Разное

Балтийское море омывает: БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ • Большая российская энциклопедия

Географическая справка :



Топонимический словарь рассказывает: смысловое значение названия моря окончательно не выяснено. У древних римлян и греков упоминается остров Балтия. С XI в. в западноевропейских источниках появляется море Балтикум. В основе может находиться литовское baltas или латышское balts — белый — по цвету песчаных берегов. На Руси море называлось Варяжское (от варягов) или Свейское, Свебское — так в Средневековье называли шведов. С XVIII в. появляется название Балтическое море, но в употреблении закрепляется сегодняшнее название — Балтийское море.

Воды Балтийского моря омывают северо-западные берега Европейской части России.

Балтийское море внутреннее, отделяется от Атлантического океана Скандинавским полуостровом. Море соединяется с океаном узкими и неглубокими проливами, а это затрудняет водообмен. Полное обновление воды в море происходит за 20-40 лет. Этот природный фактор определяет уязвимость природного комплекса Балтики.

Балтийское море имеет три крупных залива: Ботнический, Финский, Рижский. Восточная часть Финского залива называется Невской губой. В 48 км от Санкт-Петербурга находится остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт.

В результате строительства дамбы островной город соединен с Санкт-Петербургом шоссейной дорогой, проложенной по дамбе.

В настоящее время Кронштадт — административный район Санкт-Петербурга. Население составляет 45 тыс. человек. Несмотря на дамбу, Кронштадт остаётся городом — островом. Многие кронштадцы вынуждены работать в Санкт-Петербурге и тратить значительное время и средства на дорогу. Автомобильным транспортом на линии Кронштадт — Горская — Петербург пользуется около 4000 человек в сутки. Паромная переправа на линии Кронштадт — Ломоносов в день перевозит до 2000 пассажиров. Бюджет района дотационный, собственных доходов хватает лишь на 15 — 20% расходов. Одну треть площади острова (более 40 площадок, военных городков) занимают воинские части, ГУП Кронштадский Морской завод и Арсенал. В западной части острова Котлин располагается аэродром, имеющий капитальную взлётно — посадочную полосу длинной 500 метров с бетонным покрытием, обеспечивающую посадку вертолётов всех типов. Здесь могут базироваться также лёгкомоторные и спортивные самолёты.

Длина причалов военного порта составляет 2240 м, глубина от 3 до 9 м. Трудности развития усугубляет большая площадь военной застройки. Объём каботажных перевозок составляет до 100 тыс. тонн в год. Своего торгового и пассажирского флота город не имеет. Рыболовный флот представлен одним судном, принадлежащим рыбколхозу .

Кроме военного порта имеются Ленинградская (Летняя) и Арсенальная (Зимняя) пристани; причалы производственной площадки Котлин КЗС в гавани Литке, причалы бывшего РСУ, сейчас ЗАО (причал № 95).

Район использует свой судостроительный, портовый комплекс не в полной мере.

Будущее города, его жителей, бесценных исторических памятников зависит от реализации проекта создания на острове Котлин экономической зоны с особым режимом хозяйственной деятельности, разработанного по инициативе главы администрации В. Л. Сурикова.

Удобство Котлина для создания свободной экономической зоны определяется его островным положением, которое обеспечит безопасность коммерческой деятельности; близостью Санкт — Петербурга — крупнейшего промышленного, транспортного, научного, культурного центра страны; наличием избытка рабочей силы; имеющейся инфраструктурой и др.

Исторический опыт свидетельствует, что торговый порт приносил до 75% доходов в городскую казну. После распада СССР порты Таллинн, Новоталлиннский, Рига, Вентспилс, Клайпеда, Лиепая оказались за границей Российской Федерации. Транзит грузов через территории соседних государств, таможенные пошлины и другие выплаты, значительно удорожают перевозки российских и импортных грузов. Ограниченные территории определяют высокий уровень капитальных вложений для увеличения пропускной способности и расширения номенклатуры перерабатываемых грузов. Насущной необходимостью является создание новых морских портов России в Финском заливе. Один из самых перспективных вариантов в западной части острова Котлин. Близость к Большому Корабельному фарватеру позволит без сравнительно больших капиталовложений построить причалы для современных морских и океанских судов с большой осадкой. Комплекс защитных сооружений обеспечит удобную транспортную связь со всем северо — западным регионом. Технологическая дорога по северной дамбе позволит сделать это уже на первом этапе строительства порта после ввода в строй постоянного моста через северный фарватер.

Котлин- уникальный исторический центр мирового значения. В XXI веке Кронштадт должен стать крупнейшим портовым центром технологическим комплексом северо — запада России с обслуживающими его таможенной и промышленной инфраструктурой. Это не мешает городу продолжать выполнять функции обеспечения базирования и учебной базы ВМФ Российской Федерации. Экономический рост позволит сохранить и культурно — исторический комплекс Кронштадта, создать и увеличить услуги, туризм, экономическое и культурное сотрудничество с другими регионами и странами.

» к списку

 

Самое читаемое

•Андрей Кононов — лауреат премии «Петербург и петербуржцы»

•В Кронштадте почтили память героя-подводника Александра Маринеско

•Андрею Кононову представили макет благоустройства территории

•Итоги первых месяцев отопительного периода ЖКС №4

•Олег Довганюк покидает пост главы администрации Кронштадтского района

•Номер маршрута № 101 изменится

•Жители Кронштадта встретили подводную лодку К-3 в Музее военно-морской славы

•Подводную лодку перевезут ночью

•Закрывается движение транспорта по Цитадельскому шоссе

•Сотни старшеклассников приняли участие в Дне призывника в Кронштадте

Современное состояние Балтийского моря — Балтийское море

w3.org/1999/xhtml» cellspacing=»0″>

Современное Балтийское море омывает
берега 9 государств, являясь источником разнообразных богатств для людей.
Многие учёные считают, что Балтийское море уже на пути к экологической
катастрофе. В последнее время я много слышу по радио и телевидению об
экологических проблемах Балтийского моря. Море загрязнено нефтью, солями
металлов, промышленными стоками из Польши, Германии, Швеции, Прибалтики и, к
сожалению, России тоже.

      
Сейчас уже существует много международных организаций по охране
Балтийского моря. Ещё в 1974 году страны Балтийского моря подписали Конвенцию
об его охране. А в 1992 году была подписана обновлённая Конвенция, руководящим
органом которой является комиссия по охране морской среды Балтийского моря
(ХЕЛКОМ). В ХЕЛКОМ входят государства: Германия, Дания, Европейское сообщество,
Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония.

Балтийское море глубоко вдается в сушу и относится к
морям внутреннего или средиземного типа. По площади (386 тысяч км2)
Балтика почти не уступает по величине Черному и Каспию. При этом объем
балтийской воды сравнительно невелик, потому что средняя глубина моря всего 86 м. Три больших залива:
Ботнический, Финский и Рижский. Более 250 рек несут свои воды в Балтику,
поэтому Балтийское море – одно из самых пресных морей в мире. Соленость воды в
центре моря 9 промилле (%о). В Рижском заливе — 6%о.

Вода Балтийского моря напоминает слоеный пирог, то
есть на глубине вода соленая (из Северного моря), а на поверхности – почти
пресная. Таким образом, Балтийское море одновременно является и морским и
пресноводным бассейном. В соленых водах юго-западной части Балтики обитают
многощетинковые черви, гидроидные полипы, иглокожие и другие типичные морские
организмы. В опресненных заливах встречаются солоноватоводные виды — это
морские и пресноводные формы, которые приспособились к жизни в слабосоленой
воде. В самых краевых участках заливов благоденствует пресноводная фауна.

Финский залив – второй по величине в Балтийском море,
протянулся с запада на восток на 400
км. В западной части залив наиболее глубоководный, от 200 м на входе до 60 м на уровне Нарвского
залива. Воды залива имеют соленость от 9-8 %о на глубине до 3-5%о
на поверхности. Восточная часть залива мелководна и распреснена. С западной
стороны острова Котлин – 2%о. Невская губа практически пресная.

В солоноватой воде восточной части Финского залива
обитают: пресноводные виды – рыбы (окунь, плотва, щука, ерш, елец и др.),
беспозвоночные (моллюски перловицы и беззубки, катушки, прудовики и лужанки,
водные клопы и жуки, личинки комаров, ручейников и поденок, а также
замечательный рачок – водяной ослик). Разнообразна водная прибрежная
растительность – рдесты и стрелолист, тростник и рогоз, многие виды осок,
массовые зеленые водоросли.

Типично морские обитатели, достигающие восточной части
Финского залива: треска, бельдюга, камбала, салака, балтийская килька шпрот, и
др. Из беспозвоночных – балтийская ракушка, морской таракан, мизида и морской
желудь. Некоторые морские водоросли – фукус и церамиум.

Организмы-вселенцы, морские и пресноводные виды,
которые проникли в Балтику из других морей и прижились здесь: китайский краб,
странствующая ракушка дрейсена (теплые воды Волго-Каспийского бассейна), хищный
ветвистоусый рачок церкопагис (из Каспийского моря), рачки бокоплавы(из
Байкала), ротан-головешка (из реки Амур).

 

Усилия по очистке Балтийского моря медленно продвигаются вперед – The First News

Наука | История | Новости

Иоанна Ясинска 23 марта 2019 г.

В прошлом рыбаки и даже туристы часто сталкивались с выброшенными на берег бомбами, некоторые из которых содержали горчичный газ. Сейчас предпринимаются усилия по очистке Балтийского моря.
Марцин Белецкий/PAP

Дно Балтийского моря усеяно более чем 40 000 тонн химического оружия и полумиллионом тонн обычного оружия, смертоносного напоминания о Второй мировой войне.

По данным Mare Foundation, еще 60 процентов мусора, обнаруженного в море, — это пластик, в то время как морская фауна и флора постоянно уничтожаются примерно 850 000 тонн сельскохозяйственных и промышленных отходов, стекающих в море из рек и через почву.

Польские ученые из Института океанологии Польской академии наук надеются найти решение хотя бы одной из этих проблем — утечки токсических веществ из затонувших вооружений, кораблей и самолетов.

Немецкий танкер «Франкен», лежащий на дне Гданьского залива, представляет собой бомбу замедленного действия с 1,5 миллионами литров топлива, которая может начать вытекать в море в любой момент. для морских боеприпасов) указывает, что проблема наиболее очевидна в Балтийском море, но она также касается Адриатики, Ирландского моря и бельгийского побережья с остатками химического оружия времен Первой мировой войны.

Он сказал: «Например, американцы затопили огромное количество оружия в Тихом океане недалеко от Гавайев, включая химикаты. Однако это океан, вода очень глубокая, поэтому эта проблема меньше».

Проект Daimon, финансируемый ЕС, направлен на поиск ответов на вопрос, «как действовать с идентифицированными и нанесенными на карту военными объектами. Устранение или бездействие являются предметом острых споров между органами, принимающими решения. Поскольку на этот вопрос не может быть общего ответа, DAIMON разработает инструменты для поддержки правительств и компаний региона Балтийского моря в принятии индивидуальных решений».

Согласно имеющейся исторической информации, иприт является наиболее распространенным боевым отравляющим веществом в захороненных боеприпасах. Это химическое вещество представляет реальную опасность для человека, вступающего с ним в контакт, и для организмов, находящихся в непосредственной близости от него, с учетом как краткосрочного, так и долгосрочного воздействия. Helcom

На практике ученые партнерских программ в Польше, Германии , Швеция, Финляндия, Норвегия, Литва и Россия, которые следят за районами с известным затонувшим оружием, особенно химическим, оценивают создаваемую угрозу и дают рекомендации по возможным действиям.

«Это будет ряд действий, например, наблюдение на случай, если объект станет угрозой в будущем, ограничение деятельности человека в данном регионе или даже извлечение и уничтожение оружия», — пояснил Белдовски.

Рыбак или даже туристы в 50-х и 60-х годах часто сталкивались с бомбами, выброшенными на пляж, некоторые из которых содержали горчичный газ.

Михал Чуб, ученый, работавший над проектом Даймон, провел анализ затрат, изучив, как затонувшее оружие воздействует на все формы действий в море и вокруг него. Михаил Чуб

Ограниченное осознание того, насколько опасны бомбы, может привести к обширным ожогам и даже к потере зрения.

Но знать об опасности оружия Второй мировой войны недостаточно.

В октябре прошлого года изумленные историки обнаружили Messerschmitt Me-109G , пролежавший в соленой воде 73 года.

Немецкий танкер Franken , лежащий на дне Гданьского залива, представляет собой бомбу замедленного действия с 1,5 миллионами литров топлива, которая в любой момент может начать течь в море.

Дно Балтийского моря усеяно более чем 40 000 тонн химического оружия и полумиллионом тонн обычного оружия времен Второй мировой войны.Marcin Bielecki/PAP

«Вы не можете получить все со дна Балтийского моря, но мы думаем что только часть оружия опасна сейчас или будет опасна в будущем. Проект Daimon определяет, какое оружие опасно и о котором нужно заботиться», — пояснил Белдовски.

Положительные примеры решения этой проблемы можно найти в разных странах.

Что касается мира, то были случаи извлечения химического оружия из морей и океанов и его уничтожения. Таким примером является Япония, где была реализована огромная программа по очистке портовых акваторий от химических боеприпасов.

В настоящее время программа осуществляется в Китае, где японцы финансируют добычу и уничтожение химического оружия, которое они туда забросили во время Второй мировой войны.

Сотрудники Музея военной техники и истории Померании обыскивали пляж с помощью магнитометрического датчика, когда наткнулись на Мессершмитт Ме-109.G.Muzeum Techniki Militarnej i Historii Pomorza

Михал Чуб, ученый, работавший над проектом Даймон, провел анализ затрат, изучив, как затонувшее оружие влияет на все формы действий в море и вокруг него.

Он пришел к выводу, что: «Результаты показывают, что стоимость прибрежного и морского отдыха в Балтийском море могла бы увеличиваться на 1-2 миллиарда евро ежегодно, если бы условия окружающей среды улучшились.

«Благосостояние граждан увеличилось бы на 1,8-2,6 миллиарда евро ежегодно, если бы улучшилось состояние многолетней растительности и рыбных запасов».

Метки:
Вторая мировая война,
Балтийское море,
Польская академия наук,
химические вещества,
Оружие

Поделиться:

Самая большая в мире мертвая зона Удушающее море

Эта история является частью специальной серии, посвященной глобальному водному кризису. Для получения дополнительных новостей, фотографий и информации о чистой воде посетите веб-сайт National Geographic Freshwater.

«Орел!» Крик усиливается, когда над нашей лодкой проносится огромная тень. Орлан-белохвост спускается на один из 24 000 островов, составляющих поросший соснами скалистый Стокгольмский архипелаг Швеции.

Туристы, прибывшие на борт для этого природного тура в августе 2009 года, в основном пропускают фотосессию. Но местный эксперт по дикой природе Питер Вестман из природоохранной группы WWF Швеции уверяет группу, что будут и другие.

Численность этого когда-то угрожаемого хищника в Балтийском море возросла с 1000 до более чем 23 000 (карта) с тех пор, как в 1970-х годах были запрещены загрязняющие вещества, включая ДДТ, пестицид, разжижающий яичную скорлупу, и ПХД, химические соединения, используемые в электрическом оборудовании. — сказал Вестман.

Но есть новая опасность для орла и многих других морских существ: Взрыв микроскопических водорослей, называемых фитопланктоном, затопил чувствительные воды Балтийского моря, поглощая кислород и задыхаясь от водных организмов.

Хотя это природное явление в меньшем масштабе, эти цветы в последнее время разрастаются с угрожающей скоростью, питаясь такими питательными веществами, как фосфор и азот из сельскохозяйственных удобрений и сточных вод. Когда идет дождь, сельскохозяйственные удобрения смываются в море. Очистные сооружения также сбрасывают отходы в экосистему Балтийского моря.

В результате на Балтике теперь находятся семь из десяти крупнейших в мире морских «мертвых зон» — областей, где морской кислород используется бактериями морского дна, которые разлагают дождевую массу мертвых водорослей.

«Последние несколько лет у нас было огромное цветение водорослей, которое затронуло всю экосистему», — сказал Вестман.

Перелов балтийской трески усугубляет цветение водорослей, сказал Вестман. Треска питается килькой, небольшим видом, похожим на сельдь, который поедает микроскопических морских существ, называемых зоопланктоном, которые, в свою очередь, поедают водоросли.

(См. также: «Эксперты предупреждают, что чрезмерный вылов рыбы приводит к опустошению рек и озер мира»)

Таким образом, меньше трески и взрыв кильки, питающейся зоопланктоном, означает больше водорослей и меньше кислорода.

Этот порочный круг усугубляется по мере того, как расширяющиеся мертвые зоны поглощают глубоководные места размножения трески, добавил он.

Цветение водорослей, которое может быть ядовитым для животных и купающихся людей, оставляет после себя уродливый слой зеленой пены, которая загрязняет туристические пляжи и лишает водоросли света.

«Место [морских водорослей] заняли другие виды, которые не являются хорошей средой обитания для рыб», особенно для молоди, сказал Вестман. «В последние пару лет такие обычные рыбы, как щука и окунь, практически не размножались во внутренней части архипелага».

Слишком поздно спасать Балтийское море?

В Стокгольме проходит Всемирная неделя воды, ежегодная глобальная встреча по водным проблемам, организованная Стокгольмским международным институтом воды. На стене конференц-зала висит спутниковое изображение Балтийского моря, его темно-синие края уступают место вихрящемуся молочному центру, на котором видны цветущие водоросли.

Участники Всемирной недели воды продвигают новый план действий под названием «Стратегия Балтийского моря». Инициатива, возглавляемая Европейским союзом, попытается скоординировать усилия восьми членов ЕС в девяти странах Балтии, не включая Россию, по оживлению их общего моря.

Хотя все спикеры соглашаются, что «пришло время действовать», они не звучат оптимистично.

«Может быть, уже слишком поздно», — сказал Сорен Норс Нильсен из Копенгагенского университета.

Самое молодое море на планете, возраст которого менее 10 000 лет, Балтийское море уникально тем, что образовалось после последнего ледникового периода. Это также один из крупнейших в мире водоемов с солоноватой водой.

«Опыт подсказывает нам, что такую ​​систему почти невозможно предсказать, — сказал Нильсен.

Необычное сочетание пресноводных и морских видов в Балтийском море делает его особенно уязвимым к изменениям окружающей среды. «Эволюция не успела создать экосистему, способную выдерживать изменения», — объяснил Нильсен.

(См. также: «Кораблекрушения викингов грозят гибелью из-за вторжения странных червей».)

«Море законов»

Адвокат по водному праву Меган Валлин из Стокгольмского международного института водных ресурсов, выступавшая на презентации Балтийского моря, сказала уже существует «море законов» для борьбы с человеческой деятельностью, угрожающей Балтийскому морю.

Слишком много, чтобы перечислять, они включают существующие директивы ЕС, которые охватывают загрязнение питательными веществами и незаконный промысел. Законы есть, их просто нужно исполнять, сказала она.

Со своей стороны, Вестман из WWF надеется, что новая стратегия ЕС, по крайней мере, превратит Балтийское море в «своего рода испытательный полигон для обеспечения соблюдения и реализации директив». Например, план предусматривает поэтапный отказ от фосфатов в стиральных и кухонных моющих средствах и введение более устойчивых правил рыболовства.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *