в Священный Синод прошение об отставке. Архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон, старший епископ Церкви (род. 19 г.26), был избран местоблюстителем до избрания нового митрополита. В январе 2014 года Генеральная ассамблея Церкви в Чешских землях и Словакии избрала новым митрополитом архиепископа Прешовского и Словацкого Растислава.

В Словакии ко времени обретения независимости в 1993 г. правительство вернуло греко-католикам большую часть зданий православных церквей, которым они принадлежали до конфискации коммунистическим правительством в 1950 г. С того времени многие новые православные храмы были построены. Согласно последней (2001 г.) словацкой переписи, православные составляли 0,9% населения, или 50 363 человека, сконцентрировано в самых восточных районах страны. Та же перепись показала, что 84,1% населения заявили о своей религиозной принадлежности.

Совсем другая ситуация в Чешской Республике, где антирелигиозная политика коммунистического правительства была настолько эффективной, что большинство сегодня не отождествляет себя ни с какой религией. Опрос общественного мнения, проведенный в 2004 году, показал, что 32% верят в Бога, а 49% считают себя атеистами. Согласно переписи населения Чехии 2011 года, в стране насчитывалось 20 533 православных. Но в Чешской и Словацкой республиках может быть до полумиллиона православных гастарбайтеров, в основном из Греции и бывшего Советского Союза.

Кандидаты в священники получают образование в семинарии в Прешове, находящейся в ведении Священного Синода. В 1990 году он был интегрирован в Университет Шафарик, расположенный в Кошице. В январе 1997 года университет был разделен на две части, и из факультетов, расположенных в этом городе, был создан новый Прешовский университет. Сегодня Православный богословский факультет Прешовского университета предлагает курсы обучения для семинаристов, преподавателей религии и этики и других пастырских работников Православной Церкви в Чешской Республике и Словакии, а также курсы повышения квалификации для священников. Он также имеет обособленное отделение в Оломоуце, Чешская Республика, для обучения православных верующих в этой стране на неполный рабочий день. Церковь также имеет восемь монастырей.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *