Разное

Беседы на экологическую тему в детском саду: картотеки бесед по экологическому воспитанию | Картотека (старшая группа):

Картотека бесед по экологии » Нравственно-этические беседы с экологическим содержание для детей средней группы»

Картотека
бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней
группы»

1.«Животные
– наши друзья»
.

Цель: Формировать
доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям послушать историю про
котенка.

«Котенок»

Я нашла в саду
котенка.

Он мяукал
тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили

Или сам он убежал?

День с утра стоял
ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек
несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок
мой-

Загляденье просто!

Шерсть — как бархат,

Хвост – трубой…

До чего хорош собой! (Е. Благинина)

— Что чувствовала девочка, когда увидела
брошенного котенка? (жалость, сочувствие).

— Давайте покажем лицо девочки, нашедшей
котенка.

— Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно
мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

— Давайте все вместе покажем брошенного
котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося
котенка.)

— Как девочка помогла котенку?

— Каким стал котенок после того, как девочка
взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

— Как бы вы поступили на месте девочки?

 

 

 

2. «Чем
отличаются и чем похожи животные и растения»
.

Цель: Обогатить детей
знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка
путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

— Ребята, вы много
раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает?

— Что вы понимаете под словами «живая и
неживая природа»
?

— Мы с вами говорили о том, что в природе нет
ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает
определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек.
Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения,
взаимопомощи, милосердия.

— Какие растения вам
известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома?

— Как вы думаете,
растения живые? Если да, то почему?

— Как, по- вашему,
растения дышат, Как они питаются как растут?

— Могут ли растения
жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете?

— Каких животных вы
знаете?

— На какие группы
животных можно разделить?

— Какие животные
живут у нас здесь, у вас дома?

— Как дышат животные
на суше и в воде?

— Чем питаются
животные (домашние, дикие, крупные, мелкие?)

— У человека есть
руки, а что есть у зверей, птиц, рыб?

— У человека есть
пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных?

— Как передвигаются
животные и люди? Как передвигаются растения?

— Что нужно животным
для роста и развития? Что нужно для этого растениям?

— Как вы думаете
растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек?

— Как умываются
животные, люди, растения?

— Какую пользу
приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек?

— Как реагирую
животные, человек, когда их обижают?

— Как реагируют растения, когда за ними не
ухаживают постоянно?

-Как вы считаете, любят ли животные и растения
музыку? Как они на нее реагируют?

— В каких случаях животные и человек
испытывают боль? Когда испытывают боль растения?

— Какие правила поведения животных и людей в
природе вы знаете?

— Как вы ухаживаете за растениями и животными
в уголке природы детского сада и дома?

— ребята, и растения и животные, и люди — все
мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы
много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно
расскажите об этом своим близким.

 

 

 

3. «Ты
— часть природы»
.

Цель: Обогатить детей
знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка
путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения,
создавать нравственные основы личности.

Ход беседы:

— Дети. На нашей планете Земля живут вместе
народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы
дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире
растений и животных нет ничего лишнего. Человек- часть природы, вне ее он не
может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек
неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет
реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнения
воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и
даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического
баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о красной книге. Помните о том:
вы всегда должны бережно относится ко всему живому, что вас окружает, чтобы
наша Земля не превратилась в пустыню.

— Считаете ли вы животных своими друзьями?
Почему?

-Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с
вами жизнь? Если да, то чем?

— Как за вами ухаживает мама? Надо ли так
ухаживать за растениями, чтобы они ралли и цвели?

— Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет
очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он
тогда будет жить?

-Вам бывает больно, когда вам случайно
наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете ветку,
обрываете листок, цветок?

— Если мама вас не будет кормить, забудет вам
приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если
не полить растение, не покормить животных, рыбок?

— Если мама вас не будет умывать, мыть, какими
вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как
будет чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть ему клетку?

— Как вы думаете, настроение человека и
животных зависит от погоды?

— Если бы вы были волшебником, в какого
животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас?
Чем?

— Ребята, берегите природу, Берегите животных
и растения. Они наши меньшие братья.

 

 

 

 

4. «Учимся
доброжелательности»
.

Цель: Развивать
стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое
эмоциональное состояние в поведении.

Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка»)

— Ребята, послушайте, что я вам расскажу.
Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела,
как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки
разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама
не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как
у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень
обрадовалась своему новому – щенку.

— О чем мечтала девочка Маша?

— Почему мама не разрешала ей оставить в
квартире щенка?

— Почему Маша загрустила, когда ей пришлось
вернуть подруге щенка?

— Какое чудо произошло?

— Как чувствовала себя Маша, когда вместо
варежки увидела маленького щенка?

— Как вы думаете, почему говорят: «Собака-
друг человека»
. (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда
не бросает своего хозяина).

5. «Берегите
воду»
.

 Цель: Учить детей беречь водопроводную
воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится
затрачивать много сил и средств.

Ход беседы:

— Ребята, любите ли
вы купаться в ванне и под душем?

— А умеете ли вы плотно
закрывать кран?

-Понимаете, только
тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран,
когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

— Ребята, вспомните,
для чего мы используем воду?

— А случалось ли
так, что в кране не было воды?

 -Вот видите, как трудно приходится, если в
кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо.
И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд.
Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки,
поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран
ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого
используют? Правильно, очистные сооружения.

 -А если кран останется открытым, то текущая
из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные
сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С
каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один
из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.

6.
«Жалейкин».

 Цель: Расширять
знания детей о правилах поведения в природном окружении.

Ход беседы:

 — Ребята,
послушайте, что я вам расскажу.    

Жалейкин — мальчик
добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все
исправить и сделать доброе дело. Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул:
туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и
склянки не закопали.

 — Вот неряхи! —
вскричал Жалейкин

 — Как им не жалко портить такой бережок!
Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок
чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об
острые склянки лески к поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного
хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло
хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных! Всякое дело с умом делать надо, и
уж если одно делаешь, то другое не порть! (Н. Сладков.)

— Как относился Жалейкин к злу?

— Что возмутило его в поведении туристов?

 -Как Жалейкин навел порядок на берегу? К чему
это привело

? -Что следовало бы делать Жалейкину, чтобы
вокруг было меньше недовольных?

 -Как вы оцениваете действия Жалейкина?

— Как бы поступили вы?

7. «Мальчик
с ландышами»
.

Цель: Воспитывать
гуманное отношение к растительному миру.

Ход беседы:

 — Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье
мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши.
Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на
дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в
вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь
цветок — погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет
красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

 — Почему ландыши вырывались, как живые, и
падали на дорогу?

-С чем или с кем их можно сравнить? -Какие
чувства вызывает у вас мальчик?

-Почему некоторые мальчики и девочки да и
взрослые, так себя ведут на природе?

— Дайте оценку такому поведению.

 

8. «Сурка».

Цель: Вызвать у детей
стремление беречь животных. Воспитывать милосердие, сострадание.

Ход беседы:

 — В саду нашли маленького щенка. Мальчику
стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша
мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Сурка. Он очень
полюбил мальчика и его маму. (По С. Аксакову.)

-Почему щенок привязался к мальчику и его
матери?

 — В чем проявилась их забота о нем?

 -Как поступили бы вы, если бы увидели где-то
крошечного, ничейного щенка или котенка?

9.
«Старая кепка».

Цель: Воспитывать
гуманное отношение к птицам.

Ход беседы:

 — Мишутка и Оля спустились в овраг по
тропинке. Над оврагом плыла большая черная туча. В кустах затрещало, будто
кто-то обламывал ветки. Это из тучи падали тяжелые капли дождя. Дождь шел
недолго. Мишутка вышел из-под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую
кепку. В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым
добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на
кепку и сказал:- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался
от дождя в дупле вербы. — А кепку, зачем оставил? — спросила Оля. Вася
раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку: — Смотрите! Мишутка и
Оля увидели гнездо. В нем было трое большеротых птенцов. — Туча видели, какая
была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой. — А как же другие птенцы? —
спросила Оля. — На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели.
Их родителей убил ястреб. — Как же они теперь? — грустно произнесла Оля. —
Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнездо знаю, и мои птенцы не хуже других.
Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, они сразу же широко
раскрыли рты и громко запищали, прося есть. (По Н. Омельченко.)

-О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и
Мишей?

 -Что вы можете сказать о Васе? О выражении
его лица?

— Как он заботился о птенцах?

 -Что знал мальчик о своих птенцах?

 — Как встречали птенцы Васю? Почему радостно?

-Приведите известные вам случаи любовного
отношения человека ко всему живому.

— Какие чувства вызывает у вас Вася?

 

 

10.
«Кормушка».

 Цель:
Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него
представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

 -Сережа прибил за окном кормушку. Первыми
стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа
стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется вам Сережа?

— Что в нем вызывает симпатию?

— Как бы поступили вы и почему?

— Какую пользу приносят птицы?

11.
Птичка.

Цель:
Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него
представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

 — Поймал Сережа чижа и посадил в клетку.
Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и
ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С
тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания
и смерть птички?

— В чем был виноват Сережа?

 

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические
беседы и игры с дошкольниками»
-М. :ТЦ Сфера, 2003 г.

2. В. И. Петрова,Т. Д. Стульник «Этические беседы
с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для
педагогов и методистов -М.:ТЦ Сфера,2010г

3. Семенака С. И. «Уроки добра:
Коррекционно-развивающая программа для детей 4-7 лет». – 4-е изд., испр. и доп.
– М.: АРКТИ, 2005г.

4. Павлушенко Н. И. «Этические беседы по
экологии»
Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2005г.

 

Картотека бесед с экологическим содержанием для детей средней группы.

МАДОУ №24 «Журавушка» г.Искитим Новосибирская обл.

КАРТОТЕКА БЕСЕД С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Воспитатель Глушкова Л.С.

« Мусор – хорошо или плохо».

Цель:  создать условия для  обогащения знаний о проблеме мусора в городах.                        

Задачи:  

  • вызвать у детей желание не сорить на улицах города,  

  • познакомить с новыми словами  мусоропровод, мусороприемник, пункт приема вторсырья.

Оборудование: презентация «Берегите наш город от мусора», иллюстрации на тему: «Вещи из бросовых материалов», сюжетные картинки.

Ход беседы.

   В нашей стране много больших и малых городов. И в каждом городе живут люди. Чем больше город, тем больше людей его населяет. Ежедневно городские жители выносят из своих квартир пакеты с мусором.

   Куда относят мусор горожане? (В контейнеры на улице).

   Правильно. Но в больших городах взрослые могут и не выходить на улицу, чтобы отнести мусор. В многоэтажных домах на каждом этаже есть мусоропровод. (Показ картинки). Человек подходит к мусоропроводу, открывает крышку и бросает мусор. А мусор падает по трубе вниз и попадает в мусороприемник (Показ картинки).

   Зачем они это делают? (Ответы).

   Куда и на чем увозят мусор? (Ответы).

   Как вы думаете, все ли горожане относят мусор на улицу в контейнеры для мусора, если у них нет мусоропровода? (Ответы).

   А если человек съел на улице пирожок или выпил воду из бутылки, куда ему отнести обертку, пустую бутылку? (Ответы).

   Все люди опускают мусор в урны? (Нет).

   Это хорошо или плохо? Почему? (Ответы).

Показ презентации «Берегите наш город от мусора».

Вопросы к презентации:

  1 Почему на улицах города лежит мусор?

  2 Это хорошо или плохо? Почему?

Если каждый день отвозить на свалки мусор и ничего с ним не делать, то скоро мусор покроет всю нашу планету.

   Это хорошо или плохо? Почему?

Взрослые давно придумали, как использовать старую бумагу, металл, стекло.    Существуют специальные места, которые называются пункты приема вторсырья. Туда можно принести бумагу, металл, стекло и получить за них немного денег.

     Бумагу переработают и изготовят упаковочный материал или картон. Металл переплавят в специальной печи и изготовят новые предметы. Стеклянные бутылки хорошо помоют и опять ими можно пользоваться.

   Это хорошо или плохо? Почему? Вы будете сорить на улице?

   Как вы думаете, можно ли из мусора что-нибудь изготовить? (Ответы).

Показ иллюстраций на  тему:  «Вещи из бросовых материалов». 

«Животные – наши друзья».

Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям послушать историю про котенка.

«Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой-

Загляденье просто!

Шерсть — как бархат,

Хвост – трубой…

До чего хорош собой! (Е. Благинина)

— Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (жалость, сочувствие).

— Давайте покажем лицо девочки, нашедшей котенка.

— Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

— Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)

— Как девочка помогла котенку?

— Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

— Как бы вы поступили на месте девочки?

«Учимся доброжелательности».

Цель: Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка»)

— Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому – щенку.

— О чем мечтала девочка Маша?

— Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?

— Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?

— Какое чудо произошло?

— Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

— Как вы думаете, почему говорят«Собака- друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).

«Чем отличаются и чем похожи животные и растения».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

— Ребята, вы много раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает?

— Что вы понимаете под словами «живая и неживая природа»?

— Мы с вами говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия.

— Какие растения вам известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома?

— Как вы думаете, растения живые? Если да, то почему?

— Как, по- вашему, растения дышат, Как они питаются как растут?

— Могут ли растения жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете?

— Каких животных вы знаете?

— На какие группы животных можно разделить?

— Какие животные живут у нас здесь, у вас дома?

— Как дышат животные на суше и в воде?

— Чем питаются животные (домашние, дикие, крупные, мелкие?)

— У человека есть руки, а что есть у зверей, птиц, рыб?

— У человека есть пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных?

— Как передвигаются животные и люди? Как передвигаются растения?

— Что нужно животным для роста и развития? Что нужно для этого растениям?

— Как вы думаете растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек?

— Как умываются животные, люди, растения?

— Какую пользу приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек?

— Как реагирую животные, человек, когда их обижают?

— Как реагируют растения, когда за ними не ухаживают постоянно?

-Как вы считаете, любят ли животные и растения музыку? Как они на нее реагируют?

— В каких случаях животные и человек испытывают боль? Когда испытывают боль растения?

— Какие правила поведения животных и людей в природе вы знаете?

— Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы детского сада и дома?

— ребята, и растения и животные, и люди — все мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно расскажите об этом своим близким.

«Мальчик с ландышами».

Цель: Воспитывать гуманное отношение к растительному миру.

Ход беседы:

— Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок — погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

— Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу?

-С чем или с кем их можно сравнить? -Какие чувства вызывает у вас мальчик?

-Почему некоторые мальчики и девочки да и взрослые, так себя ведут на природе?

— Дайте оценку такому поведению.

«Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Ход беседы:

— Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?

— А умеете ли вы плотно закрывать кран?

-Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

— Ребята, вспомните, для чего мы используем воду?

— А случалось ли так, что в кране не было воды?

-Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения.

-А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.

«Кормушка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

-Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется вам Сережа?

— Что в нем вызывает симпатию?

— Как бы поступили вы и почему?

— Какую пользу приносят птицы?

« Что такое природа?»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.

Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т.д.

Ход беседы:

1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

— Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)

— Что нельзя назвать природой?  (то, что сделано руками человека)

— А машина есть в природе?

— Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)

— Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

— Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

— Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.

— На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.

— Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.

 2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)

3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

— Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.

— Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

— Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.

— А в группе у нас есть природа?

Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

— От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)

— А что можно сравнить с лампой в природе?

— Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)

— В природе идёт дождь.

— В доме есть душ.

— В природе – ветер. В доме – вентилятор.

— В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.

— В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.

— У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.

— В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

— А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

— В природе дикие животные. У нас – домашние.

— Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

4.  Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок)

«Птичка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

— Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

— В чем был виноват Сережа?

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ — Уроки в детском саду

Любовь детей к природе развивается в раннем возрасте, поэтому начинайте экологическое образование для детей как можно раньше.

Дети наблюдают за отношением и действиями взрослых по отношению к живым существам и подражают им.

Будь то банка с червями, несколько улиток, яйца бабочек, головастики или посевные жуки, глаза маленьких детей загораются, когда вы приносите в класс живых существ.

Они узнают о природе, реально взаимодействуя с ней, а не заполняя стопки рабочих листов о природе.

После того, как у детей появилась возможность исследовать, что вы приносите в класс или находите на игровой площадке, у них появляется мотивация задавать вопросы, изучать свои идеи дальше и/или выполнять проекты, предназначенные для обмена новыми знаниями.

Сосредоточьтесь на одной небольшой части окружающей среды

У многих детей было мало возможностей познакомиться с природой. По мере того, как вы демонстрируете восхищение природой и заботой об окружающей среде, ваши ученики также проникнутся энтузиазмом.

Выберите один небольшой элемент окружающей среды, например, червей, слизней, белок или насекомых. Дети осознают отношения, свою ответственность и заботу об окружающей среде, изучая одну небольшую ее часть. Слизень, а не весь лес.
См. список конкретных экологических навыков, которые можно интегрировать с предметными областями…

Как мне сделать экологическое образование частью моих занятий в классе?

Как можно больше приносить в класс живых существ и растений. Юные учащиеся будут связаны с окружающей средой, поскольку они регулярно взаимодействуют с жуками, головастиками, пауками, слизнями и другими животными. Образцовое уважение и надлежащая забота о живых существах, и ваши ученики последуют вашему примеру.

Как упоминалось ранее, акцентируйте внимание детей на том, как уважать и обращаться с живыми существами при их изучении. Не следует стучать по бутылкам с жуками, встряхивать контейнеры или оставлять живые существа на горячем подоконнике.

Расскажите о «Четырех знаниях о живых существах»,

  1. Посмотрите на них
  2. Узнать о них
  3. Отпусти их
  4. Оставьте их в покое.

После изучения животные очень стараются вернуть их в естественную среду обитания. Устройте специальную экскурсию к пруду, откуда появились яйца головастиков, или день «Выпустите бабочек». Подчеркните, насколько важно, чтобы твари вернулись в свои прежние дома.

Научите детей сопереживать живым существам.

Ролевая игра: срыв крыши с вашего класса и большая рука, протянувшаяся вниз, чтобы поднять вас. Как бы вы себя чувствовали? Что, если кто-то посадит вас в банку и встряхнет ее? Что, если кто-то поднял ваш дом, а затем выбросил его в сторону? Покажите своим детям учащимся, как аккуратно ставить бревно на то же место, если они передвигают его в поисках насекомых.

Как организовать изучение окружающей среды

Некоторые учителя, с которыми я разговаривал, были поражены тем, что приносили в класс живых существ. Если в вашем классе уже есть центр научных наблюдений, вам будет проще внедрить живых существ в свой класс.

Собрать:

  • одну или две большие стеклянные банки размером с ресторан или большие аквариумы с золотыми рыбками
  • и/или пустой аквариум длиной около 20 дюймов
  • тонкая проволочная сетка для изготовления крышек для аквариума и/или банок
  • полка шириной не менее 18″ для аквариума или банок, где дети могут просматривать их с трех сторон

Установлен в центре научного наблюдения:

  • животных для наблюдения
  • увеличительные стекла и место для хранения
  • книги о существах в аквариуме
  • буклеты для записей, журналы о природе, карандаши, мелки, маркеры
  • ремесленный материал для создания трехмерных изображений наблюдаемого

Учащиеся принимают участие в создании, изучении и уходе за живыми существами, начиная с сентября, что является обычной частью школьных занятий.

Выйти на улицу…

1. Когда у детей есть возможность быть на улице, они будут исследовать, задавать вопросы и исследовать без участия учителя. Есть много возможностей для развития грамотности, математических и научных навыков, когда дети находятся на улице. Предложите учащимся обратить внимание на среду обитания, в которой живут определенные насекомые.

Высевать жуков в сухом или влажном месте?

Черви выходят на поверхность во время дождя. Почему?

Что за комья черной грязи на газоне?

2. Выращивание съедобного детского сада вызывает у детей интерес к окружающей среде.

3. В течение года организуйте как можно больше выездов на природу. Наши местные парки предлагают множество программ на природе в лесах и на пляжах вокруг острова Ванкувер.

Модель дружественного к ошибкам поведения…

Ваша реакция на обнаружение паука или осы в вашем классе также повлияет на реакцию ваших учеников. В рамках обучения детей экологическому просвещению улыбнитесь, сделайте довольный вид, когда паук ходит по классу, и скажите: «О, это наш друг Чарли, он снова пришел в гости?»

Затем продемонстрируйте осторожность и уважение при удалении насекомого из комнаты. Маленькие дети быстро подражают вашему поведению. Ко мне часто приходили бывшие ученики, которые регулярно возвращались в мой класс, чтобы посетить класс «Дикая природа».

Научите детей быть наблюдательными, а не запоминать имена…

  • Вместо того, чтобы, например, сосредоточиться на обучении собственным именам обитателей пруда, пусть учащиеся сами понаблюдают и запишут то, что они замечают в этих существах.
  • Попросите назвать существ на основе собственных наблюдений. Для начала подойдут «Жук с красной точкой» и «Жук с конфетными полосками».
  • Слишком раннее обучение правильным названиям существ может помешать дальнейшему наблюдению.
  • Дайте детям пару недель понаблюдать за резервуаром с водой из пруда, и с подсказками дети будут замечать все больше и больше подробностей о существах.
  • Предоставьте учащимся множество материалов для изготовления буклетов с наблюдениями, таких как «Книга моего пруда».

Использование текущих событий, чтобы поговорить с детьми об экологических проблемах

Прокрутите назад к началу этой страницыПерейти к содержимому

Тодд Бейкер / CC by 2. 0

Изменения климата и окружающей среды в последнее время были в новостях и часто обсуждались, особенно когда погода резко меняется. Но это сложный вопрос, и его может быть трудно объяснить детям.

Изменение климата или глобальное потепление? Или, может быть, проблема действительно в выбросах ископаемого топлива или в перегрузке парниковыми газами? Это то же самое, что озоновая дыра? Я точно знаю, что это как-то связано с уровнями CO 2 , или это был угарный газ?

Видишь, как быстро все усложняется. Это потому, что наука об окружающей среде сложна. Черт возьми, многие исследования приходится проводить с помощью суперкомпьютеров. Но использование текущих событий может стать отправной точкой для продолжения семейных дискуссий и образования.

Эта недавняя новость может стать отправной точкой для начала диалога за обеденным столом. Royal Dutch Shell, четвертая по величине нефтяная компания в мире, попала в заголовки газет из-за своего решения прекратить разведочное бурение нефти в Арктике. Shell надеялась найти обширные залежи нефти и газа на крайнем севере Аляски и вложила в проект семь миллиардов долларов, но сдалась, когда не было обнаружено значительных запасов нефти.

через сайтnationofchange.org

Углеродный след

С одной стороны, Shell и другие нефтяные компании ссылаются на мировую потребность в нефти и зависимость от нефти в качестве оправдания для бурения. Чтобы донести эту мысль до сознания, так сказать, спросите себя: «Зависит ли наша семья от нефти, газа, угля и других ископаемых видов топлива?» Если да, то откуда берется это топливо? Как наше использование сравнивается со средним американцем? Чтобы узнать это, выполните упражнение «Углеродный след» от Климатического управления штата Индиана.

через dancerabbit.org

Ущерб окружающей среде, вызванный ископаемым топливом

С другой стороны, что мы знаем о том, какой ущерб окружающей среде был нанесен арктическим и полярным морским экосистемам в результате бурения нефтяных скважин Shell? Кроме того, стоит ли бурение в поисках нефти в районе, где происходят огромные изменения в отношении таяния льда? В этой статье Yale Environment 360 объясняются возможные опасности.

Разговор об опасностях бурения нефтяных скважин может привести к более широкому обсуждению других вредных воздействий на окружающую среду, связанных с ископаемым топливом. Например, ваша семья может исследовать, как ископаемое топливо повлияло на ужасное качество воздуха в нескольких китайских городах. И загрязнение воздуха Китая остается не только в Китае. Одно исследование показало, что он в больших количествах перемещается через Тихий океан в Соединенные Штаты.

через foxnews.com

Альтернативные источники энергии

Третий компонент, который следует включить в обсуждение, — это то, как новые современные технологии с меньшим риском для окружающей среды могут помочь удовлетворить наши потребности в энергии. Мы все знаем о солнечной и ветровой энергии, но как насчет идеи выработки электроэнергии во время ходьбы? Посмотрите это видео Университета Организации Объединенных Наций, чтобы узнать, как это работает.

Слышали ли вы о крошечных ядерных реакторах, называемых малыми модульными реакторами (ММР)? Только один может питать целый город. Есть ли у SMR какие-либо риски? Какие награды? Подайте его к курице по-королевски, чтобы завязать оживленную беседу. Еще лучше обсудите принятие этой идеи от НАСА. Если это сработает на Луне, почему не в вашем городе?

через infoniac.com

Вам не нужно знать много науки, чтобы использовать текущие события, чтобы начать актуальную и страстную дискуссию об окружающей среде со своими детьми. И не бойтесь идти туда, куда раньше не ступала ни одна семья — от принятия какой-либо стороны к участию в решении проблемы.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано 12 октября 2015 г.

Связанная статья

Дэн Франк

Дэниел Х. Франк — директор по науке K12. Он разработал объем и последовательность для всех курсов естественных наук для 3-12 классов. Доктор Франк также работал в компаниях Holt, Rinehart, Winston, Harcourt, Scholastic, Inc. и Discovery Channel, среди прочих, над разработкой учебников по естественным наукам, а также мультимедийных продуктов для учащихся от детского сада до старшей школы.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *