Разное

Безопасность марокко: Выжить в Марокко: безопасность туристов

Выжить в Марокко: безопасность туристов

Не гулять ночами по улицам, не отпускать женщин одних, прятать наличность в потайные карманы, не показывать телефон, остерегаться любых контактов с местными — это еще не полный перечень стереотипов об опасностях, подстерегающих туристов в Марокко. Как обстоят дела на самом деле?

Ольга Лепешкина

Путешественник

  • olepeshkina

Голые факты о безопасности в Марокко:

  1. Марокко находится на почетном 71 место из 162 стран в мировом рейтинге безопасности Global Pease Index. Для сравнения, Россия в этом рейтинге не поднималась выше 150 места с 2011 года.
  2. Журнал Global Finance в 2019-м поставил Марокко на 45 место, а Россию — на 108 из 128.

Это значит, что в Марокко вероятность пострадать от криминала, природных факторов или политической обстановки существенно ниже, чем в России. И все же помним: турист — лакомый кусок для жуликов, бандитов и простых гопников всех мастей и национальностей. Поэтому изучаем некоторые культурные особенности — и спокойно летим в Марокко!

Самое безопасное место для размена крупных сумм — касса супермаркета. При поездке в такси рекомендуется деньги готовить без сдачи до посадки в машину: бывают случаи, когда водитель, увидев в кошельке крупную сумму, внезапно поднимает стоимость проезда и не останавливается в нужном месте, пока не получит желаемое. Таких таксистов не так много, но зачем провоцировать людей, чей менталитет далек от вашего, и вы не сможете предугадать их реакцию?

Идеальное место — банк. Некоторые банки в Марокко живут с закрытыми дверями, у которых сидят 1—2 охранника и индивидуально впускают приличных посетителей внутрь. На худой конец, подойдет банкомат торгового центра. Только самые отчаянные туристы снимают деньги в банкоматах на улицах медины.

Просто отделение банка в многолюдной медине города Фес, Марокко

Местные мужчины общаются криком. Это нормально, вы быстро привыкнете. Но сдержанному европейцу из-за разницы культур сложно распознать, когда этот крик из добродушного переходит в угрожающий, и как далеко полетят щепки.

Местные женщины, напротив, очень тихи, деликатны и подчеркнуто вежливы. Приличная марокканская женщина не поднимает голос, но ее настоящих эмоций вы тоже не узнаете.

Поэтому туристу лучше вести себя скромно, тихо, уступать дорогу местным и не вступать с ними в конфликты. Качать права и представлять себя шейхом на отдыхе — это не здесь.

По нашим меркам платье до колен и с коротким рукавом, когда на улице 30 С, — это верх скромности, а для местного населения такой внешний вид — на грани социального вызова. Поэтому, какая бы жара ни стояла, колени и плечи должны быть прикрыты и у мужчин, и у женщин. Самая бесполезная одежда в марокканских городах вдали от пляжей — это шорты и майки.

Торговцы и зазывалы в медине очень чутко реагируют на ваши взгляды. Стоит посмотреть кому-то в лицо — и это воспринимается как сигнал к общению. А зазывалы могут быть приставучими, как банный лист. Помните, что за вопросом «How are you» и «Where are you from», и даже за приглашением выпить с ними чаю последует не дружеский small talk, а развод туриста на деньги.

Марокканский уличный рынок

Карманники в медине чувствуют себя как рыба в воде, поэтому не стоит держать кошелек и телефон в кармане. Также рекомендуют не держать телефон в руках, сидя в такси с открытыми окнами: бывают случаи, что телефон выхватывают на светофорах прямо через окна. Сумку носите через плечо. Просто примите как данность: для многих здесь облапошить белого туриста-дурачка — это дело чести. Это такое местное развлечение.

Если уж вам удалось купить алкоголь в Марокко, не злоупотребляйте. Пьяный турист в Марокко — самая легкая жертва для воришек. Не поддавайтесь на предложения купить марихуаны. Пьяных туристов часто разводят вместе с полицией: как только вы возьмете наркотик в руки, откуда ни возьмись может появиться полиция. В Марокко употребление наркотиков карается тюрьмой. Вас в тюрьму, конечно, никто сажать не будет (не ради того вся эта инсценировка), но вот с наличностью и дорогими вещами, возможно, придется расстаться.

В вечерних сумерках медина оживает: после дневной жары выходят за покупками местные жители и туристы, торговцы приветливо смеются, повсюду загораются огни, и старый город выглядит наряднее, чем днем. Но уже через пару часов улицы пустеют, лавки закрываются, и в какой-то момент вы заметите, что работают только рестораны, а из людей на улицах остались туристы и не самая приятная часть местного населения. В это время уже лучше находиться в номере, потому что передвигаться в одиночку по пустым улицам медины может быть небезопасно.

Светлокожие и светловолосы женщины с непокрытыми головами, даже в закрытой одежде, притягивают мужские взгляды везде, даже в очереди на кассе супермаркета. В любой ситуации, где получится вас разглядеть, вас будут разглядывать. К этому нужно быть готовыми и реагировать адекватно — то есть никак.

Для женщин Марокко не опаснее, чем для мужчин, но нужно учитывать особенности местной культуры. Поведение и внешний вид европеек для местных — на грани приличия. Если не хотите к себе повышенного внимания, просто мимикрируйте под местных. Все-таки мы здесь — гости, и нужно уважать правила хозяев.

  • Одежда, открывающая руки и ноги — табу. Молодые марокканки, даже если не носят платок, одеты в закрытую (хотя иногда очень облегающую) одежду. Леггинсы здесь норма, а шорты или юбка чуть выше колена постоянно привлекают внимание. Вам ничего не скажут и даже пялиться не будут, но вы все сами поймете.
  • Выбирайте только туристические рестораны и кафе, избегайте заведений «для местных». Марокканки практически не ходят в рестораны и кафе, модные террасы кофеен заняты исключительно мужчинами. Появление европейской женщины, пусть и в сопровождении мужа, моментально вызывает однотипную реакцию во всех нетуристических заведениях: чем бы ни были заняты мужчины, что бы они ни обсуждали и как бы ни были увлечены едой, они моментально замолкают и впиваются глазами в двери, как только в них появляется европейка.
  • Старайтесь быть приветливыми, но чуть сдержаннее, чем привыкли. Мусульманская женщина никогда не улыбнется чужому мужчине и не встретится с ним взглядом. Нам это сложнее, мы привыкли смотреть прямо вперед с высоко поднятой головой. Прятать взгляд, может, будет излишне, но не задерживайте взгляд ни на ком: это моментально будет воспринято как сигнал к знакомству. Если задержавшийся на вас взгляд не нравится вам, не идите на конфликт, не играйте в «гляделки», не бросайте вызов — лучше просто отвернуться.

Как безопасно путешествовать по Марокко

Марокко не богатая страна. Но в отличие от таких же не богатых тайцев, вьетнамцев или индийцев, марокканцы могут быть агрессивными. 

Из личного опыта путешествия по подобным странам, у меня есть несколько лайфхаков, советов и рекомендаций для безопасных путешествий. Надеюсь они пригодятся вам и помогут сделать путешествие по Марокко намного приятнее.

Здесь только про Марокко, но думаю не лишним будет узнать про 101 способ развода туристов во всех странах.

Безопасность в Марокко

1. Местные не любят когда их фотографируют. На рынках продавцы могут быть очень недовольны, если увидят, что вы фотографируете их или или даже просто витрину, товар. Поэтому – снимайте издалека и быстро уходите или улыбнитесь и попросите разрешения. При возникновении конфликта – удалите фото, не вступайте в перепалку. Некоторые могут потребовать деньги, держите в кармане пару мелких монет, если хотите оставить снимки. Но я бы этого не делал. Нельзя развращать деньгами за простое уличное фото.

2. Марокко мусульманская страна, но в хиджабах и бурках поголовно не ходят, это не Иран. Женщинам не надо обязательно носить платок на голове. Чтобы избежать лишнего внимания, не следует надевать короткие юбки или шорты-трусы.

3. Днем и до самой ночи все улицы полны туристов, даже одиноко путешествующим женщинам нечего бояться. Ходить же после полуночи в одиночку по темным закоулкам Медины или спальным районам – не самое лучшее приключение, особенно если при этом подсвечивать себе дорогу айфоном.  

4. Ролексами и Омегами нужно понтоваться в других странах.

5. Следите за своими карманами, сумками и рюкзаками в общественных местах, особенно на рынках.

Марокканцы и их менталитет

Вас будут обманывать и разводить на каждом шагу. Это довольно неприятно, но это так и есть.

Таксисты

Uber проиграл в Марокко и его там нет. Все такси должны ездить по счетчику. Местных они так и возят. Но только не туристов. Если делать нечего, можете тратить время, останавливать всех подряд и просить включить счетчик, возможно десятый так и сделает. Или соглашайтесь ехать без счетчика, но договаривайтесь о стоимости заранее. Средняя цена по городу (5-10 км, навряд ли вы уедете дальше) – 15-25 дирхамов.

Английский (кроме числе) таксисты в основном не понимают, при договоре о цене могут быть проблемы, когда fifteen в конце поездки превращается в fifty, или вдруг выясняется, что он озвучивал цену в евро или за одного пассажира.

Поэтому показывайте деньгами или на пальцах сколько готовы заплатить, пишите на бумажке или проговаривайте числами – не fifteen, а one five. Готовьте деньги без сдачи! И так надо делать в любой стране, где говорите не на родном языке, нет Убера или счетчика.

Рекомендации для девушек: в конце поездки, перед расчетом, сразу приоткройте дверь, чтобы ее не смогли заблокировать. Если вас двое и в багажнике чемоданы, то один пусть сразу выходит и достает багаж. Бывали случаи, когда таксист очень нагло начинал требовать еще денег.

Помогалы

Это самая большая боль в Марокко. На протяжении многих веков, когда люди ориентировались по звездам и бумажным картам, многие поколения марокканцев водили приезжих по запутанным улицам Медин и брали с них за это деньги.

Шли годы, прогресс не стоял на месте, и вот уже до любой точки можно дойти самостоятельно с помощью навигатора в телефоне, но марокканцы не желают с этим мириться и продолжают сдирать деньги, мошенничая и жестко разводя туристов. И это будет дальше продолжаться, пока все не перестанут им бездумно платить. 

Есть шикарное приложение maps. me с оффлайн картами. Работают очень точно. Прекрасно позиционируют и всегда доводили до нужной точки во всех Мединах. Must have в любом путешествии!

В путеводителях пугают – в Мединах узкие улицы, высокие дома, поэтому GPS сигнал не точен или показывает не правильно. 

Это не правда. Там не высокие дома, они сделаны не из бетона и железа. GPS сигнал сильный и устойчивый. Возможно понадобиться пара минут, чтобы смартфон сообразил где вы и вот тут многие попадают в цепкие лапы помогалы.

Если заметили, что вы ищите что-то в телефоне, тут же подлетает хэлпер и начинает со стандартных вопросов на английском: привет, как тебя зовут, откуда ты, в каком городе живешь, первый раз в Марокко, нравится страна, где уже был.

Заводить вот такие уличные знакомства в Марокко – это очень плохая идея. Никогда не вступайте в диалог на английском. Отвечайте, но говорите по-русски. Несите бред, но на родном языке. Его никто не знает. Ни полслова на английском, никаких Раша, хэллоу, йес или ноу. Даю гарантию, что через 2 минуты от вас отстанут. 

Ни в коем случае не допускайте, чтобы он шел рядом с вами, пусть свалит. В конце может начаться скандал, что он был “гидом”! Смешно, но народ попадался на это и платил.

В случае если вы все же умудрились заблудиться, разрядился телефон, началась паника  – зайдите в любой магазин и попросите помощи у продавца, лучше пожилого. Если решили прибегнуть к услугам хэлпера, договаривайтесь сразу о цене. Это не должно стоить больше 10-30 дирхам.

Если говорят – там все (музей, магазин, отель, медресе, просто улица) закрыто – вас разводят. Дойдите и проверьте сами! Вам хотят впарить услуги “псевдо-гидов”.

Всегда ставьте под сомнение любой совет, который идет в разрез с вашим планом. Когда мы уезжали из риада в Фесе, очень приветливые сотрудники начали рассказывать, что сегодня по всей стране забастовка таксистов, поэтому на вокзал либо пешком, или они могут помочь и отвезти за 80 дирхам. Посмеялись, вышли, поймали такси и доехали за 15.

Рестораны

В основном во всех кафе и ресторанах есть меню. Где меню нет, а блюда на витрине, показывайте пальцем и спрашивайте сколько будет стоить. Иначе может оказаться большой сюрприз, как у нас в Фесе.

Некоторые рестораны в туристических местах практикуют обязательные чаевые, размер которых устанавливает официант. Об этом вы узнаете только в конце или можете заранее поискать в меню где-нибудь в конце, внизу мелким шрифтом.

Все кафе, которые открываются вечером на Джемма-эль-Фна в Марракеше – мелкие жулики. То что вам приносят как только садитесь за стол – платно. Если зазывала говорит, что напитки бесплатно – то это только для заманивания, потом выяснится, что действует при заказе нескольких блюд. Плюс сервисный сбор за обслуживание.

В кафе, там где только кофе и чай меню нет, но mint tea или cafe noire обычно стоят 4-8 дирхам. Но там все честно. Атмосфера такая.

Туалеты

Все туалеты бесплатные. Бывают исключения, но тогда на входе будет ценник. Если ценника нет, то туалетному дяде или тете вы можете оставить сколько сами захотите (1 дирхам), а не сколько вам будут показывать на пальцах.

Уличные аниматоры

Водятся преимущественно в Марракеше. Уж сколько про это рассказывали и все равно, в каждом отзыве одно и тоже.

Я всегда стараюсь поддержать парой монет уличных музыкантов – они создают живую атмосферу и настроение города. Но только не в Марокко.

Все веселые водоносы и прочие сказочные персонажи просто так вас не развлекают. А “давай сфоткаемся за 5 дирхам” – это маркетинговый прием. На одном фото никто не останавливается и потом выясняется, что начиная со второго цена по 50 дирхам за каждое. Хотя всякие “лошадки” и “зебры” в Питере занимаются тем же.

Сфоткал или записал видео с уличными музыкантами, жонглерами и прочими бездельниками – плати иначе живым не выпустят. Парой монет от них не отделаешься как в других странах, в Марокко жесткий высокий прайс.

Прочитать еще про Марокко:

Марокко — Охрана и безопасность

Обзор

Национальная безопасность является одним из главных приоритетов Марокко. Марокко уникально расположено на пересечении Европы, Африки и Ближнего Востока, подвергая его транснациональным угрозам, включая нелегальную иммиграцию и торговлю людьми и наркотиками, что подталкивает страну к установлению жесткого контроля над своими границами. Имея аэропорты, морские порты и пограничные переходы, Марокко по-прежнему привержено обеспечению надежной безопасности и таможни в рамках соглашений как с Соединенными Штатами, так и с другими странами. В соответствии с соглашениями о таможенной и портовой безопасности с Соединенными Штатами и другими странами Марокко проведет масштабную модернизацию и будет поддерживать строгие стандарты безопасности в своих аэропортах, морских портах и ​​пунктах пересечения границы.

Ведущие подсекторы:

Военные

Марокканские вооруженные силы многочисленны и привержены усилиям по модернизации. Он состоит из 235 000 человек личного состава и дополнительно 250 000 резервистов, разделенных между армией, на которую приходится 88% вооруженных сил, военно-морским флотом и военно-воздушными силами.

Марокканский оборонный бюджет увеличился на 6% для закупки оборонной техники в 2022 году. Направленность марокканских вооруженных сил на модернизацию можно увидеть в плане модернизации до 2030 года, разработанном в 2017 году и введенном в действие в 2020 году, в котором изложена заявленная цель страны по обеспечению оперативной совместимости с США и НАТО, модернизировав технику своей армии, ВВС и ВМС. Основными источниками сотрудничества и инвестиций для Королевских вооруженных сил Марокко (FAR) являются США, Франция и Испания. Марокко является крупнейшим покупателем американских систем обороны в Африке.

План модернизации Марокко до 2030 года предусматривает создание местной оборонной промышленности. С этой целью была разработана правовая база для поддержки появления промышленного оборонного сектора в Марокко, а также создана глобальная система стимулов с точки зрения обучения, финансовой поддержки и доступа к земле. Марокко выделило 20 миллиардов долларов на свои стратегические цели модернизации и оперативной совместимости и опередило Саудовскую Аравию, заключив сделки на сумму до 10,3 миллиарда долларов. Военные продажи США в Марокко выросли более чем вдвое в 2020 году, увеличившись с 4,01 млрд долларов (36 млрд дирхамов) до текущей стоимости завершенных продаж в 8,5 млрд долларов (76 млрд дирхамов).

Марокко стремится иметь полностью независимую армию, военно-воздушные силы и флот. Увеличенный оборонный бюджет также послужит укреплению патрульного флота Королевского флота двумя новыми фрегатами. Марокко планирует инвестировать в первоклассную систему наблюдения за побережьем, поскольку обеспечение безопасности побережья стало ключевым приоритетом королевства. Марокко также планирует вкладывать значительные средства в свои возможности совместного командования и управления и киберзащиту.

Полиция

Главное управление национальной безопасности (DGSN) является национальной полицией Марокко и подчиняется Министерству внутренних дел, бюджет которого составляет 4,11 миллиарда долларов. DGSN состоит из четырех отделов: Городской корпус, Судебная полиция, Мобильные роты вмешательства и Служба внутренней безопасности. DGSN придерживается «нового видения безопасности» благодаря недавнему строительству новых казарм DGSN (Сафи, Сеттат и Тетуан), региональной штаб-квартиры Главного управления территориального наблюдения (DGST) в Уджде и новой национальной штаб-квартиры DGSN в Рабат. DGSN также занимается «ремонтом передающего оборудования и компьютерного оборудования».

Гражданский

Государственный сектор: Национальное управление аэропортов (ONDA) отвечает за все аспекты безопасности аэропортов и закупок, связанных с его проектами. ONDA планирует модернизировать свои аэропорты с помощью систем распознавания лиц, начиная с аэропорта Рабат-Сале.

Марокканские морские порты обрабатывают более 95 процентов внешней торговли Марокко, при этом Касабланка и Танжер-Мед являются крупнейшими портами. Национальное портовое агентство (ANP) контролирует 33 порта, все, кроме одного, управляются полугосударственной компанией по развитию и эксплуатации портов (SODEP, также называемой Marsa Maroc). Tanger Med находится в ведении Управления порта Tanger Med (TMPA). ANP продолжает модернизировать свое оборудование системами контроля доступа и наблюдения. Все тендеры публикуются на их сайте: https://www.anp.org.ma/En/Publications/Pages/Calltenders.aspx

Частный

Рынок частного охранного оборудования и услуг продолжает расти и предлагает большие возможности для американских компаний. На рынке охранных услуг (обслуживаемых, электронных, наличных в пути и т. д.) доминирует небольшое количество международных фирм. Однако в последнее время увеличилось количество местных марокканских частных охранных фирм, конкурирующих в основном в сфере охранных услуг. Возможности для продажи продуктов безопасности также существуют с крупными марокканскими фирмами и крупными банками, телекоммуникационными и другими промышленными компаниями.

Ресурсы

Марокканские правительственные учреждения безопасности недоступны через Интернет.

Охрана и безопасность — Консультации по поездкам в Марокко

Политическая ситуация

20 марта 2020 года в Марокко введено чрезвычайное положение в области здравоохранения. Внутреннее передвижение может быть ограничено. См. Coronavirus

Протесты могут возникать в короткие сроки по всей стране и, как правило, тщательно охраняются. Демонстрации в основном мирные, но были отдельные случаи насилия.

Вам следует следить за местными и международными событиями в средствах массовой информации и принимать разумные меры предосторожности. Избегайте политических собраний и демонстраций. Всегда соблюдайте инструкции местных органов безопасности.

Преступление

Время от времени происходят насильственные преступления.

Имели место случаи применения ножей против туристов при уличных нападениях, кражах и кражах со взломом в крупных городах и на пляжах, где следует избегать тихих мест и всегда быть бдительными, особенно после наступления темноты. Не носите с собой большие суммы денег или ценные вещи.

Мелкие преступления распространены, особенно в туристических зонах, таких как Медина, квартал больших городов и на пляжах. Преступления включают карманные кражи, кражу сумок и кражу видимых украшений и сумок на мотоцикле. Будьте бдительны, спрашивая дорогу и используя банкоматы, так как могут иметь место преступления и агрессивное попрошайничество. Мошенничество с кредитными картами и мошенничество, например, подмена некачественных товаров фактически купленными, является обычным явлением. Вы должны сохранять бдительность и быть готовыми к потенциальным обманам.

При посещении квартала Медина в городе убедитесь, что любой гид, которым вы пользуетесь, действует по согласованию с местными туристическими властями и имеет официальный значок. Преследование туристов людьми, выдающими себя за официальных гидов, является обычным явлением.

Женщинам следует проявлять осторожность, особенно когда они путешествуют в одиночку, так как они могут быть уязвимы для нежелательного внимания или домогательств со стороны мужчин.

Соблюдайте осторожность при поездке в Марокко для установления отношений через Интернет. Имели место случаи мошенничества в браке и попытки вымогательства в отношении иностранных граждан. Отправляясь в первый визит, убедитесь, что вы сохранили обратный билет, паспорт и личные вещи на случай возникновения проблем.

Дорожные перевозки

20 марта 2020 года в Марокко введено чрезвычайное положение в области здравоохранения, и на автомобильные перевозки между городами могут быть наложены ограничения. См. Coronavirus

Вы можете водить машину в Марокко с действующими водительскими правами Великобритании на срок до одного года. Вы также можете водить машину с действующим международным водительским удостоверением на срок до одного года вашего временного пребывания в Марокко. С 28 марта 2019 года вам необходимо иметь международное водительское удостоверение (IDP) 1968 года для вождения в Марокко. 1949 IDP, ранее выпущенные Великобританией, больше не могут быть приняты для использования в Марокко после этой даты. С 1 февраля 2019 г., вы можете получить ВПЛ без рецепта только в 2500 почтовых отделениях Великобритании. Вы не сможете купить IDP за пределами Великобритании, поэтому получите его перед поездкой.

В случае более длительного периода вам необходимо подать заявление на получение марокканских водительских прав в соответствии с законами и правилами, установленными Министерством оборудования, транспорта и логистики Марокко.

Зеленая карта является доказательством того, что у вас есть страховка транспортного средства при выезде за границу. Вам необходимо иметь грин-карту, чтобы доказать, что у вас есть минимальное страховое покрытие в Марокко.

Если вы планируете арендовать автомобиль, перед поездкой уточните в своей компании по аренде автомобилей информацию об их требованиях.

В Марокко плохие показатели безопасности дорожного движения. В 2019 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло 3 384 человека и около 140 000 получили ранения. Смертность на дорогах примерно в 9 раз выше, чем в Великобритании.

Будьте осторожны при вождении, особенно в плохих погодных условиях, на второстепенных трассах и горных дорогах. Вождение ночью может быть особенно опасным из-за плохого освещения. Грузовики и грузовики могут быть перегружены, и вы должны быть особенно осторожны с ними. Часто можно встретить пешеходов, переходящих автомагистрали. Вы должны быть особенно осторожны при обгоне, особенно там, где нет жесткой обочины. Оставьте достаточно времени, чтобы добраться до места назначения и соблюдайте ограничения скорости.

Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, вы должны заполнить форму «Constat Amiable», которую должны подписать обе стороны. Бланки можно получить по прибытии в порт Танжер в киосках страховых компаний и в табачных магазинах во всех городах.

Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибли люди, и марокканские власти считают вас виновным, вы можете быть задержаны до судебного слушания.

Если вы въезжаете в Марокко на автомобиле, регистрационный номер будет записан. Если при выезде из Марокко у вас не будет того же автомобиля, вам будет отказано в выезде и вас задержат. Вам нужно будет предоставить доказательства адекватной автостраховки.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *